Научная статья на тему 'НАРКОСИТУАЦИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ'

НАРКОСИТУАЦИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
625
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОСИТУАЦИЯ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / НАРКОТИКИ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татьянина Анжелика Владимировна

В современном социуме практически во всех государствах мира наркотические средства и психотропные вещества изъяты из свободного гражданского оборота. При этом данные вещества могут быть разрешены для применения в лечебных и научных целях, однако любые действия, связанные с их незаконным оборотом, решительно осуждаются в обществе, а также признаются государством противоправными, и в большинстве случаев правонарушители привлекаются к уголовной ответственности. Несмотря на опаснейшие последствия, в настоящее время наркомания широко распространена на территории Российской Федерации. Более того, существует негативная тенденция увеличения количества не только наркозависимых, но и фактов незаконного оборота наркотиков, что представляет собой опасность, оказывающую крайне негативное воздействие на основы государственного и общественного строя в целом, на экономику страны, духовно-нравственные устои, здоровье нации и наносящую ущерб национальной безопасности России. В данной статье автор изучает современное состояние наркоситуации в России и анализирует ее тенденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Татьянина Анжелика Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАРКОСИТУАЦИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ»

А.В. ТАТЬЯНИНА

Кандидат социологических наук, доцент Доцент кафедры уголовного права и процесса ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

НАРКОСИТУАЦИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ

В современном социуме практически во всех государствах мира наркотические средства и психотропные вещества изъяты из свободного гражданского оборота. При этом данные вещества могут быть разрешены для применения в лечебных и научных целях, однако любые действия, связанные с их незаконным оборотом, решительно осуждаются в обществе, а также признаются государством противоправными, и в большинстве случаев правонарушители привлекаются к уголовной ответственности. Несмотря на опаснейшие последствия, в настоящее время наркомания ши-

Наркоситуация, наркотические средства, псих наркотических средств.

Тематический рубрикатор е-ЬШгагу: 10.81.31.

Незаконный оборот наркотических средств является основополагающей деструктивной причиной сложившейся наркоситуации в стране, так как оказывает существенное влияние на криминогенную обстановку в Российской Федерации и на её социально-экономическое развитие. Постоянное увеличение статистических данных по наркозависимым в России, рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также совершенствование технического прогресса и программного обеспечения, способствующие осуществлению незаконного оборота наркотиков, а не только их раскрытию, показывают нам, что в этом случае прогресс заметно опережает нормативные правовые акты, направленные на противодействие данным преступным посягательствам.

Криминологическая оценка наркоситуации в стране является важной ступенью для формирования антинаркотической политики государства и предполагает не только её реальное измерение с целью выявления негативных тенденций, но также и разработку методических и практических рекомендаций, способствующих изменению этих тенденций и последствий рассматриваемой проблемы в нужном направлении. Эффективность её изучения во многом зависит от степени научной разработанности самого понятия «наркоситуация», её детерминант, содержания, динамики негативных последствий и причинно-следственных связей между ними. Анализ научной литературы показал неоднозначность подходов к рассматриваемому понятию, которое находит отражение в различных науках: социологии, криминологии, политологии и т.д. [8, с. 43]. Исследователи оперируют понятием наркоситуации, однако определение феномена при этом не дают.

Основываясь на системном подходе, авторы, как правило, выделяют четыре структурных элемента

роко распространена на территории Российской Федерации. Более того, существует негативная тенденция увеличения количества не только наркозависимых, но и фактов незаконного оборота наркотиков, что представляет собой опасность, оказывающую крайне негативное воздействие на основы государственного и общественного строя в целом, на экономику страны, духовно-нравственные устои, здоровье нации и наносящую ущерб национальной безопасности России. В данной статье автор изучает современное состояние наркоситуации в России и анализирует ее тенденции.

юпные вещества, наркотики, незаконный оборот

рассматриваемой категории: состояние потребления наркотиков без назначения врача; состояние преступности в сфере незаконного оборота наркотиков; меры профилактики наркомании, лечение и реабилитация наркозависимых; общие меры по противодействию незаконному обороту наркотиков и наркобизнесу. В социологической литературе наркоситуацию рассматривают как незаконный оборот наркотиков и других психоактивных веществ, количество фактов злоупотребления и состояния зависимости, негативных последствий злоупотребления наркотическими и психотропными веществами, отношение отдельных групп и лиц непосредственно к наркотикам и их обороту [5, с. 180], тем самым несколько расширяя её пространственные рамки.

Для исследования наркоситуации необходимо понимать основополагающие термины, прежде всего, такие понятия, как «наркотизм», «наркомания», «незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». Определения понятий «наркомания» и «незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» закреплены в Федеральном законе от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [2]. Наркомания определяется как заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Следует уточнить, что наркомания в криминологии рассматривается не только как заболевание, а прежде всего, как социальное явление, связанное с наркозависимостью определенной части населения страны, тем самым она тесно связана с преступностью и является её фоном. Под наркотизмом следует понимать совокупность всех незаконных действий, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами и прекурсорами, то есть их незаконный оборот. Оборот наркотических средств, психотропных веществ - это разработка,

производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз, вывоз на территорию Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, контролируемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наркопреступность - преступления, совершаемые с целью получения средств для приобретения наркотиков, а также преступления, совершаемые в состоянии наркотического опьянения. Криминологическая наука рассматривает наркоманию во многих случаях как побочное явление, питающее и организующее многие корыстные преступления, а наркотизм - как негативное явление, центром которого являются незаконный оборот наркотиков и наркопреступность, а источником - наркомания.

Многоаспектность исследуемой проблемы, а также рост негативных тенденций воспрепятствовали реализации антинаркотической политики России, утвержденной Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, и указали на необходимость совершенствования концепции (стратегии) противодействия наркомании, наркотизму и наркопреступности в РФ. Указанная Стратегия содержала направления деятельности, основные стратегические задачи и предполагала комплекс мероприятий, направленных на сокращение предложений наркотиков, падение спроса на них, развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля за данными средствами и веществами. В целях дальнейшей реализации государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, которая также направлена на охрану здоровья граждан, обеспечение государственной и общественной безопасности, в ноябре 2020 года была утверждена новая Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года [3].

Согласно статистическим данным, резкий прирост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, наблюдался с 2013 по 2014 г. Данная тенденция дальнейшего интенсивного роста числа исследуемых преступлений обусловлена появлением на российском рынке сбыта новых психоактивных веществ и синтетических видов наркотиков. Исходя из статистики изъятых наркотических средств и психотропных веществ правоохранительными органами РФ, такие наркотические средства, как героин, опий, морфин, гашиш, каннабис (марихуана), маковая солома, масло каннабиса (гашишное масло), дезоморфин (аналог героина), кокаин, метадон (фенадон, долофин), ме-тамфетамин, амфетамин, МДМА (экстази), эфедрон (меткатинон), постепенно стали отходить на второй план. Появились новые синтетические наркотики и психотропные вещества, приобретение которых имело преимущество в виде получения наркотиков после анонимной оплаты в сети «Интеренет» в «закладках», что обеспечивало бесконтактное приобретение, а по своим чудовищным разрушительным качествам превосходило своих предшественников в десятки раз.

Это всем известные курительные смеси «спайсы», в состав которых входят опаснейшие вещества JWH-018, СР-47,497, сальвинорин А (сальвия шалфей), а также «соли», в состав которых входят МДПВ (мети-лендиоксипировалерон), его аналоги N-метилэфед-рон, мефедрон (4-метилметкатинон), аналог героина 3 -метилфентанил.

Для понимания факта особой опасности таких синтетических наркотиков, как «соли» и «спайсы», достаточно сравнить вес, который определяет значительный размер для этих видов и оригинальных наркотиков, аналогами которых являются новые синтетические. Для обычной марихуаны значительным размером является вес свыше 6 граммов, для её аналога «спайса» достаточно, чтобы вес составлял сотые доли грамма.

Отметим, что общественная опасность наркоситуации в России во многом определяется ее характером, то есть удельным весом тяжких и особо тяжких преступлений в общей массе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Анализ статистических данных указывает на неблагоприятные тенденции в данной сфере. Так, при значительном снижении тяжких и особо тяжких преступлений в общем количестве зарегистрированных правонарушений наблюдается значительный прирост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Так, в 2012 году (год появления синтетических наркотиков в России) количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, составляло 218974, а в 2013 году - 231462 преступления, прирост составил 12488. В 2014 году количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков увеличилось ещё на 9,5%. Дальнейшая динамика является «плавающей», за различные периоды были и приросты, и спады количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

По результатам статистического анализа в 2020 году удельный вес противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков в общем количестве зарегистрированных преступлений составил 9,2%. Вместе с тем их количество сократилось на 3% (до 189 900), а из тяжких и особо тяжких видов - на 2,5%. Большинство наркопреступлений выявлено сотрудниками органов внутренних дел - 182 494, или 96,1%, в том числе тяжких и особо тяжких - 136 125, или 95,5%. В первом квартале 2021 года было выявлено 52200 (-1,4%) преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств. Отрицательная динамика по их регистрации в разной степени зафиксирована в 43 субъектах Российской Федерации [7]. Около 18 миллионов жителей (12,5% общего населения) нашей страны хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. По данным World Drug Report 2020 наша страна находится на третьем месте в мире по количеству потребителей инъекционных наркотических средств (2,3% населения) [4]. Следует отметить, что по официальным данным в 2020 году количество наркоманов снизилось на 7,5 %, среди которых число подростков сократилось на 24%. Всего по

данным за прошлый год в стране зарегистрировано около 460 тыс. наркозависимых. Власти связывают снижение потребителей ПАВ с повышением уровня жизни и пропагандой здорового образа жизни.

Анализ информации о лицах, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, подтверждается положение относительно тенденций развития современного наркотизма, поскольку отмечается увеличение числа несовершеннолетних потребителей наркотических средств и психотропных веществ. Это, прежде всего, объясняется тем, что в юном возрасте у молодых людей ещё не сформировано мировоззрение, и они способны поддаваться чужому влиянию либо совершать негативные поступки из-за желания самоутвердиться или повысить свой статус в глазах окружающих [6, с. 166]. Характерной тенденцией является также увеличение количества потребителей наркотических средств и психотропных веществ среди лиц, относящихся к благополучным социальным группам с высоким материальным достатком.

Во-вторых, следует отметить изменение структуры наркорынка в части способов и видов распространения синтетических наркотиков и новых потенциально опасных психоактивных веществ, которое напрямую связано с уменьшением возраста лиц, участвующих в незаконном обороте наркотиков. С одной стороны, молодое поколение является основным заказчиком (потребителем) указанного вида наркотиков, с другой - они являются распространителями, успешно владеющими, как никакая другая возрастная категория, возможностями современных телекоммуникационных систем, посредством которых осуществляется незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.

Одним из важных организационных аспектов реализации антинаркотической политики является проведение научно обоснованного криминологического мониторинга наркоситуации в стране. Данный мониторинг представляет собой систему наблюдения, оценки и прогноза социальных явлений криминогенного и антикриминогенного характера. Одна из основных стратегических задач государственной антинаркотической политики осуществляется при помощи государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации. Она представляет собой алгоритм согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на изучение изменений в наркоситуации, происходящих в социуме под влиянием социальных, политических и экономических процессов.

В основу мониторинга наркоситуации в России положено использование информационных массивов Банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Реализуется данный мониторинг государственным антинаркотическим комитетом и антинаркотическими комиссиями в субъектах РФ, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнитель-

ной власти субъектов РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Следственным комитетом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Однако необходимо констатировать, что система криминологического мониторинга наркоситуации в Российской Федерации далека от совершенства, т.к. четко не определены его сущность, задачи, количественные и качественные оценки. Данный показатель используется в качестве формально-отчётного, что формирует недостоверное представление о действительно сложившейся наркоситуации в стране. Это выражено в логических противоречиях приведённых данных, таких как снижение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и увеличение количества наркоманов в России. Спрос «рождает» предложение, а значит, при увеличении количества наркозависимых лиц, состоящих на учёте, должна увеличиваться и другая динамика, сопутствующая употреблению наркотических средств, в том числе и их незаконный оборот.

Данная проблематика связана, на наш взгляд, с недостаточным количеством работников оперативных служб, именно поэтому надлежащим образом не может осуществляться противодействие преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также антинаркотическая политика в целом на территории Российской Федерации. Так, 31 мая 2016 года была упразднена Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). По нашему мнению, именно этот факт оказал негативное влияние на наркоситуацию в стране, поскольку именно с момента ее упразднения статистика раскрытых преступлений и возбужденных уголовных дел по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, резко снизилась. Обязанности, выполнявшиеся ранее ФСКН, были возложены на специально созданные подразделения ОКОН МВД. При этом МВД крайне редко занималось длительными разработками групп лиц, осуществляющих незаконный оборот наркотиков, в связи с этим, в первую очередь, пострадал принцип неотвратимости наказания, так как многие сбытчики наркотических средств, пойманные случайно, без оперативной разработки, привлекались по статье 228 УК РФ (за хранение), а не по 228.1 УК РФ - за сбыт, как это и должно быть.

В ФСКН существовали свои собственные Следственный департамент, подразделение специального назначения «ГРОМ», которые занимались задержанием преступников только по преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков, кинологическая служба со специально обученными собаками, которые умели искать даже синтетические виды наркотиков. Это была отдельная структура, которая активно разрабатывала материалы по преступным сообществам, занимающимся, в том числе, и транснациональной наркопреступностью. Последствия упразднения службы и передачи её функций, но не полномочий, в систему МВД нанесло ущерб не только противодействию наркопреступности, но и создало сложности в работе самой системе МВД в виде дополнительной нагрузки как на Следственный департамент, так и на оперативных сотрудников, не имеющих такого опыта

работы, какой был у оперативников ФСКН. Кроме того, все оперативные разработки ФСКН были прекращены, и данный материал пришлось наращивать уже другим сотрудникам с самого начала.

Итак, в рамках данного исследования предлагаем определить наркоситуацию как комплексное понятие, характеризующееся немедицинским потреблением наркотиков в стране и её регионах, спросом на них, количеством лиц, страдающих наркоманией, наличием фактов незаконного оборота наркотиков, числом уголовных преступлений, совершённых в состоянии наркотического опьянения, и преступлений, совершенных с целью добычи средств для приобретения наркотиков, их детерминантами, а также негативными последствиями в социально-демографической, экономической, общественно-политической, духовно-нравственной и иных сферах общества.

Таким образом, при применении данной категории необходимо учитывать следующие структурные элементы:

- незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов;

- преступления, совершённые в состоянии наркотического опьянения;

- общеуголовная преступность, совершаемая с целью добычи средств для приобретения наркотиков;

- лица, совершившие указанные преступления;

- лица, употребляющие наркотические средства и психотропные вещества эпизодически и регулярно;

- факторы, определяющие состояние и динамику наркоситуации, а также тенденции её развития;

- негативные последствия, выражающиеся в виде ущерба, причинённого в связи с совершением противоправных деяний в рассматриваемой сфере;

- эффективность мер по профилактике наркомании и наркопреступности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Уголовный кодекс Российской Федерации : ФЗ от 13.06.1996 № 63-Ф3 // Собрание законодательства

РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954. - Текст : непосредственный.

2. О наркотических средствах и психотропных веществах : Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 08.12.2020). - Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «КонсультантПлюс» - URL : http://www.con sultant.ru/document/cons_doc_LAW_17437/.

3. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 23.11.2020 № 733. - Текст : электронный // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - №48. - Ст. 7710 // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL : http://pravo.gov.ru/

4. World Drug Report 2020. - Текст : электронный // UNODC.ORG : UN official site. - URL: http://www.unodc.org/unodc/secured/wdr/wdr2020/ World_Drug_Report_2020.pdf

5. Карпец А.В. Мониторинг и оценка наркоситуации / А.В. Карпец, И.Е. Махров, Э.М. Виноградова. -Москва, 2010. - Текст : непосредственный.

6. Карягина О.В. К вопросу о личности преступника / О.В. Карягина. - Текст : непосредственный // Проблемы формирования правового социального государства в современной России : сборник материалов XIV Всероссийской национальной научно-практической конференции». - Новосибирск, 2018.

7. Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. - Текст : электронный. - URL : http://www.crimestat.ru/

8. Хоменко С.М. Понятие и цели современной уголовно-правовой политики России / С.М. Хо-менко. - Текст : непосредственный // Вестник Таганрогского института управления и экономики. -2019. - № 2 (30).

© Анжелика Владимировна Татьянина, 2021 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики», 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.