Научная статья на тему 'Наркомания подростков как социальная проблема и виды ее профилактики'

Наркомания подростков как социальная проблема и виды ее профилактики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6003
649
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / SOCIAL PROBLEM / ВИДЫ ПРОФИЛАКТИКИ / TYPES OF PREVENTIVE TREATMENT / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / НАРКОТИКИ / DRUGS / АЛКОГОЛЬ / ALCOHOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перекрестова Ольга Михайловна

В статье рассмотрены проблемы подростковой наркомании и проанализированы виды ее профилактики. Автор отмечает, что ведущую роль в этом вопросе играет воспитательная работа, которая является одним из основных видов профилактических мер в решении проблемы употребления наркотиков несовершеннолетними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Перекрестова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRUG ADDICTION OF TEENAGERS AS A SOCIAL PROBLEM AND TYPES OF ITS PREVENTION

The article considers the problems of its preventive treatment. The author emphasizes that an educational work plays the leading role in this question and it is an educational work that is one of the main type of preventive measures in solving of the problems of juvenile drugs addiction

Текст научной работы на тему «Наркомания подростков как социальная проблема и виды ее профилактики»

Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 4 (71)

УДК 343.97 : 343.85 : 343.5 ББК 67.99

© 2015 г. О. М. Перекрестова

НАРКОМАНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА И ВИДЫ ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ

В статье рассмотрены проблемы подростковой наркомании и проанализированы виды ее профилактики. Автор отмечает, что ведущую роль в этом вопросе играет воспитательная работа, которая является одним из основных видов профилактических мер в решении проблемы употребления наркотиков несовершеннолетними.

Ключевые слова: социальная проблема, виды профилактики, воспитательная работа, наркотики, алкоголь.

DRUG ADDICTION OF TEENAGERS AS A SOCIAL PROBLEM AND TYPES OF ITS

PREVENTION

The article considers the problems of its preventive treatment. The author emphasizes that an educational work plays the leading role in this question and it is an educational work that is one of the main type of preventive measures in solving of the problems of juvenile drugs addiction.

Keywords: the social problem, types ofpreventive treatment, educational work, drugs and alcohol.

Наркотики известны людям уже в течение нескольких тысяч лет. Их употребляли люди разных культур в различных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, снятия боли и неприятных ощущений. Уже в дописьмен-ный период существовали свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества: алкоголь и растения, потребление которых влияет на сознание. Как это ни парадоксально, но даже сегодня, в эпоху гласности, когда не осталось ни одной проблемы, ни одного вопроса, которые не подверглись бы тщательному «препарированию» в средствах массовой информации, далеко не все имеют четкое представление о масштабах проблемы наркомании. А она почти повсюду в мире превратилась в грозную опасность, как для граждан, так и для государственных институтов. Информация большинства стран мира свидетельствует о том, что злоупотребление наркотиками распространилось во всех социальных слоях и возрастных группах, особенно среди молодежи. Дети и подростки в настоящее время приобщаются к наркотикам в более раннем возрасте, чем в недалеком прошлом. По мере изменения социально-экономической и морально-психологической ситуации в нашей стране, расширения зарубежных контактов все более масштабные и тревожные очертания приобретают проблемы, касающиеся молодежи. Среди них - «бич века» или «белая смерть», как называют иногда наркоманию.

Термин «наркомания» происходит от греческого слова и означает «оцепенение безумием». Нар-

комания - тотальное (т. е. затрагивающее все стороны внутреннего мира и отношений с другими людьми) поражение личности, которое в большинстве случаев сопровождается осложнениями со стороны физического здоровья. Это значит, что человек, регулярно принимающий наркотики, постепенно уничтожает свои лучшие нравственные качества, становится психически не вполне нормальным, теряет друзей, потом семью, вовлекается в преступную среду, приносит несчастье себе и окружающим. Становление наркомании характеризуется развитием основных признаков: психической и физической зависимости, толерантности.

Психическая зависимость - это болезненное стремление (влечение) непрерывно или периодически принимать наркогенный препарат, чтобы вновь и вновь испытывать определенные ощущения либо снимать явления психического дискомфорта. Зависимость возникает во всех случаях систематического употребления наркотиков, нередко - после однократного их приема.

Физическая зависимость - это состояние особой перестройки всей жизнедеятельности организма человека в связи с хроническим употреблением препаратов. Она проявляется интенсивными физическими и психическими расстройствами, развивающимися сразу, как только действие препаратов прекращается. Эти расстройства, обозначенные как синдром «отмены», или абстинентный синдром (абстиненция - воздержание), облегчаются или полностью снимаются только новым введением данного наркотика либо вещества со сходным фармакологическим действием.

Физическая зависимость обусловливает непрерывное употребление наркотиков или возврат к ним после временной отмены.

Толерантность - это явление адаптации, т. е. привыкания к наркотическим препаратам, когда наблюдается все менее выраженная реакция на очередное введение того же самого их количества. Поэтому для достижения прежнего психофизического эффекта больному требуется более высокая доза наркотика. Затем через какое-то время и эта доза становится недостаточной, и необходимо ее повышение.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, среди девочек - до 12,9; возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился среди мальчиков соответственно до 14,2 лет и до 14,6 - среди девочек. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами, и больных наркоманией, отмечается рост негативных последствий наркомании: это повышение в 7-11 раз смертности, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней - в первую очередь, СПИДа, инфекционных гепатитов (в России более 90 % наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. ВИЧ-инфекции зарегистрированы не только у подростков и детей в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, больных наркоманией. За последние три года СПИДом заболело более 2 тысяч подростков и детей [ 1, с. 58].

Следовательно, под угрозой фактически оказалось будущее страны, т. к. возраст большинства наркозависимых - 13-24 года. Наркоситуация в среде подрастающего поколения представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны.

Вместе с тем общество оказалось не готовым к противодействию массовому потреблению наркотиков в детско-подростковой среде. С одной стороны, система образования и здравоохранения, научные учреждения в связи с крайне скудным финансированием, неразвитой материально-технической базой и недостаточным количеством специалистов в области противодействия нарко-тизму не смогли быстро разработать и внедрить современные средства профилактики, диагностики, лечения и реабилитации лиц, злоупотребляющих наркотиками. С другой стороны, органы исполнительной и представительной власти без должного научно-методического обеспечения и необходимых ресурсов также оказались не готовыми к решению проблемы наркотизма и особен-

но его распространения в подростково-молодежной среде. Принимаемые административные и репрессивно-силовые меры являются низкоэффективными [2, с. 15]. В результате сформировалась девиантная молодежная субкультура, в которой распространено потребление наркотиков.

Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании, токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает легкая доступность психоактивных веществ. Около 60 % опрошенных несовершеннолетних, употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают относительную несложность их приобретения. Наркотики приобретаются в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев наркотиками. Наркодельцы давно определили для себя образовательные учреждения как мини-рынки сбыта наркотиков в дет-ско-подростковой среде. В результате общество столкнулось с реальной незащищенностью детей и подростков от экспансии наркотических средств. Поэтому без жестких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и силового противостояния наркогруппировкам добиться реального повышения эффективности антинаркотической профилактической работы только за счет усилий врачей, психологов, социальных работников не представляется возможным.

Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания, как правило, поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в неменьшей степени подростками из благополучных слоев общества, из семей с высоким достатком. В подобных случаях опека и невысокие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с финансовой свободой. Дети именно из этих семей преимущественно формируют особую молодежную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное, гедонистическое времяпровождение в сочетании с наркотизацией как определенным стилем жизни [3, с. 107].

Также серьезным отягощающим фактором риска возникновения наркомании выступает высокая соматическая заболеваемость учащихся [4, с. 25].

Существующее положение в школе, конечно, наряду со всеми негативными явлениями в повседневной жизни школьников привело к значительному ухудшению показателей здоровья у детей. По данным Минздрава России, до 50 % гимназистов заканчивают учебный день с признаками переутомления, в общеобразовательных школах та-

Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 4 (71)

ких школьников насчитывается 20-30 %; повышенная невротизация диагностируется у 55-83 % учащихся гимназий, а более половины учеников этих школ имеют хронические болезни. Дети с перечисленными нарушениями относятся к группе риска и нуждаются в специализированной медицинской и психологической помощи [5, с. 177].

Таким образом, эпидемия наркомании в стране обусловлена не только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, геополитических и других факторов, но и их сложным взаимодействием и взаимопроникновением. В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп лиц, работающих с детьми и молодежью, - учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей, которые нуждаются в выработке совершенно нового подхода к решению проблем профилактики наркомании [6, с. 200].

Профилактические мероприятия по предупреждению наркомании могут быть обеспечены только совместными усилиями врачей, педагогов, социальных работников, работников комитета по делам молодежи, инспекций по делам несовершеннолетних, широкой общественности. При этом выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику наркомании. Задача первичной профилактики состоит в предупреждении употребления наркотиков и включает в себя широкую воспитательную работу среди подростков, санитарно-гигиеническое воспитание населения, общественные меры борьбы с распространением наркотиков и их употреблением, административно-законодательные меры. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление и активное лечение лиц, употребляющих наркотические вещества. К этой группе относят мероприятия по предотвращению рецидивов, поддерживающую терапию. Третичная профилак-тикапредполагает социально-трудовую реабилитацию больных наркоманией.

Существуют следующие «группы риска» возможного начала наркотизации:

- лица с наследственными или приобретенными в раннем детстве психическими заболеваниями, умственно отсталые в той или иной степени;

- подростки, проживающие в семьях, где имеются лица, потребляющие наркотики, алкоголь;

- подростки, проживающие в так называемых неблагополучных семьях;

- подростки из семей, членами которых являются лица, отбывающие (отбывавшие) наказание за преступления в местах лишения свободы;

- подростки, входящие в различные неформальные объединения, приверженцы некоторых религиозных сект и течений (кришнаизм);

- несовершеннолетние, участвующие в рабо-

те спортивных кружков и секций по культуризму, бодибилдингу и др.;

- дети криминальных предпринимателей и представителей элитных кругов общества;

- несовершеннолетние проститутки и геи.

«Группы риска» - понятие не правовое, а медико-социальное. Принадлежность подростков к какой-либо «группе риска» не предопределяет обязательное приобщение к наркотикам, а является предрасположенностью к их потреблению. Такие подростки должны быть объектом пристального внимания и первостепенного наблюдения со стороны социальных работников, а также органов внутренних дел.

Психолого-педагогическая коррекция подростков «группы риска» осуществляется сетью специализированных служб, ориентированных на специфические проблемы детей и подростков с разными формами средовой дезадаптации и отклонениями в поведении. Программа профилактики базируется, прежде всего, на укреплении защитных факторов личности, развитии положительной самооценки у подростков.

Специфические задачи профилактической программы воспитательной работы среди подростков обобщаются следующим образом: информирование о действии наркотиков на организм человека; формирование объективно обоснованной негативной позиции в отношении возможного употребления наркотиков; воспитание стойкости и личной ответственности по отношению к применению наркотических веществ; создание алгоритма правильного поведения, формулы отказа [7, с. 100].

Анализ политики борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, проводимой на протяжении ряда лет, со всей очевидностью свидетельствует о том, что только на основе силовых методов это социальное зло не может быть существенно снижено или взято под контроль. Необходим, кроме того, целый комплекс мероприятий общесоциального характера, направленных на резкое сокращение круга лиц, потребляющих наркотики. Кроме того, требуется обобщить основные положения, которые следуют из показателей медицинской статистики и должны определять направленность первичной профилактической работы в семье, образовательной среде и сфере досуга несовершеннолетних.

Литература

1. Баранов П. П. и др. Криминология и профилактика преступлений. Общая часть. Ростов н/Д, 2001.

2. Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. М., 1996.

3. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М., 1999.

4. Кухарук В. Ответственность за незаконный оборот аналогов наркотических средств или психотропных веществ // Уголовное право. 2003. № 4.

5. Мусаев А. Н., Сбирунов П. Н., Целин-ский Б. П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств. М., 2000.

6. Профилактика наркоманий у несовершеннолетних средствами культуры и искусства: учебная программа / под ред. Л. М. Шипицы-ной, Л. С. Шпилени. СПб., 2002.

7. Сирота Н. А., Ялтонский В. М., Зыков О. В. Концептуальная программа первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами. М., 2001.

УДК 343.13 ББК 67.99

© 2015 г. Н. С. Диденко, Р. Р. Хасанов

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ О ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

В статье рассматриваются отдельные проблемы теории и практики разрешения споров о подследственности по материалам доследственной проверки и уголовным делам. Авторами разработаны классификации споров о подследственности, а также пути решения проблемных ситуаций, возникающих по поводу определения данного понятия.

Ключевые слова: подследственность, подведомственность, споры о подследственности, полномочия руководителя следственного органа, полномочия прокурора.

THE PROBLEMS ARISING AT SETTLEMENT OF DISPUTES ABOUT INVESTIGATIVE

JURISDICTION IN PRACTICALACTIVITIES OF INVESTIGATIVE DIVISIONS

This article discusses some problems of the theory and practice of dispute resolution on jurisdiction according to the materials of the preliminary investigation and criminal cases. The authors have developed a classification dispute about the investigation, as well as solutions to problem situations that arise regarding the definition of the investigation.

Keywords: jurisdiction, disputes about the investigative jurisdiction, the powers of the head of the investigative body, prosecutor's power.

Понятие спора употребляется в ст. 36, п. 6 ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 82, ч. 8 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В ст. 81, 82 УПК РФ речь идет о спорах, возникающих по поводу принадлежности вещественных доказательств, разрешаемых в порядке гражданского судопроизводства. В остальных случаях -о спорах о подследственности и подсудности.

В соответствии со ст. 36 УПК РФ споры о подсудности между судами не допускаются. Уголовно-процессуальное законодательство допускает наличие споров по уголовному делу по вопросам о подследственности. Моменты возникновения споров, субъекты разрешения спора, порядок направления материалов (уголовных дел) лицу, уполномоченному на разрешение спора, решения, принимаемые лицом по итогам рассмотрения материалов (уголовных дел), сроки предоставле-

ния и рассмотрения материалов (уголовных дел) не урегулированы уголовно-процессуальным законом.

В рамках предмета нашего исследования прежде всего важно дать определение понятия спора в уголовном процессе. Термин «спор» употребляется в различных науках, например, в конфликтологии - как вид деловой коммуникации, если необходимо обсудить разногласия или нет единого мнения по обсуждаемому вопросу.

В судебных стадиях уголовного процесса спор - это столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументированно отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем и стремится опровергнуть доводы другой стороны. Состязательность отечественного уголовного процесса основана на наличии спора между сторонами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.