Научная статья на тему 'Народное ополчение на территории Мордовии летом — осенью 1941 года'

Народное ополчение на территории Мордовии летом — осенью 1941 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
165
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — В М. Ковшова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народное ополчение на территории Мордовии летом — осенью 1941 года»

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ МОРДОВИИ ЛЕТОМ — ОСЕНЬЮ 1941 ГОДА

В. М. КОВШОВА, научный сотрудник Центра документации новейшей истории Республики Мордовия

Народное ополчение Мордовии — это небольшая страничка в истории Великой Отечественной войны. Ее временные рамки охватили июль сентябрь 1941 года, самые тяжелые месяцы войны.

Народное ополчение нашей республики по масштабу не было таким мощным, как в прифронтовых районах, но оно внесло свою лепту в общую победу. Инициатором этого движения явилась партийная организация города Ленинграда, где 30 июня 1941 года началось формирование добровольных отрядов. 2 июля такие же отряды стали создаваться в Москве и Московской области.

Движение по организации народного ополчения охватило не только прифронтовые районы, они начали создаваться и в глубоком тылу. Учитывая сложившуюся обстановку, Мордовский обком ВКП(б) принял решение о создании таких отрядов и в нашей республике.

«Сообщение из Москвы о создании народного ополчения было живо подхвачено рабочими и служащими г. Рузаевки», — читаем в докладной записке'заведующего военным отделом Ру-заевского ГК ВКП(б) [9, д. 139а, л.-20]. 23 июля 1941 года был утвержден Рузаевский штаб народного ополчения. В него вошло пять человек во

»

главе с Лукиным. К этому временЪ жителями города было подано 1 400 заявлений с просьбой записать их в ополчение. Сформировав первые отряды, приступили к занятиям. Обучение велось по программе военного времени, занятия проводились два раза в неделю с 2 ротами сандружины и 2 взводами связи [9, д. 139а, л. 20].

С июля 1941 года в Мордовии раз-

вернулась массовая .работа по формированию народного ополчения. У ее истоков стояли обкоМ, горкомы, райкомы партии и комсомола, военкоматы. 15 августа 1941 года в Саранске был сформирован отряд ополченцев из 1 638 человек, в Старосиндровском районе — из 880, в Ковылкинском районе сформировано 29 отрядов 14, с.. 17].

4

Мордовский обком ВЛКСМ с августа 1941 года приступил к формированию народного ополчения из комсомольцев и молодежи. В Старосиндровском районе было подано 1381 заявление, в Колопинском сельском совете — 385, в Краснослободске — 328, в селе Салма Ромодановского района — 150 [10,.д. 365, л. 131 — 133].

Комсомольцы хлебозавода, электровода, пенькокомбината г. Саранска вступили в народное ополчение всей

организацией.

В фондах Центра1 документации новейшей истории Республики Мордовия хранятся заявления о вступлении в ополчение.; Комсомольцы Дубенского райздравотдела писали: «Просим зачислить нас в отряды народного ополчения, обещаем не щадя жизни идти на борьбу с озверелым • фашизмом». Заявление Ивана Настькина, бухгалтера Мордовторга: «Прошу зачислить меня в народное ополчение. Мой отец боролся на фронтах гражданской войны, мой брат лейтенант, бьет сецчас фашистских бандитов. Я пойду по их следам» [2, с. 62}.

Надо отметить, что работа по формированию народного ополчения не везде была одинаково активной. На-пример, от Ельниковского, Чамзин-ского райкомов ВЛКСМ не поступало

сведений о ходе военной подготовки

%

молодежи. В Азаровском, Красно-По-еелковскбм, Новоселковском сельских советах Ладского района военные занятия не проводились. В Кочкуров-ском районе секретарь одной из пер' вичных организаций Ковалева и член ВЛКСМ Тарасова отказались посещать курсы медсестер. Секретарь первичной комсомольской организации колхоза им. Калинина Зубово-Полян-ского района Журавлев не только не проводил работы по формированию народного ополчения, но и сам в него не записался. Но, несмотря ни на что, народное ополчение ширилось, в него вливались новые и новые отряды. От комсомольцев и молодежи Мордовии со дня организации ополчения было подано около четырех тысяч заявлений [4, с. 18].

В сентябре 1941 года народное ополчение Мордовии было сформировано, но отдельные отряды создавались до конца года. Так, в декабре в обком комсомола пришла справка из Торбеевского райкома ВЛКСМ, в которой говорилось, что «в народное .ополчение записалось 650. человек, в районе создано три сандружины, в которых обучаются 75 человек, на кур-' сах связистов — восемь человек, выпущено 100 сандружинниц» [10, д. 410, л. 83].

В прифронтовых районах 24 июня 1941 года начали формироваться добровольные истребительные батальоны для борьбы с диверсионными и десантными группами. Такая же работа была организована и в Мордовии. 10 июля на совместном заседании Теньгушевского исполкома райсовета депутатов трудящихся и РК ВКП(б) принимается решение «...поднять революционную бдительность, беспощадно вылавливать и уничтожать шпионов, диверсантов и вредителей. В целях сохранения всего социалистического имущества и имущества граждан немедленно создать, при каждом колхозе, предприятии и организациях боевые дружины по охране...» [5, д. 31, л. 576 (об.)]. В октябре секретарь Ру-заевского ГК ВКП(б) Козлов просит

: начальника республиканского военкомата Староватых утвердить начальником боевой группы по борьбе с авиадесантами райвоенкома Серова [19, д. 110, л. 270]. В декабре формируется истребительный отряд в Темников-ском лесхозе. В него вошло 134 человека, командовал отрядом В. С. Цуран [7, д. 179, л. 10].

Истребительные отряды были вооружены боевым оружием. Об этом упоминается, например, в письме секретаря Ардатовского РК В,КП(б) Дьякова в обком партии: «Обстановка заставляет ставить вопрос о вооружении 15 — 20 человек истребительного отряда нарезным оружием — винтовками и хотя бы одним ручным пулеметом и 10 — 15 ручными гранатами...» [6, д. 226, л. 79].

Истребительные отряды народного ополчения несли охрану наиболее важных объектов, совместно с милицией выявляли дезертиров, собирали и уничтожали разбросанные с самолетов фашистские листовки. Например, в Рыбкинском районе 5 ноября 1941 года были сброшены антисоветские листовки. Такие же листовки были обнаружены в г. Темникове и в Ка-дошкинском районе.

Комсомольцы Зубово-Полянской объединенной школы ежедневно несли охрану желез-нодорожного пути, комсомольцы Потьмы ежедневно проверяли состояние пути на протяжении 8 км в. обе стороны от станции, комсомольцы завода «Дубитель» охраняли железнодорожный мост через реку Вад и несли охрану рабочего поселка

[10, д. 365, л. 131].

В сентябре 1941 года сложилось тяжелое положение с охраной промышленных предприятий республики. В связи с уходом на фронт мужчин уменьшилось количество постов и образовался недокомплект военизированной и вахтерской охраны. Например, на Саровском заводе недокомплект военизированной охраны составил 28 человек, а лесопильный завод, деревообделочный цех и автогараж этого предприятия совершенно не ох-

ранялись. В охране ТЭЦ недоставало ;3 человек, на пенькокомбинате были сняты 2 круглосуточных поста, недокомплект охраны достиг 18 человек. На Рузаевском и/я № 25 не хватало 19 человек [8, д. 245, л. 2].

Личный состав военизированной и особенно вахтерской охраны был вооружен крайне ллохо. На Саранской ТЭЦ 25 % оружия было совершенно непригодно для использования, боеприпасами оно было обеспечено лишь наполовину. На Теньгушевском спирт-.заводе им. Сталина вахтерская^охрана вообще не имела оружия. На вооружении ночного поста хлебокомбината была учебная винтовка и т. д. [8, Л- 245, л. 2 — 3].

Исходя из сложившейся обстановки бюро Мордовского обкома ВКП(б) 21 сентября 1941 года принимает решение «...привлечь к охране предприятий членов отрядов народного ополчения... чтобы вместе с военизированной и вахтерской охраной обеспечить охрану всех участков предприятий... до 10 октября отремонтировать, а. там, где недостает, приобрести оружие... и пополнить' отряды охраны боеприпасами...» [&, д. 245, л-. 31.

В октябре в г. Рузаевку пришли сообщения из политотдела и транспортного отдела НКВД Пензенской желез-

ной дороги о налете вражеского самолета на станцию Полоутино Поворин-ского отделения. 10 октября бюро Ру-заевского ГК ВКП(б) принимает постановление об усилении охраны предприятий города и железнодорожного узла, в котором говорилось: «...Предложить начальнику НКВД т. Ковалеву, начальнику железнодорожной милиции т. Попову установить усиленную вооруженную охрану на особо важных сооружениях (Пензенский и Тат-Пиш-ленский мосты) за счет бойцов пересыльного пункта военкомата, а охрану путей и составов на узле организовать из народного ополчения...» [9, д. 110, л. 269].

Народное ополчение Мордовии сыграло определенную роль в охране промышленных объектов, железнодорожных путей, несло патрульную службу, о чем свидетельствуют документы. Но главной задачей этогсгдви-жения было обучение военному делу гражданских лиц. В донце июля — начале августа 1941 года в соединениях народного ополчения Саранска и Рузаевки проходило военную подготовку

более 2 200 человек [3, с. 5].

По данным на 1 сентября, в этих отрядах военной подготовкой в целом по республике было охвачено 12 700 человек [1, с. 9].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. И в тылу ковалась победа: Воспоминания, очерки о тружениках тыла Мордовии в тоды Великой Отечественной войны ./ Сост.: С. П. Кабаева, Н. Н. Сластухин. Саранск: 'Морд. кн. изд-во, 1983. 190 с.

2. Мордовия в годы Великой Отечественной войны. 1941 — 1945: Док. и материалы / Сост.: А. Е. Захаркина, В. И. Лопатова и др. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1962. 565 с.

3. Мордовия в годы Великой Отечественной войны. 1941 — 1945: Материалы к 30-летню

Победы над фашистской Германией. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1975. 119 с.

4. Попков Т. В. Все — для фронта. Все — для победы. 1941 — 1945: Саранск: Морд. кн.

изд-во, 1982. 114 с. 1 '

5. ЦГА РМ, ф. Р-22, оп. 2.

6. ЦДНИ РМ, ф. 87, оп. 1.

■ 7. ЦДНИ РМ, ф. 179, оп. 1.

8. ЦДНИ РМ, ф. 269, оп. 3.

9. ЦДНИ РМ, ф. 289, оп. 1.

10. ЦДНИ РМ, ф/ 956, оп. 1.

♦ . .. И II.» Н*1> 4И4Н411 ♦ПФИФНФ И ♦ 11*11 + |1Ф11Ф||*11*И + II ♦ И ♦!!♦»« =

♦ ♦ ♦

ПОПРАВКА

ь>

♦ ♦ ♦

В № 1 за 1995 г. по вине редакции была допущена ошибка — вместо фамилии« | В. М. Ковшовой напечатано В. М. Ковшов. Допущена неточность и в указании места \ I работы автора. Приносим извинения автору и читателям журнала. ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.