Научная статья на тему 'Направления технологической модернизации ведущих отраслей российской промышленности'

Направления технологической модернизации ведущих отраслей российской промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
854
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусов Д. Р., Сальников В. А., Апокин А. Ю., Фролов И. Э.

В статье исследуется формирование стимулов к технологической модернизации ведущих отраслей российской экономики. Эти стимулы описываются как реакция на возникающие ограничения их развития, связанные с проникновением на рынки (барьер конкурентоспособности) или с недостатком ресурсов. Дается характеристика возможных конкретных вариантов технологического ответа на возникающие ограничения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления технологической модернизации ведущих отраслей российской промышленности»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Д.Р. Белоусов, В.А. Сальников, А.Ю. Апокин, И.Э. Фролов

НАПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В статье исследуется формирование стимулов к технологической модернизации ведущих отраслей российской экономики. Эти стимулы описываются как реакция на возникающие ограничения их развития, связанные с проникновением на рынки (барьер конкурентоспособности) или с недостатком ресурсов. Дается характеристика возможных конкретных вариантов технологического ответа на возникающие ограничения.

Вызовы долгосрочного периода

Как показывает анализ, в перспективе российская экономика окажется перед необходимостью адаптироваться, по крайней мере, к трем главным вызовам - макроэкономическому, сырьевому, социально-демографическому. Они, вероятно, станут определять основное содержание действий всех основных субъектов экономики, прежде всего государства и бизнеса.

Макроэкономический вызов. В настоящее время происходит исчерпание возможностей быстрого развития в рамках сложившейся структуры экономики.

Укрупненно модель экономического роста выглядит следующим образом:

- в основе экономического роста - интенсивное расширение внутреннего спроса, вызванное в свою очередь повышением мировых цен на энергосырьевые товары (рост потребительского спроса также стимулируется ростом потребительского кредитования);

- основной эффект расширения внутреннего спроса «улавливается» импортом, динамика которого существенно опережает рост внутреннего рынка;

- расширение внутреннего спроса тем не менее оказывается достаточным для того, чтобы обеспечить интенсивный рост производства в ряде секторов экономики1.

Проблема состоит в том, что все нынешние предпосылки экономического роста перестанут действовать уже в ближайшие годы. Ускоренный рост конкурирующего импорта все в большей степени становится фактором, ограничивающим внутреннее производство.

Еще более важным этот фактор станет в ситуации, когда стремительный рост мировых цен - а вместе с ним и расширение совокупных доходов экономики -приостановится2. Помимо снижения динамики экономического роста до 3-4% в год (что существенно ниже 5-5,5%, минимально необходимых для нормального воспроизводства российской экономики, снижения бедности и решения задач в сфере национальной безопасности), инерционное продолжение сложившихся тенденций

1 При этом основной рост сосредоточен в секторе услуг (прежде всего в торговле), но в последние годы также быстро растет обрабатывающая промышленность.

2 Это может стать особенно актуальным в случае «сдутия» сформировавшегося сейчас, по ряду оценок, «пузыря» переоцененных товарных активов (в первую очередь энергоносителей, металлов, зерна) на мировых рынках, что связано с мировым финансовым кризисом (явление «бегства в товарные инструменты») и с обесценением доллара относительно других валют. По состоянию на начало 2008 г., «справедливая» цена нефти оценивалась примерно в 80 долл./барр. Таким образом, уже в 2009-2011 гг. ожидается риск падения цен на нефть примерно на 20 долл./барр. — правда, с последующим возобновлением их роста (на 4-5% в год) из-за действия фундаментальных факторов (роста потребления в АТР, удорожания добычи и др.).

уже в среднесрочной перспективе (не позднее 2011-2012 гг.) приведет к кризису платежного баланса - отрицательному сальдо баланса по текущим операциям и абсолютному сокращению золотовалютных резервов. Итогом может стать девальвация рубля, создающая существенные риски в финансовой сфере (в конечном счете - риск возникновения инфляционно-девальвационной спирали, хорошо известной по опыту стран Латинской Америки).

В долгосрочной перспективе возможности для развития российских компаний еще сильнее уменьшатся. Основной причиной этого станет начало периода нового технологического рывка в развитых странах, совмещенного с переносом современных высоких технологий в страны, осуществляющие индустриализацию. Этот процесс будет развиваться следующим образом.

Вначале в странах - технологических лидерах произойдет переход к новым технологическим стандартам и стандартам качества, сопряженный с ликвидацией либо с радикальной трансформацией ряда продуктовых рынков технически сложной продукции5.

По мере реализации этих стандартов предыдущее поколение технологий переходит к менее развитым странам. Производственные технологии в последние 15-20 лет, которые не были освоены в России, будут внедряться в развивающихся странах -Китае, других странах АТР, Латинской Америки. Производители этих стран, опираясь на дешевые природные ресурсы и труд, низкую социальную и пенсионную нагрузку на бизнес, будут существенно опережать российских по уровню конкурентоспособности.

Сырьевой вызов. Без реализации ряда капиталоемких и сложных в технологическом и организационном отношении проектов в области добычи и транспортировки нефти уровень ее добычи стабилизируется около отметки 500 млн. т в год к 2015 г. С газом ситуация несколько лучше - уровень его добычи будет повышаться практически в любом случае. Однако в силу роста спроса на газ (в том числе по экспортным поставкам) можно ожидать возникновения его дефицита на внутреннем рынке. Частично этот дефицит будет покрыт ростом утилизации попутного газа с нефтяных месторождений, однако совсем избежать его не удастся.

Кроме того, ожидается рост капиталоемкости добычи полезных ископаемых (нефти и газа), который вызовет снижение рентабельности и инвестиционной привлекательности проектов. Так, переход к новым районам добычи энергоносителей (нефти в Восточной Сибири, газа на арктическом шельфе и др.) означает существенный рост ее капиталоемкости. Стоимость добычи нефти к 2030 г. возрастет в 1,5 раза, удельные капитальные вложения - в 1,3, газа - в 1,5 и 1,7 раза соответственно. Нельзя не учитывать и возможное начало разработки месторождений вязких нефтей и нефтяных песков, которые будут иметь еще большую капиталоемкость.

Социально-демографический вызов. Происходит деградация человеческого капитала как в количественном (из-за демографических проблем), так и в качественном отношении. Последнее связано с возникновением «застойной бедности», выводящей крупные социальные группы из сферы воспроизводства качественного человеческого капитала.

Рост реальных доходов населения в последние годы значительно меньше конвертируется в повышение благосостояния населения. Возникает феномен «замкнутости» социального эффекта роста, что проявляется в усилении социальной дифференциации, возникновении «застойной бедности», деградации человеческого капитала.

В условиях стремительного в последние годы повышения реальных доходов населения растет дифференциация населения по доходам: в 2007 г. коэффициент фондов по доходам достиг максимального уровня за последние годы - 16,8 раза

3 Производственного оборудования, медицинской техники — в результате рывка в развитии нано- и инфокомму-никационных технологий, интегрированных с традиционными производственными технологиями.

(2006 г. - 16,0 раза). Это означает, что на уровне жизни крупных социальных групп позитивный эффект экономического роста пока не сказывается. В итоге на фоне улучшения средних показателей реальных доходов сохраняется массовая бедность, принимающая застойные формы. Это в свою очередь ведет к ухудшению качества человеческого капитала и существенным гуманитарным проблемам.

Несмотря на действия, направленные на повышение рождаемости и снижение смертности, в ближайшие 15 лет можно ожидать дальнейшего развития негативных демографических тенденций, включая сокращение численности трудоспособного населения и рост напряженности пенсионной системы.

В оптимистическом варианте численность населения будет медленно сокращаться вплоть до 2012 г., когда она составит 141 млн. чел. С 2013 г. численность населения постепенно будет расти и к 2020 г. составит 143,5 млн. чел. К концу прогнозного периода по численности населения Россия сможет достичь лишь уровня 2005 г.

В пессимистическом варианте численность населения будет постоянно сокращаться и к 2012 г. составит 138 млн. чел, а к 2020 г. - 131 млн. чел. Такое существенное сокращение численности населения может стать серьезным испытанием для российской экономики, поскольку к 2020 г. страна столкнется с проблемой нехватки трудовых ресурсов.

Одновременно обострится проблема низкой территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы. По мере модернизации крупных производств (особенно в удаленных регионах) начнется массовое высвобождение работников. В случае сохранения низкой мобильности возникнут дополнительные риски ухудшения социальной обстановки в отдельных регионах.

Векторы адаптации отраслей к вызовам перспективного периода

Прогнозный анализ технологического развития российской экономики (в частности отраслей промышленности) может проводиться двумя способами: либо в рамках макроуровневого подхода, базирующегося на прогнозировании технологического ответа на вызовы, связанные с изменением условий конкуренции на важнейших рынках товаров и услуг, движением цен и изменением доступности природных ресурсов и другими факторами, либо в рамках микроуровневого подхода, исходящего из конкретных интересов субъектов деловой активности в области раз-

«4

вития технологий .

Способом «стыковки» этих подходов является переход к отраслевому уровню анализа возможных направлений технологического развития в долгосрочной перспективе. Такой прогноз, с одной стороны, опирается на макроэкономический прогноз динамики рынков и важнейших ограничений, которые будут определять потребности в технологическом «ответе», с другой - на планы крупнейших компаний, работающих в соответствующих отраслях.

Можно ожидать, что основными векторами, по которым будет происходить технологическая модернизация российских компаний в перспективе станут следующие (таблица).

Первое: повышение конкурентоспособности продукции. В современной ситуации акцент на ценовую конкурентоспособность не сможет дать долгосрочного эффекта. По ценам на ряд сырьевых товаров (конструкционные материалы, моторное топливо) Россия уже вышла на мировой уровень или вплотную к нему приблизилась.

4 В настоящее время подобный подход активно разрабатывается Межведомственным аналитическим центром (МАП).

Таблица

Основные направления технологической адаптации отраслей российской экономики к ограничениям перспективного периода*

Производство Адаптация к физико-географическим, геологическим и экологическим условиям Повышение качества и тех-нико-техноло-гического уровня продукции Реализация научно- технологических заделов Снижение удельных материальных затрат Повышение энерго-эффективности Повышение производитель-ности труда

Рыболовство и рыбоводство

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — — — — г

Добыча полезных ископаемых, кроме топливноэнергетических ■ — — I ЕЕ I я

и и — —

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табак п — — я гг я пп

и — — — 1 1 1

Текстильное и швейное производство, производство кожи, обуви — — я гг г я п

1 и □

Обработка древесины и производство изделий из дерева — — — — — г г — п —

и □ 1

Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

-р -р -р

Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов Я — ■ Я —

Химическое производство _ —

Производство резиновых и пластмассовых изделий

Производство стройматериалов

1

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

я

Производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

п п п г п г п я п п

□ □ □ с г: □ □ !

Производство транспортных средств и оборудования

_ _

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды — — г

* Интенсивность окраски и число закрашенных квадратов соответствует жесткости преодолеваемых ограничений как стимула инновационной активности — от 0 (ограничение несущественно, стимула к технологическим инновациям нет) до 4 (ограничения имеют принципиальный характер, стимулы для технологических изменений максимальны).

По ряду других (газ) эти цены выйдут на европейский уровень уже в среднесрочной перспективе. Что касается утверждения о низкой оплате труда в экономике России как ее конкурентном преимуществе, оно представляется неверным по двум причинам: низкая оплата труда не стимулирует ни роста внутреннего спроса,

ни воспроизводства человеческого капитала, необходимых для обеспечения качества производимых товаров и услуг и в конечном счете - устойчивого роста. Кроме того, низкая заработная плата стимулирует избыточную занятость и не способствует оптимизации бизнес-процессов. Следовательно, уже в среднесрочной перспективе конкурентные преимущества в издержках производства будут утеряны. Более важно развитие неценовой конкурентоспособности, определяемой качеством и технологическим уровнем продукции, а также набором предоставляемых сопутствующих услуг (адаптации продукции к индивидуальным требованиям покупателя, послепродажной поддержке и модернизации сложных технических систем и др.).

Второе: повышение эффективности экономики. С одной стороны, речь идет об энергоэффективности (адаптации к условиям дефицита предложения энергоресурсов). Предварительные сценарные расчеты показали, что к 2020 г. электроемкость ВВП должна быть снижена почти на четверть (по отношению к уровню 2005 г.), в среднем на 1,65-1,8% в год. С другой - об адаптации к дефициту предложения (квалифицированной) рабочей силы. Демографические и социальные тенденции говорят о снижении как численности, так и качества рабочей силы. Следовательно, реакцией должен стать рост производительности труда. В целом по экономике производительность труда должна увеличиться в 1,3 раза в 2008-2010 гг. и в 1,9 раза в 20112020 гг.

Третье: адаптация к физико-географическим условиям (в первую очередь добывающих отраслей, транспорта, сельского хозяйства).

Четвертое: обеспечение условий реализации имеющихся научно-технологических заделов (в первую очередь энергетики, транспортного машиностроения, связи, ОПК).

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых. Главная задача развития отрасли - обеспечение наращивания добычи углеводородов при переходе к новым месторождениям, для которых характерны сложные природно-геологические условия.

Основная проблема заключается в том, что при освоенных технологиях (даже при цене нефти 90 долл./барр.) рентабельными являются только 30% вновь разведанных месторождений со сложными природно-геологическими условиями.

Можно ожидать, что удельные затраты на добычу угля будут медленно возрастать до 2020 г., хотя он и останется самым дешевым топливом на месте добычи. После активного вовлечения в добычу дорогих углей восточных месторождений соответствующие затраты достигнут 18-20 долл./т н.э. к 2020 г. На угольных месторождениях необходимо внедрение технологий обогащения так называемых «тощих» углей.

Важнейшими направлениями технологического развития отрасли в долгосрочной перспективе могут стать следующие:

- обеспечение устойчивой нефте- и газодобычи в сложных природно-геологических условиях; создание технологических условий для экономически оправданной и экологически безопасной добычи нефти на сложных месторождениях (вязкие нефти, сернистые нефти, сильно обводненные месторождения). Другая важнейшая задача - повышение уровня отдачи месторождений, создание условий для разработки малодебитных скважин и возобновления добычи нефти с ранее выведенных из эксплуатации месторождений;

- обеспечение условий выхода российского газа на мировой рынок сжиженного газа. Речь идет о развитии технологий производства сжиженного природного газа в местах добычи, обеспечение условий для его транспортировки из приполярных месторождений и месторождений арктического шельфа;

- расширение продуктовой линейки производимой продукции. Имеется в виду развитие технологий утилизации попутного газа при нефтедобыче, попутной добычи гелия

на газовых месторождениях, а также дегазации шахт (извлечение метана из угольного пласта) перед началом разработки;

- повышение энергоэффективности добычи нефти, особенно методов остаточного извлечения при использовании активного воздействия на пласт.

Производство пищевых продуктов. Основная задача отрасли - обеспечение конкурентоспособности на внутреннем рынке в условиях экспансии конкурирующего импорта, стимулируемого расширением потребительского спроса.

Важнейшими направлениями технологического развития отрасли могут стать следующие:

- повышение на внутреннем рынке ценовой конкурентоспособности на основе уменьшения удельных затрат на производство сельскохозяйственной продукции и снижения избыточной занятости на предприятиях агропромышленного комплекса, обеспечивающего рост производительности труда и финансовое оздоровление предприятий;

- адаптация к ресурсным ограничениям, в первую очередь в мясопереработке -за счет использования импортного сырья;

- повышение качества производимой продукции для внутреннего рынка, в перспективе - до действующей совокупности международных стандартов качества сельскохозяйственной продукции (Codex Alimentarius) на всех стадиях производства вплоть до упаковки готовой продукции (мясной, молочной и овощной);

- обеспечение роста экспорта продукции на рынки стран СНГ и Европы, в первую очередь продукции высокой степени переработки (консервы, быстрозамороженные продукты и др.); выход на принципиально новые рынки - производство компонентов биотоплива с ориентацией на экспорт в страны ЕС.

Текстильное и швейное производство. В перспективе этой отрасли предстоит определить пути адаптации к усилению конкуренции на внутренних и внешних рынках. Конкуренция на внутренних рынках будет усиливаться вследствие ожидаемого улучшения правоприменения в арбитражной сфере, а также в связи с расширением присутствия на российском рынке международных торговых сетей, ориентированных на международные стандарты качества продукции.

Вступление страны в ВТО открывает для компаний отрасли возможности, связанные с «нишевым» расширением экспорта продукции легкой промышленности. Так, уже сейчас российские производители смогли закрепиться в ряде ниш европейского рынка одежды, в частности, на отдельных рынках текстильных изделий и одежды из джинсовой ткани.

Основные перспективные направления технологического развития отрасли:

- повышение ценовой конкурентоспособности путем экономии всех видов затрат сырья и материалов, а также повышение производительности труда;

- повышение неценовой конкурентоспособности на рынках одежды (включая производство одежды из новых материалов, расширение применения информационных технологий в раскрое одежды);

- расширение «нишевого экспорта» продукции легкой промышленности; переход к производству и экспорту продукции из новых материалов для армейских (или аналогичных) нужд - тканей с применением нановолокон для средств индивидуальной защиты, специальных тканей для применения в медицинских целях и др.

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви. Как и производство одежды, развитие отрасли будет определяться усилением конкуренции, связанной с поиском российскими производителями нишевых позиций на отдельных внутренних и внешних рынках. В последнем случае речь в значительной степени идет о встраивании в производственные цепочки крупных западных компаний.

Дополнительным фактором, осложняющим положение отрасли, в перспективе может стать обострение проблемы ее ресурсного обеспечения, обусловленное ее привязкой к импорту как по сырью (кожа, красители и др.), так и по технологиям, включая ввоз лекал, выкроек, отдельных деталей обуви.

Важнейшие перспективные направления технологического развития отрасли:

- дальнейшая технологическая интеграция с западными компаниями, позволяющая расширить участие российских производителей в международной кооперации и соответственно увеличить экспорт российской продукции;

- повышение ценовой конкурентоспособности компаний, особенно связанной с экономией затрат отдельных видов природного сырья, в отношении которых можно ожидать ускоренного роста цен (включая натуральную кожу); увеличение производительности труда, снижение избыточной занятости;

- начало производства обуви на современной технологической базе (в отдельных нишах, включая использование для армейских или других нужд).

Обработка древесины и производство изделий из дерева. Основное направление развития отрасли - расширение экспорта продуктов переработки древесины, переход от вывоза сырой древесины к экспорту продуктов ее переработки, а также замещение импорта на внутреннем рынке. К 2020 г. благодаря совершенствованию и развитию внешнеэкономической деятельности, ориентации на экспорт продуктов глубокой переработки древесины можно ожидать увеличения экспорта пиломатериалов в 1,7 раза, бумаги и картона в 1,5 раза, сокращения вывоза за рубеж необработанного круглого леса на 6% по сравнению с уровнем 2005 г.

Важнейшей задачей остается позиционирование продукции отрасли на отдельных рынках с высокой добавленной стоимостью - мебели, строительных материалов (комплекты для возведения сборных домов). Побочная задача - обеспечение условий для расширения применения деревянных изделий в строительстве в восточных регионах страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные направления технологического развития:

- применение современных технологий (химические пропитки), позволяющих увеличить использование деревянных конструкций для жилищного строительства, соответствующего современным социально-бытовым, экологическим и иным требованиям;

- обеспечение экономии расхода древесных материалов с целью повышения рентабельности производства и соблюдения экологических требований;

- комплексная механизация работ по заготовке и переработке древесины, способствующая повышению эффективности производства.

В результате внедрения прогрессивных технологий удельный вес продукции, получаемой с их применением, может увеличиться в течение 5-10 лет в лесозаготовительной промышленности до 10%, древесных плит средней плотности - до 12-15%, клееной большеформатной фанеры - до 30% общего объема выпуска этих видов продукции.

Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность. В долгосрочной перспективе важными направлениями развития отрасли станут, во-первых, замещение импорта на рынках продуктов с высокой добавленной стоимостью (отдельные сегменты рынка упаковочных материалов, производство качественной бумаги, полиграфия, отвечающая современным требованиям продукта премиум-класса и др.). Во-вторых, расширение присутствия на мировых рынках целлюлозы и бумаги, а также позиционирование на отдельных нишах рынка полиграфической продукции.

Эти приоритеты, очевидно, сделают востребованными следующие основные направления технологического развития отрасли в перспективе:

- увеличение ассортимента продукции, повышение его качества, обеспечивающее расширение присутствия на растущих внешних рынках, и замещение импорта;

- обеспечение соответствия используемых технологий экологическим требованиям (что становится все более актуальным в условиях повышения социальнодемографических стандартов). Удельный вес целлюлозы, произведенной на основе технологий бесхлорной отбелки, возрастет к 2012-2017 гг. до 20% объема выпуска;

- повышение ценовой конкурентоспособности продукции за счет расширения использования низкосортного сырья (включая вторичное сырье) - древесной массы, термомеханической и химико-термомеханической массы для изготовления тарного картона, гофротары. Проекты новых производств будут предусматривать широкое использование низкокачественной древесины, макулатуры. Одновременно произойдет снижение электроемкости производства на основе технической модернизации производственного аппарата.

Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов. К числу важнейших направлений развития российской нефтеперерабатывающей промышленности в перспективе следует отнести адаптацию к повышающимся экологическим требованиям (в среднесрочной перспективе - стандартов Евро-3, Евро-4 с тенденцией дальнейшего ужесточения).

Таким образом, главным направлением технологического развития отрасли, вероятно, станет повышение неценовой конкурентоспособности нефтепродуктов (соответствие экологическим стандартам), обеспечивающее конкурентоспособность бензина на внутреннем и внешнем рынках. Кроме того, можно ожидать перехода к производству новых сортов нефтепродуктов с использованием компонентов биотоплива, смазочных материалов с применением элементов нанотехнологий для повышения надежности и эксплуатационных характеристик двигателей. Дополнительно рост цен на электроэнергию потребует технологического обеспечения снижения энергоемкости производства.

Химическое производство. Главные задачи развития химической промышленности - сохранение и упрочение позиций на мировых рынках и последовательное замещение импорта на внутреннем рынке.

В настоящее время конкурентоспособность продукции отрасли имеет ценовой характер, а в структуре затрат стоимость сырья превышает 50%, т. е. продукция высоких переделов почти не производится. Следовательно, низкий технологический уровень - ограничение роста отрасли. По расчетам Минпромэнерго, из 45 основных видов химических продуктов к 2010 г. сохранят конкурентоспособность лишь 15, к 2011 г. - 8.

Крупные нефтехимические производства, которые строятся на Ближнем Востоке, через несколько лет заполнят рынки дешевым полипропиленом, полиэтиленом и другой традиционной для российских производителей продукцией. На рынок выйдут новые производители с дешевым продуктом. И если отечественные компании не подготовятся к этой ситуации, то могут проиграть в конкурентной борьбе даже на традиционных рынках [1].

Дополнительную проблему для российских производителей создает усиление защиты западных рынков путем введения новой системы технических регламен-

5 С 1 июня 2008 года Европейский союз вводит новую систему регистрации производства, импорта и использования химических веществ (REACH — Registration, Evaluation and Authorisation of Chemicals). На практике введение этого документа означает, что все химические вещества, которые ввозятся на территорию Евросоюза из третьих стран, должны быть зарегистрированы в недавно созданном Европейском химическом агентстве. Европейским чиновникам известно около 180 тыс. веществ; если вещество неизвестно, придется исследовать его на токсичность, биоразлагаемость, пожароопасность и т.д. в одной из сертифицированных лабораторий. Компаниям придется делать это за свой счет. Самые затратные (токсикологические) исследования стоят порядка 80 тыс. евро.

тов, существенно ограничивающих выход на европейский рынок продукции, не соответствующей требованиям безопасности и экологическим характеристикам (дополнительным ограничителем станет необходимость прохождения дорогостоящих экспертиз и сертификационных процедур).

Основными направлениями технологического развития отрасли в перспективе станут, с одной стороны, повышение качества и технологических характеристик химической продукции, позволяющее обеспечить конкурентоспособность российской продукции по сравнению с продукцией новых производителей из стран Азии и получить выход на рынки развитых стран с учетом ужесточающихся на них требований к продукции; вывод на рынки новых типов удобрений и средств защиты растений. С другой - важнейшим стимулом для технологического развития в перспективе становится адаптация к росту цен на первичное сырье (природный газ), позволяющая сохранять ценовую конкурентоспособность и обеспечивать финансовую устойчивость производств. Кроме того, приоритетом становится снижение электроемкости, способствующее росту ценовой конкурентоспособности российской химической продукции.

Производство резиновых и пластмассовых изделий. Здесь возможны локальные инновации в производстве высококачественных автомобильных комплектующих, строительных материалов из полимерного сырья, композитных материалов.

Основными задачами в сфере технологического развития отрасли, с одной стороны, становится вывод на рынки новых поколений пластиков, включая постепенную подготовку к замещению металлов особо прочными пластиками, производимыми на основе технологии нанонитей, а также усовершенствование и постепенное внедрение углепластиков как конструкционных материалов в авиационной промышленности (в первую очередь для оборонных целей). С другой - важнейшим стимулом для технологического развития являются меры, направленные на повышение производительности труда, в том числе за счет снижения избыточной занятости.

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов. Продукция отрасли - это, главным образом, строительные материалы. Здесь в перспективе сохранится увеличение спроса строительства, сопровождающегося по отдельным позициям ростом импорта. Исходя из этого стратегические задачи для предприятий отрасли -удержание и расширение ниш на конкурентных рынках, а также сохранение эффективности производства в условиях быстрого удорожания энергоносителей.

Основными задачами технологического развития отрасли на долгосрочную перспективу являются, во-первых, вывод на рынки новых поколений строительных материалов из полимерного сырья, обеспечивающий частичное импортозамещение и рост экспорта по отдельным товарным позициям (строительные материалы из полимерного сырья, частично - цемент). Во-вторых, приоритетами технологического развития становятся повышение экономических параметров предприятий отрасли на основе снижения энергоемкости (в производстве базовых строительных материалов); снижение удельного потребления газа в результате перехода на техно-

6

логии, основанные на сжигании угля или на использовании вторичного сырья ; повышение производительности труда.

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. Отрасли предстоит адаптация к существенному изменению внешнего формата своего функционирования, фактически требующая поиска нового позиционирования на мировых (в перспективе, возможно, и внутренних) рынках. С одной стороны, в развивающихся индустриальных странах (КНР, Бразилия и др.) уже

По оценкам, на исследования и сертификацию веществ для REACH российские компании затратят около 10% экспортного дохода. Всего же прямые и косвенные расходы, которые понесет мировая индустрия с введением REACH, могут составить от 13 до 30 млрд. евро [1].

6По примеру западных стран — отработанных масел, автопокрышек и т. п.

в среднесрочной перспективе ожидается интенсивный ввод металлургических мощностей на основе создания собственной энергетической и (или) сырьевой базы. Это превратит данные страны в чистых экспортеров металлопродукции (каким в последнее время стал Китай), поставляемой по достаточно низким ценам. С другой - в перспективе усилится регулирование рынков металлопродукции со стороны развитых стран, что обеспечит сохранение позиций национальных производителей на рынках. В этих условиях перспективы развития российской металлургии будут определяться возможностями встраивания отечественных производителей в транснациональные производственные цепочки, а также удовлетворения внутреннего спроса на металлопродукцию, в том числе на используемые для производства военной техники, авиатехники и т.д. ее качественные виды.

Для цветной металлургии важнейшим вызовом 2010-2020 гг. может стать процесс превращения России в крупного импортера сырья. В качестве приоритетных могут рассматриваться следующие направления технологического развития отрасли в долгосрочной перспективе:

- поиск нового позиционирования на мировых рынках металлопродукции, в частности, за счет интеграции в мировые цепочки производства конечного продукта (производство деталей и комплектующих из металла) и освоения технологий высоких переделов (таких, как производство специализированных сталей);

- адаптация к усилению ресурсных ограничений со стороны рудной базы комплекса на основе повышения внутренней эффективности, снижения удельных затрат на производство металлов за счет сокращения до 1,1 т расхода стали на тонну проката, расхода концентратов тяжелых цветных металлов до 1,02 т (в пересчете на металл) на тонну готовой продукции.

Об эффективности российской металлургии. В настоящее время в России по сравнению со среднемировым уровнем потери выше по следующим показателям:

а) добыча руд - до 10-15%;

б) извлечение при обогащении - до 5-10%.

Энергоемкость добычи и обогащения руд примерно в 1,5 раза больше, чем в передовых странах (например Японии), а производительность труда - в 1,2-1,5 раза ниже.

- для отдельных секторов металлургии (например, титаномагниевая промышленность, спецметаллургия) - реализация имеющихся технологических заделов, позволяю-

7

щая занимать уникальные позиции на мировых рынках ;

- снижение энергоемкости (на основе сокращения удельных затрат электроэнергии и природного газа) в 2015 г. - на 10-12% от уровня 2006 г., в 2020 г. - дополнительно на 15-17%; повышение производительности труда, высвобождение до 70 тыс. промышленных работников в 2010 г., до 200 тыс. чел. в 2020 г. (по сравнению с численностью в 2005 г.).

Производство машин и оборудования. Ключевая проблема развития машиностроения - постепенная утрата конкурентоспособности российских машиностроительных компаний на внутреннем рынке (а также на отдельных сегментах мирового рынка -прежде всего энергетического оборудования). Этот процесс обусловливается действием макроэкономических факторов: опережающим ростом спроса на инвестиционные товары, укреплением рубля, развертыванием международных проектов, сопровождаемых ввозом оборудования и т. п.

Соответственно важнейшими направлениями технологического развития отрасли в перспективе должны стать:

- адаптация к требованиям повышения неценовой конкурентоспособности российской продукции, касающимся технологического уровня5, к конкретным требо-

7 Например, производство крупных выштамповок из титана, используемых в авиапромышленности.

5 С учетом нового этапа технологического развития, необходимости интеграции средне- и высокотехнологичных производств.

9

ваниям российских и внешних заказчиков по качественным характеристикам , обеспечение конкурентоспособного уровня послепродажного обслуживания. Самостоятельной задачей является модернизация производственного аппарата, в частности, направленная на обеспечение увязки развития энергомашиностроения с долгосрочными программами модернизации энергетики в России и странах-партнерах;

- реализация имеющихся научно-технических заделов в таких сферах, как энергомашиностроение, производство реакторов (переход к производству реакторов четвертого поколения) и др.;

- снижение металло- и энергоемкости продукции;

- освоение газотурбинных технологий большой мощности, создание (и освоение) новых технологий угольной генерации для энергетического машиностроения, развитие атомного машиностроения10, отраслей ОПК.

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Главное направление развития - определение места на внутренних и внешних рынках этой продукции на основе тесной кооперации с ведущими мировыми производителями, а также обеспечение спроса со стороны крупных российских компаний. Предпочтительным будет оставаться рост импорта.

Технологическое развитие в перспективе, вероятно, будет связано с обеспечением решения двух, в значительной степени противоречащих друг другу задач. С одной стороны, - развитие сотрудничества с ведущими западными производителями, сопровождающееся постепенным расширением использования российских деталей, компонентов и комплектующих. С другой - реализация ряда имеющихся технологических заделов в области производства военной оптоэлектроники, радиолокации, электронно-оптических устройств, средств связи и управления в ре-

11

альном времени ; переход к производству радиоэлектронной продукции нового поколения, ориентированной на потребности Минобороны России12, в том числе на базе собственных разработок в сфере силовой и сильноточной электроники (магнетроны, СВЧ-электроника, радиолокационные станции с ФАР нового поколения, новые системы разведки, связи и управления в реальном времени, загоризонт-ные РЛС и пр.) и экспорт военно-технической продукции.

Железнодорожное машиностроение. Основной задачей является развитие, ориентированное на удовлетворение собственных потребностей российского железнодорожного транспорта с учетом необходимости его интеграции в формирующуюся трансевразийскую транспортную систему.

Важнейшими приоритетами технологического развития для российского железнодорожного машиностроения можно назвать следующие:

9 Существенным моментом, например, может являться производство нефте- и газодобывающей техники, ориентированной на работу в сложных природно-климатических условиях (Восточная Сибирь, арктический шельф), на добычу низкосортной нефти (вязких и сернистых нефтей и др.).

10 Так, Россия является одним из лидеров в конструировании реакторов с жидкометаллическим теплоносителем, что при определенных условиях создает потенциал для масштабного технологического прорыва.

11 Включая автоматизированные диспетчерские системы, систему управления посадкой воздушных судов и др.

12 Отметим, что в последнее время наметилась тенденция использовать в российской военной технике отдельные комплектующие западного производства. Так, по меньшей мере часть вертолетов, используемых в Чечне, комплектуется системами радиоэлектронной борьбы, производимые в ЮАР; недавно заключено соглашение о поставках тепловизоров французского производства для танков Т-90, поступающих на вооружение российской армии. Такое использование западных радиоэлектронных средств в российской военной технике, разумеется, несет в себе ряд очевидных рисков — от потери самостоятельности в проектировании и производстве военной техники до возможности наличия в указанных радиоэлектронных средствах технических (микрочипах) и программных закладок, способных резко снизить эффективность функционирования российского вооружения в случае реальных боевых действий. Однако представляется, что в отношении отдельных радиоэлектронных и оптических компонентов такая интеграция является наиболее рациональным способом преодоления создавшегося отставания России от ведущих стран по ряду качественных параметров развития военной техники. Кроме того, это позволит расширить возможности участия российских производителей ВиВТ в кооперации по созданию военной техники, в том числе ориентированной на требования наиболее взыскательных заказчиков.

- переход к производству современных средне- и высокоскоростных грузовых и пассажирских составов (в том числе, на базе локализации производств по технологиям, созданным в развитых странах13) со скоростями движения около 250 км/час14;

- конструирование и производство специализированных вагонов, ориентированных на специфические рыночные ниши15. Использование высоких технологий производстве вагонов (системы позиционирования груза, обеспечения безопасности, коммерчески эффективные системы поддержания микроклимата в вагонах для перевозки скоропортящихся грузов);

- повышение экономических параметров подвижного состава (топливная эффективность);

- развитие производства современных агрегатов, узлов и комплектующих, оп-

16

ределяющих технико-технологический уровень производства .

О технологических направлениях, зафиксированных в Стратегии развития транспортного машиностроения [2]. На ближайшее время в качестве приоритетных приняты к реализации направления технологической модернизации железнодорожного транспорта, связанные с разработкой и постановкой на производство следующих видов техники:

- семейства одно- и двухсистемных электровозов с бесколлекторными тяговыми двигателями;

- семейства гибридных маневровых тепловозов с высокоэффективными накопителями энергии;

- тепловозных дизельных двигателей с улучшенными показателями экономичности и экологической безопасности;

- высокотехнологичной компонентной базы в транспортном машиностроении: силовых преобразователей, кассетных подшипников, высокотемпературных кабелей.

Автомобильная промышленность. Ключевая задача отрасли - сохранение в перспективе позиций на внутреннем рынке легковых автомобилей (в том числе, за счет промышленной сборки) и ускоренное развитие локализации производства иномарок в России. С одной стороны, уже в среднесрочной перспективе на российский рынок выходят дешевые автомобили производства КНР и стран СНГ (включая стремительно развивающийся выпуск легковых автомобилей на Украине). С другой - в развитых странах проникновение высоких технологий (ИКТ, применение наноматериалов и др.) в автомобильную промышленность приведет к возникновению новых потребительских свойств, часть из которых может стать стандартом де-факто (применение ИКТ в управлении транспортными потоками, снижение расхода топлива) или де-юре (соответствие экологическим требованиям).

На рынке грузовых автомобилей существует возможность упрочить свое положение за счет расширения предложения грузовых автомобилей высокой проходимости грузоподъемностью 5-8 т, востребованных регионами со сложными природно-климатическими условиями эксплуатации17, а также в оборонных целях ряда стран.

Основные технологические направления развития автомобильной промышленности в перспективе, вероятно, связаны с развитием двух взаимно дополняющих тенденций. Первая - локализация производства комплектующих по технологиям, применяемым ведущими мировыми производителями, обеспечивающим замедление динамики импорта легковых (и, частично, грузовых) автомобилей и рост экс-

13 Соответствующее соглашение готовится с Францией.

14 Такая скорость возможна уже при небольшой модернизации железнодорожного полотна.

15 Так, одним из главных факторов, ограничивающих российский экспорт зерна, является острый дефицит специальных вагонов-зерновозов.

16 Как указано в Стратегии развития транспортного машиностроения [2], в России в настоящее время фактически отсутствует производство целого ряда комплектующих, без которых невозможно создание техники, соответствующей мировому уровню, включая дизельные двигатели нового поколения, соответствующие перспективным требованиям по эмиссии, расходу топлива, масла и другим эксплуатационным характеристикам; тяговые преобразователи тока для бесколлекторных тяговых приводов электроподвижного состава; современные тормозные системы; гидродинамические и гидромеханические передачи дизельного привода подвижного состава с ресурсом до 1 млн. км пробега; системы управления и диагностики верхнего уровня для подвижного состава, взаимодействующие как единое целое в общей системе управления движением на рельсовом транспорте.

7 Так, автомобили семейства Урал оказались единственными, способными эффективно эксплуатироваться в условиях центрально-азиатских пустынь (Гоби); в значительных масштабах они используются в рамках миссий ООН в странах со слаборазвитой инфраструктурой (Африка, Южная Азия).

порта автомобилей15. Вторая тенденция - дальнейшее расширение применения новых технологий и технологических решений, в том числе, в производстве грузовых автомобилей. Речь идет о применении новых материалов (углепластиков, легких

19 20

металлов , кевлара, наноматериалов ), информационно-коммуникационных технологий, включая системы глобального позиционирования, диспетчеризации движения и т. д. Более отдаленная перспективная задача - разработка автопилота, а также систем диспетчерского управления автомобилем21. Еще одно перспективное технологическое направление связано с адаптацией к ужесточающимся экологическим требованиям.

Авиационная промышленность. Ключевые стратегические задачи отрасли на долгосрочную перспективу связаны с решением следующих задач:

- удержать позиции России на внутреннем рынке гражданских воздушных судов (прежде всего, на рынке ближне- и среднемагистральных22 гражданских воздушных судов) и выйти с воздушными судами соответствующих классов на мировой рынок;

- создать линейку современных боевых самолетов, включая истребитель пятого поколения (программа ПАК ФА), стратегический ударный комплекс (ПАК ДА), средний военно-транспортный самолет, семейство дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов; приступить к формированию полномасштабного технологического задела по созданию истребителя (точнее, межвидовой платформы, являющейся основой для создания истребителя, ударных систем различного назначения, самолетов радиоэлектронной борьбы, разведчиков) следующего, шестого поколения;

- приступить к созданию высокотехнологичного прорывного продукта, способного обеспечить новое позиционирование России в отдельных нишах рынков гражданской и военной авиатехники (экранопланы гражданского и военного назначения, сверхзвуковые пассажирские самолеты, гиперзвуковые военные и транспортные системы).

Технологический вызов в сфере военной авиации. Существует несколько новых технологий, которые могут создать существенные технологические вызовы в сфере военной авиации. Правда, реализация этих вызовов выходит за пределы 15-летней перспективы, однако, весьма вероятна в течение 2020-2030 гг. Таким образом, уже в настоящее время необходимо развертывать соответствующие НИОКР (а, возможно, и быть готовыми к инициированию экстренных производственных программ).

К числу таких вызовов можно отнести:

- освоение гиперзвуковых скоростей полета (5-6 М) и высот порядка 30 км или несколько выше. Эти скорости и высоты сегодня являются недоступными и для авиации, и для большинства типов ракетных систем ПВО. Соответственно страна, первая сделавшая рывок в данной области, получит значимое преимущество над всеми остальными. В настоящее время в США ведутся работы по созданию гиперзвуковых ударных и транспортных летательных аппаратов с гиперзвуковыми скоростями полета и большой высотностью;

- превращение ближнего космоса в пространство вооруженной борьбы. Возросшая значимость спутниковых группировок для функционирования вооруженных сил развитых стран (а в ближайшем будущем - и Китая) ставит на повестку дня вопрос о создании средств оперативного их уничтожения. Учитывая современную правовую среду, запрещающую развертывание оружия в космическом пространстве, средствами такого уничтожения могут быть либо наземные (подводные) ракетные системы, либо авиационные средства. В последнем случае средства поражения могут быть развернуты на базе тяжелых бомбардировщиков или тяжелых истребителей (аналогичные разработки проводились и в СССР/России, и в США). В перспективе речь может пойти о создании суборбитальной авиакосмической системы. Заделы по такой системе, способной оперативно и с меньшими затратами выводить на низкие орбиты полезные нагрузки, а в перспективе способной обеспечить оперативную доставку грузов на большие расстояния, создавались еще в советское время. Подобная система может быть использована, в принципе, как в оборонных, так и в гражданских целях, став дешевой альтернативой традиционным технологиям выведения спутников в космос и (или) дополнив традиционные авиационные транспортные системы;

- формирование беспилотных разведывательно-ударных систем (в том числе, в рамках создания «боевого самолета шестого поколения»);

18 Отметим, что ряд проектов по промышленной сборке автомобилей в значительной степени нацелен на экспорт произведенной продукции; переход к производству значительной части узлов и комплектующих на российских предприятиях по сложившейся практике, как правило, является условием заключения таких соглашений.

1 И то, и другое — главным образом, в производстве легковых автомобилей и легких грузовиков.

20 Особо актуально в производстве грузовых автомобилей для Вооруженных сил.

21 Согласно американским оценкам, аналогичные алгоритмы для боевых машин будут внедрены уже в 2015 г.

22 Sukhoi Super Jet в его нескольких вариантах (SJ-100, -130); МС-21.

- создание противовосамолетных и противоракетных систем на базе лучевого (лазерного) оружия. Такие разработки активно ведутся в США. В прошлом они велись и в СССР (система А-60 на базе Ил-76).

Основные технологические направления, приоритетные с точки зрения перспектив развития российской авиационной промышленности:

- модернизация авиационного двигателестроения, обеспечивающая соответствие производимых авиадвигателей требованиям внутреннего и внешнего рынков23;

- модернизация технологии проектирования воздушных судов и их основных узлов; масштабный переход к комплексной автоматизации проектирования с переходом к безбумажным технологиям24, обеспечение технологических условий для полноценного сопровождения продукции в течение всего жизненного цикла;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- смена технологической базы - принципиальное расширение использования в авиации новых конструкционных материалов, включая силовые элементы из углепластиков, специальные сплавы нового поколения и др.;

- реализующий имеющиеся технологические заделы по ряду направлений переход к производству и постепенный вывод на рынок (постановка на вооружение) новых поколений авиационной техники.

Судостроение. Ключевой задачей в области гражданского судостроения является удовлетворение спроса на гражданские суда для внутреннего применения, в том числе танкеры и иные средства для плавания в высоких широтах, танкеры-газовозы для использования на арктическом шельфе и др. Простаивающие мощности военного судостроения должны быть либо ликвидированы, либо модернизированы для производства гражданских судов, особенно ледового класса и рыболовецких. Направления этой политики в отрасли зафиксированы в Стратегии развития судостроительной промышленности [4]:

- газовозы для транспортировки сжиженного природного газа при температуре -163оС от мест добычи на арктическом шельфе;

- атомные ледоколы нового поколения с улучшенными параметрами ледопро-ходимости и эксплуатационными характеристиками;

- контейнеровозы вместимостью порядка 4000 ТБИ25 ледового плавания для транспортного обслуживания Северного морского пути, включая транзитные плавания;

- крупнотоннажные танкеры ледового плавания с новыми обводами, конструкцией и материалом корпуса, обеспечивающими снижение энергозатрат при их эксплуатации и весовых характеристик на 10-15%, повышенную на 20-25% ледопро-ходимость, с увеличенной в 1,2-1,4 раза экономической эффективностью перевозок для транспортировки нефти и конденсата, добываемых на морских месторождениях Карского моря;

- новые типы промысловых судов (большие, средние и малые) для добычи и переработки рыбы и биологических ресурсов, добываемых в различных районах Мирового океана;

23 Как отмечается в Отчете межведомственного аналитического центра [3], основной причиной слабого развития экспортных поставок является несоответствие современным требованиям зарубежного эксплуатанта предлагаемой российским производителем техники.

В части экономической эффективности несоответствие выражается в высоких расходных характеристиках: более 25-30 г/пкм при уровне около 16-20 и менее г/пкм для современных зарубежных образцов. Кроме того, уровень создаваемого шума на местности, эмиссии вредных веществ, для большинства типов отечественной техники не соответствует современным требованиям, либо имеет незначительные запасы относительно уровня, установленного гл. 3 ИКАО. Планирующееся дальнейшее ужесточение требований по шуму и эмиссии путем введения в действие с 2009 г. норм гл. 4 ИКАО делает покупку такой техники нецелесообразной. Основной причиной высокого уровня шума отечественной техники является применение при ее создании российских двигателей, строящихся, главным образом, на основе технологической базы 1970-1950-х годов. По этой же причине традиционной отрицательной особенностью российской авиатехники является низкий уровень акустического комфорта пассажиров.

24 Это должно сократить существующий в настоящее время разрыв в сроках проектирования воздушных судов, делающий российскую продукцию слабо конкурентоспособной по сравнению с западными аналогами

25 Эквивалент 35,5 м1.

- морские платформы и специальное оборудование для освоения месторождений нефти и газа на арктическом шельфе, включая подводно-подледные комплексы;

- перспективные скоростные суда для использования на морских и внутренних линиях;

- современные научно-исследовательские суда для геофизических, геологических, океанографических, метеорологических, биологических и других исследований в Мировом океане, включая Арктику;

- морские технические средства для выработки энергии в прибрежных районах Арктики и Дальнего Востока, в том числе из восстанавливаемых источников (приливы, течения, ветер), а также для переработки газа непосредственно в районах

добычи для вывоза морским транспортом;

~26

- новые типы двигателей , энергетических установок и вспомогательных силовых установок, систем автоматического управления и другого судового комплектующего оборудования, обладающего повышенной надежностью27, безотказностью и увеличенным ресурсом, в том числе энергетических установок на электродвижении для судов ледового плавания и ледоколов.

В военном сегменте судостроения ключевой задачей становится развитие интегрированных систем разведки и боевого управления; обеспечение командной управляемости кораблями, создание и принятие на вооружение распределенных информационно-огневых систем (аналогично американской системе Aegis); обеспечение радиолокационной, тепловой и акустической малозаметности кораблей и судов, что в перспективе может стать «стандартом де факто» для военных кораблей, продвигаемых на мировые рынки.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Главная задача электроэнергетики - обеспечение устойчивого роста производства и поставки электроэнергии потребителям в условиях быстрого роста спроса на электроэнергию на внутреннем и внешнем рынках.

Важнейшие технологические направления в этой ситуации:

- формирование условий для создания энергомостов «восток-запад», обеспечивающих энергетические потребности развития экономики в европейской части страны за счет угольных электростанций Восточной Сибири (создание магистральных высоковольтных сетей постоянного тока); создание системы оперативного управления поставками электроэнергии, соответствующей новым организационно-правовым условиям работы отрасли;

- повышение собственной энергоэффективности российской энергетики25 за счет перехода к использованию парогазового цикла на тепловых газовых станциях, снижение потерь электроэнергии на электростанциях и при транспортировке;

- рост доли угольной и отчасти атомной генерации за счет ускоренного строительства соответствующих станций.

26 «В качестве главного судового двигателя в гражданском судостроении в подавляющем большинстве случаев используются дизели. Ведущие производители — фирмы Германии, Финляндии, Японии, развивается дизелестроение Кореи, производит их и Китай, вошедший в состав стран, способных производить дизельные двигатели единичной мощностью в 50 тыс. л.с. По мнению экспертов, возможные ограничения, в том числе, проблема вредных выбросов, т.е. содержание серы в выхлопах судовых дизелей, при определенном сценарии развития событий приведет судостроение к переходу на газотурбинные установки. ... Можно уверенно прогнозировать, что к 2011-2012 гг. требования о глобальной SECA с выбросами до 1% вступят в силу. Последствия этого могут быть также глобальными — в судостроении газотурбинные установки станут более конкурентоспособными, чем дизели, что подтверждается выводами достаточно большого круга экспертов» [3].

27 Именно недостаточная надежность российских газотурбинных установок большой мощности является важнейшим фактором, ограничивающим присутствие России на рынке военных кораблей.

28 «Стоит добавить, что ... экономичность обеспечивается благодаря использованию в качестве топлива природного газа и большой доле теплофикационной выработки электроэнергии. Применение природного газа в среднем повышает экономичность энергогенерирующего оборудования на 2-3%, по сравнению с угольными станциями. С учетом этого фактора можно считать, что экономичность энергетики России уступает экономичности энергетики развитых западных стран на 4-5% при приведении ее к одинаковому топливному балансу или к одинаковому уровню цен на топливо» [3].

* * *

Для перехода к устойчивому экономическому росту на основе внутренних источников расширения спроса (тем более, в условиях возникновения новых вызовов) необходимо обеспечить принципиальное повышение конкурентоспособности.

Ответом на вызовы, по всей видимости, должна стать технологическая адаптация отраслей экономики, результатом которой будет как повышение конкурентоспособности продукции, так и обусловленный динамикой производительности труда быстрый рост реальных доходов населения.

Конечно, само по себе внедрение технологий на производстве не является гарантией роста конкурентоспособности продукции, но становится необходимым условием. Собственно возникновение и удовлетворение потребности в технологической адаптации является результатом модернизации управленческих, финансовых, сбытовых и организационных процессов на производстве.

В настоящее время уже намечаются пути реализации технологической адаптации по предложенным выше для некоторых отраслей векторам. Для ряда отраслей эти векторы отражены в официальных документах [2, 4-9].

Литература

1. Интервью заместителя директора Департамента экономического анализа и перспективного планирования Минпромэнерго России Владимира Никитаева газете «Коммерсант — Business Guide» 29.08.2007, размещенного на сайте http://www.minprom.2ov.ru/

2. Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года. Минпромэнерго России, 2007. http://www.minprom.2ov.ru/

3. Отчет Межведомственного аналитического центра. «Анализ и оценка текущего научно-

технологического состояния ключевых секторов российской экономики, анализ перспектив социальноэкономического развития регионов России в рамках проведения научно-технологического Форсайта», М.: МАЦ, 2007.

4. Стратегия развития судостроительной промышленности на пер-иод до 2020 года и на дальнейшую перспективу. http://www.minprom.2ov.ru/

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (проект). МЭРТ, 2007. http://www.economy.gov.ru/

6. Стратегия развития авиационной промышленности на пер-иод до 2015 года. Минпромэнерго России, 2005. http://www. minprom.2ov.ru/

7. Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации до 2015 года. Мин-промэнерго России, 2007. http://www.minprom.gov. ru/

8. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Минпромэнерго России, 2003.

http://www.minprom.gov.ru/

9. Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Минпромэнерго России, 2007. http://www.minprom.gov.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.