С.М. ХАЛИН доктор философских наук, профессор,
профессор кафедры философии ФГАОУВПО
___ *
«Тюменский государственный университет»
Народная мудрость о правильном мышлении: (На примере русских пословиц и поговорок)
Начнём с некоторых общих характеристик пословиц и поговорок такими авторитетными умами, как Г.В. Лейбниц и Н.В. Гоголь. Так, Лейбниц отмечал, что составление максим — «это общий и очень разумный инстинкт человеческого рода. Вы можете судить об этом по пословицам, которые существуют у всех народов и которые являются обыкновенно всего лишь максимами, признанными общественным мнением»1.
Н.В. Гоголь, имея в виду русские пословицы и поговорки, указывал на то, что в «пословицах наших ... видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать всё своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного соображенья, чтобы составить животрепещущее слово, которое проникает насквозь природу русского человека, задирая за всё живое»2. Он же обратил внимание на другие значимые моменты: «Известно, что если сумеешь замкнуть речь ловко прибранной пословицей, то сим объяснишь её вдруг народу, как бы сама по себе ни была она
о
свыше его понятия»3. А также на следующее: «Народу нужно мало говорить, но метко»4.
Вообще, пословицы и поговорки всякого народа, тем более русского, нужно воспринимать, понимать как своеобразную квинтэссенцию народного ума, разума, достигшего определённого, по историческим меркам очень высокого уровня развития. Включая способность широких обобщений, глубокого осмысления важнейших сторон своей жизни.
Да, пословицы и поговорки любого народа, взятые в их конкретно-исторических, реальных социокультурных обстоятельствах развития, не достигают того чисто теоретического уровня, который характеризует науку, в частности, науку логику. Они представляют
Халин Сергей Михайлович, e-mail: khalin.51@mail.ru.
1 Лейбниц, Г.В. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1983, с. 430.
Гоголь, Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями / Сост., вступ. ст. и коммент. В.А. Воропаева. М.: Сов. Россия, 1990, с. 241.
3 Там же, с. 241.
4 Там же, с. 161.
собой своеобразную форму обобщения, обобщения в виде типизации повседневных ситуаций на уровне представлений, в очевидно наглядной форме. Это - важнейший этап в развитии всякого народного сознания, когда уровень собственно теоретического, научного абстрактного мышления ещё не достигнут. Но он уже чувствуется в своём приближении.
Можно привести эти наглядные обобщения в русских пословицах и поговорках. Они вполне эффективны в их повседневном использовании. Речь идёт о персонажах, не только в человеческом образе, которые фигурируют в пословицах. Это, например, может быть следующий набор лиц, вещей, явлений, обстоятельств и т.п.:
Кузьма, Фома, Федот; Сон, Бог; Шило, мешок; Огонь, вода; Золото, хлеб; Золото, свет; Лапти, сапоги; Уши, усты, Очи; Брань, дрань; Старуха, Киев; Суд, судья; Кафтан, дыры; Орёл, тетерев; Варвара, тётка, сестра; Песня, певунья; Море, лужа; Гоиб, кузов; Вчера, завтра; Вчера, сегодня; Медведь, корова, лес; Ложь, улика; Молодой, старый; Сорок соболей, цена; Хитрец, румяна, к лицу; Ложь, тараканьи ножки, ходить; Чванство, ум, недоумие; Речисто, нечисто; Врёт, под гнёт; Лжа, ржа, тлить; Враньё, добро; Правда, ложь, денежки; Сук, топор, брань, отпор; Порог гремучий, омут стоячий; Ржа, железо, неправда, человек; Заморская ложь, наша правда; Чужая борода, своя борода; Зеркало, рожа. И т.д. и т.п.
Вообще, историческое развитие сознания любого народа имеет свою, т.с., особую логику. Эта логика с необходимостью и даже неизбежностью приводит при определённых условиях к становлению способности собственно мышления, как отражения действительности в виде опосредованных, обобщённых, абстрактных (=теоретических) образов. Это уже стадия формирования собственно философии, а также и при помощи последней — формирования конкретных наук. Как мы думаем, и это очевидно подтверждается фактом появления античной, прежде всего древнегреческой философии, ближайшей исторической ступенью начала формирования собственно философии и конкретных наук является институт мудрецов, точнее, уровень развития народного сознания, порождающий мудрость. В виде тех же максим, о которых, как отмечалось выше, говорит Лейбниц.
Именно отечественное народное сознание XVII—XVI11 - начала Х1Х-го веков, породившее такое высочайшее качество народной мудрости в виде огромного множества пословиц и поговорок — тысяч и тысяч (только пословиц и поговорок, прямо указывающих на проблематику сознания и познания, гносеологическую проблематику, мы отобрали более 3 тысяч), могло стать основой последующего бурного развития отечественной философии и отечественных вариантов конкретных наук. При-
чём, как основой усвоения уже сложившихся к тому времени европейских вариантов философии и науки, так и основой формирования собственных отечественных вариантов философии и науки.
Сознание простых людей в определённых исторических обстоятельствах с необходимостью порождает и философию, и конкретные науки. Так, в одной из своих статей мы писали: «Кант отмечал, что к преклонному возрасту все люди становятся философами, их начинает, можно сказать, тянуть в сад философии, или же они пытаются в самих себе культивировать философские растения, ну прямо как на своих дачах во внеурочное время. И, надо сказать, у многих это получается неплохо: в таких людях, если с ними пообщаться не торопясь, зная, чего ждёшь, ищешь, можно обнаружить философские глубины, такие яркие формы, цвета, запахи, которых, быть может, до этого и не встречал в жизни, даже если специально изучал технологии «выращивания» философских культур. Бери и переноси в сад философии»5.
Ну, а теперь вернёмся к вопросам соотношения русских пословиц и поговорок и такой науки, как формальная логика. В частности к вопросу о том, как в русских пословицах и поговорках представлено знание о правильном мышлении, его законах. Например — знание о так называемом законе тождества. Все пословицы и поговорки взяты из отечественных источников6.
Для начала возьмём раздел, касающийся некоторых самых общих установок народной мудрости на то, что такое правильное мышление, правильное рассуждение, правильный — разумный — подход ко всякому делу. Это, например, пословицы относительно отрицательных моментов, связанных с рассуждениями. Т.е. жизненным, повседневным, практическим, работающим мышлением. Неправильного в мышлении бывает очень много.
Наши пословицы это улавливают.
1. Брань правды не любит.
2. В кривом глазу и прямое криво.
3. За правду не судись, скинь шапку да поклонись.
4. За ошибку и бьют, но с ног не сбивают.
5. На свою глупость жалобы не подашь.
6. По кривой дороге вперёд не видать.
5 Халин, С.М. Сад философии: о культуре философского возделывания жизни и самой философии // «Вестник РФО», 2009, № 1, с. 124.
См.: Мудрое слово. Сборник / Отв. ред.: Б.В. Лунин и М.Ф. Мусиенко. М.: Детгиз, 1958; Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. Аникина. М.: Худож. лит., 1988; Фелицына, В.П., Прохоров, Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Линговострановедческий словарь / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. М.: Рус. яз., 1979.
7. Прямого нечего править.
8. Свежему яблочку пятнышко не укор.
9. Тёмные дела свету боятся.
10. Тиха вода, да омуты глубоки.
11. Кривой не беда, а горе — криводушный.
12. Виноватый винится, а правый ничего не боится.
Особо при этом характеризуются такие явления, как незнание, неумение, глупость:
1. В свирелку играет, а ладу не знает.
2. Дурная (бестолковая) голова ногам покою не даёт.
3. Знай край, да не падай.
4. Лучше умного упрёк, чем глупого похвала.
5. Молодость не без глупости, старость не без дурости.
6. На то и вешки ставят, чтобы дорогу знать.
7. Не без ума, так и не без промысла.
8. Не смыслит Вавила ни уха, ни рыла.
9. Не зная дела, не суди.
10. Незнаемая прямизна — та же кривизна.
11. Ни конь без узды, ни богатство без ума.
12. Один — дурак, а другой не разумен.
13. Песня поётся не как придётся, а надо лад знать
14. По выучке мастера знать. Плохой мастер, плоха и работа.
15. С уменьем воюют, без уменья горюют.
16. Простота хуже воровства.
17. Тот не кается, кто с разумом справляется.
18. Не зная броду, не суйся в воду.
19. Чтобы рубить метко, нужна сметка.
20. Глупым словам — глупое ухо.
21. В дураке и царь не волен.
22. Голова умная, только дураку досталась.
23. Простота да чистота — наилучшая лепота.
24. За худую привычку и умного дураком обзывают. Улавливаются особенности различных промахов в рассуждениях, ошибки. Подчёркивается значение порядка, учения, умений:
1. До смерти учись, до гроба исправляйся.
2. В объезд, так к обеду, а прямо, так дай бог к ночи.
3. Век без ошибки не проживешь.
4. Для того напёрсток сделан, чтобы руки не наколоть.
5. Дорога не работа, дорого уменье.
6. Задним умом дела не поправишь.
7. За ошибку и бьют, но с ног не сбивают.
8. Кто лапти плетёт, тот умей и концы хоронить.
9. На обмолвку — поправка.
10. Не всякое лыко в строку.
11. Не всегда утешно, что поспешно.
12. Плохое начало — и дело стало.
13. Незачем было огород городить.
14. Нет правил без исключения.
15. Ошибка не обман.
16. Ошибся, что ушибся, — вперёд наука.
17. Полпесенки спела — половина дела.
18. Порядок время бережёт.
19. Порядок — душа всякого дела.
20. Порядок города держит.
21. Сначала думай, потом делай.
22. Счёт всю правду скажет.
23. Сумел оступиться, сумей и поправиться: сумел.
24. С хвоста хомута не одевают.
25. Умный грешит, да поправить спешит.
26. Умел ошибиться — умей и поправиться.
27. И на мастера грех бывает.
Русские пословицы и поговорки чётко улавливают роль и значение речи, языка, слова для правильного, и не только в логическом, но и в этическом, и в эстетическом аспектах выражения мыслей:
1. Брань правды не любит.
2. Говорит — хорошо, а замолчит — ещё лучше.
3. Дальше в спор — больше слов.
4. Добрая пословица ко времени молвится.
5. Лучше оступиться, чем оговориться.
6. Лучше споткнуться ногою, чем словом.
7. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
8. На правду немного слов надобно.
9. Не всякое слово — пословица.
10. Пословица к слову молвится.
11. Пустые слова — что орехи без ядра.
12. Слово слово родит, третье само бежит.
13. Сначала (сперва) подумай, потом говори.
14. Ум-то есть сладко съесть, да язык короток.
15. Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет.
16. Языком не спеши, а делом не ленись.
17. Не всё годится, что говорится.
18. Не много думано, а хорошо сказано.
Наши отечественные пословицы и поговорки отчётливо характеризуют пути, средства руководства, методы правильного рассуждения, пусть и ситуативного, но уже обобщённого до широкой типологии.
1. В объезд, так к обеду, а прямо, так дай бог к ночи.
2. Для того напёрсток сделан, чтобы руки не наколоть.
3. Кто лапти плетёт, тот умей и концы хоронить.
4. Не всегда утешно, что поспешно.
5. Обдумывай, да не отдумывай.
6. Невспаханный пласт урожая не даст.
7. По плохой дороге далеко не уедешь.
8. Повторенье — мать ученья.
9. Повторять да учить — ум точить.
10. Поспешай, да не торопись.
11. Прежде соберись, а потом дерись.
12. Распутья бояться, так и в путь не ходить.
13. Поспешишь — людей насмешишь.
14. Сначала думай, потом делай.
15. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Теперь, что касается пословиц и поговорок об основных законах традиционной формальной логики и непосредственно о таком важнейшем законе, как закон тождества. Наши пословицы и поговорки содержат в себе не просто общие установки о правильности рассуждений, но даже прямые указания на соответствующие формально-логические закономерности. В русских пословицах явно присутствуют все (!) основные законы формальной логики — тождества, противоречия, исключённого третьего, достаточного основания. Здесь же мы покажем это только в отношении закона тождества, базового, исходного закона всякого правильного мышления.
Речь идёт о пословицах и поговорках, прямо указывающих на главный признак этого закона. Сама формулировка этого закона, как он даётся в любом университетском курсе лекций по логике, звучит следующим образом: «Закон тождества — это логический закон, согласно которому мысль (будь то понятие, суждение или умозаключение), введённая однажды в рассуждение, должна оставаться неизменной по своему содержанию, однозначно понимаемой всеми участниками соответствующей ситуации на протяжении всего последующего рассуждения, каким бы продолжительным оно ни являлось. То есть, сколько бы раз ни повторялась одна и та же (!) мысль, она должна каждый раз пониматься одним и тем же способом.
Закон тождества требует только одного, а именно: он запрещает как произвольное, так и непроизвольное, неконтролируемое, скрытое изменение содержания наших мыслей. Этот закон запрещает обман, невнимательность, своего рода логическую халатность»7.
Целый ряд пословиц, можно сказать, прямо «формулируют» данный закон:
1. Говоришь правду, правду и делай.
2. Каждому слову свое место.
п
Халин, С.М., Гусакова, Т.Ф., Суворова, Л.Г. Логика: Учебно-методический комплекс. Изд. 3-е. Тюмень: ТюмГУ, 2010, с. 28.
3. Как ни жаться, а в правде признаться.
4. Каждая река к морю течёт.
5. Кого как звать, так и поминать.
6. Как кто ведает, так тот и обедает.
7. Как ни бейся, на что ни надейся, а себя не теряй.
8. Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
9. Кто в правде твёрд, того не обманет и чёрт.
10. Кто знает дорогу, тот не спотыкается.
11. Куда река пошла, там и русло будет.
12. Лапоть знай лаптя, а сапог — сапога.
13. Лжи много, а правда одна.
14. Куда река пошла, там и русло будет.
15. Молвя правду, правду и чини.
16. Не в бровь, а прямо в глаз.
17. Одно дело делай, а другого не порть.
18. С чем свыкнешься, с тем не расстанешься.
19. У всякой собаки своя кличка.
20. Сказано ясно, чёрным по белому.
21. Говори правду — правду и чини.
В наших пословицах фиксируются все необходимые общие признаки нарушений закона тождества, требующего определённости мыслей — неточность, нестрогость, неоднозначность, двусмысленность и т.п.:
1. В огороде бузина, а в Киеве дядька.
2. Говорят про Фому, а он про Ерему.
3. Дал совет Аверкий, да всё исковеркал.
4. Дурака пошли по ложку, а он тащит кошку.
5. Ему говоришь про попа, а он про Емелю-дурака.
6. Ехал к брату, а заехал к свату.
7. Кто в лес, кто по дрова.
8. На вече галдели, да Новгород проглядели.
9. Надела свинья хомут и думает — лошадь.
10. Один говорит про горох, а другой про стручья.
11. Один про Фому, другой про Ерёму.
12. Послали Филиппа по липы, а он ольху волочит.
13. С ворон болтун начал, на сорок перешел.
14. Скажет вдоль, а сделает поперёк.
15. Тот же шиворот, да навыворот.
16. Ты ему вдоль, а он поперек.
17. Я говорю про Ивана, а ты про болвана.
18. Ему про Ивана, а он про Степана.
19. У лжеца на неделе семь пятниц.
При этом специально выделяются нарушения данного закона, имеющие неосознанный характер. Т.е. ошибки, которые в логике именуются паралогизмами:
1. Ехал в Казань, а заехал в Рязань.
2. Ехал к обеду, а приехал в среду.
3. Ехал прямо, да попал в яму.
4. Ехала кума, да не ведала куда.
5. Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет. (*Хорошо, если только свой - лоб).
6. И хорошо, да невпопад.
7. Издали и так и сяк, а вблизи ни то, ни сё.
8. Заторопко со спотычкой живет.
9. Как бог на душу положит.
10. Кто везде — тот нигде.
11. Кто дела не знает, напрасно о нём рассуждает.
12. Кто за всё берется, тому ничего не дается.
13. Легко забыть то, чего не знаешь (*Не знал, да забыл).
14. Много искать станешь — ничего не достанешь (*Бритва Оккама, Кто много доказывает, тот ничего не доказывает).
15. Не там курица яйцо снесла, где кудахчет.
16. Ни в корень, ни в пристяжку.
17. Поехала кума неведомо куда.
18. Поехал прямо — через кочки да в яму.
Очень точно в наших пословицах говорится о сознательных нарушениях закона тождества. Т.е. об ошибках, которые в логике характеризуются как уловки, софизмы:
1. Говорит направо, а глядит налево.
2. Говорит прямо, а делает криво.
3. Как ни хитрил, а на то же своротил.
4. Купец божится, а про себя отрекается.
5. На думах — что на вилах; на словах — что на санях, а на деле — что в яме.
6. Речи как снег, а дела как сажа.
7. Всяк правду знает, да не всяк её бает.
8. Всякий про правду трубит, да не всякий её любит.
9. Не всякий судит по праву, иной и по нраву.
Наши пословицы указывают даже на то, как следует применять закон тождества:
1. Ври тому, кто не знает Фому, а я брат ему.
2. Из одного города, да разные вести.
3. Из одного города идут, а не одни вести несут.
4. Из одного места да семеры вести.
5. Из одних яслей, да не одни басни.
6. На дороге стой, а дороги спрашивай, так и верно придёшь.
7. На одном вече, да не одни речи.
8. С одного места, да не одни вести.
9. То же слово, да иначе молвить.
10. Хоть кол на голове теши — он всё свое.
11. Что в лоб, что по лбу.
Особо хотелось бы сказать, имея такую возможность, про пословицы о пословицах. Это можно считать явным признаком присутствия в нашей отечественной народной мудрости т.н. мета-познавательного уровня. Уровня, на котором улавливаются, осознаются, осмысливаются особенности самого познания. В нашем случае речь идёт об осознании особенностей и значении самих пословиц и поговорок. Короче, речь идёт про пословицы о пословицах. Мы называем их метапословицами. О метапознании, мета-познавательном уровне познания, различных исторических типах познания, как донаучных, так и научных (см. нашу работу о мета-познании).8
Метапословицы, характеризующие общую природу пословиц:
1. Над кем пословица не сбывается!
2. Не всякое слово — пословица.
3. Нет пословицы без правды.
4. Поговорка — цветочек, а пословица — ягодка.
5. Пословица ведётся, как изба веником метётся.
6. Пословица вовек не сломится.
7. Пословица всем делам кормилица (помощница).
8. Пословица груба, да в ней правда люба.
9. Пословица да присказка беседу красят.
10. Пословица не покормится, а с нею добро.
11. Пословица плодуща и живуща.
12. Пословицами на базаре не торгуют, а всем они нужны.
13. Пословицы на кривой не объедешь.
14. Пословицы ни обойти, ни объехать.
15. Пустая говорка не поговорка.
16. Старая пословица вовек не сломится.
17. Глупая речь не пословица.
18. Пословица — мудрость народа.
Метапословицы, указывающие на различные отдельные существенные стороны, характерные черты пословиц:
1. Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
2. Белый свет не околица, а пустая речь не пословица.
3. Глупая речь не пословица.
4. И на твою спесь пословица есть.
5. На пословицу да на правду и суда нет.
6. На пословицу не обижаются.
7. На пословицу ни суда, ни расправы.
8. На пословицу да на правду и суда нет.
9. Не всякая пословица при всяком (при людях) молвится.
10. Пень не околица, глупая речь не пословица.
11. Пословица к слову молвится.
Халин, С.М. Метапознание: Некоторые фундаментальные проблемы: Монография. Тюмень: Мандр и Ка, 2005.
12. Пословица не зря (недаром) молвится.
13. Пословица не мимо молвится.
14. Пословица не на ветер молвится.
15. Пословица неспроста молвится.
16. Пословица не судима.
17. Старинная пословица не на ветер молвится.
18. Старых людей пословицы — не мимо дела.
19. На пословицу не обижаются.
Надо сказать, что мы не случайно обратились к пословицам и поговоркам. Бурное становление практики создания пословиц и поговорок действительно предшествует формированию собственно научных исторических типов познания. Без этого вряд ли могли появиться развитые формы отечественной философии и науки. Этой проблематики мы уже касались в ряде своих публикаций. В будущем планируется написание монографии «Народная мудрость о познании: На примере русских пословиц и поговорок». Частями этой монографии и должны выступить указанные материалы и сама настоящая статья.
Халин С.М. Народная мудрость о правильном мышлении: (На примере русских пословиц и поговорок). Статья посвящена вопросу о том, как в народном сознании, в народной мудрости представлены закономерности мышления, рассуждений людей в их повседневной жизни, на примере русских пословиц и поговорок. Выявляются возможности народной мудрости в отношении усвоения логических особенностей рассуждений, в частности, особенности действия известного закона логики — закона тождества. Отмечается богатство логического содержания отечественных пословиц и поговорок.
Ключевые слова: правильное мышление, русские пословицы, русские поговорки, традиционная формальная логика, закон тождества, истина, ложь, ум, глупость, знание и незнание, ошибка, паралогизм, софизм, обобщение, типологизация, метапословицы.
Khalin S.M. The popular wisdom about correct thinking: (On the example of Russian proverbs and sayings). The article is devoted to popular thinking, popular wisdom representing thought's laws, laws of every day thinking by example of Russian proverbs and sayings. It is revealed the popular wisdom possibilities concerning mastering logical peculiarities of reasoning, in particular the peculiarities of well-known logical law — the identity law. It is marked wealth Russian proverbs' and sayings' content.
Key words: correct thinking, Russian proverbs, Russian sayings, traditional formal logic, law of identity, truth, falsehood (lie), mind, intellect, stupidity, knowledge and ignorance, mistake (error), paralogism, sophism, generalization, typology (typologization), metaproverbs.