Научная статья на тему 'Народные университеты – образование в течение всей жизни для сбалансированного развития'

Народные университеты – образование в течение всей жизни для сбалансированного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народные университеты – образование в течение всей жизни для сбалансированного развития»

НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ - ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ ДЛЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ

Т. Т. Малишевский

Задачи, которые ставит перед нами современность, требуют переопределения прежней позиции и поведения в подходе к просвещению, в том числе образованию взрослых [13]. Кажется, в наших неустанных поисках «нового» мы слишком часто забываем о многих ценных, известных в истории просвещения концепциях, которые в течение десятилетий служили новым поколениям и при этом с очень хорошим результатом. В то же время творческое преобразование проверенных образовательных образцов прошлого с целью подготовки их к реализации современных просветительных задач может принести значительные общественные результаты.

Такие «традиционные» образовательные инициативы, как: общественные университеты, рабочие университеты, самообразовательные кружки или общества внешкольного просвещения, также могут играть значительную роль как в гармоничном формировании индивидуальных жизненных путей граждан различных стран, так и в сбалансированном развитии различных локальных групп, целых обществ и, наконец, международных сообществ. Добавим, что в некоторых образовательных областях трудно представить себе учреждения или организации, которые могли бы полностью заместить эти проверенные годами совершенствовавшиеся формы просветительской работы.

Примером такого учреждения являются народные университеты (кое-где в мире также называемые крестьянскими университетами, или высшими народными школами). Первый из них появился в Королевстве Дании в 1844 г. Следовательно, этот тип просветительского учреждения для взрослых обладает уже 165-летней традицией.

Когда на пороге 40-х годов XIX в. датский философ, теолог и педагог Николай Фредерик Северин Грундтвиг (1783-1872) напечатал в Копенгагене свое эссе «Школа для Жизни и Академия в Соэр», еще ничего не предвещало того, что зарождается одна из самых интересных педагогических инноваций, какие появились в течение двух последних столетий на всем Европейском континенте. Но оказалось, что обрисованная выдающимся датчанином концепция образования взрослых уже через несколько лет переродилась в огромное международное движение просветительских учреждений для взрослых с общим названием «народные университеты» (дат.: folkeh0jskoler; англ.: folk high schools / People’s colleges/; нем.: Heimvolkshochschulen, польск.: uniwersytety ludowe), пользоваться которыми будут взрослые

59

жители сельских районов нескольких десятков стран мира [8], а в начале XXI в. принятые тогда предположения все еще останутся актуальными [10].

Принципы образования нового типа, названного Грундтвигом школой для жизни, появились главным образом из отрицания пользы латинских средних школ тех времен (школ /для/ смерти) [9]. «Целью высших народных школ является главным образом воспитание энергичных людей » - как заметил автор публикации, изданной польской типографией в Москве в конце Первой мировой войны [1]. Эта энергия понималась как достижение такого уровня сознательности и общей и профессиональной компетенции, который позволил бы выполнять различные общественные функции (гражданские и экономические) сознательно и с полной ответственностью. Правда, как указывалось сто лет назад, «эти школы не имеют профессионального характера, а лишь общеобразовательный; их задачей является привитие в народе любви как к вещам возвышенным ..., так и к сельскому хозяйству» [6], благодаря чему контекст профессионального образования, повышающего квалификацию хорошего хозяина, становится там очень выразительным.

Что касается форм и методов работы, то указывалось, что особенно полезным в дидактическом процессе будет «живое слово», использование жизненного опыта воспитанников, а также полное сотрудничество на линии педагог-слушатель. Ведь Грундтвиг говорил «о свободном, живом и естественном взаимном воздействии: свободном от давления внешних авторитетов в виде, среди прочего, книг и экзаменов, живом - в противоположность зубрению, естественном -ввиду отсутствия принуждения молодых людей к знаниям» [7]. Все это базировалось также на пережитом. Кристен Кольд (1816-1870), благодаря которому на самом деле философия образования Грундтвига «была переведена» на язык просветительской практики, дополнительно обогатил концепцию народных университетов аспектом общего проживания слушателей в интернате, элементами самоуправления воспитанников и придал образовательным программам несколько более практический уклон [2]. Таким образом, можно было уже с самого начала истории этой инновации в области просвещения взрослых заметить в ней многие элементы, которые в области школьной и воспитательной педагогики лишь в будущем будут привнесены с концепциями Джона Дьюи, Селестина Фрайнета, Эллен Кей, Януша Корчака, Марии Монтессори или Льва Толстого. Обучение через пережитое, индивидуализация воспитанника и демократия внутри учреждения стали броским отличием народных университетов, выразительным также в деятельности существующих в настоящее

60

время центров такого рода, а также в современных просветительских поисках по причине неизменной актуальности.

Следует вспомнить, что определенный вклад в прием этой идеи на польской земле внесли публикации россиянки Софьи Ковалевской (1850-1891). Эта знаменитая женщина, профессор математики университета в Стокгольме, в свое время совершила на несколько дней поездку в один из шведских народных университетов, которыми «очень заинтересовалась, [и] это посещение было первым побуждением к статье о высших народных школах в Скандинавии, которую она впоследствии написала для одного из российских ежемесячников» [4]. Еще в 1891 г. сокращенный вариант этого текста по-польски появился в «Пшеглёнд Тыгоднёвы», а через несколько лет после смерти россиянки была издана польская версия ее работы о шведских университетах в виде отдельной книжной публикации [3]. Таким образом, Ковалевская «способствовала распространению идеи Грундтвига, что побуждало к основанию подобных учреждений в Польском Королевстве» [11].

Основываясь на польских реалиях, мы подчеркнем, что хотя народные университеты никогда потом не стали в польском обществе столь массовым просветительским движением, как это было в Скандинавии, но все-таки в течение всего XX века на польской земле действовали, по крайней мере, несколько учреждений такого рода. Некоторые из них, приспособленные к современным требованиям, действуют также в настоящее время и имеют в своем послужном списке реальные образовательные успехи в области сбалансированного развития своих локальных сред [5]. При этом следует подчеркнуть, что они никогда не были некритичными копиями своих скандинавских прообразов, поскольку каждый раз их основатели старались подстраивать уже известные программно-организационные принципы к текущим потребностям среды, в которой они действовали.

Возможности использования методического новаторства таких учреждений в значительной мере заключаются в глобальном видении образования человека. В числе особых задач, которые можно сформулировать под адресом современных народных университетов, следовало бы указать следующие: (а) принятие мер, направленных на изменение ситуации общественных групп или лиц, изолированных или непринятых обществом; (б) стимуляция гражданского образования, локальной демократии и идеи общественного взаимодействия; (в) продвижение идеи и практических решений в области сбалансирован-

61

ного общественно-экономического развития региона; (г) реализация задач в области разностороннего регионального образования и охраны локального природного и культурного наследия; (д) занятие свободного времени, развивающее индивидуализированные потребности членов общества, в котором функционирует учреждение [12].

С перспективы более чем столетней истории, а также из анализа современных дискуссий на эту тему следует, что концепция народного университета может доказать свою нужность также в грядущем - например, по отношению к просветительским действиям в сфере широко понимаемого сбалансированного развития разных сред и распространению идеи обучения в течение всей жизни.

Список литературы

1. Бжовский В. «Не бросим землю нашего рода!» Рассуждения об общественных экономических группах - братьям-изгнанникам перед возвращением на Родину. М.: Польская тип., 1917. - С. 113.

2. Волерт В. Демократия и культура. Просветительная работа за рубежом. Варшава: Обществ.-воспитат. отдел Союза потребительских кооперативов РП, 1930. С. 279-281; Kulich J. Grundtvig’s Educational Ideas..., 2002. - С. 12-25.

3. Дыбец Ю. Формирование польских знаний о датских народных университетах. // Изучение истории просвещения и культуры знаний в Польше XVIII-XX вв. /ред. Р. Дуткова, Ю. Дыбец, Л. Гайдукевич. Вроцлав; Варшава; Краков; Гданьск: Ossolineum. 1977. - С. 270, а его фрагменты поместил также варшавский «Глосс» - см.: Ковалевская. С. Крестьянский университет в Швеции. Глос. Ч. 1. 1891. -№ 6. - С. 62-63. Ч. 2: - № 7. - С. 74-75; Ковалевская С. Крестьянский университет в Швеции. Варшава: Ксенгарня Наукова, 1903. - С. 47.

4. Ковалевская С. Три дня в крестьянском университете в Швеции. Северный Вестн. № 11 // Леффлер А. К. 1898: Биография С. Ковалевской, Дневник Софьи Ковалевской / пер. И. Щавиньска. Варшава: Изд. G. Centnerszwer. 1890. - С. 240.

5. Росальска М. Католические народные университеты и современные изменения польской деревни. Познань: «Garmond», 2004. -С. 105-134; 161-172; Роснер А. Теремиски изменят мир //Куроно Я., Речь Посполитая для моих внуков. Сер. Стеклянные Дома, Варшава: Rosner & Wspolnicy, 2004. С. 113-120; Малишевский Т. Т. Кашубский Народный Университет как пример новаторства в области просвещения взрослых // Инновационные процессы в профессиональном

62

образовании / ред. А.В. Лунев и др. М.: Рос. ун-т кооперации, Калининградский филиал. 2008. - С. 22-29.

6. Стемповский М. Внешкольная просветительная работа у чужих и у нас. Варшава: Изд. В. Лазарского, 1906. - С. 12.

7. Тоборг К. Идеи народных университетов, Народный Университет - Школа для Жизни / ред. М. Бычковский и др. Вежица: Кашубский НУ, 2003. - С. 311.

8. Christensen F. Nikolai Frederik Severin Grundtvig // Journal of the Folk High School Association of America. 1987. V. 11. - № 3-4, - С. 2-8; Grundtvig N. F. S. Selected Eduactional Writings / ред. M. Lawson. Helsingor: The International People’s College, 1991. С. 76-94; Dam P., Gaertner H. Николай Фредерик Северин Грундтвиг (1783-1872). Жизнь - мысль - произведение. Краков: Изд. WAM, 2008. - С. 59-77.

9. ^gidius K. K. Fundamental Ideas and Teaching Methods - Principles in the Folk High School - Adult Education in Denmark // Folk High School - School for Life..., 2003. - С. 29-31.

10. Kulich J. Grundtvig’s Educational Ideas in Central and Eastern Europe and the Baltic States. Copenhagen: 2002. Forlaget Vartov, Byczkowski M., Maliszewski T., Przybylska E. (ред.). 2003: School for Life. Wiezyca: KFHS, Folk High School. Krivickiene V. (ред.). Folk High Schools in Europe - an important part of free Adult Education and personal growing, Kaunas: NAFHS, 2004.

11. Maliszewski T. Den svenska folkhogskolan. En betraktelse fran andra sidan Ostersjon. Сер. Vuxenutblidarcentrums skriftserie. № 19. Linkoping: Linkopings universitet, 2008. - С. 159.

12. Maliszewski T. Folk High School - School for Life. On Traditions of Adult Education in the Context of Educational Needs of the Future // Sapia-Drewniak E., Jasinski Z., Bednarczyk H. (eds): Adult Education at the Beginning of the 21st Century. Theoretical and Practical Contexts. Opole-Radom-Bonn: Opole University, 2002. - С. 144-153.

13. Wilson L.A. & Hayes E.R. (ред.) Handbook of Adult and Continu-

ing Education. San Francisco: Jossey-Bass Publishers; 2000; Александер Т. 2009. Андрагогика: акад. учеб. Радом-Краков: Изд. ITE, - С. 311424, а также Рекомендации VI Междунар. Конф. «Образование в течение всей жизни: непрерывное образование для сбалансированного развития». СПб., 2008. URL: http://www.ipaeuroasec.org/

docsdown/rec_obraz_060608.pdf (дата обращения 24.03.2009).

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.