Научная статья на тему 'НАРОДНЫЙ ХАФИЗ - ЩЕДРАЯ ДУША'

НАРОДНЫЙ ХАФИЗ - ЩЕДРАЯ ДУША Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
НАРОД / НАРОДНЫЙ ХАФИЗ / ПЕВЦЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бебитов Б. Б.

В статье дается определение народному хафизу как щедрой душе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАРОДНЫЙ ХАФИЗ - ЩЕДРАЯ ДУША»

УДК 1

Бебитов Б.Б.

ТГПУ имени Низами (г. Ташкент, Узбекистан)

НАРОДНЫЙ ХАФИЗ - ЩЕДРАЯ ДУША

Аннотация: в статье дается определение народному хафизу как щедрой душе.

Ключевые слова: народ, народный хафиз, певцы.

Жизнь и творчество умелого исполнителя большой ашулы (песни), известного народного Хафиза, его любимца, Хамрокула Кари Мухаммадрасул оглы Туракулова отличаются от других исполнителей обилием многогранности и таланта , которые необходимо изучить. Когда речь идет о традиционном исполнительстве Ферганской долины, рекомендуется изучать исполнительские стили в трех направлениях. Если учитывать исполнительские пути Андижана, Оша, Намангана, в их основе лежит Андижанско- Баликчинский стиль, а когда речь идет о Маргиланских хафизах - певцах, в основе их стиля лежат Янгикурганский, Кокандский, Бешарыкский стили , и они характерны по своей сути и содержанию.

Корифеем этой третьей исполнительной школы, необратимым исполнителем большой ашулы, является сын Хамракул кари Мухаммадрасул. Говоря о знаменитом хафизе, стоит отметить, что его исполнительское искусство многогранно, его звучность отражена во многих источниках, изданных народным Хафизом Узбекистана Болтабаем Ражабовым, а в устах народа постоянно звучит его имя. В один из дней, - вспоминал Балтабой хафиз, - десять артистов беседовав на тему "Чорчинор" Маргилана, хвалились, назвав себя лучшими знатоками песен , в это время Балтабой хафиз шел к ним и громко пел , те сразу же рассеялись. Болтабой Хафиз, известный как гуру большого пения, считал этого великого хафиза своим наставником и изучал исполнительские пути большого пения у своего гуру Хамрокула Кари.

Основная программа песен Хафиза была составлена из Газелей поэтов, созданных в атмосфере газелей Навои, Мискина, Хислат, Мукими, Хазини, Фурката и поэтов Коканда, умело исполнявших такие большие песни, как "Келибман даргохингга" (Пришел к тебе), "Мунча хам"(До того..), "Ё хдётаннабий "(О, жизнь...), "Эй дилбари жононим"(Милая), "Колхозчилар давронидир"(Счастливая жизнь колхозника), "Бу гулшан соз"(Этот цветник).

О том, что Хафиз был в очень острой творческой и дружеской связи с известным поэтом Хазини, подтверждают и следующие строки в сборнике его произведений: «Хазини был близким другом хафизов как Хамрокул Кари, Эркин Кари, Мулла Туйчи, Содирхон, Умархан.

Сам Хафиз обладал способностью сочинять газели и петь . В качестве примера можно привести такие слова Собиржона Аскарова: "В то время я был маленьким мальчиком, который бегал по улице. Когда его дочь Нишанбиби сбил поезд, подняв ее тело на тележку, Кари баба заставил всех по дороге плакать, пока не добрался до деревни, причитал и пел грустные песни и плакал. Покойный отец говорил, что Кари сам сочиняет и поет свои песни." Еще один сын Хафиза также покинул этот мир. В результате образовался период депрессии в творчестве Хафиза, исполнения грустных песен. Завистники его популярности среди народа, сославшись на его религиозные песни, добиваются его заключения в тюрьму.

Песни, которые Хафиз пел находясь в тюрьме, через стены звучали на улицах Ташкента:

Лежу узником, народ не в ведении, до каких пор?

Сердце полно крови, глотать мне яда, до каких пор?

Его песни полные печали доходит до руководителей республики, которые освобождают его от тюремного заключения. Очень интересны и воспоминания муллы Орифжон баба, проживающего в селе Дехканабад Бешарика: в 1930-х годах в парке Жангаб в Старом городе Ташкента проходили народные гуляния. Когда я был в Ташкенте, я пришел на одно из этих гуляний . Людей было больше, чем когда-либо, потому что распространился слух, что Хамракул Кари будет в Жангабе". Прибыл и

руководитель республики тех времен Акмал Икрамов. Вокруг обширного круга деятели искусств сидели в группах. Певцы поочередно выходили и пели.

Каждый раз, когда Кари выходил к зрителям, те от радости кричали. Было поставлено условие, что нужно петь в новом слов и музыки. У других певцов , видимо, закончились песни ,что уже не могли выйти . А Хамракул Кари потянулся за фарфоровую тарелку, держа ее в руках и давая ритм, пел все новые и новые песни. Поклонники поздравили победившего Хафиза, заключив его в объятия. Жюри вручают этому талантливому человеку различные подарки. Как свидетельствует известная актриса и деятель искусств Тамара Ханум, в 1935 году группу узбекских художников, приехавших в Лондон, пригласила в Британский музей, и поставили им послушать пластину со звуком Хамракул Кари.

Судя по рассказам, один британский богачь продавая пластинки с песнями Хамракул хафиза, получил миллион фунтов прибыли. Очень многие певцы наслаждались исполнительским мастерством хафиза, называли его наставником. Десятки Хафизов, таких как Рахмон хофиз (Рахмон тик), Шеркузи Бойкузиев, Хайдарали Хикматов, Утамбой Саримсаков, Муроджон хофиз Асрокулов, Сангил хафиз, Саидкул хафиз, Эшмат хафиз, Ташпулат хафиз, Абдуназар, Макамбой получили непосредственное удовольствие от совместной школы Кари.

Ученик Хафиза, народный артист Узбекистана Муроджон Ахмедов в одном из интервью вспомнил: "Кари-баба был очень щедрым. Он ездил на свадьбы верхом на лошади. Когда он возвращался , обе стороны хуржуна (сумки) были полны денег. По дороге он делился деньгами на с теми, кто был в беде, с сиротами и пленниками».

Кари был обладателем щедрой души, который вкусил горькую правду жизни, поэтому народ всегда его почитал, потому что песни были его сердечным криком. Именно поэтому он стал популярным среди своего народа и в мире .

Список литературы:

Ф.Кароматов, Узбекское народное музыкальное наследие, 1-2-книга, Т., 1978-1983 гг.;

Информационно- образовательный портал: www. Ziyonet. uz.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.