Научная статья на тему 'Народная педагогика абхазов: воспитание детей посредством традиций и обычаев'

Народная педагогика абхазов: воспитание детей посредством традиций и обычаев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
708
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБХАЗИЯ / АБХАЗЫ / АБХАЗСКИЙ / РЕСПУБЛИКА АБХАЗИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ АБХАЗИИ / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / ТРАДИЦИИ АБХАЗСКОГО НАРОДА / АБХАЗСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИКА АБХАЗИИ / КУЛЬТУРА АБХАЗИИ / МЕТОДЫ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ / THE REPUBLIC OF ABKHAZIA / ABKHAZIAN PEOPLE / EDUCATIONAL SYSTEM OF ABKHAZIA / TRADITIONS AND CUSTOMS / TRADITIONS OF THE ABKHAZIAN PEOPLE / ABKHAZIAN NATIONAL PEDAGOGICS / ETHNOPEDAGOGICS OF ABKHAZIA / CULTURE OF ABKHAZIA / METHODS OF NATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анкваб М. Ф.

В статье речь пойдет о чрезвычайно важной и значимой функции традиций и обычаев абхазского народа в воспитании детей. Адаптация народных устоев к реалиям современного мира и контроль знаний детей в этой сфере, определение образовательного потенциала традиций и обычаев, влияющих на ребенка с детства, подчеркивают актуальность темы. Помимо воплощения наследия предков традиции представляют собой механизм обучения детей, аккумулирующий вековой опыт народной педагогики. Автор предлагает систематическое изучение устоев, этикета и общечеловеческих норм поведения во всех образовательных учреждениях республики, так как обычаи абхазского народа способны оказывать продуктивное воспитательное воздействие на подрастающие поколения, примеры которого приведены в статье. Иной способ реализовать образовательные свойства традиций Абхазии это кооперирование государственной системы просвещения с институтом семьи в стремлении привить детям морально-нравственные приоритеты и поведение, учитывающие правила абхазской народной культуры. Целью вышесказанного является формирование полноценной во всех аспектах личности, воспитание достойного представителя своей нации, способного сохранить и передать наследие и духовное богатство народа будущим поколениям для сохранения самобытности и самого этноса в целом. Автор подчеркивает важность и необходимость соответствия народного воспитания нормам, правилам и законам общемировой цивилизации. С этой точки зрения приведены некоторые архаичные традиции и обычаи, которые прекратили свое существование в наши дни. Способы влияния абхазских традиций на воспитание детей и методы практической реализации их в системе образования обобщены в заключении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABKHAZIAN NATIONAL PEDAGOGY IN EDUCATION OF CHILDREN BY MEANS OF TRADITIONS AND CUSTOMS

The paper deals with functions and role of traditions and customs of the Abkhazian people in education of children. Adaptation of national foundations to realities of the modern world and control of children’s knowledge in this sphere, determination of educational potential of the traditions and customs influencing a child since his birth emphasize the relevance of the subject. Besides an embodiment of ancestors’ heritage, traditions represent the children training mechanism having accumulated huge experience of national pedagogics worth examining. The author offers systematic studying of foundations, etiquette and universal national standards of behavior in every educational institution of the republic since customs of the Abkhazian people are capable to make productive educational impact on younger generations examples of which are given in the paper. Another way to realize educational properties and potential of Abkhazian traditions is cooperation of the state educational system with the family institution in aspiration for imparting to children the moral priorities and behavior considering rules of Abkhazian national culture. The author accentuates importance and need of compliance of national education to norms, rules and laws of a universal civilization. From this point of view some archaic traditions and customs which stopped their existence today are adduced. Influential means of Abkhazian traditions in education and methods of their practical realization in the educational system of the Republic of Abkhazia are given in the conclusion.

Текст научной работы на тему «Народная педагогика абхазов: воспитание детей посредством традиций и обычаев»

333^»— Аграрный вестник Урала № 5 (135), 2015 г.

Образование

УДК 37.013.2

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА АБХАЗОВ: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ

М. Ф. АНКВАБ,

кандидат педагогических наук, доцент, Абхазский государственный университет

(384904, Республика Абхазия, г. Сухум, ул. Университетская, д. 1).

Ключевые слова: Абхазия, абхазы, абхазский, Республика Абхазия, система образования Абхазии, традиции, обычаи, традиции абхазского народа, абхазская народная педагогика, этнопедагогика Абхазии, культура Абхазии, методы народного воспитания.

В статье речь пойдет о чрезвычайно важной и значимой функции традиций и обычаев абхазского народа в воспитании детей. Адаптация народных устоев к реалиям современного мира и контроль знаний детей в этой сфере, определение образовательного потенциала традиций и обычаев, влияющих на ребенка с детства, подчеркивают актуальность темы. Помимо воплощения наследия предков традиции представляют собой механизм обучения детей, аккумулирующий вековой опыт народной педагогики. Автор предлагает систематическое изучение устоев, этикета и общечеловеческих норм поведения во всех образовательных учреждениях республики, так как обычаи абхазского народа способны оказывать продуктивное воспитательное воздействие на подрастающие поколения, примеры которого приведены в статье. Иной способ реализовать образовательные свойства традиций Абхазии - это кооперирование государственной системы просвещения с институтом семьи в стремлении привить детям морально-нравственные приоритеты и поведение, учитывающие правила абхазской народной культуры. Целью вышесказанного является формирование полноценной во всех аспектах личности, воспитание достойного представителя своей нации, способного сохранить и передать наследие и духовное богатство народа будущим поколениям для сохранения самобытности и самого этноса в целом. Автор подчеркивает важность и необходимость соответствия народного воспитания нормам, правилам и законам общемировой цивилизации. С этой точки зрения приведены некоторые архаичные традиции и обычаи, которые прекратили свое существование в наши дни. Способы влияния абхазских традиций на воспитание детей и методы практической реализации их в системе образования обобщены в заключении.

ABKHAZIAN NATIONAL PEDAGOGY IN EDUCATION OF CHILDREN BY MEANS OF TRADITIONS AND CUSTOMS

M. F. ANKVAB,

candidate of science, associate professor, Abkhazian state university

(384904, the Republic of Abkhazia, Sukhum, street Universitetskaya, 1).

Keywords: the Republic of Abkhazia, Abkhazian people, educational system of Abkhazia, traditions and customs, traditions of the Abkhazian people, Abkhazian national pedagogics, ethnopedagogics of Abkhazia, culture of Abkhazia, methods of national education.

The paper deals with functions and role of traditions and customs of the Abkhazian people in education of children. Adaptation of national foundations to realities of the modern world and control of children's knowledge in this sphere, determination of educational potential of the traditions and customs influencing a child since his birth emphasize the relevance of the subject. Besides an embodiment of ancestors' heritage, traditions represent the children training mechanism having accumulated huge experience of national pedagogics worth examining. The author offers systematic studying of foundations, etiquette and universal national standards of behavior in every educational institution of the republic since customs of the Abkhazian people are capable to make productive educational impact on younger generations examples of which are given in the paper. Another way to realize educational properties and potential of Abkhazian traditions is cooperation of the state educational system with the family institution in aspiration for imparting to children the moral priorities and behavior considering rules of Abkhazian national culture. The author accentuates importance and need of compliance of national education to norms, rules and laws of a universal civilization. From this point of view some archaic traditions and customs which stopped their existence today are adduced. Influential means of Abkhazian traditions in education and methods of their practical realization in the educational system of the Republic of Abkhazia are given in the conclusion.

Положительная рецензия представлена С. Р. Чеджемовым, доктором педагогических наук, профессором Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова.

Аграрный вестник Урала № 5 (135), 2015 г. - < JJJf

Образование ^Ир

Вопрос воспитания детей являлся насущным во все времена существования рода человеческого. От умения подрастающего поколения соответствовать канонам предков в огромной степени зависит вероятность существования народа в будущем. В связи с этим целесообразность внедрения многовековых традиций в образовательный процесс, в стремлении улучшить механизм воспитания, является важной проблемой для всех этнических групп и абхазов в частности.

Говоря о специфике поведения современных детей, необходимо отметить низкий уровень проявления их морально-нравственных качеств. Обесценивание функций образовательных систем прошлого ведет нас к отрицательным результатам.

Цель и методика исследований. Перспективный выход из сложившейся ситуации можно найти в этнопе-дагогике абхазов, обращаясь к их богатейшей культуре воспитания посредством традиций и обычаев, которые, на наш взгляд, могут оказывать положительное воздействие на детей при непрерывном изучении на постоянной основе этнокультурных, общечеловеческих норм поведения и национальных устоев. Этого можно добиться путем кооперирования института семьи с системой образования, нацеленной на развитие у детей, помимо прочих общепринятых, морально-нравственных приоритетов и поведения согласно правилам абхазского народного этикета.

Традиции и обычаи абхазов всегда пробуждали интерес у прогрессивных педагогов, ученых, философов и историков, затрагивающих устои народа в своих трудах. Среди них Б. Г. Тарба, Г. Ф. Чурсин, Л. Т. Соловьева, А. Б. Крылов, Ш. Д. Инал-ипа, Н. И. Григулевич и др. Следует заметить, что в работах и публикациях упомянутых деятелей науки предмет нашего обсуждения имел лишь поверхностный или частичный обзор. Актуальность данного анализа заключена в отсутствии исследований о воспитательном воздействии абхазских традиций и обычаев на молодежь. Целью работы являются особенности и предпосылки установления факторов воспитательного потенциала обычаев и традиций в абхазской народной педагогике. Учитывая вышесказанное, нами были предложены следующие задачи:

— выявление содержания способов воспитания ребенка в традиционной абхазской семье прошлого;

— раскрытие функции устоев абхазского народа в воспитании детей;

— выдвижение практических предложений для традиционного воспитания в современном мире.

В источники, лежащие в основе нашей работы, входят произведения абхазского фольклора и народного творчества, этнографические труды, архивные материалы.

Результаты исследований. Любая традиционная абхазская семья начиналась с церемонии бракосочетания, свадьбы и вела к рождению детей. «В брак принято вступать мужчинам в возрасте от 25 лет до 30, а девушкам в 20-25 лет. С 25 лет говорят, что девица засиделась. Поздние браки абхазских мужчин в прежние времена встречались в быту достаточно часто. В старину мужчина женился тогда, когда приобретал некоторую славу и весомость своими поступками и подвигами. Уважающие себя семьи не отдавали свою девушку за человека без достоинств. В матримониальных союзах абхазы по сей день строго следуют закону экзогамии: лица, принадлежащие к одной фамилии, не могут вступать в брак, даже если они были родом из различных районов Абхазии или другого региона, страны, и находились в самых далеких степенях родства. За нарушение закона грозило суровое наказание» [9, С. 159]. Из других специфических традиций мы хотели бы подчеркнуть обычай «избегания», несший в себе массу обучающих установок таких, как почитание старших, скромность, выдержанность, но являющийся довольно странным, как и многие

другие устои абхазов. «Избегание брало свое начало от частичного или полного скрытия молодожен от старшего поколения с минуты обручения и до окончания всех брачных церемоний, а часто это затягивалось намного дольше, временами длилось в течение целого года после ввода в большой дом» [6, 208]. Впоследствии супруги никогда не имели права в присутствии старших общаться друг с другом, обращаться друг к другу по имени, а также произносить имена свекра и свекрови, тестя и тещи. «Невеста не должна была садиться или разговаривать в присутствии свекра, при свекрови и других старших родственниках мужа. Ей разрешалось делать это только по истечении длительного срока. Кроме того, она должна была оказывать им различные, а иногда и унизительные знаки внимания» [3, С. 38]. На наш взгляд, этот обычай таит очень мудрую воспитательную функцию - уклонение от фамильярности во избежание ссор в семье между новоиспеченными родственниками, уважение к старшим. Ведь не зря в народе существует шуточная притча о том, как после долгого и хлопотного обряда - дозволения невестке говорить - свекор понес финансовые потери еще раз и провел ритуал, отменяющий это разрешение.

«В крестьянской семье от количества детей, преимущественно мужского пола, зависело число помощников, трудящихся на благо семьи и забота о старших в будущем» [4, C. 117]. Но семью абхазы во все времена видели не как самоцель. Они понимали важность не только рождения, но и воспитания ребенка, его всестороннего развития, способного противостоять любым жизненным сложностям, обладающего достойными умственными способностями, развитого физически и нравственно -всему этому служили принципы народной педагогики. На достижение этой цели был направлен весь уклад быта, который был устроен согласно строгой иерархии.

Главой обычно являлся дедушка или другой старший представитель сильного пола в семье. «В домах преобладал патриархат, всё имущество в семье и возможность принятия решений в бытовых процессах принадлежали отцу семейства, старшему мужчине, указаниям которого обязаны были подчиняться все домочадцы. При разделе имущества самый старший и самый младший сыновья пользовались некоторыми преимуществами, меньший наследник оставался в отцовском жилье и обязан был заботиться о старых родителях. Неполноправным было положение представительниц слабого пола. Функции женщин концентрировались в основном вокруг бытовых проблем. Жена должна была абсолютно во всем повиноваться супругу и не обладала полномочиями наследования» [1, C. 142]. Тем не менее женщина пользовалась достаточным почтением. Дети с рождения учились послушанию и проникались уважением к представительницам слабого пола, в особенности престарелым. «Абхазка нисколько не была молчаливой рабой собственного мужа, как о том говорят почти все дореволюционные исследователи. В случае если супруг оскорбительно обходился, то жена прибегала к поддержке и помощи родственников. Женщина никогда не скрывала лица, имела право приходить на сельские собрания и свободно принимала гостей» [2, C. 404]. Управлением хозяйством и воспитанием детей занималась старейшина женского пола (мать или супруга старшего брата).

Распределение труда и обязанностей происходило по гендерному отличию, что играло, по нашему мнению, важную роль в осознании ребенком своего «Я», объясняло «поведенческую разницу между полами и создавало для этого благоприятную среду» [8, С. 15]. «Обычно мужчины были заняты общим сельскохозяйственным трудом и пастушеством, а женщины - домашними работами. Дети включались в деятельность взрослых с младенчества, выполняя посильные функции» [5, C. 252]. Расход в семье также был общим. Все это благоприятно

Аграрный вестник Урала № 5 (135), 2015 г. - <

Образование ^^^

влияло на формирование коллективистских устремлений и трудолюбия у детей, чуткости и внимания друг к другу. Однако «семейные взаимоотношения в быту характеризовались строжайшей формой воспитания ребенка. Согласно традиции избегания, принятой в крупных семьях, обучением детей занимались не столько отец с матерью, сколько бабушки и дедушки, тетки, братья, сестры. В небольших же семьях воспитанием малышей занимались родители и их взрослые дети» [7, С. 78]. В обучении применялись разные ресурсы и способы влияния на ребят. Взрослые, оказывая беспокойство и заботу, повествовали им небылицы, притчи и басни. Они обучали их в атмосфере почтения традиций и обычаев народа. Использовались принципы и способы убеждения, испытания, принуждения, а также практиковались формы социального влияния: общественные внушения, порицания, а порой и строгие наказания.

Дети обоих полов были в абсолютном подчинении у старших. Огромное значение имело владение детьми уже с малых лет всеми устоями народа, знание правил гостеприимства и этикета взаимоотношений между полами. Таким образом, родовое гнездо, родовой дом были базой для морально-нравственного, психологического, физического развития детей. Это решало большую роль в подготовке к самостоятельной трудовой деятельности.

Выводы. Рекомендации. Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что функцией абхазской народной педагогики посредством традиций во все времена было воспитание и развитие гармоничной личности. Крайне значимое место традиционного абхазского воспитания в структуре установления национального самосознания - это вхождение в мировое сообщество, соблюдение норм этнической культуры. Нравственно и физически здоровый ребенок - главная задача не только для преподавателей, но и для любого представителя старшего поколения. В школах обязаны трудиться специалисты по психологии, которые являются связующим звеном между учебным заведением и семьей ребенка. Также не менее важным в воспитании детей считался пример отца и матери. Нужно направить все силы на то,

чтобы родители учеников стали нашими единомышленниками в деле воспитания этнокультуры посредством традиций.

Из проведенного нами анализа можно сделать следующие выводы.

1. Семья у народа Абхазии в качестве главенствующего общественного института исполняет важнейшую роль в воспитании детей.

2. В процессе социальной эволюции обычаи и традиции абхазов заметно видоизменялись под воздействием новых веяний и жизненных условий.

3. Воздействие традиций и обычаев абхазов на воспитание детей имеет свои характерные черты, во многом схожие с особенностями других народов Кавказа, что, на наш взгляд, доказывает их педагогическую эффективность.

Теоретические положения и выводы нашей работы могут быть применены в программах школьного и вузовского обучения, а также в процессе подготовки и повышения квалификации учительских кадров в Республике Абхазия.

Вышеупомянутые факты указывают на необходимость создания воспитательных методических разработок, применяя содержание которых можно показать и объяснить детям все великолепие их этнокультуры, естественность и одновременно значимость следования традициям и обычаям в современной жизни. Принципы и законы, воплощающие уклад и устои абхазского народа, дают возможность сберечь главные ценностные направления в этой области. По нашему мнению, гостеприимство, обряды бракосочетания, осознание обязательств перед народом, патриотизм, следование законам чести и достоинства, уважение к труду, почитание старших являются наиболее передовыми и актуальными традициями абхазов. Воспитывая детей и с толкованием положительных моментов, которые бытуют в жизненном укладе абхазского народа, мы можем не беспокоиться за путь, который они выберут в будущем, за их способность создать крепкие семьи, учитывая лучшие традиции наших предков.

Литература

1. Современная сельская Абхазия : социально-этнографические и антропологические исследования. М., 2006. С. 129-157.

2. Инал-Ипа Ш. Д. Абхазы. (Гл. из книги «Народы Кавказа»). Этнографические очерки / Под общей ред. С. Толстова. М. : Издательство Академии наук СССР, 1962. В 2 т. Т. 2. С. 372-421.

3. Инал-Ипа Ш. Д. Очерки по истории брака и семьи у абхазов. АБГИЗА, 1954 196 с.

4. Крылов А. Б. Религия и традиции абхазов. М., 2001. С. 264.

5. Соловьева Л. Т. Этнокультурное взаимодействие и религиозные традиции: Юго-Восточная Абхазия в XIX - начале ХХ в. Этнос и среда обитания : сб. этноэкологических исследований к 85-летию В. И. Козлова. М., 2009. С. 241-258.

6. Тарба Б. Г. Вопросы нравственного воспитания в абхазской этнопедагогике : сб. тр. Абхазского гос. университета им. А. М. Горького. Сухум - Алашара, 1988. Т. 6. 252 с.

7. ТуЖба Э. Н. Система образования Республики Абхазия : проблемы и перспективы : в сб. "Образование и общество". М. : Институт социологии РАН. 2009. С. 78.

8. Чеджемов С. Р. Правовая культура и образовательная политика в Осетии в период трех революций : монография / Под ред. А. Магометова. Владикавказ : Изд-во СОГУ, 2011. 140 с.

9. Чурсин Г. Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухум : Абхазское государственное издательство, 1957. С. 267.

References

1. Modem rural Abkhazia : a socio-ethnographic and anthropological research. M., 2006. P. 129-157.

2. Inal-IPA S. D. Abkhazians. (CH. from the book "Peoples of the Caucasus"). Ethnographic essays / Under the General editorship of S. Tol-stova. Moscow : Publishing house of the USSR Academy of Sciences, 1962. In 2 t. T. 2. P. 372-421.

3. Inal-IPA S. D. essays on the history of marriage and the family Abkhazians. AGIZA, 1954 P. 196

4. Krylov A. B. the Religion and traditions of Abkhazians. M., 2001. P. 264.

5. Solovieva L. T. ethno-cultural interaction and religious traditions: Southeast Abkhazia in the nineteenth - early twentieth century Ethnicity and environment : proceedings of ethnoecological research to the 85th anniversary of V. I. Kozlov. M., 2009. P. 241-258.

6. Tarbes B. G. Questions of moral education in the Abkhazian ethno Tr. Abkhazian state University. A. M. Gorky. Sukhum - Alashara, 1988. T. 6. 252 p.

7. Tuzhba E. N. The education system of the Republic of Abkhazia : problems and prospects : in: "Education and society". M. : Institute of sociology RAS. 2009. P. 78.

8. Chegamos S. R. Legal culture and educational policy in South Ossetia in the period of three revolutions : monograph / Under the editorship of A. Magomedova. Vladikavkaz : Edition seogu, 2011. 140 p.

9. G. F. Chursin materials on the Ethnography of Abkhazia. Sukhum : Abkhazian state publishing house, 1957. P. 267.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.