Научная статья на тему 'НАРКОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ ВЛАДИМИР ПОТЁМКИН И СТАНОВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ'

НАРКОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ ВЛАДИМИР ПОТЁМКИН И СТАНОВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая Отечественна война / В.П. Потёмкин / образование / просвещение / культура / школа / патриотизм / историческая память / учебники истории / культурный фронт / The Great Patriotic War / V.P. Potemkin / education / enlightenment / culture / school / patriotism / historical memory / history textbooks / cultural front

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жукова Ольга Германовна

Статья рассказывает о биографии и вкладе Владимира Петровича Потёмкина в историю культуры и просвещения нашей страны. Делается акцент на важность патриотического воспитания в школе, приводятся малоизвестные исторические факты. Автор делает вывод о необходимости внедрения опыта прошлых лет в современную социокультурную политику России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEOPLE’S COMMISSAR OF EDUCATION VLADIMIR POTEMKIN AND THE FORMATION OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE SOVIET SCHOOL

The article tells about the biography and contribution of Vladimir Petrovich Potemkin to the history of culture and education of our country. The emphasis is placed on the importance of patriotic education at school, little-known historical facts are given. The author concludes that it is necessary to introduce the experience of the past years into the modern socio-cultural policy of Russia.

Текст научной работы на тему «НАРКОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ ВЛАДИМИР ПОТЁМКИН И СТАНОВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ»

DOI: 10.17805/trudy.2023.2.1 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

НАРКОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ ВЛАДИМИР ПОТЁМКИН И СТАНОВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ

О.Г. Жукова Московский гуманитарный университет

Аннотация: Статья рассказывает о биографии и вкладе Владимира Петровича Потёмкина в историю культуры и просвещения нашей страны. Делается акцент на важность патриотического воспитания в школе, приводятся малоизвестные исторические факты. Автор делает вывод о необходимости внедрения опыта прошлых лет в современную социокультурную политику России.

Ключевые слова: Великая Отечественна война; В.П. Потёмкин; образование; просвещение; культура; школа; патриотизм; историческая память; учебники истории; культурный фронт

PEOPLE'S COMMISSAR OF EDUCATION VLADIMIR POTEMKIN AND THE FORMATION OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE SOVIET SCHOOL

O. G. Zhukova Moscow University for the Humanities

Abstract: The article tells about the biography and contribution of Vladimir Petrovich Potemkin to the history of culture and education of our country. The emphasis is placed on the importance of patriotic education at school, little-known historical facts are given. The author concludes that it is necessary to introduce the experience of the past years into the modern socio-cultural policy of Russia.

Keywords: The Great Patriotic War; V.P. Potemkin; education; enlightenment; culture; school; patriotism; historical memory, history textbooks, cultural front

.. .В апреле 2021 г. Президент РФ В.В. Путин, обычно находчивый на острое словцо, впервые не нашёлся как охарактеризовать в «Послании Федеральному собранию» учебник истории (не самый плохой, кстати), в котором слишком мало места уделено Сталинградской битве. (Минпросвещения нашёл., Электр. ресурс). Записные телеораторы тут же принялись рассуждать, что, вестимо, немалая часть молодого поколения выросла незнайками, но однако же сколько времени уйдёт на создание новых учебников? А сколько будет стоить такая замена? Нужен ли нам единый учебник или их может быть несколько, с разными историческими концепциями? Хочется напомнить, что однажды в ХХ в. нашему обществу уже приходилось отвечать на эти вопросы и решать их в спешном порядке.

.Услышав фамилию - Потёмкин, большинство интересующихся русской историей, конечно, вспомнит Светлейшего князя Григория Александровича -создателя Черноморского флота и его главнокомандующего, генерал-фельдмаршала, присоединившего Крым, обустроившего всю Новороссию, фаворита Екатерины II.

Но те, кто глубоко изучают советский период нашей истории, знают, что

Владимир Петрович Потёмкин - видный советский дипломат, посол страны Советов в Турции, Греции, Франции, Италии, ставший свидетелем и участником крупнейших событий мировой политики 30-х гг., включая и «Мюнхенский сговор», и пакт Риббентропа-Молотова... На фронтах Гражданской войны он был Сталинским комиссаром, в годы Великой Отечественной - стал Сталинским наркомом. В конце 20-х гг. он был одним из разработчиков концепции «трудовой школы», руководствующейся словами Н.К. Крупской: «Стране социализма барчат не надо» (Крупская, 1959: 626), но в годы войны, уже на посту наркома Просвещения РСФСР, осуществил реформу советской школы по образцу гимназии, а быстрый выпуск принципиально новых, патриотических учебников по всем предметам гуманитарного цикла стал важнейшим условием этой реформы (Жукова, 2017; 2018).

.В немногочисленных статьях в интернете Потёмкин снискал себе «звание» «самый таинственный Сталинский нарком». Единственная книга на 350 страниц карманного формата о нем вышла в 1973 г. и посвящена лишь одному периоду его жизни - дипломатическому (Жуковский, 1973). Но его персональными архивами еще не интересовались серьезные исследователи. Архивы, возможно, и раскроют многие тайны биографии Владимира Петровича. Например, о том, доводились ли роднёй друг другу эти люди с такой «парадоксальной» для их «титулов» фамилией - светлейший князь и нарком просвещения? Ведь это - вполне возможно, т.к. оба они принадлежали к дворянскому сословию, а как писал А. Блок: «Дворяне все родня друг другу» (Блок, 1989). Или о том, почему русский потомственный дворянин из Твери, окончив Московский университет, стал специалистом по такой редкой специальности, как гебраистика - совокупности филологических дисциплин, занимающихся изучением древнееврейского языка и письменности?

.Еще во время работы над кандидатской диссертацией (Жукова, 2013Ь) автору стали попадаться в архивных материалах 1941-1945 гг. бумаги за подписью наркома просвещения РСФСР Владимира Петровича Потёмкина, переведённого на должность, так сказать, главного учителя страны с поста Первого заместителя наркома иностранных дел в 1940 г. Так, отдав наркомату иностранных дел 17 лет своей жизни, 66-летний дипломат уходит отнюдь не на заслуженный отдых. Напомним, в ту пору не было в СССР и в РСФСР наркомата (министерства) культуры, и все хлопоты и тяготы по руководству не только учебными заведениями, но и учреждениями культуры от музеев и театров до сельских клубов и библиотек также легли на плечи наркома просвещения. И впереди были самые драматичные годы в истории СССР - Великая Отечественная война, когда все деятели культуры и просвещения от писателей, художников, артистов до библиотекарей и клубных работников стали в одночасье бойцами культурного фронта, оказались востребованными не только на передовой, в роли военкоров-фотокоров-кинооператоров и участников фронтовых бригад, но и по всей нашей необъятной стране, находящей в ярких событиях культурной жиз-

ни отдохновение от тягостей военных будней (Жукова, 2016а; Жукова, 2016с; Жукова, 2020Ь).

Была у Первого замнаркома иностранных дел заветная мечта - вернуться в педагогику, вспомнить молодость, когда он, в 1900-х, дворянин и созидательный народник с равным интересом преподавал в гимназии и реальном училище - всеобщую историю, в Екатерининском институте благородных девиц - французский, а сменив дорогой сюртук с галстуком-бабочкой на косоворотку под пиджак, читал лекции рабочим в воскресных школах и на вечерних курсах. За своё вольнодумство, за участие в протестных манифестациях университетской молодежи Владимир Петрович отсидел в Бутырской тюрьме, сведя дружбу с «чумазыми», как называла рабочих образованная публика. Удивился их природной смекалке, их быстрой обучаемости, способностям. Как все народники, он смолоду стыдился безграмотности русских крестьян и рабочих, их подписей-крестиков в ведомостях, принадлежность которых Петрову или Иванову подтверждал какой-нибудь грамотей-служащий. С таким малограмотным большинством Россия никогда бы не выбилась в передовые промышленно-развитые страны (Жукова, 2018).

Сын потомственного дворянина Петра Потёмкина, ставшего врачом, сменившего сытое место семейного доктора у богатого купца Боткина (его три сына прославили Россию на разных поприщах) на работу земского врача в провинциальной Твери, Владимир Потёмкин рано ощутил в себе призвание к труду учителя. Когда оказался отлучён от преподавательской деятельности из-за неблагонадежности, поневоле стал журналистом, главредом газеты «Курьер». Но в обращении к читателям сообщал о верности любимой теме: «Ввиду особой важности для страны широкого народного просвещения, «Курьер» с особым интересом относится к вопросам школьного и внешкольного образования» (Жуковский, 1973).

А однажды, во время моды на нигилизм и безбожие, решил увидеться со своим кумиром тех лет - Львом Толстым. От Тулы шёл к нему пешком, как ходят паломники к святым местам. Увидел великого человека в простой мужицкой рубахе под поясок разговаривающим с крестьянами. Беседа с богоискателем подвигла молодого человека к изучению истоков христианства. Написал исследование о царе Ироде, испугавшемся пророчества о рождении Мессии, и приказавшим умертвлять всех новорожденных. Затем взялся Потёмкин за написание «Очерков по истории древнейшего еврейства». Его интересовали судьбы народов мира -и тех, кто вымер, оставив лишь язык, часто непонятный потомкам, и тех, кто несмотря на все перипетии судьбы, сохранился, как евреи, сменив иврит на идиш, а потом, снова - на иврит, или, как славяне, сохранил себя как этнос, и свой язык.

.Всегда откликался Потёмкин на народные беды. В 1898 г., когда очередная засуха привела к голоду, главный редактор ежедневной газеты «Курьер» В.П. Потёмкин обратился к своим постоянным авторам, а ими были многие известные персоны от Горького, Бунина, Гиляровского, Чехова, Куприна, Бальмонта и Белого до Золя и Ибсена, с призывом издать безгонорарный сборник, перечислив деньги от продажи голодающим.

.1919-й. Германские войска - на Украине, военные десанты стран Антанты высаживаются на границах: в Баку, Одессе, Архангельске, а японцы - на Дальнем Востоке. В Москве в это время проходит съезд учителей по внешкольному образованию. И что-то или кто-то подвигает Потёмкина покинуть съезд и отправиться на фронт. Получив назначение на Южный фронт, командующий которым -А.И. Егоров, член Реввоенсовета - И.В. Сталин, явился в штаб - высокий, с бородой и усами, в старой солдатской куртке и котиковой шапке, с пенсне, висевшем на длинной цепочке... «Какой-то учитель с жалобой или просьбой», - решил комендант, и не спешил доложить начальству. Однако командующий Егоров, побеседовав, приказным тоном сообщил коменданту: «Знакомьтесь - товарищ Потёмкин, начальник политотдела нашего Южного фронта. Выдайте сапоги и буденовку. Котиковую шапку сдайте на склад. Надо бы и пенсне заменить» ...

Привычный к просветительской работе Потёмкин довольно легко преобразился в комиссара, общался с красноармейцами, часто - малограмотными или вовсе неграмотными. И вновь почувствовал себя школьным учителем. Объяснял международное положение, водил указкой по карте, которую многие видели впервые...

Приглашённый на Всероссийское совещание политработников в Москве 11 декабря 1919 г., не согласился с предложением члена Реввоенсовета Ивара Смилги об упразднении комиссаров в армии. Но Смилгу поддержал Троцкий. Обратился к Потёмкину с обличением: «Вы, господин потомственный дворянин, попираете принципы демократии. Известно ли вам, что над первым проектом работали солдаты революции?» Ответ Потёмкина: «Вы, товарищ Председатель Реввоенсовета, обронили лишние слова. Позволю напомнить, что в ноябре 1917 г. ВЦИК принял декрет об упразднении всех сословий и чинов. Да, я - бывший потомственный дворянин. Ушёл на фронт, чтоб защищать Отечество!»

.Вскоре, когда Советская Россия стала нуждаться в своих дипломатах -знатоках международного права и иностранных языков, Потёмкин был включен в Миссию Российского Красного Креста по репатриации граждан России из Турции. Ведь с приходом к власти лидера национально-освободительной революции Кемаля Ататюрка («отца тюрков» - как он сам себя назвал), выступавшего за дружеские отношения с Советским Союзом, в советское правительство посыпалось множество писем с просьбой о возвращении на родину от солдат и офицеров Экспедиционного корпуса, отправленного в годы Первой мировой на помощь французской армии, и после многих геройских подвигов брошенных на произвол судьбы неблагодарными союзниками. Просились на родину и многие бывшие белогвардейцы. Подчас, российские военнослужащие содержались в лагерях как пленные не только на территории Турции, но и - Греции, Франции, - полуголодные, обнищавшие.

Немало писем в Советскую Россию шло от казаков-некрасовцев, как отца родного почитавших Игната Некрасова - сподвижника Кондрата Булавина, того самого, что в нашем языке остался памятен известной присказкой - «Кондрашка

хватил». Вольнолюбивые некрасовцы волею судеб оказались переселенцами на далекой Туретчине, а тут, при новой власти в России, задумали вернуться. Дипломат Владимир Потёмкин активно содействовал скорейшему возвращению всех соотечественников из-за рубежа. Благодарные казаки-некрасовцы, обустраиваясь на родине, в честь заступника своего назвали хутор - Потёмкинский. Благородной миссии возвращения на родину земляков Владимир Петрович был верен все годы работы дипломатом.

О дипломатическом периоде жизни Потёмкина существует немало материалов: отчётов о выполнении поручений, стенограмм переговоров с зарубежными партнерами. Владимир Петрович являлся полномочным послом СССР в Турции, Греции, Италии и Франции в напряжённые годы установления хотя бы лояльных отношений с государствами, враждебно настроенных и друг к другу, как Турция и Греция, и к новой России, в которой отменена частная собственность, упразднены сословия, религия отделена от государства, где впервые в мире бесплатными стало образование, медицина, получение жилья и много других завидных рабочему люду мира новшеств.

Владимир Петрович Потёмкин в годы Второй Мировой, самой кровопролитной войны в истории человечества, успешно провёл реформу советской школы, вернув в нее многие атрибуты классической гимназии. В крупных городах -раздельное обучение мальчиков и девочек. Единую школьную форму с белыми воротничками и сменными фартуками - черным и белым, - для девочек, серыми гимнастерками под ремень и фуражками с кокардами - для мальчиков. Ввёл нарком и дифференцированные оценки до пяти баллов вместо невразумительных «уд-неуд». А ещё - закаляющие характер экзамены в конце года, и поощрения -аттестаты зрелости, золотые и серебряные медали лучшим. Но главное - сумел провести проверку компетентными комиссиями с привлечением школьных и вузовских педагогов и общественности школьных учебников, прежде всего, гуманитарного цикла - от истории и литературы до географии и даже зоологии. Выпустить новые, отвечающие времени, с акцентом на патриотизм и глубокое знание истории своей страны. По ним выучилось послевоенное поколение покорителей космоса, мирного атома, глубин океана, Арктики и Антарктики, строителей термоядерных реакторов, творцов новых вакцин и лекарств, звёзд оперы и балета и т.д., и т.д. (Жукова, 2013а; 2014; 2019, 2020а).

В активную фазу вступила школьная реформа в 1942-м, - после победы русского духа защитника над нацистским духом захватчика, - в Сталинграде. Тогда из-за нехватки бумаги и чернил школьники, да и вся страна, писали на обёрточной бумаге, старых обоях, между газетных строк свекольным или ягодным соком. По поводу острого дефицита металлических перьев, чтоб не перейти на гусиные, напросился нарком просвещения на приём к Сталину. Ещё недавно он, как первый зам. Молотова, часто бывал здесь с проектами договоров с иностранными державами, с отчётами о проделанной работе. А в 1942 г. явился с просьбой решить проблему с перьями. Но, напомнил Сталин, завод по их производству

у нас один, и он - в блокадном Ленинграде. Придется временно перейти на карандаши. Только вот в дефиците оказался кедр, и Потёмкин договорился с директорами карандашных фабрик, чтоб делали карандаши из менее ценных пород дерева.

Несмотря на все трудности, большие и малые, вызванные гитлеровским вторжением, страна, тратя в сутки в среднем 388 млн рублей на нужды обороны, нашла средства на проведение реформы школы (Жукова, 2016с).

Поражает воображение директива от 15 ноября 1941 г., обращенная к учителям и сотрудникам музеев - «О сборе материалов Великой Отечественной войны». А враг у ворот столицы! Что будет завтра? Устоит ли Москва? Но, видно об этом лучше многих знал недавний дипломат Владимир Потёмкин. Через 20 дней после директивы наркомпроса началось мощное контрнаступление Красной Армии под Москвой. В освобождённые города, деревни, посёлки, в мемориальные усадьбы-музеи двинулись музейщики - документировать следы преступлений гитлеровцев, записывать рассказы очевидцев, собирая экспонаты -письма, объявления, листовки, газеты, обиходные вещи. И вслед за музейщиками пришли. реставраторы во главе с прославленным Петром Барановским, спасшим от сноса в 1930-е храм Василия Блаженного, создавшего музей древнерусской архитектуры в Коломенском. А теперь он и его сотоварищи в воюющей «безбожной» стране консервируют либо реставрируют храмы, монастыри, дворцы, памятники (Жукова, 2016Ь).

Собранные документы о варварских разрушениях «культурными нациями» объединённой Европы памятников истории и культуры России были систематизированы Чрезвычайной Государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, в которой работал и Потёмкин. Позже эти документы были представлены Нюрнбергскому трибуналу.

Из многих масштабных деяний наркома Потёмкина за годы войны: сбор школами 20 млн книг для освобождённых районов, создание Академии педагогических наук, увеличение зарплат учителям школ и техникумов, создание вечерних школ рабочей и сельской молодёжи, издание 3-х томов «Истории дипломатии», «восстановление в правах» в школе буквы Ё, так важной для написания фамилии самого наркома, а также и для Монтескьё, и для Королёва.

.Сердце Владимира Петровича Потёмкина остановилось 23 февраля 1946 г. Его прах был погребен в некрополе у Кремлевской стены. Его именем был назван Московский городской педагогический институт. В 1949 г. вдова наркома - Мария Исаевна передала в дар институту коллекцию живописных работ Репина, Поленова, Коровина, Билибина и других художников, которую собирал Владимир Петрович. В 1960 г. институт им. Потёмкина влился в пединститут им. Ленина. Постепенно о деятельности наркома стали забывать.

Но сегодня, когда вновь собрались деятели отечественной культуры в новое общественное движение «Культурный фронт России» с целью «консолидации деятелей культуры и творческих союзов во имя защиты и развития России» (Ива-

нов, Электр. ресурс), и всё громче звучит их голос в защиту русской культуры, традиционных ценностей, нравственности искусства, поддержанный большинством граждан нашей страны, деяния Владимира Петровича Потёмкина на посту наркома просвещения, могут стать для нас хорошим примером и полезным опытом. Ведь он - организатор и вдохновитель реформы советской школы, направленной на воспитание не самодовольного потребителя, а гармонично развитого молодого гражданина, являющегося не на словах, а на деле, патриотом своего Отечества, а значит, приученного к созидательному труду и творческому мышлению, готовому внести свой вклад в процветание страны, безусловного творца своей судьбы (Жукова, 2012).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Блок Александр (1989). Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников, М.: Правда, С. 327-365.

Жукова О.Г. (2020а) Битва за школу //Народное образование, № 4. С. 106-128.

Жукова О.Г. (2014) Великая Отечественная: школьная реформа с элементами элитарности //Историческое обозрение, № 15. С. 71-78.

Жукова О.Г. (2016а) Культурная жизнь СССР как феномен повседневности Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М.: МосГУ 228 с.

Жукова О.Г. (2020Ь) Культурный фронт Великой Отечественной войны. М.: Вече, 448 с.

Жукова О.Г. (2017) Культурный фронт Гражданской войны (По материалам Центрального государственного архива Московской области) //Научный труды Московского гуманитарного университета, М.: МосГУ, № 6. С. 7.

Жукова О.Г. (2018) Ликбез в Советской России, или Как молодежь стариков учила //Благодаря комсомолу. Сб. выступлений. М.: МосГУ С. 86-100.

Жукова О.Г. (2016Ь) Охрана памятников истории и культуры в годы Великой Отечественной войны //Высшее образование для XXI века. доклады и материалы XIII международной научной конференции. С. 58-74.

Жукова О.Г. (2013а) Победа на культурном фронте Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Предпосылки и следствия //Научные труды Московского гуманитарного университета. № 5. М.: МосГУ, С. 4-17.

Жукова О.Г. (2013Ь) Повседневная жизнь советского тыла в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: исторические и социально-культурные аспекты: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.02 М.: МосГУ, 22 с.

Жукова О.Г. (2016с) Психологическая атмосфера в СССР в 1941-1945 годы и реформа школы //История отечественной и мировой психологической мысли: судьбы ученых, динамика идей, содержание концепций. Материалы всероссийской конференции по истории психологии «VI Московские встречи». ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. С. 507-517.

Жукова О.Г. (2019) Путь к свету наркома Потёмкина: как реформа образования спасла СССР//Свой. Журнал Никиты Михалкова. №4-5.

Жукова О.Г. (2012) Творцы и потребители в историческом контексте войны и мира //Народное образование, № 4 (1417). С. 275-282.

Жуковский Н. (1973) На дипломатическом посту, М.: Политиздат, 350 С.

Иванов Алексей Культурный фронт России //Завтра.ру [Электронный ресурс] URL: https://zavtra.ru/events/kul_turnij_front_rossii (дата обращения: 06.01.2023).

Крупская Н.К. (1959) Надо учиться работать головой и руками (Письмо пионерам) //Педагогические сочинения, Т. 5, М.: Академия пед. наук, С. 626-628.

Минпросвещения нашло учебник истории, который упоминал в послании Путин //ТАСС [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/obschestvo/11251129 (дата обращения: 06.01.2023).

Жукова Ольга Германовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: letchikova@mail.ru

Zhukova Olga Germanovna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, Sociology and Cultural Studies of the Moscow University for the Humanities. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-6021. Email: letchikova@mail.ru

Для цитирования:

Жукова О.Г. Нарком просвещения Владимир Потёмкин и становление патриотического воспитания в советской школе. 2023. № 2. С. 4-11. DOI: https://www.doi.org/10.17805/ trudy.2023.2.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.