УДК 93 ББК 63.5
К.П. Батырева1, Батчулуун Сэргэлэн2
1Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
2Монгольский государственный научно-технический университет
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ КАЛМЫКОВ РОССИИ И ОЙРАТОВ ЗАПАДНОЙ МОНГОЛИИ: К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ
Статья написана при поддержке гранта РФФИ № 19-512-44002/19 «Народное декоративно-прикладное искусство ойратов Монголии и калмыков России: общее и особенное в сравнительно-сопоставительном анализе»
Костюм монголоязычных ойратов и калмыков рассматривается в исторических реалиях самоценным художественным процессом, представляя целостное явление Формы в традиционной культуре. В таком ракурсе исследования природа знака костюма предстает универсальной формой знания о мире и самосознания этноса. Авторами предпринята попытка обобщения обширного ряда источников, позволяющих охарактеризовать функциональную систему народного костюма калмыков России и ойратов Западной Монголии, имеющих общую предысторию традиционного наследия.
Ключевые слова: народный костюм, ойраты, калмыки, декоративно-прикладное искусство.
K.P. Batyreva1, Batchuulun Sargalan2
Kalmyk State University named after B.B.Gorodovikov Mongolian State Scientific and Technological University
THE STUDY OF NATIONAL COSTUMES OF KALMYKS AND OIRATS FROM WESTERN MONGOLIA
The article is devoted to study of national costumes of Kalmyks and Oirats from Western Mongolia. Their national costume is considered to be the unique creative process as well as the phenomenon of Shape in traditional culture. The origin of costume is thought to be the universal form of knowledge and self-consciousness of ethnos. The authors analyzed and summarized the wide variety of sources, which helped to research the functional system of Kalmyk and Oirat national costumes.
Key words: national costume, Oirats, Kalmyks, decorative and applied arts.
Этнологические подходы изучения традиционных систем жизнеобеспечения служат методологической базой в расширении научного инструментария и предметного поля исследований одежды этноса как культурного и художественного феномена. Находясь на пересечении интересов многих областей научного знания, изучение традиционной одежды шагнуло за пределы гуманитарной сферы и представляет широкий спектр проблематики данного феномена ввиду высокой степени его научной рефлексии и его онтологической сущности.
Костюм этноса есть социокультурное явление, динамичное, развивающееся сообразно процессам, которым подвержено традиционное общество. В силу уникального историко-культурного развития западно-монгольского субэтноса в этнос, обусловленного его миграцией в российские культурные пределы почти пятьсот лет назад, представляется возможным данную традиционную систему рассматривать частью культурного наследия кочевников Центральной Азии, частью художественной культуры и искусства Евразии. В целом надо признать, что его феномен евразийского декоративно-прикладного искусства исследован частично и недостаточно. И как часть художественной культуры традиционного общества эта система жизнеобеспечения
является одновременно материальным результатом духовно-практического освоения действительности и собственно процессом - органичной областью народного творчества, в которой отражены духовно-эстетические ценности.
Современными источниками по исследованию художественной природы костюма калмыков как части народного декоративно-прикладного искусства служат труды историков, этнографов, археологов, философов. Костюм калмыков выступает объектом этнографического изучения в трудах XVIII, XIX вв. зарубежных и отечественных авторов. Одни их самых ранних и известных - этнографические очерки П.Палласа, И.Георги, И.Житецкого, И.Бентковского.
В монографии «Калмыки» УЭ.Эрдниева представлена этнография традиционной одежды. Изучением калмыцких экспонатов на международной выставке одежды в 1902 году в Санкт-Петербурге занималась В.П. Дарбакова. К изучению традиционной одежды в свадебной обрядности и украшений калмыков обращались в авторских статьях Г.М. Красильникова, Э-Б.М. Гучинова.
В наступившем столетии Д. Б. Гедеевой собраны сведения о калмыцкой одежде XVIII столетия по материалам архивных документов и опубликованы [13]. Комплексное исследование представляют работы этнолога Э.П. Бакаевой [2], которые посвящены материальной культуре этноса и отдельным традиционным системам жизнеобеспечения, в т. ч. и одежде калмыков.
Следует отметить, что в целом затронутая проблематика изучения калмыцкого костюма в вышеуказанных работах авторов закономерно принадлежит в большей степени этнологии, таким образом создавая условия для изучения его в качестве самоценного объекта исследования - евразийского явления искусства монголоя-зычных народов.
Предметом изучения художника Д. В. Сычева становятся в XX веке сохранившиеся артефакты прикладного искусства калмыков, в т.ч. народный костюм калмыков. Издание этого автора «Хальмг улсин эрдм» выпущено в виде альбома, который содержит аннотированный богатый изобразительный ряд коллекции калмыцких экспонатов ныне Национального музея им. Н.Н.Пальмова Республики Калмыкия. Данный альбом - первое и, возможно, единственное в своем роде иллюстрированное издание, включающее этнографические зарисовки артефактов материальной культуры: костюма и его структурных компонентов, таких, как одежда, декоративные украшения из металла, текстиля, дерева, войлока, элементов вышивки. Его труды - значимый вклад в сохранение и изучение материальной культуры калмыков и его художественных традиций в XХ веке [21; 22].
Принцип классификации прикладного искусства по материалам реализуется искусствоведом С.Г. Батыревой в научной монографии «Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIХ - н. ХХ вв.», в которой целостным пластом материальной культуры калмыков в системе художественных ремесел представлен костюм [5, с. 5]. Последнее издание обладает ценностью включения в широкий научный оборот экспонатов российских музеев, в т.ч. одного из ведущих, такого, как Российский этнографический музей (РЭМ), в фондах которого находится крупнейшая коллекция калмыцкого прикладного искусства, в т.ч. костюма. В исследовании были также привлечены музейные источники из Новочеркасского музея истории донского казачества, Ставропольского государственного объединенного краеведческого музея им. Г.К. Праве. Таким образом, следует признать, что исследование музейных экспонатов в качестве эмпирического материала несет в себе двойной фактор верификации: музееведческий - когда экспонат проходит стадию включения в фонды от научного описания и каталогизации до предметного научного изучения объекта.
Необходимо выделить собственно более ранние искусствоведческие работы, посвященные проблематике калмыцкого декоративно-прикладного искусства, в которой костюм рассматривается его органичной частью. В монографии Н.В. Кочеш-кова калмыцкий костюм был рассмотрен в ряду материальных объектов декоративно-прикладного искусства монголоязычных народов [19].
Исследование традиционного костюма как целостного художественного феномена было проведено в кандидатской диссертации Батыревой К.П., в которой впервые предпринят опыт научного дискурса в этнокультурную проблематику формирования эстетики народного костюма калмыков [3]. Междисциплинарная сущность изучения генезиса и семиотики художественной формы костюма как таковой в этой работе дает основание продолжить уже предпринятый вектор исследований эстетико-худо-жественных традиций Центральной Азии, перенесенных из Западной Монголии на территорию Европы и развитых в другом поликультурном пространстве.
Междисциплинарный аспект изучения знаковой культуры и искусства этноса определил новизну темы и методологическую инновационность эстетического анализа костюма калмыков. Специфика предметного поля проведенного исследования реализуется в использовании комплексного подхода в выявлении этнокультурных доминант сложения визуально-знаковой системы костюма, в опоре на результаты этнологических, фольклорных, семиотических, лингвистических исследований традиционного костюма сопредельных тюрко-монгольских народов Центральной Азии. В нем также предпринята попытка сопоставить синхронически и диахронически художественную традицию полностью сложившегося ансамбля в ХИХ веке костюма калмыков и бытующую синьцзянских и западно-монгольских ойратов. Впервые предпринятое в 2008 году исследование культурных оснований эстетической природы калмыцкого костюма актуализировало на тот момент результаты изучения мировоззрения традиционной культуры номадов в отечественной и зарубежной ориенталистике: труды Д.Банзарова, Б.Я. Владимирцова, С.Ю.Неклюдова, ГР.Галдановой, Б. Ринчена, Б.Б.Бичеева и других. Разработанные Н.Л. Жуковской в 70-80 е гг. ключевые категории традиционной культуры монголов и обозначенный концепт символики [16] вслед за изучением роли стереотипа культуры в этногенезе монголов [9] легли в культур-философскую основу исследования Эстетического традиционного костюма калмыков. Были привлечены доступные вниманию разнообразные материалы по калмыцкому костюму и костюму бурят, монголов, алтайцев - народов, исторически близких калмыкам в этно- и куль-турогенезе, в трудах 80-х годов прошлого и начала XXI столетия Р.Д.Бадмаевой, Д. Баяр, К.В. Вяткиной, Ж.Н. Дагдановой, Д.С. Дугарова [1; 8; 10; 14; 15].
В ходе полевого сбора информации в Калмыкии 2006 годов автором были зафиксированы сведения информанта Санжиевой Менген1 (1924 г.р.) различного характера [3, с. 37] и выявлено состояние этнической традиции бытования народного костюма на уровне индивидуальной промысловой деятельности, которые стали достоверным источником в реализованном опыте музейной реконструкции [6].
Принцип системности и междисциплинарная методология реализовали комплексный характер исследования художественно-эстетической природы народного костюма калмыков, раздвинув границы знания о его этнографическом феномене до понимания его визуально-знаковой эстетической природы, а именно - вторичной семиотической системы, «с помощью которых строятся модели мира или его фрагментов» [20, с.50].
'Санжиева Менген, 1924 г.р., жительница г. Элиста, апрель, 2006 г.
Центральные выводы в работе Батыревой К.П. признают костюм калмыков сложной организованной художественно-эстетической системой, функционирующей компенсаторно в ситуации культурного трансграничья и в условиях формирования самостоятельного этноса из отделившегося от матричной культуры субэтноса в результате его трансконтинентальной миграции.
Таким образом, эвристический потенциал структурно-функционального и системного подходов дал возможность выявить этнокультурные основания генеза визуально-знаковой системы субэтноса и ее социокультурной динамики во взаимосвязях со знаковыми системами одного порядка такими, как традиционное жилище, и другого -вербальным.
Результаты данного исследования в совокупности с трудами, посвященными искусству калмыков и ойратов, монголоязычных народов, позволяют нам сегодня подойти к решению задач, требующих выстроить исследовательскую программу предмета изучения в рамках системного подхода, более гибкого и содержательного в познавательных принципах. Продолжая оперировать понятиями системы, структуры и функции в многообразии типов связей объектов изучения, народного костюма ойратов и калмыков, предполагается использовать такую схему научного объяснения, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление типологии его сходства и различия. Для этого представляется возможным взять за «единицу» анализа в сопоставительном изучении двух объектов понятие «народный костюм» как сложившийся традиционный ансамбль элементов одежды, позволяющий фиксировать и транслировать во времени и пространстве целостный визуально-знаковый образ его обладателя - этноса, а также видоизменять, адаптировать физические свойства человека как индивидуума на уровне образного восприятия его реципиентом. Следует уточнить, что данная дефиниция раскрывает генез костюмов близкородственных монголоязычных этносов - ойратов Западной Монголии и калмыков России, объединяя два объекта в единый феномен.
В связи с такой постановкой проблемы изучения объектов следует признать важными выводы и результаты исследования эстетической природы калмыцкого костюма, в которых автор обнаруживает одновременно эволюционный и адаптационный характер развития художественной формы и образа костюма в призме его гендерной классификации в конкретных историко-культурных условиях. Так опыт реконструкции генеза художественной формы и образа на материале изучения основных видов женского, мужского, девичьего комплекса народного костюма калмыков раскрывает первостепенное свойство традиционного общества в сохранении значимых его как культурных смыслов, так и визуально-знаковой формы в конкретных видах одежды калмыков, а именно в платье типа «терлг». Более того, сопоставительный анализ формы калмыцкого женского (терлг), мужского (бешмет) и девичьего (биизе) платьев позволил установить их типологическое единство, основанное на единстве конструкции калмыцких платьев, что, в свою очередь, окончательно опровергло бытующий миф о преувеличенной роли кавказского комплекса на формирование собственно калмыцкого ансамбля, идентифицирующего в художественном образе новоявленный этнос в российской поликультурной действительности. Так, ранее высказанные мнения [5, с. 67; 17; 18; 21] об определенной доле влияния костюма северокавказских народов были подтверждены. Выявленное типологическое единство основных видов наплечной калмыцкой одежды закреплено в значении культурной матрицы, коей явилась западномонгольская художественная традиция костюма замужней женщины. Единство формы и содержания
художественного образа западномонгольского и калмыцкого женского ансамбля обусловлено архетипичной основой традиционного сознания и духовно-ценностными ориентациями монголоязычных номадов.
Исследователь отмечает, что «эстетическое преображение ойратского субэтноса» в процессе его адаптации к инокультурной среде и обретения им самости, проявленное в знаковых системах, носило «последовательный и объективизированный характер» [3, с. 120]. В евразийском векторе развития декоративно-прикладного искусства монгольских номадов автор обнаруживает «генезис калмыцкого костюма в целом развитием автохтонной традиции, принесенной на культурную почву нового места обитания ойратских племен» [3, с.120], в основе которого архетипичность и этнокультурные доминанты традиционного сознания обусловливают сохранность и консервацию традиционных художественных форм женского комплекса и появление опосредованно новых в мужском и девичьем, отличных от ойратских видов наплечной одежды типа «дээл».
Архитектоника калмыцкого костюма как феномена декоративно-прикладного искусства западных монголов соотнесена в традициях художественной обработки текстиля и металла. Преобладание текстиля над ювелирным компонентом (металлом) в калмыцком костюме, как неслучайного обстоятельства в системе декора калмыков, имеет объективные основания взаимообусловленности материальной и духовной сфер традиционной культуры. Утверждение «от массивной пластической формы монгольского украшения к емкой условности графического изображения» [3, с.131] в калмыцкой орнаментике направляет еще более пристальный взгляд исследователей в сторону изучения важной знаковой системы, связующей прикладной и изобразительный виды искусства - орнамента. Искусствовед Батырева С.Г. расширяет понятийный аппарат орнамента в разработанной на основе сведений мастера-прикладника Г.В.Васькина классификации и маркирует основные этапы развития изобразительного феномена орнамента, который рассматривает «своеобразным историко-генетическим кодом художественной культуры» евразийских кочевников [5, с. 90 ].
Современные исследования различных аспектов орнаментики ведут отечественные и монгольские ученые в разных гуманитарных областях [2; 7]. Характеристики орнаментального декора одежды в прикладном искусстве монголов даны Б. Батсюке и Ч. Баярмой [25; 26]. Особо ценными источниками в изучении художественного наследия, западных субэтнических подразделений монгольского этноса, в т.ч. в традиции костюма, представляются труды Б. Баасанхуу, М. Амгалана, Б. Эрдэнэцэцэг [24; 23; 27]. Древние истоки монгольского искусства исследованы ученым Д. Гантулгой в трудах, посвященных предметному рассмотрению археологических находок в раскопках Ноин - Улы - декоративному оформлению войлочных ковров [11; 12].
Отдельная монография этнолога Э. Бакаевой, посвященная семантике традиционного костюма ойратов и калмыков, затрагивает актуальные вопросы комплексного знания о традиционной одежде общностей, в т.ч. вопросы классификации орнамента и современного бытования этнического костюма [2]. Заслуживает внимания богато иллюстрированная монография авторов B. Suuvd, A.Saruul "Mongol costumes" 2011 года издания, рассматривающая монгольский костюм сквозь призму исторического его развития до наших дней, в т.ч. и современные художественные традиции в этномоде [28].
Таким образом, проторенные исследовательские тропы и дороги в рассмотрении традиционной одежды ойратов Западной Монголии и калмыков дают развить и продолжить имеющиеся положения в русле системного подхода и синергетического осмысления костюма данных этносов евразийским феноменом декоративно-прикладного искусства монголоязычных народов.
В сравнительном анализе костюма калмыков и ойратов вещественно-визуальные памятники декоративно-прикладного искусства монгольских народов из музейных собраний составляют львиную долю источниковедческой базы в научных исследованиях, из частных коллекций и полевых материалов - наименьший процент извлечения эмпирических наблюдений. Экспонаты народного костюма калмыков в коллекциях бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Национальный музей Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова» (НМРК) Республики Калмыкия, а также Музея калмыцкой традиционной культуры имени Зая-пандиты (МКТК) Калмыцкого научного центра РАН и Российского этнографического музея (РЭМ), датируемые XIX - XX веками, наиболее изучены. Сегодня РЭМ располагает самой полной коллекцией одежды калмыков XIX века, в числе которых экспонаты декоративно-прикладного искусства из коллекции императорских подарков к юбилею дома Романовых. Ждут своего изучения экспонаты филиалов Национального музея Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова НМРК в Лаганском и Городовиковском районах Республики Калмыкия.
В определении корпуса источников информации о костюме калмыков в системе декоративно-прикладного искусства выступают, прежде всего, материальные носители информации: визуально-письменные, кино-, фотодокументы, результаты включенных наблюдений, дающие возможность конструировать научные факты о художественной сущности, ценности и эстетической природе в виде эмпирического знания. Таким образом, расширение корпуса источников по нашему объекту исследования, сбор и систематизация эмпирических данных на территории Республики Калмыкия и за ее пределами, в основном из музейных локаций регионов, входящих в круг этнокультурогенеза калмыков, и последующая систематизация научных фактов по данной проблеме позволит ввести в научный оборот больший объем информации.
Сбор калмыцкого полевого материала по костюму в силу малой сохранности артефактов костюма значительно затрудняет получение новой эмпирической информации и предполагает активный поиск информантов и доступа к различной информации из личных, семейных архивов информантов. Результатами специальных эмпирических исследований, наблюдений могут послужить визуальные источники, включающие кинодокументы в архиве фондов Калмыцкой государственной телерадиовещательной компании.
Собрание дома-музея Ээлян Овла в поселке Ики-Бухус Малодербетовского района располагает различными памятниками культурного наследия калмыков, в т.ч. и прикладного творчества народа.
В Музее истории и археологии Монголии большой интерес представляет коллекция костюмов многочисленных субэтносов Монголии: халха-монголов и западномонголь-ских общностей - дербетов, торгутов, баитов, захчинов, урянхайцев и других. Обширный материал этого музея и иллюстрированное исследование М. Амгалана [23] дают возможность предметно сопоставить художественные традиции калмыцкого и западно-монгольского комплексов костюма. Следует отметить, что последнее издание пользуется большой популярностью в калмыцкой среде художников-прикладников, ищущих пути сохранения, возобновления исконной традиции центральноазиатского искусства на собственно калмыцкой почве, евразийской в своей сущности.
В традиционном искусстве социокультурный опыт предшествующих поколений транслируется и формулируется в художественный текст, встраиваясь в собственный опыт посредством структурализации знака до символического уровня в приращении содержания в культурных смыслах и локальных самобытных внешних свойствах его феноменов.
Дальнейшее изучение костюма в системе народного прикладного искусства генетически близкородственных народов (ойратов и калмыков) подразумевает сравнительный анализ функционального аппарата его художественного феномена с выделением уровней типологических взаимосвязей универсального и специфического в макросистеме традиционной культуры монголоязычных народов.
Актуальной проблемой в изучении костюма данных народов является во многом редуцированное состояние калмыцкой художественной традиции, в этой связи работа с визуальными носителями информации - музейными, кинодокументами, фотоархивными источниками - представляется наиболее эффективной. Поэтому единые механизмы образования явлений большого и малого порядка в духовно-материальной культуре этноса важны в построении модели развития художественной традиции методом реконструкции.
В нашем исследовании предпринята попытка обобщить в сравнительно-сопоставительном ракурсе изучения труды российских и монгольских ученых, посвященные феномену народного декоративно-прикладного искусства родственных монголоязычных этносов - костюму ойратов Монголии и калмыков России, выявить основные принципы методологии и провести обзор доступных эмпирических источников, важных для построения научного факта. Конечной целью дальнейшего комплексного анализа является изучение художественно-эстетической сферы народного костюма в системе традиционного искусства монголоязычных номадов Евразии в опоре на духовные воззрения, разработка понятийно-категориального аппарата его художественного феномена в контексте исторической судьбы общности, локальной специфики народного прикладного творчества в «актуализации знаковой структуры визуальных систем» номадов [4, с. 9].
Продолжение типологического сравнения калмыцкого и ойратского комплексов костюма, его декора эвристически прояснит вопросы как генеза художественных традиций в обработке материалов, так и эндемичности происхождения единого для тюрко-монгольских номадов Евразии (калмыков, ойратов, алтайцев) матричного вида одежды типа терлг, позволит расширить концепт традиционной символики костюма, уточнить общее и особенное в декоративно-прикладном искусстве ойратов Монголии и калмыков России.
Список литературы
1. Бадмаева Р. Д. Коллекция бурятского костюма XIX - н. XX вв. в этнографическом музее // Материальная культура и искусство народов Забайкалья. - Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1982. - С. 26-37.
2. Бакаева Э.П. Семантика традиционного костюма ойратов и калмыков и современные художественные традиции: Монография / Э.П. Бакаева, Москва - Берлин: Директ-медиа, 2019. - 352 с. илл.
3. Батырева К.П. Этнокультурные доминанты в формировании эстетики калмыцкого народного костюма: диссертация на соискание ученой степени кандидата философ. наук: 09.00.04 / РГУТИС. - М., 2008. - 207 с.
4. Батырева К.П. Калмыцкий костюм в призме образно-знаковой системы буддизма Искусство Евразии. 2019. № 4 (15). - С. 66-79. БОГ 10.25712/А8Ш.2518-7767.2019.04.006
5. Батырева С.Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX-начала XX вв. - Элиста, 2006. - С.65-84
6. Батырева С. Г. Музей традиционной культуры в системе науки и образования. -Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2007. - 184 с. (илл.).
7. Батырева С. Г. Узорная стежка ткани и войлока: к вопросу генезиса орнаментального декора (на материале экспонатов Музея имени Зая-пандиты Калмыцкого научного центра РАН) / С. Г. Батырева // Наследие веков. 2020. № 1. С. 119-134. DOI: 10.36343/SB.2020.21.1.013.
8. Баяр Д. К вопросу типологии плечевой одежды монголов ХШ-Х1Увв. (По материалам каменных изваяний восточной Монголии) //Актуальные проблемы современного монголоведения. - Улан-Батор: Госиздат, 1987. - C.124-130.
9. Викторова Л.Л. Роль стереотипа культуры в этногенезе монголов //Археология и этнография Монголии. «Наука». - Новосибирск, 1978.
10. Вяткина К.В. Общие черты материальной и духовной культуры западных монголов, бурят и южных алтайцев // Доклады УП МКАЭН. - М., 1964.
11. Гантулга Д. Монгольский традиционный орнамент: мотивы типа арга // Искусство Евразии. - 2019. - № 2 (13). С. 42-51. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.004. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1431023/10.
12. Гантулга Д. Художественная выразительность в орнаменте войлочных ковров // Искусство Евразии. 2017. № 6. Евразийское наследие. https://readymag.com/ U50070366/821476/6/.
13. Гедеева Д.Б. Сведения о калмыцкой одежде XVIII в. (по материалам архивных документов) // Монголоведение № 1. - Элиста, 2002. - С.131-134.
14. Дагданова Ж.Н. Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX-начале XXI. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - М., 2006.
15. Дугаров Д.С. Орнитозооморфная символика женского костюма некоторых тюрко-монгольских народов // Материальная и духовная культура калмыков. - Элиста, 1983. - С. 36-52
16. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. - М.: Наука, 1988.
17. Кореняко В.А. Кавказские элементы в культуре калмыков. Проблемы архео-лого-этнографических реконструкций // Известия Северокавказского научного центра высшей школы. - Ростов-на-Дону, 1984, №2.
18. Кореняко В.А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. - М.: Восточная литература, 2002.
19. Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX -сер.XX века. - Издательство «Наука», М., 1979.
20. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. - Тарту, 1970. - С. 6-65.
21. Сычев Д.В. Хальмг улсин эрдм. Альбом. - Элиста, 1971.
22. Сычёв Д.В. Из истории калмыцкого народного костюма. - Элиста, 1973.
23. Amgalan M. The cultural monuments of Western Mongolia. - Ulan-Baator, "Monsudar", 2000.
24. Баасанхуу Бэсуд Аюушийн. Монгол Алтайн бус нутгийн ард тумний эдийн соел. Material culture of Mongol Altai region. Улаанбаатар: Монгол Алтай Судлалын Хурээлэн, 2006. 228 с. Зургаа. Эсгий эдлэл. VI felt goods.
25. Batsukh Bold. Mongolian national ornament. - Pekin, 2008. - 273 p.
26. Баярмаа Чогдонгийн. Монгол ардын хээ угалз. Олзий хээ угалз. Mongolian national ornament. - Улаан Баатар. 2010. - 96 с.
27. Эрдэнэцэцэг Шинэнгийн. Баядын хуримлах есон. - Улаанбаатар. 2015. - 189 с.
28. Suuvd B., Saruul A. Mongol costumes, 2011: Academy of National Costumes research Ulaanbaatar Mongolia, 2011.