© Курышева О.В., Пахтина Е.А., 2011
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УДК 159.922.8 ББК 88.374
НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К СОБСТВЕННОМУ ВОЗРАСТУ
О.В. Курышева, Е.А. Пахтина
В статье реализован нарративный подход к исследованию отношения молодежи к собственному возрасту. Представленные результаты исследования показывают специфику и типологию отношения к собственному возрасту современной молодежи.
Ключевые слова: молодежь как социальнодемографическая группа, субъективный возраст, нарративный анализ, «бриллиантовая» схема В. Лабова и Дж. Валетского, тип отношения к собственному возрасту.
Проблема возраста представляет собой одну из наиболее ярких междисциплинарных проблем, которая привлекает к себе внимание как естественных, так и гуманитарных наук. Оптимальное осмысленное использование категории возраста в психологии нашло свое отражение в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е. Головаха, А.А. Кро-ник, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Е.И. Исаев, Л.М. Митина, Ж. Пиаже, Л.С. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др. Однако при постановке проблемы возраста практически неисследованным остается вопрос об отношении человека к собственному возрасту, о том, каким образом объективная хронологическая мера времени жизни трансформируется в оценку возраста, определяемую в сознании личности на основе обобщенного отражения особенностей жизненного пути в целом и его отдельных этапов.
Существует два подхода к оценке возраста: объективный и субъективный. Первый основан на сравнении своего здоровья, уровня развития и социального статуса с теми нормами, которые приняты в обществе для разных возрастов. Второй - на собственном отношении к возрасту, как к своему собственному, так и к возрасту окружающих. Зависит это отношение во многом от общественных стереотипов и меняется по мере взросления [8]. В рамках данного исследования мы будем делать акцент на изучении отношения к возрасту именно с точки зрения второго подхода.
В фокусе нашего научного интереса оказалась молодежь как специфическая социальная группа. Молодежь как социально-демографическая группа уже достаточно давно является предметом изучения философов, социологов, психологов и педагогов. Ряд серьезных исследований, посвященных изучению молодежи, появился в России в 60-70-е гг. ХХ в. (см.: [7]). Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих
стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, общеобразовательные, профессиональные и культурные функции, подготавливаемых обществом к усвоению и выполнению социальных ролей» [5, с. 32].
Важным признаком, характеризующим молодежь как социально-демографическую группу, В.Т. Лисовский и его коллеги считают социальную зрелость, определяя ее как «такое положение личности в системе общественных отношений, когда личность выступает фактически полноправным носителем социальных ролей в сфере экономики, политики и права, когда она осознает свою роль и ответственность и выполняет вытекающие отсюда обязанности», и в качестве основного критерия социальной зрелости подрастающего поколения выделяют только «достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной профессии» [5, с. 47].
В. В. Павловский считает, что молодежь - это особая биосоциальная возрастная группа людей от 13-14 до 29-30 лет, которая занимает переходное положение между общностями людей подросткового и взрослого (зрелого) возрастов, осуществляет переход к продуктивной деятельности, эволюцию от общественной и гражданской несамостоятельности - к статусу взрослых самостоятельных членов общества, полноправных граждан и сформировавшихся личностей. Это группа, которая отражает в себе классовую, социально-групповую, этническую и другие важные структуры того или иного общества. Это старшая по возрасту часть первого поколения общества, генетически и исторически необходимое особое социальное звено в преемственности поколений как формы существования общества [6, с. 249-250].
Молодость охватывает период жизни от окончания юности - 20-23 года - до примерно 30 лет, когда человек «более или менее утверждается во взрослой жизни» [8]. Отечественный психолог, исследователь возрастов жизни человека А.В. Толстых говорит о том, что «...нередко молодость воспринимается самими молодыми людьми, во-первых, как своеобразный аванс на будущее, во-вторых, как право на ошибки (от которых, конечно же, никто не застрахован), в-треть-
их, как недомыслие (и отсюда, как следствие, на заниженность требований к себе, на неразвитое чувство ответственности за себя, свои поступки, саму свою жизнь - мол, молоды еще). Возникает вопрос: а не слишком ли мы в таком случае расточительны с отпущенным нам временем жизни, откладывая на завтра то, чему самое время сейчас, здесь и теперь?» [8].
Отношение молодежи к собственному возрасту представляет собой субъективную оценку возраста, определяемую в сознании молодых людей на основе обобщенного отражения особенностей протекания молодости как переходного этапа от зависимого детства к самостоятельной взрослости, периода самореализации личности. Сложность, динамичность, неоднозначность, насыщенность данного возрастного этапа накладывает определенный отпечаток на субъективную оценку возраста молодыми людьми. В связи с этим целью исследования стало изучение отношения молодежи к собственному возрасту, а в качестве ключевых задач были выдвинуты, во-первых, нарративный анализ отношения молодых людей к собственному возрасту, во-вторых, выявление типов отношения молодого поколения к собственному возрасту.
В ходе исследования нами было проведено 7 нарративных интервью с респондентами в возрасте от 20 до 30 лет. В качестве «нарративного импульса» респондентам была предложена тема: «Период молодости (20-30 лет) для Вас...», что и стало стимулом к повествованию. Для обработки полученных данных был использован метод нарративного анализа.
Нарративный анализ представляет собой качественный анализ повествований (нарративов), полученных методом нарративного интервью: биографического или тематического [10]. Основной задачей анализа материала в нарративном исследовании является такое рефлексивное и аналитическое использование повествований, которое основано на их подлинной сложности и сохраняет их истинные значения [9, с. 147-148]. В свою очередь, нарративы есть речевые высказывания, различного рода языковые сообщения, построенные по принципам художественных повествований и созданные людьми как описания опыта и способа их жизни.
Жизненный путь каждой личности может быть понят как осмысленное целое, существующее для самой личности и для других в форме завершенной истории (текста, рассказа, легенды о себе и т. п.). Использование нарративного подхода в психологии связано с попытками установить закономерности представленности разнообразных психических феноменов в текстах, способы осмысления человеком самого себя через существующие в культуре и создаваемые тексты [4].
Работа с качественными данными чаще всего направлена на изучение их содержания. Хотя анализ содержания нарративов достаточно информативен, он может быть успешно дополнен применением структурного анализа. Проведение анализа структуры позволяет делать выводы не только из того, что было сказано, но и из того, как это было сказано. Структурный анализ нарратива, используемый как основной метод или как дополнение к анализу содержания, позволяет обеспечить более богатую интерпретацию качественных данных. Характерная черта структурного анализа заключается в том, что качественные данные анализируются скорее как одна нарративная единица, чем дробятся на темы или смысловые абзацы. Важным условием данного рода анализа является наличие в транскриптах интервью фрагментов, обладающих выраженной нарративной структурой.
Для проведения сравнения и выделения единиц истории исследователь должен решить a priori, какой подход к структуре нарратива он будет использовать. За основу анализа нарративов нами была взята функциональная («бриллиантовая») схема В. Лабова и Дж. Ва-летского, согласно которой структурными элементами нарратива являются [4]:
1. Резюме: обобщает содержание нарратива. «В чем суть рассказа?»
2. Ориентация: указывает место, время, ситуацию и участников события.
3. Осложняющее событие, то есть возникновение препятствия: «Ну, и что же случилось?»
4. Оценка, то есть значимость и смысл действия, а также отношение рассказчика к происходящему: «Ну, и что же в этом интересного?»
5. Результат или решение, то есть устранение препятствия: «Что случилось в конце концов?»
6. Итог: завершение повествования и возврат из времени рассказа к моменту рассказывания.
Основу нарратива образуют функции «Осложнение - Решение», которые могут многократно повторяться [10]. Особого внимания в нарративе заслуживает именно то, как организовано повествование, как информанты упорядочивают элементы своего опыта, зачастую имеющие для них принципиально важное значение. После выделения в истории данных структурных элементов дальнейший анализ проводится на основе сравнения сюжетных линий и элементов историй разных рассказчиков, поиска сходных фрагментов, оснований, которые потом можно суммировать и концептуализировать.
В ходе исследования нами было получено 7 интервью, представленных в виде повествований на заданную тему: «Период молодости (20-30 лет) для Вас...» По нашему мнению, целесообразно на примере рассказа первого респондента более детально раскрыть суть и специфику нарративного анализа, относительно же других нарративов мы представим только обобщенные выводы.
Исходная предпосылка анализа состоит в том, что собственно нарративным (непосредственно повествующим о событиях) и ненарративным (содержащим аргументацию, описания, оценки и т. д.) фрагментам придается различное значение. Чисто нарративная структура повествования рассматривается как ситуационно независимая и конститутивная для самоидентичности рассказчика. Это разделение положено в основу процесса анализа.
Рассказ № 1. Респондент № 1. Возраст: 22 года.
На первом этапе в ходе формального анализа текста мы удалили из первоначального рассказа все ненарративные пассажи и фрагменты и разбили «очищенный» текст на формально последовательные части, в результате чего нами было выделено два завершенных по смыслу тематических фрагмента. В первой части респондент рассуждает о молодости как о «самом лучшем времени для развития способностей и использования возможностей», во второй части идет повествование о молодости как о «времени экспериментов и поисков».
На втором этапе в результате структурного описания выделенных нами самостоятельных тематических частей были получены суждения по поводу данных фрагментов (см. таблицу).
На третьем этапе результаты структурного описания (суждения по поводу отдельных тематических фрагментов), отделенные от специфики и конкретики, были проанализированы, в итоге чего мы выработали общую для данного рассказа «формулу», в которой выражена доминирующая структура ключевых суждений на заданную тему (см. рисунок).
Так как рассказ № 1 состоит из двух формально последовательных частей, ядерная структура «Осложнение (Осложняющее событие) - Решение» реализуется здесь дважды. После каждой части следует описание:
1) описание молодости как «времени для развития своих способностей и использования возможностей... с умом»; 2) описание молодости как «времени экспериментов и поисков».
Итог рассказа представлен в конце текста, а резюме тождественно заданной теме: «Период молодости (20-30 лет)...» Оценка первой части рассказа производится с позиции самого автора и его отношения к молодости как периоду развития способностей и реализации возможностей, оценка же второй части производится с точки зрения анализа жизни подруги нарратора.
На четвертом этапе к анализу привлекаются прежде отсеченные ненарративные фрагменты, на основе которых можно говорить о том, что период молодости для данного респондента представляет собой время для раз-
Результаты структурного описания тематических фрагментов (рассказ № 1)
Резюме «Период молодости (20-30 лет) для Вас...»
Ориентация Молодость (20-30 лет)
Осложняющее событие I Молодость. для меня - это самое лучшее время для развития своих способностей и использования возможностей. ... успеть в молодости все: и карьеру сделать, и семью создать. И чтобы все это было не тяп-ляп, а с умом. Это требует шедевральной маневренности - не запустить карьеру, не развалить семью - это под силу только самым разумным, способным расставлять приоритеты
Оценка/ описание Безусловно, молодость должна быть кипучей, активной, но в меру, с умом так сказать, а не в омут с головой бросаться во все новое и манящее. Я не отношусь к числу людей, которые считают, что «в жизни нужно попробовать “все”», что любой риск оправдан и т. д. Я всегда исхожу из соображений - «Нужно ли мне это? Как это отразится на моей жизни?». Возможно, этот подход многие сочтут слишком сухим, расчетливым, но уж такой я человек, подходить ко всему нужно с умом, по-моему. Особенно в молодости нужно больше всего думать головой. В более зрелом возрасте появится мудрость, опыт, а пока молодой, нужно иногда насильно заставлять себя думать, рассчитывать, рационально подходить ко всем важным вопросам. Очень хотелось бы, чтобы это умение грамотно строить свою жизнь имелось у человека с рождения, но здесь нужен только опыт, лично я еще не встречала людей, которые были научены на чужих ошибках, а своих ни разу не совершили. Опыт рождается из различных жизненных ситуаций, а точнее из способности учиться находить из них выход
Решение I Молодость - это как задаток, наверное, для будущей жизни, от того, насколько разумно ты ее проведешь, зависит, каким человеком ты станешь
Осложняющее событие II ... молодость для меня. время экспериментов и поисков
Оценка/ о писание Оно, безусловно, перекликается с развитием способностей, но экспериментирование скорее первоначально, для того, чтобы развивать, нужно найти, для того, чтобы найти, нужно искать, пробовать. У меня есть подруга, которая никогда не боялась экспериментировать, искать себя в профессии, в любви. Она ищет себя, свое призвание, своего человека. Да, иногда она ошибается и ей больно, но она выходит из трудных ситуаций, учится на них и получает из них свой опыт. В итоге к своим 22 годам она человек, который прекрасно ориентируется в жизни, получше многих 40-летних знает, что ей нужно и как этого добиться. Сейчас она успешно развивается в нужном направлении, потому что нашла то, что искала, то, для чего экспериментировала, главное, что она не растратила свои душевные силы и вообще грамотно подходила к поискам
Решение II ... необходимо экспериментировать, искать, пробовать, но опять же грамотно, не безрассудно
Итог ... основная задача и проблема молодости и молодых людей - грамотно искать себя и развиваться, найдя то, что нужно, не быть безрассудным в этих вопросах, потому что они главные, определяющие жизнь
вития своих способностей и реализации возможностей, время экспериментов и поисков, которое требует от молодежи «шедевральной маневренности», грамотного расставления приоритетов и разумного подхода к жизни.
Далее обозначим обобщенные выводы по оставшимся шести нарративам.
Рассказ № 2. Респондент № 2. Возраст: 22 года.
1. Резюме: «Период молодости (2030 лет)...»
2. Ориентация: молодость (20-30 лет).
3. Осложняющее событие: 1 ) молодость - лучшие годы, расцвет сил; 2) молодость - тревожное время.
4. Оценка: «радует, нравится, здорово... боюсь, сложно, страшновато».
5. Результат: 1) самостоятельность, свобода действий, независимость от контроля взрослых, сами в ответе за свои ошибки; 2) ответственность, неопределенность, неразбериха в голове, отсутствие четких целей, неуверенность, страх.
6. Итог: неопределенность, долженствование перед самим собой, ответственность, необходимость решить множество жизненно важных вопросов за ограниченный период
времени, «неразбериха в голове», отсутствие четких целей перекрывают такие положительные моменты молодости, как расцвет, красота, свобода, самостоятельность, в связи с чем в сознании нарратора доминирует страх и тревога перед молодостью как очередным этапом жизни... страх, что «не смогу, не успею, не сделаю, не хватит сил, не хватит терпения, мужества, характера». В то же время респондент пытается оправдаться, нивелировать свою растерянность и страх перед предстоящими сложностями, но так или иначе ключевой фразой является слово, неоднократно повторяющееся в повествовании: «Страшновато...»
Рассказ № 3. Респондент № 3. Возраст: 22 года.
1. Резюме: «Период молодости (2030 лет)...»
2. Ориентация: молодость (20-30 лет).
3. Осложняющее событие: 1 ) молодость - сложный переходный период, характеризующийся постоянным состоянием неопределенности и неуверенности; 2) обременяющие мысли о будущем, много молодости тратится на мысли о старости; 3) уход в детство «в исковерканном варианте».
Осложнение
I) Молодость. самое лучшее время для развития своих способностей и использования возможностей. .успеть в молодости все и не тяп-ляп, а с умом. это требует шедевральной маневренности. и под силу только самым разумным, способным расставлять приоритеты.
II) .. молодость для меня. время экспериментов и поисков.
Оценка
.. .уж такой я человек, подходить ко всему нужно с умом...
.подруга. никогда не боялась экспериментировать, искать себя. иногда она ошибается и ей больно, но она выходит из трудных ситуаций, учится на них и получает из них свой опыт.
Решение
I) .молодость. задаток для будущей жизни, от того, насколько разумно ты ее проведешь, зависит, каким человеком ты станешь.
її) .. необходимо экспериментировать, искать, пробовать, но опять же грамотно, не безрассудно.
Итог
.основная задача и проблема молодости. -грамотно искать себя и развиваться, найдя то, что нужно, не быть безрассудным в этих вопросах.
Схема анализа структуры нарратива (по В. Лабову и Дж. Валетскому)
4. Оценка: «грустно... ужас!!! не готова к взрослению... буду жалеть».
5. Результат: 1) постоянное состояние неопределенности, неуверенности, нежелание взрослеть, отсутствие мечты и целей; 2) желание сбежать, спрятаться от предстоящих проблем; 3) страх ошибиться, пожалеть о совершенном в молодости, нежелание взрослеть.
6. Итог: период молодости для данного респондента представляет собой время взросления, обремененное «глупыми установками», что за этот период (20-30 лет) «нужно успеть все, о чем ты мечтал, нужно сделать все, о чем ты потом можешь пожалеть, если тебе никогда не удастся это сделать!». Страх, что возложенные обязательства не по плечу респонденту, неуверенность в собственных силах и состояние полной неопределенности толкают к бегству в детство, не обремененное ворохом проблем, и формированию в сознании нарратора ключевого вывода: «Не готова я еще к взрослению... »
Рассказ № 4. Респондент № 4. Возраст: 20 лет.
1. Резюме: «Период молодости (2030 лет)...»
2. Ориентация: молодость (20-30 лет).
3. Осложняющее событие: 1 ) молодость - период становления личности, поиска себя и своего места в жизни, время взросления и накопления опыта; 2) основное препятствие на пути к взрослению - лень и апатия современных молодых людей; 3) боязнь молодых людей сделать неправильный выбор, боязнь за свое будущее.
4. Оценка: «очень тяжело... боязнь сделать неправильный выбор, боязнь за свое будущее».
5. Результат: 1) не каждый может получить желаемое, нужно иметь достаточное число навыков и умений, чтобы добиться «успеха»; 2) с совершенствования каждого человека начинается совершенствование, преобразование жизни в целом; 3) будущее может оказаться не таким, каким мы хотим его видеть.
6. Итог: период молодости для данного респондента представляет собой время становления молодого человека как личности во всех социальных сферах (профессиональной, семейной, межличностной и т. д.), обременен-
ное рядом трудностей, таких как лень и апатия современной молодежи, боязнь сделать неправильный выбор, боязнь за собственное будущее. При этом нарратор акцентирует внимание на том, что «в современной жизни это очень тяжело... не каждый может получить желаемое... для этого нужно иметь достаточное число навыков и умений, чтобы добиться “успеха” (у каждого он свой)».
Рассказ № 5. Респондент № 5. Возраст: 27 лет.
1. Резюме: «Период молодости (2030 лет)...»
2. Ориентация: молодость (20-30 лет).
3. Осложняющее событие: 1 ) молодость - наивное беззаботное время, исполненное юношеским максимализмом; 2) золотая середина молодости; 3) быстротечность времени (начиная с 25 лет).
4. Оценка: «беззаботность... невыносимые страдания, унижения... гордость за себя, уверенность... разочарования, сожаление, страх... боль, страдание, смятение, ненависть, раскаяние... спокойствие, благодарность... надежда на лучшее... »
5. Результат: 1) желание всего и сразу (высокой зарплаты, достойной должности и т. д.), юношеский максимализм не заканчивается; 2) необычайно остро хочется стабильности во всех социальных сферах, хочется поскорее стать взрослым; 3) молодость долго не задерживается, но все, что ни делается, -к лучшему. Спокойствие, благодарность за пройденные испытания и уроки, надежда на лучшее.
6. Итог: период молодости для данного респондента представляет собой время становления молодежи, переживающей как взлеты, так и падения, «но все, что ни делается, -к лучшему». Согласно представлениям нар-ратора, в молодости «ко всем жизненно важным поступкам нужно подходить обдуманно и серьезно, чтобы не жалеть о потраченном времени».
Рассказ № 6. Респондент № 6. Возраст: 22 года.
1. Резюме: «Период молодости (2030 лет)...»
2. Ориентация: молодость (20-30 лет).
3. Осложняющее событие: 1 ) молодость - замечательное время свободы и са-
мостоятельности; 2) молодость - время ответственности, где есть свои проблемы и сложности.
4. Оценка: «замечательно время, есть какой-то кайф, возраст свой не ощущаю».
5. Результат: 1) свобода от контроля взрослых, самостоятельные поступки, ошибки, за которые сам отвечаешь... «в этом есть какой-то кайф»; 2) молодость ко многому обязывает, возлагает ответственность, «но возраст свой не ощущаю».
6. Итог: молодость для данного респондента представляет собой период самостоятельности и свободы от контроля взрослых, а также взятия на себя целого ряда обязательств. При этом сам нарратор чувствует себя «на 18... ребенком, у которого теперь свои проблемы, работа, семья...».
Рассказ № 7. Респондент № 7. Возраст: 30 лет.
1. Резюме: «Период молодости (2030 лет)...»
2. Ориентация: молодость (20-30 лет).
3. Осложняющее событие: 1 ) молодость - время, за которое нужно успеть реализовать себя как личность во всех социальных сферах; 2) жизнь ставит перед молодежью сложности и преграды.
4. Оценка: «жизнь прекрасна... приходится нелегко».
5. Результат: 1) время даром терять не надо, очень многое нужно сделать; 2) в мире молодым всегда будут закрыты пути, но на то мы и молодые, чтобы суметь их открыть.
6. Итог: молодость для данного респондента представляет собой период становления молодежи, достижения поставленных целей, стремления к мечте, борьбы за лучшую жизнь. «В нашем мире молодым всегда будут закрыты пути, но на то мы и молодые, чтобы суметь их открыть. Главное, человеком оставаться, какие бы ни были цели, не идти по головам других».
Завершив анализ нарративов внутри каждого отдельного рассказа, следует приступить к сравнительному анализу полученных текстов. В ходе сопоставления результатов структурного описания (суждений по поводу отдельных тематических фрагментов) мы обнаружили сходства и соответствия структур и суждений по заданной теме.
Так, сопоставив рассказы № 4 и № 7, можно говорить о том, что молодость представляет собой период становления личности во всех социальных сферах, когда молодежь пытается найти себя и свое место в жизни, начинает взрослеть и набирается опыта путем постоянной борьбы «за место под солнцем» и преодоления неминуемых преград, как внешних (бешеный ритм, непрерывная работа и т. д.), так и внутренних (лень, апатия, боязнь за свое будущее и т. д.). Молодость требует много сил, умений, навыков, терпения и целеустремленности от молодых людей, чтобы добиться успеха. Иными словами, данный тип отношения к периоду молодости можно обозначить как «путь через тернии к звездам». «В нашем мире молодым всегда будут закрыты пути, но на то мы и молодые, чтобы суметь их открыть».
Сравнив рассказы № 1 и № 5, молодость можно охарактеризовать как период поисков, испытаний, закаляющих и формирующих личность. Это время развития и экспериментов, взлетов и падений, требующее от молодежи «шедевральной маневренности», грамотного расставления приоритетов и разумного подхода к жизни. Все, что ни делается, - к лучшему, при этом «ко всем жизненно важным поступкам нужно подходить обдуманно и серьезно, чтобы не жалеть о потраченном времени». Данный тип отношения к периоду молодости можно обозначить как «путь разумных проб и ошибок». Уроки и испытания жизни, пройденные в этом возрасте, а также то, насколько грамотно они усвоены, определяют, «каким человеком ты станешь».
Сопоставив рассказы № 6 и № 2 (первый тематический фрагмент), можно говорить о том, что молодость представляет собой период расцвета сил, время самостоятельности и свободы от контроля взрослых. «...Нравится, что могу быть наравне со многими людьми, могу решать определенные проблемы, могу сама наделать “косяков”, но в угол меня за это никто не поставит. Сама за все отвечу, и это здорово. Интересно даже то, что по голове получать за свои просчеты мне не страшно, мне даже нравится. А что, сама натворила - сама расплачусь, моя жизнь...» Но при этом молодость ко многому обязывает. «Ты должна очень много, всем должна. Вроде бы
никому ничего не должна, в то же время у тебя куча обязательств». «Должна - для себя, себе должна. И подталкивать тебя никто не станет. Мотивация должна поменяться. Чтобы тебя не кто-то толкал, а сама “толкалась” вперед». Иными словами, данный тип отношения к возрасту можно обозначить как «путь свободы и самостоятельности». «Говорят, 22 много, но возраст свой я не ощущаю. Чувствую себя на 18. И что интересно, чувствую себя ребенком. Ребенком, у которого теперь свои проблемы, работа, семья... »
Сравнивая же рассказ N° 3 и рассказ N° 2 (второй тематический фрагмент), молодость можно охарактеризовать как «переходный период», «тревожное время», для которого свойственно «постоянное состояние неопределенности, неуверенности, нежелание взрослеть...». «Нет у тебя ничего. Все еще предстоит. Предстоит свою жизнь выстроить...», «кажется, что вот за этот период (20-30 лет) нужно успеть все, о чем ты мечтал, нужно сделать все, о чем ты потом можешь пожалеть, если тебе никогда не удастся это сделать! Ты как будто должен повзрослеть за этот период... какой ужас!!!» «А успею? А получится? И к чему к 30-ти приду? А вдруг ни к чему? Страшновато... Боюсь, что не смогу. Не успею. Не сделаю. Не хватит сил, не хватит терпения, мужества, характера». Иными словами, данный тип отношения к возрасту можно обозначить как «путь в неизвестность». «. . . Просто мне как-то совсем не хочется взрослеть, и еще хочется делать то, что действительно хочется МНЕ, но кажется, что если я сейчас не потерплю, после 30-ти буду жалеть, что не потерпела в 20. Не готова я еще к взрослению... »
Таким образом, в результате нарративного анализа повествований можно охарактеризовать отношение молодежи к собственному возрасту. В сознании современной молодежи выделяются следующие типы отношения к периоду молодости (20-30 лет): 1) «путь через тернии к звездам», ведущий мотив: саморазвитие и самосовершенствование; 2) «путь разумных проб и ошибок», ве-
дущий мотив: осмысленность, рациональное отношение к жизни; 3) «путь свободы и самостоятельности», ведущий мотив: свобода и воля; 4) «путь в неизвестность», ведущий мотив: отказ, отрицание взросления. В данном контексте анализ отношения к собственному возрасту позволил выявить субъективную оценку возраста, определяемую в сознании молодых людей на основе обобщенного отражения особенностей протекания молодости, а также в целом объяснить некоторые особенности социального поведения молодого поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Га-мезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М. : Пед. о-во России, 2003. - 512 с.
2. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. - 256 с.
3. Кроник, А. А. Психологический возраст личности / А. А. Кроник, Е. И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб. : Питер, 2000. - С. 167-179.
4. Леонтьева, Е. А. Точка зрения в нарративе (на материале сопоставительного анализа современных русских коротких рассказов и их переводов на немецкий язык) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.20 / Е. А. Леонтьева. - Тюмень, 2005. - 25 с.
5. Лисовский, В. Т. Социология молодежи / В. Т Лисовский. - СПб. : Изд-во СПбГУ 1996. - 460 с.
6. Павловский, В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи / В. В. Павловский. -М. : Академ. проект, 2001. - 264 с.
7. Социология молодежи : энцикл. слов. / отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. - М. : Academia, 2008. - 608 с.
8. Толстых, А. В. Возрасты жизни / А. В. Толстых. - М. : Молодая гвардия, 1988. - 238 с.
9. Чернов, А. Ю. Качественный подход в психологическом исследовании : монография / А. Ю. Чернов ; ГОУ ВПО «ВолГУ». - Волгоград : Изд-во ВолГУ 2008. - 340 с.
10. Reissman, C. Narrative Analysis / C. Reiss-man. - Newberry Park, CA : Sage. 1993. - 80 p.
THE NARRATIVE ANALYSIS OF THE ATTITUDE OF YOUTH TO THEIR OWN AGE
O. V. Kurysheva, E.A. Pakhtina
The article gives the narrative approach to the research of the attitude of young people to their own age. The results of the research reflecting the specificity of narrations (narratives) of young people and types of the attitude to their own age are presented.
Key words: youth as social-demographic group, subjective age, narrative analysis, W. Labov and J. Waletzky’s narrative scheme, type of relation to one’s own age.