Научная статья на тему 'Напряжённая обстановка между Южной Кореей и Японией: политические и торгово-экономические разногласия'

Напряжённая обстановка между Южной Кореей и Японией: политические и торгово-экономические разногласия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1537
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
противоречия между Южной Кореей и Японией / Южная Корея / Япония / тор-говая война / корейский полуостров / Мун Чжэ Ин / Синдзо Абэ / Contradictions between South Korea and Japan / South Korea / Japan / trade war / Korean Peninsula / moon Jae-In / Shinzo Abe

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Медведева Юлия Олеговна

Враждебность Японии и Южной Кореи уходит корнями в историю японской коло-низации Корейского полуострова. Споры о трудовых претензиях поднимают антияпонские настроения среди корейского населения, в то время как бесконечные жалобы со стороны Южной Кореи по историче-ским вопросам также подпитывают нелюбовь японцев к Южной Корее. 30 октября 2018 года суд Южной Кореи (Верховный суд) вынес решение о выплате компенсации японской компании Japan Steel Works. Ltd в размере 100 миллионов южнокорейских вон (около 84,7 тыс. долл.) каждому из четырех категорий южнокорейских жертв Второй мировой войны; 29 ноября было вынесено решение, по которому компания Mitsubishi Heavy Industries Японии обязалась выплатить ком-пенсацию бывшим трудовым погибшим во время колониального правления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENSIONS BETWEEN SOUTH KOREA AND JAPAN: POLITICAL, TRADE AND ECONOMIC DIFFERENCES

The hostility of Japan and South Korea is rooted in the history of Japanese colonization of the Ko-rean Peninsula. Disputes over labor claims have raised anti-Japanese sentiment among the Korean population, while endless complaints from South Korea over historical issues have also fueled Japanese dislike of South Korea. On October 30, 2018, the South Korean court of justice (Supreme Court) decided to pay compensation to the Japanese company Japan Steel Works. Ltd for South Korean won (about 84.7 thousand dollars).) To each of the four categories of South Korean victims of World War II on November 29, a decision was issued in which Mitsubishi Heavy Industries of Japan pledged to pay compensation to former labor victims during colonial rule.

Текст научной работы на тему «Напряжённая обстановка между Южной Кореей и Японией: политические и торгово-экономические разногласия»

УДК 327

НАПРЯЖЁННАЯ ОБСТАНОВКА МЕЖДУ ЮЖНОЙ КОРЕЕЙ И ЯПОНИЕЙ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ТОРГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

РАЗНОГЛАСИЯ

Ю.О. Медведева

shipkovau@gmail. com Казанский' (Приволжский) федеральный* университет, г. Казань, Россия

Аннотация. Враждебность Японии и Южной Кореи уходит корнями в историю японской колонизации Корейского полуострова. Споры о трудовых претензиях поднимают антияпонские настроения среди корейского населения, в то время как бесконечные жалобы, со стороны. Южной Кореи по историческим вопросам также подпитывают нелюбовь японцев к Южной Корее.

30 октября 2018 года суд Южной Кореи (Верховный суд) вынес решение о выплате компенсации японской компании Japan Steel Works. Ltd в размере 100 миллионов южнокорейских вон (около 84,7 тыс. долл.) каждому из четырех категорий южнокорейских жертв Второй мировой войны; 29 ноября было вынесено решение, по которому компания Mitsubishi Heavy Industries Японии обязалась выплатить компенсацию бывшим трудовым погибшим во время колониального правления.

Ключевые слова: противоречия между Южной Кореей и Японией, Южная Корея, Япония; торговая война, корейский полуостров, Мун Чжэ Ин, Синдзо Абэ.

Введение

Торговая война между Японией и Южной Кореей продолжается, и торговые трения постепенно обостряются, что оказывает большое влияние на экономику обеих стран. Южная Корея пострадала больше всего из-за торговой войны, какие же убытки на сегодняшний день Южной Кореи от Японии?

И Япония, и Южная Корея вытесняют друг друга из белого списка, и это действительно большой удар. Если две страны не могут договориться, конечный результат — это вред друг другу. По оценкам южнокорейских СМИ, потери Южной Кореи в 270 раз больше, чем у Японии, и торговая война между Японией и Южной Кореей охватит глобальную сеть поставок товаров из одной страны в другую.

Потребительские цены в Южной Корее снизились на 0,038% в августе по сравнению с тем же месяцем 2018 года. В данной статье говорится о том, что стоит опасаться противостояния обеих стран, поскольку низкие торговые связи между Республикой Корея и Японией, вероятно, являются предвестником дефляции в условиях низкого роста.

По сообщениям Центрального банка Южной Кореи, темпы экономического роста во втором квартале сего года снизились на 0,1 процентных пункта по сравнению с ранее опубликованной предварительной статистикой, пересмотренной до 1,0%, что предвещает то, что темпы экономического роста в Южной Корее не могут достичь 2% в 2019. Всё это говорит о том, что дефляция уже является признаком не только простых низких цен, но и общего экономического спада. В то же время доля среднего класса в Южной Корее сокращается. Данные министерства планирования Южной Кореи показали, что доля домашних хозяйств в среднем доходе от 50% до 150%, во втором квартале 2019 года, снизилась до 58,3%, что на 1,9 процентных пункта меньше, чем в 2018 году.

В Южной Корее сохранилась тенденция к снижению доли среднего класса в течение четырех лет после достижения 67,9% в 2015 году. В статье говорится о том, что снижение экономической жизнеспособности, в сочетании с уменьшением среднего класса, привело к тому, что люди действительно чувствуют баланс цен. В тех секторах услуг, которые непосредственно пострадали от повышения минимальной заработной платы, а также от 52-часового режима работы в неделю, цены были еще более неустойчивыми.

Рост затрат на рабочую силу и арендная плата привели к резкому росту цен на сетевые рестораны, а офисные работники боролись за дорогостоящие обеды. Последние результаты опроса Корейского дома потребителей показали, что цены на холодную лапшу в Сеуле выросли на 12% по сравнению с двумя годами ранее, а цены на суп из кимчи с белым рисом вырос на 7%. Теперь правительство Южной Кореи не может отрицать возможности дефляции в экономике страны, оно должно устранить факторы риска в экономике, тщательно изучить экономическую политику правительства за предыдущие годы, чтобы попытаться вдохнуть жизнь в предприятия, домохозяйства и другие экономические субъекты.

Всё дело в том, что Южная Корея - небольшая страна, очень зависимая от импорта и экспорта. В Южной Корее очень мало ресурсов, и большое количество промышленного сырья необходимо импортировать из разных стран мира. С другой стороны, сам потребительский рынок Южной Кореи относительно невелик, поэтому он производит большую часть своей продукции и экспортирует её на мировой рынок. Таким образом, корейская экономика имеет очень очевидные экспортно-импортные характеристики.

ВВП Южной Кореи в первом квартале вырос на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (отрицательный рост на 0,3% по сравнению с предыдущим кварталом), что является худшим показателем с третьего квартала 2009 года. По предварительным оценкам, во втором квартале 2019 года ВВП Южной Кореи вырос на 1,1% по сравнению с предыдущим годом и на 2,1% по сравнению с предыдущим годом. Согласно анализу Центрального банка, это в основном связано с базовым эффектом отрицательного роста в первом квартале. С точки зрения вклада субъектов в экономический рост, гражданский сектор снизился с 0,1% пункта в первом квартале до -0,2% пункта во втором квартале. Вместо этого правительство поднялось с -0,6% до 1,3% пунктов. Это в основном связано с тем, что большая часть финансовых ассигнований центрального правительства в первом квартале была направлена на местные правительства во втором квартале. Корейская экономика не сильно изменилась.

Конфликт начался как торговый спор, но на самом деле является проявлением растущего противоречия между двумя странами, такого как инцидент с радиолокационным облучением военных кораблей, спор на острове Токто и т.д. Дэвид Болдуин, специалист по международным отношениям в Принстонском университете, считает, что между странами обычно существует четыре стратегии управления: пропагандистская, дипломатическая, экономическая и военная, и на этот раз японско-южнокорейские противоречия в основном проявляются экономическими санкциями.

В отсутствие третьей стороны, особенно с существенным вмешательством США, конфликт между Японией и Южной Кореей выходит за рамки торговых споров и распространяется на другие области, такие как безопасность. Продолжающаяся эскалация конфликта между Японией и Южной Кореей не только повлияет на глобальную систему поставок, но и нанесет ущерб стратегическому присутствию США в Восточной Азии, а также китайской программе китайско-японско-южнокорейской программе ЗСТ (зона свободной торговли).

Предлог для конфликта: спор о трудовых претензиях

Южной Кореи к Японии в период Второй мировой войны

Враждебность Японии и Южной Кореи уходит корнями в историю японской колонизации Корейского полуострова. Споры о трудовых претензиях поднимают антияпонские настроения среди корейского населения, в то время как бесконечные жалобы со стороны Южной Кореи по историческим вопросам также подпитывают нелюбовь японцев к Южной Корее.

30 октября 2018 года суд Южной Кореи (Верховный суд) вынес решение о выплате компенсации японской компании Japan Steel Works Ltd в размере 100 миллионов южнокорейских вон (около 84,7 тыс. долл.) каждому из четырех категорий южнокорейских жертв Второй мировой войны; 29 ноября было вынесено решение, по которому компания Mitsubishi Heavy Industries Японии обязалась выплатить компенсацию бывшим трудовым погибшим во время колониального правления.

Однако такое решение суда вызвало сильное недовольство среди представителей японского правительства и бизнеса. Министр иностранных дел Японии Таро Ка-вано назвал решение «очень прискорбным и неприемлемым», настаивая на том, что «Соглашение между Японией и Южной Кореей о праве на предъявление претензий», подписанное между двумя странами в 1965 году, уже полностью разрешило подобные вопросы. В январе 2019 года районный суд Тэгу в Южной Корее вынес решение об изъятии активов соответствующих японских предприятий в Южной Корее из-за того, что японские компании отклонили данное решение суда. В феврале правительство Японии резко протестовало и пригрозило принять ответные меры. В мае и июне 2019 года Япония и Южная Корея попытались сформировать арбитражный комитет в соответствии с «Соглашение между Японией и Южной Кореей о праве на предъявление претензий» для решения трудовых исков периода Второй мировой войны, но в конечном итоге арбитраж потерпел неудачу из-за недовольства членов комиссии, назначенных обеими сторонами. В случае провала официального посредничества Япония немедленно инициировала запрет на экспорт в Южную Корею.

Первая причина, которая вызвала спор по трудовым претензиям, может быть отнесена к «невыплате компенсации» за работников и членов их семей из Южной Кореи. Во время колониального правления Японии на Корейском полуострове в 1910-1945 годах около 800 000 человек трудились на японских предприятиях, таких как Mitsubishi Heavy Industries. После Второй мировой войны трудовые вопросы стали главной темой переговоров по установлению дипломатических отношений между Японией и Южной Кореей. Но тогдашнее правительство Пак Чон Хи в Южной Корее, стремясь в срочном порядке получить финансовую помощь со стороны Японии, преуменьшила требования к Японии до извинений с их стороны для того, чтобы в дальнейшем избежать скрытой опасности бесконечного спора между двумя странами. Япония и Южная Корея возобновили государственные отношения в 1965 году и подписали «Соглашение между Японией и Южной Кореей о праве на предъявление претензий», в котором говорится, что Япония предоставляет Южной Корее безвозмездную помощь в размере 300 миллионов долларов, помощь на возмездных началах в размере 200 миллионов долларов и торговый кредит в размере 300 миллионов долларов. Тем не менее, Пак Чон Хи использовал деньги Японии, чтобы поддержать крупные южнокорейские компании и активизировать индустриализацию. Сегодня Сеульский метрополитен и компания Posco (корейская сталелитейная компания), входящая в десятку крупнейших корейских консорциумов, не имеют ничего общего с

японской экономической помощью, а южнокорейский Samsung получил выгоду от совместного предприятия с такими японскими компаниями, как Sanyo и др.

Несмотря на то, что нормализация дипломатических отношений с Японией помогла Южной Корее достичь экономического взлета, известного как «Фанганское чудо» во времена президентства Пак Чон Хи, не так много денег было распределено между жертвами японской колонизации. В течение многих лет южнокорейские рабочие и их семьи все еще инициировали иски в Японии и Южной Корее.

Вторая причина заключается в том, что между Японией и Южной Кореей существуют «преднамеренные» различия в понимании «Соглашения между Японией и Южной Кореей о праве на предъявление претензий». В нем стороны подтверждают, что «вопросы, касающиеся имущества, прав и интересов двух договаривающихся государств и их граждан (в том числе юридических лиц), а также права на запросы между двумя договаривающимися государствами и гражданами «решаются» полностью и окончательно». Таким образом, Япония считает, что вопрос о праве на просьбу о труде в Южной Корее был решен, и корейская сторона больше не может претендовать на компенсацию с японской стороны. Тем не менее, Верховный суд Южной Кореи считает, что доказательство Япония на то, что она на законных основаниях колонизировала Южную Корее в 1910-1945 годах, противоречит Конституции Южной Кореи. Суд пришел к выводу, что соглашение между Кореей и Японией, подписанное в 1965 году при восстановлении дипломатических отношений между двумя государствами, не препятствует праву отдельных лиц требовать возмещения убытков и обязательств перед предприятиями-предшественниками. Таким образом, споры между Японией и Южной Кореей по трудовым претензиям усиливают антияпонские настроения среди корейского населения и враждебность японского населения к Южной Корее. Такое противостояние между двумя сторонами стало неизбежным.

Отсутствие посредничества: «бездействие США»

Суть американо-японско-корейского Союза - это то, что Виктор Ча описал как «квази-Альянс», где Япония и Южная Корея имеют общего союзника в лице США, но обе стороны сами по себе не связаны друг с другом. То есть типичная американская «система осевых спиц». Другими словами, союз США-Япония-Южная Корея, по-видимому, является дельта-альянсом, который на самом деле является центральным альянсом США с Японией и США с Южной Кореей. Где между Японией и Южной Кореей нет прямых существенных союзнических отношений. Такая система помогает США блокировать регионализацию восточноазиатских стран, чтобы обеспечить свое доминирование в данном регионе. Но это также означает, что союзнические противоречия должны позволить США выступать в роли посредника, но при этом Соединенные Штаты не должны втягиваться в спор союзников. Администрация Обамы заставила Японию и Южную Корею подписать военное соглашение в 2016 году в надежде создать более тесный треугольник против Северной Кореи, но недавний отказ Южной Кореи показал, что Япония и Южная Корея действительно испытывают трудности с долгосрочными и стабильными двусторонними союзническими отношениями.

В отличие от администрации Обамы, которая проводила «изоляционизм» и не хотела вмешиваться в споры между восточноазиатскими союзниками, отсутствие посредничества США сегодня является основной причиной неспособности подавить эскалацию. В начале торгового спора Мун Чжэ Ин обратился к Трампу с просьбой о посредничестве, но Трамп только позволил Помпео провести переговоры между министром иностранных дел Японии Таро Кавано и министром иностранных дел Южной Кореи Пак Кын Хе во время встречи министров иностранных дел АСЕАН, и сла-

167

бые убеждения Помпео не смягчили противоречия между Японией и Южной Кореей. В июле этого года Трамп заявил, что посредничество в спорах между Японией и Южной Кореей - это «работа на полный рабочий день», и Япония, и Южная Корея должны сами решить свои проблемы, а это означает, что США не имеют возможности вмешиваться в их спор. После этого Южная Корея сразу же отказалась от «Военного соглашения» и проведения крупномасштабных военных учений на острове Такэсима (спорный остров между КНР и Японией). Этот шаг можно расценивать, как месть Японии, так и как принуждение на Трампа к посредничеству в споре.

Тем не менее, США по-прежнему не имеют существенного участия в разрешении спора. Нетрудно понять логику США, так как Соединенные Штаты имеют военные базы как на территории Японии, так и на территории Южной Кореи, а также полагаются на поддержку высоких военных расходов обеих стран, на данном этапе Соединенные Штаты не будут вставать на сторону одного из государств. В интересах безопасности Соединенные Штаты дистанцировались от обоих своих союзников, пытаясь избежать дилеммы нулевой суммы для второго варианта.

Помимо союза США с Японией и Южной Кореей против России и Китая, еще одной важной целью является сдерживание Северной Кореи. Одной из важных стратегических целей США в Восточной Азии является денуклеаризация Корейского полуострова и предотвращение появления эффекта домино в развитии ядерного оружия в Японии и Южной Корее, чтобы обеспечить позиции США в Восточной Азии. Однако на данном этапе выбор США за «бездействием» показал ослабление политики США в отношении Северной Кореи. Во-первых, после переговоров Трампа и Ким Чен Ына в Сингапуре и Ханое, соответственно, Северная Корея замедлила развитие ядерного оружия, а отношения между США и КНДР смягчились. Во-вторых, Северная Корея на самом деле не разработала межконтинентальные ракеты дальнего действия, а северокорейские ракеты малой дальности имеют значение только для Японии и Южной Кореи, и представляют небольшую угрозу для Соединенных Штатов. В настоящее время между США и КНДР все еще существуют трения, но КНДР не представляет реальной угрозы, поэтому спор о посредничестве в альянсе не является актуальным для США.

Это правда, что «бездействие» США на этом этапе согласуется с тем, что Трамп сосредоточил внимание на краткосрочных интересах, но в долгосрочной перспективе система союза США будет значительно ослаблена, а присутствие США в Восточной Азии будет постепенно маргинализироваться. Например, по словам Шейла А. Смит, старшего научного сотрудника Американской ассоциации дипломатических отношений, ухудшение отношений между Японией и Южной Кореей приближается к тому, что оно не может быть исправлено, и союзнические отношения, которые Соединенные Штаты создают с Японией и Южной Кореей, могут оказаться в неработоспособном состоянии, которое в корне ослабит систему безопасности в Северо-Восточной Азии. Столкнувшись с ненадежными Соединенными Штатами, Япония и Южная Корея могут выбрать борьбу с внешними угрозами в одиночку или создать новые союзнические отношения, скорее всего, с Китаем. Китай, продвигая зону свободной торговли между Китаем, Японией и Южной Кореей, может не только способствовать интеграции экономического сотрудничества в Восточной Азии, но и, возможно, наладить сотрудничество с Японией и Южной Кореей в области безопасности, чтобы еще больше заполнит правовой вакуум после ухода США из Восточной Азии.

Внутриполитические метаморфозы: борьба среди лидеров

Абэ является ястребом (милитаристом) в Либерально-демократической партии, с жестким политическим отношением и стремлением вывести Японию из «послевоенной системы», в следствии чего решение проблем труда является частью этого. Корейская революция в истории позволила Абэ бороться с высокотехнологичной электронной отраслью Южной Кореи, во-первых, чтобы «остановить убытки» и полностью решить исторические проблемы, а во-вторых, чтобы продемонстрировать силу Японии, чтобы заставить Южную Корею уклониться. В политической среде Кореи произошли сильные изменения, правый консервативный Пак Кын Хе была отстранена от должности, 10 мая 2017 года на ее место пришел к власти сторонник левых Мун Чжэ Ин.

Согласно политическим линиям Абэ и Мун Чжэ Ин, у них есть два противоречия, с которыми трудно примириться. Во-первых, нынешняя Южная Корея вновь обратилась к историческим вопросам, требуя от Японии публичных извинений и репараций, в то время как Япония хочет ослабить воспоминания о колониальную истории и сдержать исторические споры. В конце декабря 2015 года Абэ и правительство Пак Кын Хе достигли «Корейско-японское соглашение о женщинах-утешениях». Абэ впервые извинился перед жертвами-женщинами-утешителями от имени премьер-министра Японии и внес 1 миллиард иен (более 9 млн долл.) в качестве компенсации женщинам-утешителям и их семьям.

Однако после того, как Пак Кын Хе была снята с должности, корейско-японские переговоры о женщинах-утешительницах подверглись публичному расследованию. С одной стороны, Япония протестует против содержания соглашения о конфиденциальности в Южной Корее, а с другой стороны, активисты «женщин-утешительниц», которые были обмануты правительством, считают это соглашение недействительным, продолжают обжаловать его. В то же время, расследование также выявило инсайдерскую информацию о том, как Пак Кын Хе подавляла многочисленные апелляционные дела по трудовым претензиям, и южнокорейское население решительно протестовало против соглашения между Японией и Южной Кореей о праве на запрос, подписанного Пак Чон Хи (отцом Пак Кын Хе) в 1965 году, поскольку Япония не признала в договоре преступления агрессии и не извинилась. Другими словами, парк Чон-Хи «отказался от национального достоинства Кореи в обмен на экономическое развитие». На этот раз южнокорейское население решило не идти на компромисс по историческим вопросам и свергло многие предыдущие соглашения, подписанные Японией и Южной Кореей.

Второе противоречие заключается в том, что Южная Корея теперь придерживается положительной динамики в восстановлении отношений с Северной Кореей, в то время как Япония санкционирует Северную Корею. После прихода к власти Мун Чжэ Ин проводит политику общего процветания на Корейском полуострове, надеясь на мирное решение ядерной проблемы КНДР путем создания экономического сообщества Север-Юг на 74-й годовщине Дня освобождения в Южной Корее 15 августа 2019 года, Мун Чжэ Ин заявил, что хочет достичь мирного единства в 2045 году, чтобы отпраздновать 100-летие со Дня освобождения как «одна Корея». От участия Северной Кореи в зимних Олимпийских играх 2018 года в Пхенчхане до двух встреч Ким Чен Ына и Мун Чжэ Ин в Панмунджоме и Пхеньяне, две страны дошли до объявления о прекращении военных отношений в этом году на встрече Трампа, Ким Чен Ына и Мун Чжэ Ин в демилитаризованной зоне на границе с Южной Кореей (БМ2). Это свидетельствует об улучшении отношений между КНР и КНДР.

169

Однако Япония не имеет прямых каналов связи с Северной Кореей, и ей трудно улучшить свои отношения путем переговоров, в то время как она вслед за США накладывает санкции в отношении Северной Кореи. Однако, улучшение отношений между США и КНДР не означает, что отношения между Японией и КНДР также идут на поправку. Япония по-прежнему подвержена ядерной опасности. Даже если Япония укрепит свою систему противоракетной обороны, она не сможет быть абсолютно защищена, например, в 2017 году КНДР запустила ракету, которая пролетела над японским Хоккайдо, тем самым угрожая японской территории. Аннулированное Южной Кореей «Военное соглашение» в основном используется США, Японией и Южной Кореей для обмена информацией о мониторинге развития ядерного оружия в Северной Корее, что, по-видимому, вызывает озабоченность Японии в отношении ядерной проблемы. Таким образом, разногласия в отношении КНДР также являются одним из противоречий между Японией и Южной Кореей.

Жесткая политическая позиция Абэ и Мун Чжэ Ин в решении исторических вопросов не исключает, что у них есть компоненты для сбора общественного мнения и получения политической личной выгоды внутри страны. 1 июля Абэ объявил о введении ограничений на экспорт трех ключевых материалов в Южную Корею, а 21 июля состоялись парламентские выборы в Японии. Несмотря на то, что на этих выборах в парламент не было достигнуто двух третей мест, в связи с чем не появилась возможность внести поправки в Конституцию (воссоздать японскую армию), Либерально-демократическая партия, возглавляемая Абэ, получила большинство мест. Запрет Абэ на Южную Корею, вероятно, способствовал большой победе Либерально-демократической партии на выборах в парламент. В июльском опросе либеральная газета Японии «Асахи Симбун» показала, что 56% японцев считают торговые действия Абэ «разумными», а консервативная «Ёмиури Симбун» заявила, что 71% японцев поддерживают меры экспортного контроля. Британское агенство Рейтер также показало, что японские компании в целом поддерживают жесткую позицию премьер-министра Синдзо Абэ в отношении Южной Кореи по вопросу торговли.

Правительство Мун Чжэ Ин считает, что жесткая позиция Японии способствует консолидации внутренних сил, особенно в отношениях между правящей партией и оппозицией. Давление на Японию действительно ослабило противостояние между правящей партией Южной Кореи и крупнейшей оппозиционной партией (либеральной корейской партией) вокруг закона «О выборах» и закона «О расследовании государственных служащих» с конца июня, но в то же время жесткая позиция Мун Чжэ Ин в Японии оставила скрытую опасность для его руководства. В последние годы антияпонская волна взаимодействия между правительством и гражданским обществом достигла своего пика, и правительство Мун Чжэ Ин заслужило того, чтобы правительство Японии повысило уровень поддержки общественного мнения. Лейф Эрик Эсли, профессор международных исследований в женском университете Ихва в Сеуле, высказала, что «правительство Мун Чжэ Ин, вероятно, считает, что отмена соглашения о военных действиях будет приветствоваться в стране как символический и недорогой способ заявить о своей решимости в Токио».

Если это так, то уровень поддержки Мун Чжэ Ин должен продолжать расти или оставаться выше 50%, но на третьей неделе августа отказ от соглашения судя по опросу южнокорейского Realmeter показал, что уровень поддержки людей, которые считают, что Мун Чжэ Ин правит хорошо, упал до недавнего минимума 46,2%, а плохо - до 50,4%. Общественное мнение колеблется и даже имеет негативные тен-

денции, которые предвещают, что Мун Чжэ Ин попадет в затруднительное положение. С одной стороны, южнокорейское население активно сопротивлялось японским товарам, поездкам в Японию, а с другой стороны, южнокорейская экономика, охваченная внутренними и внешними проблемами, все больше и больше подвержена экономическому спаду. А это противоречие общественного мнения будет напрямую переходить к недовольству правительством Мун Чжэ Ин. На фоне роста гражданских антияпонских настроений правительство Мун Чжэ Ина не может уменьшить агрессивное отношение к предложению о мире, но расширение торгового спора неизбежно усугубит экономические проблемы Южной Кореи, что, несомненно, является большой проблемой для Мун Чжэ Ин.

В настоящее время конфликт между Японией и Южной Кореей трудно решить в краткосрочной перспективе. И Япония, и Южная Корея могут начать новый раунд санкций и контрсанкций. Основной причиной этого спора является отсутствие консенсуса между Японией и Южной Кореей по урегулированию исторических проблем, неспособность США активно посредничать в противоречиях союзников, а также внутреннее общественное мнение Японии и Южной Кореи, подталкивающее лидеров к противоборству. Разрешение этого спора требует двух условий: во-первых, неспособность Японии и Южной Кореи (особенно Южной Кореи) взять на себя расходы, связанные с взаимной ненавистью между Японией и Южной Кореей; во-вторых, готовность Соединенных Штатов активно вмешиваться в спор между Японией и Южной Кореей. Лидеры США, Японии и Южной Кореи должны использовать большую политическую мудрость, чтобы разрешить противоречия между союзниками и восстановить политическое доверие.

Литература

1. Кистанов В.О. Отношения между Японией и Южной Кореей: проблемы, тенденции, перспективы. Японские исследования. 2019. N° 3. С. 33-48.

2. Панов А.Н., Нелидов В.В. Внешняя политика Японии в контексте военно-политической обстановки в Северо-Восточной Азии. Японские исследования. 2018. № 4. С. 78-91.

3. Стрельцов Д.В. Внешнеполитические приоритеты Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. М.: Наука - Восточная литература, 2015. 279 с.

4. Thinking the unthinkable: A Japan-Korea clash. Asia Times. [Электронный ресурс] // Asia times [сайт]. [2019]. URL: https://www.asiatimes.com/2019/02/article/thinking-the-unthinkable-a-japan-korea-clash (дата обращения: 23.11.2019).

5. Why South Korea and Japan still can't put the past behind them. [Электронный ресурс] // The economist [сайт]. [2019]. URL: https://www.economist.com/asia/2019/03/02/why-south-korea-and-japan-still-cant-put-the-pastbehind-them (дата обращения: 30.11.2019).

6. Щ ЙФ ^ll^l ЙФ ^

fl^^^. [Электронный ресурс] // Constitutional Court of Korea [сайт]. [2019]. URL: http://www.ccourt.go.kr/ cckhome/kor/info/precedent/selectRealmPrecedentInfo.do?searchClassSeq=366 (дата обращения 25.11.2019).

7. Лобов Р. Подготовка и подписание Договора об основах отношений между Республикой Корея и Японией. Корея: 70 лет после освобождения. М.: ИДВ РАН, 2015. С. 113-120.

8. Щ ЙФ ^ll^ll ЙФ [Электронный ресурс] // Constitutional Court of Korea [сайт]. [2019]. URL: http://www.law.go.kr/trtyInfoP.do?mode=4&trtySeq=3678&chrClsCd=010202&vSct (дата обращения: 25.11.2019).

9. Щ ЙФ ^ll^ll ЙФ ^ [Электронный ресурс] // Constitutional Court of Korea [сайт]. [2019]. URL:

http://www.ccourt.go.kr/cckhome/kor/info/precedent/selectRealmPrecede ntInfo.do?searchCla.

10. Неспокойное соседство: проблемы Корейского полуострова и вызовы для России; под ред. Г.Д. Толорая. М.: МГИМО-Университет, 2015. 344 с.

11. Announcement by Foreign Ministers of Japan and the Republic of Korea at the Joint Press Occasion. [Электронный ресурс] // Ministry of foreign affairs of Japan [сайт]. [2015]. URL: http://www.mofa.go.jp/a_o/na/kr/page4e_000364.html (дата обращения: 25.11.2019).

12. Белые пятна - черные пятна: Сложные вопросы в российско-польских отношениях / под общ. ред. А.В. Торкунова, А.Д. Ротфельда. М.: Аспект Пресс, 2010. 823 с.

13. Kim Mikyoung. Memorializing Comfort Women: Memory and Human Rights in Korea-Japan Relations. Asian Politics and Policy. 2014. Т. 6. № 1. С. 83-96.

14. Lee C.Y., Crowe J. The Deafening Silence of the Korean «Comfort Women»: A Response Based on Lyotard and Ingaray. Asian Journal of Law and Society. 2015. № 2. С. 339-356.

15. Statement by the Chief Cabinet Secretary Yohei Kono on the result of the study on the issue of «comfort women». [Электронный ресурс] // Ministry of foreign affairs of Japan [сайт]. [1993]. URL: http://www.mofa.go.jp/policy/women/fund/state9308.html (дата обращения: 25.11.2019).

TENSIONS BETWEEN SOUTH KOREA AND JAPAN: POLITICAL, TRADE AND ECONOMIC DIFFERENCES

I. Medvedeva Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract. The hostility ofJapan and South Korea is rooted in the history ofJapanese colonization of the Korean Peninsula. Disputes over labor claims have raised anti-Japanese sentiment among the Korean population, while endless complaints from South Korea over historical issues have also fueled Japanese dislike of South Korea.

On October 30, 2018, the South Korean court of justice (Supreme Court) decided to pay compensation to the Japanese company Japan Steel Works. Ltd for South Korean won (about 84.7 thousand dollars).) To each of the four categories of South Korean victims of World War II on November 29, a decision was issued in which Mitsubishi Heavy Industries of Japan pledged to pay compensation to former labor victims during colonial rule.

Keywords: Contradictions between South Korea and Japan, South Korea, Japan, trade war,; Korean Peninsula, moon Jae-In, Shinzo Abe.

Сведения об авторе Author of the publication

Медведева Юлия Олеговна, студент, Казанский Iuliia Medvedeva, student, Kazan Federal University, (Приволжский) Федеральный университет, г. Ка- Kazan, Russia. E-mail: [email protected] зань, Россия. E-mail: [email protected]

Дата поступления 15.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.