Научная статья на тему 'Направленный диалог в раннем онтогенезе: перспективы развития'

Направленный диалог в раннем онтогенезе: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
193
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННЫЙ ДИАЛОГ В ОНТОГЕНЕЗЕ / СИМУЛЬТАННОСТЬ И МОДАЛЬНОСТЬ ИНТЕРАКЦИИ / ДИСКУРСИВНЫЕ МОДЕЛИ / ПРОТОКОММУНИКАЦИЯ / КВАЗИКОММУНИКАЦИЯ / THE DIRECTED DIALOGUE IN ONTOGENESIS / SIMULTANEOUSNESS AND A MODALITY INTERACTIONS / COMMUNICATIVE MODELS / PROTO COMMUNICATIONS / PSEUDOCOMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петрова А. А.

Представлены модели, лежащие в основе направленного диалога в раннем онтогенезе, на примере ситуаций с применением экстралингвистических опор у немецкоязычных дошкольников, виды действий с которыми образуют две глобальные стратегии, обозначаемые здесь как чувственное и символическое опосредование. Последние образуют общую коммуникативную линию развития дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are presented the models underlying the directed dialogue in early ontogenesis on an example of situations with application of extra linguistic support at German-speaking preschool children kinds of actions with which form two global strategy designated here as sensual and symbolical. The last ones form the general communicative line of development of the preschool child.

Текст научной работы на тему «Направленный диалог в раннем онтогенезе: перспективы развития»

с Андреа Упсиланти ([4] 20.08.2007) мы можем проследить еще более убедительные аргументы политика в свою защиту:

Журналист: In der Bundespolitik gelten Sie derzeit noch nicht als sonderlich beliebt oder auch als sonderlich einflussreich. Wie wollen Sie das ändern? (В ФРГ Вас в настоящее время не очень любят и считают Вас не особенно влиятельной. Как Вы хотите это изменить?)

Ypsilanti: Ich teile Ihre Einschätzung nicht. Ich habe in der Bundes-SPD eine gute Position. Ich sitze im Parteivorstand. Und wenn Sie sehen, dass aus Hessen die Burgerversicherung kam und zum Wahlkampfthema der Bundes-SPD wurde, wenn Sie die Frage des Mindestlohns betrachten, wo wir unsere Beschlüsse auf die Bundesebene transportiert haben, dann sehen Sie, dass wir Einfluss haben. (Я не разделяю Вашу точку зрения. Я являюсь главой партии. И если Вы узнаете, что из Гессена пришло гражданское страхование и стало темой выборной борьбы СДП, если Вы рассмотрите вопрос минимальной заработной платы, в котором мы перенесли свои решения на федеральный уровень, тогда Вы увидите, что мы имеем влияние.)

В самом начале разговора А. Упсиланти категорически не соглашается с журналистом, затем напоминает ему о своем политическом и социальном статусе, указывая на то, что он является главой партии. При этом первые два предложения по своей модальности категоричны. Затем А. Упсиланти приводит веские аргументы в свою защиту: партией СПГ были решены очень важные для ФРГ вопросы, что доказывает беспочвенность ярлыка, который пытается ему навесить журналист.

Литература

1. Гак В.Г. Теоретическая грамматика французского языка. / В.Г. Гак. 2-е изд. М.: Доб-росвет, 2004. 861 с.

2. [Электронный ресурс]. URL: www.bun-deskanzlerin.de.

3. [Электронный ресурс]. URL: www.bun-desregierung.de.

4. [Электронный ресурс]. URL: www.sued-deutsche.de.

Источники примеров

Spiegel. 2005. 2.

Spiegel. 2002. 50; 2005. 2, 34. Stern. 2003. 41.

Realization of basic communicative tactics in a speech gerixe"intervieW"-mtfi'mMern German politicians

There are revealed and characterized communicative tactics most often used by modern German politicians in a speech genre “interview ”. The explanation of their high-frequency application in a modern political discourse, especially in materials of modern interviews is offered.

Key words: a discourse, communications, communicative strategy, communicative tactics, self-presentation.

А.А. ПЕТРОВА (Волгоград)

НАПРАВЛЕННЫЙ ДИАЛОГ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Представлены модели, лежащие в основе направленного диалога в раннем онтогенезе, на примере ситуаций с применением экстралингвистических опор у немецкоязычных дошкольников, виды действий с которыми образуют две глобальные стратегии, обозначаемые здесь как чувственное и символическое опосредование. Последние образуют общую коммуникативную линию развития дошкольника.

Ключевые слова: направленный диалог в онтогенезе, симультюннастьимодальность интеракции, дискурсивные модели, протокоммуникация, квазикоммуникация.

Коммуникация - одна из частных категорий социальной интеракции, самая важная форма человеческой интеракции, где в фокусе координации оказываются коммуникативные интенции, т. к. именно они являются отправным пунктом всего процесса общения, выражая внутренние состояния людей. В коммуникации стратегии каждого индивида направляются как его собственным внут-

Spiegel. 2002. 50.

© Петрова А.А., 2009

ренним состоянием, так и представлением о внутренних состояниях других. Процесс общения характеризуется намерением каждого участника выразить Себя, собственное «Я», признанием Другими этого намерения, организацией действий (индивидуальных актов) и взаимодействия (социальной интеракции) в соответствии с этими взаимонаправленными интенциями. Вопрос состоит в том, всегда ли то или иное знание, представление о мире и т. п. в полной мере выражается говорящим и, соответственно, воспринимается слушающим. Реализация коммуникативной установки, таким образом, связывается с понятием адекватно -сти в дискурсе, который репрезентируется здесь как сложный акт межличностного общения.

Коммуникативно адекватными или неадекватными могут быть действия как отправителя, так и получателя высказывания. Существуют некоторые общие предпосылки достижения адекватности при продуцировании и восприятии речи. Необходимой предпосылкой для реализации адекватного коммуникативного действия является правильная оценка целей интеракции и условий, при которых она протекает. При этом имеется в виду не только реальная оценка настоящей ситуации, но и правильная оценка социальной ситуации (социальных норм поведения) и внешних факторов общения. Все указанное не дается человеку в готовом виде, но проходит определенные этапы, которые в периоде раннего онтогенеза обозначаются термином «протокоммуникация» (см. об этом также Е.И. Исенина, М.И. Лисина,

В.В. Козаковская, К.Ф. Седов, K. Meng, E.M. Scarpa, C.u.W. Stern).

Специфической формой такой интеракции является ситуация направленного диалогического действия или воздействия, которое выражается в том, что в такого сорта процедурах сосредоточивается одновременно (или способствует этому) несколько видов деятельности: способность воспринимать (аудировать), говорить, читать (и писать). Схемаданно-го общения обязательно включает следующие составляющие: взрослый - ЭКСЛОП (экстралингвистическая опора - термин И.Н. Горелова) - ребенок.

Обратим внимание также на то, что практически во всех исследованиях дискурса-диалога (В.Г. Гак, И.Р. Гальперин, О.Е. Иссерс, А.А. Кибрик, М.Л. Макаров, K. Ehlich, L. Hoffmann, W. Kallmeyer, R. Schmitt и др.) речь идет о том, что, во-первых, не вся информация может выражаться эксплицитно (например, содержательно-концептуальная (СКИ) и содержа-тельно-подтекстовая (СПИ), по Гальперину; содержательно-фактуальная (СФИ) всегда выражена вербально, языковые единицы употреблены в прямых предметнологических значениях; СКИ передает авторское понимание отношений между явлениями и их оценку; СПИ не выражается эксплицитно, она основана на способности адресата к восприятию действительности сразу в нескольких плоскостях или к восприятию двух различных связанных сообщений одновременно); во-вторых, имеется когнитивный образ предметнореферентной ситуации, который функционирует лишь в совместной интеракцио-нальной деятельности; в-третьих, диалогическая речь характеризуется наличием диктумной и модусной части. Именно последний аспект подводит нас к мысли о неких принципах любого дискурса-диалога, а именно модальности и симультан-ности коммуникации. Что касается модальности, то данный аспект предполагает учет в живом диалоге, записанном обязательно на видео с последующим оригинальным транскриптом, модальных уровней (но не традиционных модальностей), к которым относятся прежде всего невербальные компоненты коммуникации (НВК), которые в спонтанном общении не только сопровождают лингвистические средства, и это будет являться симультанной моделью, т. е. один говорит, другой тоже «говорит» в этот же момент, но не вербально, что также свидетельствует об его участии в диалоге, о когнитивной переработке информации. Принцип симультан-ности лежит в основе существования и организации любой сложно организованной системы (и материи вообще), которой и является диалог применительно к речевой деятельности человека.

Цель данной статьи - рассмотреть виды действий партнеров по коммуникации (в нашем случае взрослого и ребенка) с источником направленного диалога - экс-

тралингвистической опорой (в принципе любая книга с картинками / Bilderbuch), поскольку те речевые и неречевые действия с ЭКСЛОП, которые осуществляют общающиеся, способствуют не только становлению процесса общения у ребенка, иначе - социализации и ощущению себя как равноправного партнера по коммуникации, но и речевому развитию дошкольника и когнитивному осмыслению им действительности.

Сценарий подобной ритуализированной ситуации в раннем онтогенезе обязательно предполагает следующие действия или шаги: проявление совместного внимания, участие в совместном действии (и речевом и неречевом), маркирование начала действия, проверка понимания слушающего, удобное положение в пространстве (участники диалога сидят рядом, при этом ЭКСЛОП в развернутом виде доступна и ребенку, и взрослому), темати-зация посредством указания и называния фрагмента отображенной микроситуации в качестве начала беседы, промежуточная констатация внимания слушающего.

Целью же данного направленного диалога является: а) составление рассказа по картинкам; б) репродуцирование изображенной истории или микроситуации; в) развитие когнитивной картины мира у ребенка путем установления ассоциативных связей и значений между реальным объектом действительности и его изображением на рисунке.

Сценарии в ситуации с ЭКСЛОП развиваются впоследствии в модели диалога, которые берут начало на этапах раннего онтогенеза, а затем продолжают существовать и в любом другом - бытийном, бытовом, институциональном - дискурсе. Таких моделей (у нас это М1, М2), как правило, две.

Мы привели обобщенные интеракци-онные модели, основываясь на поняти-

М1

Релевантна для С1 и т.п.

51 ^ R1

4

52 ^ R2 4

(...)

4

S15 ^ R15 4 (... )

М2

Релевантна для С1 и т.п.

51 ^ R1

4

52 ^ R2*

4

53 ^ Rx*

4 /

[S3] ^ R37 4

54 ^ R4\

4 >

55 ^ Rr4 /

4

[S5] ^ R5 4 (... )

S10x ^ Rr2* 4

[S10] ^ R10 ■ 4(... )

ях стимул (8) - реакция ^), разработанные еще в психологии бихевиоризма [1: 16].

При этом вопросительные и повествовательные реплики могут выступать и в качества стимула, и в качестве реакции, образуя основную единицу диалога - минимальное диалогическое единство (МДЕ). Так, в приведенных выше моделях: Rx - реакция, неадекватная в данной ситуации (может выражаться также молчанием собеседника); 8х - неадекватная реплика адресанта; [8] - повторное высказывание адресата (переспрос); Rг - кроссреферентное высказывание; 81, 82, 83... - реплики-стимулы; R1, R2, R3... - реплики-реакции.

Наблюдая тенденции развития М1 и М2 на нашем материале, можно предположить, что для раннего онтогенеза, там, где представлено обучение ведению диалога со стороны взрослого, т. е. речь идет о направленной интеракции, более характерна Модель 1, но с оговоркой учета только речевых реакций общающихся, поскольку участие невербальных компонентов (НВК) предполагает и участие других модальностей (в наших моделях НВК не учитываются). Общение все же часто протекает по смешанной модели, т. е. с чередованием М1 и М2, либо только по М2 для квазикоммуни-кативных ситуаций.

Приведем ситуацию из направлен -ного диалога взрослого (реплики Е:) с

ребенком (реплики А:), в качестве ЭК-СЛОП выступает книга с картинками Bilderbuchlotto, стрелками над репликами указана интонационная огибающая; в структурно представленной S1 стрелки, так же как и в М1 и в М2, показывают направление развития диалога.

Как показывают собственные исследования на материале немецкоязычных и русскоязычных дошкольников, подобные ситуации характерны и для среднего, и для старшего онтогенеза; они вообще присущи спонтанно развивающемуся общению, иначе разговорной речи, независимо от того, присутствует ли реально в данный момент какой-либо ЭКСЛОП.

Возрастной период 2 года 3 месяца

S1 - ситуация 1:

1E: // Und hier?

2А: // SolV

ЗЕ: // SChuhe.

4А: // I! \

5Е: // Wfeso I:?

6A: // Schweif I....

7Е: // Schuhte.

8А: // I. 4

9E: // Js^doch nich I....

10A: // Nein.

В нашем диалоге мы наблюдаем намеренное называние одного и того же предмета разными словами или усеченными фонационными слого-словами (реплики 4А, 6А, 8А). Высказывание А. соотнесено с «чужим» референтом, вследствие чего механизм связи «высказывание - действительность» дает сбой, который по месту в дискурсе является медиальным. Диалогическое единство (ДЕ) обрывается в результате квазиреплики «Nein».

Схема данной ситуации показывает, что коммуникация как подлинный речевой акт разворачивается только в начале и конце диалога. Намеренно неверные номинации ребенка в средней позиции ситуации ведут к ее нарушению, в результате чего обмен репликами не ведет к развитию темы, фокус не смеща-

структурно можно представить следующим образом:

экслоп

Ф

Интеррогатив (1Е) - побуждение к номинации

Ф

> Декларатив (2А) - референтно соотнесенное высказывание

Ф

'Декларатив (3Е:) - подтверждение ' предыдущей реплики

Ф

Декларатив (4А) - спонтанная фона-/ция-номинация, ведущая к сбою в общении, неверная номинация

Ф

Интеррогатив (5Е:) - уточняющий вопрос

Ф

Декларатив (6А:) - намеренно невер-ая номинация, квазиответ, противоре-чте начальной собственной реплике

Ф

'Декларатив (7Е:) - кроссреференция

Ф

Декларатив (8А:) - намеренно неверная номинация, квазиответ

Ф

Декларатив (9Е) - реплика-опровержение

Ф

Декларатив (10А:) - подтверждение реплики-опровержения, автокоррекция

ется, а замыкается на одном и том же денотате.

квазикоммуникация как явление, свойственное диалогу в онтогенезе, имеет определенные причины и следствия: к первым относятся мотивационная установка, прежде всего ребенка, на общение, которая может спровоцировать ту или иную референцию или появление референтного или референцированного высказывания. представление же референта в ситуации речевого взаимодействия (первоначально - отношение к референту со стороны дошкольника) ведет к положительной или отрицательной речевой интенции, которая, в свою очередь, вызывает появление квазиэлементов в структуре полилога (квазивопро-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сов, квазиконстатации или актов квазипонимания или квазинепонимания; последние используются инициативно, не являясь выражением потребности в информации). Следствием может выступить либо свертывание темы беседы (прекращение коммуникации), либо наличие определенной стагнации, когда вопросы или констатации никому не адресуются, соответственно ложно воспринимаются, т. е. не достигают своей цели и общающиеся говорят сами для себя.

Возвращаясь к видам действий партнеров по коммуникации (в нашем случае взрослого и ребенка) с источником направленного диалога - экстралингви-стической опорой, отметим, что таковые могут перерасти в некие стратегии (“Vermittlungsstrategien” [2: 144]), в которых взрослый коммуникант выполняет роль посредника/Vermittler и содействует протеканию диалога. В данном исследовании могут быть выделены две глобальные стратегии: а) чувственное опосредование/sinnliche Vermittlung (хватательнотактильное обращение с опорным материалом); б) символическое опосредование / symbolische Vermittlung (различные виды языкового отображения объекта: обозначение и называние, дескриптивная экспансия, когда объект включается в ситуацию, экспрессивные распространения и т. д.).

В общей сложности у ребенка фиксируется следующая линия развития: от хватательно-тактильного до языкового и символического или символически опосредованного обращения с ЭКСЛОП; от конкретной дескриптивной деятельности к абстрактной; от простого называния объекта-референта до употребления комплексных речевых форм коммуникации.

Литература

1. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: курс лекций / Л.В. Сахарный. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. 184 с.

2. Kindliche Kommunikation - einsprachig und mehrsprachig / K.Meng, J.Rehbein (Hrsg.) // Mit einer erstmals auf Deutsch publizierten Arbeit von Lev Vygotskij S. Zur Frage nach der Mehrsprachigkeit im kindlichen Alter. Wax-

mann Verlag Gmbh, Munster, 2007. 466 s.

The directeddi&loguejQea£liL£0ogenfsis: development prospects

There are presented the models underlying the directed dialogue in early ontogenesis on an example of situations with application of extra linguistic support at German-speaking preschool children kinds of actions with which form two global strategy designated here as sensual and symbolical. The last ones form the general communicative line of development of the preschool child.

Key words: the directed dialogue in ontogenesis, simultaneousness and a modality interactions, communicative models, proto communications, pseudocommunications.

Ю.А. СТАРОСТИНА (Волгоград)

КОНЦЕПТЫ «ЗАПАХ» И «КРАСОТА» В РОМАНЕ П. ЗЮСКИНДА «ПАРФЮМЕР. ИСТОРИЯ ОДНОГО УБИЙЦЫ»

Рассматривается индивидуально-авторская концептосфера Патрика Зюскинда, известного современного австрийского писателя. Установлено, что концепт «запах» как базисный в романе «Парфюмер. История одного убийцы» наиболее тесно связан с концептом «красота». Выявлены лингвокогнитивные механизмы их взаимодействия в романе.

Ключевые споъ&:.ёонцепт, автор£ЩЯ концептосферй, метЗфюра^эмоцйя, сексуальность, красота.

Роман Патрика Зюскинда “Das Parfum. Die Geschichte eines Mörders” представляет собой яркий пример постмодернистского моделирования архетипических смыслов. В этом произведении в качестве базисного выступает концепт «запах», пересекающийся с рядом других понятийных сфер, в частности с концептом «красота». Их взаимная корреляция служит раскрытию и пониманию глубокой

© Старостина Ю.А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.