Научная статья на тему 'Народное рыночное хозяйство и народные рыночные отношения как конкурентная альтернатива олигархически-монополистической модели хозяйствования'

Народное рыночное хозяйство и народные рыночные отношения как конкурентная альтернатива олигархически-монополистической модели хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
95
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БАЗИСА ОБЩЕСТВА / НАРОДНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / "СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА" / СОЦИАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / THE DEMOCRATIZATION OF ECONOMIC BASIS / PUBLIC ENTERPRISES / "NET ECONOMY" / SOCIAL COMPETITIVENESS / SOCIAL-INNOVATIVE MODEL OF BUSINESS UNDERTAKINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамрай Юрий Федорович

В статье предлагаются возможные направления отхода от олигархически-монополистической системы хозяйствования в России. Главное из них демократизация экономического бизнеса национального хозяйствования через формирование народных рыночных отношений: создание народных предприятий, развитие сетевой экономики, развертывание сектора мелких и средних предприятий. Демократизация экономического строя российского национального хозяйства, развитие многоукладности российской экономики будет содействовать, по мнению автора, переходу на новую, социально-инновационную, а не просто инновационную модель хозяйствования и повышению конкурентоспособности страны в мировой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

People market economy and People market relations as a competitive alternative oligarchy-monopolistically model of economy

The author of the article offers possible ways of the development of new economic system in Russia, meaning the creation of "public enterprises", formation of so-called "net-economy" and development of sectors of small and medium business. The author considers that the democratization of economic structure of the national economy will stimulate the formation of innovative model of Russian economy and the increase of its competitiveness.

Текст научной работы на тему «Народное рыночное хозяйство и народные рыночные отношения как конкурентная альтернатива олигархически-монополистической модели хозяйствования»

Ю.Ф. Шамрай

НАРОДНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО И НАРОДНЫЕ РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК КОНКУРЕНТНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ОЛИГАРХИЧЕСКИ-МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

В статье предлагаются возможные направления отхода от олигархически-монополистической системы хозяйствования в России. Главное из них - демократизация экономического бизнеса национального хозяйствования через формирование народных рыночных отношений: создание народных предприятий, развитие сетевой экономики, развертывание сектора мелких и средних предприятий. Демократизация экономического строя российского национального хозяйства, развитие многоукладности российской экономики будет содействовать, по мнению автора, переходу на новую, социально-инновационную, а не просто инновационную модель хозяйствования и повышению конкурентоспособности страны в мировой экономике.

Ключевые слова: социально-инновационная модель хозяйствования, демократизация экономического базиса общества, народные предприятия, «сетевая экономика», социальная конкуренция.

1. Возможные направления развития народного рыночного хозяйства.

Развитие любой экономики определяется ее экономическим базисом, социально-экономическим строем общественных отношений. Сегодня экономический базис российской экономики призван обеспечивать мобилизацию интеллектуально-технологических источников развития национальной экономики, развертывание инновационных процессов в производстве и формирование в конечном счете новой, социально инновационной, модели экономики.

Главная проблема российской экономики на текущем этапе не в том, что она слишком сырьевая и не в том, что она чрезмерно ориентирована на сырьевой экспорт, а в том, что она крайне инертна

© Шамрай Ю.Ф., 2011

в инновационном отношении, низка степень ее инновативности. Инновационные процессы слабо развиваются как в сырьевом, так и в обрабатывающем секторе экономики. Проблема обостряется тем, что в настоящее время мировое хозяйство вступает, а определенная его часть уже вступила, в очередную технологическую волну. Налицо зарождение нового технологического уклада. Для того, чтобы встроиться в эту волну, России необходимо интенсифицировать инновационные процессы в своей экономике, ускорить переход на инновационную модель развития.

Политика перехода на такую модель уже давно провозглашена в России. Однако подвижки в этом отношении незначительны: всего около десяти процентов российских предприятий обновляют сегодня свое производство1. Причина инновационной инертности связана в значительной степени с монополизацией российской экономики, доминированием олигархически-монополистической системы хозяйствования. Монополизация сковывает российскую экономику. Только на путях «размонополизации» экономики возможно изменение существующего положения. Для преодоления монополизации и устранения ее «оков», а также обусловленной монополизацией узости производственной базы экономики необходима демократизация экономического строя национальной экономики, развитие многоукладности в экономических отношениях, большее разветвление отношений собственности и в конечном итоге переход на новую постиндустриальную социально-инновационную, а не просто инновационную модель развития.

Демократизация экономического базиса общества, в том числе его производственной модели может быть обеспечена сдвигами в хозяйственной структуре экономики в следующих направлениях.

а) Формирование сектора достаточно крупных так называемых народных предприятий, которые могут стать одним из носителей народного рыночного хозяйства и народных рыночных отношений, развитие которых означает переход на новую ступень обобществления производства. Акциями или паями таких предприятий владеют их работники, которые тем самым участвуют в управлении деятельностью предприятия, в распределении его прибыли, влияют на стратегию развития предприятия, защищают свои интересы и имеют процент с капитала. У работников народных предприятий развивается чувство хозяина и, следовательно, равного статуса с предпринимателями, практикующими другие организационные формы производственной деятельности. Являясь хозяевами соответствующих предприятий, его работники заинтересованы в развитии предприятия в конкурентоспособном, прежде всего инновационном направлении, поскольку только

такое направление может обеспечить устойчивые конкурентные позиции на внутреннем и мировом рынках. Такие условия стимулируют творческую активность и творческие способности коллектива предприятия и инновационные процессы в его производственной модели. Опыт функционирования народных предприятий в Китае, бывшей Югославии и других странах подтверждает целесообразность осуществления сдвига в сторону таких предприятий в хозяйственной структуре России, для чего потребуется разработка соответствующих правовых основ и создание адекватного финансового механизма и условий функционирования подобных предприятий.

Весьма важной, в частности, является подготовка кадрового обеспечения деятельности народных предприятий, поскольку только грамотный в хозяйственном отношении управленческий и рабочий персонал (администраторы, финансовые менеджеры, бухгалтерские специалисты и другие кадры) способен организовать и управлять деятельностью таких предприятий. В этом плане было бы целесообразным ввести в образовательные программы российских вузов специальные курсы по организации и функционированию народных предприятий в российской экономике. В принципе, мы вообще считаем, что сдвиг в направлении народного рыночного хозяйства должен стать одним из ведущих направлений современной хозяйственной идеологии, поскольку отход от олигархически-монополистической модели хозяйствования, которая доминирует в настоящее время в России и тормозит развитие рыночных отношений и конкурентной обстановки в российской экономике, является определяющим условием развертывания инновационных процессов в российском хозяйстве.

Народные предприятия можно создавать в разных отраслях и по разным схемам. Весьма значимым будет развитие их деятельности, например, в банковской сфере (народные банки, различные структуры по микрофинансированию и микрокредитованию - кредитные кооперативы, товарищества по взаимному финансированию и т. п.) и в этой сфере, видимо, целесообразно наиболее активно начинать формирование новых хозяйственных структур, поскольку народные банки и другие, отмеченные выше структуры могли бы специализироваться на расчетно-платежном, кредитном, инвестиционном и другом обслуживании сферы народно-рыночного хозяйства. Далее программа создания народных предприятий могла бы распространяться на другие сферы национальной экономики - топливо и энергетику, сельское хозяйство, инновационную сферу и т. д. К этой программе обоснованно подключить государство, которое может действовать как с помощью различных

экономических инструментов, направленных на стимулирование хозяйственной деятельности народных хозяйственных структур (налоговые и другие льготы, кредиты, субсидии и т. д.), так и участвовать в их деятельности (различные формы государственно-частного партнерства, создание смешанных государственно-народных предприятий и прочее). Итогом подобных преобразований может стать развитие системы государственно-народного партнерства. Для управления такой системой понадобятся определенные институциональные трансформации, в частности создание в государственных структурах департамента (министерства) государственно-народных предприятий.

Создание народных и государственно-народных предприятий будет действовать не только в направлении преодоления узости производственной базы национальной экономики, расширять доступ к предпринимательской деятельности для разных социальных групп и обеспечивать развитие массового предпринимательства. Масштабность предпринимательства позволит задействовать все более широкие слои трудовых ресурсов в инновационную сферу, мобилизовать их творческие способности и творческую активность. Творцом может быть человек, выступающий не только и не просто как исполнитель и работник. Для того чтобы быть заинтересованным в творчестве и соответственно в инновациях, он должен быть собственником, хозяином или, по крайней мере, владеющим акциями предприятия работником: ответственным менеджером, экономистом, финансистом и пр. При таком положении работник будет ощущать результаты своей деятельности на своих доходах, что станет весомым стимулом творческой работы.

б) Эффективным сдвигом в хозяйственной структуре российской экономики в направлении ее демократизации и обеспечения развития народных рыночных отношений может также стать развитие такого типа хозяйственных отношений и сектора национального хозяйства, как сетевая экономика.

Под «сетевой экономикой» мы понимаем в данном случае не «виртуальную экономику», развивающуюся по мере развертывания телекоммуникационных и интернетовских связей, и не международные производственные сети, создаваемые ТНК. Понятийное определение сетевой экономики с использованием термина «сеть» не означает, что ее можно отождествлять с виртуальной экономикой или сетевой транснациональной экономикой. Виртуальная экономика - это экономика, базирующаяся на механизме всемирной паутины и складывающаяся в виртуальном (а не реальном) пространстве. Сетевая экономика, складывающаяся как реальный тип экономических отношений между субъектами

хозяйствования, потому и является, в отличие от виртуальной, разновидностью реальной экономики.

Транснациональная экономика - это международные производственные сети и агломераты, функционирующие с использованием механизма администрируемых внутрифирменных трансфертных цен и международной собственности, являющихся инструментом внутрифирменного перераспределения доходов В народных предприятиях такой механизм отсутствует, поскольку они функционируют на базе контрактно-договорных рыночных цен.

Сетевая экономика выступает конкурирующим по отношению к олигархической экономике типом хозяйственной деятельности. В отличие от экономики, базирующейся на жестких, крупных кор-порационных структурах, у которых отношения между субъектами хозяйственной деятельности определяются принципами технологического детерминизма и выстраиваются по вертикали (для вертикали характерна жесткая зависимость нижних звеньев хозяйственной сферы от верхних ее звеньев, поскольку контрактация, субконтрактация и другие виды договорных отношений в рамках крупной корпорационной структуры и ее отношений с другими структурами определяется технологией воспроизводственного процесса, что ограничивает хозяйственную свободу взаимодействующих в рамках этой структуры субъектов хозяйственной деятельности), ставит их в зависимость от головной компании, управляющей всем производственным процессом и распределяющей его по отдельным нишам. Сетевая экономика представляет новый тип экономических отношений, развивающихся по горизонтали. В основе этих отношений лежат не технологические и технократические организационные принципы, а экономические интересы соответствующих субъектов экономики, что ставит всех участников сетевой экономики в равноправное демократичное положение, дает им возможность устанавливать и разрывать прекращать складывающиеся связи в зависимости от своих хозяйственных интересов. Развитие сетевой экономики возможно в различных отраслях и особенно в отраслях инновационного типа, связанных с творческими озарениями и идеями. Развитие сетевой экономики в современных условиях, для которых характерно развертывание информационного общества, представляет реальную альтернативу крупному корпорационному строю.

в) В направлении формирования народного рыночного хозяйства и народных рыночных отношений будет действовать и дальнейшее развитие сектора малого предпринимательства, которое позволит наряду со сглаживанием социального неравенства различных групп населения расширить производственную базу

и производственный потенциал российской экономики, развивать конкурентную среду в ее рамках. Малые предприятия представляют наиболее гибкую и эффективную структуру, дающую возможность быстро реагировать на современные тенденции в мировом производстве и, в частности, обеспечивать все более широко развертывающуюся в мировой экономике тенденцию индивидуализации спроса и предложения. Без мобильной реакции на эту тенденцию невозможно обеспечить конкурентоспособность российских производственных структур и тем самым создать конкурентоспособную структуру экономики. В социальном отношении малое предпринимательство действует в направлении выравнивания статуса различных групп общества, что дает возможность оздоровить социальную обстановку. В качестве ориентиров, которые определяют рамки развития малого предпринимательства в экономике, можно использовать его параметры из практики развитых стран (по удельному весу в национальном ВВП, в общей численности занятых и в общем количестве предприятий) с корректирующими поправками, учитывающими два обстоятельства:

- преимущественно сырьевой характер российской экономики. Высокий удельный вес топливно-энергетических и сырьевых отраслей в экономике ограничивает возможности развития малого предпринимательства, поскольку в топливно-сырьевых отраслях для организации нового производства требуются большие первоначальные размеры капитала, которые в принципе не под силу малому предпринимательству, и потому развитие малых предприятий в этих отраслях изначально проблематично или же возможно только в сфере обслуживания этих отраслей, а так же в инновационном направлении;

- в сельском хозяйстве России развитие малого предпринимательства (фермерства) ограничивается недостаточным плодородием российских земель и суровыми климатическими условиями, намного менее благоприятными, чем, например, в Италии или США, где получило широкое развитие не только крупное фермерство, но и малый сельскохозяйственный бизнес.

Мелким предприятиям в сельском хозяйстве России во многих случаях не под силу те затраты, с которыми связано преодоление суровых климатических условий и необходимость повышения плодородия почвы. Как показывает исторический опыт (столыпинские реформы) малым предприятиям «не потянуть» такую нагрузку. Поэтому как в сельском хозяйстве, так и в промышленности условия развития малого предпринимательства в России менее благоприятны, чем в западных странах. С учетом этого обстоятельства целесообразно выстраивать политику по развитию малого

предпринимательства, ориентируя его на инновационное направление и обрабатывающий сектор экономики (в том числе в сельском хозяйстве). Весомость малого бизнеса в российской экономике будет определяться его инновационностью и мобильностью.

Кроме того, необходимо учитывать, что пространственный размах территории России и постепенная диверсификация ее производственной модели открывают широкие возможности для развития малого предпринимательства.

Демократизация экономического базиса российской экономики в отмеченных выше направлениях позволит отойти от олигархически-монополистической структуры сегодняшнего российского национального хозяйства и обеспечить продвижение к народным рыночным отношениям.

В то же время необходимо иметь в виду, что многоукладность может быть эффективной только при условии недопущения монопольного положения ни одного из формирующихся экономических укладов. Требуется развитие конкуренции как между укладами, так и внутри них. При этом эффективной будет конкуренция как в рамках экономического базиса, так и в социальной сфере общества.

2. Развитие конкуренции в социальной сфере.

Естественно возникает вопрос, какая социальная обстановка является наиболее благоприятной для поддержания конкурентоспособности национальной экономики?

В каком направлении и на базе каких индикаторов следует ориентировать формирование социального базиса страны с тем, чтобы ускорить инновационный процесс и упрочить ее конкурентные позиции производителей как на внутреннем рынке так и в мировом хозяйственном пространстве?

При поиске ответа на этот вопрос в первом приближении может показаться, что определяющее значение имеет количество и абсолютный размер отдельных видов социальных ресурсов на одного человека (жителя страны) - ВВП на душу населения, количество м2 жилья в расчете на одного жителя страны, процент безработных в общей численности населения и т. д. и следующий из этих показателей вывод, согласно которому чем больше обеспечено общество в социальном отношении, чем больше перечисленных социальных благ (доходов, жилья, культурных и спортивных сооружений и пр.) приходится на одного человека, тем выше социальный ресурс национальной экономики и прочнее конкурентные позиции страны на внутреннем рынке и в мировой экономике.

Однако такой вывод был бы не совсем корректным. Конечно, высокий уровень социальных благ на душу населения свидетель-

ствует об эффективности экономической системы и о том, что эта система создает возможность для того, чтобы достойно жить. Но возможность - это еще не реальность. Кроме того, сама по себе обеспеченность социальными благами при ее реальном достижении не создает конкуренции и не развивает ее энергию, а наоборот, тормозит конкурентные отношения.

Диалектика конкуренции и конкурентоспособности любой экономической системы в рассматриваемом отношении заключается в том, что энергия конкуренции зависит не только и не столько от абсолютных показателей по каждому из составляющих социального базиса экономики и общества элементов, сколько от достаточной степени удовлетворения потребностей человека соответствующим социальным благом и от различий в распределении этих благ между отдельными индивидуумами или их социальными группами. Причем именно от распределения социальных ресурсов и расслоения населения страны по социальным критериям зависит острота конкуренции на рынке трудовых ресурсов, определяющая отношение к труду и трудовую активности, а в глобальном плане -трудовой настрой и трудовую идеологию общества, которая как раз и детерминирует предприимчивость, творческую отдачу и инновационную мотивацию, инициативность и активность человека, являющуюся базой общей конкурентной платформы экономики и ее конкурентоспособности.

Индикатором и продуктивным инструментом конкуренции и конкурентоспособности экономики в социальном отношении являются, таким образом, не столько абсолютные размеры социальных благ, сколько их дифференциация и не совпадение по объемам между отдельными индивидуумами и их социальными группами.

Без, например, дифференциации населения по доходам отсутствует база социальной конкуренции, прежде всего конкуренции на рынке труда, то есть стремление к переходу на основе трудовой активности из социального слоя с низкими доходами в другой, более обеспеченный доходами, слой населения. В результате социальный базис экономики не вырабатывает никакой конкурентной энергии и не впрыскивает эту энергию в экономику, в ее производственную, инвестиционную, инновационную и другую сферы. При таком положении отсутствуют движущие силы формирования такой социальной конкурентной платформы, которая создает условия для развертывания трудовой и прочей инициативы, важной для обеспечения конкурентоспособности национальной экономики в целом. В итоге понижается конкурентный «градус» социального базиса национальной экономики и связанные с ним конкурентные преимущества.

В то же время, плодотворной для конкурентоспособности может быть не любая дифференциация социальных благ. Скажем, ошибочным будет предположение, согласно которому безмерное увеличение разрыва в доходах, обеспеченности жильем, работой и т. д. между различными социальными группами, то есть создание максимального доходного и прочего социального неравенства делает более прочной конкурентную платформу экономики, благоприятно влияет на ее конкурентный потенциал и конкурентоспособность. Точно так же необоснованным будет заключение о движении в противоположном направлении - создание полного социального равенства в целях формирования наиболее благоприятного для конкурентоспособности социального климата в обществе. В первом случае конкурентный потенциал экономики разрушается и теряется в связи с возникновением социальной нестабильности, напряженности и даже возможным социальным взрывом. Во втором случае порождается ситуация социальной пассивности, незаинтересованности в каких-либо изменениях. Формируется ситуация социального застоя. Общество начинает деградировать, что уже имело место в России в социалистическую эпоху.

Отсюда следует, что при проведении той или иной конкурентной политики и конкурентной стратегии в области социального базиса экономики целесообразно искать оптимальное сочетание равенства и неравенства в дифференциации социальных благ. Как найти искомый оптимум?

В глобальном плане ответ на этот вопрос зависит в первую очередь от сопоставления социальной платформы России с социальными платформами других стран. Такое сопоставление возможно и проводится некоторыми социальными институтами с использованием так называемых коэффициентов фондов и индексов Джин-ни, определяемых по результатам социологических опросов населения крупных, малых городов и сельской местности.

Коэффициенты фондов и индексы Джинни показывают концентрацию доходов по группам населения с учетом количества представителей богатых и бедных слоев общества в разных социальных группах и тем самым в динамике показывают, в пользу каких слоев населения работает экономическая система. Следовательно, в рассматриваемом нами отношении, исходя из значений этих коэффициентов и индексов можно делать выводы относительно конкурентной конструктивности действующей хозяйственной системы: следует ли сохранять существующий экономический курс и конкурентную социальную стратегию или же ее необходимо пересматривать.

При исчислении коэффициентов фондов и индекса Джинни можно разделять население на разное количество групп при условии включения в каждую группу равного количества населения (например: группы по 5% населения, по 10% населения и т. д.). Один из вариантов такого расчета на базе пяти 20%-х групп населения представлен в нижеследующей таблице:

Распределение денежных доходов населения России по пяти 20%-м группам2

Группы населения Денежные доходы приходящиеся на 20%-е группы населения

расположенные в порядке возрастания их обеспеченности %

1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000 2004

Группа 1 7,8 9,5 10,1 10,0 9,8 6,1 5,9 5,4

(с наименьшими

доходами)

Группа 2 14,8 14,8 14,8 14,6 14,9 10,8 10,4 10,2

Группа 3 18,0 18,6 18,6 18,3 18,8 15,2 15,1 15,1

Группа 4 22,6 22,3 23,1 23,1 23,8 21,6 21,9 22,7

Группа 5 36,8 33,8 33,4 34,0 32,7 46,3 46,7 46,6

(с наибольшими

доходами)

Анализ приведенной таблицы показывает, что по мере развития в России рыночных отношений и их перехода в капиталистические отношения (период 1985-1995 гг.) происходит резкий скачок в распределении доходов и расслоении населения по доходам: возрастает дифференциация доходов и социальное расслоение населения. Аналогичное положение складывается и по другим социальным благам.

При этом четко прослеживается следующая закономерность: чем больший простор получают капиталистические отношения и чем более жесткие формы они принимают, тем выше доходная и прочая дифференциация граждан. Указанную закономерность, характерную для развертывания рыночных отношений, вскрыл еще В.И. Ленин в своей работе «Развитие капитализма в России», исследуя процессы расслоения и социальной дифференциации российского крестьянства.

Отчетливо прослеживается данная закономерность и в современной России.

Разрыв в доходах различных групп населения (по данным РОССТАТ в России 30% всех доходов получают 0,7% населения)3

свидетельствует о том, что доходы на человеческий капитал, поскольку именно главным образом этим капиталом (рабочая сила и ее физические и интеллектуальные способности) обладает сосредоточенное в группах 1-3 население, в несколько раз ниже, чем доходы на основной и оборотный капитал, оказавшийся в собственности индивидуумов, входящих в состав наиболее обеспеченной 5-й социальной группы, которая именно по этой причине (обладание основным и оборотным капиталом) является наиболее богатой и обеспеченной.

Лишенная в результате проведенной антисоциальными методами в течение 1990-х годов приватизации средств производства и не обладающая в связи с этим зданиями, сооружениями, машинами, оборудованием и другими элементами основного капитала, большая часть российского населения оказалась в социальных группах с наименьшими доходами.

Что дает сопоставление выявленных разрывов с соответствующими показателями по мировой экономике в плане ориентиров для формирования наиболее эффективной конкурентной платформы национальной экономики?

В соответствии с рейтингом конкурентоспособности отдельных стран в мировой экономике, ежегодно определяемом Всемирным экономическим форумом в Давосе (Швейцария), лидирующие позиции в этом рейтинге занимают Финляндия, Швеция, Япония, Германия и некоторые другие развитые страны Европы. Эти страны устойчиво попеременно входят в первую десятку наиболее конкурентоспособных стран мира. По концентрации доходов у самой богатой части населения (в нашем случае 5-я социальная группа) в соответствии с коэффициентами фондов и индексом Джинни эти страны на текущий период имеют следующие показатели: Финляндия - 26,9%, Швеция - 25%, Германия - 28,3%. У России этот показатель равен 38%, то есть превышает показатели стран - лидеров по конкурентоспособности в 1,3-1,5 раза. Это означает, что экономическая система России работает в пользу обеспеченных групп населения в большей мере, чем в перечисленных странах. Такое положение не создает благоприятной для конкурентоспособности национальной экономики ситуации в сфере трудовых отношений; «охлаждает» трудовую активность большей части населения в связи с увеличением разрыва в уровне жизни и бесперспективности его устранения в условиях действующего социального механизма. При отсутствии перспектив в социальном прогрессе, улучшении жизни трудно внедрить в совокупную человеческую массу мотивации трудовой активности, а тем более творческой инициативности. Более того, начинается социальная деградация общества и его

трудноспособной части - алкоголизм, проституция, бомжевание, формирование прослойки альфонсов и т. п. Неслучайно поэтому в развитых странах, прежде всего в Японии и США в целях мобилизации ресурсов человеческого фактора начинают развивать новые подходы к оплате труда (плата за знание, участие в прибылях, премии за качество работы и прочие). Все эти действия направлены на поддержание конструктивных с точки зрения экономического роста и конкурентоспособности пропорций в распределении доходов от производственной и иной деятельности между различными социальными группами.

Примечательно, что превышение показателя по индексу Джин-ни наблюдается и при сравнении России с другими развитыми странами Европы: индекс Джинни по Австрии составляет 31%, Голландии - 30,9%, Франции - 32,7%, Швейцарии - 33,1%, Великобритании - 36,8%.

Отсюда следует, что России в целях движения в инновационном направлении и обеспечения конкурентоспособности со стороны социального базиса экономики необходима корректировка этого базиса в направлении уменьшения концентрации доходов у самой обеспеченной группы населения.

Подключение к инновационному движению российской экономики перестройки экономического и социального базиса, обновление этого базиса прежде всего в направлении создания благополучных условий для развития «человеческого фактора» позволяет назвать новую формирующуюся модель инновационного развития не просто инновационной, а социально-инновационной.

Только при таком подходе складывающаяся рыночная экономическая система будет стимулировать инновационные процессы и упрочнение конкурентных позиций страны в мировой экономике.

Примечания

1 Международная конкурентоспособность России / Под ред. В.М. Колесова

и М.М. Осьмовой. М.: ТЕИС, 2004. С. 123; Шамрай Ю.Ф. Внешнеэкономическая платформа конкурентоспособности России // Вестник РГГУ. 2010. № 6 (49). С. 232.

2 Проблемы теории и практики управления. М.: 2006. № 6. С. 7.

3 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL:

www.gks.ra/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/91linv21.htm (дата обращения: 22.08.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.