Научная статья на тему 'НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ФОЛЬКЛОР В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ'

НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ФОЛЬКЛОР В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
актерское мастерство / актеры-дети / народная игра / традиции / ценности / народное искусство / фольклор / Acting / child actors / traditional national game / plays about folk heroes / traditions / values / folk art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.В. Подковырова

Воспитание ребенка в процессе освоения народного искусства, фольклора и русской народной игры является важнейшим фактором формирования индивидуальности и способом расширения его кругозора на занятиях по актерскому мастерству. В данной статье русская народная игра рассматривается на занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в качестве разминки и погружения в рабочую атмосферу спектакля. Для примера автором анализируется постановочный процесс фрагментов народных игр, национальных обрядов на занятиях по актерскому мастерству, а также работа с материалом мифологии древних народов. В статье обоснованы особенности внедрения народных игр и фольклора в систему занятий по освоению актерского мастерства, в том числе результаты поставочной работы, а также постановка с детьми У. Шекспира и его сюжетов из народных приданий. Анализируется практическая работа с детьми младшего школьного возраста по восприятию фольклорных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK GAMES AND FOLKLORE IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN’S ADDITIONAL EDUCATION IN ACTING CLASSES

Raising a child in the mastering processes of folk arts, folklore and Russian traditional national games is the strongest factor in developmet of a child’s individuality and the way to expand his views in acting classes. The article discusses Russian traditional national games for children of preschool and primary school ages as a warm-up and throwing into work atmosphere in classes. As an example, the author analyzing directing process of traditional national games elements and traditions in acting classes, as well as working on materials of ancient mythology. The article substantiates features of the introduction of folk games and folklore into the system of classes for the development of acting skills, including the results of delivery work. Shakespeare’s texts are used and as well as work with the mythology of ancient people. Practical work on perception of folklore games with children of primary school age is analyzed.

Текст научной работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ФОЛЬКЛОР В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ»

к международному иноязычному профессиональному взаимодействию (в том числе в ходе участия в международных научных конференциях, форумах и проектах) позволяют сформулировать и решить следующие задачи их аудиторной и внеаудиторной иноязычной подготовки в университете:

1. Формирование, развитие и саморазвитие требуемого уровня заявленных компетенций, который позволит будущим специалистам успешно адаптироваться в поликультурной научной и производственной среде и продуктивно осуществлять иноязычную коммуникативную деятельность.

2. Развитие способности и готовности к иноязычному взаимодействию в научных и производственных ситуациях с учетом особенностей профессионального и научного мышления, нацеленных на формирование индивидуальных адаптационных механизмов такой коммуникации.

3. Отбор и усвоение индивидуального профессионального иноязычного тезауруса в соответствии с личными потребностями и научно-производственными интересами будущих выпускников технологического университета.

Библиографический список

4. Овладение вариативными адаптивными стратегиями, когнитивными приемами и прогрессивными технологиями иноязычного коммуникативного взаимодействия.

5. Развитие и саморазвитие адаптационного потенциала индивидуальных способностей учащихся, способствующих успешной реализации иноязычного коммуникативного потенциала инновационных инженерных кадров в научно-производственной и социальной деятельности.

В заключение отметим, что сформированная иноязычная профессионально-коммуникативная адаптивность учащегося позволяет ему успешно решать поставленные задачи в профессионально ориентированной ситуации интер-лингвокоммуникативного взаимодействия и быть готовым к выбору языковых форм и средств сообразно цели межкультурного общения; успешно реализовы-вать вербальные и невербальные коммуникативные стратегии, содействующие эффективности международного социокультурного и профессионально-информационного обмена.

1. Серова Т.С. Информация, информированность, инновации в образовании и науке. Пермь, 2015.

2. Михайлова Ю.Н. Воспитательно-образовательная среда вуза как средство повышения уровня адаптивности студентов к профессиональной деятельности. Вопросы современной науки и практики: университет имени В.И. Вернадского. 2010; № 7-9 (30): 131 - 137.

3. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности: (формы, механизмы, стратегии). Ереван, 1988.

4. Чернова Н.И., Катахова Н.В. Инновации в организации аудиторной работы студентов: искусство успешного обучения. Актуальные проблемы и перспективы развития радиотехнических и инфокоммуникационных систем: сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции. Москва, 2019: 458 - 461.

5. Ivanova E.A., Chernova N.I., Katakhova N.V. Pragmatic-technological integral for academic texts build. Smart Innovation, Systems and Technologies: Conference Series, 2020; Vol. 172: 407 - 414.

References

1. Serova T.S. Informaciya, informirovannost', innovacii v obrazovanii i nauke. Perm', 2015.

2. Mihajlova Yu.N. Vospitatel'no-obrazovatel'naya sreda vuza kak sredstvo povysheniya urovnya adaptivnosti studentov k professional'noj deyatel'nosti. Voprosy sovremennojnauki i praktiki: universitet imeni V.I. Vernadskogo. 2010; № 7-9 (30): 131 - 137.

3. Nalchadzhyan A.A. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya lichnosti: (formy, mehanizmy, strategii). Erevan, 1988.

4. Chernova N.I., Katahova N.V. Innovacii v organizacii auditornoj raboty studentov: iskusstvo uspeshnogo obucheniya. Aktual'nyeproblemyiperspektivyrazvitiyaradiotehnicheskih i infokommunikacionnyh sistem: sbornik nauchnyh statej IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2019: 458 - 461.

5. Ivanova E.A., Chernova N.I., Katakhova N.V. Pragmatic-technological integral for academic texts build. Smart Innovation, Systems and Technologies: Conference Series, 2020; Vol. 172: 407 - 414.

Статья поступила в редакцию 25.02.21

УДК 378

Podkovyrova M.V., postgraduate, teacher (Theater Acting), Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education

(Moscow, Russia), E-mail: mar4ullasun@gmail.com

FOLK GAMES AND FOLKLORE IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN'S ADDITIONAL EDUCATION IN ACTING CLASSES. Raising a child in the mastering processes of folk arts, folklore and Russian traditional national games is the strongest factor in developmet of a child's individuality and the way to expand his views in acting classes. The article discusses Russian traditional national games for children of preschool and primary school ages as a warm-up and throwing into work atmosphere in classes. As an example, the author analyzing directing process of traditional national games elements and traditions in acting classes, as well as working on materials of ancient mythology. The article substantiates features of the introduction of folk games and folklore into the system of classes for the development of acting skills, including the results of delivery work. Shakespeare's texts are used and as well as work with the mythology of ancient people. Practical work on perception of folklore games with children of primary school age is analyzed.

Key words: Acting, child actors, traditional national game, plays about folk heroes, traditions, values, folk art.

М.В. Подковырова, аспирант, педагог актерского мастерства, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской

академии образования», г. Москва, E-mail: mar4ullasun@gmail.com

НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ФОЛЬКЛОР В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ

Воспитание ребенка в процессе освоения народного искусства, фольклора и русской народной игры является важнейшим фактором формирования индивидуальности и способом расширения его кругозора на занятиях по актерскому мастерству. В данной статье русская народная игра рассматривается на занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в качестве разминки и погружения в рабочую атмосферу спектакля. Для примера автором анализируется постановочный процесс фрагментов народных игр, национальных обрядов на занятиях по актерскому мастерству, а также работа с материалом мифологии древних народов. В статье обоснованы особенности внедрения народных игр и фольклора в систему занятий по освоению актерского мастерства, в том числе результаты поставочной работы, а также постановка с детьми У. Шекспира и его сюжетов из народных приданий. Анализируется практическая работа с детьми младшего школьного возраста по восприятию фольклорных игр.

Ключевые слова: актерское мастерство, актеры-дети, народная игра, традиции, ценности, народное искусство, фольклор.

У каждого народа издавна существуют свои традиции, в том числе у славянского: праздники, колядки, хороводы, обряды, игры. Погружение в их историю позволяет приобщить детей к культуре, обычаям и праздникам. Например, через народные обряды можно освоить театрализованную среду, которая во многом способствует познанию культуры.

На Руси на ярмарках и площадях поселений было принято проигрывать сценки, в которых были самые разные сюжеты из жизни народных героев, исторические события или истории правителей. Можно сказать, что главной задачей

таких спектаклей была по большей части образовательная, чем увеселительная. Но, несмотря на это, развлекательная функция существовала, и ее осуществляли так называемые скоморохи - «бродячие артисты» - представители русского народного театра.

Другим истоком для формирования представлений в исследуемой нами области актерского мастерства был фольклор, так как ритуалы народных праздников и церемоний всегда сопровождались яркой театрализацией этого вида народного творчества. Благодаря фольклору в истории театра зародилась новая

форма спектаклей под названием «мистерия», в которой театрализация проявлялась наиболее ярко. Как особый жанр в театре, мистерия впервые появился в Европе в период средневековья. Содержанием ее являлись библейские сюжеты [1, с. 157]. Сцены, в которых спектакли разыгрывались в виде живых картин, сопровождались антифонным пением. Благодаря таким сюжетам театральных представлений зрители знакомились с библейскими историями и описанием жизни Христа.

Как доказывают результаты, полученные в ходе нашего исследования в области истории театра, в том числе наблюдения за школьниками, которые осваивают жанры театральных представлений, фольклорный театр своей яркостью и самобытностью привлекает внимание современных детей. Благодаря необычности сюжетов, особенностям одежды и общей атмосфере происходящего на сцене древнеславянские праздники и обряды вызывают у детей неподдельный интерес. Это их завораживает, дети чувствуют свою сопричастность к культуре предков и истории, о которой можно не только прочитать или увидеть в кино, но и прожить в ней самим какое-то время.

Данное направление педагогического исследования связано с изучением фольклорного театра и включает в себя совокупность театральных жанров: народные игры и забавы, загадки, считалочки, мифы, танцы и игру на музыкальных инструментах, фольклорные драмы народных исполнителей.

Следует сказать, что в настоящее время трудно встретить детей, которые увлекались бы народной игрой и применяли бы ее в своих развлечениях. Чтобы такой интерес появился, от педагогов и родителей требуется умение находить особые механизмы включения детей в историю, сюжетное содержание игры и ее привлекательности именно для сегодняшнего ребенка, особенно младшего возраста. Другой задачей исследования является разработка современных технологий, позволяющих применять народную игру или ее фрагменты в жизни детей младшего школьного возраста в свободное от учебы время. В данном случае важно сформировать у детей представление о том, что раньше, в глубокой древности различные знания и умения передавались младшему поколению старшими непосредственно в совместной деятельности, как говорится, «из рук в руки», «от отца к сыну», «от матери - дочери» [2, с. 6 - 12]. В настоящее время такая связь становится менее востребована практикой, и освоение каких-то конкретных умений часто связано с овладением целого ряда приемов работы с техникой, материалом.

Еще одно добавление к сказанному - это то, что народные игры в большинстве своем носят коллективный характер (ярким примером являются хороводные игры) как и весь труд в поле, на пашне. Именно это в России было связано с понятием «традиция». Сегодня, к сожалению, редко когда дети, играя во дворе, самостоятельно организуют коллективную игру, исключение - игра в футбол, прятки, салочки. Особенно это выражено в крупных городах, где время ребенка в течение дня насыщено и распланировано, досуг организован взрослыми, в котором не находится места народным уличным играм.

Однако следует сказать, что еще встречаются уникальные «коллекционеры» народной традиционной игры, среди которых заметно выделяется П.П. Со-кирко, который в своей методической разработке «Боевой конь. Традиционные русские игры» раскрывает особенности этих игр: «Собирались мальчишки и девчонки на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Одной из наиболее важных особенностей русских игр является то, что они воплотили в себе черты ратного состязания» Взять, к примеру, «бабки» - свинцовая бита в прошлом - метательное оружие, известное с незапамятных времен [3, с. 1].

П.П. Сокирко характеризует целый ряд разных народов, у которых подобные игры развивались, среди них он выделяет древнегреческих пехотинцев, для которых метание диска и точность броска подразумевало нечто большее, чем просто забаву. «Кроме этой исторической традиции, - пишет далее автор, - эти игры являются прекрасным средством для тренировки выносливости, быстроты и ловкости. Они могут применяться в самых разных видах спорта, помогают укрепить здоровье и повысить работоспособность, разнообразнее и интереснее организовать свой досуг» [3, с. 2].

Несколько лет назад нам удалось на практике создать в Москве театр для детей младшего школьного возраста, в деятельности которого сделан акцент на приобщении обучающихся не только к освоению актерского мастерства, но и на общем развитии каждого ребенка в процессе создания интегрированных творческих ситуаций проживания определенных сюжетов, в том числе исторических, народных, фольклорных, сказочных и др.

В качестве примера следует представить игровые развивающие занятия с детьми на основе таких русских народных игр, как «Бояре», «Дударь, дударь что болит?», «Два хвоста», «Клубок», «Улей», «Ручеёк», «Золотые ворота», «Котик спит», «Чай, чай, выручай» и др. Данные игры, как показала практика, очень удачно можно внедрять в качестве разминки и командообразования в освоении актерского мастерства, что позволяет в процессе работы над постановкой спектакля быстро настраивать детей на необходимое настроение и сюжет. На таких

занятиях они служат еще и условием выравнивания эмоционального уровня детей.

С другой стороны, активная подвижная игра помогает развивать ловкость и интеллект. Нами был также осмыслен опыт включения народной игры для снятия усталости детей от репетиционного процесса. Именно в процессе игры удавалось нормализовать умственную и эмоциональную «бодрость» детей, а, следовательно, и создать творческую образовательную среду во время репетиции будущего спектакля. На наш взгляд, народная игра может стать и одним из способов разрядки межличностного конфликта, т.к. дети младшего возраста не могут погасить в себе дух соперничества, и это требует иногда энергетической и эмоциональной «разрядки». При возникновении такой необходимости игра становится частью репетиции. В этом случае участникам, опираясь на правила игры, при грамотном руководстве педагога-режиссера удается изменить ситуацию. Это позволяет сделать вывод, что народная подвижная игра на занятиях по актерскому мастерству является одним из эффективных педагогических приемов предупреждения конфликтных ситуаций между детьми.

Русский народный фольклор помогает раскрывать для актера-ребенка и новый мир неизвестных слов и понятий. Например, когда дети от шести до девяти лет играли на занятиях по актерскому мастерству в хороводные игры, знакомились со старорусскими забытыми словами и понятиями, которые в современной речи не используются, оказалось, что их это очень интересует, они сами начинают спрашивать о значении слов. И что самое интересное, они с большим интересом отнеслись к предложению педагога-режиссера провести самостоятельное исследование прямо в процессе занятия по выяснению значений тех или иных слов, которые встречаются в играх, забавах, в речи, с помощью Интернет. Они быстро запоминали слова и с удовольствием «расшифровывали» их значения. Это позволило сделать вывод, что игровые ситуации важны еще и для развития таких способностей современных детей, как «умение быстрого переключения внимания с одного вида деятельности на другой», сотворчества и сотрудничества, «выхода за рамки» одного вида деятельности», «переноса акцента с восприятия на творческую деятельность детей» [4, с. 69], то есть должны стать базой для работы с детьми младшего школьного возраста.

Еще одна особенность включения игры в театральную деятельность - со-творческая деятельность, которая во время игры и в процессе подготовки спектакля позволяет сдружить детей разновозрастных групп, поскольку в процессе народной игры могут участвовать дети разных возрастов, и при этом следует сказать, что всем комфортно. Следующий положительный результат работы заключается в том, что нам удалось получить положительную ответную реакцию со стороны родителей, которые во время совместных прогулок с детьми пробовали организовывать в парке или во дворе хороводные игры, внося свои коррективы в тематику. Опираясь на перечисленное выше, можно сделать вывод, что русские фольклорные игры могут легко входить в жизнь и современных детей, если взрослые будут этому способствовать. И это совсем не выглядит старомодным и неинтересным.

При этом сказочные обстоятельства и «непонятные» слова не являются для детей преградой на пути к игре, поскольку им свойственно верить в мифологические явления, фантазировать по заданной теме. И, на наш взгляд, это вполне естественно. Мы попробовали, и у нас получилось внедрить в современный мир ребенка то, что практически забыто и поначалу воспринималось взрослыми (родителями в том числе) с недоверием. А самое главное, нам удалось повернуть и детей, и взрослых к восприятию и осмыслению далекого прошлого, казалось, ушедшего навсегда. Результат, на наш взгляд, важен: и у детей, и у их родителей и (что немаловажно), и у зрителей возникло желание глубже познакомиться с прошлым нашего народа. Об это свидетельствует следующий факт: у нашей театральной студии появилась традиция - устраивать коллективные чаепития-размышления о жизни наших предков. Для этого один из взрослых приходил с каким-нибудь приготовленным сюжетом для начала коллективного размышления.

Сказанное выше не будет полным, если мы не поделимся еще одним опытом. На занятиях по актерскому мастерству обязательными стали сюжеты, связанные с русскими народными загадками как базой освоения проблемы актерского перевоплощения. Для этого нами выбирались народные загадки про животных и природные явления с сезонными циклами. Структура занятия при таком обучении может быть следующая: вначале детям предлагается отгадать загадки и обсудить ответы. После этого маленькие актеры перевоплощаются в природные явления (такие как ветер, огонь, волна, дождь и другие) или образы животных - героев загадок. Такое упражнение сопровождается «живой» музыкой, звуками природы, воспроизводимыми самими участниками. Дети дошкольного возраста быстро и активно подключаются к таким упражнениям, они вызывают у них всплеск радости и увлеченности. Это является результатом включения в творческий процесс взаимодействия разных видов искусства, разнообразия творческих видов работ, объединяемых единой темой, единым действием, единым стремлением сделать самим оригинальный художественный образ. Именно во время таких занятий у детей активно развиваются актерские способности и пластика движений. Через такие игровые методы в памяти ребенка закрепляются фольклорные игры и загадки в процессе постижения азбуки актерского ма-

стерства. Сказанное обосновано с опорой на исследования Б.П. Юсова, который выделял пять способов выражения себя в творчестве: «символами (обобщенные знания), образами (в основном зрительными), понятиями, чувствованиями, действиями» [5, с. 27].

Таким образом, внедрение традиционной народной игры в систему дополнительного образования по актерскому мастерству позволяет режиссеру-педагогу органично постигать с детьми драматургию уже в младшем школьном возрасте. Непосредственно в процессе участия в народных играх, таких как «жмурки», «догонялки», «прятки», дети знакомятся с активным взаимодействием согласно правилам, где по принципу «охотник» и «убегающий» можно осваивать и другие, более сложные сюжетно-ролевые игры, в которых соревновательность позволяет развивать в детях стремление самосовершенствоваться в любой деятельности, вырабатывается навык активного действия в предлагаемых обстоятельствах. Происходит это на применении, казалось бы, совсем простых законов народных игр, таких как «Повтори», «Убеги», «Кто быстрее». Такая игра, в том числе, очень важна потому, что всегда связана с импровизацией, искренностью переживаемых чувств, эмоций и непрерывным действием по достижению поставленной цели, что очень важно в осмыслении и развитии актерского мастерства.

Еще один пример из нашего исследования касается того, как педагог-режиссер использует в поставках с детьми произведения У. Шекспира [6, с. 128 -234]. Как оказалось, в своих пьесах У. Шекспир часто заимствовал сюжеты из народных преданий, легенд и фольклора истории и религии. И поскольку дети были знакомы со многими древними словами и сюжетами, они вполне понимали смысл происходящего в шекспировских пьесах. О чем, конечно, с ними были проведены беседы. Как оказалось, дети способны понимать интонацию, смысл слов и их значение, поступки героев и очень искренне сопереживать им. Такая игра вызывала у них сочувствие к происходящему, а поэзия и рифма текстов помогали лучше понять смысл текстов о власти, мести, любви и преданности. Актеры-дети девяти - десяти лет впервые столкнулись с данным репертуаром, неологизмами и метафорами шекспировского языка.

Такой опыт постановки позволил прийти к следующим выводам: детям интересно играть персонажей из другого времени и эпохи. Тем более что в жизни, в современных фильмах и даже в мультфильмах сюжетов, связанных с героизмом, жестокостью, обманом, к сожалению, становится все больше. Актеры-дети вполне разбираются в мотивациях персонажей, и согласны с тем, что в пьесах Шекспира показаны реалии современного времени. Автор статьи, говоря об этом, совершенно не лукавит. Актеры-дети, которые играли персонажей, заинтересовались и продемонстрировали желание иметь у себя книги пьес и сонетов У. Шекспира. Для данной группы детей - это был первый сценический опыт. Актеры-дети показали достойный результат, в том числе и в мастерстве актера.

Сказанное позволяет утверждать, что детская театральная педагогика через особые образы героев, созданную предметно-пространственную среду, посредством включения в процесс работы над спектаклем народной игры позволяет развивать детей и открывать для них новые миры.

Другим неожиданным для детей историческим явлением, которое раскрыло перед ними другой мир и расширило кругозор, была постановка спектакля по древнему мифу древнего народа айны, который ранее проживал на территориях Японии и России, в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах. Детей-актеров поразила информация о связи территорий Японии и России [7, с. 24]. Благодаря театральной деятельности актеры-дети стали больше интересоваться историей Древней Руси. Они провели самостоятельную исследовательскую работу, и что самое важное, это было сделано по их собственной инициативе, они открыли для себя другие культуры и народы, существовавшие ранее на территории России. Ведь именно фольклорные тексты и мифы включает спектакль.

В основу постановки другого спектакля с детьми младшего школьного возраста легли мотивы народной сказки «Волшебный меч айнов» [8, с. 4], в

Библиографический список

содержании которой ярко раскрывается проблема исчезновения традиций, их обесценивание последующими поколениями и важность их сохранения. Один из детей-актеров после первого прочтения сценария вскочил со стула и закричал: «Это очень грустная история, и я не хочу в нее играть!». Такой яркий и искренний отзыв дает нам понять, что актера-ребенка очень расстроил поступок вождя племени, который нарушил традицию народа, вследствие чего погубил своё племя. Это указывает на то, что очень важно с детьми говорить честно о том, что истории бывают не только с положительным концом, но также и с отрицательным. Такое поучительное повествование заставило детей задуматься о своих семейных традициях. Они подготовили и провели исследование о традициях своих семей. На занятиях также проходили совместные беседы о традициях Древней Руси - генеалогии, реликвиях народа.

Таким образом, значимость народной игры для современного поколения детей заключается в формировании личности ребенка благодаря естественному вхождению маленького человека в мир особой культуры, через овладение смысла жизни человека в этом мире, понимание вечных ценностей, таких как зло и добро, хорошее и плохое, высокое и низкое, жизнь и смерть.

Не секрет, что развитие личности ребенка и его знакомство с этим миром начинается через игру. Современные дети мало знают о традициях народа и фольклорных традиционных играх, в этом может помочь театральная деятельность, благодаря которой дети через включение в игру и проживание сюжета осваивают мифы о гармоничной целостности мира и его цикличности. Следует сказать, что даже дети-дошкольники и учащиеся младшего школьного возраста с большим интересом играют в народные игры. Кроме этого, включение народных игр в театральную деятельность помогает развивать межличностные отношения и учит групповому взаимодействию и сотворчеству. Результаты наблюдений за процессом вхождения ребенка в игру, в процессе групповых «хороводных играх» на занятиях по актерскому мастерству показывают, что, включаясь в такой вид работы, дети за короткий срок раскрепощаются, становятся более общительными, начинают проявлять инициативность и в повседневной деятельности.

Благодаря внедрению народных игр, загадок, обрядов в занятия по актерскому мастерству ребенок гармонично и естественно познает свою культуру. Именно народная игра является не только качественной разминкой, но и условием сплочения коллектива, а театральная деятельность получает позитивные перспективы в развитии современного ребенка, в том числе в процессе создания спектакля. Сказанное позволяет сделать следующие выводы:

- театральные постановки, основанные на изучении истории России, для детей является естественными и результативными, благодаря этому у них формируются навыки отбора нужного материала, заинтересованность народными героями, запоминанием нужных и важных событий и дат. А самостоятельное проживание ситуаций формирует и расширяет кругозор ребенка;

- театральная сцена дает позитивный опыт и возможность почувствовать себя успешным, а включение в процесс обучения народного искусства позволяет раскрепоститься и выплеснуть накопленную энергию;

- дети способны глубоко и с интересом погружаться в изучение жизни народа;

- театральная сцена благодаря приобщению к народному искусству дает детям новый необычный опыт, который они запоминают на всю жизнь;

- такая разноплановая деятельность является «реставрацией» и запоминанием интересного исторического явления;

- важным результатом постановок является желание детей узнавать традиции и историю народа через виды театрального искусства. Детям это важно, интересно, это их завораживает. Актеры-дети готовы узнавать, играть и искренне проживать проблемы, радости и трагедии истории. Именно через современную модную и честную сценическую форму спектакля у детей пробуждается пытливость и желание знать больше о себе, культуре и России в целом.

1. Холодов Е.Г, Дмитриев Ю.А. История русского драматического театра: в У т. Москва: Искусство, 198У; Т. 2.

2. Подольская М.С., Федорова Л.П. Традиции ученичества в декоративно-прикладном искусстве (материалы педагогического исследования). Москва, 2002.

3. Сокирко П.П. Народная игра. Ульяновск, 2016.

4. Савенкова Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства: монография. Москва: МАГМУ - РАНХиГС, 2014.

5. Юсов Б.П. Когда все искусства вместе. Мурманск, 1995.

6. Шекспир У. Гамлет принц датский. Сонеты. Москва: Издательство «Речь», 2018. У. Таксами Ч.М., Косарев В.Д. Кто вы, айны? Москва: Этнография - Мысль, 1990.

8. Пан Т. А. Содержание журнала «Письменные памятники Востока» № 2 (11), 2019 -№ 1 (20), 2014. 2014; № 2 (21): 2У6 - 291. References

1. Holodov E.G., Dmitriev Yu.A. Istoriya russkogo dramaticheskogo teatra: v У t. Moskva: Iskusstvo, 198У; T. 2.

2. Podol'skaya M.S., Fedorova L.P. Tradicii uchenichestva v dekorativno-prikladnom iskusstve (materialy pedagogicheskogo issledovaniya). Moskva, 2002.

3. Sokirko P.P. Narodnaya igra. Ul'yanovsk, 2016.

4. Savenkova L.G. Vospitanie cheloveka v prostranstve mira i kul'tury: integraciya v pedagogike iskusstva: monografiya. Moskva: MAGMU - RANHiGS, 2014.

5. Yusov B.P. Kogda vseiskusstva vmeste. Murmansk, 1995.

6. Shekspir U. Gamlet princ datskij. Sonety. Moskva: Izdatel'stvo «Rech'», 2018. У. Taksami Ch.M., Kosarev V.D. Kto vy, ajny? Moskva: 'Etnografiya - Mysl', 1990.

8. Pan T.A. Soderzhanie zhurnala «Pis'mennye pamyatniki Vostoka» № 2 (11), 2019 -№ 1 (20), 2014. 2014; № 2 (21): 2У6 - 291.

Статья поступила в редакцию 26.02.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.