Научная статья на тему 'Нарративная структура текста политического спота (на материале английского языка)'

Нарративная структура текста политического спота (на материале английского языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
546
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СПОТ / НАРРАТИВ / НАРРАТИВНАЯ СТРУКТУРА / ПОЛИФОНИЧНОСТЬ / POLITICAL SPOT / NARRATIVE / NARRATIVE STRUCTURE / POLYPHONY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мурашова Екатерина Павловна

Статья представляет собой попытку описать нарративную структуру текста политического спота. Нарративная структура политического спота представлена несколькими типами нарратива (голосами), к которым относятся авторский нарратив (голос рекламодателя), нарратив СМИ (голос журналистов) и нарратив «героев» ролика (голос избирателей, политического конкурента и т. п.). Каждый из вышеперечисленных типов нарратива реализуется определенным набором языковых средств. Знание нарративной структуры текста политического спота позволит адресату защититься от манипулятивного воздействия рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Narrative structure of political spot text (based on English language political spots)

The article is devoted to the narrative structure of the political spot text. The narrative structure of the political spot incorporates several types of the narrative (voices): the author’s narrative (the advertiser), the narrative of the mass media (journalists’ voice) and the narrative of the ‘characters’ of the spot (voters’ voice, the political rival’s voice, etc.). Each of the aforementioned types of narrative is realized with a specific range of language means. Knowing the narrative structure of the text of a political spot could help the addressee to protect themselves against the manipulative influence of advertising.

Текст научной работы на тему «Нарративная структура текста политического спота (на материале английского языка)»

УДК 81'42

Е. П. Мурашова

Нарративная структура текста политического спота (на материале английского языка)

Статья представляет собой попытку описать нарративную структуру текста политического спота. Нарративная структура политического спота представлена несколькими типами нарратива (голосами), к которым относятся авторский нарратив (голос рекламодателя), нарратив СМИ (голос журналистов) и нарратив «героев» ролика (голос избирателей, политического конкурента и т. п.). Каждый из вышеперечисленных типов нарратива реализуется определенным набором языковых средств. Знание нарративной структуры текста политического спота позволит адресату защититься от манипулятивного воздействия рекламы.

Ключевые слова: политический спот, нарратив, нарративная структура, полифоничность.

E. P. Murashova

Narrative structure of political spot text (based on English language political spots)

The article is devoted to the narrative structure of the political spot text. The narrative structure of the political spot incorporates several types of the narrative (voices): the author's narrative (the advertiser), the narrative of the mass media (journalists' voice) and the narrative of the 'characters' of the spot (voters' voice, the political rival's voice, etc.). Each of the aforementioned types of narrative is realized with a specific range of language means. Knowing the narrative structure of the text of a political spot could help the addressee to protect themselves against the manipulative influence of advertising.

Key words: political spot, narrative, narrative structure, polyphony.

В настоящей статье предпринимается попытка описать нарративную структуру текста политического спота.

Сразу же поясним, что политический спот в нашем понимании представляет собой рекламный видеоролик продолжительностью от 15 с. до 5 мин., цель которого - побудить зрителя к тому или иному типу политического поведения, например, убедить его проголосовать за того или иного политического кандидата.

Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, возросшей ролью политической рекламы в тех обществах, где реализуется конкурентная внутренняя политика. Ввиду того, что текст политической рекламы порождается и функционирует в условиях политической конкуренции, особую актуальность приобретает изучение его нарративной структуры, то есть номенклатуры и своеобразия представленных в нем нарра-тивов (голосов). Знание нарративной структуры текста политической рекламы, на наш взгляд, позволит адресату рекламного сообщения отделить субъективное мнение рекламодателя от объективной информации и, таким образом, обеспечит защиту от манипулятивного воздействия рекламы.

Обращение к политическому споту в данном исследовании обусловлено, прежде всего, тем, что

он является важным инструментом влияния на общественное мнение в условиях политической конкуренции. Отметим, что в настоящее время в лингвистике, в частности лингвостилистике, отсутствует описание нарративной структуры текста политического спота.

В качестве материала исследования выступают тексты более 500 англоязычных политических спотов, опубликованных на You Tube-каналах или официальных сайтах политических деятелей/организаций/движений в период 2007-2016 гг., общей продолжительностью 5 ч. 25 мин. 20 с. Расшифровку материала мы проводили самостоятельно.

Повествовательный текст (повествование1) в целом и его нарративная структура в частности являются объектами изучения нарратологии. Нар-ратология - это наука о повествовании (или «теория повествования»), которая ставит своей задачей выявление общих структур «нарративов», то есть «повествовательных произведений любого жанра и любой функциональности» [8, с. 9].

Нарратология зародилась в 1960-х гг. в рамках французской структуралистской теории повествования - «науки, которая стремится объяснить, как нарративы устроены и как они влияют на наше

© МурашоваЕ. П., 2016

восприятие» [7, с. 8]. Ключевым понятием нарра-тологии является понятие нарратива.

В рамках структурализма нарратив - «это тип текста, отличный от других типов текста (описательных, аргументативных, агитационных и т. д.) тем, что его содержание представляет собой «историю» - особым образом скомбинированную цепочку событий, происходящих в определенном пространственно-временном контексте с определенными людьми (героями), которая вводит в исходную ситуацию серьезные изменения и представляет собой определенное решение проблемной ситуации» [Там же, с.18].

В 1980-1990-е гг. нарратив стал междисциплинарным объектом исследования, а нарратология приобрела статус метадисциплины, задействую-щей знания из разных наук - психологии, литературоведения, лингвистики, философии и т. д. В этот период начался так называемый нарративный поворот в гуманитарных науках, иначе говоря, начался процесс нарративизации гуманитарных наук. Понятие нарратива получило ряд новых трактовок: 1) коммуникативную трактовку, согласно которой под нарративом понимается коммуникативная модель; 2) когнитивную трактовку, согласно которой под нарративом понимается ментальная модель мира; 3) трактовку в рамках постклассической нарратологии, согласно которой нарратив рассматривается как «нечеткое множество» (a fuzzy set) текстов разных степеней нарра-тивности, группирующихся вокруг прототипиче-ских представителей истории» [7, с. 19].

В настоящем исследовании мы придерживаемся коммуникативного подхода к нарративу. Коммуникативная традиция изучения нарратива предполагает выявление различных типов повествования и повествовательных инстанций с целью построения коммуникативной модели текста, компонентами которой являются содержание повествования, говорящий (нарратор) и адресат.

Вопрос о повествовательной инстанции - это, прежде всего, вопрос о том, кто берет на себя роль говорящего (нарратора) в повествовательном тексте. В рамках коммуникативного подхода к нарра-тиву повествовательное произведение рассматривается как произведение со сложной нарративной структурой, «в котором не только повествуется (нарратором) история, но также изображается (автором) повествовательный акт» [8, с. 34].

Для целей нашего исследования особый интерес представляет коммуникативная модель повествовательных уровней и инстанций, разработанная Вольфом Шмидом применительно к тек-

стам художественной литературы. Как отмечает В. Шмид, коммуникация в повествовательном произведении отличается двойной структурой, представленной авторской коммуникацией и нар-раторской коммуникацией, «причем нарраторская коммуникация входит в авторскую как составная часть изображаемого мира» [Там же].

В концепции В. Шмида к авторской коммуникации следует отнести автора и читателя, каждый из которых представлен в двух ипостасях - конкретной и абстрактной.

Конкретный автор - это реальная личность, создающая текст. Конкретный автор передает свое сообщение (повествовательный текст) реальному читателю (реципиенту) - личности, существующей вне читаемого текста и независимой от него. При этом, как отмечает В. Шмид, конкретный читатель - это не отдельный человек, а бесконечное множество реальных людей, которые стали или становятся реципиентами данного текста.

Указание на конкретного автора и конкретного читателя всегда представлено в тексте в имплицитном виде. Как отмечает В. Шмид, «любое сообщение содержит имплицитный образ отправителя и адресата» [8, с. 39]. Иначе говоря, на основе услышанного или прочитанного мы можем получить представление о реальном авторе и предполагаемом (автором) адресате сообщения. Имплицитный образ отправителя В. Шмид называет абстрактным автором. Имплицитный образ адресата он называет абстрактным читателем.

Традиционно к абстрактному автору текста применяется категория «образ автора». Впервые это понятие было разработано

В. В. Виноградовым в книге «О художественной прозе» (1930) применительно к художественному тексту2.

В концепции В. В. Виноградова «образ автора» - это понятие, включающее в себя несколько нарративов (голосов), подчиненных замыслу реальной личности, создающей текст. Образ автора, по мнению В. В. Виноградова, это - «не простой субъект речи, чаще всего он даже не назван в структуре художественного произведения. Это -концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого» [2, с. 118]. М. М. Бахтин в своем труде «Эстетика словесного творчества» (1979) также подчеркивает, что образ автора не тождественен реальному автору и воплощен в не-

скольких нарративах. По его мнению, образ автора - это «образ особого типа, отличный от других образов произведения, но это образ, а он имеет своего автора, создавшего его. <...> Мы можем говорить о чистом авторе в отличие от автора частично изображенного, показанного, входящего в произведение как часть его» [1, с. 288]. М. М. Бахтин отмечает, что для художественного произведения характерно многоголосие (полифо-ничность). Всякий автор, по мнению М. М. Бахтина, подобно драматургу раздает слова чужим голосам, в том числе образу автора: «Всякий подлинно творческий голос всегда может быть только вторым голосом в слове» [1, с. 289].

Вышесказанное применимо не только к художественному, но и к медиатексту. В медиатексте следует различать реальных автора и адресата как реальных участников коммуникации и их образы, конструируемые в тексте языковыми средствами

[5, с. 21].

Так, применительно к политическому споту реальным автором является коллектив создателей рекламного сообщения (политтехнолог, копирай-тер, продюсер, режиссер, художник, редактор монтажа и т. д.), а реальным адресатом - зритель. При этом в тексте политического спота заложена информация о том, что автором сообщения является рекламодатель - кандидат на выборную должность, политическая партия, заинтересованная группа или общественная организация. Из вышесказанного следует, что реальный автор и образ автора в политическом споте не совпадают.

Современный медиатекст представляет собой сложное переплетение нарративов (голосов), каждый из которых предлагает свою собственную оценку события. Н. И. Клушина подчеркивает, что современный медиатекст «имеет особую нарративную структуру» [4, с. 136], представленную «сплавом» нарративов [3, с. 58]. Медиатекст в трактовке Н. И. Клушиной включает в себя следующие типы нарратива: авторский нарратив (интерпретация событий журналистом), нарратив очевидцев событий («свидетельства обычных людей о происходящем вокруг них»), нарратив экспертов (специалистов, оценивающих ситуацию) и нарратив «героев» («действующих лиц, персонажей, о которых идет речь в сюжете») [Там же]. Большинство исследователей подчеркивают по-лифоничность медиатекста, имея в виду наличие в нем нескольких типов нарратива. При этом различные типы нарратива не равнозначны по своей роли в осуществлении коммуникации: авторский нарратив подчиняет себе остальные авторские

начала, задает общее направление для всех остальных типов нарратива.

Анализ материала исследования показывает, что нарративная структура политического спота представлена несколькими типами нарратива (голосами). К таким типам мы относим авторский нарратив (голос рекламодателя), нарратив СМИ (голос журналистов) и нарратив «героев» ролика (голос избирателей, членов семьи рекламируемого политика, знаменитостей, политического конкурента и т. п.). Хотя формально политический спот характеризуется полифоничностью, все голоса в политическом споте подчинены авторскому замыслу и, таким образом, являются составной частью образа автора. Примечательно, что количество голосов не влияет на восприятие источника сообщения: в силу своей функционально-жанровой принадлежности политический спот безошибочно идентифицируется как произведение с установкой на побуждение к определенному типу политического поведения.

Авторский нарратив в политическом споте обычно представлен эксплицитно и вербализуется с помощью так называемой «строки одобрения» -стандартной речевой формулы, содержащей информацию об источнике сообщения, например, APPROVED BY BARACK OBAMA. PAID FOR BY OBAMA FOR AMERICA (см. [9, с. 45]) ) - «Одобрено Бараком Обамой. Оплачено "OBAMA FOR AMERICA"». Нередко образ автора дополнительно вербализован в начале спота с помощью устной речевой формулы вида I'm Hillary Clinton and I approve this message - «Я - Хиллари Клинтон, и я одобряю это сообщение», надписи с именем и фамилией кандидата и/или устной речевой формулы приветствия и/или знакомства, например: I'm [CORY GARDNER] Cory Gardner, and I'm gonna tell you something that you've never heard in a political commercial - «Я - [КОРИ ГАРДНЕР] Кори Гарднер. Сейчас я расскажу вам что-то, что вы еще никогда не слышали в политической рекламе» (Здесь и далее: в расшифрованном тексте политического спота письменный компонент маркирован квадратными скобками. Размер шрифта заключенного в квадратные скобки текста повторяет размер шрифта письменного текста, представленного в ролике). Стремясь установить контакт со зрителем, источник политического спота, как правило, отождествляет себя с народом, что реализуется в языке посредством использования местоимения первого лица множественного числа: These are challenging and important times for America. We want and deserve solutions - «Для Америки

наступил сложный и ответственный период. Мы хотим решений, и мы их заслуживаем».

Дискурс массмедиа выступает в политическом споте в качестве авторитетного источника факту-альной или оценочной информации. Как правило, каждое утверждение в политическом споте подкрепляется данными СМИ с обязательным указанием источника сообщения и даты публикации, что создает впечатление максимально объективного и достоверного изложения. Нарратив СМИ чаще всего бывает представлен либо только в письменном виде, либо и в устном, и в письменном виде и вводится в текст посредством парафраза и/или цитации. Так, в ролике 'Tricky Mitt', опубликованном командой Барака Обамы в преддверии президентских выборов 2012 г. в США, нарратив СМИ маркируется цитатами, извлеченными из популярных в Америке информационно-новостных источников, таких как новостные программы ABC News и ABC Nightline и информационно-новостной канал CNN. Примечательно, что цитата не всегда заключается в кавычки, например: So what is it Mitt Romney doesn't want us to know? Maybe it's in the tax returns he refuses to share. Or the felony he [DID ROMNEY BREAK THE LAW?] [ABC NEWS - JULY 12,2012] might have committed by making false statements about his

role at Bain3. [IS MITT ROMNEY A FELON?] [CNN - JULY 15, 2012] - «Так что же скрывает от нас Митт Ромни? Может быть, это - налоговые декларации, которые он отказывается нам предъявить. Или уголовное преступление [РОМНИ НАРУШИЛ ЗАКОН?] [ABC NEWS - 12 июля toit], которое он, возможно, совершил, дав ложные показания о своей роли в Bain? [РОМНИ -УГОЛОВНИК?] [CNN - 15 июля, 2012]». В вышеприведенном отрывке цитата подкрепляет субъективное мнение адресанта о действиях его политического конкурента - кандидата от Республиканской партии Митта Ромни. Отрицательно-оценочное существительное 'felon' (рус. - уголовный преступник), использованное в эфире CNN по отношению к М. Ромни, придает достоверность оценке адресанта.

С целью добиться объективности изложения создатели ролика нередко вкладывают рекламное сообщение в уста определенного «героя»: избирателя, члена семьи рекламируемого политика, знаменитости, персонажа массовой культуры, политического конкурента и т. п. Нарратив «героя» в большинстве случаев маркируется надписью, сообщающей его имя, фамилию и занятие/должность. В некоторых роликах надпись до-

полняется устной речевой формулой знакомства, например, [Derek Brunin U. S. Marine] I'm Derek Brunin. I'm a Kansan and a Marine - «[Дерек Бру-нин американский морпех] Я - Дерек Брунин. Я -канзасец и морпех». Как правило, речь героя стилизована в соответствии с его демографическими и социальными характеристиками. Стилизации подвергается, прежде всего, используемая героем лексика. Так, в ролике 'Dad' характеристику рекламируемому политику (Чету Калверу) дают его дети, что накладывает отпечаток на используемую в ролике лексику - в устной речи героев превалирует эмотивная, неформальная лексика, например, He's pretty cool as a dad - «Он - очень даже клевый папа».

Резюмируя вышесказанное, отметим, что, как и любой медиатекст, политический спот обладает сложной, многослойной нарративной структурой, представленной авторским нарративом, наррати-вом СМИ и нарративом «героев» ролика. Способность отделить субъективное мнение рекламодателя, СМИ и «героев» от объективной информации, на наш взгляд, может служить ключом для верного прочтения рекламного сообщения и может препятствовать его манипулятивному воздействию на зрителя.

Перспективным направлением исследования, на наш взгляд, является дальнейшее выявление языковых средств реализации вышеуказанных нарративов.

Библиографический список

1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / сост. С. Г. Бочаров. - М. : Искусство, 1979. -424 с.

2. Виноградов, В. В. Проблема образа автора в художественной литературе [Текст] // Виноградов В. В. О теории художественной речи. - М. : Высшая школа, 1971. - С. 105-211.

3. Клушина, Н. И. Медиастилистика: как устроен современный медиастиль [Текст] // Русская речь. -2015а. - № 3 (май - июнь). - С. 55-60.

4. Клушина, Н. И. Нарративная организация современного медиа-текста [Текст] // Русский язык сегодня. Вып. 6: Речевые жанры современного общения: сб. докладов / Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова РАН; отв. ред. А. В. Занадворова. -М. : ФЛИНТА : Наука, 2015б. - С. 134-146.

5. Современный медиатекст [Текст] : учебное пособие / отв. ред. Н. А. Кузьмина. - Омск, 2011. - 414 с.

6. Стырина, Е. В. Имитационный интекст как инструмент интертекстуальности (на материале англоязычного рассказа) [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / Е. В. Стырина. - М., 2005. - 186 с.

7. Татару, Л. В. Нарратив и культурный контекст [Текст] / Л. В. Татару. - М. : ЛЕНАНД, 2011. - 288 с.

8. Шмид, В. Нарратология [Текст] / В. Шмид. -М. : Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.

9. Fowler, Erika Franklin & Franz, Michael M. & Ri-dout, Travis N. Political Advertising in the United States [Tekst]. - Boulder, CO : Westview Press, 2016. - 216 p.

10. YouTube [Электронный ресурс]. - URL : http://www.youtube.com (дата обращения: 01.09.2013 -22.07.2016).

Bibliograficheskij spisok

1. Bahtin, M. M. Jestetika slovesnogo tvorchestva [Tekst] / sost. S. G. Bocharov. - M. : Iskusstvo, 1979. -424 s.

2. Vinogradov, V. V. Problema obraza avtora v hudozhestvennoj literature [Tekst] // Vinogradov V. V O teorii hudozhestvennoj rechi. - M. : Vysshaja shkola, 1971. - S. 105-211.

3. Klushina, N. I. Mediastilistika: kak ustroen sov-remennyj mediastil' [Tekst] // Russkaja rech'. - 2015a. -№ 3 (maj-ijun'). - S. 55-60.

4. Klushina, N. I. Narrativnaja organizacija sov-remennogo mediateksta [Tekst] // Russkij jazyk segodnja. Vyp. 6: Rechevye zhanry sovremennogo obshhenija: sb. dokladov / In-t russkogo jazyka im. V. V. Vinogradova RAN; otv. red. A. V. Zanadvorova. - M. : FLINTA : Nau-ka, 2015b. - S. 134-146.

5. Sovremennyj mediatekst [Tekst] : uchebnoe posobie / otv. red. N. A. Kuz'mina. - Omsk, 2011. - 414 s.

6. Styrina, E. V. Imitacionnyj intekst kak instrument intertekstual'nosti (na materiale anglojazychnogo rasska-za) [Tekst] : dis. ... kand. filol. nauk / E. V. Styrina. - M., 2005. - 186 s.

7. Tataru, L. V. Narrativ i kul'turnyj kontekst [Tekst] / L. V. Tataru. - M. : LENAND, 2011. - 288 s.

8. Shmid, V. Narratologija [Tekst] / V. Shmid. - M. : Jazyki slavjanskoj kul'tury, 2003. - 312 s.

9. Fowler, Erika Franklin & Franz, Michael M. & Ri-dout, Travis N. Political Advertising in the United States [Tekst]. - Boulder, CO : Westview Press, 2016. - 216 p.

10. YouTube [Jelektronnyj resurs]. - URL : http://www.youtube.com (data obrashhenija: 01.09.2013 -22.07.2016).

Дата поступления статьи в редакцию: 13.10.16 Дата принятия статьи к печати: 14.11.16

1 «Под повествованием традиционно понимается изображение одного или нескольких последовательных событий, реальных или вымышленных, посредством языка» [6, с. 32].

2 В более ранних его работах вместо понятия «образ автора» используется понятие «образ писателя».

3 Имеется в виду международная инвестиционная компания Bain Capital. В серии своих рекламных роликов демократы обвиняют компанию и ее главного исполнительного директора Митта Ромни в аутсорсинге американских рабочих мест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.