Научная статья на тему 'Напряженно-деформированное состояние обделок станционного комплекса метрополитена, испытывающего влияние свайного фундамента'

Напряженно-деформированное состояние обделок станционного комплекса метрополитена, испытывающего влияние свайного фундамента Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
78
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Ключевые слова
НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ / СВАИ / СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА / ТОННЕЛИ / МЕТОД КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Потемкин Д. А., Деменков П. А., Очнев В. Н.

Рассмотрено напряженно-деформированное состояние одного из станционных комплексов СанктПетербургского метрополитена, испытывающего взаимное влияние от расположенного над ним торгово-развлекательного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Потемкин Д. А., Деменков П. А., Очнев В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Напряженно-деформированное состояние обделок станционного комплекса метрополитена, испытывающего влияние свайного фундамента»

УДК 624.1

Д.А.ПОТЕМКИН, канд. техн. наук, доцент, potyomkinfcpjist. ru П.А.ДЕМЕНКОВ, канд. техн. наук, доцент. dem-petr®,yandex, ru В.Н.ОЧНЕВ, канд. техн. наук, доцент, тел. (812) 328-86-25

Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)

D.A.POTYOMKIN PhD in eng. sc.. associate professor. potvomkindl-list. ru P.A.DEMENKOV. PhD in eng. sc.. associate professor. dem-petr(a)mndex.ru V.N.OCHNEV. PhD in eng. sc., associate professor tel. (812) 328-86-25 Saint Petersburg State Mining Institute (Technical University)

НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБДЕЛОК СТАНЦИОННОГО КОМПЛЕКСА МЕТРОПОЛИТЕНА, ИСПЫТЫВАЮЩЕГО ВЛИЯНИЕ СВАЙНОГО ФУНДАМЕНТА

Рассмотрено напряженно-деформированное состояние одного из станционных комплексов Санкт- Петербургского метрополитена, испытывающего взаимное влияние от расположенного над ним торго во-развлекательно го комплекса.

Ключевые слова: напряженно-деформированное состояние, сваи, станции метрополитена, тоннели, метод конечных элементов.

THE INTENSE-DEFORMED CONDITION OF CONSTRUCTION OF UNDERGROUND STATION COMPLEX UNDER INFLUENCE OF PILES FOUNDATION

The intense-deformed condition of one of station complexes of the Saint Petersburg underground testing mutual influence from a trading-entertaining complex located over it is considered.

Key words intense-defonned condition, piles, metro station, tunnels, finite elements method.

В условиях развитой городской застройки и интенсивного освоения подземного пространства современных мегаполисов часто приходится решать сложные задачи взаимодействия различных сооружений. На рис.1 представлен разрез здания торгово-развлекательного комплекса, который планировалось расположить над вестибюлем и эскалаторным тоннелем действующей станции Санкт-Петербургского метрополитена

Расчеты напряженно-деформирован-ного состояния грунтового массива, содержащего элементы станционного комплекса и свайного фундамента торгово-развлека-тельного комплекса, выполнены методом конечных элементов.

Размеры рассматриваемой части грунтового массива: длина (по оси X) - 240 м, ширина (по оси 2) - 180 м и высота (по оси У) - 87 м

Массив вмещает: часть станции метро колонного типа (типовая обделка из сборного железобетона с чугунными колоннами); участки перегонных тоннелей (внешний диаметр 5,5 м с типовой железобетонной обделкой), натяжную камеру (железобетонная обделка диаметром 9,8 м); эскалаторный тоннель (обделка из чугунных тюбингов, диаметр 8,5 м, длина эскалаторного тоннеля 80 м, угол наклона к горизонту 30°, расстояние от поверхности до оси станции 40 м).

- 235

Санкт-Петербург. 2010

+ 45JOO

1«» ДОМ . »4M 1ЧШ МО» 2Ы>М

<s>

ф

Ф Q

é

ё

+39.600

-J' +35.400

+31 ,?00

4Í7JX»

i +КЛ30

i +1Э.езо

■J,

+ 14.JOO

+ IOÍOO

Ф

45.1(10

о.мо

Рис. 1. Продольный разрез торгово-развлекательного комплекса с вестибюлем станции метрополитена

и эскалаторным тоннелем

Над устьем эскалаторного тоннеля располагается вестибюль, дающий пригрузку 12 т/м2 на занимаемую площадь. Ось здания в плане составляет с осью станционного комплекса угол -12,3°

Реальные грунтовые слои (14 слоев) сгруппированы из соображений схожести физико-механических свойств и характеристики групп (шесть групп) и приняты средневзвешенными по мощности реальных слоев; плотность грунтов менялась в пределах от 1900 до 2170 кг/м""; модуль деформации - от 8,80 до 28 МПа; коэффициент Пуассона - от 0,30 до 0,37.

Общий каркасный вид модели, включающий станционный комплекс и свайное поле, представлен на рис.2, а.

Принятые параметры свай: диаметр 600 мм, длина 25 м. Размеры кустов свай и их расположение принято в соответствии с базовым проектом; кусты состоят из четырех свай (несколько кустов - из пяти). Расстояния между центрами свай 1450 мм (в нескольких кустах 2750 мм). Часть свай объединялась в кусты с коли-

чеством более 12 шт., общее количество свай составило 488 шт.

Свайные кусты, приходившиеся по базовому проекту на эскалаторный тоннель, вынесены на расстояние 3 м (по нормали) от обделки Расстояние от конца 25-метровых свай до обделки перегонных тоннелей составило 7 м. Величина нагрузки на одну сваю колеблется от 60 до 220 т, средняя величина нагрузки - около 180 т.

Размеры мульды оседания в плане (зона влияния); 220 м по продольной оси здания, 190 м по поперечной оси Зона наибольших оседаний (рис.2, б) образуется в центре мульды.

В районе расположения эскалаторного тоннеля форма эпюры несколько искажена (смещения от нагрузок на кусты свай несколько меньше), что объясняется близостью тоннельной обделки, играющей роль «жесткой вставки» в грунтовый массив В плане наибольшие оседания приходятся на свайные кусты в районе подвала здания (место сосредоточения наибольшего количества свайных кустов с нагрузкой около 180 т на каждую, см. рис. 1).

236 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.185

гчмг, иг

Г-Г+].ги«-!>1

---< 655е М

-----1.1В9е-К

---1151= ог

—г.»8«-к ------з.«4з«-ог

. .4.688е-ог

------

- . .6.378«.02

-----7.г23«-ог

- .5.В65=-[52 _ ■ .&4Пе<&г ■ .».758.-К

Рис.2. Модель: а - общий каркасный вид б - эпюра вертикальных смещений (с границами грунтового массива)

Также произведены расчеты напряженно-деформированного состояния грунтового массива при длине свай 21 м и модуля деформации кембрийских глин 50 и 100 МПа.

Максимальные значения параметров напряженно-деформированного состояния фунтового массива, вмещающего выработки метрополитена и элементы наземного сооружения, представлены в таблице.

Санкт-Петербург. 2010

Значения расчетных величин при различных исходных параметрах

Наименование расчетной величины Длина свай 21 м Длина свай 25 м

Е = 28 МПа Е = 50 МПа Е = 100 МПа Е = 28 МПа Е = 100 МПа

Максимальное оседание

поверхности, м 0,210 0,140 0,100 0,15 0,08

Максимальные напряжения

в обделке перегонных тоннелей.

МПа* 53/70 30/60 20/40 60/75 21/43

Максимальные напряжения

в обделке эскалаторного

тоннеля, МПа 150 130 100 140 97

' Значения напряжений в числителе - преобладающие, в знаменателе - пиковые.

Рис.3. Общая эпюра (а) вертикальных смещений в обделке (сваи 21 м, Е = 28 МПа) и фрагмент эпюры (б) -примыкание эскалаторного тоннеля к станционному

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.185

Представление о картине смещений в обделках тоннелей станционного комплекса (рис.3) дают следующие количественные показатели.

Перегонный тоннель (при Е = 28 МПа): максимальное оседание кровли 0Д39 м, при этом подошва садится на 0,122 м (сближение 1,66 см); проседание по трассе тоннеля составило 0,139 м на 117,32 м. Эскалаторный тоннель (при Е = 28 МПа): проседание по трассе тоннеля составило 0,040 м на 80 м (верхнее сечение садится на 0,161 м, нижнее - на 0,122 м).

Перегонный тоннель (при Е = 100 МПа): максимальное оседание кровли 0,045 м, при этом подошва садится на 0,038 м (сближение 0,66 см); проседание по трассе тоннеля составило 0,045 м на 110,64 м. Эскалаторный тоннель (при Е = 100 МПа); проседание по трассе тоннеля составило 0,03 0 м на 80 м (верхнее сечение садится на 0,068 м, нижнее - на 0,038 м).

Следует отметить, что оседание боков обделки эскалаторного тоннеля имеет разную величину: 8,5-9,5 см - левый бок и до 10,0 см - правый бок (перемещающийся грунт «стремится» повернуть обделку вокруг продольной оси по часовой стрелке).

Распределение напряжений, ввиду разной жесткости материалов конструкций станционного комплекса и многочисленных фунтовых слоев, а также геометрической сложности объекта, носит неравномерный характер. Обделка станционного комплекса «аккумулирует» напряжения, при этом пиковые значения приходятся на места сопряжений выработок, а также обделку в кровле и почве перегонных тоннелей

Отдельно следует сказать о напряжениях в области кровли и почвы перегонных тоннелей, значения которых достигают предельных величин. Кроме того, в местах сопряжения перегонных тоннелей с эскалаторным, появляются значительные растягивающие напряжения, разрушающие обделку.

- 239

Санкт-Петербург. 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.