Научная статья на тему 'Народное искусство в контексте системы художественного образования Мордовии'

Народное искусство в контексте системы художественного образования Мордовии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
216
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / LLL ART EDUCATION / ТРАДИЦИОННОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО МОРДВЫ / TRADITIONAL ARTS AND CRAFTS OF MORDOVIANS / ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ETHNO-NATIONAL TRADITIONS AND ARTISTIC VALUE / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Беломоева Ольга Герольдовна

Исследуется формирование системы непрерывного художественного образования в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в Республике Мордовия; анализируется одна из главных ее особенностей систематическое изучение традиционного декоративно-прикладного искусства мордвы с целью актуализации его наследия в современном художественном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk art in the context of Mordovia art education

The article deals with the establishment of a LLL art education in the field of fine and decorative arts in the Republic of Mordovia. It analyzes one of its main features, a systematic study of the traditional arts and crafts of Mordovians to update their legacy in contemporary artistic process.

Текст научной работы на тему «Народное искусство в контексте системы художественного образования Мордовии»

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОРДОВИИ

О. Г. БЕЛОМОЕВА,

профессор кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства ФГБОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Вторая половина XX в. явилась важнейшим этапом развития отечественного художественного образования. Именно в этот период в его лоне складывается уникальная система «школа - училище -вуз», которая позволяет осуществлять процесс непрерывного образования в сфере культуры и искусства. В Мордовии ее формирование охватило довольно длительный период.

Первая художественная школа в Саранске была создана в 1940 г. на базе изостудии через три года после посещения столицы МАССР группой художников во главе с президентом Академии художеств СССР И. И. Бродским. С 1951 по 1986 г. ее возглавлял заслуженный работник культуры РФ Петр Федорович Рябов. Именно он в 1960-1980-х гг. провел огромную работу по созданию в республике сети детских художественных школ и школ искусств, охватившей практически всю территорию Мордовии. Обучение в них было основано на опыте русской реалистической школы. Особое внимание П. Ф. Рябов уделял развитию отделений декоративно-прикладного искусства, на которых дети обучались традиционным видам народного художественного творчества. В настоящее время начальная ступень художественного образования представлена более чем в 30 учреждениях дополнительного образования детей.

Средняя ступень художественного образования в Мордовии формировалась параллельно сети художественных школ. В 1966 г. в Ичалковском педагогическом училище им. С. М. Кирова было открыто

художественно-графическое отделение, которое продолжает свою деятельность по настоящее время. В 2011 г. здесь было открыто отделение «Дизайн».

Спустя 11 лет, в 1977 г., при самом активном участии П. Ф. Рябова было организовано Саранское художественное училище, которому позднее было присвоено имя основоположника профессионального искусства Мордовии Ф. В. Сычкова. Более 30 лет им руководила заслуженный работник культуры РФ Л. В. Шанина. В училище были открыты три отделения: живописно-педагогическое, оформительское (позднее трансформировавшееся в отделение дизайна) и прикладное.

В 1990-е гг. прикладное отделение было открыто и в Республиканском училище культуры, которое в начале 2000-х гг. было реорганизовано в отделение среднего профессионального образования Института национальной культуры ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва».

Таким образом, к началу нового столетия в Мордовии сложилась двухступенчатая система художественного образования, что свидетельствовало о некотором отставании республики от ряда других регионов России, в которых к этому времени уже существовала трехступенчатая система. К их числу можно отнести Татарстан, Чувашию, Удмуртию и некоторые другие.

Тем не менее нельзя недооценивать результаты художественного образования Мордовии на этапе 1960-1990-х гг. Во-первых, был накоплен огромный педагогический опыт в области препо-© Беломоева О. Г., 2015

давания специальных дисциплин, во-вторых, значительное число выпускников художественных школ и ссузов, получив высшее образование в ведущих художественных вузах страны, вернулись домой. Все это стало предпосылками формирования третьей ступени художественного образования Мордовии - высшей школы. Добавим, что демократизация образования в России, способствовавшая появлению новых тенденций в развитии вузов на рубеже веков, также создала для этого благоприятные условия. В результате в 2003-2004 гг. в Мордовском государственном университете были открыты новые специальности: в Институте национальной культуры - «Дизайн среды», «Графический дизайн», «Дизайн костюма» (заведующий выпускающей кафедрой И. Л. Сиротина), в рамках специальности «Народное художественное творчество» - квалификация «Руководство студией декоративно-прикладного творчества» (заведующий выпускающей кафедрой О. Г. Беломоева); на архитектурно-строительном факультете - «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды» (заведующий выпускающей кафедрой В. Б. Махаев), «Искусство интерьера» (заведующий выпускающей кафедрой Н. В. Черушова).

Следует заметить, что одной из заметных особенностей функционирования системы художественного образования в Республике Мордовия с самого начала стало серьезное внимание к проблемам сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного искусства мордвы. Культура мордовского народа в этой области имеет яркие достижения, выкристаллизовавшиеся в течение веков. Прежде всего, это - вышивка, художественная резьба по дереву, народный костюм. С развитием индустриального и постиндустриального общества традиции народной культуры стали стремительно исчезать из жизни молодых поколений, что привело к опасности утраты самобытной культурной традиции. Работа по ее сохранению и разви-

тию проводилась по различным направлениям. Как показало время, наиболее эффективной, с прицелом на дальнюю перспективу, стала стратегия формирования системы художественного образования, одной из ключевых задач которого является обращение к потенциалу народного искусства. Включенное в учебный процесс, оно воспитывает молодое поколение в уважении к «своей» и «другой» этнокультурной традиции, воздействуя на эмоциональную, интеллектуальную, нравственную стороны личности, обогащая ее ценностями, выработанными человечеством.

В художественных школах были созданы программы по вышивке, бисерному плетению, росписи по дереву, резьбе по дереву, глиняной игрушке. В ряде случаев при открытии отделений наблюдалась своего рода специализация. Так, в Подлесно-Тавлинской художественной школе приоритет был отдан резьбе по дереву (педагоги Н. И. Мастин, А. П. Гау-шев и др.), в Рузаевской и Ардатовской школах большее внимание уделялось обучению глиняной игрушке (педагоги В. И. Колмыков, И. Ф. Уряднов), детская художественная школа Краснослобод-ска специализировалась на росписи матрешки (педагоги М. В. Зимин, Л. П. Зимина) и т. д. Практически во всех школах было налажено преподавание традиционной мордовской вышивки, которое сформировало целую плеяду талантливых педагогов-художников, и среди них -Т. И. Панкратова-Лушкина, Т. Н. Гвоздева, Г. А. Курышова-Полянская, О. В. Кузнецова, О. А. Малаева, Т. А. Алешкина и многие другие.

В учебно-педагогической практике средней ступени художественного образования Мордовии народное декоративно-прикладное искусство было представлено по-разному.

Саранское художественное училище первоначально сделало акцент на развитии вышивки. В этом огромная роль принадлежит Л. М. Острась-Демяшкиной. Значение ее деятельности в сохранении и развитии народной мордовской вышивки

Финно-угорский мир. 2015. № 4

трудно переоценить. Во-первых, она разработала методику преподавания мордовской вышивки в ссузе, во-вторых, выявила и закрепила на практике каноны, составляющие образный строй мордовской вышивки, в-третьих, подготовила плеяду молодых вышивальщиц-педагогов: в Мордовии нет ни одной значительной вышивальщицы, которая не прошла бы школу Л. М. Острась-Демяшкиной.

В 2000-е гг. прикладное отделение училища начало подготовку специалистов в области дизайна костюма. Ведущими педагогами стали Л. М. Острась-Демяшкина и Л. Н. Колчанова (Нарбе-кова), чуть позже - Г. В. Лосева. Основным направлением работы в этой области по-прежнему было развитие традиций мордовского народного искусства, позиционирование их в новой культурной среде.

Открытое в 1990-е гг. прикладное отделение Республиканского колледжа культуры также заложило в основу учебного процесса изучение и развитие традиций народного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, кружевопле-тение, керамика. Первоначально руководила отделением Л. А. Булычева, позднее - В. В. Ковалева, которая продолжает выполнять эту роль и в настоящее время. Студентов готовили по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», поставляя квалифицированные кадры в среду народного художественного творчества.

В высшей школе Мордовии подготовка специалистов по народному искусству связана с созданием в 1991 г. факультета национальной культуры в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева, позже, в 2006 г., реорганизованного в Институт национальной культуры. Первыми были открыты специальности, связанные с народной музыкой и народным танцем, а спустя 12 лет, в 2003 г., в рамках уже существующей специальности «Народное художественное творчество» была открыта новая квалификация - «Руководство студией декоративно-прикладного твор-

чества». С 2011 г. в связи с переходом отечественного образования к новой системе направление подготовки получило название «Народная художественная культура». Профиль подготовки сохранил свою формулировку, но в рамках бакалавриата.

«Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает реализацию государственной культурной политики, организацию народного художественного творчества, изучение, сохранение и трансляцию в современное мировое культурно-информационное пространство ценностей народного художественного творчества, а также многообразного художественного наследия народов России, осуществление межнационального и международного культурного сотрудничества» [2, 4].

Таким образом, очевидно, что главным предметом изучения как теоретических, так и практических учебных курсов являются многообразные формы народного декоративно-прикладного искусства. В ходе обучения студенты подробно знакомятся с народным искусством русских, татар - народов, компактно проживающих в Мордовии, искусством финно-угорских народов, родственных мордовскому этносу, а также узнают о многообразии народных культур мира. При этом особый акцент ставится на сохранении и развитии традиционного мордовского искусства. Практическое обучение нацелено главным образом на то, чтобы в своей будущей профессиональной деятельности выпускники могли плодотворно работать в области сохранения, развития и приумножения лучших достижений народного искусства. Резьба и роспись по дереву, керамика во всем многообразии техник, вышивка, роспись по ткани, ткачество, художественные лаки - все эти техники осваивает каждый из студентов, проходящих обучение. Его итогом становится выпускная квалификационная работа, состоящая из двух частей: теоретической, раскрывающей актуальные проблемы народной художественной культу-

ры, и практической, представляющей собой законченное художественное произведение.

Ведущими педагогами являются: в области вышивки - кандидат искусствоведения, член Союза художников России И. В. Хомякова, в области керамики - заслуженный художник РФ М. В. Салда-ев, член Союза художников РФ С. С. Борисова, в области ткачества - заслуженный работник культуры РМ Л. Д. Левина, в области резьбы и росписи по дереву - заслуженный работник культуры РМ А. П. Гаушев, Н. Ф. Табакова и др.

Создание трехступенчатой системы художественного образования в области народной художественной культуры имеет огромное значение для решения проблем ее бытия в современном мире. Как отмечает Н. А. Мухотина, «на переломе эпох многое было утрачено в системе организации деятельности предприятий художественных промыслов и художественной промышленности, экономический кризис переживают сегодня все центры традиционной культуры» [1, 79].

В сложившихся условиях несоизмеримо вырастает потребность в целенаправленной работе по защите наследия народной культуры. Особая роль в этом процессе принадлежит системе художественного образования. Благодаря включению народного искусства в учебный процесс на всех его ступенях - начальной, средней и высшей - складывается целый пласт художественной интеллигенции, которая осуществляет реальный процесс создания художественных ценностей на основе этнонациональных традиций, передавая лучшее, выработанное народами в ходе многовековой истории. Все большее число людей осознают необходимость сохранения и развития родной культуры как источника жизни и вдохновения современного человека. Не будем забывать, что заложенные в нем идеалы всегда были нацелены на созидание, формировали представление о целостности мира, глубинной взаимосвязи человека и природы, столь важные для бытия человека в сегодняшнем несовершенном, меняющемся мире.

Поступила 10.10.2015

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY

1. Мухотина, Н. А. Традиционное искусство в системе художественного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.art-in-school.ru/art/iskusstvo_i_

obrazovanie_2013_03_-_07_muhotina.pdf .

С. 78-83.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvobZ510302.pdf.

1. Muhotina, N. A. (2013), Traditional art in the

system of art education, available: http:// www.art-in-school.ru/art/iskusstvo_i_obra-zovanie_2013_03_-_07_muhotina.pdf (accessed 7 March 2013).

2. The Ministry of Education of Russia (2015), Federal State Educational Standard of Higher Education in Folk Art Culture 51.03.02 (bachelor), available: http://fgosvo.ru/upload-files/fgosvob/510302.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.