Научная статья на тему 'Народный художник России Энгельс Козлов'

Народный художник России Энгельс Козлов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
330
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народный художник России Энгельс Козлов»

НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК РОССИИ ЭНГЕЛЬС КОЗЛОВ

К 80-летию Э. В. Козлова

24 марта исполнилось 80 лет со дня рождения народного художника Республики Коми и народного художника России Энгельса Васильевича Козлова. За более чем полувековой творческий путь им было создано более тысячи картин и этюдов. Многие работы нахо-

отказаться от костылей, без которых он не мог обойтись более десяти лет. Оправившись от длительного лечения, Энгельс поступает в Ярославское художественное училище, по окончании которого переезжает в Ленинград, где в течение года учится в Ленинградском

Портрет академика РАН Н. П. Юшкина, 1999. Х., м. 80x70

дятся в российских музеях (Государственном Русском музее, Государственном музее истории Петербурга, Музее Арктики и Антарктики и др.), а также в частных собраниях, как России, так и ряда зарубежных стран.

Энгельс Васильевич родился в Тро-ицко-Печорске в семье георгиевского кавалера Первой мировой войны. В 1935 году Козловы переехали в Сыктывкар. Еще до войны Энгельс стал посещать изостудию при городском Дворце пионеров, преподаватели которого заметили одаренного подростка и старались пробудить в нем интерес к искусству и развить его творческие способности. «В школе Козлов мечтал стать кораблестроителем или поступить в Высшее техническое училище им. Баумана. Профессия художника представлялась ему нереальной... Тем не менее, с отличием закончив в 1945 году школу, Козлов посылает в Москву заявление с просьбой зачислить его в Архитектурный институт. Осуществить намеченное помешало одно непредвиденное обстоятельство: в Москве не оказалось общежития» [1, стр. 9].

После первого курса исторического факультета Сыктывкарского педагогического института, Козлову в Ленинграде делают операцию, позволившую

Портрет член-корр. РАН А. М. Асхабова, 1999. Х., м. 80x70

художественно-педагогическом училище (одновременно со своим сыктывкарским другом Ремом Ермолиным).

Последующие пять лет Энгельс Васильевич увлеченно учится на живописном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Академии художеств СССР. На

рические дали. Поэтому для завершающей работы студент-дипломник Козлов выбрал близкую ему тему — работу врачей. Главным героем картины «Будет жить!» является молодая женщина-хирург, сделавшая успешную операцию охотнику в лесной избушке. За эту работу Энгельс Васильевич получил диплом с отличием и звание ху-дожника-живописца. Летом 1956 года Козлова в числе лучших выпускников института принимают в кандидаты, а год спустя и в члены Союза художников СССР по секции живописи.

Последующие десятилетия творческой жизни были насыщены работой, поездками, общественной деятельностью. Козлов пишет пейзажи, натюрморты, жанровые композиции, портреты. Среди известных его исторических полотен можно назвать картины «Лампочка Ильича», «У товарища Ленина», «Первый ленинский декрет», «Призыв. 1905 год», «Весна в Шушенском», «О жизни, о земле» и другие. Очень большой цикл работ Козлова, разнообразных по тематике и образному строю, посвящен Печорскому краю. В своих произведениях живописец отразил природные красоты края, жизнь северян, запечатлев на холсте и рабочие будни промышленного освоения республики, и героику ее исторических событий, и

Портрет д. г-м. н. В. А. Дедеева, 2001. Х., м. 80x70

старших курсах Козлов занимается в мастерской профессора Ю. М. Непринце-ва, который старался обратить внимание учеников на жизнь современников, учил искать среди них своих прототипов, а не удаляться в неведомые исто-

Портрет д. г-м. н. М. В. Фишмана, 1999. Х., м. 80x70

портреты тех, кто заслужил ее уважения и наград. Как отмечает мастер, именно родная земля питает его искусство, дает темы и вдохновение. На основе огромного этюдного материала, собранного художником во время его

Э. В. Козлов с женой Г. А. Смирновой многочисленных поездок к нефтяникам Ухты (1961—1963), шахтерам Инты

(1961—1964, 1966, 1987—1989), на Печору (1965, 1968, 1969), к нефтеразвед-чикам Усинска (1971, 1973), были написаны произведения, принесшие художнику известность. «Это, прежде всего, картины «В шахтеры» (1967), «Черное золото» (1969), «Буровики на Колве» (1971), «Нефтяники Печоры» (1975), «Вахта начинается» (1975). Но в большей степени Э. В. Козлов оказался востребованным как художник-портретист. Среди созданных автором образов есть и рабочие, и известные деятели науки и искусства, и люди, жившие задолго до него. Как признается сам художник: «Портрет — пожалуй, мой любимый жанр. Больше сотни портретов написал за 50 лет творческой жизни. Среди них есть вещи, за которые мне не стыдно». Портрет преобладает в его творчестве и в последнее десятилетие, отражая неослабевающий неподдельный интерес автора к человеку. В частности, благодаря работам Э. Козлова в Сыктывкарском государственном университете создана уникальная галерея портретов его профессоров, включающая более 20 произведений» [2, стр. 6]. Яркие и колоритные образы уроженцев и жителей Печорского края запечатлены в произведениях: «Девушка из Усть-Усы», «Усть-цилемская невеста», «Портрет усть-цилемки Феклении Кисляко-вой», «Портрет крепильщика», «Портрет рыбака Фатея Носова», «Павла Порфирьевна», «Портрет бурового мастера В. А. Захарова» и других.

Среди работ, посвященных людям науки и искусства можно отметить портреты д. ф. н. А. К. Микушева (1970), художника Р. Н. Ермолина (1964), профессора В. И. Лыткина (1973), народной артистки Коми АССР И. А. Чуис-товой (1979), поэта И. А. Куратова (1985), профессора В. А. Витязевой (1988), д. ф. н. А. И. Туркина (1995),

д. и. н. Э. А. Савельевой и многих других современников.

В 1999 году в Институте геологии Энгельсу Васильевичу позировали М. В. -Фишман, Н. П. Юш-кин, А. М. Асхабов. В результате появились выполненные масло на холсте натурные портреты Марка Вениаминовича, Николая Павловича, Асхаба Магомедовича. В 2001 году к ним добавился портрет В. А. Дедеева.

В недавнем письме Козлова к Н. П. Юшкину Энгельс Васильевич пишет: «Я вспоминаю наше творческое общение с большой теплотой. Родная Республика предложила сделать юбилейную персональную выставку моих работ в Национальной галерее. Хотелось бы добавить к тем произведениям, которые есть в галерее, работы из других учреждений. Мне бы хотелось показать на выставке портреты Юшкина, Асха-бова, Фишмана. Они дополнят солидную галерею портретов выдающихся людей республики моей работы... Главное, конечно, не в трезвоне юбилейном,

а в человеческом понимании момента, в общении с произведениями живописи, с автором, творившем в нашем времени. Ваш Э. Козлов».

Профессор института им. Репина Анатолий Рощин так отзывается о творчестве Э. В. Козлова: «За индивидуально-неповторимыми чертами портретируемых художник улавливает нечто большее, нечто такое, что говорит не только об этом человеке, но и о творческой натуре вообще, роднит его со многими другими мастерами русской культуры. Э. В. Козлов — реалист. Произведения его не только подобны жизни, они — сама жизнь в ее бесконечных оттенках и переливах. В целом же для него как большого мастера современности характерно высокое служение своим искусством родине, России. Это прозрение в лик России, в человека, в народ, его величие и сложную красоту, делает искусство Э. В. Козлова примечательным явлением в современном творчестве, столь необходимым нашему зрителю» [2, стр. 3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусева Е. Н. Энгельс Васильевич Козлов. Л.: Художник РСФСР, 1991. 120 с.

2. Энгельс Козлов / Сост. Л. И. Кочер-ган. Сыктывкар: Нац. галерея РК, 2006. 41 с.

Ожимрия

Ольгу Хб'ВАЁВЩ

с получением гриНто& 'Щке^идеНти Российской ^едерщии для госудирст&еЯЯой поддержки жолодих российских угеНих сиНдидитоб- Янус!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.