УДК 342
Идрисова Фатима Алхазуровна
старший преподаватель кафедры истории и права, Институт экономики и права, Грозненский государственный нефтяной технический университет [email protected]
Ханкарова Зара Абуязитовна
старший преподаватель кафедры истории и права, Институт экономики и права, Грозненский государственный нефтяной технический университет [email protected]
Fatima A. Idrisova
senior lecturer, History and law chair, Institute of Economics and law, Grozny state oil technical University [email protected]
Zara A. Hancharova
senior lecturer, History and law chair, Institute of Economics and law, Grozny state oil technical University [email protected]
Народовластие
как выражение суверенной воли многонационального народа российской федерации: понятие и формы
Democracy as an
expression of the sovereign will of the multinational people of the russian federation: concept and forms
Аннотация. Автор данной статьи проводит исследование форм как прямой демократии, так и представительной демократии. Анализируя многообразие существующих в правовой науке подходов к определению понятия «народовластия», автор делает вывод, что проявление воли народа касательно государства реализовывается в обширном разнообразии отношений, связанных с формированием самого государства, основанием системы органов публичной власти, осуществлением государственных функций. Целью данной публикации является рассмотрение правового явления «демократия» в целом, а также выявить его понятие и формы. Данное исследование несет в себе теоретическую и практическую значимость, так как касается различных форм демократии.
Ключевые слова: Демократия, правовой режим, народовластие, право, закон.
Annotation. The author of this article studies the forms of both direct democracy and representative democracy. Analyzing the diversity of the existing approaches to the definition of «democracy» in the legal science, the author concludes that the manifestation of the will of the people concerning the state is realized in a wide variety of relations connected with the formation of the state itself, the establishment of a system of public authorities, and the exercise of state functions. The purpose of this publication is to examine the legal phenomenon of «democracy» in general, as well as to identify its concept and forms. This research carries a theoretical and practical significance, as it concerns various forms of democracy.
Keywords: Democracy, legal regime, democracy, law, law.
H
ародовластае - это явление, которое на Руси возникло раньше, чем княжеское правление.
Демократия в России прошла различные истори-
,
стадии развития. Первые элементы, признаки
демократии начали проявлять себя еще в Нов, -
шения начали принимать на вече (габрание).
Слово «демократия» («народовластие») - это
понятие, которое в XX веке стало одним из са-. -
ствует ни одного политического движения, обладающего большим влиянием, которое не использовало бы данный термин в своих целях, нередко далеких от истинных принципов демократии.
В своем развитии российское общество претерпело множество преобразования и развития правовой системы [1]. Становясь полноценным демократическим и правовым государством, Российская Федерация признает и общепризнанные принципы и общечеловеческие ценности. Современные ученые солидарны в том, что демократия необходима России, потому что она
в большей мере, чем какой-либо иной политический режим, защищает достоинство человека. Это преимущество делает ее наиболее конкурентоспособной формой государственного устройства в постиндустриальном мире, где главным фактором развития становится человек. Переход к информационному обществу 21 века возможен лишь при условии обеспечения обмена различными ццеями и свободой действий, о чем и пропагандирует демократическое общество.
Выделяют следующие признаки демократии:
.
подчинение всех государственных органов и должностных лиц нормам закона.
. -
цией Российской Федерации власть в стране
осуществляется путем деления на законодательную, исполнительную и судебную.
Участие народа в управлении делами государства, как непосредственно (участие на референдуме, на выборах), так и через своих представи-( -
личного уровня) [2].
Современное демократическое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая ццеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.
Народовластие - важнейший неотъемлемый элемент гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Носителем суверенитета и единственным источником власти в стране признается ее многонациональный народ (Кон).
Недостаточно только провозгласить государство демократическим важно обеспечивать институты правовыми, гарантировать верховенства права, соблюдение и защиту прав и свобод [3].
Демократическое и правовое государство имеют , -
ние в общепризнанных принципах конституционно. -менно является конституционным и правовым.
Только при наличии в государстве гражданского
общества оно может быть признано, де-юре, демо-
, , -
.
своей целью вмешательства во все слои обще,
и духовную жизнь граждан. Одной из основополагающих целей и задач демократического государства является обеспечение и защита интересов граждан, отдельных социальных групп, населения в целом своей страны [4]. Безусловно, такая характеристика государства является полностью противоположным тоталитарному и авторитарному государству, которые отличаются своей тиранией.
Важнейшие признаки демократического государ:
а) наличие представительной демократии; ) -
ка и гражданина;
) .
Представительная демократия в науке конституционного права характеризуется как осуществление народом своей власти через выборные
,
граждан и наделены исключительным правом .
В соответствии с Конституцией России представительные органы (парламенты) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа
(принятие бюджета, введение чрезвычайного и , -
ных споров и др.). Во многих европейских государствах представительные органы наделяются самыми обширными полномочиями и функциями,
,
принятие законов и утверждение бюджета страны на определенный период. Хотя и представительные органы власти не контролируют исполнитель-
( ),
наделяются определенными правами.
Соответственно, эффективность и качество работы законодательных (представительных) органов власти во многом будет зависеть от степени взаимодействия с исполнительным органом власти. Также следует отметить очень важный момент -это невмешательство в деятельность представительных органов при осуществлении своих полномочий [5]. В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определёнными ,
вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время, эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство -. -
дарственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации.
Обеспечение прав и свобод человека и граждани--
государства. Соблюдение этого принципа возможно лишь в демократических государствах, где отрицается произвол и не допускается тирания.
Лишь обеспечивая принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина, можно судить о государстве, как о подлинно демократическим [6].
Формирование представительных органов власти происходит непосредственно народом, которые
участвуют в выборах народных депутатов. Парла-, -
тов осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю народа в законах,
регулирующих организацию и деятельность других , -
низаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу [7].
Непосредственная демократия характеризуется принятием основных жизненно важных решений государства его многонациональным народом. Это может быть участие на референдуме (принятие особо важных документов), участие в выборах (выборы президента России, депутатов законодательных органов различного уровня).
Субъектами непосредственной (прямой) демократии выступает та категория индивидов, которая реализует свою публичную и государственную власть. По мнению Н.П. Фарберова, «прямое народовластие означает прямое волеизъявление народных масс при выработке и принятии
,
участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля».
Главный признак непосредственной демократии-
сопоставление воли народа и формируемого им
,
системе социального управления, сконструированная на принципах представительного правления и народного суверенитета.
,
своих руках, создает все механизмы управления, не отчуждая ее от себя, не отчуждая ее от себя, при помощи которых народ всегда волен внести коррективы в систему власти, в ее функционирование и направленность.
Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.
Литература:
1. Алексеев С С Право: азбука-теория-философия. Опыт комплексного исследования. М., 2009.
2. Алебастрова ИЛ. Конституционное право зарубежных государств : Учебник. М., 2002.
3. Голо сов Г В. Избирательные системы в новых демократиях // Полис. 2006.
4. Замятин ЕМ. Политические партии в современном обществе: Просвящение. М., 2010.
5. . . :
Учебник / Н.И. Матузав, А.В. Малько. М., 2008.
6. . . -ва и государства : Учебник для вузов. М., 2007.
7. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2008.
В юридической литературе недостаточно изучен вопрос о субъектах непосредственной демократии. Нельзя даже сказать, что само понятие субъекта непосредственной демократии прочно вошло в научный оборот. Чаще всего, под ее субъектами понимаются народ, народные массы либо граждане, что, на наш взгляд, не исчерпывает содержания данного понятия.
Понятие субъекта непосредственной демократии имеет свою специфику.
Подводя итог исследованию, необходимо сделать следующий вывод.
Демократия является современным устройством любого цивилизованного государства. Не является здесь исключением и Россия, которая сталкивается с теми же проблемами, как и другие государства. Также не следует забывать, что совершенной системы демократии никогда не было.
Нет совершенной демократии и в России. Но у России есть возможность и желание сделать так, чтобы приблизиться к совершенству - переформатировать, подремонтировать, отладить механизм представительного правления, чтобы не краснеть перед потомками и чтобы жизнь нынешних поколений протекала достойно. Добиться уменьшения социальной несправедливости, иметь действенные рычаги для отмены ошибочных политических решений, минимизировать злоупотребления властью и сделать так, чтобы злоупотреблять ею сделалось стыдно, сохранить возможность альтернативного выбора, а значит возможность выбора между другой или той же самой политикой, - конечно, всего этого можно и . , здесь кратчайший путь - широкое распространение свободы и доверие к воле народа. А это и .
Literature:
1. Alekseev S.S Right: alphabet-theory-philosophy. Experience of a complex research. M., 2009.
2. Alebastrova I.A. Constitutional right of the foreign states : Textbook. M, 2002.
3. Golosov G.V. Electoral systems in new democracies // Policy. 2006.
4. Zamyatin E.I. Political parties in modern society: Prosvyashcheniye. M., 2010.
5. Матузав N.I. Theory of the state and right : Textbook / N.I. Матузав, A.V. Malko. M., 2008.
6. Nersesyantsa V.S. Problems of the general theory of the right and state : textbook for higher education institutions. M., 2007.
7. Spiridonov L.I. Theory of the state and right. M., 2008.