Научная статья на тему 'Народный художник России – Парфен Парфенович Черникович'

Народный художник России – Парфен Парфенович Черникович Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
косторезное искусство / варнавинская резьба по кости / нижегородская резьба по кости / художники-косторезы / kostoreznoe iskusstvo / varnavinskij rez'ba po kosti / nizhegorodskaya rez'ba po kosti / hudozhniki-kostorezy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбина Л.И.

В статье дан обзор иллюстративного издания, подготовленного Н.В. Чугуновым, биографом П.П. Черниковича. В публикации отмечены важные события личной и творческой жизни художника, создавшего в Нижегородской области новый художественный стиль – варнавинскую резьбу по кости. Произведения, представленные в статье, наглядно показывают, как изменялся стиль художника, ставшего родоначальником новой косторезной традиции, в которой соединились приемы и образы архангельской и нижегородской резьбы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбина Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Narodnyj hudozhnik Rossii – Parfen Parfenovich Chernikovich

The article reviews the illustrative edition prepared by N.V. Chugunov, the biographer of P.P. Chernikovitch. The publication highlights important events in the personal and creative life of the artist who revived the bone-carving trade in the Nizhny Novgorod region and created a new artistic style – Varnavinsky bone carving. The artistic products of the master bone-carver presented in the article clearly show how the artistic style of the artist, who became the founder of a new bone-carving tradition that combined the techniques and images of Arkhangelsk and Nizhny Novgorod carving, changed

Текст научной работы на тему «Народный художник России – Парфен Парфенович Черникович»

Книжная полка (обзоры и рецензии) Book shelter (reviews and reviews

УДК 002.2:745

Рыбина Л.И., директор научной библиотеки, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, лит. A, e-mail: Libakademij@yandex.ru

Rybina L.I., director of the scientific library of the «Higher school of folk arts (academy)», 191186, Saint-Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. A, e-mail: Libakademij@yandex.ru

Народный художник России - Парфен Парфенович Черникович Narodnyj hudozhnik Rossii - Parfen Parfenovich Chernikovich

Аннотация. В статье дан обзор иллюстративного издания, подготовленного Н.В. Чугуновым, биографом П.П. Черниковича. В публикации отмечены важные события личной и творческой жизни художника, создавшего в Нижегородской области новый художественный стиль - варнавинскую резьбу по кости. Произведения, представленные в статье, наглядно показывают, как изменялся стиль художника, ставшего родоначальником новой косторезной традиции, в которой соединились приемы и образы архангельской и нижегородской резьбы.

Ключевые слова: косторезное искусство, варнавинская резьба по кости, нижегородская резьба по кости, художники-косторезы.

Abstract. The article reviews the illustrative edition prepared by N.V. Chugunov, the biographer of P.P. Chernikovitch. The publication highlights important events in the personal and creative life of the artist who revived the bone-carving trade in the Nizhny Novgorod region and created a new artistic style -Varnavinsky bone carving. The artistic products of the master bone-carver presented in the article clearly show how the artistic style of the artist, who became the founder of a new bone-carving tradition that combined the techniques and images of Arkhangelsk and Nizhny Novgorod carving, changed.

Keywords: kostoreznoe iskusstvo, varnavinskij rez'ba po kosti, nizhegorodskaya rez'ba po kosti, hudozhniki-kostorezy.

К 100-летию Парфёна Парфёновича Черниковича - основателя нижегородской художественной резьбы по кости, в издательстве «Литера» вышло юбилейное издание, посвященное художнику [2] (рис. I54). Подготовил издание биограф художника Н.В. Чугунов. Автор провел исследовательскую работу по сбору, изучению и систематизации архива художника.

54 Парфён Парфенович Черникович. Основатель нижегородской художественной резьбы по кости: [к 100-летию со дня рождения народного художника России П.П. Черниковича] / автор-составитель Н.В. Чугунов. - Нижний Новгород: Литера, 2020. - 264 с.

Во вступительной статье к изданию автор кратко описывает творческую биографию П.П. Черниковича, подчеркивая актуальность и важность для исследователей художественных традиций косторезного искусства созданный им сводный каталог всех произведений художника, в котором каждое косторезное изделие обозначено уникальным трехзначным номером.

Главы издания размещены в хронологическом порядке периодов творческой биографии художника. В главе «Становление художника. 1920-1941» автор описал историю переселения семьи художника в Архангельскую область и начало творческой биографии художника, которая совпала с возрождением холмогорского косторезного искусства. В этом разделе также опубликованы краткие биографии известных мастеров промысла, у которых учился художник и совершенствовался в мастерстве резьбы по кости. Большое влияние на П.П. Черниковича в профессиональном становлении имели его учителя - A.A. Горшкова, обучавшая его рисунку и композиции, и искусствовед В.М. Василенко, отмечает автор.

Следующая глава - «Взлет мастерства. 1941-1968» открывается очерком Н.В. Чугунова «Солдат и художник», в котором рассказывается о тяжелом ранении художника во время Великой Отечественной войны, после которого он был демобилизован, получив вторую группу инвалидности. Девять месяцев мастер восстанавливался, и в декабре 1944 г. приступил к работе в Ломоносовской артели мастером резьбы по кости. Превозмогая боль, художник работал над первым своим послевоенным произведением -вазой «Север» [2] (рис. 255) - первой в его творческой биографии. За это произведение П.П. Черникович получил премию - 10 тысяч рублей [1]. Ваза была удостоена первой премии на конкурсе, объявленном Комитетом по делам

55 Рис. 2. - Парфён Парфёнович Черникович. Основатель нижегородской художественной резьбы по кости: [к 100-летию со дня рождения народного художника России П.П. Черниковича] / автор-составитель Н.В. Чугунов, - Нижний Новгород: Литера, 2020. -С. 72.

' Г

^ Парфён

Парфёнович

ЧЕРНИКОВИЧ

Опюмтм» ■■■IffMnO« Щ—ЩИ ИМ »41 ffltiu ВО »ости

Рис. 1. Обложка книги «Парфён Парфёнович Черникович. Основатель нижегородской художественной резьбы по кости»

Рис. 2. П.П. Черникович. Ваза «Север». 1944-1945 гг. Художественная резьба по кости

искусств при Совете Министров СССР, Управлением промкооперации РСФСР и Научно-исследовательским институтом художественной промышленности. Ваза «Север» была преподнесена от советского правительства в дар президенту США Ф.Д. Рузвельту. В сквозном ажурном орнаменте вазы художник изобразил сцены охоты на северных оленей.

В конце 1950-х гг. советское традиционное прикладное искусство переживало смену стилей, что отразилось и на творчестве косторезов, которые разрабатывали новые мотивы прорезного орнамента, новые композиции и формы. Специалисты Научно-исследовательского института художественной промышленности рекомендовали косторезам разрабатывать образцы художественных изделий, не требующие трудоемкой обработки. За этот период художник создал более 150 образцов художественных косторезных изделий [2] (рис. 3-5;б) и стал ведущим художником холмогорского промысла.

Рис. 3. П.П. Черникович. Рис. 4. П.П. Черникович. Рис. 5. П.П. Черникович.

Коробка «Белочки». 1959 г. Шкатулка «Сияние Севера». Шкатулка «Глазковая».

1960 г 1960 г.

Художественная резьба по кости. Всероссийский музей декоративного искусства (Москва)

В конце 1960-х гг. художника приглашают в г. Горький для разработки образцов художественных изделий из кости для массового производства, и на основе народных художественных традиций предлагают создать новый косторезный стиль. Этому периоду посвящена следующая глава издания -«Родоначальник косторезной традиции. 1968-1980».

Для организации производства косторезных изделий руководством области был выбран рабочий поселок Варнавино. Здесь, в бывшем здании пересыльной тюрьмы, после проведения реконструкции была создана экспериментально-художественная мастерская по производству косторезных изделий. Художник разработал технологические карты для производства каждого изделия, а также обучил косторезному искусству мастеров.

За период с 1972 по 1979 г. П.П. Черникович создал 76 образцов изделий для производства. Художественный стиль произведений, созданный

56 Рис. 3-5. - Парфён Парфёнович Черникович. Основатель нижегородской художественной резьбы по кости: [к 100-летию со дня рождения народного художника России П.П. Черниковича] / автор-составитель Н.В. Чугунов. - Нижний Новгород: Литера, 2020. - С. 88-89.

художником, основывался на традициях нижегородской резьбы по дереву и городецкой росписи, интерпретируемых в технике ажурной и рельефной резьбы по кости. Художник соединил приемы и образы архангельской и нижегородской резьбы [2] (рис. б57), став родоначальником нового вида косторезного искусства - варнавинского.

Рис. 6. П.П. Черникович. Ваза «Нижний Новгород - город Горький». 1971 г. Вид с трех сторон. Художественная резьба по кости. Союз художников России

Художественный стиль П.П. Черниковича стал основой творчества варнавинских косторезов, изделия которых отличаются ажурной или рельефной резьбой и гравировкой.

В 1980 г. П.П. Черникович выходит на пенсию, но продолжает работать в своей мастерской, создавая уникальные художественные произведения. Этот период жизни художника описан в главе «Судьба мастера. 1981 -2011». В этот период изделия художника вновь обретают холмогорские черты, но полного возврата к холмогорской резьбе не происходит [2] (рис. 7, 8).

На протяжении пятидесяти лет творческого поиска художник был выдающимся мастером резной портретной миниатюры. Он создал галерею образов великих людей России. Например, в портрете М.В. Ломоносова органично слились коренные холмогорские традиции и новые, обретенные в последнее 20-летие творческой жизни художника. Портрет выполнен в технике скульптурного рельефа из пластины мамонтовой кости (рис. 9).

57 Рис. 6-9. - Парфён Парфёнович Черникович. Основатель нижегородской художественной резьбы по кости: [к 100-летию со дня рождения народного художника России П.П. Черниковича] / автор-составитель Н. В. Чугунов. - Нижний Новгород: Литера, 2020. - С. 133, 168, 170, 150.

Рис. 7. Гребень «Белочки». 1990-е. Рис. 8. Гребень «Кони». 1990-е. гг.

Художественная резьба по кости. Частное собрание

В течение всей жизни П. П. Черникович встречался с творческими людьми, среди которых были писатели и художники. В главе «Вечная дерзость искусства...» опубликованы биографические очерки об этих людях и их произведения, посвященные мастеру.

Завершают издание «Приложения», в которые входит: «Сводный каталог произведений ГШ. Черниковича», «Произведения П. П. Черниковича на выставках», «Произведения П.П. Черниковича в публикациях», «Произведения

П.П. Черниковича в музеях».

Уникальность П.П. Черниковича в том, что он оказался не только талантливым художником, но и руководителем, участвовавшем в возрождении и сохранении косторезного промысла в Нижегородской области. Лучшие изделия мастеров-косторезов, выполненные в художественной традиции варнавинской резьбы по кости, заложенной художником, постоянно экспонируются на региональных и международных выставках, в музеях и выставочных залах России и за рубежом.

Талантливый художник за семьдесят лет творческой деятельности получил признание коллег и ценителей косторезного искусства, награды в конкурсах, и звание «Народный художник России». Произведения мастера хранятся в музейных коллекциях: 42 предмета в собрании Нижегородского государственного музея-заповедника (г. Нижний Тагил), 29 предметов в Историко-мемориальном музее М.В. Ломоносова (село Ломоносова, Архангельской обл.), 37 экспонатов во Всероссийском музее декоративного искусства (г. Москва), 23 предмета в Государственном Русском музее (г. Санкт-Петербург).

Рис. 9. П.П. Черникович. «Настольный портрет М.В. Ломоносова». 1987-1989 гг. Художественная резьба по кости. Частное собрание

Литература

1. Парфён Парфёнович Черникович. [К 95-летию со дня рождения П. П. Черниковича] / составитель Н. В. Чугунов. - Нижний Новгород : Литера, 2015.-50 с.

2. Парфён Парфёнович Черникович. Основатель нижегородской художественной резьбы по кости : [к 100-летию со дня рождения народного художника России П. П. Черниковича] / автор-составитель Н. В. Чугунов. -Нижний Новгород : Литера, 2020. - 264 с. - ISBN 978-5-905163-91-3.

References

1. Parfyon Parfyonovich Chernikovich. [К 95-letiyu so dnya rozhdeniya P. P. Chernikovicha] / sostaviteF N. V. Chugunov. -Nizhnij Novgorod : Litera, 2015. -50 s.

2. Parfyon Parfyonovich Chernikovich. Osnovater nizhegorodskoj xudozhestvennoj rezby' po kosti : [k 100-letiyu sodnya rozhdeniya narodnogo xudozhnikaRossii P. P. Chernikovicha] / avtor-ostaviteF N. V. Chugunov. - Nizhnij Novgorod : Litera, 2020. - 264 s. - ISBN 978-5-905163-91-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.