НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ Прокопова Л.И. Email: [email protected]
Прокопова Людмила Игнатьевна - старший преподаватель, кафедра инновационной экономики и финансов, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
Аннотация: статья посвящена исследованию современных векторов развития системы управления муниципальной территорией на основе цифровой трансформации. В качестве направлений цифровой трансформации выделяются: оптимизация деятельности муниципальных управленческих структур и повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования. В статье дается характеристика инструментов цифровизации системы управления муниципальным образованием. Сформулированы авторские трактовки категорий в сфере цифровой трансформации.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, направления цифровой трансформации, муниципальное образование.
DIRECTIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF AN EFFECTIVE MUNICIPAL EDUCATION MANAGEMENT SYSTEM
Prokopova L.I.
Prokopova Lyudmila Ignatyevrn - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF INNOVATION ECONOMICS AND FINANCE, BELGOROD STATE NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY, BELGOROD
Abstract: the article is devoted to the study of modern vectors of development of the municipal territory management system based on digital transformation. The following areas of digital transformation are highlighted: optimizing the activities of municipal management structures and improving the level and quality of life of the population of the municipality. The article describes the tools of digitalization of the municipal education management system. Author's interpretations of categories in the sphere of digital transformation are formulated.
Keywords: digitalization, digital transformation, directions of digital transformation, municipal formation.
УДК 338.48
В настоящее время наблюдаются глобальные тенденции перехода на новый уклад жизни общества, основанный на цифровизации экономики, системы государственного управления, социальной сферы, жизнедеятельности населения территорий.
Посталюк М.П. и Посталюк Т.М. в своих исследованиях обращают внимание, что «цифровизация любой экономической системы не являлась доминирующей формой является объективной потребностью и необходимостью связанного взаимодействия локальных систем региональной российской экономики» [2, С. 175].
Вопросы цифровизации, в общем смысле понимаемые как глобальное переустройство всех сфер общественной жизни на основе цифровых информационных технологий, очень широко обсуждаются учеными на научных мероприятиях, в научных трудах обосновываются различные точки зрения и формулируются различные подходы к пониманию и трактовке категорий процесса цифровизации экономики страны.
Цифровая трансформация - превращение (перемена, преобразование) - это преобразование формы протекания процессов в различных сферах жизни посредством цифровых инструментов (инструментов цифровизации).
Выделим два основных направления формирования эффективной системы управления МО, по которым должна осуществляться цифровая трансформация процессов (рис. 1).
Рис. 1. Направления цифровой трансформации эффективной системы управления муниципальным образованием
Составлено автором.
Рисунок 1 показывает, что инструменты цифровизации системы управления муниципальным образованием целесообразно сгруппировать по двум направлениям:
- первое направление: инструменты, направленные на решение задач по цифровой трансформации управленческой среды муниципального образования, с целью максимального сокращения бюрократических процедур и бумажного формата представления информации посредством преобразования в электронный формат взаимодействия заинтересованных сторон, а также оптимизации бюджетных и временных затрат на выполнение функций;
- второе направление: инструменты цифровизации, предназначенные для цифровой трансформации организационно-управленческих процессов, направленных на решение задач по повышению уровня и качества жизни населения муниципального образования, способствующие созданию ценностей муниципального образования, взаимодействию государства с гражданами и иными заинтересованными группами.
Далее необходимо более подробно рассмотреть первое направление цифровизации, способствующее преобразованию формы протекания процессов в системе муниципального управления из устаревающей традиционной формы в актуальную цифровую форму.
Так, за основу цифровой трансформации государственных управленческих систем принято считать (во всем мире) «электронное правительство», под которым понимают использование инструментов цифровизации и введение инноваций в управленческие процессы для взаимодействия государственных структур с населением и бизнес-средой.
В настоящее время концепция электронного правительства, как в мире, так и в России в частности, находится в стадии формирования. России предстоит проанализировать «лучшие мировые достижения в построении открытых электронных правительств и гармонизации работы различных ведомств при предоставлении государственных услуг и вовлечении граждан в решение проблем региона» [1, С. 44].
Как следствие цифровой трансформации - появление новых форм взаимодействия с органами государственной власти, новых механизмов предоставления услуг гражданам и иным заинтересованным сторонам, включая механизмы самообслуживания, ослабление влияния географического местоположения, повышение уровня вовлеченности населения-как источника власти- в процессы руководства и управления страной.
Второе направление цифровой трансформации отличается от первого тем, что используемые инструменты цифровой трансформации по сути являются «частными решениями» во исполнение федеральных проектов, и выполняют более узкие задачи, но с учетом специфики и условий конкретной территории (региона, муниципалитетов), имеют более направленное, узкое действие, ориентированное на улучшение условий жизнедеятельности и жизнеобеспечения территорий муниципальных образований.
Таким образом, формирование эффективной системы управления муниципальным образованием на основе цифровой трансформации базируется на целом комплексе технических, технологических и программно-методологических средств и решений.
Причем важным условием является то, что данные средства и решения должны реализовываться планомерно, в логической последовательности, которая должна формулироваться с учетом анализа исходного состояния муниципального образования, иными словами, исходя из готовности территории и населения к тем или иным изменениям.
Список литературы /References
1. Лыщикова Ю.В. Цифровизация как механизм преодоления деструкций в практике регионального управления / Ю.В. Лыщикова, О.В. Германова // Теория и практика общественного развития, 2020. № 1 (143). С. 41-46.
2. Посталюк М.П. Цифровизация локальных систем региональной российской экономики: потребности, возможности и риски / М.П. Посталюк, Т.М. Посталюк // Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов, 2018. № 2 (66). С. 174-177.
3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р.