Научная статья на тему 'Народные представления о Рождестве и пасхе в славянской несказочной прозе Центрально-Северного Казахстана'

Народные представления о Рождестве и пасхе в славянской несказочной прозе Центрально-Северного Казахстана Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
103
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цветкова А. Д.

The present article reveals a set of national Christian views expressed in oral subject texts. The oral works which have been written down in a polyethnic region (Central-Northern Kazakhstan) are involved in the analysis. Observance of norms within Christian ceremonialism is regarded as a display of Slavs' cultural originality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL VIEWS ON CHRISTMAS AND EASTER IN SLAVIC NON FANTASTIC PROSE OF THE CENTRAL NORTHERN KAZAKHSTAN

The present article reveals a set of national Christian views expressed in oral subject texts. The oral works which have been written down in a polyethnic region (Central-Northern Kazakhstan) are involved in the analysis. Observance of norms within Christian ceremonialism is regarded as a display of Slavs' cultural originality.

Текст научной работы на тему «Народные представления о Рождестве и пасхе в славянской несказочной прозе Центрально-Северного Казахстана»

© 2009

А.Д. Цветкова

НАРОДНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОЖДЕСТВЕ И ПАСХЕ В СЛАВЯНСКОЙ НЕСКАЗОЧНОЙ ПРОЗЕ ЦЕНТРАЛЬНО-СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА

Заселение Центрально-Северного Казахстана славянами происходило в течение нескольких веков (с XVIII по XX вв.). Можно выделить три основные волны их миграции в Казахстан: первая волна связана с созданием Иртышской и Горькой линий сибирского казачества (XVIII — начало XIX вв.); вторая — с аграрной реформой в России (конец XIX — начало XX вв.); третья — это массовый приток людей, вызванный освоением целинных и залежных земель (середина XX в.). Необходимо назвать также ссыльных сталинских времен, рабочих, занятых на производстве, и др. Переселившиеся в Казахстан в разное время и из разных регионов славяне сильно отличаются друг от друга по своему социальному, экономическому и культурному уровню. Однако, «быть русским в Казахстане самими русскими воспринимается, как возможность жить русской культурой и говорить на родном языке, нежели «жить в России»1. В равной степени это можно утверждать и в отношении других восточнославянских этносов. В сложившейся ситуации культурная самобытность восточных славян проявляется и в соблюдении норм христианской обрядности. Однако в условиях проживания в полиэтническом регионе, сосуществования различных конфессий христианская культура, с одной стороны, сохраняется и функционирует, с другой — частично унифицируется, не представляет собой целостного комплекса, то есть «православное знание и мировосприятие существует в массовом

народном сознании не в виде целостной картины, а скорее в виде раздроблен-

2

ных осколков, включенных в общий контекст традиционной культуры2 .

Важным составляющим звеном христианской культуры являются праздники, отражающие христианскую модель мира и регламентирующие бытовые нормы.

В настоящей статье выявляется народная этиология христианских праздников (Рождества и Пасхи) и связанная с ними система поведенческих стереотипов, закрепленная в жанрах устной несказочной прозы (легендах, быличках, преданиях). К анализу привлекаются имеющиеся публикации3,4 и записи из фольклорных архивов Павлодарского государственного пединститута (Павлодар) и Евразийского национального университета (Астана).

По утверждению А.В.Юдина, «сложившийся в народном сознании образ мира внешне христианский, по сути же традиционный, полуязыческий»5. То есть годовой круг праздников представляет собой причудливый синтез христианского и языческого, что и демонстрируют бытующие в современности устные рассказы.

Представления о празднике, отражающиеся в устном тексте, как правило, четко структурируются. Это, прежде всего, его этиология, связь с христианской историей (с библейскими событиями или персонажами). Затем следуют народ-

ные верования, маркирующие этот день. И, наконец, предписания, регламентирующие праздничное поведение, и прогнозы на случай их нарушения.

Состав христианских праздников, распространенных в народной культуре Казахстана, своеобразен. Он определяется географическими, климатическими, социально-бытовыми и религиозно-мировоззренческими условиями жизни.

В ходе исследования календарных нарративов в фольклоре Казахстана Г.И.Власова приводит количественную таблицу описаний праздников6. В соответствии с этой таблицей наиболее популярными в Казахстане можно считать Масленицу, Троицу, Рождество и Пасху. При этом количество нарративов о Рождестве и Пасхе одинаково. В устной несказочной прозе Центрально-Северного Казахстана отражаются народные представления о Крещении, Сретении, Духове дне, Вознесении, Покрове, Воздвижении креста Господня, о дне святого Ильи и Николы Угодника (при этом не прослеживается четкого деления на Николу зимнего и Николу вешнего). В легендах, быличках и преданиях чаще других выявляются представления, связанные с Рождеством и Пасхой.

Этиология рождественскому празднику, как правило, дается в форме библейских легенд. Например: «День велик Рождества Христова. Народился тоды Исусе. Як же это, в сараю, среди скота. Ясли тамо были. А ко тем яслям вэла человечьих посыльцев з дарами звэзда ясна така, то отлична была от других. А ще тамо явылись анголы пастухам. Каже, царь народылся. Вот так дарили Христа, коды он народылся, люди просты в сараю, коды от анголов те взнали о рожде-ньи его. (Литвинова А.И., 1926 г.р., украинка, с.Федоровка Качирского р-на Павлодарской обл.- 2006 г.).

Как отмечает А.Б.Мороз, в народных рассказах о библейских событиях «достаточно сложные для понимания явления находят себе объяснение через близкие и знакомые понятия»'. Данная особенность выявляется в приведенной легенде. Рассказчице более близко и понятно слово «сарай», а не «вертеп», «пещера», как в библейском тексте.

Библейская история в народной интерпретации может быть «свернутой», лаконичной: «Я еще что знаю? Что, когда Иисус родился, царь Ирод об этом узнал. Волхвы ему сказали, что Иисус — это царь иудейский. Ирод приказал всех маленьких детей новорожденных убивать. Но Бог спас Иисуса, сказав через ангела Марии и Иосифу, чтоб те ночью уходили из Вифлеема. Вот так было» (Ра-децкая Г.В., 1957 г.р., русская, с.Ивановка Качирского р-на Павлодарской обл. — 2007г.).

Народные верования, связанные с Рождеством и следующими за ним до 19 января днями (Святками), могут носить как христианский, так и языческий характер. Так, христианскому его смыслу соответствует представление о победе христианства над язычеством, темного — над светлым и, как следствие, — вера в то, что нечистая сила в светлый праздник страдает и даже гибнет: «Было шесть утра, но люди уже проснулись. Вот идем мы с сестрами улицей, глядим: ведьма из дому выскочила, вся голая, к кадке с водой подошла. Стоит она, охает, стонет, фырчит не по-людски и водицею обливается. Волос-то у ней черный, длинный до пят. Мы так испугались и убежали. А этот день был праздничный, мы, дети, ходили по домам и поздравляли, собирали гостинцы. Вот заходим мы к ней, к Мельничихе, в дом, а она на печи лежит, стонет, охает, рычит. А мужик ее пироги в печи

печет. Мы хотели посвятить, а мужик говорит: «Не надо ничего говорить, я вас и так угощу».

А мы не знали, что ведьмам в этот праздник плохо бывает, многие помирают. Еще мрут ведьмы на Рождество и под Новый год»8.

В быличках находят отражение и языческие представления об особой активизации темных сил в период Святок, «когда иной мир как никогда близок, он буквально стоит у порога»9: «А еще мне мать говорила, что с вечера 8 января прилетает черная сила, и начинаются бесовские потехи, и что с 8 по 15 января идет чуровая неделя. И когда что-то мерещится, надо говорить «чур, чур, сохрани». Один мужик не верил в эту неделю. Ехал на лошади поздно. Ему мерещилось, но он не говорил заклятья от злых сил али позабыл то заклятье. И его бесовские силы одолели» (Абросимова Г.А., 1938 г.р., русская, с. Береговое Качирского р-на Павлодарской обл. - 2005 г.).

По причине особой активности «нечисти» святочный период считается благоприятным временем для девичьих гаданий, в процессе которых устанавливается контакт с «чужим» миром: «Когда я еще на Алтае жила, гадали у нас девки в деревне. Я помню, про одну рассказывали. Стала она на Рождество гадать: поставила два зеркала: которое побольше - напротив себя, поменьше — против него. По бокам свечки зажгла, так, чтобы получился коридор из зеркал. Стала смотреть. Хотела суженого увидеть. И увидела, что идет кто-то по коридору прямо к ней...» (Костенко Т.И., 1930 г.р, русская, г. Павлодар - 1994 г.).

Нарушившая нормы ритуального поведения гадающая девушка (не защитившая себя от нечистой силы), наказывается: «<...> Только, увидев в зеркале человека, надо крест надеть и зеркало закрыть. А она и не успела. Тот человек ее ударил, так и остались следы от трех пальцев на щеке»10.

Ритуальное поведение в праздник Рождества также предполагает установление контактов с мифологическими персонажами с целью обеспечения благополучия на грядущий год. Например: «Я сама всегда делаю так. Под Рождество я испекаю торт, потом заворачиваю в рушник и отношу в сарай, причем наговаривая такие слова: «Домовой, домовой, вот тебе подарок мой. Я ухожу с сарая, но ты смотри, пожалуйста, за мной и за моей птицей смотри, чтоб они всегда здоровы были». И ухожу из сарая, не оборачиваясь. На следующий день пирога не было, забрал. Значит, принял предложение» (Зураева З.М., 1924 г.р., русская, с. Федо-ровка Кчирскогор-на Павлодарской обл. - 2006г.).

Повсеместно распространен запрет на работу в христианские праздники. Эта дидактическая установка иллюстрируется рассказом о последствиях нарушения запрета: «На Рождество муж беременной женщины гнул дуги. И ребенок у них родился с кривыми ногами и вырос маленького роста» (Левандовская Ф.Б., 1936 г.р., с. Петровка Акмолинской обл. — 2005).

Самым светлым христианским праздником, торжеством из торжеств считается Пасха. Пасхе предшествует Страстная неделя. В устной прозе выделяется пятница этой недели. «Служба Великой Пятницы посвящена воспоминанию крестных страданий Спасителя, его смерти и погребения»11. В общерусской традиции дни, соотносимые со временем смерти Христа, наиболее благоприятны для активности темных сил12. Это поверье сохраняется и в устной прозе Центрально-Северного Казахстана: «Перед Пасхой ходить ночью на кладбище

нельзя. Перед Пасхой особенно в пятницу и субботу нельзя ходить. Потому что Иисус Христос был распят в пятницу, а в субботу его сняли, и поэтому привидения ходят и мучают людей.

Был один мужчина. Он ни во что не верил. Пошел он ночью в 12 часов перед Пасхой в пятницу по кладбищу, и как на него что-то навалилося, белое полотно перестелило дорогу. «Перешел, - говорит, - я эту дорогу, и как меня обвело, как на меня нацепилось сильно, и я еле-еле домой дошел до двери. И потом я встряхнулся, ногой стукнул в двери, и меня сильно-сильно затрясло». И левая рука совсем у него отнялась, вообще не работала» (Родионова М.П., 1924 г.р., русская, с.Песчаное Качирского р-на Павлодарской обл. - 1993 г.).

Особой сакральностью отличается всенощная пасхальная служба. В славянском фольклоре региона сохраняется поверье о том, что в пасхальную ночь

13

можно было распознать нечистую силу, известное и в общерусской традиции13: «Кто ведьму захочет увидеть, тот должен терпеливым очень быть и Бога не гневить. Был у нас в селе человек, который всех их знал. Вот уж боялись они его. А увидел он их так. Он весь Пост держал во рту творог в маленьком узелке. А это ж не каждый сможет. Сильное терпенье нужно.

И вот после Поста святят Пасху. В те минуты, когда Пасху посвятили и вот-вот её вынесут, запоёт хор, и скажут: «Христос воскрес!» - быстренько узелок выбросить за забор, схватиться за замок и всех ведьм увидишь.

И вот человек так и сделал. А потом рассказывал: «Стоят они все среди людей, грязные, в лохмотьях, в кислом молоке». А когда запел хор, видение исчезло, снова те люди стоят»14.

В казачьих станицах Иртышской линии после праздничной Литургии принято было стрелять из пушек, о чем рассказывается в исторических преданиях: «Решили ребята на Пасху пошутить. Они знали, что принято было стрелять из пушки. Затолкали они в пушку тряпку. А когда пошли стрелять из нее, то пушка разорвалась. Потом ребят 100 на трое суток посадили» (Аксенова А.К., 1929 г.р., русская, с. Песчаное Качирского р-на Павлодарской обл. - 2004 г).

Богохульство, совершенное в пасхальные дни, жестоко карается. Эта особенность народного христианского мировоззрения отражается в бытующих в современном Казахстане рассказах-воспоминаниях о разрушении церквей: «Меня только покрестили, и как раз перед весною, перед Пасхой вот это все орга-низовалося, попа прогнали и церковь ломали. А старухи плакали, просили, что не ломайте церковь, пока мы пасхи не посвятим. А комсомольцы, молодежь же, и один полез крест снимать. А старухи стояли, плакали, просили его. А потом прибегают и говорят: «Твоего ребенка свинья съела — разодрала». Пока он крест снимал, а старухи тут плакали возле церкви, весь народ просил: «Не ломайте, пока мы Пасхи не посвятим». Они поломали. Разобрали они все. Иконы все-все, украшения с церкви все-все, говорят, и здание поломали. Вот прибежали и сказали, что твоего ребенка свинья разорвала» (Саченко Е.С., 1935 г.р., русская, с.Новокузьмин-ка Железинского р-на Павлодарской обл. - 2003 г.).

В Пасху, так же, как и в другие христианские праздники, строго запрещается работа. Нарушение запрета, по народным убеждениям, влечет за собой божье наказание: «Паска — святой праздник. Господь запретил людям работать в тот день. Но директор села не верил в их предубеждения, считал все рассказанное ими

сказкой. Вот уже несколько лет, как на Паску был рабочий день. Однажды, в этот день директор вновь заставил работать сельчан. Все кроме маленьких детей выехали в поле. Но вскоре почти все вынуждены были вернуться. Еще в поле кто-то заметил черный дым со стороны села. «Пожар!» - пронеслось по полю. Люди бросили работу несмотря на неодобрения директора. И кто на машинах, кто пешком направились к селу. Каждый переживал за свою семью, за свое село. Когда достигли села, оказалось, что загорелся сельский клуб.<...>

Старые люди говорят, что таким образом Бог покарал директора села, что он не соблюдал священные обычаи, идущие с древнейших времен, и заставлял сельчан работать несмотря на их просьбы и настоятельные требования старожил» (Шевченко М.М., 1933 г.р., украинка, с.Новомарковка Ерментауского р-на Целиноградской обл. — 1990 г.). Ю.Н.Новиков подчеркивает, что «основное предназначение подобных произведений — закрепление в быту элементов христианской обрядности и религиозного этикета»15.

Исследуя народную интерпретацию канонических текстов и обрядов, С.П.Сорокина говорит о механизме порождения народной православной традиции и видит причину этого явления в отсутствовавшем на протяжении десятилетий прямом влиянии церкви и, вместе с тем, в неистребимой потребности людей в собственной духовной жизни16. В современном Казахстане, в условиях, когда христианство сосуществует с другими конфессиями, когда человек далеко не всегда может организовать свою духовную жизнь по причине отсутствия храма в населенном пункте, недостатка необходимой информации, когда он знает о христианских обрядах понаслышке, содержание и смысл праздников и обрядов искажается, сакральные события соотносятся с жизнью носителей фольклора: «Обычно во время всенощной службы на Пасху поп выносит плащаницу, и все за ним обходят церковь. Наш поп говорит, что, если кто-нибудь останется, тот обязательно вскоре умрет. И вот у нас такой случай один раз был.

17

Мужчина не вышел оттуда и умер скоро»1'.

Таким образом, анализ представлений о христианских праздниках, отражаемых в славянских быличках, легендах и преданиях Центрально-Северного Казахстана, позволяет говорить о том, что христианская культура сохраняется и актуализируется в современности. Однако она не являет собой цельного комплекса. В контекст традиционной культуры вписываются наиболее значимые с народной точки зрения праздники. Народная этиология Рождества и Пасхи отличается слитностью христианских и языческих верований. Представления о праздниках четко структурированы. Их составляют связи с библейскими событиями, народные верования, нормы ритуального поведения и предписания на случай их запретов. Для народной интерпретации канонических текстов и обрядов характерно искажение их содержания и смысла, а также отражение менталитета носителя традиционной культуры.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Чернова Л. Русские в Казахстане — диаспора или единый народ? // [Интернет-ресурс]. Режим доступа: http: //www.analitika.org/article/php?story=20070302045818308/

2. Левкиевская Е.Е. Православие глазами современного севернорусского крестьянина // Российский православный университет ап. Иоанна Богослова: ученые за-

писки. М., 1998. Вып.4. С. 90-91.

3. Славянский фольклор Северного Казахстана. Том 1. Народная проза. Обрядовый фольклор / сост. Е.А.Доценко. Астана, 2008.

4. Цветкова А.Д. Русская устная мифологическая проза Центрально-Северного Казахстана. Павлодар, 2006.

5. ЮдинА.В. Русская народная духовная культура. М., 1999. С. 123.

6. Власова Г.И. Календарный и свадебный фольклор восточных славян Казахстана. Астана, 2007. С. 74.

7. Мороз А.Б. О фольклорности нефольклорного // Актуальные проблемы полевой фольклористики. М., 2002. Вып.1. С. 37.

8. Цветкова. Русская устная мифологическая проза... С. 50-51.

9. Юдин. Русская народная духовная культура. С. 162-163.

10. Цветкова. Русская устная мифологическая проза . С. 196.

11. Закон Божий. Руководство для семьи и школы. М., 1991. С. 682.

12. Юдин. Русская народная духовная культура. С. 162-141.

13. Капица Ф.С. Тайны славянских богов. М., 2007. С. 306.

14. Цветкова. Русская устная мифологическая проза. С. 49.

15. Новиков Ю.Н. Христианский пласт в бытовой магии старообрядцев Литвы // Славянская традиционная культура и современный мир. М., 2003. Вып. 5. С. 241.

16. Сорокина С.П. Канонические религиозные тексты и обряды и их народная интерпретация: конфликт или сотворчество? // Славянская традиционная культура и современный мир. М., 2003. Вып. 5. С. 231.

17. Славянский фольклор Северного Казахстана. Т. 1. С. 175.

NATIONAL VIEWS ON CHRISTMAS AND EASTER IN SLAVIC NON FANTASTIC PROSE OF THE CENTRAL-NORTHERN KAZAKHSTAN

A.D. Tzvetkova

The present article reveals a set of national Christian views expressed in oral subject texts. The oral works which have been written down in a polyethnic region (Central-Northern Kazakhstan) are involved in the analysis. Observance of norms within Christian ceremonialism is regarded as a display of Slavs' cultural originality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.