Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА ВУЗА (СТАТИСТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)'

НАПРАВЛЕНИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА ВУЗА (СТАТИСТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог / мотивация / возрастная структура / вуз / уровень жизни / teacher / motivation / age structure / higher education institution / standard of living

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олег Сергеевич Кошевой

Актуальность и цели. В условиях проведения Специальной военной операции на территории Украины и жесточайших санкций по отношению к Российской Федерации со стороны большинства развитых европейских стран существенно возрастет роль импортозамещения на всех стадиях реализации элементов производственно-экономических отношений. Основным субъектом процесса импортозамещения выступает производственно-промышленный персонал предприятий и организаций, эффективность использования которого определяется наличием профессиональных компетенций, полученных им в процессе обучения. Исходя из этого существенно возрастает роль профессорско-преподавательского состава в общей цепи создания продукции предприятиями и организациями, находящимися на территории Российской Федерации. В этих условиях требуется коренная перестройка системы высшего и среднего профессионального образования, осуществление которой в первую очередь возложено на профессорско-преподавательский состав. Для повышения качества его отбора необходимо изучить предпочтения выбора профессии педагога с тем, чтобы организовать оптимальное управление процессом подбора и расстановки кадров. Материалы и методы. В основу работы положены данные социологического исследования, выполненного под руководством доктора социологических наук, профессора, заведующего кафедрой «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета Ольги Викторовны Шиняевой. Выборка представляла собой 850 анкет из 20 городов и 18 регионов РФ. В качестве методов исследования выбраны непараметрические методы оценки статистической связи показателей, реализованные в компьютерной среде SPSS. Результаты. Представлены материалы исследования, касающиеся мотивов выбора специальности педагога, в разрезах половой структуры, возраста, типа вуза, уровня жизни. Выводы. Установлены направления повышения мотивации деятельности профессорско-преподавательского состава вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олег Сергеевич Кошевой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR CHOOSING A PROFESSION OF A UNIVERSITY TEACHER (STATISTICAL AND SOCIOLOGICAL ANALYSIS)

Background. In the context of the special military operation on the territory of Ukraine and the most severe sanctions against the Russian Federation imposed by the majority of developed European countries, the role of import substitution at all stages of implementing the elements of industrial and economic relations will significantly increase. The main subject of the import substitution process is the production and industrial personnel of enterprises and organizations, the effectiveness of which will be determined by the availability of professional competencies acquired by personnel in the learning process. Based on this, the teaching staff in the overall chain of product creation by enterprises and organizations located on the territory of the Russian Federation will play an increasingly important role. In these conditions, a radical restructuring of the system of higher and secondary vocational education is required, the implementation of which, first of all, is entrusted to the teaching staff. To improve the quality of selecting the teaching staff, it is necessary to study the preferences of choosing a teacher's profession in order to organize optimal management of the recruitment and placement process. Materials and methods. The research is based on the data of the sociological study conducted under the supervision of Professor Olga V. Shinyaeva, PhD, Head of the Department of Political Science, Sociology and Public Relations of Ulyanovsk State Technical University. Sampling consists of 850 questionnaires from 20 cities and 18 constituent entities of the Russian Federation. Nonparametric methods for evaluating the statistical relationship of indicators implemented in the SPSS computer environment are chosen as the research methods. Results. The research materials concerning the motives of choosing a teacher's profession, in terms of gender, age, type of higher education institution, standard of living, are presented. Conclusions. The directions for increasing the motivation of the university teaching staff are established.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА ВУЗА (СТАТИСТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)»

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

Научная статья УДК 316.3 EDN: DZLYUP

doi: 10.21685/2307-9525-2023-11-4-9

НАПРАВЛЕНИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА ВУЗА (СТАТИСТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Олег Сергеевич Кошевой

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия olaa1@yandex.ru

Аннотация. Актуальность и цели. В условиях проведения Специальной военной операции на территории Украины и жесточайших санкций по отношению к Российской Федерации со стороны большинства развитых европейских стран существенно возрастет роль импортозамеще-ния на всех стадиях реализации элементов производственно-экономических отношений. Основным субъектом процесса импортозамещения выступает производственно-промышленный персонал предприятий и организаций, эффективность использования которого определяется наличием профессиональных компетенций, полученных им в процессе обучения. Исходя из этого существенно возрастает роль профессорско-преподавательского состава в общей цепи создания продукции предприятиями и организациями, находящимися на территории Российской Федерации. В этих условиях требуется коренная перестройка системы высшего и среднего профессионального образования, осуществление которой в первую очередь возложено на профессорско-преподавательский состав. Для повышения качества его отбора необходимо изучить предпочтения выбора профессии педагога с тем, чтобы организовать оптимальное управление процессом подбора и расстановки кадров. Материалы и методы. В основу работы положены данные социологического исследования, выполненного под руководством доктора социологических наук, профессора, заведующего кафедрой «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета Ольги Викторовны Шиняевой. Выборка представляла собой 850 анкет из 20 городов и 18 регионов РФ. В качестве методов исследования выбраны непараметрические методы оценки статистической связи показателей, реализованные в компьютерной среде SPSS. Результаты. Представлены материалы исследования, касающиеся мотивов выбора специальности педагога, в разрезах половой структуры, возраста, типа вуза, уровня жизни. Выводы. Установлены направления повышения мотивации деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Ключевые слова: педагог, мотивация, возрастная структура, вуз, уровень жизни Для цитирования: Кошевой О. С. Направления выбора профессии педагога вуза (статистико-социологический анализ) // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2023. Т. 11, № 4. С. 89-98. doi: 10.21685/2307-9525-2023-11-4-9 EDN: DZLYUP

© Кошевой О. С., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2023;11(4). http://esj.pnzgu.ru

SOCIAL STRUCTURE, SOCIAL INSTITUTIONS AND PROCESSES

Original article

DIRECTIONS FOR CHOOSING A PROFESSION OF A UNIVERSITY TEACHER (STATISTICAL AND SOCIOLOGICAL ANALYSIS)

Oleg S. Koshevoy

Penza State University, Penza, Russia olaa1@yandex.ru

Abstract. Background. In the context of the special military operation on the territory of Ukraine and the most severe sanctions against the Russian Federation imposed by the majority of developed European countries, the role of import substitution at all stages of implementing the elements of industrial and economic relations will significantly increase. The main subject of the import substitution process is the production and industrial personnel of enterprises and organizations, the effectiveness of which will be determined by the availability of professional competencies acquired by personnel in the learning process. Based on this, the teaching staff in the overall chain of product creation by enterprises and organizations located on the territory of the Russian Federation will play an increasingly important role. In these conditions, a radical restructuring of the system of higher and secondary vocational education is required, the implementation of which, first of all, is entrusted to the teaching staff. To improve the quality of selecting the teaching staff, it is necessary to study the preferences of choosing a teacher's profession in order to organize optimal management of the recruitment and placement process. Materials and methods. The research is based on the data of the sociological study conducted under the supervision of Professor Olga V. Shinyaeva, PhD, Head of the Department of Political Science, Sociology and Public Relations of Ulyanovsk State Technical University. Sampling consists of 850 questionnaires from 20 cities and 18 constituent entities of the Russian Federation. Nonpara-metric methods for evaluating the statistical relationship of indicators implemented in the SPSS computer environment are chosen as the research methods. Results. The research materials concerning the motives of choosing a teacher's profession, in terms of gender, age, type of higher education institution, standard of living, are presented. Conclusions. The directions for increasing the motivation of the university teaching staff are established.

Keywords: teacher, motivation, age structure, higher education institution, standard of living

For citation: Koshevoy O.S. Directions for choosing a profession of a university teacher (statistical and sociological analysis). Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo" = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2023;11(4):89-98. (In Russ.). doi: 10.21685/23079525-2023-11-4-9

В Послании Президента РФ Владимира Путина к Федеральному Собранию 21 февраля 2023 г. отмечается, что в системе образования «.. .назрели существенные изменения с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах нашей жизни. Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий.»1. Более детально положения, изложенные в обращении, систематизированы и раскрыты в Указе Президента РФ от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования»2. В Постановлении

© Koshevoy O.S., 2023. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 г. // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_440178/ (дата обращения: 18.10.2023).

2 О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования : указ Президента РФ от 12 мая 2023 г. № 343 // Официальный интернет-портал правовой информации : сайт. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202305120005 (дата обращения: 18.10.2023).

Правительства РФ от 9 августа 2023 г. № 1302 «О реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования»1 существенно дополнены и уточнены направления совершенствования системы образования, изложенные в Послании Президента РФ Федеральному Собранию.

В Московском государственном университете на заседании Российского союза ректоров глава Минобрнауки России Валерий Фальков выступил с докладом о подходах к формированию новой системы высшего образования в Российской Федерации2. В указанных документах сформированы концептуальные положения предстоящей реформы образования. Однако основными акторами этой реформы должны выступать педагоги, требования к которым широко представлены в существующей научной литературе.

Так, в частности в работе Г. К. Морозовой [1] наиболее полно представлены социально-педагогические характеристики личности педагога, такие как педагогические эрудиция, мышление, целеполагание, интуиция, импровизация, наблюдательность, находчивость, прогнозирование, рефлексия. Авторами Е. Г. Гуцу, М. Д. Няголовой и Т. А. Руновой [2] отмечается кризис мотивации и профессиональной идентичности в сфере высшего образования на фоне значительного усложнения труда преподавателя современной высшей школы. Научная статья И. А. Ериной и О. В. Мельник [3] посвящена формированию понятия «учитель новой формации». Е. В. Михалкина и О. Я. Герасимова [4] в рамках существующей в науке систематизации подходов и теорий мотивации, а также с помощью социологического опроса провели исследование сущности, факторов мотивации преподавателей и молодых ученых. И. А. Бо-рисенко, С. В. Жукова и Ж. П. Сомова [5] отмечают, что на современном этапе развития общества предъявляются все более высокие требования к каждой личности в связи с прогрессом техники, науки, изменением характера социальных отношений. В работе О. И. Поповой [6] выявлено противоречие между взглядами преподавателей и студентов на реальные профессиональные и личностные качества преподавателей вуза. Анализ проводился на основе исследований 2006 и 2012 гг. Цель работы О. В. Коршуновой и Л. Н. Бересневой [7] состояла в определении основных личностных параметров педагога высшей школы, обучающего студентов. В работе О. С. Кошевого, С. А. Мордвинкиной и А. Е. Палагиной [8] исследованы мотивы выбора студентами специальности «Государственное и муниципальное управление». Цель исследования О. М. Сафоновой [9] заключалась в выявлении особенностей нефинансовой мотивации преподавателей экономических вузов (на примере государственных вузов Санкт-Петербурга). О. С. Кошевой в работе [10] представил результаты мониторинга удовлетворенности качеством образовательных услуг выпускников специальности «Экономическая безопасность». Данные результаты могут служить элементом обратной связи в образовательной системе «преподаватель ^ обучаемый». В статье М. Ю. Кропо-товой [11] установлены необходимые мотивы выбора профессии, побуждающие к успешной профессиональной деятельности, складывающиеся из побуждений к труду.

Значительное число исследований посвящено оценке мотивации преподавателей к педагогическому труду. Авторами А. С. Веремчук и М. В. Силантьевой [12] выполнен анализ компонентов педагогической культуры в качестве значимого аспекта его профессиональной компетентности. В исследовании И. К. Пономаревой и И. В. Акифьева [13] основное внимание обращено на группу преподавателей с высокой социальной потребностью и низкой креативностью. Цель исследования Л. А. Кавешниковой и М. С. Агафоновой [14] состояла

1 О реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования : постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2023 № 1302 // Официальный интернет-портал правовой информации : сайт. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308140015 (дата обращения: 20.10.2023).

2 В Минобрнауки рассказали о новой системе высшего образования // РИА Новости : сетевое издание. URL: https://ria.ru/20231109/stavka-1908351069.html (дата обращения: 20.10.2023).

в усовершенствовании системы управления мотивацией работы преподавателей высших учебных заведений, основанной на принципах всеобщего менеджмента качества TQM.

В исследованиях вопросы мотивации касались не только профессорско-преподавательского состава, но и обучаемых. В работе А. А. Сергеевой [15] рассмотрены основные пути повышения мотивации к будущей профессиональной педагогической деятельности школьников в педагогических классах. Исследования мотивации процесса обучения, выполненные О. С. Кошевым, касались также студентов негосударственных образовательных учреждений [16].

Значительное число научных работ представлено зарубежными исследователями. Авторами Kemal Yuce, Esin Yagmur §ahin, Omer Koçer, Fatih Kana [17] изучались карьерные мотивы 283 турецких будущих учителей, выбравших преподавание в качестве карьеры. В работе C. Maphosa, S. Bhebhe, J. Shumba [18] установлено, что причины, по которым люди выбирают разные профессии многогранны и зачастую противоречивы. Цель исследования была направлена на установление мотивирующих причин для учителей-стажеров. В научной статье Norzaini Azman [ 19] представлена обеспокоенность автора по поводу сокращения числа мужчин, выбирающих профессию учителя. Статья, выполненная под руководством Thomas Storme [20], направлена на повышение мотивации обучения за счет внедрения в учебный процесс онлайн-курсов.

Таким образом, результаты анализа показывают, что научные работы можно разделить на две группы: общетеоретические и экспериментальные, основанные на проведении различного рода анкетных опросов. При этом представленные заключения и выводы по результатам анкетирования основывались только на анализе частотного распределения ответов. Однако более достоверно сформировать выводы можно лишь с использованием статистических критериев.

База данных для проведения исследования представлена в табл. 1. Даны двумерные распределения по результатам социологического исследования «Преподаватели-гуманитарии российских вузов: социально-политические ценности, формы социальной активности, эффекты влияния на молодежь» (% от условий; n = 850)1.

Поскольку данные о законах распределения статистических показателей, представленных в табл. 1, неизвестны, воспользуемся непараметрическими критериями. Условия применимости непараметрических критериев [21] приведены в табл. 2.

Несвязанными (независимыми) называются выборки, в которых одни и те же признаки измерены на разных испытуемых, а связанными (зависимыми) - выборки, образованные парными (связанными) результатами (с одним испытуемым в разных условиях, например «до» и «после»)2.

В таблицах 3, 4 представлены результаты оценки показателей мотивации работы ППС в вузе, полученных путем вычисления критерия Манна - Уитни. Из таблицы 3 следует, что средний ранг для женщин по всей системе показателей мотивации работы в вузе больше, чем для мужчин. Следовательно, женщины более мотивированы для работы в вузе, чем мужчины. Так как полученные значения критерия Манна - Уитни являются статистически значимыми (табл. 4), вывод о том, что женщины более мотивированы для работы в вузе, чем мужчины, является достоверным. Следовательно, деятельность системы отбора ППС в вуз должна в первую очередь ориентироваться на повышение мотивации преподавателей мужчин.

1 Фрагмент базы социологического исследования, выполненного под руководством О. В. Шиняевой, д.с.н., профессора, заведующего кафедрой «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета.

2 Гайдышев И. П. Моделирование стохастических и детерминированных систем : руководство пользователя программы AtteStat. Курган, 2015. 484 c. URL: http://биостатистика.рф/files/AtteStat_Manual_15.pdf (дата обращения: 21.10.2023).

Таблица 2

Условия применимости непараметрических критериев

Выборки Две выборки Больше двух выборок

Независимые ^критерий Манна - Уитни, критерий серий ^критерий Крускала - Уоллиса, критерий Джонкира - Терпстры, медианный критерий

Зависимые ^критерий Вилкоксона, критерий знаков, критерий Макнимара x2-критерий Фридмана, критерий Кендала, критерий Кохрана

Таблица 3 Критерий Манна - Уитни. Ранги1

Мотивация работы в вузе Пол респондента N Средний ранг Сумма рангов

Стабильный заработок трудоустройство женский 663 495,72 328661,00

мужской 187 176,55 33014,00

всего 850

Социальный статус женский 663 439,05 291091,00

мужской 187 377,45 70584,00

всего 850

Интеллектуальное совершенствование женский 663 471,95 312902,00

мужской 187 260,82 48773,00

всего 850

Призвание педагогов женский 663 477,91 316854,50

мужской 187 239,68 44820,50

всего 850

Таблица 4 Статистика критерия2

Статистики Стабильный заработок, трудоустройство Социальный статус Интеллектуальное совершенствование Призвание педагог

Статистика и Манна - Уитни 15436,000 53006,000 31195,000 27242,500

Статистика W Уилкоксона 33014,000 70584,000 48773,000 44820,500

Z -20,062 -3,500 -12,483 -14,247

Асимптотическая значимость (двухсторонняя) 0,000 0,000 0,000 0,000

Статистика критерия Манна - Уитни по показателям уровня жизни представлена в табл. 5.

1 Рассчитано автором в системе SPSS.

2 Рассчитано автором в системе SPSS.

Таблица 5

Статистика критерия Манна - Уитни1

Статистики Денег не хватает даже на продукты питания Денег хватает на продукты питания Денег хватает на продукты питания и одежду Денег хватает на приобретение продуктов длительного пользования Денег хватает на то, чтобы ни в чем себе не отказывать

Статистика и Манна -Уитни 61353,000 53754,000 61200,000 60511,500 60103,500

Статистика W Уилкоксона 78931,000 71332,000 78778,000 78089,500 280219,500

Z -0,735 -3,615 -0,309 -0,699 -1,592

Асимптотическая значимость (двухсторонняя) 0,463 0,000 0,757 0,484 0,111

В таблице 5 представлены результаты, являющиеся дополнением показателя мотивации работы в вузе, полученные путем расчета показателей уровня жизни ППС по половому признаку. Из представленных данных видно, что статистически значимым является показатель уровня жизни «Денег хватает на продукты питания», поэтому выводы можно делать только по этому показателю, остальные являются статистически незначимыми. Показатель «Денег хватает на продукты питания» характеризует достаточно низкий уровень жизни преподавателей, что не способствует повышению мотивации их деятельности. При этом расчеты показывают, что средний ранг критерия Манна - Уитни для женщин, соответственно равный 438, превосходит средний ранг критерия для мужчин 381, что свидетельствует о том, что женщины-преподаватели более чувствительны к ситуации, связанной с уровнем жизни.

Для более детального исследования уровня жизни выполним оценку статистической связи его показателей в разрезе интервалов возрастной структуры исследуемой категории населения. Установлено, что непараметрический ^критерий Крускала - Уоллиса (табл. 2) является статистически значимым во всех возрастных интервалах. При этом наибольшие значения среднего ранга критерия «Денег хватает на приобретение продуктов длительного пользования» наблюдаются в интервале до 34 лет (средний ранг равен 752) и для интервала 50-64 года (средний ранг равен 758).

Показатели уровня жизни ППС, а следовательно и мотивация их деятельности, зависят и от их должностей, которые они занимают в образовательной среде. Исследования показывают, что полученные результаты являются статистически значимыми по всем представленным должностям. При этом значения среднего ранга критерия «Денег хватает на приобретение продуктов и одежду» являются максимальными во всем диапазоне должностей. Таким образом, изменение занимаемой должности от доцента до профессора не способствует существенному повышению уровня жизни ППС и не может служить мотивацией их движения по карьерной лестнице. Это обстоятельство может быть объяснено значительными материальными и трудовыми затратами, связанными в основном с технологией написания диссертации и защиты ученого звания и степени.

Аналогичный вывод получен и при определении статистической связи между уровнем жизни ППС и типом высшего учебного заведения. Здесь изменение типа вуза не способствует

1 Рассчитано автором в системе SPSS.

существенному повышению уровня жизни ППС. Это обстоятельство может быть объяснено несовершенством законодательной базы оплаты труда ППС в различных типах вузов.

В разрезе возрастной структуры ППС установлено, что показатели мотивации работы в вузе являются значимыми по всему спектру исследуемых возрастных интервалов. Особенностью следует считать, что показатель «социальный статус» по среднему рангу превосходит все другие показатели, что определяет направление повышения мотивации ППС именно за счет данного критерия.

Таким образом, исходя из приведенных исследований можно сделать следующие выводы:

- женщины-педагоги более мотивированы для работы в вузе;

- уровень мотивации ППС за счет среднедушевых доходов, главным элементом которых является заработная плата, достаточно низкий, хотя наблюдается некоторая положительная динамика по данному показателю в разрезах возрастных групп, типа вузов, должностей; однако отсутствует изменение показателя среднедушевых доходов в исследуемых разрезах;

- установлено, что показатель социального статуса является наиболее востребованным с точки зрения преподавателя вуза.

Список литературы

1. Морозова Г. К. Современные требования, предъявляемые к личности педагога // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 40. С. 41-44. EDN: SYCNDJ

2. Гуцу Е. Г., Няголова М. Д., Рунова Т. А. Исследование мотивации трудовой деятельности преподавателя вуза // Вестник Минского университета. 2018. Т. 6, № 3 (24). С. 13. doi: 10.26795/23071281-2018-6-3-13 EDN: YMJQLB

3. Ерина И. А., Мельник О. В. К вопросу о профессии педагога в современном обществе // МНКО. 2022. № 6 (97). С. 361-363. doi: 10.24412/1991-5497-2022-697-361-363 EDN: XEFAIB

4. Михалкина Е. В., Герасимова О. Я. Исследование трудовой мотивации преподавателей и молодых ученых федерального университета // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 3 С. 30-38. doi: 10.22394/2079-1690-2018-1-3-30-38 EDN: VJNPPG

5. Борисенко И. А., Жукова С. В., Сомова Ж. П. Современный преподаватель высшей школы и проблемы его профессионально-личностного развития // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4-2. С. 49-51. EDN: RALVVJ

6. Попова О. И. Преподаватель вуза: современный взгляд на профессию. Опыт социологического исследования // Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С. 112-119. EDN: PULWUB

7. Коршунова О. В., Береснева Л. Н. Мотивы выбора педагогической профессии и востребованные качества педагога: исследование представлений студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 154-177. doi: 10.32744/pse.2021.5.11 EDN: GWCRXW

8. Кошевой О. С., Мордвинкина С. А., Палагина А. Е. Социологический анализ мотивов выбора специальности «Государственное и муниципальное управление» студентами российских вузов // Вопросы современной науки и практики. Университет имени В. И. Вернадского. 2014. № 2 (51). С. 201-205. EDN: SFFANX

9. Сафонова О. М. Особенности профессиональной мотивации преподавателей экономических вузов // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 152-156. EDN: KVUBTX

10. Кошевой О. С. Мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг выпускников специальности «Экономическая безопасность» // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2016. № 1 (17). С. 69-77. EDN: VTYLQN

11. Кропотова М. Ю. Мотивация к профессиональной деятельности у будущих педагогов // Молодой ученый. 2021. № 46 (388). С. 276-278. EDN: IVFJKM

12. Веремчук А. С., Силантьева М. В. Педагогическая культура преподавателя высшей школы // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. С. 42. doi: 10.17513/spno.32088 EDN: JZJMWH

13. Пономарева И. К., Акифьев И. В. Развитие системы мотивации преподавателей российских вузов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 1. С. 44-49. EDN: YUVQYX

14. Кавешникова Л. А., Агафонова М. С. Мотивация преподавателей как основа качества высшего образования // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 2. С. 78-81. EDN: WLYIRR

15. Сергеева А. А. Пути повышения мотивации к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в педагогическом классе // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 8 (122). С. 38. doi: 10.23670/IRJ.2022.122.42 EDN: RKPOLZ

16. Кошевой О. С. Оценка социально-значимых факторов студентов высшего и среднего профессионального образования в образовательной среде негосударственного вуза // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19, № 4. С. 151-154. EDN: XUVKLJ

17. Yuce K., Yagmur §ahin E., Ko?er О., Kana F. Motivations for choosing teaching as a career: A perspective of pre-service teachers from a Turkish context // Asia Pacific Education Review. 2013. Vol. 14, № 3. doi: 10.1007 / S12564-013-9258-9

18. Maphosa C., Bhebhe S., Shumba J. 'What Motivated Them to Become Teachers?' An Examination of Trainee Teachers' Motives of Training as Teachers // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Vol. 5, № 7. P. 482-490. doi: 10.5901/mjss.2014.v5n7p482

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Norzaini A. Choosing teaching as a career: perspectives of male and female Malaysian student teachers in training // European Journal of Teacher Education. 2013. Vol. 36, № 1. P. 113-130. doi: 10.1080/02619768.2012.678483

20. The emerging pedagogy of MOOCs, the educational design of technology and practices of study / T. Storme [et al.] // Journal of Computers in Education. 2016. Vol. 3, № 3. P. 309-328. doi: 10.1007 / S40692-016-0070-5

21. Будрейка Н. Н. Непараметрические методы исследования в психологии // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 12, № 1. С. 40-48.

References

1. Morozova G.K. Modern Requirements for the Personality of a Teacher. Psikhologiya i pedagogi-ka: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya = Psychology and Pedagogy: Methods and Problems of Practical Application. 2014;(40):41-44. (In Russ.)

2. Gutsu E.G., Nyagolova M.D., Runova T.A. Studying Motivation of Work Activity of a University Teacher. Vestnik Minskogo universiteta = Bulletin of Minsk University. 2018;6(3): 13. (In Russ.). doi: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-13

3. Erina I.A., Melnik O.V. On the Teaching Profession in Modern Society. MNKO. 2022;(6):361-363. (In Russ.). doi: 10.24412/1991-5497-2022-697-361-363

4. Mikhalkina E.V., Gerasimova O.Ya. Studying Work Motivation of Teachers and Young Scientists in a Federal University. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski = State and Municipal Administration. Scientific Notes. 2018;(3):30-38. (In Russ.). doi: 10.22394/2079-1690-2018-1-3-30-38

5. Borisenko I.A., Zhukova S.V., Somova Zh.P. Modern Higher Education Teachers and Problems of Their Professional and Personal Development. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya = International Journal of Experimental Education. 2012;(4-2):49-51. (In Russ.)

6. Popova O.I. Higher Education Teacher: Modern View of the Profession. Experience of Sociological Research. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Teacher Training in Russia. 2012;(6): 112-119. (In Russ.)

7. Korshunova O.V., Beresneva L.N. Motives for Choosing a Teaching Profession and Sought-After Qualities of a Teacher: Study of University Students' Perceptions. Perspektivy nauki i obrazovaniya = Perspectives of Science and Education. 2021;(5): 154-177. (In Russ.). doi: 10.32744/pse.2021.5.11

8. Koshevoy O.S., Mordvinkina S.A., Palagina A.E. Sociological Analysis of Motives for Choosing the Specialty "State and Municipal Administration" by Russian University Students. Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Universitet imeni V.I. Vernadskogo = Questions of Modern Science and Practice. V.I. Ver-nadsky University. 2014;(2):201-205. (In Russ.)

9. Safonova O.M. Features of Professional Motivation of Economic Universities Teachers. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2009;(9):152-156. (In Russ.)

10. Koshevoy O.S. Monitoring Graduates Satisfaction with Quality of Educational Services in the Specialty "Economic Security". Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve = Models, Systems, Networks in Economy, Technology, Nature and Society. 2016;(1):69-77. (In Russ.)

11. Kropotova M.Yu. Motivation for Professional Activity among Future Teachers. Molodoy uchenyy = Young Scientist. 2021;(46):276-278. (In Russ.)

12. Veremchuk A.S., Silanteva M.V. Pedagogical Culture of a Higher Education Teacher. Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education. 2022;(5):42. (In Russ.). doi: 10.17513/spno.32088

13. Ponomareva I.K., Akifev I.V. Developing Motivation System for Teachers of Russian Universities. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski = State and Municipal Administration. Scientific Notes. 2018;(1):44-49. (In Russ.)

14. Kaveshnikova L.A., Agafonova M.S. Motivation of Teachers as the Basis for Quality of Higher Education. Nauchnoe obozrenie. Ekonomicheskie nauki = Scientific Review. Economic Sciences. 2016;(2):78-81. (In Russ.)

15. Sergeeva A.A. Ways to Increase Motivation for Future Professional Activities in the Process of Learning in Teacher Education. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal = International Scientific Research Journal. 2022;(8):38. (In Russ.). doi:10.23670/IRJ.2022.122.42

16. Koshevoy O.S. Assessment of Socially Significant Factors of Students in Higher and Secondary Vocational Education in Educational Environment of a Non-State University. Zdorove i obrazovanie v XXI veke = Health and Education in the 21st Century. 2017;19(4): 151-154. (In Russ.)

17. Yuce K., Yagmur §ahin E., Ko?er O., Kana F. Motivations for choosing teaching as a career: A perspective of pre-service teachers from a Turkish context. Asia Pacific Education Review. 2013;14(3). doi: 10.1007 / S12564-013-9258-9

18. Maphosa C., Bhebhe S., Shumba J. 'What Motivated Them to Become Teachers?' An Examination of Trainee Teachers' Motives of Training as Teachers. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014;5(7):482-490. doi: 10.5901/mjss.2014.v5n7p482

19. Norzaini A. Choosing teaching as a career: perspectives of male and female Malaysian student teachers in training. European Journal of Teacher Education. 2013;36(1):113-130. doi: 10.1080/02619768.2012.678483

20. Storme T. et al. The emerging pedagogy of MOOCs, the educational design of technology and practices of study. Journal of Computers in Education. 2016;3(3):309-328. doi: 10.1007 / S40692-016-0070-5

21. Budreyka N.N. Nonparametric Research Methods in Psychology. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education. 2007;12(1):40-48. (In Russ.)

Информация об авторе / Information about the author

О. С. Кошевой - доктор технических наук, профессор, профессор кафедры экономики и финансов, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40.

O.S. Koshevoy - Doctor of Technical Sciences, Professor, Professor of the Department of Economics and Finance, Penza State University, 40 Krasnaya street, Penza, 440026.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interests

Поступила в редакцию / Received 22.10.2023

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 17.11.2023 Принята к публикации / Accepted 30.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.