Научная статья на тему 'Народная глиняная игрушка Кубани'

Народная глиняная игрушка Кубани Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1122
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербина Ю. Г.

Исследование истории народной игрушки Кубани встречает много трудностей. Это объясняется тем, что она являлась прежде всего средством развлечения детей и не представляла собой материальной ценности. В связи с этим ее жизнь была кратковременной, и обнаружить старинные оригинальные образцы глиняной игрушки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народная глиняная игрушка Кубани»

Ю.Г. Щербина НАРОДНАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА КУБАНИ Исследование истории народной игрушки Кубани встречает много трудностей. Это объясняется тем, что она являлась прежде всего средством развлечения детей и не представляла собой материальной ценности. В связи с этим ее жизнь была кратковременной, и обнаружить старинные оригинальные образцы глиняной игрушки

В прошлом мемуаристы, как правило, описывали игрушку как курьез. В такой ситуации не ставился вопрос о ее дальнейшем изучении. Между тем история народной глиняной игрушки, вне всякого сомнения, отражает социально-экономическое развитие страны и, в частности, изменение условий труда мастеров.

Наиболее распространенными и близкими кубанским гончарам были образы птиц, уточек, петушков, барашков, коников. В Российском этнографическом музее (г. Санкт-Петербург) есть небольшая коллекция глиняных ирушек из станиц Крымской, Варениковской и Полтавской Тем-рюкского отдела Кубанской области (1). Каждая из трех групп отлична своим техническим и художественным уровнем, пластической трактовкой и декоративными свойствами. К сожалению, созданные почти в то же время, когда они попали в руки собирателя, игрушки дают случайное, отрывочное представление о местных производствах и их художественном своеобразии.

Свистульки из ст-цы Крымской наиболее простые и даже несколько грубые по форме и манере исполнения. Две из них, описанные как качки, имеют массивное, тяжеловесное тулово и непропорционально маленькие головки с короткими сплющенными клювами. Обе фигурки кажутся оттиснутыми в крепко сжатой ладони мастера. Другая свистулька (птицевидной формы с укрупненным клювом и гребешком) является обобщенной и примитивной по исполнению. Две фигурки из этой же группы имеют едва намеченные и почти не расчлененные части в едином, грубовато вылепленном объеме - голову, четыре цилиндрические ножки и тулово.

Лишь только записи в инвентарной книге — бараны — подсказывают замысел автора. Очевидна торопливость работы крымского мастера: пара движений рук превратила комочки глины в игрушки, сохранив на поверхности следы пальцев. По мнению И. Я. Богуславской, подобные фигурки принадлежат к числу игрушек-примитивов, не в отрицательном смысле неумения и беспомощности, а в плане художественного примитива как особого способа образного воплощения окружающего мира, основанного на его наивном, непосредственном восприятии. При этом в предметах или явлениях отмечаются лишь самые общие, главные и характерные черты, без которых невозможно отличить одно от другого (2).

С большей тщательностью исполнены игрушки другой группы, явно принадлежащие рукам одного мастера. В коллекционной описи они не имеют четкой паспортизации и обозначены предельно обобщенно: «Кубанская область». Все три фигурки вылеплены из красной глины и покрыты темно-зеленой глазурью. Блестящая стекловидная масса подчеркивает мягкие линии силуэтов, а лапки и хвост-свисток сохраняют натуральный матовый цвет глины - иначе при обжиге могли закупориться помещенные здесь отверстия для свиста. Свистулька пивенъ (петушок) наделена характерными деталями, без которых немыслимо понимание изображаемого существа: слегка вскинутая голова, высокий гребень, красивая бородка, подчеркнутая могучая грудь. Они придают изображению комичный образ гордеца. Фигурка курица имеет плавные линии силуэта, изящный клювик и невысокий курчавый хохолок, что придает ей черты веселой занимательности. Фрагмент третьей свистульки (ее нижняя часть) позволяет угадать в ней также птицевидную форму. В свистульках этой группы уже в полной мере проявляется едва ли не основная особенность народной глиняной игрушки — обобщенный и выразительный образ-тип, созданный простейшими приемами лепки основных частей фигуры с двумя-тремя характерными деталями.

Четыре игрушки из ст-цы Полтавской - всадники на конях - вылеплены из серой глины и также наполовину покрыты желтой, зеленой и темно-

зеленой поливой. На первый взгляд, кубанские кони и всадники близки скопинским (Рязанская губ.) и полтавским (Полтавская губ.), но своеобразные характеры этих игрушек и особенности их пластики придают им оригинальность и непохожесть (3). При относительной сложности сюжета игрушки лаконичны и просты по исполнению. Всадники без ног, их тела слиты с конем в одну фигуру, и изогнутые руки так же плавно соединены с туловом коня. Такая условность не бросается в глаза, а кажется естественной. Мастер остроумно сохранил в одном произведении обычную традицию народного искусства изображать людей в фас, а зверей в профиль: конь красив по силуэту, а всадник явно рассчитан на фронтальную точку зрения. Маленькие, вытянутые головы коней на длинных шеях, с условно высокой гривой, торчащими ушами и выпуклыми круглыми глазами, придают их облику наивность, а с помощью вдавленных дырочек, косых насечек и простых защипов переданы необходимые детали лиц (глаза, нос и рот) и головные уборы седоков. И у коня и у всадников одинаковые «кукольные» выражения, словно напоминающие, что это игрушечная, а не настоящая жизнь и герои ее, при всем сходстве с живыми прототипами, все же куклы.

Как и в других регионах России, на Кубани такие глиняные свыстуны мог делать кто-нибудь из старших членов семьи, но чаще всего их покупали или выменивали на тряпье на базарах и ярмарках у профессиональных мастеров. «По станице специально ездила "гарба", за которой бежали дети, чтобы за выпрошенные для этого у родителей копейки купить себе свистульку. "Гарба проедет — вся улыця свыстыть"» (4).

Изготовление игрушки всегда оставалось подсобным производству посуды. Простые «незатейливые игрушки для детей» (5) лепили, чтобы заполнить место в горне между большими сосудами. Для того чтобы за короткий срок изготовить максимальное количество игрушек на продажу, выработались особые способы несложной быстрой лепки. Народные мастера стремились вылепить фигурку из одного куска (так называемые сплошные).

Такой простейший прием формовки и несложный лепной орнамент (защипы и

ямочки) никак не отражались на качестве маленькой вещи. Они были прочны, забавны и недороги. Перед обжигом игрушку хорошо высушивали, отдельные участки поверхности покрывались поливой и украшались росписью. Так, по воспоминаниям старожилов ст-цы Холмской (Абинский район), для росписи игрушек они специально «в рички шукалы <...> красни камушкы. Розтыралы йих в пыль, тай мазалы питушкам грибишкы, бо-родкы...» (6).

В конце XIX - начале XX века изделия кубанских гончаров оказались не в состоянии конкурировать с фабричными фаянсовыми, металлическими и стеклянными изделиями. Развитие капиталистических отношений в кубанском регионе, переход от натурального хозяйства к фабричному и крупнопромышленному производству не позволили развиться таким очагам в крупные народные промыслы, превратиться в специализированную ветвь. С постепенным сокращением производства гончарной посуды исчезла и глиняная игрушка.

Литература и источники

1. Российский этнографический музей. Кол. 1529. № 1-10. Кубанская обл., Темркжский отд., ст-цы Полтавская, Крымская, Варениковская, 1909 г. В музейной документации нам не удалось обнаружить точных сведений о лицах, занимавшихся сбором материалов, и мастерах-изготовителях глиняных игрушек. В инвентарной книге имеется лишь запись о том, что коллекция была приобретена от некоего г-на Городецкого на средства Этнографического отдела Русского музея в 1909 году. Можно высказать предложение о том, что это был Борис Митрофанович Городецкий (18741941), известный библиограф, краевед, общественный деятель, председатель Общества любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО).

2. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. Л., 1975. С. 9.

3. Там же. Ил. 29; Украинское народное творчество. Сер. 1. Вып. 1. Гончарные изделия (главнейшие формы). Типы украинской гончарной посуды. М., 1913. С. 13 (рис.

79-83).

4. Хачатрян С. Ю. Детские игрушки в традиционной культуре кубанского казачества // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2003 г. Дикаревские чтения (10). Краснодар, 2004. С. 225-236.

5. Измайлов А. Баталпашинск // Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 8. Тифлис, 1889. С. 187; Максимова Ю. Г. Глиняная игрушка Кубани // Народное творчество. 2006. № 1. С. 24-25.

6. Информатор Е. X. Мирошникова, 1913 г. р. Полевые материалы Максименко А. М., Краснодарский кр., Абинский р-н, ст-ца Холмская, 19802000-е гг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.