Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 85 — 88. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):85 — 88.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья
УДК 342.72/.73 NIION: 2007-0062-1/22-019
doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-85-88 MOSURED: 77/27-004-2022-01-219
Народ в конституционном строе: теоретико-правовой анализ
Марат Вильданович Саудаханов
МИРЭА — Российский технологический университет, Москва, Россия, viento_del_norte@bk.ru
Аннотация. В статье затронута проблематика категории «народ» через призму конституционной доктрины. В работе с помощью диалектического подхода, сравнительно-правового и исторического методов показана эволюция таких категорий, как «народный суверенитет» и «народовластие». В исследовании также затронута проблематика верховенства Конституции и взаимоотношений личности, общества и государства.
Ключевые слова: конституция, народ, народовластие, государственный суверенитет, демократия, тирания, неотъемлемые права и свободы
Для цитирования: Саудаханов М.В. Народ в конституционном строе: теоретико-правовой анализ // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 85 — 88. doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-85-88.
PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES
Scientific article
The people in the constitutional system: theoretical and legal analysis
Marat V. Saudakhanov
MIREA — Russian Technological University, Moscow, Russia, viento_del_norte@bk.ru
Abstract. The article touches upon the problems of the category "people" through the prism of constitutional doctrine. The paper shows the evolution of such categories as "people's sovereignty" and "democracy" using a dialectical approach, a comparative legal and historical methods. The study also touches upon the problems of the supremacy of the Constitution and the relationship between the individual, society and the state.
Keywords: constitution, people, democracy, state sovereignty, democracy, tyranny, inalienable rights and freedoms For citation: Saudakhanov M.V. The people in the constitutional system: theoretical and legal analysis // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):85 — 88. (In Russ.). doi: 10.24411/ 2073-3305-2022-1-85-88.
«Народ» как правовая категория представлен в конституционном строе Российской Федерации прежде всего через призму суверенитета, так как именно народ нормативно принимает Конституцию и легитимирует ее как Основной закон государства. В текущем правовом режиме нашей страны именно Конституция обладает высшей юридической силой и свойством прямого действия.
В свою очередь, феномен народного суверенитета в настоящее время обладает характерными особенностями, которые не коррелируются с лозунгами прошлых исторических периодов.
© М.В. Саудаханов, 2022
В то же время на категориях «народ» и «народный суверенитет» основывается доктрина и практическая реализация Конституции как юридического феномена.
Анализируя категорию «народ», стоит отметить, что более двухсот лет данное понятие выступает обязательным компонентом конституционных норм и их категориального аппарата науки конституционного права. Тем не менее, имманентная сущность указанной категории обычно не раскрывается в полной мере [4, с. 32].
Если рассматривать категорию «народ» через призму современной доктрины конституционного права, то указанная категория соотносится с источником государственной власти. Более
того, народ выступает как носитель суверенитета. В то же время понимание категории «народ» в конституционном праве не отличается однозначностью. Спектр мнений, затрагивающих указанную дефиницию, достаточно широк. В частности, народ может рассматриваться как через электоральную призму, так и через отождествление его с исторически сложившейся общностью людей, вместе с идеей ответственности за будущее грядущих поколений. В самих конституциях понятие «народ» представлено в качестве носителя верховной власти, а также субъекта конституционных правоотношений [2, с. 35—42]. В этой связи уместно привести высказывание Цицерона о том, что «государство есть достояние народа, а народ — не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов» [1, с. 174]. Уместно подчеркнуть, что институционально народ, как правовой и социальный феномен, представляет собой общность людей, функционирующих по особым правилам, сформированным на консен-суальной основе, которые зависят от культурной и исторической парадигмы социального развития. Кроме того, традиционализм и историческая память играют роль фундамента для его государственности и правового генезиса указанной общности граждан.
Анализируя категорию «народ» через призму конституционализма, нельзя обойти вниманием и демократию как определенный политический режим, в котором народ представлен в образе индивидуумов, прочно связанных с государством взаимными правами и обязанностями.
Если исследовать народ и демократию как прочно связанные явления, то нельзя не обратить внимания и на тот особый правовой режим, который формируется при реализации взаимной связи граждан и государства. Вместе с тем аспект избирательного права в данном случае выходит на доминирующие позиции, ведь именно посредством указанного института осуществляется легитимность государственной власти и стабильность существования самого государства.
Современные конституции часто смешивают электоральные тенденции и такую категорию, как «народ», не случайно. Законодатель видит в избирательном корпусе тех, кто формирует структуры населения. Важным выступает то, что народ здесь понимается еще и как совокупность граждан — первичных субъектов конституционных правоотношений, обладающих правом требования к органам государственной власти и должностным лицам.
Ведя речь о народе как носителе суверенитета, стоит отметить, что в настоящее время эта концептуальная связка утратила радикальные оттенки и революционные свойства. С другой стороны, современная практика конституционализма не видит тесной связи народного суверенитета с неотчуждаемой верховной властью. В этой связи народный суверенитет не представляет саму власть в чистом виде, но является принципиальной основой организационно-политического и функционально-структурного построения публичной власти в государстве. По нашему мнению, сущность народного суверенитета заключается прежде всего в конституционном оформлении участия граждан в управлении государством. Через призму такого понимания народного суверенитета можно увидеть четкие конституционные пределы вмешательства государства в дела гражданского общества. Более того, через указанный правовой ракурс прослеживается четкая связь источника и носителя государственной власти, которая в сущностном аспекте неотчуждаема и неделима.
Демократическая правовая государственность предполагает народовластие, основанное на четких правовых принципах. В этом случае абсолютизированная власть народа обладает свойствами главенства правового массива, на вершине которого расположен Основной закон государства. В связи с этим народный суверенитет не может выйти за правовые рамки, параллельно сами права и свободы, даже неотчуждаемые, обладают свойством ограниченности. Сама сущность законности и правопорядка предполагает ограничительные механизмы для всех субъектов правоотношений, в том числе и для государственных органов. Однако власть народа зиждется на Конституции, а власть народа нормируется именно Основным законом. Не случайно текст Конституции Российской Федерации начинается с упоминания многонационального народа, соединенного общей судьбой и территорией.
Если привлечь к исследованию проблематики позитивистскую концепцию, то она однозначно не приемлет легитимацию разрушительных тенденций существующего правопорядка через реализацию народной воли. Тем не менее, имп-лементация воли народа, облаченная в правовую форму, допускается в целях реформирования существующих правовых институтов и правового режима. С другой стороны, право народа на восстание не способно облачиться в юридические формы по причине нивелирования существующего правопорядка и алгоритма налаженных правовых связей, урегулированных в том числе
и нормами Конституции. Само демократическое понимание суверенитета народа как источника верховной власти находится в тесной связи с принципами конституционализма, а опосредование гражданами процессов управления государством предопределяет существование особого правового и правоприменительного инструментария. Без указанного ограничительного механизма власть народа непременно трансформируется в «демократическую» тиранию, о которой хорошо известно по опыту революционных событий во Франции и России [3, с. 10—15].
Учитывая указанные обстоятельства и использовав доктрину конституционализма, не трудно увидеть в категории «народ» организованную общность граждан, консолидированных под эгидой государства, тот государственно образующий субъект и постоянный источник власти. При этом нельзя игнорировать правовой статус личности как юридическую конструкцию и социально-правовой феномен. В этой связи дефиниция «народ» представляется и совокупностью физических лиц, обладающих обширным спектром прав и обязанностей, которые гарантируются государством.
Анализируя категорию «народ» в аспекте конституционного строя Российской Федерации, необходимо подчеркнуть, что граждане обладают неотъемлемыми правами и свободами, такими как право на свободные выборы, свобода слова, равноправие, правотворчество и т.д. Указанный спектр конституционно закрепленных прав и свобод обладает свойством определять степень демократизма того правового режима, в котором и осуществляет свою жизнедеятельность общество.
Совокупность неотъемлемых прав и свобод граждан, обладающая свойствами конститутив-ности, опосредует взаимную созависимость личности и государства, предопределяя правовой режим и характерные признаки устойчивой связи гражданина и государства.
Так, практика современного конституционализма разграничивает «первичную» власть народа и «вторичную» власть государства, так как легитимирует государственную власть, прежде всего, состояние общественного согласия и общий консенсус всех слоев населения в отношении действующего правового режима и способов государственного управления. Однако, по нашему мнению, существует методологическая ошибка в определении государству факультативной роли в отношениях власти и подчинения, поскольку государственная власть выступает производным феноменом, который и проистекает из
институтов народного суверенитета. В демократическом правовом государстве невозможно полностью разграничить власть государства и власть народа по причине того, что именно народная воля установила «правила игры», а сам текущий правопорядок и является результатом народного суверенитета. В этой связи неизбежно формируется тезис о том, что идеологическим и правовым базисом государственной власти выступает Основной закон государства.
Следовательно, конституционная доктрина четко выделяет и коррелирует конвергенцию воли народа и цели государства, которые взаимо действуют через спектр политических прав. Кроме того, народ, как суверенный субъект, не вправе навязывать волю отдельным индивидуумам, из которых и состоит общность граждан. Вместе с тем в случае подавления личности большинством на смену демократии приходит тирания, так как в свободном обществе частный интерес не подавляется и не подменяется интересом публичным.
В заключение необходимо подчеркнуть, что категория «народ» в конституционной доктрине представляется в виде общности граждан, связанных общим правовым режимом и согласием поддержать созданное и легитимированное им государство в целях достижения общего для всех интереса.
Список источников
1. Диалоги о государстве — о законах / Марк Туллий Цицерон; сост.: Веселовский И.Н., Го-ренштейн В.О., Утченко С.Л.; Отв. ред.: Утчен-ко С.Л. М.: Наука, 1994.
2. Костогрызов П.И. Метакатегория «народ» и границы познания науки конституционного права // Lex russica. 2020. Т. 73. № 11. С. 35—42.
3. Милль Дж. О свободе: пер. с англ. А. Фридмана // Наука и жизнь. 1993. № 11. С. 10—15.
4. Эбзеев Б.С. Народ, народный суверенитет и представительство: доктринальные основы и конституционная практика // Государство и право. 2016. № 4. С. 32—44.
References
1. Dialogues about the state — about the laws / Mark Tullius Cicero; Comp.: Veselovsky I.N., Gorenstein V.O., Utchenko S.L.; Ed.: Utchenko S.L. M.: Nauka, 1994.
2. Kostogryzov P.I. Metacategory "people" and the boundaries of cognition of the science of constitutional law // Lex russica. 2020. Vol. 73. No. 11. pp. 35—42.
3. Mill J. About freedom: translated from the English by A. Friedman // Science and Life. 1993. No. 11. P. 10—15.
4. Ebzeev B.S. People, people's sovereignty and representation: doctrinal foundations and constitutional practice // State and law. 2016. No. 4. pp. 32—44.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Гражданский процесс
Гражданский процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», специальности «Правоохранительная деятельность» / Под ред. Л. В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 687 с.
На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.
Особое внимание уделено порядку пересмотра судебных постановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Учтены последние изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс РФ, по состоянию на 1 апреля 2018 г.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.
Информация об авторе
М.В. Саудаханов — кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и административного права.
Information about the author
M.V. Saudakhanov — candidate of legal sciences, associate professor of the department of state and administrative law.
Статья поступила в редакцию 03.1 2.2021 ; одобрена после рецензирования 14.01.2022; принята к публикации 28.01.2022.
The article was submitted 03.12.2021; approved after reviewing 14.01.2022; accepted for publication 28.01.2022.