Научная статья на тему 'НАПРЯЖЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗУБА ПРИ ИЗГИБЕ В УСЛОВИЯХ ОДНОПАРНОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ'

НАПРЯЖЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗУБА ПРИ ИЗГИБЕ В УСЛОВИЯХ ОДНОПАРНОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зубчатая передача / изгибные напряжения / gear tooth / bending stress

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — М.Г. Антонова, П.Н. Смирнов

Определяется распределение изгибных напряжений по высоте зуба цилиндрической прямозубой зубчатой передачи. Выявлена зависимость напряжений в опасном сечении от положения точки приложения нагрузки на боковой поверхности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — М.Г. Антонова, П.Н. Смирнов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENDING STRESS OF THE GEAR TOOTH IN SINGLE-PAIR ENGAGEMENT

The paper describes the stress distribution of gear tooth under condition of single-pair engagement. Found a relation between location of the force application point and maximum bending stress.

Текст научной работы на тему «НАПРЯЖЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗУБА ПРИ ИЗГИБЕ В УСЛОВИЯХ ОДНОПАРНОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ»

УДК 621.83

НАПРЯЖЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗУБА ПРИ ИЗГИБЕ В УСЛОВИЯХ ОДНОПАРНОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ

М. Г. Антонова Научный руководитель - П. Н. Смирнов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*Е-шаИ: matgo26112002@gmail.com

Определяется распределение изгибных напряжений по высоте зуба цилиндрической прямозубой зубчатой передачи. Выявлена зависимость напряжений в опасном сечении от положения точки приложения нагрузки на боковой поверхности.

Ключевые слова: зубчатая передача, изгибные напряжения.

BENDING STRESS OF THE GEAR TOOTH IN SINGLE-PAIR ENGAGEMENT

M. G. Antonova Scientific Supervisor - P. N. Smirnov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *Е-mail: matgo26112002@gmail.com

The paper describes the stress distribution of gear tooth under condition of single-pair engagement. Found a relation between location of the force application point and maximum bending stress.

Keywords: gear tooth, bending stress.

Работоспособность зубчатых колес определяется контактной и изгибной выносливостью зубьев. В настоящее время основным расчетом на прочность и долговечность является расчет по контактным напряжениям. Расчет на изгиб проводится в качестве вспомогательного [1, 2]. Вместе с тем, анализ работы зубьев на изгиб и возникающих при этом напряжений может иметь важное значение в оценке динамических характеристик зубчатой передачи. В том числе, для определения шумовых характеристик передач и их зависимости от модификации профиля. В данной работе приводится методика расчета изгибных напряжений в зависимости от точки приложения нагрузки.

При анализе изгибных напряжений зуб рассматривается как защемленная консольная балка, на которую действует нормальная к поверхности контакта сила Fn. Рассмотрим действие номинальной силы, без учета коэффициентов нагрузки. Сила прикладывается под некоторым углом у к оси симметрии зуба (рис. 1). Для составления расчетной схемы, нагрузка переносится к оси зуба и раскладывается на две компоненты. Под действием радиальной компоненты зуб испытывает сжатие, а под действием касательной компоненты -прямой поперечный изгиб. Опасным сечением является переходная поверхность зуба на окружности df + 2c, на которой значительно увеличивается скорость возрастания площади сечения.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 1

Рис. 1. Расчетная схема для определения изгибных напряжений

Нормальные напряжения, возникающие под действием радиальной компоненты нормальной силы на произвольном диаметре:

r F„siny = " 1

h bs' '

где b - ширина зубчатого венца, s' - толщина зуба по хорде.

Нормальные напряжения, возникающие под действием касательной компоненты

нормальной силы на произвольном диаметре:

t _ 6Fn cos yhp

°F ~ bis')2 ,

где hp - плечо касательной силы относительно опасного сечения.

Суммарные нормальные напряжения от действия нормальной силы:

п -nt _r _6FnCOSYhp Fn sin у (1)

°F - ~ - ¿íyy (1)

Угол у наклона нормальной силы к оси симметрии зуба:

Y = ay-ßy. (2)

Величина угла зацепления на произвольном диаметре ay определяется из параметрических уравнений эвольвенты в полярных координатах [3]. Рассматривая сумму эвольвентного угла inv ay и дополняющего угла ßy, а также сравнивая толщины зуба на произвольном и делительном диаметрах, найдем величину угла ß на произвольном диаметре:

ßy = — + ínva — invay, (3)

где а = 20° - угол зацепления в полюсе для колес без смещения. Тогда, толщина зуба по хорде на произвольном диаметре:

s' = dy sin + inva — invay^. (4)

Решая геометрическую задачу переноса нормальной силы Fn с боковой поверхности зуба на его ось симметрии и пренебрегая кривизной дуги на толщине зуба, можно выразить приближенное значение для рабочего плеча касательной силы:

tan Yy — {df + c). (5)

Подставляя (4), (5) и (2) с учетом (3) в (1), получаем соотношение для расчета изгибных напряжений. На рисунке 2 приведен пример построения эпюр нормальных напряжений по высоте зуба (рис. 2а) и эпюры напряжений в опасном сечении в зависимости от точки приложения нагрузки (рис. 2б).

а) б)

Рис. 2. Эпюры нормальных напряжений по высоте зуба и в опасном сечении

Можно заметить, что в условиях однопарного зацепления наибольшие напряжение в опасном сечении на переходной поверхности возникают при приложении силы в вершине зуба, то есть при входе зуба в зацепление. Именно на этом участке предлагается определять напряжения в [1]. Однако, с учетом того, что в начале и конце сопряжения зубьев в зацеплении находятся две пары зубьев, картина может значительно измениться.

Библиографические ссылки

1. Решетов Д. Н. Детали машин : учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1989. 496 с.

2. Дунаев П. Ф., Леликов О. П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие. 7-е изд., исп. М.: Высшая школа, 2000. 447 с.

3. Теория механизмов и машин : учебник / К. В. Фролов, С. А. Попов, А. К. Мусатов [и др.]. Москва : Высшая школа, 1987. 496 с.

© Антонова М.Г., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.