Научная статья на тему 'Направления трансформации туристической сферы в современной экономике'

Направления трансформации туристической сферы в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туристические услуги / туристический продукт / специальные виды туризма / внутренний и международный туризм / макроэкономические индикаторы. / tourism services / tourism product / special types of tourism / domestic and interna- tional tourism / macroeconomic indicators.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю. Т. Ибатуллова, Л. В. Марфина

В статье представлен анализ тенденций развития сферы туристических услуг, выделены ключевые факторы трансформации индустрии путешествий, туризма и гостеприимства в один из наиболее динамично развивающихся видов экономической деятельности в мире. Определен механизм воздействия туристической сферы на динамике основных макроэкономических индикаторов. Показано, что в сфере туристических услуг усиливается роль потребителей в повышении уровня дифференцированности конечной продукции, что определяет необходимость совершенствования инструментов управления маркетингом и формирования территориального бренда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF TRANSFORMATION OF THE TOURIST SPHERE IN MODERN ECONOMY

The article presents an analysis of the trends in the development of tourism services, highlights the key factors in the transformation of the travel, tourism and hospitality industry into one of the most dynamically developing economic activities in the world. The mechanism of the impact of the tourism sector on the dynamics of the main macroeconomic indicators has been determined. It is shown that in the field of tourism services the role of consumers in the rise of the level of differentiation of final products is increasing, which determines the need to improve marketing management tools and the formation of a territorial brand.

Текст научной работы на тему «Направления трансформации туристической сферы в современной экономике»

НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Ю.Т. Ибатуллова1, канд. экон. наук, доцент Л.В. Марфина , канд. экон. наук, доцент

1Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма 2Казанский государственный архитектурно-строительный университет (Россия, г. Казань)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10473

Аннотация. В статье представлен анализ тенденций развития сферы туристических услуг, выделены ключевые факторы трансформации индустрии путешествий, туризма и гостеприимства в один из наиболее динамично развивающихся видов экономической деятельности в мире. Определен механизм воздействия туристической сферы на динамике основных макроэкономических индикаторов. Показано, что в сфере туристических услуг усиливается роль потребителей в повышении уровня дифференцированности конечной продукции, что определяет необходимость совершенствования инструментов управления маркетингом и формирования территориального бренда.

Ключевые слова: туристические услуги, туристический продукт, специальные виды туризма, внутренний и международный туризм, макроэкономические индикаторы.

Дальнейшее углубление общественного разделения труда, положительная динамика основных макроэкономических индикаторов и качественное изменение состава потребностей предопределили активное развитие туризма в начале XXI века. Особую роль в активизации сферы туризма сыграли информационные технологии, которые обеспечивают активное взаимодействие потребителей туристических услуг, туропреаторов, турагентов, отельеров, транспортных перевозчиков и иных участников данного сегмента рынка. Впечатления становятся объектом рыночных транзакций, что кардинально изменяет механизмы ценообразования, порядок регулирования, способы вовлечения потребителей в процесс оказания услуг и др. При этом появляются качественно новые виды туристических услуг - экологический туризм, индустриальный туризм, религиозный туризм и др. [1]. Органы государственной власти признают значимость сферы туристических услуг для развития экономики в целом, что находит отражение в принятии ряда программных документов [4]. Все это предусматривает необходимость переосмысления роли туризма в развитии мирового хозяйства, что определило выбор темы данного исследования.

Несмотря на определенные факторы, оказывающих негативное воздействие на темпы роста мирового туризма и представленных мировыми финансово-экономическими кризисами, терроризмом, длительными политическими конфликтами в некоторых регионах мира, войнами, стихийными бедствиями, - желание путешествовать остается неизменным, что определяет низкую эластичность спроса на туристический продукт. Население некоторых стран мира расценивает отпуск как почти обязательную часть потребительских расходов, и многие индивиды желают посвятить отпуск путешествиям, воздерживаясь от других форм потребления. В условиях кризиса и падения доходов они не отказываются от путешествий, предпочитают перераспределить потребительские расходы и изменить структуру туристического продукта, что определяет вектор развития индустрию путешествий, туризма и гостеприимства.

Несмотря на то, что внутренний туризм сегодня преобладает в различных регионах мира, международный туризм продолжает развиваться. И внутренний, и международный туризм находятся под влиянием таких факторов, как международная торговля, международное разделение труда и

сложившаяся система взаимосвязей между отдельными странами и межрегиональных взаимодействий. Гостиничные предприятия, работающие в международной среде, должны ясно оценивать глобальную перспективу развития всех аспектов деятельности: финансирование, маркетинг и управление, поведения и системы ценностей. С другой стороны, местные гостиницы, конкурирующие с иностранными отелями, которые проникли на локальный рынок, должны понимать содержание и источники конкурентных преимуществ межнациональных компаний, обладающих рыночной властью.

Конкурентные преимущества межнациональных туристских и гостиничных компаний заключаются в их способности внедрять глобальный маркетинг и глобальные сети сбыта, а также в качестве туристических услуг. Лидерами на современном рынке гостеприимства являются межнациональные туристские и гостиничные компании, которые смогли внедрить и закрепить свой бренд и создать последовательную систему контроля за качеством предоставляемых услуг. Индустрия туризма представляет собой комплекс разнообразных продуктов и услуг, реализуемых через сложную цепь дистрибьюции. Помимо услуг сектора проживания, туризм включает услуги транспорта), предприятия общественного питания, экскурсии, развлечения, финансовые услуги и многое другое. Сфера туризма трансформировалась под влиянием «революции услуг», которая оказала значительное влияние на воспроизводственные пропорции национальной и региональной экономики, а также на динамику показателей глобальной экономики. Сфера услуг превратилась в доминирующий по удельному весу занятых сектор экономики развитых государств. Потребитель стал непосредственным участником процесса производства и оказания услуг, что предопределило процессы индивидуализации конечной продукции и ориентации производителей услуг на будущего потребителя.

Индустрия туризма в настоящее время является наиболее динамично развивающейся отраслью хозяйствования. Прави-

тельства многих странах играют первостепенную роль в развитии внутреннего и международного туризма и видят в нем способ создания новых рабочих мест, получения дополнительных поступлений в бюджет, источника притока иностранных инвестиций и формирования благоприятного имиджа страны на международной арене. Влияние туризма на общество находит отражение не только в положительной динамике экономических показателей, но и в создании социальных ценностей, среди которых - укреплению взаимопонимания между гражданами различных государств (резидентами различных регионов - в случае внутреннего туризма), что является гарантией мира, а также обеспечивает повышение уровня толерантности в обществе.

Сфера туризма является одним из ведущих секторов мировой экономики с общим объемом продаж $3,4 трлн., что составляет 10,1% от всемирного валового национального продукта (ВНП). Туризм является также самой быстро развивающейся отраслью в мире. Начиная с 1990-х гг., международные расходы на туризм росли в среднем на 8% ежегодно. Индустрия туризма составляет 7% мирового экспорта и приблизительно 26% международной торговли услугами [2].

Внутренний туризм значительно превышает международный туризм в развитых странах с большим населением, которое имеет доступ к разнообразным местам отдыха и развлечений в пределах страны. Например, в США внутренний туризм составляет более 80% от общего числа путешествий, главным образом это путешествия на частном автомобиле. По этой причине сектор услуг проживания США главным образом сфокусирован на внутреннем рынке. Приблизительно 80% мирового туристического потока находится в пределах Европы и Северной Америки. Европу посещает 60% международных туристов, а Северную Америку - 12%. Однако при этом увеличиваются темпы роста туристического потока в азиатские страны [3].

Многие страны имеют абсолютные преимущества, такие как климат или гео-

графическое расположение, что привлекает туристов. Однако спрос на туристические продукты может определяться не только абсолютными, но и относительными преимуществами принимающей стороны, в качестве которых выступают: качество жизни и демографические изменения. Другие факторы, определяющие международные туристические потоки - это транспорт, безопасность места отдыха и мода.

Основными экономическими переменными, влияющими на развитие международного туризма в настоящее время, являются: уровень экономического развития в странах, отправляющих и принимающих туристов; стоимость туристического продукта; валютный курс; изменения в реальных доходах потребителей; сравнительная цена внешнего и внутреннего туристического продукта. Экономический рост в стране ведет к увеличению реальных доходов потребителей и изменению в социальных предпочтениях людей. Рост совокупных расходов как следствие экономического роста, увеличивает спрос на деловой туризм, и наоборот, уровень делового туризма падает при нестабильной экономике и высоком уровне безработицы. Между обменным курсом валюты и количе-

ет место обратная связь. Международный туризм является частью экспорта: укрепление национальной валюты приводит к падению спроса на выездной туризм и наоборот.

Поставщики туристических услуг (гостиницы, транспортные фирмы, предприятия общественного питания, страховые компании и др.) при постоянном контроле и улучшении качества, цены, использовании маркетинговых акций и эффективной системе управления маркетингом, увеличивают объем предоставляемых услуг. В свою очередь выражают производный спрос на государственные и частные инвестиции в транспорт, инфраструктуру, гостиницы, рестораны и иные объекты инфраструктуры. Тем самым, развитие туризма может инициировать инвестиционную активность в национальной экономике и способствовать положительной динамике основных экономических и социальных индикаторов. При этом мультипликационный эффект инвестиционных расходов определяет прирост совокупного дохода, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на состояние смежных и вспомогательных сфер деятельности, вовлеченных в производство туристического продукта.

ством иностранных туристов в стране име-

Библиографический список

1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

2. Официальный сайт Всемирного совета туризма и путешествий. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wttc.org Rochelle Turner Travel & Tourism Economic impact 2013 (дата обращения: 01.01.2019)

3. Официальный сайт Всемирной туристской организации. [Электронный ресурс]. URL: unwto.org/ru/ (дата обращения: 01.01.2019)

4. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [Электронный ресурс]. URL: https://www.russiatourism.ru/ contents/ deyatelnost/ programmy-i-proekty/federalnaya-tselevaya-programma-razvitie-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-2011-2018-gody-/ (дата обращения: 01.01.2019)

DIRECTIONS OF TRANSFORMATION OF THE TOURIST SPHERE IN MODERN

ECONOMY

Yu.T. Ibatullova1, candidate economic sciences, associate professor L.V. Marfina , candidate economic sciences, associate professor Volga state academy of physical culture, sports and tourism 2Kazan state university of architecture and civil engineering (Russia, Kazan)

Abstract. The article presents an analysis of the trends in the development of tourism services, highlights the key factors in the transformation of the travel, tourism and hospitality industry into one of the most dynamically developing economic activities in the world. The mechanism of the impact of the tourism sector on the dynamics of the main macroeconomic indicators has been determined. It is shown that in the field of tourism services the role of consumers in the rise of the level of differentiation offinal products is increasing, which determines the need to improve marketing management tools and the formation of a territorial brand.

Keywords: tourism services, tourism product, special types of tourism, domestic and international tourism, macroeconomic indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.