Научная статья на тему 'Народная мудрость, как средство воспитания толерантности в современном российском обществе'

Народная мудрость, как средство воспитания толерантности в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
818
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / МУДРОСТЬ / НАЦИЯ / СМИРЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТРАДИЦИЯ / ADAPTATION / EDUCATION / GLOBALIZATION / CULTURE / WISDOM / NATION / HUMILITY / SOCIALIZATION / TOLERANCE / TRADITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильин Александр Геннадьевич

Данная статья отражает явление формирования толерантности в современном обществе, что весьма важно для оптимизации и духовной интеграции различных социальных групп, этносов. Понятие толерантности весьма широко используется в лексиконе современных педагогов, при этом основа её мудрость часто остаётся не освящённой. Процесс формирования толерантности может быть связан с социальной необходимостью сохранения собственной самобытности, при этом он так же может быть обусловлен внутренними бескорыстными побуждениями. В настоящей статье раскрывается как раз та внутренняя мотивация, которая не требует отдачи, вознаграждения за терпение, а напротив побуждает большее уважение к другим, заставляя человека восхищаться другой личностью. Мудрость как понимание добра, его значимости, позволяет применять это понятие к оценке происходящих событий и социальной деятельности представителей различных наций в рамках определённой социальной общности. Мудрость выражается в народной педагогической мысли посредством пословиц, поговорок и притч. Понятие Добра едино для всех народов, однако различными являются пути к нему, это в свою очередь актуализирует в исторической ретроспективе многовековой опыт народа и его главные положения привносит в современную жизнь социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The folk wisdom as a means of education in the modern Russian society

The article reflects the phenomenon of forming tolerance in the modern society that is highly important for optimization and spiritual integration of different social and ethnic groups. The notion of tolerance is highly used in teachers vocabulary, though the basis of it, that is wisdom, is often stayed non consecrated. The process of forming tolerance can be connected with the social need of saving its originality, more over it can be stipulated by inner disinterested motive. Just right that inner motive which does not need some return, reward for tolerance but on the contrary which makes much respect to the others and let people admire the other personality is reflected in the article. The wisdom as understanding of kindness lets use this notion in estimation of events and social work of different nation’s representatives within the limits of definite social community. The wisdom reflects in teachers folk thoughts by proverbs, sayings and parables. The notion of kindness is common for many people though the ways to it is differ. It shows the centuriesold experience of people in historical retrospective review and introduces its main basis in the modern life of society.

Текст научной работы на тему «Народная мудрость, как средство воспитания толерантности в современном российском обществе»

УДК 392

Ильин Александр Г еннадьевич

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

Россия, Республика Татарстан, Елабуга,

Доцент

Кандидат философских наук [email protected]

Народная мудрость, как средство воспитания толерантности в современном российском обществе

Аннотация: Данная статья отражает явление формирования толерантности в современном обществе, что весьма важно для оптимизации и духовной интеграции различных социальных групп, этносов. Понятие толерантности весьма широко используется в лексиконе современных педагогов, при этом основа её - мудрость - часто остаётся не освящённой. Процесс формирования толерантности может быть связан с социальной необходимостью сохранения собственной самобытности, при этом он так же может быть обусловлен внутренними бескорыстными побуждениями. В настоящей статье раскрывается как раз та внутренняя мотивация, которая не требует отдачи, вознаграждения за терпение, а напротив побуждает большее уважение к другим, заставляя человека восхищаться другой личностью. Мудрость как понимание добра, его значимости, позволяет применять это понятие к оценке происходящих событий и социальной деятельности представителей различных наций в рамках определённой социальной общности. Мудрость выражается в народной педагогической мысли посредством пословиц, поговорок и притч. Понятие Добра едино для всех народов, однако различными являются пути к нему, это в свою очередь актуализирует в исторической ретроспективе многовековой опыт народа и его главные положения привносит в современную жизнь социума.

Ключевые слова: Адаптация; воспитание; глобализация; культура; мудрость; нация; смирение; социализация; толерантность; традиция.

Идентификационный номер статьи в журнале 99РУЫ613

Alexander Ilin

Yelabuga Institute of Kazan Federal University Russia, Tatarstan Republic, Yelabuga,

Senior lecturer Candidate or philosophical science Senior lecturer [email protected]

The folk wisdom as a means of education in the modern Russian society

Abstract: The article reflects the phenomenon of forming tolerance in the modern society that is highly important for optimization and spiritual integration of different social and ethnic groups. The notion of tolerance is highly used in teachers vocabulary, though the basis of it, that is wisdom, is often stayed non consecrated. The process of forming tolerance can be connected with the social need of saving its originality, more over it can be stipulated by inner disinterested motive. Just right that inner motive which does not need some return, reward for tolerance but on the contrary which makes much respect to the others and let people admire the other personality is reflected in the article. The wisdom as understanding of kindness lets use this notion in estimation of events and social work of different nation’s representatives within the limits of definite social community. The wisdom reflects in teachers folk thoughts by proverbs, sayings and parables. The notion of kindness is common for many people though the ways to it is differ. It shows the centuries- old experience of people in historical retrospective review and introduces its main basis in the modern life of society.

Keywords: Adaptation; education; globalization; culture; wisdom; nation; humility; socialization; tolerance; tradition.

Identification number of article 99PVN613

Народная педагогика и её экзистенциональное выражение - народная мудрость, имеют важное значение, которое заключается в том, что в ней нет строго сформулированных принципов воспитания, определённых знаний, конкретных научных терминов и понятий. Народная педагогика это накопленный опыт совместной деятельности многих поколений, это квинтэссенция народная мудрость, которая накапливается веками. Народная мудрость, как отражение гносеологического и воспитательного процесса, есть результат наблюдений за развитием детей, взаимоотношений между детьми, также детьми и взрослыми. Это формулируется в изречениях, заповедях, поучениях.

Главным предметом конституирования народной педагогики является педагогическая культура народа, которая вбирает в себя многовековой опыт его жизни, отражает важнейшие вехи жизни человека и самого народа. Зарождаясь в тонком созерцании действительности, она проявляется в кратких изречениях, притчах, пословицах и поговорках. «Хотя в пословицах у различных народов виден ум более или менее образованный, язык более или менее украшенный, однако все почти они суть краткие, остроумные, иногда тёмные и даже загадочные изречения, важные по содержанию, излагающие частный опыт в общности, руководствуя к добродетельной и благоразумной жизни».[8;153] Это весьма важно, так как это позволяет сохранить Традицию, в рамках которой развивается тот или иной народ. Сохранить живую связь поколений важно, так как это оберегает от гибели народ и его культуру, которая не прерывается, а значит, живёт и развивается. Народная мудрость существует и формируется в народной среде, проявляясь на бытовом уровне и отражая практический опыт воспитания. Она не сформирована на теоретическом уровне, как теория, не систематизирована. Но при этом, наука непременно обозначит её значимость на сознательном уровне и сформирует у людей соответствующее к ней отношение. Лишь наука способна рассматривать на теоретическом уровне опыт народной педагогики и давать соответствующие рекомендации, но проникнуть до конца в суть народной педагогики, народной мудрости наука, конечно же, не в силах. Изучая тот или иной аспект народной жизни, который непременно выражается в народной мудрости, в пословицах, поговорках и т.д. наука даёт общие рекомендации для использования этих данных. При этом деятельность самого учёного, исследователя, как субъекта познания, может быть связана с народной культурой и происходить в рамках тех или иных постулатов народной мудрости, что важно для глубокого понимания предмета.

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России, приобщения к глобальным векторам развития, одним из важнейших направлений динамики общественных процессов, является духовное возрождение национальных Традиций, что проявляется в активизации национально-этнических общностей. Эта активизация их деятельности связана с возрождением национальных задач и самоопределением в современном российском обществе. При этом стоит указать, что нация здесь понимается не в политико-правовом, социальном смысле, а в философско-культурном.

Важным следствием воспитания является социализация как явление и как процесс. Социализация формирует и определяет уровень подготовленности личности к полноценной жизни в обществе. Социализация вместе с тем, важна как педагогический феномен и интересна как часть становления личности в естественных взаимосвязях с другими личностями, а также переплетёнными с ней воспитанием и самовоспитанием. Культурная, социальная, политическая жизнь общества являются основными сферами процесса социализации. Развитие общества непременно связано с развитием культуры- в культуре человек закрепляет результаты своего духовного становления, передает этот опыт будущим поколениям для дальнейшего развития и реализации. Через это будущее поколение непременно будет иметь твёрдую почву в движении вперёд, если не произойдёт отхода от данной Традиции.

Социализация раскрывает в человеке культурное самосознание. Человек, связанный с культурой своего народа, начинает чувствовать себя увереннее, ведь это служит большой платформой, опорой для его деятельности, что проявляется и в менталитете в первую очередь. Развитие личности человека, нравственное, духовное формирование происходит с приобретением им общественно-исторического, культурного опыта и усвоение норм социальных и общечеловеческих взаимоотношений.

Опыт, накопленный человечеством, нашел свое отражение в традициях, нравственных и моральных нормах, в социальных императивах. В традициях отражены исторические сложившиеся нормы, взаимоотношения, обычаи, которые утвердились в социуме.

В народной педагогике России, раскрываются исторические, социальные и природные условия жизни, быта, традиций, взаимоотношения людей, которые, безусловно, важны и в наше время, так как позволяют черпать творческие силы для гармоничного развития.

Одним из актуальных вопросов народной педагогики является развитие национального, этнического образования в многонациональном обществе, каковым является российское. В России, наверное, нет ни одного села, нет ни одного города, где бы ни жили люди разных национальностей. Рассматривая на региональном уровне возможности народной педагогики, как средства социализации личности, важное значение необходимо придавать обучению общечеловеческим правилам и привитию общечеловеческих ценностей.

Историческая память народов является важной предпосылкой сохранения самобытности национальной культуры. Возрождение народной педагогики, использование её традиций и принципов и воспитания могут оказать большую помощь в осмыслении и решении проблем воспитания, выдвигаемых современной социальной обстановкой. Народная педагогика должна быть интегрирована в современное педагогическое мышление, т.к. содержит множество идей, соответствующих задачам современного социального становления личности.

Процесс глобализации мирового сообщества способствует вовлечению в кросскультурные взаимодействия огромных масс людей, принадлежащих к различным культурам и конфессиям. Опыт межнациональных отношений нашего времени показывает, что обострения и напряжение чаще возникают в поликультурном мире и полиэтнических сообществах, что весьма сильно обусловлено различиями в социальных нормах и культурных традициях поведения. В этих условиях изучение проблемы толерантности приобретает особое значение. Изучение толерантности позволяет лучше представить её глубинные основы и раскрыть более сильные и здоровые силы народа, нации.

В настоящее время становится очевидным, что мир и духовное единство в многонациональном и поликультурном обществе могут быть достигнуты и сохранены путем возрождения взаимоотношений между людьми на основе этических, нравственных принципов и культурных ценностей. Следовать за иллюзиями в погоне за быстрым счастьем значит обречь себя на мучения блужданий и поиск выхода из всё более приближающегося тупика. Незнание особенностей культуры того или иного народа, ее моральных основ может приводить к неприятию его культурных норм и как следствие этого - межэтническим конфликтам. «В современных педагогических исследованиях неоднократно подчеркивается мысль, что диалог с собственным прошлым позволяет черпать духовные силы для роста, развития, но и таит в себе опасность истощения культурной почвы». [3; 37] Этим во многом объясняется обращение ученых к истории и культуре этносов. При этом стоит указать, что познание Другого, представителя другой Традиции должно быть обусловлено не внешними необходимостями, а непременно внутренними побуждениями личности, что не будет вызывать напряжённости у самой познающей личности. Истощение же культуры, о котором

идёт речь, происходит под воздействием закрытости перед лицом другой культуры, перед её глубинными пластами, определяющими и направляющими основные пути развития народа. Отсутствие глубинной связи с в межкультурной коммуникации приводит к тому, что вся нагрузка падает на одну из взаимодействующих культур, другая же при этом не проявляя себя гибнет в темноте собственных кладовых, не выходя за рамки собственной традиции. В случае стагнации одной из культур происходит и гибель другой. Живая связь культур может быть обусловлена лишь смирением и толерантным отношением друг к другу.

«Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание.. .Все современные нации в культурном, религиозном и политическом отношении более плюралистичны, чем традиционные сообщества, которые сохраняли свое единство за счет фундаментальных традиций в культуре или религии»[10].

По мнению автора, формирование таких качеств, как признание человеком Другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. Признание - это способность видеть в Другом именно Другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутрии, способность взглянуть на другого человека одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

В процессе адаптации к современному, быстро меняющемуся социальному миру, возрастает роль одной из важнейших составных частей традиционной культуры -толерантности. Толерантность представляет собой особый фактор мирного сосуществования разных народов, особенно в районах и группах повышенного межэтнического и межкультурного взаимодействия. «Ценные для общества или социальных групп и коллективов индивидуализированные способы, методы, формы деятельности могут осваиваться другими, превращаясь в эталонные, что свидетельствует о процессе возникновения инноваций и является важным при формировании этнической толерантности».

Определяя понятие толерантности, обычно отмечают, что оно включает в себя сдержанность, терпимость, умение прощать. Действительно, толерантность является особой формой мироотношения, мировоззрения и самоконтроля, которая позволяет, избегая излишней эмоциональности, разумно оценивать ситуацию и сохранять спокойствие, противостоять недружелюбным, раздражающим, возмущающим, а порой даже оскорбительным действиям и поступкам. К толерантному отношению к другим способен человек развитый нравственно и духовно. Здесь «нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность - на жизнь в ее высшем качестве - бытии человека». [9;

В народной мудрости она понимается, с одной стороны, как ненасилие по отношению к другим, а с другой - как бы «насилие» над собой, поскольку умение сдерживать себя, подавлять раздражение и гнев требует иногда проявления сильной воли. «Крупинка за крупинкой гонится с дубинкой» [7; 176] Это результат глубокого понимания жизни, где с одной стороны проявляется простота восприятия, но в тоже время главная сущность мудрости по отношению к жизни, людям других интересов. Понимания того, что усилие над собой - это меньшее зло, которое имеет место в нашей жизни, чем насилие над другими. И действительно, из-за мелочей люди часто делают большие ошибки и жертвуют большими достижениями, ради правоты в мелочах, там, где стоило бы уступить. Рассмотрим другой взгляд на данный вопрос: «если я не буду иногда молчать, то не услышу, чего хочет от меня жизнь»[5]. Жизнь это сложный процесс, связанный с проявлением во внешнем мире внутренних мировоззренческих потенций человека. Каким будет восприятие и отношение к

[4]

10]

жизни, таким будет и ответ этой жизни. Человек не может от животных требовать покорности и понимания, хотя бы даже если к ним будет относиться с «добром», но это не значит, что человек должен быть «злым» по отношению к животным из-за того, что они не могут оценить его добродетели. «Добродетель» здесь - это внутреннее заботливое отношение к животным «с высока», как к ниже стоящим и не могущим дать ответ и понять, хотя и у животных есть некоторые проявления понимания своих хозяев, их настроений. В отношениях с людьми совсем другое дело: человек от «другого» человека ждёт какого-то ответа, понимания. «Других не зли и сам не злись, мы — гости в этом бренном мире, а если, что не то,- смирись. Будь мудрее, улыбнись, холодной думай головой. Ведь в мире всё закономерно, зло излучённое тобой, к тебе вернётся непременно»[5]. В этом понимании он находит значимость своего поступка, значимость поступка откладывается в самом сокровенном народа - в его народной мудрости, в духовной кладовой народной культуры. Народная мудрость доступна всем, она открыта для всех, но не все и не всегда пользуются её богатством. Для многих мудрость народа является чем-то запретным, так как обнажает их тайные помыслы и желания. Если человек не в силах бороться с собственной слабостью и удерживать себя от зла, то ему непременно нужно довериться народной мудрости, прислушаться к вековому голосу народа и обрести покой и силы для Добра. В противном же случае человек может погибнуть, не познав Добра, а это самое важное для человека в жизни. Отсюда можно выделить ещё один аспект толерантности - это толерантное отношение к самому себе. Не любя себя трудно думать о других искренне, по настоящему. Лишь осознавая свою значимость, человек может помочь другому, дать ему надежду. Здоровье может делать только здоровый человек, больной же не в силах помогать другим. Толерантность в народной мудрости связана с понятием «добродетель». «Добродетель» же можно понимать как проявление смирения, дружелюбного отношения к другим: «сделал добро - брось его в воду, оно не пропадёт»[5]. Кроме этого, в основе толерантности лежит смирение перед миром, перед другими людьми, а смирение есть не что иное, как желание остаться с миром, быть с жиром. Гнев же и отсутствие толерантного отношения к другим есть уход от мира и невозможность жить и творить в мире. Оторвавшись от материи бытия человек не в силах перестраивать мир, не в силах творить добро. Сила же человека и нации заключается в способности нести Добро. Сильный человек вызывает уважение и несёт мир и гармонию людям. Подобно тому как смирение способно помочь преодолеть многие трудности на пути становления толерантности, так же и сила духа человека способна творить добро. «Это путь систематического и последовательного усиления центростремительной силы личности, постепенного роста ее внутренней свободы».[6]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что народная педагогика и народная мудрость несут в себе многовековой потенциал для разрешения многих конфликтов в современном российском обществе и мире. Народная мудрость отражает аспекты толерантности, которые являются практическим.

Так же необходимо сказать о толерантности старших по отношению к подрастающему поколению. «Хорошо, что многие, очень многие понимают, что детей нужно воспитывать и образовывать совершенно по-другому.. .надо уметь самому обновляться, чтобы с ними вместе составить мощную волну прогресса. Сказано: «Когда творите новое, зовите детей. В них законное начало дела» [1].

Народная мудрость обобщает практический опыт отношений между различными социальными группами, отношений к слабому, но нет указаний по поводу отношения к представителю другой национальности, этноса. В пословицах и поговорках народа нет, или практически нет упоминаний тех или иных национальностей и этносов. Откроем русский домострой: «Прежде всего - с весны укрепить ограду, чтобы в огород ни собаки, ни свиньи, ни куры, - никакая скотина не могла зайти ни с чужого двора, ни со своего.. .»[2; 143]. Это значит, что народная мудрость не делает различий между национальностями, это очень

важный её аспект. Все равны перед Добром, все равны перед жизнью, каждый получает от общества, от других людей то, что заслуживает по человеческим делам, по проникновению к нему, т.е. человеку, внутренним, духовным вниманием со стороны других. Если другие сохраняют равнодушие, не принимают и не допускают в свой духовный мир, значит, человек ещё не вышел на уровень творения Добра, либо его не готовы ещё оценить, но проходит время и Добро непременно бывает замечено.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш.А. В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры // http://nsportal.ru

2. Домострой. - М.:ЗАО «ОЛМА МЕДИА Групп», 2013.-304 с.: ил.

3. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов 19-20 вв. / В.М.Кларин, В.М.Петров. М., 1996. 342с.

4. Методы формирования этнической толерантности в деятельности педагога-психолога // http://yspu.org/index.php

5. Народная_мудрость // http://ru.wikiquote.org/wiki

6. Седова Е. Е. Аксиологические основы «педагогики культуры» С.И. Гессена // http://www.pedagogika-cultura.ru

7. Скляр С.С. Копилка народной мудрости / С.С.Скляр. Клуб семейного досуга, 2011. 324 с.

8. Снегирёв И.М. Словарь русских пословиц и поговорок; Русские в своих пословицах / И.М.Снегирёв, Е.А.Грушко, Ю.М.Медведев. Н.Новгород: «Русский купец», «Братья славяне», 1996. 624 с.

9. Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / И.А. Соловцова // Проблемы духовного воспитания: Гуманитарноцелостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. - С. 5-10.

10. Толерантность. Определение понятия // http://www.krugosvet.ru

Рецензент: Шатунова Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общенаучных дисциплин, Елабужского института Казанского национального исследовательского технического университета ЕИ КАИ-КНИТУ.

REFERENCES

1. Amonashvili Sh.A. V Chashe Rebjonka sijaet zarodysh zerna Kul'tury // http://nsportal.ru

2. Domostroj. - M.:ZAO «OLMA MEDIA Grupp», 2013.-304 s.: il.

3. Klarin V.M., Petrov V.M. Idealy i puti vospitanija v tvorenijah russkih religi-oznyh filosofov 19-20 vv. / V.M.Klarin, V.M.Petrov. M., 1996. 342s.

4. Metody formirovanija jetnicheskoj tolerantnosti v dejatel'nosti pedagoga-psihologa // http://yspu.org/index.php

5. Narodnaja_mudrost' // http://ru.wikiquote.org/wiki

6. Sedova E. E. Aksiologicheskie osnovy «pedagogiki kul'tury» S.I. Gessena // http://www.pedagogika-cultura.ru

7. Skljar S.S. Kopilka narodnoj mudrosti / S.S.Skljar. Klub semejnogo dosuga, 2011. 324 s.

8. Snegirjov I.M. Slovar' russkih poslovic i pogovorok; Russkie v svoih poslovi-cah /

I.M.Snegirjov, E.A.Grushko, Ju.M.Medvedev. N.Novgorod: «Russkij kupec»,

«Brat'ja slavjane», 1996. 624 s.

9. Solovcova I.A. Zakony duhovnoj zhizni cheloveka kak osnova duhovnogo vospitanija / I.A. Solovcova // Problemy duhovnogo vospitanija: Gumanitarno-celostnyj pod-hod: Materialy «kruglogo stola», 20 oktjabrja 2005 g. / Sost. I.A. Solovcova; pod red. N.M. Borytko. - Volgograd: TC «OPTIM», 2006. - S. 5-10.

10. Tolerantnost'. Opredelenie ponjatija // http://www.krugosvet.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.