Научная статья на тему 'Народовластие как основа конституционного строя сильного государства'

Народовластие как основа конституционного строя сильного государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2842
1034
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДОВЛАСТИЕ / DEMOCRACY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литвинова Ася Анатольевна

Статья посвящена исследованию народовластия как основы конституционного строя, которое необходимо для создания и функционирования сильного государства при условии социального партнерства государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Democracy as Basic of Constitution System of the Strong State

The article is devoted to the democracy as basic of constitution system, it is necessary for creation and activity of the strong state, under the conditions of the social partnership of state and society.

Текст научной работы на тему «Народовластие как основа конституционного строя сильного государства»

А.А. Литвинова

НАРОДОВЛАСТИЕ КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ СИЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Статья посвящена исследованию народовластия как основы конституционного строя, которое необходимо для создания и функционирования сильного государства при условии социального партнерства государства и общества.

Ключевые слова: народовластие, государство, общество, социальное партнерство.

A.A. Litvinova

DEMOCRACY AS BASIC OF CONSTITUTION SYSTEM OF THE STRONG STATE

The article is devoted to the democracy as basic of constitution system, it is necessary for creation and activity of the strong state, under the conditions of the social partnership of state and society.

Key words: democracy, state, society, social partnership.

Конституция РФ провозгласила основные демократические принципы и закрепила положение, согласно которому народовластие является первоосновой государственного устройства в России. Современное понимание институтов народовластия в науке конституционного права обязано исследованиям, начатым еще в советский период доктором юридических наук, профессором Кабышевым Владимиром Терен-* тьевичем, посвященным основным проблемам современного общества, указываю? щим на недостатки государственного правления, определяющим возможные пути S преодоления различий фактической и юридической конституций. g Народовластие — основа конституционного строя, это определено ст. 3 Кон-

i ституции РФ, входящей в главу «Основы конституционного строя». Как под-| черкивает В.Т. Кабышев, наличие Конституции не означает автоматически, что i в государстве существует конституционный строй, т.е. обеспечены разделение § властей, верховенство права, примат прав и свобод человека, действительная, а | не имитационная демократия, плюрализм, местное самоуправление. Эти основы | могут нарушаться, ограничиваться, деволюционироваться при самой демокра->§ тической юридической конституции или находиться в зачаточном состоянии1. | К сожалению, для нашего государства характерно существенное отличие

I конституционной теории и практики реализации конституционных положений ? основ конституционного строя. Позволим себе предположить, что суть этой про->§ блемы состоит в том, что «власть народа» и «государственная власть» существуют | каждая сама по себе. Вся власть исходит от народа - это важнейший принцип I конституционного строя России, эту власть народ осуществляет непосредствен-I но и опосредованно, через органы государственной власти, которые пытаются | заменить волю народа в свое волеизъявление. Как указывает В.Т. Кабышев, «в действительности мы наблюдаем иное. Фактически исполнительная власть диктует все, пытается определить весь ритм нашей жизни. При этом иногда выдвигаются идеи типа «суверенная демократия». Внешне это выглядело как защита от вмешательства других государств в наши внутренние дела. К счастью, © Литвинова Ася Анатольевна, 2014

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин (Московский

76

гуманитарно-экономический институт); e-mail: Litvinova_nov@mai.ru

об этом стали забывать. Может, и не нужно было бы об этом вспоминать. И дело не только в том, что авторы этой идеи элементарно путали понятия, вводя в политическую практику по сути бессмыслицу, путаницу, не понимая, что означают понятия «демократия», «суверенитет»2. Уместно в связи с этим привести слова С.А. Авакьяна: «Единственное толкование сочетания суверенитета и демократии — это правление народа посредством демократических институтов, иначе говоря, это управление государственными и общественными делами самим народом, уполномоченными им институтами гражданского общества и органами публичной власти, причем все они действуют под контролем народа»3.

Органы публичной власти и должностные лица забывают о главной цели их создания, государственная власть расценивается ими как способ удовлетворения личных потребностей, а не служение народу, обеспечение прав и свобод человека, признанных высшей ценностью. Народ определяет, в каких формах и каким способом будет осуществляться эта власть. Кроме того, он осуществляет контроль за деятельностью органов публичной власти. Такое представление о государственной власти является идеалом, целью развития государства. В практике мы видим недоверие народа власти, коррупционную составляющую решения государственных вопросов и полное отсутствие диалога между властью и народом, что приводит к дискриминации государственных институтов. Народ, к сожалению, не чувствует реализации основ конституционного строя, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью, что Россия — социальное государство.

Построение сильного государства возможно только на основе народного суверенитета, в условиях полного доверия власти и народа друг другу. Для этого необходимо создание условий социального партнерства государства и народа, ш когда народ и государство рассматриваются не как две противоположные стороны н борьбы за выживание, а как партнеры, стремящиеся к стабильности и взаимопод- С

а

держке. Анализ проблем российского конституционализма должен основывать- т

о

ся на практике реализации конституционных положений, их применимости в к

о

государственной и общественной жизни. «Не пустое критиканство, какое-либо о' слепое восхваление, а раскрытие потенциальных возможностей и достоинств | конституции — вот главная задача теории конституционализма. Это тем более в

важно, поскольку осуществление общепризнанных ценностей мирового консти- нн

о

туционализма в переходный период наталкивается на многие противоречия»4. Ю

Говоря о государственной власти следует понимать, что она необходима для и

обеспечения реализации целей государства и принципов конституционализма. с

к

Укрепление государственной власти требуется для функционирования сильного а государства, способного обеспечить свой суверенитет и суверенитет народа, при д

е

условии, что эта власть должна соблюдать все принципы конституционализма, | такие как принцип разделения властей, верховенства права, прямого действия № Конституции РФ и институт конституционной ответственности — реальный 9 институт персональной конституционной ответственности, а не «спящие» нор- 22 мы, существующие только на бумаге. Все эти принципы должны воплощаться 4 в единой системе, единовременно, поскольку неисполнение любого из них приведет к деформации народовластия в строй с правящим классом.

Как верно указывают В.Т. Кабышев и Т.М. Пряхина, «без единства принципов российского конституционализма не может быть и речи об универсальных правовых ценностях, которые должны стать залогом благополучия российского народа, поступательного и бескризисного развития российской государственности»5. 77

Защита человека, его прав и свобод, их гарантированность обеспечиваются государством (если не рассматривать первобытные способы), а публичная власть стабильна только при поддержке народа. Исторические примеры свидетельствует о том, насколько бы власть не подавляла народ для сохранения себя в приоритетном положении, наступит время, когда народ ее свергнет и образует демократические институты, имеющие поддержку населения.

Именно суверенная воля народа, получающая юридическое выражение в государственном суверенитете, служит основанием для утверждения и реализации фундаментальных социальных ценностей как в правовой системе государства и национальной системе конституционной демократии6.

Таким образом, самой эффективной для жизнедеятельности сильного демократического государства нам представляется конструкция «государство» — «народ» в условиях социального партнерства.

Ранее в науке высказывалось мнение, что народ не является субъектом правоотношений. В частности, В.Т. Кабышев и О.О. Миронов указывали, что народ как социально-политическая общность не является субъектом права. Конституционные нормы наделяют народ правами в качестве субъекта общественных отношений, а не субъекта правоотношений7. Данная точка зрения обосновывалась тем, что признание народа субъектом принижает его социальную роль, народ не может быть как управомоченной, так и обязанной стороной, он не может нести какие-либо юридические обязанности.

С точки зрения В.Т. Кабышева и О.О. Миронова, субъектом права от имени народа выступают государство, его органы, общественные организации. Народ имеет социальные права — право на труд, на отдых, образование и т.п. Юридический механизм реализации этих прав предполагает правосубъектность граждан, а не всего народа. Народ, не являясь субъектом права, выступает непременным участником всех общественных отношений8.

Позволим себе частично не согласиться с мнением уважаемых ученых. Если рассматривать только социальные права, то определять народ субъектом данных правоотношений нельзя. Как верно отмечают авторы, реализация этих прав предполагает правосубъектность каждого гражданина. При современном понимании конституционных правоотношений нельзя исключить народ из субъектного состава, поскольку народ является основным источником власти. Государство, его органы не могут заменить волю народа, т.к. иначе народ будет отстранен от участия в управлении делами государства и осуществления власти путем выборов и референдума. Государство займет патерналистскую позицию и будет решать за народ его дальнейшую судьбу. Это будет противоречить конституционному принципу народного суверенитета. Ведь народ непосредственно сам определяет, как должна быть организована власть, закрепляя механизм государственной власти, систему органов государственной власти в Конституции. В частности, Конституция РФ 1993 г., принятая на всенародном референдуме, определила основные конституционные принципы, в т.ч. и для организации государственной власти (ч. 2 ст. 3, ст. 10, 11). Сочетание прямой и представительной форм демократии позволяет народу участвовать в осуществлении власти как непосредственно, так и наделять полномочиями выборные органы и должностных лиц. Следовательно, государственная власть производна от власти народа в современном понимании принципов конституционализма, но в то же время участие народа в осуществлении власти зависимо от государства, поскольку механизм осуществления политических прав граждан определяется государством. Государство посредством норм права устанавливает условия и рамки поведения всех участников отношений, возникающих

при организации и проведении выборов, митингов, шествий, обращений в органы власти, доступа к государственной службе и других институтах участия народа в управлении делами государства.

Возвращаясь к необходимости построения конструктивного диалога в условиях социального партнерства между государством и народом, заметим, что Конституция не употребляет термин «общество», называя источником власти народ. При этом понятия «народ» и «общество» не являются синонимами в конституционном праве. Общество — более широкое понятие, т.к. включает в себя граждан, их объединения, традиции, обычаи, сложившуюся в ходе исторического развития относительно устойчивую систему социальных связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Фундаментом общества является народ, а основным субъектом — человек. Исходя их этого, государство ставит перед собой глобальную задачу — установить диалог с каждым человеком. Это соответствует конституционному принципу, согласно которому человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью. Однако не всегда человек готов к этому диалогу. Интересы граждан общества далеко не всегда совпадают с интересами государства. Например, вряд ли граждане страны непосредственно заинтересованы в обеспечении национальной безопасности или защите конституционного строя. Их интересы более конкретны и личностны9. Но игнорирование интересов государства в целом приведет к попранию прав граждан, интересов общества. Взаимосвязь интересов государства и общества очевидна. Правовой основой социального партнерства государства и общества служит Конституция.

Конституция России содержит достаточное количество норм для формирования и развития социально-политической общности. Как указывает В.Д. Зорькин, Конституция — всеобщий источник объединения российского общества, никак не противоречащий принципам современного плюрализма и обеспечивающий демократическую организацию всех ветвей публичной власти10.

Осознавая необходимость установления диалога между государством и обществом, государство сделало первый шаг навстречу инициировав создание Общественной палаты, призванной обеспечивать взаимодействие граждан России с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан России, защиты прав и свобод граждан России и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях общественного контроля за деятельностью названных органов. В последнее время деятельность Общественной палаты стала менее заметной, что, возможно, связано с неготовностью народа к формированию институтов гражданского общества.

К сожалению, Общественная палата создавалась не по инициативе народа как институт гражданского общества, призванный обеспечить диалог между этим обществом и государством в лице органов государственной власти РФ11. Надеемся, что первый шаг не будет последним, общество сформирует гражданскую позицию, способную определить основные направления построения диалога государства и общества, а государство не установит деспотических рамок «проявления» гражданской свободы, ссылаясь на защиту основ конституционного строя.

1 См.: Кабышев В.Т. Народовластие в системе конституционного строя России: конституционно-политическое измерение // Конституционное право и политика: сборник материалов Международной научной конференции (Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 28-30 марта 2012 года / отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2012; Он же. Становление конституционного строя России // Конституционное развитие

России: межвузовский сборник. Саратов, 1993. С. 4; Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть: курс лекций. М., 2006. С. 528-534.

2 Кабышев В.Т. Становление конституционного строя России. С. 233.

3Авакьян С.А. Точка отсчета — народ. Понятия «суверенитет» и «демократия» соединит воедино только подлинное народовластие // Российская газета. 2006. 28 окт.

4 Кабышев В.Т., Пряхина Т.М. Теоретические проблемы российского конституционализма // Вестник Саратовской государственной академии права. 1995. № 2. С. 32.

5 Там же. С. 39.

6 См.: Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М., 2011. С. 242.

7 См.: Кабышев В.Т., Миронов О.О. Категория «народ» в советском конституционном законодательстве // Правоведение. 1969. № 4. С. 40-41.

8 См.: Там же. С. 42.

9 См.: Дмитриев Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «Об Общественной палате Российской Федерации» / под ред. А.Г. Кучерены. М., 2007. С. 12.

10 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересм. М., 2011. С. 32.

11 См.: Комментарий к Федеральному закону «Об Общественной палате Российской Федерации» /под ред. А.Г. Кучерены. С. 23.

Е.А. Отставнова

СТАБИЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -

ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

В статье рассматриваются предложения некоторых современных ученых-конституционалистов и политологов по пересмотру действующей Конституции России и внесению в нее поправок. Представлено видение этого вопроса и проанализирована зависимость устойчивости конституционного строя России от стабильности Конституции РФ как Основного Закона страны, нормативно-правового акта и правового явления.

Ключевые слова: Конституция РФ, стабильность конституции, конституционный строй, пересмотр конституции, реализация конституции, поправки к конституции, развитие России.

E.A. Otstavnova

STABILITY OF THE RUSSIAN FEDERATION CONSTITUTION IS A BASIS OF STABLE RUSSIA DEVELOPMENT

This article is focused on consideration of proposals on the questions of introduction of changes to the Russian Federation Constitution and its revision. Based on the analysis substance of Russian Federation Constitution, its significance for formation of new Russian statehood, the author comes to a conclusion about huge potential of the fundamental law of the country for further development of Russia.

Key words: Russian Federation Constitution, stability of Constitution, revision of Constitution, realization of Constitution.

Конституция 1993 г. ознаменовала собой новый исторический этап в развитии Российского государства. Ни для кого не секрет, что Основной Закон нашей страны был разработан в сложных политических условиях, в период слома тоталитарного режима, пересмотра основ общественного и государственного устройства, противостояния политических сил. Только с конца 80-х гг. ХХ столетия в действующую на тот момент Конституцию РСФСР 1978 г. было внесено более

© Отставнова Елена Александровна, 2014

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская 80 государственная юридическая академия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.