Научная статья на тему 'Народонаселение Бессарабии (записки Драганова). Русское население Бессарабии, коренное и пришлое'

Народонаселение Бессарабии (записки Драганова). Русское население Бессарабии, коренное и пришлое Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
1194
104
Поделиться
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
бессарабия / молдавия / русские / русины / населенные пункты / драганов

Текст научной работы на тему «Народонаселение Бессарабии (записки Драганова). Русское население Бессарабии, коренное и пришлое»

НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ БЕССАРАБИИ (записки Драганова) Русское население Бессарабии, коренное и пришлое

Русский народ в Бессарабской губернии, судя по последним статистическим известиям (1908 г.), живет в количестве 537 943 душ обоего пола, т. е. содержит 1/4 часть всего разнородного населения губернии (2 344 800). При этом большинство его на стороне малорусов, которых 379 698 д., трижды меньше великорусов - 125 774 д., а белорусов, которые все пришлые, 2 471 душа - за исключением старообрядцев и уклоняющихся от православия, которых 28 532 д., остальная, значительнейшая часть русского населения Бессарабии относится к древнему православию и единоверию, которые вместе с остальным населением греко-российской и восточно-кафолической церкви (греками, молдаванами, болгарами, гагаузами и чехами) считают своим священноначалием архиепископа Кишиневского и Хотинско-го и его двух викариев - Аккерманского и Измаильского. Эти викариаты до 1821 года входили в состав титулярной Кишиневской митрополии, которой в свою очередь подчинялись протопопства Одесское, Тираспольское и Ананьев-ское до учреждения в 1837 году самостоятельной кафедры архиерейской Херсонской и Таврической. Но все сказанное выше относится лишь к ходячему, статистическому определению русского народа в Бессарабии. Исторической же этнологии и современному фольклору известно нечто большее о русских в Бессарабской губернии. Здесь русский народ представлен в настоящее время не только потомством поздних переселенцев из Малороссии и Московского

государства, в лице казаков разного наименования, некрасовцев, липован (староверов чисто великорусского типа и речи), молокан, штундистов (преимущественно малорусов) и даже раскольников-изуверов вроде «белых голубей» и «божьих людей» (хлыстов и скопцов), но и в лице потомков аборигенов края

- современных строго православных руснаков, или русин, хотинских райков (по-молдавски райлян) и отчасти гуцулов, лемков и бойков, т. е. позднего поколения знаменитых в «Русской начальной летописи» угличей, тиверцев, лучан и до некоторой степени берладников, бродников и колбягов, вошедших сперва в состав Руси Великого княжества Киевского, а впоследствии и Великого княжества, и потом королевства Г алицкого (у западных писателей Володимерия), занимавших знаменитое Лукоморье, Угол Константина Багрянородного, позже Россовлахию (у Ник. Халкондилы) и, наконец, Ногайский Буджак, Украйну Ханскую и Новую Сечь. Из 314 «городов» угличей и тиверцев, указываемых Равенским космографом, особенно были знамениты классический Тирас, русский Белгород, греческий Аспрокастрон, молдавский Четате-Алба, татарско-турецкий Аккерман, названия которых на всех этих языках означают одно и то же. Вторым населенным пунктом Руси Бессарабской считался знаменитый стольный город угличей Пересечен, прославившийся тем, что выдержал более чем трехлетнюю осаду киевского воеводы Свенельда, не желая войти в наступательный союз русских князей на Константинополь, и уже во время второго похода Руси Киевской на Цареград угличи и тиверцы по сдаче Пересеченя, вошли в состав Русского государства. Этот Пересечень был предметом археологического открытия и особой диссертации отца науки исторической географии в России бывшего профессора И. (императорского - С.С.) Московского университета, злополучного издателя журнала «Телескоп», потом чиновника особых поручений при Новороссийском и Бессарабском наместнике светлейшего князя Мих. Сем. Воронцова и, наконец, редактора журнала Министерства внутренних дел, знаменитого Николая Ивановича Надеждина (О местоположении древнего города Пересечина, принадлежащего народу угличам. Записки Одесского Общества истории и древностей, т. I, 1844, стр. 243 и след.). На развалинах этого исчезнувшего не бесследно Пересеченя стоит теперь почти совершенно омолдаванившееся селение Пересечина на полпути от Кишинева к Орге-еву.

Великорусское население современной Бессарабии живет преимущественно в городах и главным образом в Кишиневе, где их 33 339 душ, и в уездах Измаильском (30 235) и Аккерманском (25 523). Малорусы обитают преимущественно в селениях Бендерского, Аккерманского и Измаильского уездов. Райки или райляны заселяют почти сплошь Хотинский и отчасти Со (обрывается: Сорокский и Бельцкий - С.С.).

1) в Измаильском уезде: Измаил, в котором 16 127 русских, с предместиями: Копанная Балка, Матроска, Новая Некрасовка, Старая Некрасовка, Спасская, Борисовка, Васильевка, Ново-Троицкое, Малахова, Ново-Покровка, Подковка, Чичма, Вилков (посад), Килия с посадами: Демьяновка и Липовановка, Никола-евка, Прапоры, Рени (отчасти), Тузлы, Кемчатка, Маразлиевка, Райлянка, Сара-та, Царичанка, Константиновка, Софиевка, Бурлак, Александровка, Вишневка (отчасти), Владимировка, Ново-Николаевка, Павловка, Николаевка, Ново-Возне-

сенье, Князевка, Ново-Троицкая, Лнтоновка - всего 42 населенных пункта в количестве 7 837 русских;

2) в Кишиневском уезде: Кишинев, в котором 33 339 русских, Лозова, Стольни-чаны, Маринич, Пожаряны, Софиевка, Старая Почта, Дольная, Волчинец, Садово, Селище и Глубока - всего 14 населенных пунктов в количестве 38 621 русских;

3) в Оргеевском уезде: Оргеев, в котором 1 423 человек русских, далее: Табор, Грушево, Иванча, Избешти, Ишковец, Котельнич, Круглик, Рышкова, Городище, Погребяны, Стодола, Исаково, Бряново, Глубока, Лукашевка, Моро-зены, Слобода-Исакова, Машковец, Царевка, Воротец, Загоряны, Клошковец, Сирота, Кобылка, Войново, Киприянка, Пересечина (отчасти), Телешово, Маш-ковец, Моровая, Устье, Резина, Поповец, Сахарна, Солочаны, Тарасовка, Черная Шибка, Вышковец, Долина-Слободзея, Жолобок, Маловата, Марковец, По-горничаны, Дума, Корнево, Гербовец, Моризенка, Паланка, Окница и Екимов-цы - всего 54 населенных пункта в количестве 15 595 русских;

4) в Бельцком уезде: Бельцы, в которых 4 220 русских, Елизаветовка, Болоти-но, Каменка, Клокачевка, Кубань, Муравинец, Николаевка, Яблоня Новая, Заб-ричаны, Aлексеевка, Братучаны, Городище, Купчино, Проскурены, Теребни-но, Щербанка, Липованка, Нападены, Николаевка, Слобозея, Булгак, Наряны-Ивановка, Чольмавка, Розевняны, Еленевка, Сарата Новая, Сарата Старая, Устье и Яблоня Старая, всего 34 населенных пункта в количестве 38 345 русских;

5) в Бендерском уезде: Бендеры, в которых 17 124 русских, Ивановка (Труба-евка), Калачевка, Варница, Гербовцы, Благодать, Ивановка Новая, Шиновка Старая, Липованы, Русовка Новая, Русовка Старая, Юрьевка, Aлексеевка, A^ новка, Булатовка, Вознесеньевка, Евгеньевка, Ново-Кантемир, Ново-Троицкое, Персиановка, Новая Скрывановка, Старая Скрывановка, Старый Кантемир, Aлександровка, Лермонтовка, Константиновка, Ново-Егорьевка, Леонтьевка. Ферапонтьевка, Елизаветовка, Звездочка, Новая Ивановка, Петровка-Чага, Березок, Коржево, Новая Николаевка Русская, Старые Дубоссары, Aндреевка-Илашковка, Богдановка-Курик, Конкриновка, Михайловка-Бахмут и Новая Бог-дановка - всего 43 населенных пункта в количестве 39 660 русских;

6) в Аккерманском уезде: Aккерман, в котором 20 966 русских, Новая Слободка, Попушой, Турлаки, Шабо (отчасти), Михайловка, Тардановка, Aлексан-дровка, Марьяновка, Семеновка, Николаевка, Ново-Павловка, Дивизия, Григо-рьевка, Ново-Николаевка Парфеньевка, Сергеевка, Ивановка-Русская, Aнто-новка, Владимировка, Кантемировка, Введенская, Новая Царичанка, Старая Царичанка, Петропавловка, Райлянка, Степановка, Елизаветовка, Маразлиевка, Марьяновка Первая, Марьяновка Вторая, Софиевка, Николаевка Новороссийская (Паврамча), Денисовка, Константиновка, Романовка, Паланка, Рошканс-кая Коса, Плахтлевка, Валерьяновка Первая, Валерьяновка Вторая, Введенская (Тамур), Вознесенское, Канкрина-Саратовка, Надежда, Навроцкое, Лдамовка Новая, Aдамовка Старая, Aлександровка, Aнисовка, Будаки, Демидовка, Павловка, Староказачье, Толмазы, Поповка, Татар-Бунар, Павловка, Спасское, Таш-лык, Спилиотовка, Aндреевка, Молача, Карнапевка, Боготыревка, Люба и Петровка - всего населенных пунктов 68 в количестве 25 523 русских;

7) в Сорокском уезде: Сороки, в которых 2 997 русских, Высокое, Горадище, Кременчуг, Кричковец, Кукуец, Покровка, Самойловка, Сударка, Татаровка Новая, Татаровка Старая, Телешовка Новая, Телешовка Старая, Яровая, Aтаки (отчасти), Брайкова, Вережаны, Ленковец, Мерешовка-Aтацкая, Мерешовка-Ленковецкая, Паустово, Савка, Слободка-Волчинец, Туминовка, Воронкованы, Головчинец, Дерковец, Картофелянка, Котовка, Макаровка, Рубленица, Жабка, Климовцы, Кош, Кушнирка Высшая, Кушнирка Низшая, Кушнирка Средняя, Лелина, Михайловка, Секативка, Сокол, Васьковцы, Воронкино, Димитровка, Залучаны, Кириловка, Немировка, Слобода-Воронково, Слобода-Кошелевка, Солонец, Черенково, Черница, Климовцы, Грибово, Гриновцы, Денжаны, Липник, Ружница, Чернолевка, Загорка, Кобыльня Новая, Кобыльня Старая, совка, Дементьевка, Николаевка, Стефановка, Околина, Васильково, Водяны, Волова, Воловица, Дубно, Егорьевка, Застынка Первая, Застынка Вторая, Ко-совцы, Кремень, Пол-Ципилово, Раковец, Ципилово, Черешневец, Ллексеевка, Кассовка, Копачаны, Михайловка, Николаевка, Петропавловка, Славянка, Солонец, Терново, Aнтоновка, Каштановка, Елисаветовка, Русяны, Сергеевка, Солонино, Цареград, Городище, Aлександровка, Варваровка, Гвоздево, Ивановка, Лужово, Правила и Радуляны - всего 104 населенных пункта в количестве 45 772 русских;

8) в Хотинском уезде: Хотин, в котором 8 618 русских, Бричаны, Балковцы Нижние, Глинная, Гинковцы, Гриманковцы, Грубно, Калинковцы, Коростов-цы, Лукачаны, Марковцы, Михалковцы, Новоселица, Чепелевцы, Грозинцы, Бочковцы, Малинковцы, Перебийковцы, Ржавицы, Шиловцы, Шишковцы, Дан-ковцы, Дворничаны, Долиняны, Каменка, Кайлевка, Круглин, Левинцы, Паш-ковцы, Ставучаны, Единцы, Константиновка, Тростянка, Терново, Aтаки, Бабино, Волчинец, Воронковица, Грушевцы, Коновка, Ленковцы, Макаровка, Мед-вежа, Мошанец, Нагоряны, Нелиновцы, Клишковцы, Владычна, Зарожаны, Кре-стенцы, Клишковские-Млинки, Поляна, Шировцы Высшие, Липканы, Билявин-цы, Глинка, Залуча, Зеленая, Козыряны, Котельня, Кривая Ларга, Ларга Полевая, Медвежа Владическая, Перерыта, Санковцы, Слободка-Шировицкая, Ши-ровцы Низкие, Базилевич, Берества, Ванчаковцы, Ванчинцы, Вельница, Динов-цы, Доманское, Котылев, Кулаковское, Малевское, Пол-Ванчаковцы, Ракитна, Ревковцы, Солонец, Строинцы, Тарасовцы, Томашевское, Черлено-Море, Черткова, Романковцы, Васьковцы, Ветрянка, Карликов, Комарово, Комаровские Aтаки, Кулищовка, Непоротово, Поливаново, Поливанов Яр, Селище, Шебу-тинцы, Яковцы, Aристовка, Aтаки, Недобовцы, Пригородок, Секуряны, Берла-дяны, Белоусовка Казенная, Белоусовка Владыческая, Василевцы, Волошково, Гвоздовцы, Гриновцы (Гриноуцы), Ломачинцы, Ожево, Распопинцы, Хада-ровцы, Белковцы Высшие, Беловцы, Мошаны, Михайловка и Несвоя. Всего 127 населенных пунктов в количестве 183 109 русских.

Во всей же Бессарабии из 4 785 населенных пунктов на долю русского народа в ней приходится 446, в количестве 537 943 жителей из 2 344 800 населения губернии.

Даже почти совершенно омолдаваненные в настоящее время средние уезды Бессарабской губернии (Кишиневский, Оргеевский и Бельцкий) в эпоху образования Российского государства, а впоследствии во время расцвета и поли-

тического могущества Великого княжества (потом королевства) Галицкого, официально именовавшегося на Западе Володимерией, представляло совсем иную этнографическую картину. Это государство обнимало собой не только Галицию, Буковину, Россовлахию (Бессарабию), страну бродников и Куманию, Ханскую Украину и Угол, он же Буджак, но и всю Нижнедунайскую низменность с Малой Скифией, теперешней Добруджею. И уже гораздо позже, после спуска и передвижения из Карпатских гор по Буковине в Бессарабию и по ту сторону Прута предков нынешних румын, основавших в XIV веке два новых придунай-ских государства - Молдавию и Валахию (она же Мунтения), уже вследствие неблагоприятных для единства Русского государства политических обстоятельств (вступления западнорусских уделов по Любленский унии в состав Речи Посполитой) и, наконец, вследствие единства веры и официального государственного, судебного и богослужебного именно славянского языка у молдаван и волохов, русский язык и русский народ начал терять в этих странах свое прежнее значение, допустив себя к романизации со стороны молдаван в Бессарабии.

Но что почти омолдаванившиеся вполне в настоящее время средние уезды Бессарабии, да и сами Молдавия, Валахия и Семиградье (Трансильвания) представляли собой до XIV века и позже славянский субстрат, блистательным доказательством этого служат данные науки исторической этнологии и исторической этнографии, разработанные в XIX веке трудами ученых авторитетов с европейским именем, в числе которых есть и добросовестные знатоки дела из румын, каковы П.И. Шаффорин, Н.И. Надеждин, Цейс, В.И. Григорович, Н. Мурзакевич, Н. Барсов, Миклащич, Ресслер, О. Денсушану, Бияну, Богдан, Фрунзеску и другие. При этом главными догматическими положениями вышеуказанной истины считаются:

1) Сохранение в молдавском языке, да и в самом румынском, даже новейшего стиля, множества собственных и нарицательных именований славянского происхождения и усвоенных румынским языком в Бессарабии, Молдавии, Валахии, Трансильвании и Истрии с подлинным, носовым произношением обоих юсов. Таковы следующие назализмы или ринезмы из церковнославянского языка в молдо-влахийском или румынском языке:

Лл=ьш-УМ:

Глымбока, Глымбочел - названия многих мест в Молдавии и Валахии. Гын-гав - говорящий в нос, ц. слав, гжгнивый. Гындак - жук. от ц. сл. гдли, гындж

- веревка, чуж. Добында - прибыль. Дымбени, Дымбок, Дымбовица - названия многих мест в Бессарабии, Молдавии и Валахии. Думбрава, Дуброва, Дум-бровени - еврейская колония в Сорокском уезде. Думбровицы - селение в Бельцком уезде. Зымбру - зубр, тур, олень-самец. Зымбрени - село в Кишиневском уезде. Крынг - круглый, обрубок, пень-колода. Лунг - пойма, луг. Мункэ

- труд, работа. Мунчешты - селение Кишиневского уезда. Мындр - хороший, пригожий. Мындрия - гордость, красота, мудрость. Мындрешть - село Бельц-кого уезда. Осындирея - резолюция, наказание. Паинча - паук. Паинджина -паутина. Порунка - поручение, приказ. Порунчала - заказ. Пындеск - преследую. Пындарь - караульщик, сторож. Распынтие - развилка дорог, перекресток. Скумп - дорогой, жадный. Трымбица - труба. Тымк - тупой, глупый.

Тынгуеск - тужу (тужить). Тынжелешты - селение Кишиневского уезда. Фрынк

- католик, иностранец, русское фряг, фрязин. Унгиу, унгерь - угол. Унгры -село Сорокского уезда. Унгурян - угрин, венгр. Ундица - удочка.

ÿ = ИН:

Гринда - балка, бревно. Колинда - коляда, колядки. Минта - мята. Минча -мяч. Oглинда - сербское огледало, зеркало. Oпинка - лапоть. Памынт - память, земля. Пинтение - пятка, шпора. Потынга - толстый ремень, которым перевязывают дышло оси к плугу, ц. сл. потлга. Oпинтиреа - напрягать силы, ц. сл. оплтити. Свинциреа - освящение. Свинци - святые. Свынту - святой. Смын-тына - сметана. Стынджина - сажина, ц. сл. слжень. Рынд - ряд. Рындуяла -порядок, регламент. Рынжи - ворчать, рычать, ц. сл. рлжати. Цынт - гвоздь, ц. сл. цлта. Чимбру, чимбриика - чабрец, ц. сл. цлбр. Чинсте - честь.

2) Сохранившиеся в румынском языке такие русские слова, как норок - счастье, нород - народ, и особенно полногласные слова, неизвестные другим славянским наречиям, например: нърав - норов.

3) Названия молдо-влахийских чинов и должностей, заимствованные из русского языка или югославянских наречий, взявших их в свою очередь из греческого языка, константинопольского придворного обрядника (церемониала), каковы: бан - государь; баняса - государыня; ворник (из дворника) - дворянин, камергер; постельник - постельничий (magister sacri culiculi); ключар - ключник; каминар - очажный; пахарник - чашник, виночерпий; питарь - кравчий; служарь - начальник дворцовой стражи, откуда вель бан - великий бан, вель постельник, вель ключар и проч.

4) Великое множество русских и славянских слов, сохранившихся не только в молдо-влахийских, но и в позднейших памятниках румынского языка, начиная произведениями простонародной поэзии, продолжая исправленными даже под латинский стиль священными и богослужебными книгами новейшей редакции и оканчивая произведениями румынской публицистики и даже изданиями Румынской Академии наук в Бухаресте.

П. Драганов 25.XII.1910.

Достопримечателен еще следующий факт, говорящий о живучести древнерусского языка в Бессарабии. Как известно, во всех современных славянских наречиях, т. е. доброй дюжине так называемых славянских языков, лишь в русском языке сохранилось полногласие, которого не знают ни церковнославянский, ни другие славянские языки. Бессарабскими примерами-доказательствами этого догмата науки сравнительной грамматики могут служить довольно много географических названий в Бессарабии и в молдавском языке в их русской передаче. Таковы, Пересечень или Пересечина вместо славянских Приси-чина или Пресичина, таковы населенные пункты Городище, которых в Бессарабии пять, вместо Градище, которое к тому же лишь одно, а именно селение Градище, имение Родокана как в гура-галбенском языке.

Значительнейшая часть великорусов - православные и единоверцы, другая часть - уклоняющиеся от православия и старообрядцы разных толков и согласий до противообщественных хлыстов и скопцов и других отщепенцев русской господствующей веры. Христо-Рождественское миссионерское братство официально признало в Бессарабской губернии 35 населенных пунктов, наиболее зараженных расколо-сектантством. Против этих пунктов и учреждена была миссия с возложением обязанностей миссионера на местного подходящего священника, который по своему званию есть первый и незаменимый миссионер. Такими пунктами являются особенно: 1) город Хотин, 2) село Грубно,

3) с. Волчинцы, 4) Шировцы-Высшие, 5) местечко Секуряны, 6) с. Белоусовка,

7) м. Единцы и деревня Русяны, 8) м. Рышкановка, 9) г. Бельцы, 10) с. Котюжаны Нижние, 11) с. Пояна-Кунича, 12) м. Теленешты, откуда родом член Государственной Думы третьего призыва Д. Гулькин, 13) с. Сирково или Сырково, 14) г. Оргеев, 15) г. Кишинев, в котором имеется также и молельня, 16) г. Бендеры, 17) м. Манзырь с хуторами Анновкой и Звездочной, 18) г. Аккерман, 19) местечко, бывшая немецкая колония Тарутино, 20) г. Кагул, 21) г. Измаил с его предместьями Старой и Новой Некрасовками, 22) Ялпухская коса, 23) г. Болград (бывшая главная болгарская колония), 24) г. Килия, 25) с. Подкова, 26) с. Журавлевка, 27) посад Вилково, 28) с. Жабрияны, 29) с. Кориачка, 30) м. Чичма, 31) Спасское или Спаск, 32) Николаевка, 33) Шаганы и 34) Василь-евка (см. И. Пархомовича: Краткий исторический очерк противораскольничес-кой миссии в Кишиневской епархии с 1813 до 1911 г. Труды Бесс. церковного историко-археологического общества. Выпуск III. Кишинев, 1909, стр. 71-72).

Источник: НАРМ. Ф. 1262. Оп. 1. Д. 3. Народонаселение Бессарабии (записки Драганова). Драганова - учителя словесности (библиограф). Начато: 25 декабря 1910 г. - 10 л.

Единая РУСЬ

.111 http://www.edrus.org

Сайт создан в 1999 г. для противостояния ставшей официальной националистической версии истории на Украине. Содержит материалы по истории украинского раскола, создания "мовы" и гонений на общерусский язык, размышления о культуре и геополитике, аналитические статьи и архивные документы.

На сайте можно найти классику полемики с украинофилами (Н. Ульянов, Л. Волконский, князь Трубецкой и др.) и современных критиков украинской идеи (С. Сидоренко).