УДК 338.26:314.172
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2022-4-46-56
Т.А. Гуляева1, Е.В. Такмакова2, М.А. Козявин3,
В.И. Савкин1
1 Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина,
Орёл, Россия
2 Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева,
Орёл, Россия
3 Российский государственный университет правосудия, Москва, Россия
Народосбережение как фактор устойчивого социально-экономического развития регионов России
(на примере Центрального федерального округа)
Цель исследования. Установление специфики ситуации в сфере народосбережения в регионах Центрального федерального округа, идентифицировать соответствие государственной социально-экономической политики реальному состоянию народосбережения в регионах Российской Федерации.
Материалы и методы. В процессе подготовки статьи авторами использованы материалы Федеральной службы государственной статистики, Территориальной службы государственной статистики по Орловской области, труды отдельных ученых и общественных организаций по проблемам народосбережения. В ходе работы были использованы статистические методы исследования: табличный и графический методы, анализ показателей рядов динамики, метод группировок.
Результаты. Была исследована динамика численности населения в 1990—2021 гг. в разрез федеральных округов страны, в том числе по регионам Центрального федерального округа, в зависимости от отдельных факторов (естественного, механического движения).Исследование численности населения в областях Центрального федерального округа показало, что за период 1990—2021 гг. сокращение численности населения установлено во всех субъектах ЦФО (кроме Белгородской, Московской областях и г. Москва). Наиболее быстрыми темпами уменьшается сельское население: коэффициенты смертности значительно превышают коэффициенты рождаемости в сельской местности,
сокращается доля трудоспособного населения, увеличивается доля населения старше трудоспособного возраста. Заключение. Проблема народосбережения является актуальной и требует разработки эффективной системы управления качеством жизни населения и регулирования демографических процессов в областях Центрального федерального округа: Владимирской, Тверской, Орловской, Смоленской, Тульской, Ивановской; в которых уменьшение численности населения связано с естественными факторами: уровень смертности значительно превышает уровень рождаемости. Целесообразно сформировать региональные программы по совершенствованию организации здравоохранения в областях: Владимирской, Калужской, Ивановской, Орловской, Тверской, Ярославской. Для управления миграционными процессами, снижения дефицита рабочей силы в соответствии с потребностями экономики региона, создание рабочих мест и условий развития малого и среднего бизнеса, повышение качества жизни населения разработать соответствующие программы в областях: Владимирской, Орловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской.
Ключевые слова: численность и размещение населения, городское население, сельское население, коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, коэффициент естественного прироста, территориальная политика народосбережения, суммарный коэффициент рождаемости, средняя продолжительность жизни при рождении.
Tatiana A. Gulyaeva1, Elena V. Takmakova2, Matvey A. Kozyavin3, Vladimir I. Savkin1
1 Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin, Orel, Russia 2 Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russia 3 Russian State University of Justice, Moscow, Russia
Saving People as A Factor of Sustainable Socio-Economic Development of Russian Regions
(on the Example of The Central Federal District)
Purpose of the study. To establish the specifics of the situation in the field of saving people in the regions of the Central Federal District, to identify the compliance of the state socio-economic policy with the real state of saving people in the regions of the Russian Federation. Materials and methods. In the process of preparing the article, the authors used the materials of the Federal State Statistics Service, the Territorial State Statistics Service for the Orel region, the works of individual scientists and public organizations on the problems of saving people. In the course of the work, statistical research methods were used: tabular and graphical methods, analysis of dynamics' series indexes, the grouping method.
Results. The dynamics of the population in 1990-2021 was studied in the context of the federal districts of the country, including the regions of the Central Federal District, depending on individual factors (natural, mechanical movement). The study of the population in the regions of the Central Federal District showed that for the period 1990-2021, a decrease in the population was found in all regions of the Central Federal District (except Belgorodskaya, Moscow regions and Moscow). The rural population is decreasing at the fastest pace: mortality rates significantly exceed fertility rates in rural areas, the share of the working-age population is decreasing, and the share of the population older than working age is increasing.
Conclusion. The problem of saving people is urgent and requires the development of an effective system for managing the quality of life of the population and regulating demographic processes in the regions of the Central Federal District: Vladimirskaya, Tverskaya, Orlovskaya, Smolenskaya, Tulskaya, Ivanovskaya; in which the decrease in population is associated with natural factors: the mortality rate significantly exceeds the birth rate. It is advisable to form regional programs to improve the organization of healthcare in the following areas: Vladimirskaya, Kalugskaya, Ivanovskaya, Orlovskaya, Tverskaya, Yaroslavskaya. To manage migration processes, reduce
the labor shortage in accordance with the needs of the region's economy, create jobs and conditions for the development of small and medium-sized businesses, improve the quality of life of the population, develop appropriate programs in the following areas: Vladimirskaya, Orovskayal, Smolenskaya, Tambovskaya, Tverskaya.
Keywords: the number and location of the population, urban population, rural population, fertility rate, mortality rate, natural growth rate, territorial policy ofpopulation conservation, total fertility rate, average life expectancy at birth.
Введение
В обновленной стратегии национальной безопасности Российской Федерации в качестве основного приоритета указано на сбережение народа России, обеспечение качества жизни и благосостояния граждан [1].
Проблема народонаселения и сокращения численности жителей России является актуальной на протяжении четырех веков. В 1761 году М.В. Ломоносовым был отправлен графу И.И. Шувалову трактат-письмо «О сохранении и размножении российского народа», в котором обоснованы меры по сохранению численности населения. М.В. Ломоносов отмечал, что это необходимо, так как в этом «состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей» [2].
Народосбережение подразумевает комплекс мероприятий по сохранению того населения, которое проживает в настоящее время в России, включая представителей всех социальных групп, независимо от степени их значимости в трудовой и экономической жизни общества и выполняемой социальной роли [3, 4, 5].
Главная цель идеологии на-родосбережения заключается в «обеспечении современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанном на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и традиционных ценностей» — считает С.И. Луценко, аналитик Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН [6].
Всемирный Русский народный собор разработал программу «Стратегия на-родосбережения в Российской Федерации на период до 2050 г.» [7], в которое развитие народонаселения напрямую определяет развитие России, ее национальную безопасность и историческую перспективу. Основными целями народос-бережения до 2050 года являются: достижение численности населения более 160 млн чел.; достижение суммарного коэффициента рождаемости более 2,1 к 2025 году; достижение ожидаемой продолжительности жизни более 90 лет (к 2030 году — 80 лет).
Для достижения данных целей необходимо создание социально-экономических условий, обеспечивающих устойчивый рост рождаемости, сокращение смертности, увеличение продолжительности жизни, на всех уровнях власти — федеральном, региональном, местного самоуправления.
Программы народосбере-жения всегда находились в центре социально-экономической политики государства, о чем свидетельствует целый ряд нормативно-правовых актов: Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [8], Федеральная программа «Дети России, Национальный проект «Демография» [9]; по каждому из указанных документов определены четкие задачи [10].
Основная часть
Несмотря на положительную тенденцию увеличения численности населения Рос-
сийской Федерации в 2010— 2020 гг., проблемы размещения населения носят противоречивый характер. Плотность населения велика в г. Москва, Московской области, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. Однако в целом ряде регионов установлено обезлюдивание сельских территорий. Сокращение численности сельского населения происходит как за счет естественной убыли, так и за счет миграции населения в регионы с лучшими социально-экономическими условиями проживания. Проявляется закономерность влияния развития экономики региона на воспроизводство населения. Увеличение численности населения крупных городов происходит вследствие миграции населения из регионов с нехваткой рабочих мест, снижения уровня диверсификации сельской экономики, трудностей при организации малого и среднего бизнеса, низкого уровня развития социальной инфраструктуры. Все это приводит к старению населения сельских территорий, уменьшению доли населения молодого возраста.
Проблема сохранения и увеличения численности населения особо остро проявилась после распада СССР и последовавших за этим социально-экономических преобразований. На начало 2020 года численность населения РФ составила 146,7 млн чел., в том числе городское население — 109,5 млн чел., сельское — 37,2 млн чел. (табл. 1).
В 2021 году по сравнению с 1990 годом численность населения России сократилась на
Таблица 1 (Table 1)
Численность населения по федеральным округам РФ на 1 января, тыс. чел. [11] Population by federal districts of the Russian Federation on January 1, thousand people [11]
Федеральный округ 1990 г. 2010 г. 2020 г. Темп прироста 2020 г. к 1990 г., % Темп прироста 2020 г. к 2010 г., %
всего в т. ч. сельское всего в т. ч. сельское всего в т. ч. сельское всего в т. ч. сельское всего в т. ч. сельское
РФ в целом 147665 38929 142833 37772 146749 37186 -0,6 -4,5 2,7 -1,6
Центральный 38018 8324 38335 7255 39434 6979 3,7 -16,2 2,9 3,8
Северо-Западный 15310 2726 13604 2277 13982 2108 -8,7 -22,7 2,8 -7,4
Южный 13324 4698 13854 5222 16466 6128 23,6 30,4 18,9 17,3
Северо-Кавказский 7373 3619 9353 4718 9931 4938 34,7 36,4 6,2 4,7
Приволжский 31764 9248 29993 8802 29288 8145 -7,8 -11,9 -2,4 -7,5
Уральский 12725 2469 12087 2446 12361 2272 -2,9 -8,0 2,3 -7,1
Сибирский 21106 5921 19287 5456 17118 4405 -18,9 -25,6 -11,2 -19,2
Дальневосточный 8045 1924 6320 1596 8169 2211 1,5 14,9 29,3 38,5
1,0%. Уменьшение численно -сти населения установлено в Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском федеральных округах соответственно на 8,9%, 8,5%, 3,1%, 19,4%. Сибирский федеральный округ за этот период «потерял» 4102 тыс. чел., Северо-Западный и Приволжский федеральные округа соответственно 1368 и 2693 тыс. чел. За период 1990—2020 гг. увеличилась численность населения в таких федеральных округах как: Центральный — на 3,2%; Южный — на 23,7%; Северо-Кавказский — на 35,2%; Дальневосточный — на 1,0%.
В 2020 году по сравнению с 2010 годом ситуация стабилизировалась в ходе реализации национальных проектов и
программ. Установлено увеличение численности населения как в целом по РФ — 2,3%, так и по отдельным федеральным округам: Центральный — 2,4%, Северо-Западный - 2,5%, Уральский - 2,0%. Наиболее интенсивно возрастала численность населения в Дальневосточном, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах (28,5%, 19,0% и 6,6% соответственно). Негативная тенденция сокращения численности населения не остановлена в Приволжском (3,1%) и Сибирском (11,8%) федеральных округах.
В 2021 году по сравнению с 2020 годом численность населения уменьшилась в России на 578 тыс. чел., в том числе в Центральном федеральном округе
на 183 тыс. чел., что составило соответственно 0,4 и 0,5%.
Структура распределения населения в разрезе федеральных округов характеризует его размещение по территории РФ (табл. 2). В 2021 году в двух федеральных округах проживает около половины населения страны: в Центральном федеральном округе — 26,9%, в Приволжском — 19,9%. Удельный вес населения, проживающего в Южном и Сибирском федеральных округах, составил соответственно 11,3 и 11,6 %. В общей численности населения России Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа занимают соответственно 9,5% и 5,6%.
За период 1990—2021 гг. в структуре размещения насе-
Таблица 2 (Table 2)
Распределение населения РФ по федеральным округам (в процентах к итогу) [12] Distribution of the population of the Russian Federation by federal districts (as a percentage of the total) [12]
Федеральный округ Все население Сельское население Плотность населения в 2021 г., чел./км2
1990 г. 2010 г. 2021 г. 1990 г. 2010 г. 2021 г.
РФ 100 100 100 100 100 100 8,8
в том числе:
Центральный 25,8 26,8 26,9 21,4 19,2 18,7 60,6
Северо-Западный 10,4 9,5 9,5 7,0 6,0 5,7 8,3
Южный 9,0 9,7 11,2 12,1 13,8 16,5 36,8
Северо-Кавказский 5,0 6,6 6,8 9,3 12,5 13,4 58,3
Приволжский 21,5 21,0 19,9 23,8 23,3 21,8 28,2
Уральский 8,6 8,5 8,4 6,3 6,5 6,1 6,8
Сибирский 14,3 13,5 11,6 15,2 14,5 11,8 3,9
Дальневосточный 5,4 4,4 5,6 4,9 4,2 6,0 1,2
ления произошли следующие изменения. Сократилась доля населения, проживающего в Сибирском, Северо-Западном, Приволжском, Уральском федеральных округах соответственно на 2,7; 0,9; 1,6; 0,2 процентных пункта. Значительно увеличился удельный вес населения Центрального, Южного, Северо-Кавказского федеральных округов соответственно на 1,1; 2,3; 1,8 процентных пункта. С 1990 по 2010 год доля населения Дальневосточного федерального округа сокращалась. Однако с 1 февраля 2017 г. начала действовать программа «Дальневосточный гектар», которая позволяет гражданам России бесплатно получить землю в Дальневосточном федеральном округе и в дальнейшем оформить ее в собственность. Это позволило увеличить долю населения округа в численности населения страны до 5,6% в 2021 г.
В Российской Федерации средняя плотность населения составляет в 2021 году 8,8 чел/ км2. Наиболее высокий уровень плотности населения установлен в Центральном (60,4 чел/км2), Северо-Кавказском (58,5 чел/км2), Южном (36,8 чел/км2) федеральных округах. Ниже среднероссийского уровня уровень плотности населения находится в Северо-Западном (8,3 чел/км2), Уральском (6,8 чел/км2), Сибирском (3,9 чел/км2), Дальневосточном (1,2 чел/км2) федеральных округах.
В 2021 г. по сравнению с 1990 г. численность населения ЦФО, в который входит г. Москва и Московская область увеличилась на 3,2% (табл. 3). Проанализируем, что скрывается за благополучными цифрами темпа роста численности населения в ЦФО. Для этого изучим изменения численности населения регионов, входящих в данный округ. В 2021 году по
сравнению с 1990 годом увеличение численности населения установлено только в двух субъектах РФ: Белгородской (11,0%) и Московской (15,0%) областях. Численность жителей г. Москва возросла на 42,5%.
Сокращение численности населения менее, чем на 10% установлено в Воронежской, Калужской, Липецкой областях. Более чем на 20% уменьшилась численность населения в Ивановской, Костромской, Тамбовской, Тверской, Тульской областях.
За период 2010—2021 гг. тенденция сокращения численности населения сохранилась (за исключением Белгородской и Московской областей, где рост составил 0,6% и 9,7% соответственно). За указанный период наиболее интенсивно сокращалась численность населения в Тамбовской (9,6%), Тверской (на 8,7%), Орловской (8,6%), Брянской (7,8%), Ивановской (7,6%), Владимирской (7,4%),
Таблица 3 (Table 3)
Численность населения по субъектам ЦФО, тыс. чел. [12, 13] Population by regions of the Central Federal District, thousand people [12, 13]
Субъекты Федерации 1990 г. 2010 г. 2021 г. Темп роста 2021 г. к 1990 г., % Темп роста 2021 г. к 2010 г., %
всего в т. ч. сельское всего в т. ч. сельское всего в т. ч. сельское всего в т. ч. сельское всего в т. ч. сельское
РФ 147665 38929 142833 37772 146171 36919 99,0 94,8 102,3 97,7
ЦФО 38018 8324 38335 7255 39251 6904 103,2 82,9 102,4 95,2
в том числе область:
Белгородская 1388 510 1532 522 1541 499 111,0 97,8 100,6 95,6
Брянская 1471 478 1287 399 1183 349 80,4 73,0 91,9 87,5
Владимирская 1657 343 1450 327 1342 293 81,0 85,4 92,6 89,6
Воронежская 2471 965 2335 884 2306 739 93,3 76,6 98,8 83,6
Ивановская 1295 229 1068 205 987 180 76,2 78,8 92,4 87,8
Калужская 1069 323 1015 252 1001 242 93,6 74,9 98,6 96,0
Костромская 805 251 673 205 628 169 78,0 67,3 93,3 82,4
Курская 1333 555 1135 400 1096 344 82,2 62,0 96,6 86,0
Липецкая 1232 460 1177 429 1128 399 91,6 86,7 95,8 93,0
Московская 6700 1362 7024 1391 7708 1412 115,0 103,7 109,7 101,5
Орловская 895 339 793 274 725 241 81,0 71,1 91,4 88,0
Рязанская 1350 466 1162 340 1098 305 81,3 65,5 94,5 89,7
Смоленская 1159 370 993 274 921 258 79,5 69,7 92,7 94,2
Тамбовская 1319 577 1100 456 994 383 75,4 66,4 90,4 84,0
Тверская 1666 478 1365 349 1246 296 74,8 61,9 91,3 84,6
Тульская 1856 347 1564 318 1449 366 78,1 105,5 92,6 115,1
Ярославская 1472 271 1280 230 1241 229 84,3 84,5 97,0 99,6
г. Москва 8880 - 11382 - 12655 199 142,5 - 111,2 -
Тульской (7,4%), Костромской (6,7%), Смоленской (7,3%) областях. Наименьшее сокращение численности населения среди регионов ЦФО установлено в Воронежской (1,2%), Калужской (1,4%), Ярославской (3,0%), Курской (3,4%), Липецкой (4,2%), Рязанской (5,5%), областях.
Если говорить о размещении населения ЦФО по территории, то оно сосредоточено в г. Москва и Московской области, где на 1 км2 приходится соответственно 4941 и 174 человека. Самая низкая плотность населения установлена в Костромской (10,4 чел./км2), Тверской (14,8 чел./км2), Смоленской (18,5 чел./км2), Рязанской (27,7 чел./ км2), Тамбовской (28,9 чел./ км2), Орловской (29,4 чел./км2) областях. В остальных регионах ЦФО плотность населения не превышает средний уровень по федеральному округу (который составляет 60,6 чел./км2).
Значимость сельского хозяйства определяется не только удельным весом его доли в валовом внутреннем продукте и товарной структуре экспорта, но и уровнем развития и сохранения сельских территорий, и сельского населения, проживающих на них. Изучение численности населения России с 1990 г. показало, что самая большая численность городского населения установлена в 1991 г. — 109,3 млн чел., и сельского населения в 1995 г. - 40,1 млн чел.
В 2021 г. в сельской местности проживало 36919 тыс. чел, что составляет 25,3% жителей РФ. В период 1990-2021 гг. численность сельского населения РФ имела устойчивую тенденцию к снижению, ежегодно в среднем на 62,8 тыс. чел.
В 2021 г. по сравнению с 1990 г. численность сельского населения увеличилась в Южном, Северо-Кавказском, Дальневосточном федеральных округах соответственно на 29,9%, 36,5%, 14,2%. Установлено резкое сокращение чис-
ленности сельского населения в таких федеральных округах как: Сибирский (26,2%), Северо-Западный (23,2%), Центральный (17,1%), Приволжский (12,9%), Уральский (8,7%).
Увеличение численности сельского населения в регионах Центрального федерального округа установлено только в Московской (3,7%) и Тульской (5,5 %) областях. Более чем на 30% сократилась численность сельского населения в Костромской, Курской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской областях.
Для эффективного развития агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий разработаны и реализуются: «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.» [14], Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг.»[15], Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [16], «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года»[17], «Доктрина продовольственной безопасности
Российской Федерации»[18]. Меры, принимаемые Правительством РФ по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, смягчили ситуацию, но не изменили тенденцию к сокращению сельского населения страны.
В 2021 г. по сравнению с 1990 г. численность сельского населения увеличилась в Южном, Северо-Кавказском, Дальневосточном федеральных округах на 29,9%, 36,5%, 14,2% соответственно. Установлено резкое сокращение численности сельского населения в таких федеральных округах как: Сибирский (26,2%), Северо-Западный (23,2%), Центральный (17,1%), Приволжский (12,9%), Уральский (8,7%).
Увеличение численности сельского населения в регионах Центрального федерального округа установлено только в Московской (3,7%) и Тульской (5,5 %) областях. Более чем на 30% сократилась численность сельского населения в Костромской, Курской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской областях.
За 1990-2021 гг. в Орловской области коэффициент смертности значительно превышал коэффициент рождаемости, что привело к естественной убыли населения области (рис. 1). Следует от-
Рис. 1. Динамика коэффициентов рождаемости, смертности и естественного прироста в Орловской области за 1990 — 2020 гг. [19] Fig. 1. Dynamics of birth rates, death rates and natural increase in the Orel region for 1990-2020 [19]
Таблица 4 (Table 4)
Группировка районов Орловской области по плотности населения
в 2021 г. [20]
Grouping of districts of the Orel region by population density in 2021 [20]
Группы районов по числу жителей на 1 км2 Число районов Среднее число жителей на 1 км2 Доля группы в общем итоге, %
площади населения
до 10 9 7,9 33,0 19,0
от 11до 15 10 11,0 42,9 37,1
свыше 16 5 25,2 24,1 43,9
Итого (в среднем) 24 13,8 100,0 100,0
метить, что за изучаемый период в Орловской области коэффициенты рождаемости был ниже одноименного показателя по Российской Федерации, а коэффициенты смертности выше. На уровень рождаемости в Орловской области отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ма-лодетность, не полные семьи). Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения.
Территория Орловской области составляет 24,7 тыс. км,2 по состоянию на 1 января 2021 года в области проживает 724,7 тыс. чел. Плотность населения при этом равна 29,4 чел./км2. Наиболее густонаселенными являются такие территориальные
образования как: г. Орел (2505,7 чел./км2), г. Ливны (1464,8 чел./ км2) г. Мценск (1739,4 чел./км2), в которых проживает 53,4% всего населения региона. В состав Орловской области входи 24 административных района. Результаты группировки районов по плотности населения представлены в табл. 4.
Средняя плотность населения в районах области составила 13,8 чел./км2. Одна треть территорий (33%) является малонаселенной, так как на 1 км2 проживает в среднем 7,9 жителей (при этом в Знаменском и Корсаковском районах плотность населения составляет всего 5,4 и 5,6 чел./км2). В следующую группу вошли 10 районов, которые занимают 42% территории региона и в которых проживает 37,1% населения, средняя плотность на-
селения составляет 11,0 чел./ км2. Все это доказывает факт обезлюдивания территорий, находящихся в центре РФ (это, прежде всего, относится к сельским территориям).
Численность сельского населения Орловской области имеет устойчивую тенденцию к снижению. Основными факторами этого состояния являются естественные и миграционные процессы (табл. 5).
В 2021 году численность населения Орловской области уменьшилась на 6872 чел. За счет естественной убыли на 8697 чел. За период 2010— 2020 гг. численность населения сократилась на 66554 чел., как за счет естественной убыли на 52707 чел., так и за счет миграции населения на 13847 чел. За изучаемый период сельское население уменьшилось на 31361 чел., в том числе естественная убыль составила 21227 чел. Отток населения из сельских территорий составил 10137 чел. Однако в 2019 и 2020 гг. отмечено положительное сальдо миграции, соответственно 252 и 333 чел.
В возрастной структуре сельского населения Орловской области в 2020 г. по сравнению с 2010 годом увеличилась доля населения моложе
Таблица 5 (Table 5)
Динамика численности населения (в том числе сельского) Орловской области на 1 января за счет отдельных
факторов, чел. [19]
Dynamics of the population (including rural) of the Orel region on January 1 due to individual factors, people [19]
Годы Абсолютная убыль численности населения Абсолютная убыль численности сельского населения
общая убыль в том числе: общая убыль в том числе:
естественная убыль миграционный прирост (убыль) естественная убыль миграционный прирост (убыль)
2001 -6872 -8697 1825 -3753 -4789 1036
2010 -5756 -5037 -719 -1576 -2262 686
2011 -4311 -4564 253 -3458 -1822 -1636
2012 -5455 -4039 -1416 -2382 -1317 -1065
2013 -5846 -4025 -1821 -2844 -1458 -1386
2014 -4749 -4162 -587 -4608 -1608 -3000
2015 -5510 -3911 -1599 -3925 -1881 -2044
2016 -4905 -4174 -731 -2688 -1891 -797
2017 -7569 -4723 -2846 -2832 -1928 -904
2018 -7780 -5065 -2715 -2743 -2170 -573
2019 -5969 -5340 -629 -1897 -2149 -252
2020 -8704 -7667 -1937 -2408 -2741 353
Таблица 6 (Table 6)
Показатели народосбережения в регионах ЦФО в 2020 г. [13] Indexes of saving people in the regions of the Central Federal District in 2020 [13]
Показатели Максимальное значение Минимальное значение РФ в
регион уровень регион уровень целом
1. Темп роста численности г. Москва 111,2 Тамбовская обл. 90,4 102,3
населения в 2020 г. к 2010 г., % Московская обл. 109,7 Тверская обл. 91,3
Белгородская обл. 100,6 Орловская обл. 91,4
Брянская обл. 91,9
Ивановская обл. 92,4
2. Коэффициент естественного Тульская обл. -11,3 г. Москва -2,0 -4,8
прироста населения, промилле Владимирская обл. -10,8 Московская обл. -4,2
Орловская обл. -10,5 Белгородская обл. -7,6
Тверская обл. -10,5 Костромская обл. -8,2
Тамбовская обл. -10,4 Воронежская обл. -8,3
Калужская обл. -8,3
3. Суммарный коэффициент Московская обл. 1,534 Смоленская обл. 1,158 1,505
рождаемости, число детей на 1 Калужская обл. 1,479 Белгородская обл. 1,238
женщину г. Москва 1,473 Ивановская обл. 1,239
Костромская обл. 1,464 Тульская обл. 1,249
Липецкая обл. 1,383 Орловская обл. 1,272
4. Общий коэффициент Московская обл. 10,3 Смоленская обл. 7,0 9,8
рождаемости, промилле г. Москва 9,9 Тамбовская обл. 7,4
Калужская обл. 9,0 Тульская обл. 7,4
Костромская обл. 8,5 Владимирская обл. 7,5
Ярославская обл. 8,5 Ивановская обл. 7,6
5. Общий коэффициент Тульская обл. 18,7 г. Москва 11,9 14,6
смертности, промилле Тверская обл. 18,5 Московская обл. 14,5
Орловская обл. 18,4 Белгородская обл. 15,6
Владимирская обл. 18,3 Воронежская обл. 16,5
Рязанская обл. 18,1 Костромская обл. 16,7
6. Смертность населения Орловская обл. 5092 г. Москва 3555 4557
на 100 тыс. чел. старше Липецкая обл. 5073 Смоленская обл. 4650
трудоспособного возраста Тверская обл. 5070 Московская обл. 4712
Владимирская обл. 5016 Белгородская обл. 4747
Тульская обл. 4990 Воронежская обл. 4694
7. Смертность населения на Тверская обл. 693 г. Москва 374 548
100 тыс. чел. трудоспособного Владимирская обл. 679 Белгородская обл. 500
возраста Смоленская обл. 671 Московская обл. 533
Тульская обл. 666 Воронежская обл. 558
Брянская обл. 659 Костромская обл. 581
8. Младенческая смертность, Костромская обл. 7,7 Калужская обл. 3,1 4,5
промилле Владимирская обл. 6,0 Московская обл. 3,2
Смоленская обл. 5,9 Тамбовская обл. 3,2
Тульская обл. 5,9 г. Москва 3,5
Орловская обл. 5,7 Ярославская обл. 3,7
9. Ожидаемая г. Москва 76,20 Тверская обл. 69,76 71,54
продолжительность жизни при Белгородская обл. 72,37 Владимирская обл. 70,03
рождении, число лет Воронежская обл. 71,91 Тульская обл. 70,20
Тамбовская обл. 71,78 Орловская обл. 70,10
Московская обл. 71,67 Смоленская обл. 70,10
10. Заболеваемость на 1000 чел. Орловская обл. 1034,4 Курская обл. 497,8 759,9
населения Владимирская обл. 932,9 Воронежская обл. 531,9
Калужская обл. 844,5 Тамбовская обл. 624,9
Ивановская обл. 835,5 г. Москва 632,6
Тверская обл. 822,9 Липецкая обл. 643,6
11. Коэффициент Калужская обл. 68 Смоленская обл. -47 9
миграционного прироста на Московская обл. 66 Тамбовская обл. -19
10000 чел. населения Белгородская обл. 25 Орловская обл. -16
Курская обл. 25 Владимирская обл. -13
Рязанская обл. 7 Тверская обл. -13
Брянская обл. 7
трудоспособного возраста на 1,0 и старше трудоспособного возраста на 3,6 процентных пункта. К сожалению, сокращается доля трудоспособного
населения на 5,2 процентных пункта, в связи с чем увеличиваются коэффициенты демографической нагрузки (на 1000 человек) трудоспособного
возраста лиц нетрудоспособных возрастов: 2010 г. - 677, 2015 г. - 795, 2020 г. - 839.
Дифференцированность мер в зависимости от особен-
ностей ситуации в сфере наро-досбережения в областях ЦФО требует изучения системы показателей, представленных в табл. 6.
В 2020 году по сравнению с 2010 годом прирост численности населения наблюдался только в г. Москва, Московской и Белгородской областях.
В 2020 году установлено во всех регионах ЦФО уменьшение коэффициента естественного прироста населения. Минимальные уровни коэффициента естественного снижения наблюдаются (в промилле): г. Москва (-2,0), Московская обл. (-4,2), Белгородская обл. (-7,6). Максимальные уровни естественного снижения установлены (в промилле): в Тульской обл. (-11,3), Владимирской обл. (-10,8), Орловской и Тверской областях (-10,5), Тамбовской обл. (-10,4).
Уменьшение населения за счет естественных факторов обусловлено превышением общего коэффициента смертности над общим коэффициентом рождаемости. Самые низкие уровни коэффициента рождаемости наблюдаются (в промилле) в Смоленской обл. (7,0), В Тамбовской и Тульской областях (7,4), Владимирской (7,5) и Ивановской (7,6) областях.
Важным показателем наро-досбережения выступает суммарный коэффициент рождаемости. Самый низкий уровень этого показателя наблюдается в 2020 году в Смоленской, Белгородской, Ивановской Тульской и Орловской областях.
Общий коэффициент
смертности более 18 промилле установлен в Тульской, Тверской, орловской, Владимирской, Рязанской областях. Младенческая смертность составила в костромской области 7,7; Владимирской обл. — 6,0; Смоленской и Тульской областях — 5,9 промилле (по сравнению с 3,9 промилле в среднем по ЦФО).
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении,
как наиболее адекватный обобщающая характеристика смертности, составила в среднем по ЦФО 72,57 лет; при этом в ряде регионов данный показатель ниже указанного среднего уровня: в Тверской обл. — 69,76 лет; во Владимирской обл. — 70,03 лет; Орловской и Смоленской областях — 70,10 лет.
Высокая смертность, низкая продолжительность жизни коррелирует с показателем заболеваемости на 1000 человек населения. По уровню этого показателя лидируют области: Орловская (1034), Владимирская (932), Калужская (844), Ивановская (836), Тверская (823), Ярославская (819) области.
Коэффициент интенсивности миграции общий (коэффициент миграционного прироста) характеризует частоту случаев перемены места жительства в совокупности населения за данный период времени. В 2020 году наибольший коэффициент миграционного прироста на 10000 человек населения установлен в областях: Калужской (68), Московской (66), Белгородской и Курской — 25, Рязанской и Брянской — 7. Активно продолжается отток населения из Смоленской, Тамбовской, орловской, Владимирской и Тверской областях.
Заключение
Таким образом, по итогам проведенного нами исследования заключаем следующее.
1. В 2021 г. численность населения России не достигла уровня 1990 г.; установлено увеличение численности в федеральных округах: Центральном, Южном, Северо-Кавказском, Дальневосточном. Однако, сильное сокращение численности населения в Северо-Западном, Приволжском, Сибирском, Уральском федеральных округах привело к уменьшению численности населения страны.
2. В 2021 г. по сравнению с 1990 г. установлено перемещение населения в районы с более благоприятные по климатическим условиям проживания и уровню социально-экономического развития: в Центральный (г. Москва и Московская области) Южный, Северо-Кавказский федеральные округа. Слабо заселёнными являются территории Северо-Западного, Уральского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов, где плотность населения составляет соответственно 8,3; 6,8; 3,9; 1,2 чел./км2, что определяет проблемы их организации и эффективного использования.
3. Численность сельского населения имеет тенденцию к снижению в целом по РФ, федеральным округам (за исключением Южного, Северо-Кавказского, Дальневосточного), муниципальным образованиям за счет роста городского населения, естественной убыли и миграции населения. Это приводит к тому, что обширные сельские территории являются малонаселенными.
4. Исследование численно -сти населения в областях Центрального федерального округа показало, что за период 1990— 2021 гг. сокращение численности населения установлено во всех субъектах ЦФО (кроме Белгородской, Московской областях и г. Москва). В 2021 г. по сравнению с 1990 г. численность населения г. Москва увеличилась на 42,5%. За период 2010—2021 гг. ситуация не изменилась в регионах ЦФО. Наиболее быстрыми темпами уменьшается сельское население: коэффициенты смертно -сти значительно превышают коэффициенты рождаемости в сельской местности, сокращается доля трудоспособного населения, увеличивается доля населения старше трудоспособного возраста.
5. Установлено, что проблема народосбережения является
актуальной и требует разработки эффективной системы управления качеством жизни населения и регулирования демографических процессов в областях Центрального федерального округа: Владимирской, Тверской, Орловской, Смоленской, Тульской, Ивановской; в которых уменьшение численности населения связано с естественными фак-
торами: уровень смертности значительно превышает уровень рождаемости.
6. Следует разработать региональные программы по совершенствованию организации здравоохранения в областях: Владимирской, Калужской, Ивановской, Орловской, Тверской, Ярославской.
7. В целях управления миграционными процессами,
снижения дефицита рабочей силы в соответствии с потребностями экономики региона, создание рабочих мест и условий развития малого и среднего бизнеса, повышение качества жизни населения разработать соответствующие программы в областях: Владимирской, Орловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской.
Литература
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_389271/61a97f7ab0f2f3 757fe034d11011c763bc2e593f/. (Дата обращения: 22.06.2022).
2. Ломоносов М.В. О сохранении и размножении российского народа // Полное собрание сочинений. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. Москва — Ленинград: Академия наук СССР, 1952. Т. 6. С. 381-403.
3. Потапова О.Н. Обоснование концепции народосбережения России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://potan.socionet.ru/files/ concept.doc. (Дата обращения: 22.06.2022).
4. Семенова И.Ю. Народосбережение как фактор социальной политики в условиях укрепления российской государственности // Oeconomia et Jus. 2018. № 2. С. 49-54. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://oecomia-et-jus.ru/ single/2018/2. (Дата обращения: 22.06.2022).
5. Гуляева Т.А., Такмакова Е.В. Оценка уровня жизни населения регионов России на основе применения кластерного анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2021. № 5. С. 810-828.
6. Луценко С.И. Концепция народосбережения - необходимость для технологического прорыва России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// digital-economy.ru/images/easyblog_articles/545/ psave2323.pdf?ysclid=l5hvpcn5817744397. (Дата обращения: 22.06.2022).
7. Стратегия народосбережения в Российской Федерации на период до 2050 года. Одобрена решением Координационного совета при Общественной палате РФ по национальным проектам и народосбережению от 24 марта 2021 г. №АГ/9-КС [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://files.oprf.ru/storage/image_store/ strategiya_narodosberezheniya.pdf. (Дата обращения: 22.06.2022).
8. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025
года (утв. Указом Президента РФ от 09 октября 2007 г. №1351) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/191961/53f89421bbdaf741 eb2d1ecc4ddb4c33/. (Дата обращения: 22.06.2022).
9. Национальный проект «Демография» на 2019 — 2024 гг. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/ demography. (Дата обращения: 22.06.2022).
10. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_144190/. (Дата обращения: 22.06.2022).
11. Российский статистический ежегодник 2021 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https:// gks.ru/bgd/regl/b21_13/Main.htm. (Дата обращения: 22.06.2022).
12. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации 2021 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://gks. ru/bgd/regl/b21_14s/Main.htm. (Дата обращения: 22.06.2022).
13. Регионы России. Социально-экономические показатели 2021 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://gks.ru/bgd/regl/b21_14p/Main. htm. (Дата обращения: 22.06.2022).
14. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг.» (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. №717) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/70210644/?ysclid=l5hxhr p1sm896434079. (Дата обращения: 22.06.2022).
15. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017— 2025 гг.» (утв. Указом Президента РФ от 21 июля 2016 г. №350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства») [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://base. garant.ru/71450102/?ysclid=l5hxjc4u80235158284. (Дата обращения: 22.06.2022).
16. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—
2017 годы и на период до 2020 года» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/do cument/499034090?ysclid=l5hxlgo16u669086708. (Дата обращения: 22.06.2022).
17. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 02.02.2015 №151-р (ред. от 13.01.2017) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933/. (Дата обращения: 22.06.2022).
18. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. №20) [Элек-
References
1. National Security Strategy of the Russian Federation (approved by Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 No. 400 [Internet]. Available from: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_389271/61a97f 7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/. (cited 22.06.2022). (In Russ.)
2. Lomonosov M.V. On the Preservation and Reproduction of the Russian People. Polnoye sobraniye sochineniy. Trudy po russkoy istorii, obshchestvenno-ekonomicheskim voprosam i geografii = Complete Works. Proceedings on Russian history, socio-economic issues and geography. Moscow - Leningrad: Academy of Sciences of the USSR; 1952; 6: 381-403. (In Russ.)
3. Potapova O.N. Obosnovaniye kontseptsii narodosberezheniya Rossii = Substantiation of the concept of people saving in Russia [Internet]. Available from: http://potan.socionet.ru/files/ concept.doc. (cited 22.06.2022). (In Russ.)
4. Semenova I.YU. Conservation of people as a factor of social policy in the context of the strengthening of Russian statehood. Oeconomia et Jus. 2018; 2: 49-54. [Internet]. Available from: http://oecomia-et-jus.ru/single/2018/2. (cited 22.06.2022). (In Russ.)
5. Gulyayeva T.A., Takmakova Ye.V. Assessment of the standard of living of the population of Russian regions based on the use of cluster analysis. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika = Economic analysis: theory and practice. 2021; 5: 810-828. (In Russ.)
6. Lutsenko S.I. Kontseptsiya narodosberezheniya — neobkhodimost' dlya tekhnologicheskogo proryva Rossii = The concept of saving people is a necessity for Russia's technological breakthrough [Internet]. Available from: http://digital-economy. ru/images/easyblog_articles/545/psave2323. pdf?ysclid=l5hvpcn5817744397. (cited 22.06.2022). (In Russ.)
7. Strategy for saving people in the Russian Federation for the period up to 2050. Approved by the decision of the Coordinating Council under
трон. ресурс]. Режим доступа: https://base.garant. ru/73438425/#block_1000. (Дата обращения: 22.06.2022).
19. Орловская область в цифрах 2010, 2015,
2018—2020 гг. Краткий статистический сборник [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https:// orel.gks.ru/storage/mediabank/0рловская%20об-ласть%20в%20цифрах.%202010,%202015,%20
2019-2021%20гг(1)^. (Дата обращения: 22.06.2022).
20. Численность населения по муниципальным образованиям [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/ document/13282. (Дата обращения: 22.06.2022).
the Civic Chamber of the Russian Federation on National Projects and Saving People dated March 24, 2021 No. AG / 9-KS [Internet]. Available from: https://files.oprf.ru/storage/image_store/strategiya_ narodosberezheniya.pdf. (cited 22.06.2022). (In Russ.)
8. The concept of the demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025 (approved by Decree of the President of the Russian Federation of October 09, 2007 No. 1351) [Internet]. Available from: https://base.garant.ru/1 91961/53f889421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/. (cited 22.06.2022). (In Russ.)
9. Natsional'nyy proyekt «Demografiya» na 2019—2024 gg = National project «Demography» for 2019-2024 [Internet]. Available from: https:// mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography. (cited 22.06.2022). (In Russ.)
10. Prognoz dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda = Forecast of the long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030 [Internet]. Available from: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_144190/. (cited 22.06.2022). (In Russ.)
11. Rossiyskiy statisticheskiy yezhegodnik 2021 = Russian Statistical Yearbook 2021 [Internet]. Available from: https://gks.ru/bgd/regl/b21_13/ Main.htm. (cited 22.06.2022). (In Russ.)
12. Regiony Rossii. Osnovnyye kharakteristiki sub'yektov Rossiyskoy Federatsii 2021 = Regions of Russia. The main characteristics of the constituent entities of the Russian Federation 2021 [Internet]. Available from: https://gks.ru/bgd/regl/b21_14s/ Main.htm. (cited 22.06.2022). (In Russ.)
13. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskiye pokazateli 2021 = Regions of Russia. Socioeconomic indicators 2021 [Internet]. Available from: https://gks.ru/bgd/regl/b21_14p/Main.htm. (cited 22.06.2022). (In Russ.)
14. State Program for the Development of Agriculture and the Regulation of Markets for Agricultural Products, Raw Materials and Food for
2013-2020." (approved by Decree of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 No. 717) [Internet]. Available from: https://base.garant.ru /70210644/?ysclid=l5hxhrp1sm896434079. (cited 22.06.2022). (In Russ.)
15. Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture for 2017-2025. (approved by the Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2016 No. 350 «On measures to implement the state scientific and technical policy in the interests of the development of agriculture») [Internet]. Available from: https://base. garant.ru/71450102/?ysclid=l5hxjc4u80235158284. (cited 22.06.2022). (in Russ.)
16. Federal target program «Sustainable development of rural areas for 2014-2017 and for the period up to 2020» [Internet]. Available from: https://docs.cntd.ru/document/499034090?ysclid=l 5hxlgo16u669086708. (cited 22.06.2022). (In Russ.)
17. Strategy for sustainable development of rural areas of the Russian Federation for the period up to 2030 (approved by Decree of the Government of the Russian Federation dated February 2, 2015 No. 151-r (as amended on January 13, 2017)
Сведения об авторах
Татьяна Ивановна Гуляева
Д.э.н., профессор, профессор кафедры бухгалтерского учета и статистики Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина, Орёл, Россия
Эл. почта: [email protected]
Елена Валерьевна Такмакова
Д.э.н., доцент, доцент кафедры инноватики и прикладной экономики Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орёл, Россия
Эл. почта: [email protected]
Матвей Алексеевич Козявин
Студент
Российский государственный университет правосудия, Москва, Россия
Владимир Иванович Савкин
Д.э.н., доцент, директор института развития сельских территорий и дополнительного образования
Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина, Орёл, Россия
Эл. почта: [email protected]
[Internet]. Available from: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_174933/. (cited 22.06.2022). (In Russ.)
18. Doktrina prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 21 yanvarya 2020 g. №20) = Doctrine of food security of the Russian Federation (approved by fDecree of the President of the Russian Federation of January 21, 2020 No. 20) [Internet]. Available from: https://base.garant.ru/73438425/#block_1000. (cited 22.06.2022). (In Russ.)
19. Orlovskaya oblast' v tsifrakh 2010, 2015, 2018-2020 gg. Kratkiy statisticheskiy sbornik = Oryol region in figures 2010, 2015, 2018-2020 Brief statistical collection [Internet]. Available from: https://orel.gks.ru/storage/mediabank/ 0rlovskaya%20oblast' %20v%20tsifrakh.%20 2010,%202015,%202019-2021%20gg(1).pdf. (cited 22.06.2022). (In Russ.)
20. Chislennost' naseleniya po munitsipal'nym obrazovaniyam = Population by municipalities [Internet]. Available from: https://rosstat.gov.ru/ compendium/document/13282. (cited 22.06.2022). (In Russ.)
Information about the authors
Tatiana I. Gulyaeva
Dr. Sci. (Economics), Professor,
Professor of Accounting and Statistics Department
Orel State Agrarian University
named after N.V. Parakhin,
Orel, Russia
E-mail: [email protected]
Elena V. Takmakova
Dr. Sci. (Economics), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Innovation and Applied Economics
Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russia
E-mail: [email protected]
Matvey A. Kozyavin
Student,
Russian State University of Justice, Moscow, Russia
Vladimir I. Savkin
Dr. Sci. (Economics), Associate Professor, Director of the Institute of Rural Development and Additional Education
Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin, Orel, Russia
E-mail: [email protected]