Научная статья на тему 'Народный традиционный костюм как национальное наследие (интерпретация в современной культуре)'

Народный традиционный костюм как национальное наследие (интерпретация в современной культуре) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1096
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСТЮМ / КОНСТРУКЦИЯ / ОРНАМЕНТ / СИЛУЭТ / ЦВЕТ / ТРАДИЦИЯ / МОДА / A SUIT / A DESIGN / AN ORNAMENT / A SILHOUETTE / COLOR / TRADITION / A FASHION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сердюкова Д. А.

В статье анализируетя использование наследия традиционного костюма в современной моде, проявление его архетипических особенностей в одежде через силуэт, конструкцию, цвет и орнамент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL TRADITIONAL SUIT AS A NATIONAL HERITAGE (INTERPRETATION IN MODERN CULTURE)

The article presents and analyze a preservation of a heritage of a traditional suit in a modern fashion. Display of its archetype in clothes through a silhouette, a design, color and an ornament.

Текст научной работы на тему «Народный традиционный костюм как национальное наследие (интерпретация в современной культуре)»

Bibliography

1. Anninskiy L.A. Neslomlennyiy. Povest o Leskove. M., 1988.

2. Bachtin М.М. Formy vremeni I chronotopa v romane. Ocherki po istoricheskoy poetike. //Bachtin М. М. Voprosy literatury I estetiki. — М.: Chudoz. lit., 1975.

3. Lihachev D.S. Poetika drevnerusskoy literatury.- М., 1979.

4. Leskov N.S. Soborayne//Sobranie soch.: v 11 т. М., 1957. Т.4.

5. Esaulov I.А. Kategoria sobornosti v russkoy literature. - Petrozavodsk, 1995.

6. Mechtiev V.G. Proza N.S. Leskova 1860-ch godov kak stilevaya problema// Velikiy Novgorod, 2009.

7. Mechtiev V.G. Zanr I predanie// Velikiy Novgorod, 2009.Bachtin М.М. Epos I roman. Voprosy literatury I estetili. М., 1975.

8. Uspenskiy BA Poetika kompozizii. Struktura chudozestvennogo teksta I tipologiya kompozizionnoy formy. М., 1970.

9. Bachtin М.М. Epos I roman. Voprosy literatury I estetili. М., 1975.

Статья поступила 01.09.11

УДК 7.01:94

Serdyukova D.A. NATIONAL TRADITIONAL SUIT AS A NATIONAL HERITAGE (INTERPRETATION IN MODERN CULTURE).

The article presents and analyze a preservation of a heritage of a traditional suit in a modern fashion. Display of its archetype in clothes through a silhouette, a design, color and an ornament.

Key words: a suit, a design, an ornament, a silhouette, color, tradition, a fashion.

Д.А. Сердюкова, ст. преп. каф. истории отечественного и зарубежного искусства факультета искусств Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: domenica2005@mail.ru

НАРОДНЫЙ ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ КАК НАЦИОНАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ (ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 0 СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

В статье анализируетя использование наследия традиционного костюма в современной моде, проявление его архетипичес-ких особенностей в одежде через силуэт, конструкцию, цвет и орнамент.

Ключевые слова: костюм, конструкция, орнамент, силуэт, цвет, традиция, мода.

Сегодня тема традиционного народного костюма актуальна в связи с усилением обезличивания, одинаковости, идентичности массовой культуры, быта и финансово- хозяйственной деятельности, вызванные научно-техническим прогрессом. Интерес к истории народного костюма, культуре прошлых эпох, занимает умы современников. Потому важным связующим звеном в восстановлении и развитии духовной связи между поколениями, является традиционный костюм.

Знакомство с народным костюмом и предметами быта начинается в музее. Музейная экспозиция дает возможность созерцать детали, сопоставить их с целым ансамблем, уловить взаимосвязи отдельных элементов. Традиционный народный костюм как элемент исторического наследия, широко экспонируется в музеях Алтайского края: в Алтайском государственном краеведческом музее, в Алтайском историко-краеведческом музее, в Государственном художественном музее Алтайского края, в Музее профессии Барнаульского училища № 23 и в Бий-ском краеведческом музее им. В.В. Бианки. На сегодняшний день культура музейного экспонирования эволюционирует. В методическом пособии Т.М. Степанской и Л.И. Нехвядович «Введение в историю искусства» приводится следующее определение термина «экспозиция»: экспозиция (от лат. exposition - обьявление) - означает отбор экспонатов, обладающий ясно выраженной структурой построения. Зритель должен ее почувствовать и оценить, иначе набор экспонатов будет восприниматься как нечто хаотичное, аморфное [1, c. 74]. В работе отмечается, что экспозиция является синтетическим видом искусства с большой силой эмоционального воздействия. Экспозиция служит основной формой музейной коммуникации, образовательная и воспитательная цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, обьясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами дизайнерского решения. Организация предметно-пространственной среды экспозиции осуществляется при помощи художественных, информационных, технических средств. Помня о том, что в основе восприятия лежит зрительный ряд, крайне важно освещение экспозиции (варианты: дневной свет, локальный подсвет, зеркальные лампы накаливания, серийные модульные световые короба). Специально разрабатывается методика выставочной работы. Следует выделить новые тенденции в развитии экспозиционного искусства, направленные на привлечение внимания и заинтересованности посетителя, создание комфортных условий для созерцания, а именно:

1. Использование аудиовизуальных средств и новейших компьюторных технологий.

2. Повышение информационной емкости экспозиций.

3. Расширение социально-политической значимости экспозиции.

4. Устройство экспозиции по принципу контраста.

5. Разработка художественной концепции и плана-сценария экспозиции.

Музей является собирателем и хранителем исторических памятников. В нем сосредотачиваются богатые коллекции, но, к сожалению, в силу отсутствия финансовой базы, а также квалификации музейных работников, эти ценности не имеют достаточных условий хранения [2, с. 320]. Следует максимально сокращать воздействие на экспонаты экстремальных условий окружающей среды. Чистой атмосферы, определенной влажности и температуры можно добиться при наличии хорошего кондиционера. Для предотвращения разрушения костюмов, которые изготавливаются из ткани, необходимо проводить борьбу с насекомыми, обрабатывать пораженные вещи специальными средствами.

Каждый вид искусства обладает своей спецификой показа. Экспозиция не должна быть замкнутой и статичной. Необходимо иметь возможность изменять ее в соответствии с современными тенденциями музейной практики. Костюмный народный комплекс во многом схож по своим качествам со скульптурой, он должен распологаться в пространстве, иметь круговой обход и экспонироваться в закрытых витринах. Пагубное воздействие ультрофиолетовых лучей подразумевает наличие плотных штор на оконных проемах.

История музеев - это история нашей социальной памяти и беспамятства. Именно поэтому она заслуживает внимательного изучения, теоретического осмысления накопленного опыта, позволяющего не только расширить наш исторический кругозор, но и более глубоко понять роль музея в современном обществе и как средства постижения культуры, и как самостоятельного культурного феномена, имеющего собственный потенциал саморазвития [3, с. 5].

Согласно народному мировоззрению, приверженцами национального костюма (или его частей) чаще всего, естественно, были пожилые люди. Но за последнее время все больше интереса к традиционной одежде проявляет молодежь. Старинные элементы декора успешно используются и переосмысливаются при современном проектировании костюма. В связи с тягой к фольклору создаются новые профессиональные и самодеятельные коллективы, артисты которых выступают в традиционной национальной одежде. Распространившийся в мировой моде интерес к народному костюму разных стран привел к тому, что на смену «сезонным» названиям, менявшимся одно за другим -

«русский стиль», «мексиканский стиль», «африканский стиль» и т.д., пришло единое название «фольклорный стиль», или «народный». Это название утвердилось и вобрало в себя постоянное направление в современной моде, существующее наряду с другими, которое используют элементы народной одежды едва ли не во всех странах мира.

Фольклорный стиль занял в общем широком международном русле, довольно видное место. В любом современном костюме могут и должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает костюм органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже [4, с. 5]. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода - явление интернациональное, поэтому было бы неправильно исключать взаимовлияние костюмов, моды и направляющих тенденций в мире моды всех стран. Российские дизайнеры демонстрируют свои коллекции на подиумах, используя народные традиции в современном костюме. Последние коллекции 2010 года, показанные в Милане, убедили Европу в безупречности русского вкуса и красоте национального костюма. Народный костюм дает многообразие элементов: крой, декор, цветовую гамму, ткани - все, что используется в современных разработках художников.

Мировая мода проявляет большой интерес к народному искусству разных стран мира. Расшитые гладью белые блузы, многоярусные юбки и цветочные венки с маками итальянского дизайнера Мариэллы Бурани, Дольче и Габбана. Крупные розы Кристиана Лакруа напоминают нам о павло-пасадских платках. В начале XX века, важной фигурой в создании моды, с использованием народных традиций, была Надежда Петровна Лама-нова. В 1925 году Н. Ламанова выступила на всемирной международной выставке в Париже. Эта выставка была организована под девизом «Только новое, только простое и удобное»; она знаменовала собой развитие нового стиля, получившего название конструктивизм [4, с.208]. Национальный стиль в костюме Надежда Ламанова видела не в механическом перенесении элементов народного костюма в современный, а в их глубоком творческом переосмыслении, в наследовании основных художественных принципов.

Традиционным народным костюмом XIX - середины XX в. занимались Н. Соснина, И. Шангина, Г.С. Маслова, А.Ю. Андреева. Исследованием одежды русских сибиряков - крестьян Верхнего Приобья - занималась Е.Ф. Фурсова. К вопросам материальной культуры в Алтайском крае обращались О.А. Абрамова, Ю.В. Кирюшина, И.В. Попова. Самая большая коллекция традиционного народного костюма хранится в Бийском краеведческом музее им. В.В. Бианки. В фондах музея 168 единиц хранения предметов традиционной одежды.

В экспозиции коллекция представлена не в полном объеме: есть кумандинские костюмы, алтайский шаманский костюм. В экспозиции, посвященной традиционной русской культуре, представлена большая фотография семьи старообрядцев Субботиных, где можно рассмотреть традиционный русский костюм конца XIX века. Второй по численности экспонатов традиционной одежды - Алтайский Государственный краеведческий музей. Его коллекция насчитывает 125 единиц хранения. В экспозиции представлена лишь одна рубаха на манекене. В государственном художественном музее Алтайского края костюмы экспонируются на манекенах в окружении предметов декоративноприкладного искусства. Алейский историко-краеведческий музей насчитывает 90 единиц хранения традиционной одежды. В экспозиции представлена вся коллекция: воронежский праздничный женский костюм располагается на манекене, остальные экспонаты, из-за отсутствия помещений и средств, развешены на стенах. В музее профессии Барнаульского ПТУ № 23, насчитывается около 60 подлинных предметов одежды.

Библиографический список

«Костюм является ... самым важным признаком, по которому мы можем судить о привычках, обычаях и образе жизни каждого века», - утверждал О. Уайльд. Костюм каждой исторической эпохи - явление уникальное, он является произведением искусства. Организуясь, совершенствуясь в течение многих столетий, костюм воплощает понятия о красоте с помощью линий, форм, цветовой гармонии, декора, в том числе, кроя. Костюм формировался и утверждался веками.

Стремление человека к красоте удовлетворяют многие источники. Один из таких источников - одежда скифских племен. Ее декоративная и конструктивная ценность является неразрывным звеном между наследием скифско-сибирского мира и современным прикладным искусством, которое позволяет стилизовать древнюю конструкцию одеяний скифов, внести их в современный сценический костюм. Орнамент входит в число важных составляющих при формировании образной системы скифского костюма и является средством художественной выразительности. При создании орнаментов, независимо от материала, древние алтайские мастера пользовались элементами, заимствованными из мира растений. Преобладали следующие мотивы: розетка, пальметка, трехлепестковые и более сложные формы листьев, бутоны, цветки лотоса. Их вырезали из дерева, кожи, кости, вышивали цветными шерстяными нитками. Ими украшали конскую упряжь, нагрудники, одежду, а также головные уборы людей и лошадей. Самым простым из этих орнаментальных мотивов является листовидная форма цветка лотоса -на головном уборе древней скифской женщины.

Стилизованный бутон лотоса использован в современном сценическом костюме. Цветки или бутоны лотоса выявляют связи между искусством Горного Алтая и Передней Азии, но и эти орнаменты явно подвергались местной обработке. В современном сценическом костюме, в частности, головном уборе, на на-коснике присутствует зооорнамент, построенный на изображении птиц и зверей с различной степенью стилизаций как близких к реалистическим, так и условным. Это фигурки оленей, которые, в той или иной интерпретации, использовали при изготовлении подвесок, вырезали на саркофаге - колоде, они являлись неотьемлимой частью головных уборов. Орнамент позволяет приблизиться к подлинному источнику - костюму, и, используя древнейшие стилистические принципы в зображении, создать современный сценический костюм.

Создание сценического костюма - сложная задача, включающая раскрытие характера, биографии, национальных признаков, черт времени. Назначение костюмов различно - это и для творческих народных ансамблей - здесь определенные требования: яркие цветовые сочетания, подчеркивание выразительных форм и линий в костюме, а также декоративных деталей; для эстрадных костюмов - иные подходы: более произвольное использование цветовых сочетаний, отделок, материалов, здесь учитывается сценическое движение, пластика, свет. Привлечение внимания молодежи к народному творчеству и культурному наследию костюма осуществляется через создание коллекций молодежной одежды по этническим мотивам. В коллекциях используются элементы народного кроя, формы, украшения, дополнения, символика этнической традиции. Они адресованы молодежи - креативной, дерзкой, имеющей собственный стиль и свою жизненную позицию, которой интересна традиционная культура, и готовой нести ее в широкие массы.

Задача современных дизайнеров, художников, модельеров, преподавателей, работников культуры состоит в том чтобы привить любовь к традициям, возродить интерес к наследию народных мастеров, расширить этнокультурное пространство, пробудить интерес молодежи к традициям, корням своим, чтобы среди городских «каменных джунглей» ярким колоритом расцветали костюмы с народными мотивами.

1. Труевцева, О.Н. Музеи Сибири во второй половине ХХ века. - Томск, 2000.

2. Степанская, Т.М. Введение в историю искусства. - Барнаул, 2008.

3. Кирюшина, Ю.В. Музей истории костюма Барнаульского ПТУ № 23: материалы корференции // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 2001. - Вып.12.

4. Захаржевская, РВ. История костюма от античности до современности. - М., 2007.

Bibliography

1. Truevtseva O.N. Museum of Siberia in the second half of XX centuries. - Tomsk, 2000.

2. Stepanskaya T.M. Introduction in the history of arts. - Barnaul: Publishing house Altai University, 2008.

3. Kirushina YU.V. Museum of the history of a suit of the Barnaul TECHNICAL TRAINING COLLEGE № 23: the materials of a conference // The Preservation and studying of a cultural heritage of Altay territory. Issue 12. - Barnaul, 2001.

4. Zaharzevskaya R.V. The history of a suit from antiquity up to modern. - Мoscow: RIPOL a class, 2007.

Статья поступила 04.09.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.