УДК 39:328(045)
НАРОД, ПРОЖИВАЮЩИМ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕТЫРЕХ АРКТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ, — СААМЫ (ЛОПАРИ)
PEOPLE, WHO ARE LIVING 0N THE TERRITORY OF 4 ARCTIC STATES - SAAMI (LOPARI)
© Головина Юлия Игоревна, студентка 4 курса кафедры регионове-дения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук САФУ имени М. В. Ломоносова. Е-mail: [email protected]
© Golovina Yulia Igorevna, 4th year student of the Department of Regional Studies and International Relations, Institute of Social-Humanitarian and Political Science NArFU named after M. V. Lomonosov. Е-mail: [email protected]
© Яруничева Валерия Фёдоровна, студентка 4 курса кафедры регио-новедения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук САФУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
© Yarunicheva Valeria Fedorovna, 4th year student of the Department of Regional Studies and International Relations, Institute of Social-Humanitarian and Political Science NArFU named after M. V. Lomonosov. Email: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается один из наиболее многочисленных и известных народов циркумполярного пространства — саамы. Особое внимание уделяется происхождению народа, языковым особенностям, культуре, верованиям, искусству и социально-политической самоорганизации Ключевые слова: коренные народы, саамы, язык, языческие верования, культура
Abstract. The article describes one of the largest and well-known people of the circumpolar space — sami. Particular attention is paid to the origin of the people, linguistic features, culture, beliefs, art, and social and political self-organization
Keywords: indigenous people, sami, language, pagan beliefs, culture
Саамы — малочисленный коренной народ, проживающий на арктических территориях четырех стран: Норвегии, Швеции, России и Финляндии. Скандинавы и русские называли их лопари, от этого наименования происходит название Лапландия. По различным оценкам общая их численность составляет 70—90 тыс. человек.
Саамский язык принадлежит к прибалтийско-финской ветви финно-угорской языковой семьи, но занимает в ней особое место. Лингвисты выявляют в нем субстрат, восходящий к самодийским языкам. Современный саамский язык распадается на ряд диалектов, различия между которыми довольно значительны. Существует две группы диалектов: западные (Норвегия, Швеция, часть Финляндии), восточные (Россия, часть Финляндии). В Рос-
сии распространены четыре диалекта: иоканьгский, кильдинский, нотозерский и бабенский (Аккала). Взаимопонимание между носителями разных диалектов затруднено. По мнению финских языковедов, не существует единого языка саамов, а имеются 10 самостоятельных саамских языков. В Финляндии, как и в Норвегии, саамский язык был признан официальным лишь в 1992 г., в Швеции еще позже — в 1999 г. .
По свидетельствам этнографов, саамский народ, вероятнее всего, происходит от пришедшего в земли Скандинавии в ранненеолитическую эпоху (после отступления ледяного покрова по завершении последнего ледникового периода) финно-угорского по своим корням населения археологической культуры комша, проникавшего в Восточную Карелию, Финляндию и Прибалтику, начиная с IV тыс. до н. э. Предположительно в 1500—1000-х гг. до н. э. начинается отделение протосаамов от единой общности носителей языка-основы. Греческий историк Пифей в 325 г. до н.э., вероятно, упоминает их, когда пишет о живущем далеко на севере народе финнов (pinnai). В своем труде «Германия» 98 г н. э. Тацит, говоря о народе фениев (Апш), по всей видимости, описывает повседневную жизнь древних саамов2. Из Южной Финляндии и Карелии саамы мигрировали дальше на север, спасаясь от распространяющейся финской и карельской колонизации и, предположительно, от обложения данью. В течение I тыс. н. э. они постепенно вышли к побережью Северного Ледовитого океана и добрались до территорий своего нынешнего проживания.
Саамы представлены множеством подгрупп, соответственно имеются различия в культуре и верованиях. Однако в целом на протяжении многих веков мировоззренческая основа саамов формировалась на основе языческих верований и ее различных форм. Для них были характерны представления о трехчастной структуре мироздания, где верхний мир был населен небесными божествами, средний мир был земным, где жили люди и животные, в нижнем потустороннем мире жили души умерших и духи-покровители. При этом у всех саамов существовало представление о том, что неподвижная Полярная звезда служила опорой, державшей небо, видимо, с помощью столба или дерева. На это указывают ее названия, в переводе означающие «столп мира», «столп неба» и т. п. Трехмерный мир четко изображен на ряде шаманских бубнов, однако толкование этих изображений в определенной мере гипотетично, так как достоверных материалов, полученных от самих саамов, об
1 Российские саамы. URL http://saami.su/saami/saami-introduction.html (дата обращения 21.05.2012).
2 Саамский фонд. История саамов. URL: http://moroshka.ucoz.org/index/0-29 (дата обращения 07.12.2012); Из «Германии» Тацита. Публикация по изданию «Тацит Корнелий. Сочинения». Л., 1969. Т. 1. URL: http:// www.adfontes.veles.lv/antique_slav/tacit.htm (дата обращения 07.12.2012).
этом нет3. Реконструировать древний пантеон саамских богов крайне трудно: очень велико число их имен и разнообразны представления о них, во всяком случае, в том виде, в каком они дошли даже до ранних исследователей. При этом одно и то же божество имело несколько вариантов имени. Но, как и у других народов, пантеон представлен божествами, символизирующими стихии природы (солнце, гром, огонь, ветер и др.), а также покровителями определенных сфер жизнедеятельности человека (плодородия, шаманов, охотников,
\4
промысловиков и др.) .
Основные формы языческих верований саамов — тотемизм, анимизм и фетишим. В частности, родоначальником саамов считается олень, высоко чтился медведь. Отдельно
I и и /-. и V
следует упомянуть о фетишизме, который нашел отражение в культе сейдов. Сейд или сейда представляет собой культовый, священный для саам объект (особое место в горах, тундре, тайге; скала, приметный камень, озеро), причем не обязательно камень. Культовое предназначение сейдов было разнообразным и соответствовало всему спектру потребностей человека. Так, по одной из саамских легенд, рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели ее не сожрало некое чудовище. Некоторые сейды использовались эпизодически, в связи с календарными или иными событиями. Другие сейды были персонифицированы и имели отношение к конкретному человеку, который мог иметь несколько своих священных мест или камней. Зафиксированы легенды, согласно которым в каменный сейд обращались люди. Порой каменным сейдам приносили жертвы. К некоторым из них можно было подходить лишь в определенное время или нельзя было подходить близко, или нельзя было подходить женщинам5.
В связи с представлениями о возможном негативном влиянии подземного мира у саамов была развита ритуально-обереговая культура, что нашло отражение во множестве правил и предписаний при проведении свадебного, погребального, родильного обрядов. Как и в культуре большинства коренных народов Арктики, получил свое развитие шаманизм. Шаманы как связующее звено между тремя мирами могли общаться с духами, помогать человеку, защищать и оберегать его.
3 Саамы. URL: http://www.hrono.ru/etnosy/etnos_s/saamy.php (дата обращения 21.05.2012).
4 Коренные малочисленные народы Севера. Саамы. Религия. Язычество. URL: http://www.kmns.murmansk.ru/ sami/religion/heathenism/ (дата обращения: 5.06.2011).
5 Культ животных. URL: http://www.pagandom.ru/drevnii-mir/saamy/kul-t-zhivotnyh.html (дата обращения: 21.05.2012); Коренные малочисленные народы Севера. Саамы. Религия. Культ Сейдов. URL: http:// www.kmns.murmansk.ru/sami/religion/siedi/ (дата обращения: 5.06.2011).
Рис. 1. Традиционные саамские костюмы. URL: http://c0mm0ns.wikimedia.0rg/wiki/File:Sami_female_traditi0nal
costume_collar_with_silver.jpg?uselang=ru
Рис. 2. Великий шведский натуралист Карл Линней в национальном саамском костюме (торке). Картина голландского художника Мартина Хоффмана (1737). URL: посhttp://commons.wikimedia.org/wiki/File:Carl_Linnaeus_
dressed_ as _a_Laplander.jpg?uselang=ru
Рис. 3. Айли Кескитало, президент Саамского парламента Норвегии (2005—2007) в традиционной одежде. икиШр://соттоп$.ш1к1теШа.ог§/ш1к1/Р11е:А111_Ке$к11а1о_1.]р§?и$е1ап§=ги
В настоящее время у саамов языческие религиозные верования в основном сохранились в форме мифов, легенд, праздничных и семейных обрядов, символике произведений декоративно-прикладного искусства. Христианизация этого народа началась еще в XV—XVI вв., поэтому истинных носителей традиционных верований осталось чрезвычайно мало6. Анализ религиозного состава населения арктических территорий Норвегии, Швеции, Финляндии, России позволяет утверждать, что преобладающая их часть является носителями христианской духовной практики в различных ее формах.
Народное искусство саамов представлено декоративно-прикладным искусством, устным и музыкальным творчеством. В саамском декоративно-прикладном искусстве можно выделить несколько наиболее развитых видов: меховые мозаики, росписи и аппликации по коже, берестяное плетение и изготовление изделий из бересты, резьба по дереву и кости, позже появились шитье бисером, орнаментация цветными тканями, вязание узорами7.
Анализ современного состояния культуры позволяет констатировать, что в настоящее время предпринимаются попытки возродить традиционные художественные ремесла, му-
6 Саамы. URL: http://www.pagandom.ru/drevnii-mir/saamy/saamy.html (дата обращения 21.05.2012).
7 Декоративно-прикладное искусство саамов. URL: http://www.kola-tour.ru/life_3.php (дата обращения 21.05.2012).
зыкальное искусство. В начале 1990-х гг. композитор Мари Бойне была практически единственной на троне саамской музыки. Сейчас появились ее последователи. В настоящее время функционирует около 15—20 саамских ансамблей. На основе прообразов саамских чумов создаются культурно-развлекательные и ресторанные комплексы. Однако основы традиционной культуры саамов сохранены в незначительной степени. Праздники саамов чаще всего посвящены рубежным событиям, связанным с защитой их прав и интересов (6 февраля —
Международный день саамов). Одновременно саамы соблюдают и главные праздники хри-
8
стианского календаря .
Устный и музыкальный фольклор представлен мифологическим эпосом, сказками, сказаниями, бытовыми повествованиями, песнями. Характерными особенностями саамских песен является то, что они лишены художественных образов и представляют импровизацию с совершенно конкретным содержанием. Исполняются они горловым пением, с сильной вибрацией голоса. Изучавший саамскую музыку В. Ю. Визе отмечает, что песен исторического или легендарно-мифологического характера у саамов не существовало. Обычно распеваемые песни связаны с охотой, оленеводством, сватовством и женитьбой, поездкой в гости
9
и т. д. .
Важнейшим фактором, способствующим сохранению культуры, является язык народа. Использование языка саамов в школьном образовании стран северной Европы началось лишь в 1980-х гг. Акт о школьном обучении в Финляндии (1985) предполагает до 240 академических часов в год для преподавания саамского языка. Единый литературный язык, выработанный на основе северного диалекта в 1978 г., позволил создать единое образовательное и культурное пространство для саамов Норвегии, Швеции и Финляндии. К настоящему времени язык саамов имеет официальный статус государственного, во всех трех странах существуют законы о саамском языке, регулирующие его использование в образовании и делопроизводстве.
Саамский язык преподается на уровне начальной и средней школы. Однако общее число обучающихся в этих странах не превышает 1 тыс. человек в каждой из них. Изучение саамского языка на академическом уровне возможно в Швеции в университетах Умео и Уп-псалы. Анализ статистических данных свидетельствует, что в среднем не более 31—35 %
8 Культура и религия саамов. URL: http://www.everyculture.c0m/wc/N0rway-t0-Russia/Sami.html#b (дата обращения 06.12.2012); Саамы. URL: http://finug0r.ru/n0de/9115 (дата обращения 21.05.2012).
9 Фольклор саамов. URL: http://saami.su/saami/saami-f0lkl0re.html (дата обращения 21.05.2012).
саамов Норвегии, Финляндии и Швеции владеют родным языком. По данным на 2001 г., 55 % избирателей саамского парламента Швеции не владели родным языком10.
Саамы России получили свою письменность в 1933 г. Началось обучение в школах на саамском языке. В Мурманске готовили кадры педагогов для саамских школ. Однако в 1937 г. он был отменен. В 1982 г. письменность саамов в России была возрождена. Сейчас саамский язык преподается в школе села Ловозеро на Кольском полуострове. Увеличивается количество лингвистических исследований языков саамов, появились художественная литература. Согласно материалам Всероссийской переписи 2002 г., удельный вес владеющих родным языком среди российских саамов составляет 42,8 %, по сравнению с 1989 г. — 42,2 %11 [1].
Основу социально-политической самоорганизации саамов традиционно составляла община, именуемая саам, сыййт, сийт, состоявшая из отдельных семей. Сийт, как правило, занимал определенную территорию, в том числе и промысловые угодья совместного использования всех его членов. Члены сийта осуществляли группой хозяйственную деятельность. Хозяйственные и административные вопросы, касавшиеся всей общины, было принято решать на общих собраниях глав семей. Количество членов сийта насчитывало от 70 до 12
300 человек12.
Данный вид социальной организации длительное время был присущ саамам Кольского полуострова, поскольку скандинавские саамы раньше интегрировались в сообщество тех стран, на чьей территории они проживали. К середине XIX в. все они практически ассимилировались с другими народами.
Одновременно саамы стран Северной Европы рано начали борьбу за свои права. В 1948 г. с целью продвижения интересов оленеводов саами была сформирована одна из старейших саамских организаций в Норвегии — «The Sami Reindeer Herders' Association in Norway (NRL)». Эта организация, созданная в 1968 г., была направлена на улучшение положения и защиту прав саами как коренного народа. Норвежский союз саамов «The Norwegian Sami Union (SLF)», основанный в 1979 г., ставил своей целью защиту и развитие саамского языка. Одновременно уже в середине ХХ в. начинается процесс координации усилий саамов
Саамы. Саамский язык в сфере образования Швеции. URL: http://www.mercator-research.eu|fileadmin/mercator/dossiers_pdf/saam (дата обращения 06.11.2012); Саамы в Финляндии URL: http://www.uoc.edu/euromosaic/web/document/sami/an/i1/i1.html (дата обращения 05.11.2012)
11 Материалы Всероссийской переписи 2002 года. URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=11 (дата обращения 18.05.2011);
12 Общественная и семейная жизнь саамов. URL: http://saami.su/saami/saami-public-life.html (дата обращения 21.05.2012)
Северной Европы по защите своих интересов. В августе 1956 г. на второй конференции саамов, которая состоялась в Норвегии, был создан Северный Союз Саамов13. Союз Саамов продолжает свою деятельность в настоящее время, осуществляя ее на основе решений, принимаемых на саамских конференциях. Союз Саамов является единым культурно-политическим органом саамов Норвегии, Финляндии, Швеции и России. Главной его целью является защита интересов саамов как народа, укрепление общности саамов через границы и работа, направленная на то, чтобы и в будущем саамов признавали как единый народ, их культурные, политические, экономические и социальные права. Однако в данной формулировке целей явно проглядывают тенденции сепаратизма.
В 1973—1993 гг. в странах Северной Европы были созданы саамские парламенты (Финляндия — в 1973 г., Норвегия — в 1987 г., Швеция — в. 1993)14. В России 11—12 декабря 2010 г. II съезд саамов Мурманской области утвердил временный представительный орган саамского народа — Саамский парламент [2]. В отличие от саамских парламентов североевропейских стран, он не обладает законодательной инициативой.
В целом, саамы сохранили и продолжают возрождать основы собственной культурной самобытности. Но одновременно это один из народов, наиболее интегрированных в современные политические, экономические и культурные процессы стран своего проживания. Видимо, не будет большим преувеличением утверждать, что современная культура саамов представляет собой так называемый китч, когда в традиционные формы народной культуры вкладывается осовремененный смысл.
Литература
1. Соколова З. П., Степанов В. В. Коренные малочисленные народы Севера. Динамика численности по переписям населения / Этнографическое обозрение. 2007. № 5. С. 75—95.
2. Лукин Ю. Ф. Перфоманс этнокультурного ландшафта Арктики в глобальном и региональном измерениях // Арктика и Север. 2011. № 1. С. 77. URL: http://narfu.ru/aan/ ar-ticle_index_years.php?ELEMENT_ID=9878
3. Саамы. URL: http://finug0r.ru/n0de/877 (дата обращения 07.12.2012).
Рецензент — Соколова Флёра Харисовна, доктор исторических наук, профессор
13 Саамы. URL: http://finugor.ru/node/877 (дата обращения 07.12.2012).
14 Samediggi. URL: www.Samediggi.fi/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=78<emid=193; The Sami Parliaments in the Nordic region URL: www.eng.samer.se/servlet/GetDoc?meta_id=1111; The Sami Parliament in Sweden. URL: www.eng.samer.se/servlet/GetDoc?meta_id=1103 (дата обращения: 05.06.2011).