Научная статья на тему 'Народное искусство Якутии - традиции и современность'

Народное искусство Якутии - традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8202
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народное искусство Якутии - традиции и современность»

ТЩИЩИ

Татьяна Петровна Тишина,

искусствовед, заместитель директора Якутского филиала

Красноярского государственного художественного института, член Союза художников РФ и РС(Я), член Ассоциации искусствоведов (г. Москва), отличник культуры РС(Я).

Народными художественными промыслами принято называть дающее экономический эффект отлаженное производство товаров народного потребления и сувениров на основе издавна бытующих в данной местности у данного этноса локальных художественных традиций народного искусства.

На территории Республики Саха (Якутия) исторически сложились следующие традиционные виды народного искусства, лучшие образцы которых отложились в музейных коллекциях:

1) художественная резьба по дереву;

2) художественная обработка бересты;

3) художественная резьба по кости;

4) художественная обработка металла;

4) ювелирное искусство;

5) художественная обработка мягких материалов: меха, тканей, кожи (ровдуги) и т.д.;

6) моделирование одежды.

Испокон веков мастера и мастерицы Якутии передавали по наследству традиции и навыки художественной обработки материалов. Они владели искусством рельефной, плоскорельефной, сквозной, ажурной резьбы (дерево, кость), литья, чеканки, гравировки, чернения (серебро), шитья, аппликации, вышивки бисером и цветными нитками (мех, ткани), искусством богатого образами орнаментального языка [1, 2]. Некоторые виды промыслов (например, косторезный) сложились в Якутии еще в дореволюционный период. Об этом напоминают коллекции предметов народного искусства в отечественных, зарубежных и улусных музеях [3, 4].

В настоящее время активно развиваются новые виды современного декоративно-прикладного искусства:

Т. П. Тишина

керамика, батик, гобелен, дизайн (моделирование) одежды [5, б, 7]. Как правило, успех сопутствует тем видам современного искусства, которые основаны на традициях предков, позволяющих сохранять национальное своеобразие в рамках тотальной глобализации культурных процессов. Особый расцвет во второй половине 90-х годов XX в. наблюдался в ювелирной отрасли, опирающейся на производственный потенциал местной промышленности, в том числе -сырье быстрорастущих гранильных и золотодобывающих предприятий, талант мастеров, древние традиции ремесла и развивающиеся международные связи, корпоративные отношения [8, 9, 10].

В данной ситуации нелишне вспомнить некоторые, забытые на сегодня, страницы истории. С чего начиналось возрождение якутского традиционного искусства? Экспедиционные материалы, собранные в 60-х годах XX в. сотрудниками Научно-исследовательского института художественной промышленности Н.И. Каплан, В. А. Барадулиным и другими в результате поездок по северным районам республики зафиксированы в фотоальбомах этого института. Они показали богатство и разнообразие традиций якутских народных промыслов, заметно выделяющихся среди традиционных промыслов других народов Севера и Сибири [11, 12]. На первой республиканской конференции по якутскому народному и декоративно-прикладному искусству, состоявшейся в г. Якутске в 1965 г., сотрудниками института Н.И. Каплан, Т.Б. Митлян-ской и И.Л. Карахан был поставлен вопрос об организации специализированного предприятия по массовому производству сувениров и предметов народных промыслов [13]. В 1970 г. на базе цехов Якутского кожкомбината и Горпромкомбината была создана

Чороны. Середина XVIII в. (справа) и середина XIX

в. (слева). Дерево. Из коллекции Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера (ЯГОМИиКНС им. Ем. Ярославского.

сувенирная фабрика «Сардаана». К 1974 г. на фабрике, наряду с художественной обработкой дерева и кости, была введена строчевышивка, обработка меха, рога.

В 1976 г. в г. Якутске открылся ювелирный завод. Потребность в более глубоком и профессиональном отношении к традициям народного искусства привела к необходимости рассмотрения накопившихся проблем. Зимой 1981/1982 г. в Якутске состоялась II республиканская конференция по народному и декоративно-прикладному искусству с участием гостей из Москвы, Хабаровска, Улан-Удэ. Была организована выставка с участием районных (улусных) и столичных музеев, Якутского художественного училища, фабрики «Сардаана», мастеров из союза художников Якутии. Мне довелось принимать непосредственное участие в этих мероприятиях как члену оргкомитета конференции и выставки, автору текста буклета и каталога выставки, докладчику по теме «Якутский орнамент: традиции и современность» [14, 15, 16]. Конференция обобщила опыт развития якутского народного искусства, сформулировала задачу широкого возрождения древних традиций якутского искусства, выработала соответствующие рекомендации, нацеливая мастеров на изучение музейных образцов, а не субъективных фантазий современных художников, предлагавших свои изделия в качестве эталонов.

Большую роль в развитии традиционных культур народов Севера и Сибири сыграла Всероссийская прог-

рамма «Дети Севера: жизнь и творчество», разработанная учеными Новосибирского академгородка. Проведенные по этой программе выставки, конференции, концертные программы в Новосибирске, Ленинграде (тогда Всесоюзном Музее этнографии народов СССР), с широким привлечением детской аудитории, дали хорошие результаты [17,18,19]. Во второй половине 80-х годов этими вопросами занимался отдел Севера Совмина ЯАССР. Мне довелось быть секретарем и организатором якутского фрагмента мероприятий от Министерства культуры республики, неоднократно выезжать на выставки и конференции в Новосибирск и Ленинград. Кроме официальных структур большую помощь в организации мероприятий оказали якутяне Р.К. Павлова, А.Д. Бравин, И.Е. Спиридонова и другие. В научной части программы активное участие принимали Ч.М. Таксами, В.А. Роббек, У.А. Винокурова, Ю.И. Шейкин, М.Н. Угрин, И.А. Рольник, сотрудники Музея этнографии (ныне Всероссийского), исследователи из различных регионов Севера и Сибири, многие из которых ныне стали видными учеными, руководителями научных и административных подразделений. Здесь нельзя не вспомнить новосибирцев: академика В.П. Казначеева; профессора М.Н. Мельникова; организатора-энтузиаста Римму Петровну Звереву, «заводившую» и сплачивавшую весь регион вокруг идей программы; очаровательную в свои «за 80» ленинградку, «мать» северных ансамблей «Мэнго», «Эргырон», объездившую с ними весь мир Т.Ф. Петрову-Бытову и многих

Коробка для рукоделия. 1876 г. Береста. Из коллекции ЯГОМИиКНС им. Ем. Ярославского.

щ.....^м^ДШН^а

Якутский мужской пояс. Середина XIX в. Серебро. Из коллекции ЯГОМиКНС им. Ем. Ярославского.

других, чьим бескорыстным трудом возрождалась культура Севера [12, 20].

В целом в советские годы сложились следующие основные формы бытования народного искусства Якутии:

1. Творчество профессиональных мастеров - выходцев из самодеятельности и выпускников прикладного отделения Якутского художественного училища. Они работали по госзаказу Министерства культуры и Правительства ЯАССР для выставок и фондов музеев, создавали эскизы образцов для художественной промышленности [21].

2. Творчество самодеятельных мастеров из улусов -участников выставок самодеятельного искусства. Лучшие из них становились народными мастерами, состояли на учете в Доме народного творчества, участвовали в работе его творческих лабораторий, имели перспективы творческого роста и участия в крупных выставках [22, 23, 24].

3. Художественная промышленность (фабрика «Сар-даана» и сеть райбыткомбинатов в районах) под эгидой Министерства местной промышленности ЯАССР и под художественным покровительством Института художественной промышленности (г. Москва).

Проблемами соотношения профессионального и самодеятельного в народном искусстве занимался В.Х. Иванов, изучением якутской национальной одежды - Р.С. Гаврильева, сбором и фиксацией якутского орнамента в изделиях из различных материалов -Б.Ф. Неустроев (Мандар), сбором и анализом материала по юкагирской культуре - Л.Н. Жукова, изданием альбомов по творчеству отдельных мастеров - И.А. Потапов и З.И. Иванова, пропагандой якутского народного искусства - автор этих строк [25-27]. Участие государства в развитии народного творчества проявлялось и в том, что постоянный контроль за качеством товаров народного потребления и сувениров осуществляла комиссия (республиканский худсовет) по декоративно-прикладному искусству при Совмине ЯАССР, которую в разные годы возглавляли Ю.В. Кайдышев, Н.П. Иксанова. В Художественном фонде ЯАССР в 80-х годах существовала должность инспектора по работе с мастерами. В период перестройки в связи с реорганизацией системы управления были ликвидированы и республиканский худсовет, и единица инспектора в Художественном фонде. В связи с

реорганизацией Дома народного творчества и передачей части его функций Центру культуры и искусства им. А.Е. Кулаковского, созданием галереи «Симэх» и творческого союза мастеров «Уус», изменилась ориентация мастеров [28].

В 90-х годах XX в., вместе с кардинальными переменами в политической, экономической и социальной сферах общества, произошли существенные изменения в организационных формах бытования промыслов Якутии.

Начался процесс коммерциализации, который в настоящее время коснулся, а, вернее сказать, поглотил все виды бытования народного искусства. Коммерческий подход, ориентированный на получение прибыли, стал главным мотивом деятельности мастеров, вернее не самих мастеров, а тех менеджеров, которые выводят их изделия на рынок. В ходе приватизации коллектив фабрики «Сардаана», выкупив ее основные фонды, превратил свое предприятие в акционерное общество. В настоящее время он имеет полную самостоятельность в разработке ассортимента, ценообразовании и выходе на рынок. Процессы государственного регулирования сведены к нулю. Как повлиял процесс приватизации на качество выпускаемой продукции - покажет время. Система райбыткомбинатов, сложившаяся в советские годы, распалась. Оставшиеся верными своему занятию мастера «выживают» в индивидуальном порядке, создавая частные фирмы или занимаясь кустарным промыслом.

Г *г.

* в и ь *

Л А

'¿ЧВ'^ой; й СчС^ЖА

.- - •"•тпп^г;- ••

Г,| |||>|Т-

Г . г V

*А '.«•'к

ЩЩщЩФЩ

шЫЦШ*

ЩЩ'ЩЩ^Ц

шшш

Нагрудно-наспинное украшение якутской женщины. Середина XIX в. Серебро. Из коллекции ЯГОМИиКНС им. Ем. Ярославского.

С помощью государства открыты гранильные заводы по обработке алмазов в поселках Сун-тары и Нюрба [9]. Ищут свой художественный стиль в изделиях из золота мастера из Алдана. С помощью государственных фондов по инициативе мастерицы А.П. Скрябиной в Хаптагае (Мегино-Хан-галасский улус) построен Дом-мастерская с функциями музея, Дом-музей якутских народных инструментов И.М. Не-устроева (Амгинский улус). На протяжении последних лет работы якутских мастеров не раз экспонировались за рубежом в составе международных выставок и программ (например, по линии «ЮНЕСКО»). За последние годы издано немало альбомов, каталогов, буклетов и статей о творчестве мастеров Якутии, создана торгово-промышленная палата с функциями лицензирования.

Самодеятельные мастера в улусах оказались той социальной группой, которая наиболее остро ощутила на себе последствия перестройки, «гримасы» рынка, скачки цен на сырье, недобросовестность посредников, забвение специалистами и государством. Оправившись от шока, многие из них сумели адаптироваться в новых условиях.

Мастера-профессионалы прикладного искусства оказались в лучшем положении, благодаря поддержке специализированных фондов («Баргарыы», например), отдельных спонсоров, меценатов, государственных структур, музеев... В сложное перестроечное время в союз художников приняты мастера А.Н. Зверева, М.К. Слепцов; в аспирантуре Красноярского государственного художественного института повысили свою квалификацию косторезы К.М. Мамонтов и Ф.И. Марков [29]. Последний вместе с графиком Н.Н. Куриловым побывал на стажировке в Институте индейского искусства (США).

90-е годы прошлого столетия стали переломными в истории Якутии, заслуживающими отдельного внимания исследователей в разных аспектах бытия. Большой скачок, взлет традиционной культуры обусловлен многими факторами внутренней и внешней политики руководства республики, точно определенными приоритетами ее экономического, политического и культурного развития. Как чувствовали себя в новых условиях мастера? В центральной группе улусов (Усть-Алданский, Таттинский, Чурапчинский, Сунтарский) появились частные фирмы мастеров-резчиков по кости, дереву, обработчиков камнецветного сырья (г. Нерюнгри, пос. Хатыми).

Особенно динамично развивается сфера ювелирного производства. Наряду с государственным предприятием «Золото Якутии», появились частные мастерские молодых ювелиров. Открытие «Алмазного двора» в г. Москве позволило мастерам-ювелирам выйти на уровень всероссийского и мирового рынка. Большую роль в бурном развитии ювелирной отрасли сыграла политика 90-х годов, направленная на развитие собственной производственной базы обработки алмазного сырья, а также организация выставки-ярмарки «Северное сияние» с конкурсом мастеров, ставшей для многих ювелиров Якутии трамплином в большой мир отечественного и мирового рынка [30].

Смена форм собственности привела к появлению частных и малых (семейных) предприятий в других видах искусства: «Кудай Бахсыы»,

«Братья Заболоцкие» (косторезное искусство), «Саха Таас», (камнецветное сырье), «Киэргэ» (ювелирное искусство) и т.д., которые нашли свою нишу в современной рыночной ситуации.

При всех сложностях переходного периода государство никогда не оставляло мастеров без внимания. В начальный период перестройки в Якутии было немало сделано по поддержанию традиционных видов народного искусства: создана Ассоциация народных мастеров (Л.Н. Васильева), учреждена фирма и открыты магазины «Кудай Бахсыы» (Н.Н. Черноградский). В период сущест-

вования республиканского Министерства по делам народов Севера оказана поддержка мастерицам из числа малочисленных народов Севера. Однако развитие рыночных отношений привело к тому, что новые структуры быстро превратились в коммерческие. Провозглашенные ими в уставных документах цели и задачи, направленные на заботу о мастерах, снабжение их необходимыми инструментами и материалами, отступили на второй план, а главной задачей являлось получение прибыли. Созданная в советские годы Ассоциация работников культуры (Я.В. Игнатьева) выступила инициатором создания гильдии косторезов, конкурса «Дархан Уус» (Большой мастер), учредила Музей косторезного искусства, переросший в галерею «Симэх» Центра культуры и искусства им. А.Е. Кулаковского, вокруг которой сгруппировались мастера творческого союза «Уус» (А.Н. Гоголев). Таким образом, можно констатировать факт возрождения многих, некогда забытых, традиций якутского народного искусства, возрождения, о котором можно было только мечтать лет 20 назад. Однако на новом витке развития существуют свои проблемы, главными из которых являются следующие:

1. Отсутствует целевое финансирование программ и проектов в области народного искусства на республиканском

и федеральном уровнях. Поддерживаться в финансовом отношении должны не только мастера в улусах, но и исследователи-профессионалы и их печатная продукция.

2. В республике до сих пор отсутствует специализированный музей или центр народных ремесел. Проект прошлых лет по созданию «деревни мастеров» ( Покровский тракт) не осуществился. Функции такого центра мог бы выполнять Дом якутской традиционной культуры «Арчыы».

3. Недостаточное финансирование музеев не позволяет им закупать уникальный материал по искусству народов Якутии.

4. Несовершенство законодательства об авторском праве не позволяет считать изделие художественных промыслов авторским, не обеспечивает сохранности авторских прав мастеров (особенно, в области ювелирного искусства).

Для разрешения перечисленного и других проблем можно предложить следующее:

1. Совершенствовать систему грантов для мастеров и исследователей народного искусства.

2. Разработать проект республиканского закона «О народных художественных промыслах РС(Я)», привести его в соответствие с федеральным законом, внести на рассмотрение в «Ил Тумэн».

3. Создать при Правительстве РС(Я) межведомственный совет по промыслам с участием широкого круга специалистов с целью контроля за монополиями, сложившимися в

условиях рынка.

4. Разработать единую программу государственной поддержки и развития народных промыслов с учетом традиций культур разных народов, населяющих республику; привлечь к этой работе общины, Ассамблею народов Якутии, Министерство по делам народов РС(Я).

5. Руководству музеев и галерей сделать приоритетным направлением в своей деятельности приобретение изделий мастеров.

6. Возродить на якутском телевидении и радио циклы передач о якутском народном искусстве, о художниках и мастерах.

А. Саксонов. Гобелен «Преломление». 1978 г. Шерсть, ручное ткачество. 120x130 см.

7. Совершенствовать высшее и среднее художественное образование в сфере традиционных видов искусства. Новации в сфере специального образования не должны приводить к разрушению наработанных традиций и арсенала образных средств.

Народное искусство - искусство коллективное. Коллектив - это народ, этнос, живущий на протяжении веков в определенной природно-географической среде и передающий из поколения в поколение наработанные навыки, приемы, каноны, образно-семантические системы

3. Тишина Т.П. Музей «Якутская ссылка» в с. Чер-кех. Декоративное искусство СССР. - М.: Советский художник, 1980. - № 7.

4. Тишина Т.П. Ураса - летний дом якута. Декоративное искусство СССР. - М.:Советский художник. -1982. - № 5.

5. Александр Саксонов (1952-1988): Буклет-каталог персональной выставки гобеленов / Авт.-сост. Т.П. Тишина. - Якутск: Министерство культуры Якутии, ЯРМИИ им. М.Ф. Гэбышева. - Якутск, 1991. -12 с.

6. Тишина Т.П. Спираль жизни. О творчестве художника-гобеленщика из Нерюнгри А. Саксонова // Полярная звезда. -1991. - № 3. - С. 161-162.

7. Тишина Т.П. Северное сияние-2000 // Алмазы и

Б. Шагланов. Браслет «Россыпь самоцветов». ООО «Сахаювелир».

и т.д. Закон преемственности и коллективности гарантирует жизнеспособность народного искусства, и никакие маркетинговые отношения не должны их нарушать, иначе утрачивается самая суть народной культуры.

Народное искусство Якутии в XXI в. существует в новой информационно-технологической среде, в условиях глобализации, новых технологий и взаимодействия цивилизаций, поэтому надо стремиться к сохранению национальной самобытности традиционной культуры этносов, в том числе всего спектра традиционных ремесел.

Хотелось бы пожелать молодым исследователям якутского народного и декоративно-прикладного искусства, чтобы они с такой же любовью, так же страстно и бескорыстно пропагандировали свое родное народное искусство, достойно продолжали традиции предков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Декоративно-прикладное искусство народов Якутии: Библиографический указатель / Сост. А.Ф. Федорова / Под ред. В.Х. Иванова, Р.С. Гаврильевой. -Якутск: Литограф, 1998. - 222 с.

2. Народное искусство Якутии: Альбом / Авт.-сост. М.В. Хабарова. - Ленинград:Художник РСФСР, 1981. -142 с.

V (г

«

ж

ь

ф-

Ш 9 ™

% I

*

■ 1 *

К[я

■ ^ эд^ к

Декоративная композиция «Якутия -XXI век». ННИЦ алмазов.

золото Якутии. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 2001. -№ 1. - С. 20-25.

8. Тишина Т.П. Якутское серебро //Алмазы и золото Якутии. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 2001. - № 2. -С. 44-47.

9. Тишина Т., Крылова В. Северное сияние - 2001» -Якутская выставка-ярмарка бриллиантов, ювелирных и камнерезных изделий // Алмазы и золото Якутии. -Якутск: Сахаполиграфиздат. - 2002. - № 1. - С. 15-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Максимов Евгений. Ювелирное искусство: Буклет-каталог персональной выставки. Вступительная статья Т. Тишиной. - Якутск: АК «Золото Якутии», 2003.

11. Тишина Т.П., Томская Р.Г. К проблеме определения критериев национального своеобразия народного прикладного искусства // Язык - миф - культура народов Сибири. - Якутск, 1996. - С. 155-160.

12. Тишина Т.П. Особенности развития традиционного народного искусства Якутии в современных условиях // Материалы Всесоюзной научной конференции «Социально-культурные процессы в советской Сибири». - Омск: Ред.-изд. группа ОмГУ, Полиграфла-боратория, 1985. - С. 92-94.

13. Материалы научно-творческой конференции по вопросам якутского декоративно-прикладного искусства. - Якутск: Якутское книжное издательство, 1966. - 70 с.

14. Проблемы народного прикладного искусства Якутии. - Якутск: Издание Якутского филиала СО АН СССР, 1984. - 99 с.

15. Якутское народное и декоративно-прикладное искусство: Каталог/Авт.-сост. Т.П. Тишина. - Якутск: РИО Госкомиздата ЯАССР, 1983. - 60 с.

16. Якутское народное искусство: Буклет. -Якутск: РИО Госкомиздата ЯАССР, 1982.

17. Тишина. Т. Организация детского фольклорного творчества // Материалы Всесоюзной научной конференции «Человеческий фактор в ускорении социального и научно-технического прогресса». - Новосибирск, 1989. - 21 с.

18. Тишина Т.П. Якутская народная игрушка //Дети и народная культура. IV Виноградовские чтения. -

Новосибирск: Полиграфобъединение «Кедр», 1990. -С. 20-21.

19. Тишина Т.П. Север глазами детей. О выставке «Дети Севера» в Ленинграде // Полярная звезда. -1989. - № 3. - С. 104-107.

20. Тишина Т.П. Традиции и современность. Об искусстве народов Севера // Полярная звезда. - 1985. - № 3. - С. 77-82.

21. Терентий Васильевич Аммосов: Буклет /Авт.-сост. Т.П. Тишина. - Якутск: РИО Госкомиздата СССР, 1982.

22. Чурапчинские умельцы: Буклет / Авт.-сост. Т.П. Тишина. - Якутск: РИО Госкомиздата ЯАССР, 1986.

23. Мастера Ленинского района: Буклет / Авт.-сост. Т.П. Тишина. - Якутск: РИО Госкомиздата ЯАССР, 1983.

24. Умельцы из Хаптагая // Молодежь Якутии, 1976 г., 10 февраля;

Живет кудесник на Тамме // Соц. Якутия, 1976 г., 29 февраля; Кружево старых улиц // Соц. Якутия, 1976 г., 13 июня; Образы старины // Соц. Якутия, 1981 г., 25 января; В народных традициях // Соц. Якутия, 1981 г., 27марта.

25. Докторов Б.И. Ремесло и кустарное производство якутов. История и современность. - Якутск, 1999.

26. Примерная программа факультета народного декоративного искусства Якутии народных университетов культуры ЯАССР / Авт.-сост. Т.П. Тишина. -Якутск, 1983. - 43 с.

27. Тишина Т.П. Роль народных университетов культуры в организации досуга трудящихся. Опыт работы факультета изобразительного искусства (1975-1985 гг.) // Современные социально-культурные процессы в городах Севера. - Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1988. -С. 60-63.

28. Тишина Т.П. Дархан Уус - большой мастер //Якутия, 1992г., октябрь.

29. Тишина Т.П. Константин Мамонтов//Алмазы и золото Якутии. - 2001. - № 1. - С. 40-45.

30. Тишина Т.П. Компетентное жюри //Эхо столицы, 2001 г., 26 декабря.

Шм1

О/ТЫ'!:. 1\:11:11Г:)Г

Н.П.Анисимова

МЕТОДЫ ГИДРОГЕОХИМИИ

Учебное пособие

Н. П. Анисимова. Методы гидрогеохимии в мерзлотоведении: Учебное пособие. -Якутск: Издательство Института мерзлотоведения СО РАН, 2004. - 78 с.

В работе рассматриваются криогидрогеохимические особенности, связанные с процессами формирования мерзлых толщ и льда, а также гидрохимические закономерности криогенной метаморфизации химического состава подземных и поверхностных вод. Эту специфику необходимо учитывать при изучении мерзлотно-гидрогеологических и мерзлотно-фациальных условий, палеогидрогеологических и палеомерзлотных построениях, а также при прогнозировании возможных изменений химического состава воды, льда и пород в процессе хозяйственного освоения территории развития криолитозоны.

Пособие предназначено для студентов и аспирантов геологических, геокриологических, экологических, инженерных направлений, а также для специалистов, работающих в этих областях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.