Научная статья на тему 'Народная медицина коми-ижемцев Нижнего Приобья: факторы трансформации и механизмы актуализации в современных условиях'

Народная медицина коми-ижемцев Нижнего Приобья: факторы трансформации и механизмы актуализации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
369
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА / КОМИ-ИЖЕМЦЫ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / FOLK MEDICINE / IZHMA KOMI PEOPLE / TRANSFORMATION / ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермакова Елена Евгеньевна

В статье анализируется изменение магико-медицинского комплекса знаний как важной части народной культуры. Особое внимание уделяется природным, культурным и социальным причинам трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK MEDICINE OF THE IZHMA KOMI PEOPLE LIVING IN THE LOWER OB AREA: TRANSFORMATION FACTORS AND ACTUALIZATION MECHANISMS IN MODERN CONDITIONS

The paper analyzes changes in the magic-medical set of knowledge as an important part of traditional culture. Much attention is devoted to natural, cultural and social reasons of the transformation.

Текст научной работы на тему «Народная медицина коми-ижемцев Нижнего Приобья: факторы трансформации и механизмы актуализации в современных условиях»

УДК 391.6:61(571.12=511.132)

ЕРМАКОВА Елена Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры социальнокультурного сервиса и туризма института наук о Земле Тюменского государственного университета. Автор 101 научной публикации, в т. ч. двух монографий и одного учебно-методического пособия

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА КОМИ-ИЖЕМЦЕВ НИЖНЕГО ПРИОБЬЯ: ФАКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ И МЕХАНИЗМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ1

В статье анализируется изменение магико-медицинского комплекса знаний как важной части народной культуры. Особое внимание уделяется природным, культурным и социальным причинам трансформации.

Ключевые слова: народная медицина, коми-ижемцы, трансформация, актуализация.

В системе знаний коми-ижемцев Нижнего Приобья (территория Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Ханты-Мансийского автономного округа) важное место занимал ма-гико-медицинский комплекс, способствующий адаптации и самосохранению народа на новой для него территории проживания (переселение этой группы коми из Архангельской губернии в Тобольскую губернию началось в первой половине XIX века). В круг магико-медицинских знаний ижемцев входили такие способы врачевания, как массаж и хирургия, фитотерапия, натуропатия, лечение минеральными веществами и продуктами органического происхождения. Использование магических приемов в лечении

тех или иных заболеваний также имело место в структуре магико-медицинских знаний ижемцев. В силу их занятия оленеводством и животноводством была развита ветеринария [2, с. 164-167; 3, с. 173-180; 5, с. 89-93; 6, с. 101-107].

Медицинская культура ижемцев Нижнего Приобья интегрирует бесценный опыт, в котором аккумулированы знания, накопленные в Коми крае, а также приобретенные и переосмысленные в Сибири. В результате исторического развития и под влиянием определенных факторов магико-медицинские знания ижемцев сложились в некую целостную систему В первую очередь отметим роль природно-кли-

1 Статья выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований президиума Российской академии наук «Историко-культурное наследие и духовные ценности России», проект «Этнокультурные процессы у коми Нижнего Приобья в XIX - начале XXI в.».

© Ермакова Е.Е., 2013

матических особенностей местности, создающих материальную базу, на основе которой строилась и трансформировалась медицинская система народа. Основные ресурсы для враче-вательной практики ижемцы черпали в природе. В частности, более северное по сравнению с «материнской» территорией расположение новых мест проживания ижемцев предопределило набор растений и грибов, используемых в медицинской практике.

У ижемцев сложилась рационально-экспериментальная в своей основе медицинская система. В этом моменте их медицина обнаруживает свое сходство с медициной ненцев, которая была основана «на опыте, полученном при непосредственных наблюдениях за результатами лечения» [13, с. 65]. Быть может, корректно будет говорить и о научно-экспериментальном характере «северной», циркумполярной медицины в целом.

Специфика расселения на большой территории также наложила отпечаток на состав магико-медицинских знаний, в частности «закрепленных» за той или иной местностью. Например, жители Казыма отмечали, что у них не лечили в бане - «такой моды не было», в то время как в Мужах многие лечебные процедуры проводились именно в бане. В Новом Киевате не нашел применения медвежий жир, т. к. на островной местности попросту не было этих животных.

Свое воздействие на магико-медицинские знания ижемцев оказал и кочевой образ жизни, который вели оленеводы, а отсюда минимум средств жизнеобеспечения при постоянных передвижениях. Более того, их набор зачастую вообще не выходил за рамки функционирования организма человека, и продукты его выделения были задействованы в безотходной оздоровительной цепочке.

В свое время занятие большой части ижем-цев оленеводством предопределило не только минимальный набор лечебных средств, но и систему заболеваний. По наблюдениям наших информаторов, в семьях оленеводов отсутствовал ряд заболеваний, в частности простудных,

которым были подвержены жившие оседло. Постоянное пребывание на воздухе способствовало тому, что, по словам В.А. Рочевой, кровь была «горячая, свежая» (полевые материалы автора, с. Казым, 2010 год). В тундре можно было получить естественную здоровую пищу, которая сама служила лекарством: здесь были сырые мясо и печень, свежая кровь оленя, дары природы - ягоды и грибы.

В «Докладе о развитии человека в Арктике» на основании данных российских ученых-медиков сообщается, что «модернизация и урбанизация имеют серьезные последствия для здоровья коренных жителей Сибири. Люди, переезжающие из удаленных мест в крупные населенные пункты, не только ощущают меньший контроль над своим здоровьем, но и в целом испытывают больший стресс» [1, с. 159]. Конечно, слова «стресс» раньше не знали, но, по сведениям и оленеводов, и живших в поселках, оседлый образ жизни являлся одним из факторов большей заболеваемости среди ижемцев.

На состояние здоровья, безусловно, оказывает влияние и экологическая обстановка. Так, обследование, проведенное у хантов и коми Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа, выявило «значительный уровень иммунологических маркеров инфици-рованности вирусом гепатита В (31 %)», объясняемое в том числе «снижением иммунологической резистентности... вследствие влияния определенных экологических факторов» [8, с. 190]. Определенное влияние на здоровье в свое время оказало соседство с Новой Землей, где проводились ядерные взрывы. Н.Д. Рочева вспоминает, как во время испытаний содрогалась земля, а после выпал «розовый» снег, который любопытные дети пробовали на вкус (!). С последствиями такого любопытства помогли справиться сырые оленье мясо и кровь, а также «сильная генетика» (полевые материалы автора, с. Овгорт, 2010 год).

Тяжелая физическая работа, выполняемая мужчинами, женщинами и детьми, также предопределила структуру магико-медицинских

зі

знаний и большую востребованность умений, оказывающих воздействие на костно-мышечную систему человека. И здесь массаж, как ни один другой метод, способствовал оптимальной реабилитации и быстрому восстановлению здоровья. Однако в результате изменения образа жизни, произошедшего после развала хозяйственной системы, в настоящее время массаж не востребован или востребован в гораздо меньшей степени, чем раньше.

Одной из важных причин, влиявших на передачу и закрепление медицинских знаний у ижемцев, стало изменение семейной и - шире -«коллективной» жизни. Крепкая семейная и общинная жизнь содействовали тому, что лечение воспринималось как форма взаимовыручки, гармонизирующая не только состояние отдельного человека, но и всего социума, где коллективный труд был нормой. «Выпадение» одного из звеньев коллектива грозило распадом всей цепочки, всей группы. Как отмечается в «Докладе о развитии человека в Арктике», «культурная среда каждого индивидуума образуется на базе семьи и друзей, обеспечивающей здоровое поведение» [1, с. 159]. Наш материал показывает, насколько эффективной и прочной была у ижемцев эта взаимовыручка, а многие действия «медицинского» плана, направленные на здоровьесбережение, являлись именно коллективными, начиная от собирания трав и заканчивая спасением нуждающихся в экстремальных ситуациях. М.Я. Семяшкина вспоминает разговор с мамой, которая заготавливала чагу и делилась с нуждающимися в ней: «Говорит: “Вот этой соседке унеси, этой.” - “Мама, мы с таким трудом ищем чагу.” - Она: “Не все ведь могут ходить, надо со всеми поделиться. А нам даст Бог еще больше”» (полевые материалы автора, с. Мужи, 2010 год). Знания не утаивались, а передавались другим людям для их скорейшей реабилитации и дальнейшей социальной помощи. В настоящее время большой коллектив сменился или рамками семьи, или небольшим кругом близких родственников и знакомых, где и находят применение традиционные магико-медицинские знания. В результате изменения

национальной структуры семьи в результате межэтнических браков происходит нивелирование этнокультурных различий [9, с. 136-137], а следовательно, и частичная утрата традиционных знаний, в т. ч. медицинских.

Еще в 1837 году, во время экспедиции на Северо-Восток Европейской России, А.И. Шренк сделал наблюдение, что «соседи русские обнаружили сильное влияние на всю народность архангельских зырян» [12, с. 167]. От других коми-ижемцы «заметно отличались. большей ориентацией на русские культурные традиции» [11, с. 137]. Ижемцы никогда не жили обособленно: и на своей родной территории, и в результате миграции они имели контакты то с одним, то с другим народом. Контакты на уровне магико-медицинских познаний с местным населением - северными народами, а также мигрантами, как правило, русскими, с одной стороны, позволили быстрее адаптироваться к новым условиям проживания, с другой, трансформировали магико-медицинский комплекс ижемцев. Например, М.К. Завьялова показала нам лечение с помощью нитки. Она ниткой от темечка до пятки измеряет рост человека, в это время читает заговор, затем в косяке двери шилом делает небольшое отверстие и затыкает туда нитку острым предметом, например ножницами, вечером же нитку сжигает в печи. М.К. Завьялова научилась так врачевать от русской женщины в г. Тобольске, где, по нашим данным, действительно практикуется подобный способ избавления от грыжи [4, с. 247]. Таким образом, происходит и обогащение медицинских знаний ижемцев, и размывание их границ.

Долгое отсутствие помощи со стороны «официальной» медицины и нехватка лекарств также сказались на популярности народной медицины в прошлом и ее неплохой сохранности в настоящем. Чрезвычайная популярность народной медицины объяснялась еще и настороженным, а местами негативным отношением к «официальной» медицинской помощи. И сейчас, по нашим наблюдениям, в домах пожилых ижемцев редко можно встретить лекарственные препараты из аптеки, а их самих редко

можно застать в медицинских учреждениях. Некоторые (особенно пожилые ижемцы) не ходят в поликлинику вообще.

Полагание только на «больницу» и «таблетку» - это такой расслабляющий момент, ведь они не требуют практически никаких усилий от человека. Здесь он выступает потребителем, в то время как в обществе без этих благ цивилизации человек был производителем, и его здоровье зависело от его активности и физического напряжения. Современное знание достаточно унифицировано, в нем больше схожего, чем различного, больше глобального, чем индивидуального. В то же время боязнь размывания культурной специфичности способствует чрезвычайной активности, особенно среди старшего поколения, а часто и их детей (т. е. среднего поколения), при «припоминании» отдельных элементов культуры. В настоящее время в среде ижемцев происходит процесс реидентификации - конструирования этнич-ности, заключающийся в попытках переосмысления групповой идентичности, актуализации исторической памяти [11, с. 134-150]. Это явление зафиксировано и в Республике Коми, и на территории расселения ижемцев в Западной Сибири [10, с. 133-142]. Под влиянием процесса этнической реидентификации традиционные знания, в т. ч. медицинские, получают «вторую жизнь», становясь аттрактивным маркером идентичности. Причем, что важно, эти знания не только существуют в теоретическом виде, но и имеют практическую направленность. Так, одна из наших информаторов, показывая приемы массажа в реальном времени и пространстве на своей внучке, тем самым закрепляет свои умения и навыки и передает их следующему поколению.

Проводившееся долгие годы атеистическое воспитание не способствовало плавной преемственности знаний. Информаторы вспоминают, что были «пионерами, комсомольцами», «коммунистами», «не хотели слушать» то, что рассказывали бабушки и т. п. Отмечали, что «свое лечение в советское время запрещали», «это ведь всем не рассказывают, нельзя

было», «много ведь не спрашивали у старых-то». Этот духовный разрыв не мог не сказаться и на общем «самочувствии» народа. Он сформировал то девиантное поведение, из-за которого прервалась трансляция многих знаний, в т. ч. и медицинских, особенно базировавшихся на религиозных практиках. Духовная пустота, вызванная запретом на коллективные и индивидуальные религиозные действия, не была заполнена ничем идентичным по наполнению, в то время как ученые установили, что духовный компонент - один из ключевых для улучшения здоровья народов Севера [1, с. 159]. Возможно, и из-за этих причин традиционно тайные знания [7, с. 249] были частично или полностью десакрализированы, а поэтому их достаточно легко сообщают нам при личных беседах.

В результате всех трансформаций «настоящих» лекарей сейчас значительно меньше, чем раньше. Речь идет о тех, кто занимался врачеванием «на большое общество». Так, многие из опрошенных нами информаторов, хранителей лекарских знаний, до сих пор практикуют народные средства лечения или, по крайней мере, хорошо помнят о них, хотя не считают себя лекарями. В то же время круг их пациентов в настоящее время чаще всего ограничен родственниками, занимаются они и самолечением. Цепочка «лекарь - пациент» после многих лет пренебрежительного отношения к традиционным знаниям оказалась нарушенной.

Причины трансформаций народной медицины кроются и в заимствованиях из печатной литературы, средств массовой информации - газет, журналов, телевидения, радио, Интернета. Они одновременно привносят новое, универсальное, являясь факторами инноваций, и актуализируют старое. По районному телевидению (Шурышкарский район) транслируют в том числе телевизионные передачи, посвященные местной народной медицине. В.М. Истомина, пройдя специальные курсы, практикует в Мужах массаж и гирудотерапию.

Итак, нам материал позволяет говорить

о магико-медицинском комплексе ижемцев Нижнего Приобья как об уникальном наборе

зз

методов и средств лечения, тесно связанном с повседневной жизнью человека, живом механизме, актуальном в прошлом и востребованном в настоящем. Хорошая сохранность медицинских знаний на настоящем этапе объясняется их востребованностью у ижемцев, видевших в них не предрассудки прошлого,

а оптимальный способ адаптации к новым условиям проживания. В то же время общественные трансформации, безусловно, накладывают отпечаток и на магико-медицинский комплекс, который, как и вся духовная культура, адаптируется к новым условиям меняющегося мира.

Список источников и литературы

1. Доклад о развитии человека в Арктике: пер. с англ. / ред. А.В. Головнев. Екатеринбург; Салехард, 2007. 244 с.

2. Ермакова Е.Е. Народная медицина в системе жизнеобеспечения ижемцев Нижнего Приобья // Культура как система в историческом контексте: опыт Западно-Сибирских археолого-этнографических совещаний. Томск, 2010.

3. Ермакова Е.Е. Народная медицина ижемцев Нижнего Приобья // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2009. № 7.

4. Ермакова Е.Е. Сибирская заговорная традиция (конец XX - начало XXI вв.): в 2 т. Тюмень, 2005. Т. 2. 380 с.

5. Ермакова Е.Е. Традиции врачевания у коми Нижнего Приобья: старые лекари и новые преемники // Профилактическая роль культуры и искусства. Тюмень, 2009.

6. Ермакова Е.Е. Фитотерапия в народной медицине коми-ижемцев Нижнего Приобья // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность. Уфа, 2009.

7. Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми народа. Сыктывкар, 2004. 432 с.

8. Коренное население Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа: демографические, генетические и медицинские аспекты / отв. ред. Л.П. Осипова. Новосибирск, 2005.

9. Лискевич Н.А. Особенности этнокультурного развития коми с. Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа // Вестн. археологии, антропологии и этнографии. 2009. Вып. 11.

10. По обе стороны Двуобья / отв. ред. А.Г. Брусницына; авт. колл.: Т.В. Ануфриева, А.Г. Брусницына, П.М. Гудков и др. Екатеринбург, 2010. 260 с.

11. Шабаев Ю.П., Дронова Т.И., Шарапов В.Э. Коми-ижемцы, поморы и устьцилемы: модели культурных трансформаций // Этнограф. обозрение. 2010. № 5. С. 134-150.

12. Шренк А.И. Путешествие к Северо-Востоку Европейской России. М., 2009. 496 с.

13. Этнография и антропология Ямала / Г.А. Аксянова, А.Н. Багашев, А.А. Богордаева и др.; отв. ред. А.Н. Багашев. Новосибирск, 2003. 390 с.

References

1. Arctic Human Development Report. Akureyri: Stefansson Arctic Institute, 2002-2004 (Russ. ed: Doklad o razvitii cheloveka v Arktike. Ed. by Golovnev A.V. Yekaterinburg, Salekhard, 2007. 244 p.).

2. Ermakova E.E. Narodnaya meditsina v sisteme zhizneobespecheniya izhemtsev Nizhnego Priob’ya [Traditional Medicine in the Life Sustenance System of Izhma People of the Lower Ob Area]. Kul’tura kak sistema v istoricheskom kontekste: opyt Zapadno-Sibirskikh arkheologo-etnograficheskikh soveshchaniy [Culture as a System in Historical Context: Experience of West-Siberian Archaeological and Ethnographic Meetings]. Tomsk, 2010.

3. Ermakova E.E. Narodnaya meditsina izhemtsev Nizhnego Priob’ya [Folk Medicine of Izhma People of the Lower Ob Region]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009, no. 7.

4. Ermakova E.E. Sibirskaya zagovornaya traditsiya (konetsXX- nachalo XXI vv.) [Siberian Spell Casting Tradition (Late 20th - Early 21st Century]. In 2 vols. Tyumen, 2005, vol. 2. 380 p.

5. Ermakova E.E. Traditsii vrachevaniya u komi Nizhnego Priob’ya: starye lekari i novye preemniki [Healing Traditions of Komi People in the Lower Ob Area: Old Healers and New Successors]. Profilakticheskaya rol’ kul’tury

i iskusstva [Preventive Role of Culture and Art]. Tyumen, 2009.

6. Ermakova E.E. Fitoterapiya v narodnoy meditsine komi-izhemtsev Nizhnego Priob’ya [Herbal Therapy in Folk Medicine of the Izhma Komi People of the Lower Ob Area]. Etnosy i kul’tury Uralo-Povolzh’ya: istoriya i sovremennost’ [Ethnic Groups and Cultures of the Ural-Volga Region: The Past and the Present]. Ufa, 2009.

7. Zyryanskiy mir. Ocherki o traditsionnoy kul’ture komi naroda [Zyryan World. Essays on the Traditional Culture of the Komi People]. Syktyvkar, 2004. 432 p.

8. Korennoe naselenie Shuryshkarskogo rayona Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga: demograficheskie, geneticheskie i meditsinskie aspekty [Indigenous Population of the Shuryshkarsky District of the Yamal-Nenets Autonomous Region: Demographic, Genetic and Medical Aspects]. Ed. by Osipova L.P. Novosibirsk, 2005.

9. Liskevich N.A. Osobennosti etnokul’turnogo razvitiya komi s. Muzhi Shuryshkarskogo rayona Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga [Peculiarities of Ethnocultural Development of the Komi People Living in Muzhi Village, Shuryshkarsky District, Yamal-Nenets Autonomous Region]. Vestnik arkheologii, antropologii i etnografii, 2009, no. 11.

10. Anufrieva T.V., Brusnitsyna A.G., Gudkov P.M., et al. Po obe storony Dvuob’ya [On Both Sides of Dvuobye]. Yekaterinburg, 2010. 260 p.

11. Shabaev Yu.P., Dronova T.I., Sharapov VE. Komi-izhemtsy, pomory i ust’tsilemy: modeli kul’turnykh transformatsiy [The Izhma Komi, Pomor, and Ust-Tsil’ma People: Patterns of Cultural Transformations]. Etnograficheskoe obozrenie, 2010, no. 5, pp. 134-150.

12. Shrenk A.I. Puteshestvie k Severo-Vostoku Evropeyskoy Rossii [Journey to the North-East of the European Part of Russia]. Moscow, 2009. 496 p.

13. Aksyanova G.A., Bagashev A.N., Bogordaeva A.A., et al. Etnografiya i antropologiya Yamala [Ethnology and Anthropology of the Yamal Peninsula]. Novosibirsk, 2003. 390 p.

Ermakova Elena Evgenyevna

Institute of Geosciences, Tyumen State University (Tyumen, Russia)

FOLK MEDICINE OF THE IZHMA KOMI PEOPLE LIVING IN THE LOWER OB AREA: TRANSFORMATION FACTORS AND ACTUALIZATION MECHANISMS IN MODERN

CONDITIONS

The paper analyzes changes in the magic-medical set of knowledge as an important part of traditional culture. Much attention is devoted to natural, cultural and social reasons of the transformation.

Keywords: folk medicine, Izhma Komi people, transformation, actualization.

Контактная информация: адрес: 625003, г. Тюмень, ул. Семакова, д. 10;

e-mail: elenaprema@mail.ru

Рецензент - Соколова Ф.Х., доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой регионоведения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.