Научная статья на тему 'Народные предприятия: теория, законодательство, практика'

Народные предприятия: теория, законодательство, практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1852
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РАВНЫЕ ДОЛИ УЧАСТНИКОВ / НАЕМНЫЕ УПРАВЛЕНЦЫ / УВЕЛИЧЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ УЧАСТНИКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабинов Евгений Александрович

В современной России назрела необходимость «ввести в эксплуатацию» такую хорошо забытую организационно-правовую форму для юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью как народные предприятия. Данная форма позволит привлечь и объединить значительное количество мелких собственников и создать из них средних и крупных игроков бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народные предприятия: теория, законодательство, практика»

НАРОДНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: ТЕОРИЯ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО,

ПРАКТИКА Бабинов Е.А.

Бабинов Евгений Александрович - магистрант, кафедра банковского дела, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Хабаровский государственный университет экономики и права, г. Хабаровск

Аннотация: в современной России назрела необходимость «ввести в эксплуатацию» такую хорошо забытую организационно-правовую форму для юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью как народные предприятия. Данная форма позволит привлечь и объединить значительное количество мелких собственников и создать из них средних и крупных игроков бизнеса. Ключевые слова: народные предприятия, равные доли участников, наемные управленцы, увеличение благосостояния участников.

Сокращения: п. - пункт; пп. - пункты; ст. - статья; ст.ст. - статьи; Закон о народных предприятиях - Федеральный закон № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 июля 1998 г.

В основе концепции народных предприятий лежит теория народного капитализма, предложенная в 1958 г. Луизом Келсо в книге «Капиталистический манифест». В этой книге Келсо предлагает путь к тому, чтобы все граждане становились капиталистами, т.е. собственниками, совладельцами капитала. «Современный капитализм плох тем, что капиталистов становится все меньше!» — пишет Келсо. Происходит концентрация капиталов, в результате падает платежеспособность населения и растет превышение предложения над спросом, что несет в себе постоянную угрозу кризисов и депрессий. Государство пытается уравновесить этот процесс перераспределением доходов от богатых к бедным за счет всяческих социальных программ и искусственным поддержанием занятости. И то, и другое, считает Келсо, дает лишь половинчатый эффект, подрывает рыночные механизмы и гипертрофирует роль и размеры государственного аппарата. Большинство же населения между тем продолжает беднеть.

В дальнейшем эти идеи были развиты американским экономистом Элинор Остром, которая за работы по исследованию управления общими ресурсами была удостоена Нобелевской премии в 2009 г.

Основная идея заключается в том, что работники предприятия являются и его же владельцами, а управляют компанией наемный менеджер, который не имеет права на долю от прибыли.

В Российской Федерации с 1998 г. действует Федеральный закон № 115 -ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 июля 1998 г., где собственниками на предприятии являются сами работники.

Правовое положение народного предприятия в российском законодательстве можно охарактеризовать следующим образом: [1]

- народное предприятие может быть создано только путем преобразования уже существующей коммерческой организации и только с согласия большинства работников (пп. 1, 4 ст. 2 Закона о народных предприятиях);

- число работников народного предприятия не может быть менее 51 и более 5 тысяч (пп. 1, 4 ст. 9 Закона о народных предприятиях);

- учредительным документом народного предприятия является учредительный договор, подписываемый каждым работником (п. 5 ст. 2 Закона о народных предприятиях);

- более 75% акций народного предприятия должно принадлежать его работникам, при этом доля одного работника - акционера не может превышать 5% (п. 2 ст. 4, п. 1 ст. 6 Закона о народных предприятиях);

- число работников, которые не являются акционерами, не должно превышать 10% от общей численности работников (п. 2 ст. 9 Закона о народных предприятиях);

- количество акций, которые может иметь в собственности работник народного предприятия, зависит от размера его заработной платы (п. 2 ст. 5 Закона о народных предприятиях);

- акционеры народного предприятия - физические лица, не являющиеся его работниками, и юридические лица имеют право в любое время продать по договорной цене принадлежащие им акции в первую очередь акционерам народного предприятия, а в случае их отказа - самому народному предприятию или его работникам, не являющимся его акционерами (п. 9 ст. 6 Закона о народных предприятиях);

- кроме того, работники предприятия имеют право на приобретение дополнительных акций, которые распределяются между ними пропорционально размеру оплаты труда (п. 2 ст. 5 Закона о народных предприятиях);

- при увольнении работник должен продать принадлежащие ему акции обществу, т.е. акционерные правоотношения прекращаются одновременно с трудовыми (п. 4 ст. 6 Закона о народных предприятиях);

- право акционера - работника на продажу акций существенно ограничено: он может продать по договорной цене не более 20% принадлежащих ему на дату окончания отчетного финансового года акций в течение следующего финансового года (количество акций, разрешенных к продаже, устанавливает общее собрание); акционеры - не работники более свободны в распоряжении акциями: они могут продать их в любое время по договорной цене, но только лицам, указанным в п. 9 ст. 6 Закона о народных предприятиях (п. 3 ст. 6 Закона о народных предприятиях);

- компетенция общего собрания народного предприятия значительно расширена в сравнении с обычным акционерным обществом (ст.ст. 10, 11 Закона о народных предприятиях);

- голосование на общем собрании акционеров по наиболее важным вопросам, в том числе по вопросу избрания генерального директора, осуществляется по принципу "один акционер - один голос" (ст. 10 Закона о народных предприятиях);

- органом внутреннего контроля является контрольная комиссия, имеющая более широкие полномочия, чем ревизионная комиссия в АО (ст. 14 Закона о народных предприятиях).

На сегодняшний день в России около 200 народных предприятий, тогда как АО около 85 тысяч, а ООО около 3,5 млн.

Анализ 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 июля 1998 г. показывает необходимость дальнейшего развития нормативно-правовой базы этой экономической концепции.

Данная организационно-правовая форма не жизнеспособна без внешнего административно-командного и финансового ресурсов:

1. Необходимо упростить процедуру создания народного предприятия.

В настоящее время народное предприятие может быть создано только путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и ОАО, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала.

Соответственно, с нуля народное предприятие создать невозможно, т.е. необходимо иметь предприятие которое в силу внешних или внутренних причин поставлено перед необходимостью смены организационно-правовой формы, скорее

37

всего находящееся в состоянии кризиса. При этом ни один здравомыслящий собственник не отдаст свои активы, а будет стараться их вывести.

Что касается государственных и муниципальных унитарных предприятий, то (социально ориентированное) государство в рамках приватизационных процессов обладает естественной способностью создавать народные предприятия, а в законе это прямо запрещено.

2. Численность работников народного предприятия не может составлять менее 51 человека.

Для выполнения этого условия необходима группа единомышленников в количестве не менее 51 человека, во главе которой должен находиться лидер, способный соорганизовать их в форме народного предприятия.

3. Минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 1000-кратного размера МРОТ.

На сегодняшний день это чуть меньше 10 млн. руб. Крупный и средний капитал не делегирует право управления ресурсами кому -либо без заметной и гарантированной отдачи.

Вывод: Создавать народные предприятия самостоятельно народ не может, за редким исключением. Люди пользуются более простыми организационно -правовыми формами, для которых характерно единоличное волеизъявление и минимальный капитал (ООО, ИП и т.д.). Данную форму могут создать либо капитал, либо государство. Первому это не выгодно, второму не интересно - закон вышел 20 лет назад.

Народные предприятия не панацея от всех бед российской экономики, а лишь одна из организационно-правовых форм, объединяющая людей, чья деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли (ст. 2 ГК РФ). Данная ниша в нашей экономике совершенно не развита, в отличие от зарубежных стран, где в аналогичных формах предпринимательскую деятельность осуществляют миллионы людей.

Считаю, что государство должно задуматься о расширении законодательной базы направленной на расширение этой правовой платформы, на которую будут привлечены люди, стремящиеся заниматься предпринимательской деятельностью.

Ситуацию можно исправить двумя способами:

1. Заинтересовать государство - увеличение количества хозяйствующих субъектов, повышение благосостояния населения, снижение социальной напряженности и т.д.

2. Создать структуру на подобие «Национального Союза народных и коллективных предприятий» созданного в 2017 г., который обладая организационными и финансовыми ресурсами, будет целенаправленно создавать народные предприятия, компенсируя тем самым пробелы в законодательстве.

Данная статья касается только проблем создания народных предприятий, недостатки законодательства, касаемые повседневной жизнедеятельности данных предприятий, требуют отдельного рассмотрения.

Несмотря на вышеизложенное, официальные отчеты российских народных предприятий убедительно свидетельствуют об их экономической устойчивости, социальной ответственности, высокой конкурентоспособности, заинтересованности в производительном труде, стабильности и уверенности в трудовых коллективах, активной модернизации производства. Финансовая прозрачность, достойная заработная плата и пенсия, забота о работниках и их семьях, внедрение накопительных пенсий через выкуп акций, активное сотрудничество таких предприятий с местными органами власти подтверждают свойственную таким предприятиям гармонизацию коммерческой выгоды и социальной ответственности.

Важная особенность народных предприятий - у работника, уходящего на заслуженный отдых, предприятие выкупает принадлежащий ему пакет акций (так велит закон). Выкупная стоимость акций (количество которых ежегодно

38

увеличивалось в зависимости от уровня зарплаты и стажа работы) пропорциональна

стоимости чистых активов предприятия. Эта выкупная сумма и есть своеобразная

накопительная негосударственная пенсия.

Список литературы

1. Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий): ФЗ от 19.07.1998 № 115-ФЗ (ред. от 21.03.2002). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_19458/ (дата обращения: 25.02.2018).

2. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 25.02.2018).

3. Беляков Антон. Как работают народные предприятия за рубежом и будут ли у нас. [Электронный ресурс], 2012. Режим доступа: https://abeliakov.livejournal.com/35909.h tml/ (дата обращения: 25.02.2018).

4. Гончарук Дмитрий. Парламентская газета // Закону о народных предприятиях предстоят поправки [Электронный ресурс], 2017. Режим доступа: https://www.pnp.ru/author/dmitriy-goncharuk/ (дата обращения: 25.02.2018).

5. Шишкин И.С. Корпоративное право. М.: Волтерс Клувер, 2007. 648 с.

6. Белоцерковский Вадим. Международная научно-прикладная корпорация (SAIS). Путешествие в будущее и обратно. Ошибки Лиса Келсо. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/194425/ (дата обращения: 25.02.2018).

7. Подольских Федор. Советская Россия // Народное значит успешное [Электронный ресурс], 2018. Режим доступа: http://www.sovross.ru/articles/1651/37675/ (дата обращения: 25.02.2018).

8. Терновая О.А. Журнал российского права // Акционерные общества работников (народные предприятия) в России и за рубежом. [Электронный ресурс], 2003. № 8. Режим доступа: http://www.halbien-info.m/stati/arcion_obshest_rabotaik.htm/ (дата обращения: 25.02.2018).

9. Шестов Алексей. Российская газета //Депутат в реальном секторе. Промышленная политика требует живого законотворчества [Электронный ресурс], 2016. № 6902 (34). Режим доступа: https://rg.ru/2016/02/17/pavel-dorohin-v-rossii-neobhodimo-razvivat-narodnye-predpriiatiia.html/ (дата обращения: 25.02.2018).

10. Остром Элинор. Управление общим [Электронный ресурс], 1990. Режим доступа: https://www.e-reading.club/book.php?book=1046594/ (дата обращения: 25.02.2018).

11. Тарлавский Виталий. Экономика и Жизнь // Народные предприятия России. [Электронный ресурс], 2011. Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/147477/ (дата обращения: 25.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.