regions and countries. The analysis was carried out on the base of political media geography - a new discipline in political science, which includes the study of political and social processes in all their diversity in the system of various media spaces hierarchically and/or linearly organized. The author operates with the concept of a mental landscape, which can be considered as a way of thinking, attitude to any socially significant phenomena and processes of residents of a certain area, territory. The quantitative characteristics of big data obtained from the Google for a long period of time (more than 10 years) (the dynamics of Internet users' requests around the world, according to topics that mark the meaning of «power») are compared with the results of rank analysis and quantitative analysis of texts. The author proceeds from a new understanding of Internet bibliometrics and the active Internet behavior of individuals, which takes into account the massive interest of users in various topics. The article focuses on the phenomenon of anisotropy (diversity, non-coincidence) of mental landscapes in certain geographical locations in the context of the real power of the authorities, which is important in political and social activities and for the improvement of political technologies. Keywords: politics, political media geography, meta-senses, power, mental landscape
Ли Сюй — доктор политических наук, доцент Института марксизма Восточно-Китайского университета политологии и права (Китай, Шанхай, район Чаннин, Чжун Шань Гун Юань, ул. Ванхангду, 1575; [email protected])
Ван Цзянтао — доктор философских наук, старший преподаватель Института марксизма Восточно-Китайского университета политологии и права (Китай, Шанхай, район Чаннин, Чжун Шань Гун Юань, ул. Ванхангду, 1575; [email protected])
Аннотация. Теория народной демократии во всем процессе является не только развитием социалистической демократической политики Китая, но и новой формой современной демократической системы. Она преодолевает односторонность современной демократии, ограничивающейся избирательным звеном, и открывает новый путь демократической модернизации. По содержанию народная демократия во всем процессе проявляется как современная система управления «с полной цепью, полным этапом, полным классом и полным охватом». Она предоставляет эмпирическое вдохновение и высококачественные программы развития для стран с трудными демократическими преобразованиями. Ключевые слова: марксизм, социализм, народная демократия во всем процессе, модернизация, государственное управление
Демократия является базисной формацией и ценностной ориентацией современных политических систем. Однако привести в соответствие инструментальные и ценностные ориентиры всегда было трудной задачей, которую современная демократическая доктрина так и не смогла решить. На протяжении длительного времени в качестве основной сущности демократической политики принималось, что назначение лидера страны происходило посредством всенародных конкурентных выборов. Отсутствие всеобщих выборов расценивается как самодержавие [Хантингтон 1998: 4]. Однако практика показала, что этот набор избирательных процедур слабо способствует экономическому росту, справедливости и счастью людей [Ван Шогуан 2008: 191].
НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ОТКРЫТИЯ
Рассматривать только избирательную систему в качестве основного ядра демократической системы означает понимать демократическую систему однобоко.
Народная демократия во всем процессе намного превосходит избирательную модель демократии с точки зрения процедур, масштабов и составных элементов и является точным обобщением и научным выражением социалистической демократической политической системы с китайской спецификой. Она имеет большое значение для развития и совершенствования социалистической демократической политики. Более того, народная демократия во всем процессе в период демократического упадка страны также предлагает совершенно новые подходы к модернизации управления. Так как же возникла теория народной демократии во всем процессе, пронизывающая все стороны жизни? Каковы ее характеристики? Каковы открытия для других стран? В данной статье делается попытка проанализировать эти три вопроса.
Внедрение народной демократии во всем процессе
Мышление Коммунистической партии Китая в отношении построения народно-демократической системы всегда было планомерным и непрерывным. 5 сентября 2014 г. Генеральный секретарь Си Цзиньпин в выступлении на праздновании 60-летия со дня основания Всекитайского собрания народных представителей заявил: «Мы должны расширять народную демократию, укреплять демократическую систему, обогащать формы демократии, чтобы на каждом уровне и в каждой сфере граждане последовательно принимали участие в политической жизни, и развивать более разнообразную, более полную и более крепкую народную демократию»1.
21 сентября 2014 г. Генеральный секретарь Си Цзиньпин на праздновании 65-летия со дня основания Народного политического консультативного совета Китая в своем выступлении на собрании подчеркнул: «При социалистическом строе в Китае легко обсуждать то, что необходимо, всеобщие дела обсуждаем всем миром, находим волю всего общества и наибольший делитель требований народа, это и есть истинная сущность народной демократии»2.
В связи с этим в ноябре 2019 г. Генеральный секретарь Си Цзиньпин посетил Губэйский общественный центр на улице Хунцяо района Чаннин в Шанхае, где у него состоялась беседа с местными представителями, обсуждавшими в это время представленный законопроект. Будучи глубоко взволнованным, он сказал: «Мы идем именно по социалистическому политическому пути развития с китайской спецификой, а народная демократия и есть именно демократия во всем процессе. Все имеющиеся важные законодательные решения принимаются в соответствии с процедурами, путем демократического обсуждения, посредством научных и демократических решений».
11 марта 2021 г. на 4-й сессии 13-го созыва Всекитайского собрания народных представителей были внесены поправки в Закон КНР «О порядке организации ВСНП». Статья 4 теперь гласит: «Всекитайское собрание народных представителей и его Постоянный комитет твердо придерживаются демократии во всем процессе, всегда поддерживают тесную связь с народом, прислушиваются к мнениям и предложениям народа, воплощают волю народа, защищают права и интересы народа»3.
1 Си Цзиньпин. 2014. Выступление на съезде по случаю шестидесятой годовщины Всекитайского Собрания народных представителей. Пекин: Жэньминь. С. 7.
2 Там же. С. 13.
3 Закон об организации Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики. Пекин: Жэньминь. 2021. С. 1.
В выступлении на праздновании 100-летия со дня основания Коммунистической партии Китая Генеральный секретарь Си Цзиньпин официально подчеркнул «необходимость непрерывного развития народной демократии во всем процессе». Народная демократия во всем процессе проложила новый путь демократической модернизации в китайском стиле, обогатила формы человеческой демократии и предоставила новые возможности мировой демократии.
Возвращаясь к предложенной Генеральным секретарем Си Цзиньпином «народной демократии во всем процессе», нетрудно заметить, что именно этот «новый путь демократической модернизации» всегда был мечтой и целью борьбы марксистов. В «Манифесте Коммунистической партии» Маркса и Энгельса (1884 г.) подчеркивалось: «Первый шаг в рабочей революции - возвысить пролетариат до господствующего класса и завоевать демократию». Наряду с этим должен быть социальный строй, соответствующий интересам подавляющего большинства людей, а именно социализм или коммунизм [Маркс, Энгельс 2019: 421].
В конце XIX - начале XX в. капитализм вступил в стадию империализма, классовые противоречия и межнациональные конфликты переплелись, что породило у людей ошибочные представления и концепции в отношении социалистического строя и демократической системы. В 1916 г. В.И. Ленин в работе «Социалистическая революция и право наций на самоопределение (тезисы)» указал: «Как социализм не может одержать победы без осуществления полной демократии, так и, если пролетариат не ведет всесторонней и основательной революционной борьбы за демократию, невозможно рассчитывать на победу над буржуазией» [Ленин 2017: 255]. После того как русские пришли к единству в идеологическом понимании, они совершили Октябрьскую революцию и создали первое в мире социалистическое государство.
Октябрьская революция стала пушечным залпом, который принес китайцам учение Маркса. После 28 лет упорной борьбы китайские коммунисты привели китайский народ к созданию Китайской Народной Республики. В преддверии создания нового Китая Мао Цзэдун опубликовал книгу «О демократической диктатуре народа», в которой прямо заявил: «Народы под руководством рабочего класса и Коммунистической партии смыкают ряды, чтобы образовать собственное государство и выбрать собственное правительство», т.е. «демократия осуществляется внутри народа» [Мао Цзэдун 2009: 1475].
Если ранние марксисты, такие как Маркс, Энгельс, Мао и др., через обсуждение демократического строя пытались ответить на вопрос о построении государства, то современные марксисты - от Дэн Сяопина до Си Цзиньпина -стремятся ответить на вопрос об управлении государством.
30 марта 1979 г. на выездном совещании партии по теоретической работе Дэн Сяопин выступил с речью: «Без демократии не будет социализма, а значит не будет социалистической модернизации. Конечно, модернизацию так же, как и демократизацию, надо продвигать шаг за шагом [Дэн Сяопин 1993: 158]. Чем полнее развивается социализм, тем больше развивается демократия. Это бесспорно. И в начальный период политики реформ и открытости это указывает направление для понимания диалектической связи между политикой реформ и открытости и соблюдением четырех основных принципов: это коммунистический путь, демократическая диктатура народа, руководство коммунистической партии, марксизм-ленинизм.
В 2002 г. Цзян Цзэминь выступил с докладом на 16-м съезде Всекитайского собрания народных представителей Коммунистической партии Китая, в кото-
ром он указал на необходимость «упорно отстаивать и совершенствовать социалистическую демократическую систему. Укреплять демократическую систему, обогащать формы демократии, расширять последовательное политическое участие граждан, гарантировать участие народа в демократических выборах в соответствии с законом, демократическое принятие решений, демократическое управление и демократический контроль, беспрепятственное пользование широкими правами и свободами, уважение и гарантии прав личности» [Цзян Цзэминь 2006].
Этот отрывок отображает три отличительные черты: во-первых, при ответе на вопрос об управлении страной демократия является не только целью государственного управления, но и средством национального управления, важным показателем социалистической модернизации. Во-вторых, с начала XXI в. понимание демократии китайскими коммунистами полностью превзошло узкое определение демократии, заключающееся в периодическом осуществлении избирательного права, т.е. избирательную демократию. В то же время некоторые страны, переживающие демократический переворот, напротив, по-прежнему, упорствуют в своем ошибочном понимании демократии именно как избирательной демократии. В-третьих, выход социалистической демократической системы за пределы избирательной демократии в основном отражается в расширении демократии с одного звена выборов до четырех звеньев - выборы, принятие решений, управление и надзор, чтобы в дальнейшем включить в себя выборы, обсуждение, принятие решений, управление и контроль. Эти пять больших звеньев и относятся к официальному предложению «народной демократии во всем процессе», закладывая ее прочную основу.
Содержание народной демократии во всем процессе
Из вышеизложенного следует, что правильное понимание народной демократии во всем процессе заключается в глубоком уяснении теоретического содержания понятия «весь». Понятие «весь» включает пять значений: всю цепочку, весь этап, все социальные прослойки, все области государства, все местоположения.
Во-первых, народная демократия во всем процессе не является изолированной, прерывистой демократией, а полной демократической цепочкой. Так называемая полная цепь воплощает одновременное взаимодействие и развитие пяти звеньев: демократических выборов, демократического принятия решений, демократических консультаций, демократического управления и демократического надзора. Эти пять составных элементов «демократической цепи» сформировали целостную систему практики демократии во всем процессе. Все звенья демократии чрезвычайно важны, как независимые, так и взаимосвязанные, отсутствие какого-либо звена может сказаться на целостности демократии во всем процессе.
Во-вторых, народная демократия во всем процессе - это не период поэтапной демократии, а полная поэтапная демократия. Так называемый полный этап означает, что демократические принципы должны иметь непрерывность во времени, преемственность в процедурах и пронизывать политическую деятельность от начала и до конца. Не должно случиться так, что демократия действует только во время выборов, а когда выборы закончились, в повседневных политических делах демократия становится невидимой и неэффективной. Как говорится в официальном документе «Положение демократии в США», демократический процесс в США децентрализован, затянут, имеется большое
число запретов, отдельные запреты могут повлиять на действия системы. Так называемые поправки, установленные заранее и подразумевающие возможность исправления ошибочных отклонений, на практике день ото дня теряют свою действенность, противопоставление ограничений уже стало обычным делом. Политические запреты превратились в политическую среду обитания, принцип: «я не могу этого сделать и не могу позволить вам это сделать» прочно вошел в жизнь.
В-третьих, народная демократия во всем процессе - это не демократия, в которой участвует определенная группа людей, а демократия, в которой участвуют совместно все слои общества. Демократические выборы в западном стиле уже давно подвергаются критике за то, что всеобщее избирательное право, которое они проповедуют, существует только на словах. Возьмем США в качестве примера: в 2020 г. явка избирателей на президентские выборы составила 66,9%, что является новым максимумом за 120 лет. Обычно явка избирателей на президентские выборы не превышает 60%. Явка избирателей на промежуточные выборы в конгресс США составляет всего 40%, а выборы мэров в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго и других мегаполисах собирают обычно 30% избирателей. Такая игра меньшинства, вытесняющего «молчаливое большинство», значительно снизила качество демократии. Напротив, в начальный период образования нового Китая народ, представляющий совокупность четырех отдельных классов - рабочего класса, крестьян, мелкой городской буржуазии и национальной буржуазии, - стал основным субъектом, в полной мере осуществляющим на практике демократическую диктатуру народа. В настоящее время народ включает в себя всех социалистических тружеников, строителей социалистического дела, патриотов, поддерживающих социализм, патриотов, поддерживающих единство родины, и патриотов, приверженных великому возрождению китайской нации. Расширение такого понятия отображает демократию, осуществляемую ее основным действующим лицом -народом, которая развивается в соответствии с эпохой, эволюционирует, идя в ногу со временем.
В-четвертых, народная демократия во всем процессе - это не только единичное звено в политической сфере, но широкомасштабная, охватывающая все сферы демократия. Есть не только политическая демократия, но и экономическая демократия, общественная демократия, есть не только законодательная демократия, но и юридическая демократия, есть не только избирательная демократия, но и совещательная демократия. На примере общественного центра Губэй на улице Хунцяо в районе Чаннин в Шанхае, который посетил Генеральный секретарь Си Цзиньпин, видно, что местные низовые общины или общины улиц стали основными передовыми позициями, на которых осуществляется совещательная демократия, на практике расширившая способы демократического участия. Совещательная демократия есть «особая форма демократии, которая присуща только китайской социалистической демократии, обладает ее политическим своеобразием и развилась на ее национальной почве» [Си Цзиньпин 2017: 293]. В процессе местного общественного самоуправления необходимо не только усилить руководящую роль партии в деятельности местного общественного самоуправления, но и повысить статус народа в местном самоуправлении до полновластного распорядителя. Также необходимо расширить демократическое участие народа на этапе инициации предложений и при принятии демократических решений в процессе местного общественного самоуправления. Следует более полно воспринимать рекомендации людей на этапе планирования, беспре-
пятственно воплощать волю и мнения большинства людей при легализации, чтобы устранить проблемы личного отстранения от самоуправления в местной общине и равнодушие к демократическому участию в процессе самоуправления. Необходимо сделать местное общественное самоуправление настоящей главной магистралью движения народной демократии во всем процессе.
В-пятых, народная демократия во всем процессе не есть демократия, опирающаяся на одно русло, а всесторонняя демократия, использующая различные политические средства. Определение «всесторонняя» конкретно относится к способам. В отличие от предыдущей концепции демократии, основной смысл народной демократии во всем процессе в большей степени отражается в народном характере нынешнего политического процесса. Это означает, что все политические решения принимаются в соответствии с процедурами, проходят через демократическое обсуждение, научное и демократическое принятие решений. В современном Китае из-за все более сложного состава населения это требует реализации различными способами мнений и предложений всех слоев населения, выражающих волю простого народа, посредством заслушивания сторон, письменных запросов, форумов, политических опросов в Интернете и др.
Генеральный секретарь Си Цзиньпин отметил, что демократия - это не украшение, она не предназначена для декорирования, она необходима народу для решения проблем. В старой демократии народ имеет право только опускать бюллетень, но не имеет право на широкое участие. Народ может быть разбужен только тогда, когда он голосует, а после голосования впадает в спячку. Такая демократия формалистична. Только преодолев инерционное мышление в вопросе о демократических выборах, включив народную демократию во всем процессе в повестку дня государственной политики и осуществляя в органическом единстве демократическое политическое развитие и оптимизацию государственной политики, можно найти эффективный способ полной мобилизации народных масс и повысить возможности управления государством.
Открытия народной демократии во всем процессе
Начиная с 70-х гг. XX в. и до настоящего времени, вслед за развитием экономики политические системы стран Южной Европы, Латинской Америки, Восточной Азии, СССР и Восточной Европы, арабский мир и другие регионы взяли курс на демократию. Таких стран около 70, и этот феномен, который привлек внимание всего мира, называется демократическим переворотом. Развал Советского Союза ускорил этот переворот, заставив жителей Запада, особенно американцев, поверить, что во всем мире происходит демократическая революция. Однако примерно с 2006 г. все страны, пережившие демократические преобразования, одна за другой испытали демократический крах, регресс и вырождение, как будто они попали в «демократическую западню».
Каким образом сохранить высококачественную демократическую систему? 4 декабря 2021 г. Информационное бюро Государственного совета КНР опубликовало официальный правительственный документ «Китайская демократия», в котором систематически изложены теория, история и практика народной демократии во всем процессе. Этот документ предлагает странам, испытывающим трудности демократического перехода, некоторые эмпирические данные, которые могут послужить им наставлением, поучением и вдохновением.
Прежде всего, демократия есть общечеловеческая ценность, право народов всех государств, а не привилегия немногочисленных стран. О том, является ли страна демократической, должен судить сам народ этой страны, а не следовать указкам некоторых посторонних людей извне. О том, является ли страна в международном сообществе демократической, должно судить совместно международное сообщество, а не несколько самодовольных стран, считающих себя непогрешимыми. Есть много способов претворять в жизнь демократию, невозможно действовать по шаблону. Иными словами, простое копирование демократии западного образца без учета реальной ситуации в стране неизбежно приведет к «несварению» в системе государственного управления.
Во-вторых, явка избирателей - важный фактор измерения уровня демократии, но отнюдь не единственный. Является ли страна демократической, зависит не только от того, есть ли у народа право голоса, но еще более от того, есть ли у народа право на широкое участие. Это зависит не только от того, какие устные обещания народ получил во время избирательного процесса, но еще более от того, сколько из этих обещаний выполнено после выборов. Это зависит не только от того, какие политические процедуры и политические правила предусмотрены системой и законами, но еще более от того, реализуются ли эта система и эти законы на самом деле. Это зависит не только от того, демократичны ли правила и процедуры властных полномочий, но еще более от того, действительно ли властные полномочия подвергаются контролю и ограничениям со стороны народа.
В-третьих, в Китае большая численность населения, обширная территория и большие различия в управлении на низовом уровне. Поэтому Китай внедряет систему массового самоуправления на низовом уровне населения, основным содержанием которой является совокупность системы самоуправления крестьян, системы самоуправления местных жителей и системы самоуправления рабочих и служащих. В действительности, за исключением нескольких стран, таких как Ватикан, Сан-Марино и Фиджи, условия жизни простого народа в большинстве стран не могут не иметь больших различий. Если будет принята шаблонная модель управления, это будет неуважением к разнообразию народных масс, а также отрицание индивидуальности человека в замаскированном виде. Народные массы под руководством государства или политической партии непосредственно осуществляют свои демократические права в соответствии с законом и реализуют самоуправление, самообслуживание, самообразование и самоконтроль, предотвращая не только формализм в реализации прав народных масс, но и, по сути дела, хаос бесправия. Вдобавок это воодушевляет народные массы на активное участие в политике, еще больше укрепляет их политическую грамотность, а также консолидирует и развивает потенциал управления государством и систему управления.
В итоге, народная демократия во всем процессе сочетает в себе избирательную и совещательную демократию и объединяет демократические выборы, демократические консультации, демократическое принятие решений, демократическое управление, демократический надзор, охватывает экономику, политику, культуру, общество, экокультуру и другие области. Народная демократия во всем процессе затрагивает важные вопросы национального развития, затруднения в общественном управлении, повседневные дела простого народа; она обладает непрерывностью во времени, целостностью в содержании, согласованностью в функционировании, всеобщностью и преемственностью в участии народных масс. При этом каждое звено политической и общественной жизни во всех отношениях воплощает чаяния народа,
слышит голос народа, эффективно предотвращает явление, когда во время выборов «обещания застилают небо», а после выборов нет никого, кто бы спрашивал об исполнении обещаний. В этом и заключается смысл «всего процесса».
Заключение
В официальном документе «Китайская демократия» говорится: «Демократия не может быть самой лучшей, а только еще и еще лучше. Исследования и осуществление на практике демократии человеческим родом никогда не прекратятся». Социалистическая демократическая политическая система Китая добилась огромных успехов, но по сравнению с новыми ожиданиями людей в отношении демократии китайская демократия все еще нуждается в непрерывном развитии и совершенствовании.
В настоящее время мир претерпевает невиданные ранее глубокие изменения, возможности и вызовы сосуществуют, человеческая цивилизация достигла нового перепутья, и неизбежны колебания, по какому пути идти. Народная демократия во всем процессе не только обогатила и развила политическую культуру человечества, но и способствует построению сообщества его единой судьбы, а также предоставляет странам, попавшим в «демократическую западню», еще более эффективный и выполнимый новый метод национального развития в соответствии с реальными условиями их демократической политики.
Список литературы
Ван Шогуан. 2008. 4лекции о демократии. Пекин: Третий книжный магазин. (кит.).
Дэн Сяопин. 1993. Избранные произведения. Пекин: Жэньминь. Т. II. (кит.).
Ленин В.И. 2017. Сборник трудов. 3-е изд. Пекин: Жэньминь. Т. XXVII. (кит.).
Мао Цзэдун. 2009. Избранные произведения. Пекин: Жэньминь. Т. IV. (кит.).
Маркс К., Энгельс Ф. 2019. Избранные произведения. 3-е изд. Пекин: Жэньминь. Т. I. (кит.).
Си Цзиньпин. 2017. О государственном управлении. Пекин: Издательство иностранных языков. Т. 2. (кит.).
Хантингтон С.Ф. 1998. Третья волна — волна демократизации в конце ХХвека (пер. Лю Шиннинг). Шанхай: Три книжных магазина. (кит.).
Цзян Цзэмин. 2006. Избранные произведения. Пекин: Жэньминь. Т. III. (кит.).
Li Xu, Dr.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor ofthe Institute of Marxism, East China University of Political Science and Law (1575 Wanhangdu Rd, Zhong Shan Gong Yuan, Changning Qu, Shanghai Shi, China; [email protected]) Wang Jiangtao, Dr.Sci. (Philos.), Senior Lecturer of the Institute of Marxism, East China University of Political Science and Law (1575 Wanhangdu Rd, Zhong Shan Gong Yuan, Changning Qu, Shanghai Shi, China); [email protected]
WHOLE PROCESS OF DEMOCRACY: HISTORY, THEORY AND ENLIGHTENMENT
Abstract. The whole process of people's democracy is not only the development of China's socialist democracy, but also a new form of modern democracy. It breaks through the one-sidedness when modern democracy is limited to the election process and opens up a new road to democratic modernization. From the perspective of connotation, the whole process of democracy is a modern governance system with full chain, stage, stratum and coverage. It provides experience of enlightenment and high-quality development programs for countries with difficulties in democratic transition.
Keywords: Marxism; socialism, people's democracy in the whole process, modernization, national governance
ЕЖОВ Дмитрий Александрович — кандидат политических наук, доцент; доцент департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125167, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49/2;president@ lenta.ru)
ХАЙП-ТЕХНОЛОГИИ В ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Аннотация. В статье на конкретных примерах анализируются случаи хайпа в процессе осуществления парламентской деятельности. Автор отмечает, что зачастую депутаты как публичные политики генерируют хайп посредством своих поступков, высказываний, заявлений, инициирования законопроектов и делает акцент на том, что эффект от медийного ажиотажа может быть разнонаправленным. Ключевые слова: хайп, хайп-технологии, парламентская деятельность, средства массовой информации
Зачастую действующие депутаты парламентов любого уровня производят действия, высказывают идеи и инициируют предложения, становящиеся предметом широкого обсуждения в средствах массовой информации, а также направленные на привлечение внимания общественности, в т.ч. со стороны потенциального электората. В большинстве случаев подобные примеры отличаются экстравагантным характером, что обусловливает интерес к ним со стороны традиционных и новых медиа, которые ретранслируют сообщения с помощью хайп-технологий, являющихся альтернативным наименованием технологий создания медийного ажиотажа [Ежов 2018]. С учетом того, что средства массовой информации выступают в качестве непосредственного инструмента ретрансляции сообщений, а непосредственными генераторами таких новостных поводов являются депутаты как народные избранники, ведущие публичную политическую деятельность, полагаем оправданным рассмотрение в качестве одной из разновидности хайпа создание медийного ажио-