Научная статья на тему 'Народы Дагестана: путь политического самоопределения'

Народы Дагестана: путь политического самоопределения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
187
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народы Дагестана: путь политического самоопределения»

Ольга ЦАПИЕВА, Тагир МУСЛИМОВ

НАРОДЫ ДАГЕСТАНА: ПУТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Дагестан - уникальный регион Российской Федерации по своей истории, самобытной культуре, полиэтничности, природно-климатическим условиям, экономическому и демографическому потенциалу, геостратегическому и географическому положению. Специфичность республики по природно-экономическим условиям связана с тем, что здесь обозначены явно выраженные регионы: Горы, Равнина, Север, Юг, Приморье, Хасавюртовская зона.

Уникальная этнополитическая особенность Дагестана состоит в том, что этносы республики выступают как "субъекты права". В предыдущей Конституции республики был закреплён правовой статус этносов на представительство в органах власти1. С приведением Конституции в соответствие с федеральным законодательством это положение было исключено. Однако в законе "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан"2, принятом в соответствии с новой Конституцией, предусмотрено представительство народов косвенным образом - через региональные избирательные группы. То есть, игнорировать эту особенность Дагестана невозможно. Именно гармония межнациональных отношений, в конечном счёте, является основой стабильности гражданского общества в Дагестане. В постсоветский период, в условиях форми-

1 Конституция Республики Дагестан. Махачкала, 1994.

2 Закон "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан". Дагестанская правда", 4 октября 2006.

© Цапиева Ольга Константиновна - д.э.н., профессор, зам. директора Института

социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН. Муслимов Тагир Курбанович - к.и.н., с.н.с. Центра этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН.

рования демократических институтов, в республике происходил мирный процесс политического самоопределения более десяти различных народов. Этот редкий опыт позволяет выделить Дагестан не только среди северокавказских республик бывшего СССР, но и среди многих европейских государств, в которых до сих пор остаются неурегулированными конфликты между разными этносами.

Наследие прошлого и распад СССР

К началу периода демократических преобразований Дагестан унаследовал от прошлого целый комплекс противоречий и конфликтов в сфере межэтнических отношений, которые могли оказать решающее влияние не только на судьбу республики, но и России.

Планомерная переселенческая политика в период Советской власти с гор на равнину привела к кардинальному изменению национального состава населения Дагестана и к высокой степени мозаичности и этнокультурного многообразия на равнине. Кумыки, ногайцы, чеченцы-акинцы, азербайджанцы, русские в местах компактного проживания на равнине оказались в меньшинстве, что внесло заряд конфликтности, нарастание напряжённости в отношениях этих народов к переселенцам (аварцам, даргинцам, лакцам, лезгинам).

Ситуация усугублялась такими проблемами как:

- высокий уровень внешней (в регионы СНГ и России) и внутренней (с гор на равнину и обратно) миграции населения, вызванной трудоизбыточностью;

- наличием "территориально не реабилитированного" репрессированного населения чеченцев-акинцев;

- наличием значительного слоя насильственно переселённых горских народов в Чечню в 1944 году и обратно на территорию Дагестана (но в большей части не на свои родные места, а на равнину) в 1957 году.

В процессе распада СССР и реформирования социально-экономической системы страны конфликтность в Дагестане из латентного состояния переросла в открытую, при этом возникли новые зоны противостояния и напряжённости. В сознании людей усилился социально-психологический дискомфорт, что привело к стремлению укрепить внутринациональные связи и к появлению активных народных движений по этническому признаку.

Возникновение и функционирование ряда общественно-политических и национальных движений стало фактом этнополитической действительности. В Дагестане была представлена их очень широкая палитра: унитаристские, сепаратистские, этноконфессиональные, националистические, демократические и т. д. Было зарегистрировано 17 партий, 22 национальных, общественно-политических движения, 17 различных центров и других объединений граждан1. Заметным фактом стала консолидация на этнокорпоративной основе,

1 Цаголов К.М. Докладная записка Правительству РФ. Текущий архив Миннацинфор-мвнешсвязи РД. С. 5

что является признаком политизации кланов, тухумов, социальных групп. Первоначально национальные движения возникли как гуманитарные, просветительные, культурные центры, преследующие цель возрождения культуры, языка, традиций своих народов. Но уже на начальном этапе их существования наметилась тенденция к политизации. С этой целью лидеры некоторых национальных движений начали прибегать и к такому средству, как фальсификация истории.

Начали выдвигаться требования о создании кумыкской и лезгинской автономии в составе Дагестана, против чего выступали остальные народы.

Лезгинское национальное движение "Садвал" ставило вопрос о национальном самоопределении лезгин Дагестана и Азербайджана в Республику Лезги-стан либо в составе Дагестана, либо как самостоятельный субъект России. Лезгины были разделены административными границами в царский и советский периоды, но практически жили как единый народ, свободно поддерживая этнические, родственные, культурные, хозяйственные связи. Разрыв родственных связей и привел к требованиям о самоопределении всего лезгинского народа. В ответ азербайджанские националистические образования начали выдвигать территориальные претензии на Дербентский район и г. Дербент.

В 1991-1992 годах возник ряд острых конфликтов. Длительное противостояние аварцев и чеченцев в селении Ленинаул Казбековского района на почве территориальных претензий. Противостояние между кумыками и даргинцами в селении Костек на почве землепользования. Длительная забастовка кумыкского населения в Хасавюртовской зоне с требованием отставки руководства правоохранительных органов и голодовка кумыкских женщин на центральной площади г. Махачкалы.

Ногайцы, разделённые в 1957 году постановлением Совета Министров РСФСР между Ставропольским краем (18 тыс. чел.), Чечено-Ингушетией (9 тыс. чел.) и Дагестаном (31 тыс. чел.), в лице межрегионального общества "Бирлик" требовали отменить указанное постановление и территориально самоопределить их.

Кизлярский отдел Терского казачьего войска высказался о необходимости присоединить Северный регион Дагестана (Кизлярский и Тарумовский районы) к Ставропольскому краю под тем предлогом, что из этих исконно казачьих земель вытесняются русские и они заселяются горцами.

В результате спада производства и давления криминальных элементов заметно возрос отток русских из Дагестана.

В этот период деструктивные действия шли по нарастающей. Выделялись в этом отношении национальное движение чеченцев-акинцев "Нохчи" и кумыкское национальное движение "Тенглик". Часть коренного населения Дагестана чеченцы-акинцы признавали себя гражданами Чеченской Республики.

На повестку дня была поставлена проблема автономизации Дагестана. 24 октября 1992 года собрался первый съезд Конгресса народов Дагестана, как он себя назвал. В него вошли представители от 42 общественно-политических ор-

ганизаций и национальных движений. Съезд вынес решение, чтобы каждому из более 30 народов и этнических групп Дагестана было предоставлено право на самоопределение и создание в Дагестане федеративной республики1.

Ситуация, когда у всех народов республики оказались беспокоящие их проблемы, породила понимание необходимости снизить накал противоречий в межэтнических отношениях и стабилизировать общественно-политическую ситуацию на основе мирного и согласованного разрешения существующих проблем.

Большинство дагестанских народов понимало, что автономизация невозможна. Сторонники автономизации Дагестана основывали свои взгляды на имеющемся в международной практике праве наций на самоопределение. Если подойти к данной идее абстрактно, то можно сказать, что любой народ имеет право отделиться от государственного образования и создать свою автономию вне или внутри существующего государства. Но даже самый большой сторонник права на самоопределение В.И. Ленин говорил, что право на отделение не означает целесообразность отделения.

Если проанализировать эту идею не абстрактно, гуманно-политически, а в реальном демографическом, политическом, экономическом и хозяйственном аспекте Дагестана, то становилось ясно, что вместо национального самоопределения, можно было получить национальное самоограничение и постоянную опасность конфликтов.

Демографический аспект. В случае создания национальных автономий в многонациональном регионе смешанное национальное проживание создаёт взрывоопасную этническую смесь. Например, на исторической территории формирования лакского народа в Лакском и Кулинском районах проживает сейчас 19 процентов лакцев, 60 процентов живёт в городах, остальные - 21 разбросаны почти по всем районам Дагестана. Если будет создан Лакский округ, то он будет создан для 19 процентов лакцев. Какая же это автономия для народа, если 81 процент будет проживать в остальных 9-10 округах. Какие национальные проблемы при этом будут решены?

Политический аспект. В предполагаемых автономиях большая часть населения неизбежно будет ущемлена в политических правах. Ибо, если создан национальный округ, то в нём правящая политическая элита формируется из числа округообразующего населения. Для этого национальные округа и создаются. Население других национальностей, следовательно, будет ограничено в правах. И вместо самоопределения, грядёт самоограничение. В силу указанных оснований в результате автономизации получится гремучая смесь, где каждый народ будет бороться с другими народами в целях защиты своих политически ущемлённых сородичей, находящихся не на своей этнической территории.

1 Конгресс народов Дагестана. Махачкала, 2000. С. 6.

Экономический и хозяйственный аспекты. При автономизации Дагестана понадобилось бы создать 9-10 столиц с необходимой политической и социально-культурной инфраструктурой. Бюджетных средств у республики на это не хватит. Кроме того, исторически известно, что горы и равнина, горы и города в Дагестане неразрывно связаны экономически. Так как в горах экономическая деятельность ограничена, всегда осуществлялась миграция горских народов на равнину. Создание отдельных автономий могло бы разорвать хозяйственные связи и привести к противостоянию населения равнины и горцев.

13-14 декабря 1992 года в городе Махачкала состоялся съезд народов Дагестана. Съезд провозгласил три главных принципа, которые позже легли в основу Конституции Республики Дагестан: 1) Дагестан - един и неделим; 2) Дагестан - в составе России; 3) у каждого народа есть свои проблемы, но решение их без учёта интересов всех дагестанцев невозможно. Следует отметить, что все эти три пункта поддерживались подавляющим большинством дагестанцев, независимо от их политических симпатий и антипатий, национальной или религиозной принадлежности1.

Здесь в национальном строительстве решающую роль сыграла исторически сложившаяся социально-психологическая, полиэтническая общность дагестанцев, обусловленная высокой степенью совместимости культур и социально-психологическими установками на позитивное, открытое, толерантное общение. О данной общности в своей книге написал дагестанец профессор Р.Г. Аб-дулатипов: "Различий между нами меньше, чем общих, характерных для всех черт. У нас, бесспорно, есть различные языки и элементы культуры, но при "едином миропонимании вещей". Это уже философское, психологическое, сущностное составляющее народа, нации в целом"2. Фактором равноправия и сближения народов Дагестана является отсутствие в республике титульной нации. Сближению народов способствует многонациональная дагестанская диаспора в России, составляющая 20% населения республики. Диаспора близко приобщена к русской культуре, тесно связана между собой и не оторвалась от родных мест.

Решение национальных проблем

После принятия Конституции Республики Дагестан (1992 г.) работа государственных органов и общественности республики была построена с учётом реальных возможностей разрешения сложившихся конфликтов. Меры органов власти по решению межнациональных проблем народов Дагестана сводились к следующему.

1 См. сборник: "Республика Дагестан: современные проблемы национальных отношений". С. 69-70.

2 Дагестан на рубеже веков. М., 1998. С. 14.

Репрессированное население чеченцев-акинцев. После длительной подготовительной работы, с согласия населения Новолакского района, III съезд народных депутатов Дагестана 23 июня 1991 года принял решение о территориальной реабилитации репрессированных чеченцев-акинцев и переселении с этой целью лакцев на новое место жительства. Это был единственный в России случай территориальной реабилитации репрессированного населения. Для организации работы были созданы при Правительстве Республики Дагестан организационные комитеты по восстановлению Ауховского района и переселению Новолакского района. Для координации работы по реализации этой программы в Совете Министров Республики Дагестан был создан специальный отдел по управлению процессами переселения и координации деятельности оргкомитетов по переселению лакского населения Новолакского района на новое место жительства севернее города Махачкалы1.

Съезд одновременно поставил вопрос о принятии Федерального закона о насильственно переселённых народах. Однако такой Закон до сих пор не принят. Возможно потому, что в одном только Дагестане состоялась территориальная реабилитация репрессированного населения. Видимо принять его предстоит самой Республике Дагестан.

Разделённые народы. В условиях, когда большинство народов республики оказались разделёнными либо границами с новыми независимыми государствами - Азербайджаном и Грузией, либо с соседними субъектами Федерации -Ставрополем и Чечнёй, органы государственной власти Дагестана не поддались кампании по суверенизации и отказались от объявления суверенитета республики, что внесло успокоение в настроения разделённых народов.

По требованию лезгинского населения ряда населённых пунктов Ахтынско-го района, из его состава был выделен и образован решением Верховного Совета Дагестана от 29 июня 1993 года Докузпаринский район2. В январе 1992 года постановлением Верховного Совета ДССР был утверждён план мероприятий сотрудничества и взаимодействия между Азербайджанской Республикой и Республикой Дагестан по удовлетворению запросов и потребностей лезгинского и аварского населения в Азербайджане и азербайджанского населения в Дагестане3.

Существование проблемы разделённости лезгинского, аварского и цахур-ского народов было официально признано на сессии Верховного Совета Республики Дагестан, состоявшейся 31 июля 1992 года, после чего усилия органов государственной власти были направлены на поиск оптимальных путей выхода из создавшегося положения. Важное значение имело принятое Правительством

1 Республика Дагестан: современные проблемы национальных отношений. Махачкала. 1995. С. 171.

2 Республика Дагестан: современные проблемы национальных отношений. Махачкала. 1995. С. 134.

3 Там же. С. 46.

Российской Федерации 12 октября 1995 года постановление № 1000 "О неотложных мерах по стабилизации социально-политической ситуации и экономического положения в южных приграничных районах Российской Федерации в пределах Республики Дагестан"1.

В марте 1996 года была подписана Декларация "О дружбе и сотрудничестве между Республикой Дагестан и Азербайджанской Республикой". Было также принято долгосрочное соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.

Правительством Республики Дагестан было разработано и согласовано со всеми заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами межправительственное соглашение "О сотрудничестве приграничных районов Российской Федерации и Азербайджанской Республики".

Острыми проблемами этнических дагестанцев, проживающих в Азербайджанской Республике, являются вопросы образования, сохранения культуры, традиций, обучения детей родному языку, литературе. В целях их поддержки, а также азербайджанцев, проживающих в Дагестане, Правительством России в апреле 1998 года был принят "План мероприятий по этнокультурной поддержке диаспоры народов Дагестана в Азербайджанской Республике и азербайджанской диаспоры в Республике Дагестан"2.

Русское население. Проблема имеет многие аспекты. Политический аспект: без помощи русских и России Дагестан не имел бы исторических перспектив для быстрого устойчивого и безопасного развития. Нравственный аспект: большинство русских прибыло в Дагестан с целью культурного и экономического возрождения и они (особенно русские учителя и преподаватели) сыграли в этом деле огромную роль. Признанный патриарх исторической науки в Дагестане профессор Р.М. Магомедов писал: "Годы пребывания в составе России при полной внешней безопасности много дали для развития Дагестана, для приобщения его к современным формам жизни. Уместно помнить, что русские люди среди нас играли сближающую, интегрирующую, уравновешивающую роль, способствуя сближению наших народов и стабилизации нашего общества. Могут ли дагестанцы не принимать этого во внимание, думая о своем буду-щем?"3 Экономический аспект: экономические интересы Дагестана тесно связаны со Ставропольским, Краснодарским краями и Ростовской областью. И в этой связи необходимо было думать о закреплении русских в республике. Этнокультурный аспект: сохранить русских и дружеские отношения между русским и дагестанскими народами необходимо и потому, что ныне республика стала русскоязычной, не только в смысле межнационального общения, русский

1 Республика Дагестан: современные проблемы национальных отношений. Махачкала. 1995. С. 46.

2 Текущий архив Миннацинформвнешсвязи.

3 Сб. Современное состояние и перспективы развития исторической науки Дагестана и Северного Кавказа. Махачкала, 1997. С. 9.

язык для современных поколений дагестанцев стал уже родным. Представители творческой интеллигенции молодого поколения творят уже на русском языке.

Органы государственной власти и управления республики, рассматривая проблему по недопущению оттока русского населения как важнейшее направление в своей практической деятельности, предпринимали конкретные меры для снятия её остроты. Была создана Правительственная комиссия по проблемам русскоязычного населения1. Однако до конца эту проблему решить не удалось и, по крайней мере, до 2000 года отток русского населения из республики продолжался.

Кумыкский народ. Положительное значение имело решение парламента о наделении ряда ущемлённых в землепользовании кумыкских населённых пунктов дополнительными землями за счёт прикутанных горных хозяйств. Были выделены значительные площади под индивидуальное строительство для жителей пригородных поселков Махачкалы Тарки, Альбурикент, Кяхулай, переселённых в 1944 году в Хасавюртовский район на земли высланных чеченцев-акинцев, а затем возвращённых обратно. Был образован Кумторкалинский район с включением в него кумыкских населённых пунктов Кизилюртовского района и части кумыкских населённых пунктов Буйнакского района2. 22 марта 1993 года был принят Указ Верховного Совета РД "Об образовании Новокостекского сельсовета в Хасавюртовском районе". Он был выделен из Костековского сельсовета с целью ослабить противостояние даргинцев и кумыков в возникшем между ними конфликте по землепользованию3.

В целях ограничения миграции и прекращения переселения населения с гор на равнину, выравнивания социально-экономических условий в регионах, инвестиции были переориентированы в конфликтогенные районы и были приняты программы "Горы", "Возрождение", "Юг".

Ногайский народ. Было образовано вместо прежде одного два ногайских избирательных округа по выборам депутатов в Народное Собрание Республики Дагестан. В соответствии с федеральным Законом РФ "О национально-культурной автономии" была создана "Национально-культурная автономия Ногайского народа" с пребыванием руководящего органа автономии в Ногайском районе Республики Дагестан4.

Важнейшей частью принятых мер была реформа политического устройства Дагестана, направленная на решение межнациональных проблем.

1 Проблемы русского и русскоязычного населения республики Дагестан. Махачкала, 1996. С. 49.

2 Республика Дагестан: Современные проблемы национальных отношений. Махачкала, 1995. С. 8.

3 Республика Дагестан: Современные проблемы национальных отношений. Махачкала, 1995. С. 8.

4 Газета "Молодёжь Дагестана" № 46, 2004.

В процессе реформы в Дагестане сложилась политическая система, которая явилась продуктом внутреннего, своеобразного развития, в значительной степени, отвечавшая особенностям социально-политической структуры дагестанского общества. В 1994 году был создан Государственный Совет, состоящий из 14 человек, куда входили представители от 14 регистрируемых в актах гражданского состояния национальностей. Госсовет был одновременно высшим исполнительным и представительным органом. Парламент республики - Народное Собрание РД - состоял из 121 числа депутатов, избираемых всенародно. В парламенте все 14 народов были представлены пропорционально. Председатель Правительства являлся первым заместителем председателя Госсовета.

Эта система успешно функционировала и сумела решить ряд важнейших задач, а именно:

- преодолены внутренние сепаратистские движения и не допущен развал республики на части;

- ликвидирована почва для массовых межэтнических столкновений и этнических чисток и они стали невозможны;

- проявилась политическая воля не ввязываться в приграничные конфликты с соседями: Грузией, Азербайджаном, Чечней;

- в недрах дагестанского общества на протяжении всего этого периода не сложилось ни одного сколько-нибудь значимого движения "за независимость и суверенитет" от России;

- при всей значимости религиозного (исламского) фактора в Дагестане в республике удалось избежать влияния исламистов на принятие политических решений1.

В марте 2006 года в Дагестане произошла очередная реформа политического устройства. В соответствии с укреплением "вертикали власти", предложенным президентом России В.В. Путиным, Народное Собрание республики приняло отставку Госсовета и избрало первым президентом Республики бывшего председателя Народного Собрания М.Г. Алиева. Происшедшие перемены не вызвали отрицательной реакции и полемики в обществе, несмотря на то, что ранее дважды дагестанцы на референдуме отвергали введение в республике поста всенародно избранного президента. Известную роль в благоприятном восприятии перемен сыграла личность самого Алиева. Он был известен в обществе как компетентный и некоррумпированный политический деятель.

Вместе с тем, есть мнение, что лучше было бы оставить всё как есть. Известный социолог и политолог, директор агентства "Монитор" дагестанец Эн-вер Кисриев полагает, что политическая система, которая воплотилась в Дагестане в Конституции 1994 года, а также в ряде неписанных правил и процедур

1 Кисриев Э.Ф. Сопротивление системы политических институтов Дагестана процессу создания единого правового пространства в России. Сб. "Федерализм в России". Казань, 2001.С. 123-143.

политического поведения являлась продуктом внутреннего естественного и весьма своеобразного развития Дагестана и, в значительной степени, отвечала особенностям социально-политической структуры дагестанского общества.

Эта система, по мнению Э. Кисриева, создавалась как продукт компромисса сложившегося в результате жёстких противостояний и сложного взаимодействия различных политических сил, быстро возникших на месте единой системы коммунистической партийной иерархии. С выбором единоличного президента, по мнению Э. Кисриева, в перспективе, Дагестан будет утрачивать свою самореализуемую устойчивость, которая была приобретена в ходе предшествующего периода. Фактором политической стабильности в Дагестане, по его мнению, теперь станет не внутренний баланс сил, а внешняя бюрократическая сила, не система политических институтов, самостоятельно сложившихся и ревалент-ных внутренним этносоциальным особенностям республики, а всеохватывающий контроль и администрирование внешней по отношению к ней силы центра. Местная элита уже не будет считаться с внутренним порядком вещей, общественными настроениями и распределением сил и интересов, а начнёт ориентироваться исключительно на мнение и позиции центра. В итоге неизбежно развитие отчуждённости правящей элиты Дагестана от внутренних общественных запросов и требований. Если раньше все лидеры, борющиеся за власть и ресурсы, в том числе и проигравшие, всегда искали поддержки и сочувствия в центре, то в новых условиях проигравшие (а их будет становиться теперь, при любом раскладе, всё больше) будут искать себе других "союзников". Идеологическим ресурсом этих деятелей тогда станет национализм, исламизм, эскалация антирусских и антироссийских настроений1. Окажется ли прав Э. Кисриев и согласные с ним исследователи и политологи - покажет время.

Настораживает, что в ходе проведения в марте 2007 года выборов в Народное Собрание Дагестана наметилось довольно жёсткое противостояние так называемого "столичного блока" и республиканских властей. А в ходе реализации федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления" начали вноситься предложения провести в республике административную реформу и вместо 53 районов и городов создать 5 округов в пределах неофициально признанных регионов. Основных мотивов два и оба экономические: будет огромная экономия за счёт сокращения административного штата и более эффективным станет управление. Но стоит ли пытаться столь грубо вмешиваться в тонко настраиваемые проблемы полиэтнического сообщества? Эта идея не учитывает очевидных вещей: многонациональности и физико-географического многообразия Дагестана. В географическом плане (горы) неимоверно будет затруднена связь граждан с государственными и муниципальными учреждениями. В на-

1 Кисриев Э.Ф. Сопротивление системы политических институтов Дагестана процессу создания "единого правового пространства" в России.// Федерация в России". Казань. 2003. С. 140-143.

циональном плане округа в беститульном Дагестане станут титульными образованиями, поскольку в них будет преобладать тот или иной народ. Борьба за должности и ресурсы в этих округах станет более ожесточённой, чем сейчас. И ещё одно существенное обстоятельство: в округах негативно будут относиться к этническим группам из других округов.

* * *

Всплеск межнациональных конфликтов 1990-х годов в Дагестане оказался недолговечным. Между тем, при изменении административного устройства республики появится опасность вернуться к прежним межэтническим конфликтам, но на качественно новом этапе. Это особенно опасно в силу вовлечённости Дагестана в геополитические процессы, во-первых, в силу приверженности единству с Российской Федерацией; во-вторых, в силу своего геостратегического положения; в-третьих, в силу того, что в соседних странах живут разделённые народы - этнические дагестанцы.

Распространённое мнение "кто владеет Дагестаном, тот владеет Кавказом" -подтверждено историей. Значение Дагестана определяется не только наличием в его недрах углеводородного сырья, но, прежде всего, и, по-прежнему, уникальным географическим положением. Именно поэтому в течение последнего тысячелетия, задолго до появления понятий "нефть" и "газ" этой относительно небольшой территорией между Кавказскими горами и Каспийским морем пытались овладеть державы, потрясавшие мир своей мощью. В этом смысле Дагестан представляется своего рода кавказским хартлендом, срединной землей Кавказского региона1. Как роль Дагестана в защите геополитических интересов России на Кавказе, так и стабильность этого региона в целом во многом зависят от соблюдения баланса национальных интересов в рамках дагестанского гражданского общества.

1 Арухов З.С. По правилам разума: философские и политические сочинения. Махачкала, Изд. Дом. "Новый день". 2005. С. 200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.