Научная статья на тему 'Народная игрушка и её педагогическое значение'

Народная игрушка и её педагогическое значение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1294
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игра / игрушка / воспитание / социализация / педагогическое воздействие / народная культура / традиции / ребенок. / game / toy / upbringing / socialization / pedagogical influence / folk culture / traditions / child.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Е.Г., Озерова О.В.

Статья посвящена раскрытию педагогического потенциала народной игрушки в обучении, развитии и социальной коммуникации ребенка. Рассматривается народная игрушка, вводящая крестьянских детей в окружающую действительность, быт и труд взрослых. Народная игрушка в статье представлена как феномен, получивший развитие как в семейном быту, так и в традиционных художественных промыслах. В опоре на труды современных психологов и педагогов раскрывается значимость игры и игрушки как важного средства воспитания, помогающего ребенку осваивать окружающий мир и выстраивать отношения с людьми. Создание игрушки рассматривается как творческий процесс, в котором необходимо учитывать физиологические и психологические возрастные особенности ребенка, безопасность материалов, эстетические качества изделия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Е.Г., Озерова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk toy and its pedagogical significance

The article is devoted to the disclosure of the pedagogical potential of folk toy in teaching, development and social communication of a child. A folk toy which introduces introducing peasant children into the surrounding reality, life and work of adults is considered. The folk toy is presented in the article as a phenomenon that has been developed both in family life and in traditional artistic crafts. Relying on the works of modern psychologists and teachers the importance of games and toys as an important means of education that helps a child to master the world around him and build relationships with people is revealed. The creation of a toy is considered as a creative process in which it is necessary to take into account the physiological and psychological age characteristics of a child, the safety of materials, and the aesthetic qualities of the product.

Текст научной работы на тему «Народная игрушка и её педагогическое значение»

История профессионального образования в области традиционного прикладного искусства

Сергеева Е.Г., преподаватель кафедры профессиональных дисциплин, Сергиево-Посадского института игрушки - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Московская область, г. Сергиев Посад, Северный проезд, д.5, e-mail: m9851280310@mail.ru

Озерова О.В., кандидат педагогических наук, директор Сергиево-Посадского института игрушки - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Московская область, г. Сергиев Посад, Северный проезд, д.5. e-mail: ozerova_72@list.ru

Sergeeva E.G., teacher of the department of professional disciplines, Sergiev Posad institute of toy - a branch of the Higher school of folk arts (academy), Moscow Region, Sergiev Posad, Severny proezd, 5, e-mail: m9851280310@mail.ru

Ozerova О. V., candidate of 3edagogical biciences, Director of the Sergiev Posad institute of toy - a branch of the Higher school of folk arts (academy), Moscow region, Sergiev Posad, Severny proezd, 5. e-mail: ozerova_72@list.ru

Народная игрушка и её педагогическое значение Folk toy and its pedagogical significance

Аннотация. Статья посвящена раскрытию педагогического потенциала народной игрушки в обучении, развитии и социальной коммуникации ребенка. Рассматривается народная игрушка, вводящая крестьянских детей в окружающую действительность, быт и труд взрослых. Народная игрушка в статье представлена как феномен, получивший развитие как в семейном быту, так и в традиционных художественных промыслах. В опоре на труды современных психологов и педагогов раскрывается значимость игры и игрушки как важного средства воспитания, помогающего ребенку осваивать окружающий мир и выстраивать отношения с людьми. Создание игрушки рассматривается как творческий процесс, в котором необходимо учитывать физиологические и психологические возрастные особенности ребенка, безопасность материалов, эстетические качества изделия.

Ключевые слова: игра, игрушка, воспитание, социализация, педагогическое воздействие, народная культура, традиции, ребенок.

Abstract. The article is devoted to the disclosure of the pedagogical potential of folk toy in teaching, development and social communication of a child. A folk toy which introduces introducing peasant children into the surrounding reality, life and work of adults is considered. The folk toy is presented in the article as a phenomenon that has been developed both in family life and in traditional artistic crafts. Relying on the works of modern psychologists and teachers the importance of games and toys as an important means of education that helps a child to master the world around him and build relationships with people is

revealed. The création of a toy is considered as a creative process in which it is necessary to take into account the physiological and psychological âge characteristics of a child, the safety of materials, and the aesthetic qualities of the product.

Keywords: game, toy, upbringing, socialization, pedagogical influence, folk culture, traditions, child.

Народная игрушка - один из древнейших феноменов культуры народа, впитавшая в себя национальный колорит, многообразие видов и форм, которые зависят от материала изготовления, а также природных особенностей региона.

Педагогическое значение игрушки в национальной традиции состоит в целенаправленной подготовке ребенка к осмысленной деятельности в семье и в социуме, что, собственно, составляет ее основную функцию. В народной игрушке отражались границы реальной жизни, связанные с окружающей средой и бытом людей. С помощью игрушки ребенок познавал мир, учился общению.

Народная игрушка - простая и мудрая - актуальна и для современных детей: «знаменитые дымковские, филимоновские, абашевские, каргопольские, калининские и др. игрушки радуют глаз и согревают душу не одному поколению детей и взрослых. Все они самобытны, оригинальны, необычайно остроумны в своей интерпретации реального мира. Изображения животных, птиц, женские образы обобщены, стилизованы, декорированы, но в них отчетливо читаются реальные образы. Мотивы для сюжетных сцен мастера берут из жизни» [9, с.284]. Функции народной игрушки в воспитании современного ребенка: пробудить интерес к традициям своего народа; помочь понять образы сказок и малых фольклорных форм (пословицы и поговорки, потешки), оживить мир игры, получить знания, проверить свои умения, ловкость, находчивость мотивировать интерес к творчеству. Современные педагоги и психологи доказали, что благодаря играм и игрушкам развивается моторика рук, память, внимание, мышление, воображение [1; 6; 7; 8; 9; 13].

Очевидная сегодня необходимость увеличения роли культурных форм, бытующих в массовой, элитарной и народной культуре, во всех сферах общественной жизни, поднимает проблему воспитания культурной памяти у детей с раннего возраста. Народная игрушка представляет явление народной культуры, отражающее ее утилитарные и символические функции, в ней сохраняется и транслируется такой фактор культурного наследия как культурная память - один из аспектов коллективной памяти, позволяющей отдельному человеку дополнять или расширять «мир повседневности .../который/...дополняется, или расширяется... так, что память возмещает урон, претерпеваемый бытием от повседневности» [2, с. 56]. Неоценимую помощь в этом окажет народная игрушка, если попадет в руки современного ребенка. Близкая к образам хорошо знакомых сказок, обладающая такими

качествами как непритязательность, доброжелательность, позитивность, жизнелюбие, легкая узнаваемость, народная игрушка поможет понять характер родной культуры, научит ребенка взаимодействовать с другими культурами, раскроет общечеловеческие и общекультурные ценности, поможет состояться диалогу культур [9]. В данной возрастной группе игрушка может сделать многое в воспитании и развитии ребенка. Она способствует пониманию позитивности народной культуры, определенных общечеловеческих ценностей (моральных, нравственных: семья, традиции семьи, забота о близких, ответственность за домашних животных, любовь и т.д.), культурных ценностей (произведения культуры и искусства; народные ремесла и промыслы; эталоны поведения; фольклор и др.). Народная игрушка поможет ребенку в игре освоить ценности своей и чужой культуры. Так, если ребенок будет играть узбекской глиняной свистулькой-хуштак или таджикским драконом, он наверняка сохранит эти образы на всю жизнь, а соответственно и позитивное отношение к народам. То же можно сказать и об игре русскими игрушками детей других народностей. Включение в воспитание традиций народной культуры создадут условия, которые приведут детей к образцам культуры, к тому, что создает цивилизацию российской культуры [1]. Условия могут быть самые разные: от игрушек до фольклорных праздников, - главное, чтобы они мотивировали детей на познание мира, пробуждали интерес и доброе отношение к своему окружению.

Особые технические и художественные приемы изготовления традиционных игрушек и педагогические методы их использования в воспитательном процессе есть у каждого народа. Известный отечественный исследователь детской игры прошлого века Е.А. Покровский отмечал, что игрушки являются средством воспитания, которое помогает в дальнейшем осуществить первый толчок мысли и способствовать становлению характера. В книге «Детские игры, преимущественно русские» Е.А. Покровский представил более 600 наименований народных игр с игрушками, где каждая игра рассматривается комплексно, привел ценные сведения о национальной культуре [15].

Исследователи традиционной народной игрушки обоснованно полагают, что игра - это духовная жизнь ребенка, которая способствует взрослению, т.к. воспроизводит окружающий мир, зеркально отражает события, происходящие в жизни взрослых. Детская жизнь проходит в игровой форме, дети постоянно находятся в игре.

Обращаясь к актуальности изучения народной игрушки и её педагогической ценности, следует отметить, что в настоящее время увеличивается внимание к данному вопросу и существует востребованность в подобных исследованиях. Среди самых известных трудов можно выделить работы В.В. Абраменковой Г.Л. Дайн, И.А. Качановой, H.A. Коротковой, Г.В. Лунина, Т.И. Оверчук, O.E. Смирновой и др.

Очерки, написанные Г.Л. Дайн по результатам экспедиции в центры русской народной игрушки, содержат уникальные сведения об истории художественных промыслов разных регионов, традициях, семьях и мастерах игрушечного дела, технологиях и сюжетах [4], показывают преемственность передачи с помощью игрушки общечеловеческих ценностей своим детям в семьях простых крестьян.

Игры дошкольников как проблему педагогической теории и практики исследовала И. А. Качанова, осветив вопросы развития, формирования и педагогической поддержки игры, она рассматривает и обосновывает современный подход к организации игр [10]. Ее исследования раскрывают современные подходы к организации игр и показывают возможность включения народной игрушки в игры современных детей.

В игре ребенок воспроизводит мир взрослых, как бы обыгрывая варианты социального статуса. В зависимости от возраста ребенка изменяются его интересы, меняются игры и игрушки. В.И. Логинова и П.Г. Саморукова считают, что с трудовым процессом взрослых ребёнка необходимо знакомить как можно раньше, это поможет воспитать уважение к труду, понять составляющие трудовых обязанностях взрослых, познакомить с орудиями труда [12; 14].

В крестьянских семьях детей с раннего детства приучали к труду, сделанные специально для них деревяные молотки, топорики, прялки и другие орудия труда хранятся в коллекции Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама (рис. 1-2). Благодаря таким игрушкам дети в игре имитировали труд родителей, запоминали название и внешний вид орудий труда, получали первые умения обращаться с инструментами.

|Рис. 1. Молоток. Горьковская Рис. 2. Топор. Горьковская

(Нижегородская обл.), сер XX в, (Нижегородская обл.), сер XX в.

ХПМИ им. Н.Д. Бартрама ХПМИ им. Н.Д. Бартрама

Особую роль в жизни ребенка играет кукла. В каждом доме, в каждой семье, в которой росла девочка можно было встретить куклу, которую взрослые сами делали для ребенка из подручного материала: соломы или тряпочек, дерева или глины. Девочка сама одевала куклу, т.к. с детства овладевала необходимыми навыками рукоделия (вязание, шитьё, вышивание). В заботе о кукле у девочки вырабатываются такие человеческие

78

качества как забота, внимание, сострадание; формируются чувства ответственности и любви [8; 17].

Рис. 3. Прялка с веретеном, вьюшка. Архангельская обл. ХГТМИ им. Н.Д. Бартрама

Рис. 4. Девочка с козой. Сергиевский Посад, середина XIX в. ХПМИ им. Н.Д. Бартрама

Наиболее популярной в районах России была деревянная игрушка, изготовленная из липы, березы, которая неразрывно связана с культурными, бытовыми, фольклорными особенностями. Сергиев Посад и деревня Богородское считаются наиболее известными центрами создания традиционных деревянных игрушек, в которых воплощались сюжетные композиции: трудолюбивый мужик и его могучий конь, мужик и косолапый медведь, рубящий дрова и др. Ребёнок, взаимодействуя с подобными игрушками, проигрывал зачастую все ситуации из жизни - свадьбу, рыболовство, охоту, так он изучал традиции и моральные устои. Получая опыт в игре, дети овладевали порядком ведения праздника, изучали мелодию, текст и манеру пения, осваивали правила, необходимые в различных ритуалах - в этом и состоит педагогическая роль народной игрушки - дети в игре учатся, для них в этом возрасте важно освоение социальных ролей в первом приближении.

Рис. 5. А.Я. Чушкин. Пахота. Дер. Богородское, нач. XX в. ХПМИ им. Н.Д. Бартрама

Коллекция игрушек, хранящихся в Художественно-педагогическом музее игрушки имени Н.Д. Бартрама, показывает насколько значимыми для обучения и воспитания ребенка были игрушки в крестьянской среде: они «были разнообразны. Каждая семья их делала по-своему. На кукле лежал отпечаток души и мастерства автора, а также атмосферы дома, семьи, понимания ими мира. Родители, бабушки и дедушки, создававшие кукол для своих детей, вкладывали в них любовь и мудрость. Ребенок берег свою куклу, он чувствовал, что в нее заложена родительская любовь» [9]. Практически, игра для ребенка была «школой жизни».

Характер игрушек и материалы из которых они были изготовлены определялся местными природными условиями, поэтому игрушки можно разделить на несколько видов:

- глиняная игрушка (свистульки, погремушки, фигурки людей и животных, детская посуда и др.);

- деревянная игрушка (погремушки, свистульки, трещетки, фигурки

людей и животных, матрешки и др.);

- берестяная игрушка (погремушки, мячи, дудки и др.);

- тряпичная игрушка (куклы, мячи, обереги и др.).

Рис. 6, 7. Народная игрушка из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки имени Н.Д. Бартрама

Все эти игрушки когда-то побывали в детских руках и многому научили своих хозяев. Игрушки, собранные в музее, говорят о многообразии игрушечного мира и о достаточно полном отражении в них реального мира взрослого человека.

Н.К. Крупская отмечала, что, создавая игрушку, необходимо учитывать ее педагогическую ценность и интересы детей [11]. Особенно валено, что у детей при игре ассоциируются определенные представления, яркие впечатления появляется возможность перерабатывать свой жизненный опыт (O.K. Зинченко) [6].

Игрушки, традиционные в том числе, бывают двух видов -реалистические и стилизованные. A.M. Горький был приверженцем реалистической игрушки, он отмечал: «Утка должна быть действительно уткой». Однако дети умеют фантазировать, домысливать, импровизировать, не случайно обычная палка в руках ребенка может превратиться в коня, ружье, посох. Поэтому часто в народной среде, вырезая из дерева или сворачивая из тряпочек в домашних условиях лошадку, уточку, куклу, придавали им обобщенные, но вполне узнаваемые формы. Это говорит о том, что современная игрушка, так же, как и народная, может иметь разную степень условности.

В Сергиево-Посадском институте игрушки при создании проектов народных игрушек студенты стараются создавать художественные произведения, задача которых - передать выразительный образ человека, или животного. При создании проектов игрушек важно учитывать, чтобы игрушка была источником интереса ребенка, занимала его, вызывала удивление, побуждала воспроизводить действия, соответствующие ее образу.

В народных игрушках, как правило, сюжетами служит окружающая действительность или образы сказочных персонажей. Для народной игрушки характерны упрощенность и ритмичность форм, яркость и в то же время сдержанность в цвете.

Рис. 8,9. Проекты народных игрушек, выполненные студентами Сергиево-Посадского института игрушки

Рис. 10. Дипломный проект народных игрушек-каталок, выполненный студентом Сергиево-Посадского института игрушки

В игре формируется воображение ребенка. Во время игры мысли, действия и эмоции ребенка взаимосвязаны и работают одновременно. Игра помогает социализации, расширяя роли, в которых ребенок может себя позиционировать. Это является причиной особого внимания к характеру игр и игрушек, которые сегодня зачастую не отвечают запросам гуманности, доброты и духовности. И если среди игрушек для мальчиков и раньше были бравые солдатики или гусары, которым хотелось подражать и соответствовать, защищая свою Родины, то, к несчастью, многие современные игрушки своим внешним видом и образом антигероя навязывают детям тягу к агрессии. Например, роботы-трансформеры, провоцирующие насилие и разрушения в игре.

Народная игрушка является не только одним из образцов русского искусства, но и одним из традиционных элементов процесса воспитания. Выразительность художественного образа, эстетичность оформления; идеальное сочетание формы, цвета и величины; разнообразие образов развивает художественный вкус, приводят к позитивным созидательным действиям в игре, развитию творческих способностей.

Народная игрушка - это не только забава, игра и детское увлечение, она является неотъемлемым источником культурного развития, средством обучения и воспитания, формирования креативных и творческих возможностей ребёнка. Знакомство детей с народными игрушками, игра с ними обеспечивает становление духовно-нравственных ценностей, приобщение к опыту поколений, приобретение знаний об окружающем мире, природе, людях.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. - 3-е издание, исправленное. - Москва: Смысл, Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.

2. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. - Москва: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.

3. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д.В. - Москва: Просвещение, 1979. - 175 с.

4. Дайн Г.Л. Азбука «Русская игрушка». - Хотьково, Сергиев Посад: Цветографика, 2019. - 284 с.

5. Дайн Г.Л. Пишу об игрушке. - Сергиев Посад: Цветографика, 2013.-256 с.

6. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова: Учебное пособие для студентов вузов. -Москва: Гардарики, 2002. - 431 с.

7. Иванов В. Игра как средство воспитания // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 3. - С. 96-98

8. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е.А. - Москва: Просвещение, 1980. - 64 с.

9. Кашекова И.Э. Образ народной и современной игрушки в формировании картины мира у детей. / И.Э. Кашекова, Е.А. Кононова, Н.В. Севрюкова. // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - 2018. - № 3. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal pdf /kashekova_kononova_sevryukova_167-183_pdf (дата обращения: 09.10.2021).

10. Качанова И.А. Традиционные игры в детском саду / И. А. Качанова, Л. А. Лялина. - Москва: ТЦ Сфера, 2017. - 128с

11. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании: Сборник статей и речей. - Москва: Просвещение, 1973. -288 с.

12. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Формирование представлений о труде взрослых // Дошкольное воспитание. - 2013. - №9. - С. 23-27.

13. Мухина B.C. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - С. 123-128.

14. Новоселова СЛ., Локуциевская Г.Г., Зворыгина Е.В. Педагогические требования и возрастная адресованность игрушек (методические рекомендации). - Москва: б/и, 1987. - 54 с. - URL: chttp://igrashkolaslnovoselovoy.narod.ru/02/Annot.pdf (дата обращения: 09.10.2021).

15. Озерова O.B. Содержание профессионального образования в области игрушки: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08. / Озерова Ольга Викторовна; Высшая школа народных искусств (академия). - Санкт-Петербург, 2016.- 193 с.

16. Покровский Е.А. Детские игры: Преимущественно русские / Е. А. Покровский; послесл. и примеч. В.В. Головина. - Репринтное воспроизведение. - Санкт-Петербург: Фирма «ЛАНС», 1994. - 387 е.: ил.

17. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под редакцией А.В. Запорожца. - Москва: Просвещение, 1976. - 96 с.

18. Флерина Е.А. Игра и игрушка. - Москва: Просвещение, 1973. -

111 с.

References

1. Asmolov A.G. Psihologiya lichnosti: Kurturno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka. - 3-е izdanie, ispravlennoe. - Moskva: Smysl, Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007. - 528 s.

2. Assman YA. Kul'turnaya pamyat': Pis'mo, pamyat' о proshlom i politicheskaya identichnost' v vysokih kul'turah drevnosti. - Moskva: YAzyki slavyanskoj kul'tury, 2004. - 368 s.

3. Vospitanie detej v igre / pod red. Mendzherickoj D.V. - Moskva: Prosveshchenie, 1979. - 175 s.

4. Dajn G.L. Azbuka «Russkaya igrushka». - Hot'kovo, Sergiev Posad: Cvetografika, 2019. - 284 s.

5. Dajn G.L. Pishu ob igrushke. - Sergiev Posad: Cvetografika, 2013.-256 s.

6. Zinchenko V.P. Psihologicheskie osnovy pedagogiki: Psihologo-pedagogicheskie osnovy postroeniya sistemy razvivayushchego obucheniya D.B. El'konina - V.V. Davydova: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. - Moskva: Gardariki, 2002.-431 s.

7. Ivanov V. Igra kak sredstvo vospitaniya // Doshkol'noe vospitanie. - 1968.-№3.-S. 96-98

8. Igrushka v zhizni rebenka / pod red. Kossakovskoj E.A. - Moskva: Prosveshchenie, 1980. - 64 s.

9. Kashekova I.E. Obraz narodnoj i sovremennoj igrushki v formirovanii kartiny mira u detej. / I.E. Kashekova, E.A. Kononova, N.V. Sevryukova. // Pedagogika iskusstva: setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal. -2018. - № 3. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf /kashekova_kononova_sevryukova_167-183_pdf (data obrashcheniya: 09.10.2021).

10. Kachanova I.A. Tradicionnye igry v detskom sadu / I. A. Kachanova, L. A. Lyalina. - Moskva: TC Sfera, 2017. - 128s

11. Krupskaya N.K. О doshkornom vospitanii: Sbornik statej i rechej. -Moskva: Prosveshchenie, 1973. -288 s.

12. Loginova V.I., Samorukova P.G. Formirovanie predstavlenij о trude vzroslyh // Doshkol'noe vospitanie. - 2013. - №9. - S. 23-27.

13. Muhina V.S. Igrushka kak sredstvo psihicheskogo razvitiya rebenka// Voprosy psihologii. - 1988. -№2. - S. 123-128.

14. Novoselova S.L., Lokucievskaya G.G., Zvorygina E.V. Pedagogicheskie trebovaniya i vozrastnaya adresovannost' igrushek

84

(metodicheskie rekomendacii). - Moskva: b/i, 1987. - 54 s. - URL: shttp://igrashkolaslnovoselovoy.narod.ru/02/Annot.pdf (data obrashcheniya: 09.10.2021).

15. Ozerova O.V. Soderzhanie professional'nogo obrazovaniya v oblasti igrushki: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.08. / Ozerova Ol'ga Viktorovna; Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya). - Sankt-Peterburg, 2016.- 193 s.

16. Pokrovskij E.A. Detskie igry: Preimushchestvenno russkie / E. A. Pokrovskij; poslesl. i primech. V.V. Golovina. - Reprintnoe vosproizvedenie. -Sankt-Peterburg: Firma «LANS», 1994. - 387 s.: il.

17. Usova A.P. Rol' igry v vospitanii detej / Pod redakciej A.V. Zaporozhca. - Moskva: Prosveshchenie, 1976. - 96 s.

18. Flerina E.A. Igra i igrushka. - Moskva: Prosveshchenie, 1973. -

111 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.