характерно доминирование негативных эмоции, сопровождающихся переживанием вины.
Таким образом, можно утверждать, что существует взаимосвязь между алекситимически-подобными и иными эмоциональными состояниями личности. Также в ходе иссле-
дования доказано, что с нарастанием алекситимического признака изменяется конфигурация и качество взаимосвязей алекситимических проявлении и эмоциональных состоянии личности.
Библиографический список
1. Белашина, Т.В. К вопросу об алекситимии и алекситимически подобных проявлений личности / Т.В. Белашина // Социокультурные проблемы современной молодежи: материалы Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: НГПУ, 2006. - Ч. I.
2. Кристал, Г. Интеграция и самоисцеление. Аффект, травма и алекситимия / Г. Кристалл. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997.
4. Леонтьев, А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции / А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1971.
5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002.
6. Симонов, П.В. Роль эмоций в механизмах подкрепления условно-рефлектороной деятельности / П.В.Симонов. - Л.: Лениздат, 1972.
7. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж.Пиаже. - М.: Наука, 1975.
8. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2008.
9. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я.Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 1999.
10. Фетискин, Н.П. Социально- психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П.Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов. -М.: Институт Психотерапии, 2002.
11. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. 2-е издание / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2007.
12. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. - М.: Академический проект, 2006.
13. Сандомирский, М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: практическое руководство / М.Е.Сандомирский. - М.: Класс, 2005.
Статья поступила в редакцию 29.06.09
УДК 159.923
С.Б. Нестерова, аспирант НГПУ, г.Новосибирск, E-mail: [email protected] НАРЦИССИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи нарциссического характера и лидерских способностей на материале выборки военнослужащих. Выявлено, что чем выше степень выраженности нарциссических черт, тем сильнее у личности представлены лидерские способности.
Ключевые слова: лидерство, теории черт лидерства, нарциссический характер, нарциссический лидер.
В психологической науке существует четыре основных теоретических подхода к исследованию проблемы лидерства: поведенческий подход, ситуационный подход, подход с позиции личностных качеств (теория черт) и интегративный подход (синтетическая теория лидерства). Первоначально в психологической науке признание получила «теория черт» (иногда называется «харизматической теорией», от слова «харизма»), которая представляет подход с позиции личностных качеств и концентрирует внимание на врожденных и неповторимых качествах лидера. В рамках этой теории, лидерство как социально-психологический феномен рассматривается в виде совокупности выдающихся черт личности, обеспечивающих лидерам возможность выдвинуться, занять ведущую позицию и удерживать власть благодаря наличию этих уникальных черт [1]. Несовершенство теории черт лидерства заключается в том, что в ней указывается врожденный характер лидерских качеств; следуя ее постулатам, лидер изначально наделен определенными чертами, которые генетически перешли к нему. Следовательно, лидерскими признаками может обладать определенный ограниченный круг людей. Лидеры являются носителями определенных умений, присущих им, и только им, имеющих врожденный характер и обнаруживающихся независимо от особенностей ситуации или группы [2].
В противовес этой теории был основан подход, в котором рассматривался вопрос о том, откуда же берутся лидеры и каково происхождение самого феномена лидерства. Согласно этой теории, лидер понимается как лицо, в наибольшей степени отвечающее социальным ожиданиям группы и наиболее последовательно придерживающееся ее норм и ценностей [3]. В основе теории лидерства как функции группы находится постулат, что члены группы сами выбирают лидера, который способен концентрировать главные ее ценности; лидер дол-154
жен знать и удовлетворять интересы и потребности своих последователей; он представляет некий инструмент для достижения групповых целей. Недостатком этой теории сторонники отмечали, что она рассматривает только личность лидера, не придавая значения такой особенности отношений как «лидер -ведомые» [4].
Не менее известной в западном научном мире является «теория лидерства как функции ситуации» (Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Хейр). Авторы этой теории указывали, что лидер является не столько функцией личности или группы, сколько результатом сложного и многопланового влияния различных факторов при вхождении в различные ситуации [5]. Однако, как отмечал Ж. Пиаже, при таком подходе полностью снимается вопрос об активности личности лидера [6].
На основе ранее созданных концепций лидерства во второй половине XX века была основана синтетическая теория лидерства, в которой лидерство представлено как процесс, возникающий из характерных факторов среды - групповых и культурных. В рамках этой теории допускается множественность оптимальных типов лидерства. В соответствие с основным положением данной теории производительность группы зависит от взаимодействия стиля лидерства и степени благоприятности ситуации. Так легче быть лидером, если: группа ему - доверяет и симпатизирует; группа выполняет четко сформулированные задачи; положение лидера подкреплено реальной властью [1].
Один из величайших парадоксов развития современного человеческого сообщества заключается в том, что сегодня лучшим лидером является новый тип человека, способный упорно преследовать свои цели, эмоционально обособленный, изолированный от общества, которым и является лидер нарциссического типа. Выделение феномена «нарциссический лидер» в психологической науке - в широком смысле - при-
нято связывать с нарастанием нарциссических тенденций в современном человеческом сообществе. В узком смысле, о нарциссическом лидере, все более говорят в том случае, когда у человека присутствует ряд специфических поведенческих черт, таких как самодостаточность, самоуверенность, независимость от мнения других людей [7].
В рамках данной статьи мы рассмотрим валидность понятия «нарциссический характер» и представим результаты исследования нарциссических коррелятов лидерских способностей на материале выборки военнослужащих. Сегодня существует несколько подходов к исследованию личности нар-циссического типа [8; 9]. Одна из современных формулировок этой проблемы отражает понимание нарциссического феномена как черты характера (или совокупности его черт). Главными характеристиками нарциссического характера, считает
О.Ф. Кернберг [8], является амбивалентность: грандиозность, эгоцентризм, почти полное отсутствие эмпатии и интереса к другим людям, несмотря на тот факт, что личности с нарцис-сическим характером нуждаются в восхищении и одобрении окружающих. Т. Миллон отмечает, что личностей нарциссического типа ярко характеризует межличностная инициатива, идущая от веры в себя: «Конкурентоспособные, амбициозные и самоуверенные они реально занимают позиции лидеров, действуют решительно и без колебаний, ожидают от других признания своих исключительных качеств и потакания им. Кроме уверенности, они бесстрашны, умны и убедительны, достаточно очаровательны для того, чтобы убедить других действовать в своих целях» [10]. В тоже время отмечается, что когда нарциссический лидер достигает цель, он становится все более и более самоуверенным и, в тоже время, более непосредственным - чувствует себя совершенно свободным от ограничений. Появляется все больше и больше идей и ощущение собственной непобедимости [7].
Главная проблема состоит в том, что ошибки лидера нарциссического типа имеют тенденцию становиться все более явными, в то время как он становится наиболее успешным. И часто, вместо того, чтобы попытаться убедить тех, кто не согласен с ним (а реально он это действительно может сделать), нарциссический лидер чувствует себя вправе игнорировать любые мнения или советы, предостерегающие его, и может потерпеть провал и оказаться в полной изоляции.
Лидеры нарциссического типа, как правило, обладают харизмой - эта энергия и непоколебимая уверенность в собственной правоте всегда вдохновляет их последователей. Несмотря на теплые чувства, которые может вызывать харизма, нарциссическим лидерам обычно очень неуютно со своими собственными эмоциями. В силу своей высокой сензитивно-сти, они необычайно чувствительны и проницательны, а их самолюбие чрезвычайно уязвимо в стрессовых ситуациях [7]. Нарциссические лидеры, скорее, сами жаждут сочувствия от других. Однако даже наиболее продуктивные из них не отличаются особенной чуткостью или эмпатичным пониманием других людей. Недостаток эмпатии - это характерный недостаток (или все-таки достоинство?) даже наиболее харизматич-ных и успешных нарциссических лидеров.
Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева высказывают предположение, что нарциссический тип личностной организации характеризует не столько отсутствие эмпатии, как отмечается многочисленными исследователями, а недостающая мотивация для ее проявления [11]. В пользу этой гипотезы свидетельствует тот факт, что недостаток эмпатии в свое время не помешал величайшим историческим деятелям нарциссического типа очень тонко почувствовать и понять, что же следует лучше всего говорить и как вдохновлять своих последователей. Фактически, во времена глобальных перемен, недостаток эмпатии парадоксальным образом оказывается скорее силой, чем слабостью лидера [7].
Безусловно, все успешные лидеры (руководители) стремятся побеждать, но нарциссические личности особенно. Как отмечает В. Райх, нарциссический характер, как правило, во внешних проявлениях - самоуверенный, иногда горделивый, гибкий, сильный, привлекательный. Его агрессивная сущность
выражается не столько в том, что личность с нарциссическим характером делает или говорит, сколько в том, в каком виде на практике обнаруживаются эти деяния [12].
В данной статье мы представим отдельный фрагмент экспериментального исследования и попытаемся в первом приближении оценить взаимосвязь нарциссического характера и лидерских способностей личности.
Методологической основой исследования являются основные положения концепций нарциссизма О.Ф. Кернберга [8], В. Райха [12], Т. Миллона [10]; представления о нарцисси-ческом характере Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриевой [11], Е.Т. Соколовой, Е.П. Чечельницкой [9]; основные положения синтетической теории лидерства Б. Басе, Дж. Джулиан, Ф. Фид-лер, Е. Холландер [5].
В работе использовался следующий комплекс методов: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, констатирующий эксперимент, тестирование, психологический анализ взаимосвязи нарциссического характера и лидерских качеств личности, методы математической статистики (расчет удельной доли от числа, Н-критерий Крас-кела-Уоллиса, г-коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием компьютерной программы БРББ 13. Достоверность представленных результатов - не ниже 5% уровня значимости.
В экспериментальном исследовании использовались следующие методики:
1. Опросник “Способность к лидерству” позволяет измерять уровень выраженности лидерских способностей [13].
2. Тест-опросник «Нарциссические черты личности (характера)» О.А. Шамшиковой, Н.М. Клепиковой [14], позволяет эффективно измерять различные конфигурации нарцисси-ческих черт. Опросник ориентирован только на широкий контингент психической нормы и направлен на диагностику нар-циссических состояний, характеризующихся совокупностью нарциссических черт, входящих в структуру нарциссического расстройства личности, но не достигающих уровня, необходимого для диагностики патологического нарциссизма по DSM.
Речь здесь идет о нарциссических состояниях, “при которых выражены проблемы настроения, самоуважения и регуляции напряжения” [9, с. 36]. Во-первых, нарциссические состояния отражают неспособность человека поддерживать уровень адекватной самооценки и, во-вторых, могут свидетельствовать о неудачных попытках формирования стабильного представления личности о себе. Второе, в большей степени соотносится с неспособностью устанавливать глубокие межличностные отношения и получать удовольствие от общения с людьми [8]. В-третьих, нарциссические состояния характеризуются совокупностью нарциссических черт, входящих в структуру нарциссического расстройства личности, но не достигающих уровня, необходимого для диагностики патологического нарциссизма [10].
Экспериментальную выборку составили 112 испытуемых, курсантов военного училища в возрасте 18 - 23 лет. Дифференциация общей выборки производилась по лидерскому признаку по шкале методики “Способность к лидерству”.
В результате дифференциации испытуемых нами были получены три экспериментальные группы: экспериментальную группу ЭГ-1 (Ы = 30) - низкий уровень выраженности лидерских способностей - составили 27% испытуемых; экспериментальную группу ЭГ-2 (Ы = 48) - средний уровень выраженности лидерских способностей - 43% испытуемых; экспериментальную группу ЭГ-3 (Ы = 34) - высокий уровень выраженности лидерских способностей - 30% испытуемых.
На рис.1 представлено графическое выражение расчета удельной доли испытуемых от общей выборки:
Z7W
□ їи^тінгаїшдіртпі 1 ■ їи^тішшміріп
Рис. 1. Р^фірїНцшцЕи шборкнпо
Іфіснку: СТЩЕНЬЕЕрВМЯЮСт ПИДрЖИК
шкЕобилт
В ходе эмпирической обработки полученных данных рассчитывалась достоверность различий по H-критерию Крас-кела-Уоллиса по шкалам опросника «Нарциссические черты личности (характера)» по трем экспериментальным группам. Достоверность различий значений исследуемого признака представлена в таблице 1:
Достоверность различий в значениях исследуемого признака по 1-ЭГ-1, 2-ЭГ и 3-ЭГ_________________________________
Наименование признака / название шкалы H-критерий Краскела-Уоллиса
1. Грандиозное чувство самозначимо-сти 0, 444
2. Озабоченность фантазиями 0, 2бб
3. Вера в собственную уникальность 0, 49б
4. Потребность в постоянном внимании и восхищении 0, 048*
5. Ожидание благоприятного к себе отношения 0, 0б7
б. Эксплуатация в межличностных отношениях 0, 5б2
7. Отсутствие эмпатии 0, 005**
8. Зависть к другим 0, 053**
9. Озабоченность фантазиями 0, 33
Экспериментальное исследование взаимосвязи нарцис-сического характера и лидерских качеств личности осуществлялось методом корреляционного анализа Спирмена, который позволяет обнаружить значимые связи между измеряемыми параметрами. Применяя метод корреляционных плеяд П. В.Терентьева, на основании полученных результатов - матрицы интеркорреляций - строились графы «максимального корреляционного пути» отдельно для каждой из трех экспериментальных групп. Результаты исследования по ЭГ-1 представлены на рис. 2:
Низкий уровень выраженности -.695** Грандиозное чувство
лидерских способностей самознач и мости
Рис. 2. Корреляционная плеяда 1 (ЭГ-1)
Условные обозначения: *....* обратная зависимость
** - уровень значимости 0,01
Вероятно, у испытуемых ЭГ-1 низкий уровень выраженности нарциссических черт способствовал низкому уровню проявления лидерских способностей: «низкий уровень выраженности лидерских способностей» - «грандиозное чувство собственной значимости» (r = - 0, б31 при р = 0, 05). Грандиозное чувство самозначимости выражается в преувеличении собственных способностей и достижений, и ожидании оценки себя окружающими как особо одаренной личности, невзирая 15б
на то, что достижения объективно не столь значительны. Обратно-пропорциональная зависимость показывает, что испытуемые ЭГ-1, вероятно, не стремятся быть лидерами, похоже, им нет необходимости подтверждать публично свое великолепие, но вместе с тем они нуждаются в признании, восхищении, в ощущении собственной непобедимости, которые, видимо, они проигрывают в фантазиях.
Результаты экспериментального исследования по ЭГ-2 представлены на рис. 3:
Результаты экспсримоггалыюго исследования по ЭГ-2 представлены на рис. 3:
Средний уровень выраженности ,555" Эксплуатация в
лидерских способностей межличностных отношения
Рис. 3. Корреляционная плеяда 2 (ЭГ-2)
Условные обозначения: щ ^ прямая зависимость
** - уровень значимости 0,01
На ЭГ-2 обнаружена сильная прямая связь между параметрами: «средний уровень выраженности лидерских способностей» - «эксплуатация в межличностных отношения» (г = 0, 555 при p = 0, 01), что свидетельствует о том, что при достижении цели испытуемые особо не озадачены тем, как они используют других людей. Такая нарциссическая черта как «эксплуатация в межличностных отношения» отражает использование других людей для усиления социальных позиций, достижения собственных целей, когда в ситуациях контакта с окружающими не учитываются их интересы и цели. Заметим, что нарциссические лидеры часто утверждают, что они хотят сотрудничать с людьми, но в действительности это значит, что они хотят совместной работы с группой льстецов и подхалимов. Они действительно не могут выносить расхождения взглядов или мнений и бывают чрезвычайно грубы с теми служащими, которые сомневаются в них, или с теми подчиненными, которые, не смотря на их характер, проявляют достаточную стойкость и пытаются сопротивляться им [7]. Парадоксальная способность эффективно использовать других для достижения своих целей подтверждает их лидерские способности. Как бы то ни было, но их успех, их лидерские способности действительно необходимы, люди готовы все прощать нарциссическим лидерам, склоняя головы перед их заслугами, особенно в тяжелые времена.
Результаты экспериментального исследования по ЭГ-3 представлены на рис. 4:
Рис. 4. Корреляционная плеяда 3 (ЭГ-3)
Условные обозначения: * * прямая зависимость
** - уровень значимости 0,01
В ЭГ-3 обнаружено, что такие нарциссические черты как восхищение собой и отсутствие эмпатии способствует усилению проявления лидерских способностей («высокий уровень выраженности лидерских способностей» - «потребность в постоянном внимании и восхищении» (r = 0, 514 при р = 0, 05); «отсутствие эмпатии» (r = 0, 484 при р = 0, 05). Разработчики методики «Опросник «нарциссических черт» отмечают: потребность в постоянном внимании и восхищении, которую отражает шкала, обусловлена внутренней обеспокоенностью в собственной несостоятельности, проявляющаяся в привлечении внимания, например, громким смехом. Попытка быть всегда в центре внимания провоцирует поиск друзей, чье восхищение создает благоприятный психологический микроклимат. Отсутствие эмпатии проявляется в неспособности распознавать и понимать чувства и потребности других людей, нежелании идентифицироваться с другими.
Один из величайших парадоксов развития современного человеческого сообщества заключается в том, что сегодня лучшим лидером является тип человека, эмоционально изолированного, которым и является нарциссический тип личности.
Несмотря на теплые чувства, которые может вызывать хариз- эмпатии - это характерный недостаток даже наиболее харизма, нарциссическим лидерам обычно очень неуютно со свои- матичных и успешных нарциссических лидеров [7]. В узком
ми собственными эмоциями. В силу своей высокой сензитив- смысле, о нарциссическом лидере, все более говорят в том
ности, они необычайно чувствительны и проницательны, а их случае, когда у человека присутствует ряд специфических по-
самолюбие чрезвычайно уязвимо в стрессовых ситуациях. веденческих черт (таких как самодостаточность, самоуверен-
Даже при условии, что нарциссические личности имеют несо- ность, независимость от мнения других людей, погруженность
мненный «статус звезды», при близком и плотном общении исключительно только в свои проекты и прочее), базисом ко-
они обычно просто невыносимы. В зарубежной литературе торых, как показало экспериментальное исследование, являет-
нередко можно встретить следующую фразу: эмоциональная ся восхищение собой и отсутствие эмпатии.
компетентность - это постулат, отражающий мнение, что ус- Т.о., полученные данные показывают, что с нарастанием
пешное руководство всегда требует наличие эмпатии [7]. нарциссического признака изменяется и конфигурация, и со-
Нарциссические лидеры, скорее, жаждут сочувствия от дру- держательное наполнение взаимосвязей по трем эксперимен-
гих. Даже наиболее продуктивные из них не отличаются осо- тальным группам между совокупностью нарциссических черт
бенной чуткостью или эмпатическим пониманием (при очень и уровнем лидерских способностей.
высоком уровне сензитивности). Действительно, отсутствие
Библиографический список
1. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства / С.А. Алифанов // Вопросы психологии. - 1991. - № 3.
2. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М., 1981.
3. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М., 1977.
4. Соколова, Е.С. Особенности структуры мотивов лидерства старшеклассников разного пола / Е.С. Соколова. - М., 2003.
5. Петровский, А.В. Теория деятельности ого опосредования и проблема лидерства / А.В.Петровский // Вопросы психологии. - 1980. - №2.
6. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Психология игры. Логика и психология / Ж. Пиаже. - М., 1969.
7. Шамшикова, Е.О. Нарциссические лидеры: две стороны одной медали - невероятные «за» и неизбежные «против» / Е.О. Шамшикова // Развитие человека в современном мире: материалы всероссийской научно-практической конференции. под науч. ред. О.А.Белобрыкиной, О.А. Шамшиковой. - Новосибирск: НГПУ, 2006.
8. Кернберг, О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии / О.Ф.Кернберг. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
9. Соколова, Е.Т. Психология нарциссизма / Е.Т. Соколова, Е.П. Чечельницкая. - М.: учебно-методический коллектор, 2001.
10. Diagnostic criteria from DSM-IV-ТЯ АРА. Published by the American Psychiatric Association. Washington, DC. 2000.
11. Дмитриева, Н.В. Социодинамическая психиатрия / Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
12. Райх, В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков / В.Райх; перевод; общ. ред. и вступ. ст. А.В. Россохина. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1999.
13. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. / Р.С. Немов. - М., 1998.
14. Шамшикова, О.А. О конструировании диагностического инструментария для оценки нарциссических черт личности / О.А. Шамшикова, Н.М. Клепикова // Социокультурные проблемы современной молодежи: материалы Международной научно-практической конференции / под науч. ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. - Новосибирск: НГПУ, 2006. - Часть I.
Статья поступила в редакцию 29.06.09
УДК 159.923
Н.М. Клепикова, аспирант НГПУ, г.Новосибирск, E-mail: [email protected] ДИНАМИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАВИСТИ И НАРЦИССИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ
Цель представленного исследования, в широком смысле, - экспериментальная проверка теоретических обобщений конструкта зависть и валидности шкалы «Сверхзанятость чувством зависти» в рамках адаптации опросника «Нарциссические черты личности», - а в узком смысле - исследование взаимосвязи зависти и нарциссических проявлений личности.
Ключевые слова: зависть, нарциссизм, объектные отношения, обесценивание объекта, манипуляции, отсутствие эмпатии, нарциссиче-ская ярость.
Перемены, произошедшие в обществе за последнее время, привели к значительному социальному расслоению, стимулировали дух соперничества. Образ успеха, понимаемого, как правило, как материальное благополучие, активно тиражируется в средствах информации, становится частью массового сознания. Социум призывает человека быть успешным, быть первым, быть лидером, но стремление соответствовать идеалам общества потребления неизбежно активизирует зависть, создавая условия для развития нарциссических проявлений личности и нарциссических аффективных доминант.
Состояние современного мира и психологическое состояние отдельного человека принято описывать как идущую своими путями особую стадию индивидуализма. Она отражает появление в современной культуре «нового убедительного образа жизни», «нового человека» (с повышенным вниманием к самому себе, поглощенного своими проектами и проблемами, озабоченного исключительно собственным благополучием) [1].
Зависть является конкурентным чувством, ориентированным на обладание и доминирование. Интенсивность завис-
ти обусловлена дистанцией между завидующим и объектом зависти [2]. Если социальная дистанция чрезмерно велика, то нижестоящий не сравнивает себя с вышестоящим, следовательно, и явление зависти отсутствует, чем короче социальная дистанция, тем выше и вероятность возникновения зависти и ярче ее проявления. Сравнение собственной ситуации и собственных достижений с ситуацией и успехами другого человека обнаруживает более низкое положение завистника или скудность его результатов. По этой причине у него возникают притязательные желания обладать, по крайней мере, такого же уровня качествами или достижениями. Однако уже в ходе сравнения завистник начинает понимать, что выправить, уровнять ситуацию невозможно и никакого реального превосходства над конкурентом ему не добиться. Тогда желание обладать трансформируется в более сильное стремление отобрать, лишить, нивелировать удачу, превосходство конкурента. Воля направлена не на самосовершенствование, а на «уничтожение» другого.
В работе «Психоаналитическая диагностика» Н.Мак-Вильямс отмечает, что всем людям свойственна уязвимость в