Научная статья на тему 'Направленность на поиск / припоминание информации в структуре личности'

Направленность на поиск / припоминание информации в структуре личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ПОИСК / НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ПРИПОМИНАНИЕ / МЕТОДИКА / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горюшина Екатерина Александровна

В статье вводится термин «Направленность на поиск/припоминание информации» и описана методика ее диагностики. Представлены результаты исследования связи данного конструкта с личностными характеристиками, влияющими на построение образа актуальной ситуации, и личностными характеристиками, относящимися к ценностно-мотива-ционному блоку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направленность на поиск / припоминание информации в структуре личности»

УДК 159.95

Горюшина Екатерина Александровна

методист. Центр дополнительного образования детей «Восхождение» goryushina.katya@mail. ru Ekaterina A. Goryushina Municipal of the Center of additional education of children «Voshozhdenie» goryushina.katya@mail .ru

Направленность на поиск/припоминание информации в структуре личности

The focus on the search/recall information in the structure of personality

Аннотация. В статье вводится термин «Направленность на поиск/припоминание информации» и описана методика ее диагностики. Представлены результаты исследования связи данного конструкта с личностными характеристиками, влияющими на построение образа актуальной ситуации, и личностными характеристиками, относящимися к ценностно-мотивационному блоку.

Ключевые слова: направленность, направленность на поиск, направленность на припоминание, методика, саморегуляция, направленность мышления, когнитивный стиль, ценности.

Annotation. In the article the notion of orientation search/recall information, and described methods of its diagnostics. The results of research on the relation of this construct with the personal characteristics that influence the construction of an image of the actual situation, and personal characteristics related to value-motivational block.

Keywords: orientation type, orientation on search, orientation on recall, the technique, self-regulation, direction, thinking, cognitive style, values.

В психике человека существует совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности. Одним из таких свойств является направленность - совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения. Этот феномен рассматривали многие ученые (Ковалев А.Г., Мясищев В.Н., Платонов К.К. и др.) и выделяли различные ее типы [1, с. 41; 3, с. 22; 5 с. 126].

Нами было предположено существование индивидуальных различий в сфере направленности личности, связанных с особенностями организации когнитивных процессов. Мы предположили, что индивидуальные различия в особенностях построения образа актуальной ситуации связаны с одной из составляющих познавательной направленности личности - направленностью на

поиск/припоминание информации (НППИ), то есть склонностью субъекта при отражении и интерпретации актуальной ситуации рассматривать ее детально, как новую, или соотносить с эталонными случаями из собственной практики.

В основе данной направленности лежит феномен обратной связи, которая показывает степень использования, усвоения субъектом предоставляемой ему информации, использование ее в практическом обобщении.

Обратная связь - это сравнение модели результата и программы действий (критерия соотнесения) с реальными результатами [7, с. 386].

В зависимости от особенностей ее запрашивания и задействования личностью, можно говорить о предпочтении ориентира на поиск или припоминание информации.

НППИ - это мотивационно-регуляционная характеристика личности, определяющая стратегию построения актуальной модели ситуации. Лица с выраженной направленностью на поиск имеют склонность к детальному выявлению характеристик ситуации, тенденцию к рассмотрению ситуации как новой, тенденцию к исследовательскому поведению.

Лица с выраженной направленностью на припоминание информации ориентируются на эталоны, обладают более структурированной системой опыта.

Цель данной работы - доказать существование мотивационного конструкта направленность на поиск/припоминание информации.

Задачи:

1. Разработать диагностический инструментарий для определения выраженности конструкта.

2. Выявить взаимосвязи конструкта с другими личностными качествами и доказать несводимость к ним.

Для диагностики выраженности направленности на поиск или припоминание информации нами была разработана методика, построенная в форме опросника предпочтений. Психометрическая проверка методики была осуществлена с помощью программы Рвув1а1 и включала в себя анализ пунктов теста, проверку надежности и валидности, нормирование [4]. В окончательном виде опросник состоит из 55 вопросов, касающихся эмоциональной («У меня часто возникают ощущения того, что я уже здесь был»), поведенческой («Я лучше ошибусь, но сделаю все быстро», «Я быстро принимаю решение») и когнитивной («Я склонен анализировать события уже после их окончания», «Я склонен к «философским размышлениям» по самым разным вопросам») сфер.

Следующий этап исследования заключался в анализе взаимосвязей НППИ и других личностных феноменов. Мы рассматривали конструкты, влияющие на построение образа актуальной ситуации: регуляционные процессы и свойства личности, когнитивные стили, направленность мышления и личностные характеристики, относящиеся к ценностно-мотивационному блоку (терминальные ценности, диагностировались с помощью опросника И.Г. Сенина «ОТеЦ») [6].

При проведении первой части исследования выборка из 184 человек на основании показателей по опроснику диагностики НППИ была разбита на

контрастные группы по квартильному критерию. Группы испытуемых, ориентированных на поиск или припоминание информации, сравнивались по результатам выполнения методики «Стиль саморегуляции поведения» (ССП-98) В.И. Моросановой, методики диагностики направленности мышления Л.П. Урванцева, Н.В. Володиной, методики классификации 30 слов, методики синонимов, методики латентных свойств (вычислялся критерий значимости различий Манна-Уитни). Мы получили различия по шкалам планирования (и=93, р=0,05), гибкости (и=52, р=0,01) и практической направленности мышления (и=30, р=0,01).

Испытуемые, направленные на поиск информации, могут быстро менять программу деятельности в связи с изменениями условий, предвидят развитие ситуации, то есть строят тактические, а не долгосрочные планы. Вероятно, это объясняется тем, что они более внимательны к деталям, через свои вопросы получают больше сведений и поэтому раньше предвидят смену условий. Не боясь делать ошибки, они могут быстро менять план и цели деятельности, если в этом есть необходимость.

Видимо, такое сочетание регуляторных процессов (шкала «Планирование», методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССП-98)) в совокупности с высокой гибкостью (шкала «Гибкость», методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССП-98)) [2] позволяет им действовать эффективно, на что указывают высокие баллы по практической направленности мышления (Методика диагностики направленности мышления Л.П. Урванцева, Н.В. Володиной). Именно для практической направленности мышления характерны вышеперечисленные особенности. С одной стороны, они ее формируют, с другой - обеспечивают эффективность деятельности в практике, в которой необходимы быстрая ориентация в ситуации и учет всех ее условий.

Испытуемые, направленные на припоминание информации, наоборот, предпочитают составлять подробные, долгосрочные планы, не меняют их, о чем свидетельствуют высокие баллы по шкале планирования и низкие по шкале гибкости. В связи с этим, при изменениях в деятельности, дефиците времени люди с такими особенностями могут быть неэффективными. Но по результатам методик получилось, что они, как правило, ориентированы на теоретическую деятельность, для которой подобный стиль саморегуляции является предпочтительным.

Таким образом, с одной стороны, направленность на

поиск/припоминание информации и особенности стиля саморегуляции определяют предпочтения в деятельности, а с другой, формируются в результате ее выполнения.

Во второй части исследования была выявлена связь выраженности направленности на поиск информации с такими мотивационными конструктами, как креативность (коэффициент ранговой корреляции по Спирмену R=0,31; р=0,04), активные социальные контакты ^=0,32; p=0,03), сфера увлечений ^=0,301717; р=0,043985). Полученные данные позволяют говорить о выраженной связи НППИ с ценностно-мотивационной сферой, а

также содержательно описать мотивационную составляющую рассматриваемого компонента познавательной направленности. А именно: для лиц с выраженностью направленности на поиск информации характерна ценность творческого, оригинального решения проблемы; ценность взаимодействия с другими и наличие разносторонних увлечений (хобби). Что соотносимо с предложенным нами пониманием направленности на поиск информации как склонность к детальному выявлению характеристик ситуации, тенденцию к рассмотрению ситуации как новой, тенденцию к исследовательскому поведению, поиску новых решений. А также с описанием противоположного полюса шкалы (направленность на припоминание) как склонности к использованию заготовок решения, эталонных ситуаций.

На основании полученных в ходе исследований данных можно сделать следующие выводы:

1. Рассматриваемый конструкт НППИ существует и может быть продиагностирован с помощью разработанной методики.

2. НППИ взаимосвязана с некоторыми личностными свойствами, но не сводится ни к одному из них.

Литература:

1. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Издательство «Просвещение», 1965. - 289 с.

2. Моросанова В.И. Стиль саморегуляции поведения (ССПМ) // Методическое пособие. М.: Когито-Центр, 2004. - 44с.

3. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под редакцией А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОД ЭК, 1995. - 356 с.

4. Орел В.Е., Сенин И.Г. Основы психодиагностики: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. Ярославль: ЯрГУ, 2007. - 140с.

5. Платонов К. К. О системе психологии. М.: «Мысль», 1972. - 216 с.

6. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1991. -19 с.

7. Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА- М, 1999. - 688с.

Literature:

1. Kovalev A.G. Personality Psychology. M: Publishing house «Prosveschenie», 1965. - 289р.

2. Morosanova V.I. Style of self-regulation of conduct // Methodical manual. M: ^gHo^^r, 2004. - 44 р.

3. Myasishchev V.N. Psychology of relationship: edited by A. A. Bodalev / Introductory article by A. A. Bodalev. M: Publishing house of Institute of practical psychology, Voronezh: NPO MOD EC, 1995. - 356р.

4. Oryol V.E., Senin I.G. Basis of psycho-diagnostics: the manual. - 2nd edition, revised and supplemented. Yaroslavl: Yaroslavl state University, 2007. -140 р.

5. Platonov K. K. About the system of psychology. M: «Mysl», 1972. - 216р.

6. Senin I.G. Questionnaire terminal values. Yaroslal: SPC «Psychodiagnostics», 1991. - 19 p.

7. Modern psychology: a reference manual. M: INFRA-M, 1999. - 688p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.