Научная статья на тему 'Направления создания и совершенствования социально-экономических механизмов исламского банкинга и их внедрение в различных регионах Российской Федерации'

Направления создания и совершенствования социально-экономических механизмов исламского банкинга и их внедрение в различных регионах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ / НОРМЫ ИСЛАМА / ШАРИАТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаева П.Г., Алискеров М.С.

В статье раскрыта практика развития исламского банкинга на примере отдельных финансовых институтов и банков, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления создания и совершенствования социально-экономических механизмов исламского банкинга и их внедрение в различных регионах Российской Федерации»

Удк 336.71:297

направления создания и совершенствования социально-экономических механизмов исламского банкинга и их внедрение в различных регионах российской федерации

П. Г. ИСАЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и денежного обращения E-mail: Isaevapatimat@rambler. ru

М. С. АЛИСКЕРОВ, соискатель кафедры налогов и денежного обращения E-mail: Spodvijnik05@mail ru Дагестанский государственный университет

В статье раскрыта практика развития исламского банкинга на примере отдельных финансовых институтов и банков, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: исламский банкинг, нормы ислама, шариат, риба, законодательство.

В современном обществе ведение бизнеса невозможно без учета потребностей клиентов. Личные потребности человека в зависимости от их характера, природы возникновения делят на три группы:

-физические;

- социальные;

- интеллектуальные.

Причем удовлетворение одних потребностей невозможно заменить комфортом от удовлетворения остальных. Если данное благо, будь оно материальное или духовное, необходимо исключительно для одного индивидуума, то вопрос удовлетворения данной потребности является его личной задачей

и проблемой. Но, когда речь идет о потребностях миллионов граждан, государство, состоящее из последних, обязано сделать все необходимое для удовлетворения их потребностей. Данное право граждан на удовлетворение духовных потребностей охраняется Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Закон № 125-ФЗ). В частности, в ст. 3. п. 1 Закона № 125-ФЗ сказано, что «в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

В Российской Федерации проживают, по разным оценкам, от 23 до 26 млн мусульман, и основной духовно-экономической (если можно так выразиться) потребностью для них является отсутствие в заключаемых ими договорах и сделках традицион-

ного ссудного процента. Участие в ростовщических сделках запрещено согласно нормам Ислама и является смертным грехом, о чем сказано в Коране в аяте 275 суры «Корова»: «... Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество». Но взаимоотношения как юридических, так и физических лиц с классическими банками по большей части невозможны без участия этой экономической категории. Она лежит в основе всех кредитных и депозитных операций, хотя бы потому, что учетная ставка рефинансирования, устанавливаемая Центральным банком, является отправной точкой во всех взаимоотношениях на финансовом рынке нашей страны. Основными же игроками на этом рынке остаются банки, предоставляющие денежные средства на условиях срочности, возвратности, а самое главное - платности. Вот именно эта плата за пользование средствами и является строго запрещенным деянием в Исламе. Причем порицанию, согласно нормам Ислама, подлежат как кредитор и заемщик, так и свидетель и помощник.

Несложно сделать вывод о целесообразности серьезных шагов государства, направленных на удовлетворение потребностей каждого шестого гражданина Российской Федерации. Эти шаги должны выражаться в оказании содействия для открытия банков, работающих согласно нормам Ислама, исламских инвестиционных фондов, экономических образовательных центров и т. д. Однако на территории Российской Федерации нет ни одного банка, работающего в целях удовлетворения потребностей мусульман, неукоснительно соблюдающих нормы Ислама. И подобная ситуация противоречит Закону № 125-ФЗ, о котором было сказано ранее, хотя бы потому, что мусульманам России попросту негде удовлетворить свои финансовые потребности в части традиционного кредитования. Хотя следует отметить наличие запрета на ростовщичество и в Библии для людей, исповедующих христианство. В книге «Исход» говорится: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22:25). Этот же запрет повторяется в книге «Левит»: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев. 25:35-37). В связи с указанным можно сделать вывод, что многие миллионы верующих граждан вне зависимости от вероисповедания, проживающие в

России, стоят перед очень сложным выбором: либо в ущерб духовным ценностям стать полноценным клиентом банка, либо, оградив себя от большинства банковских услуг, быть правоверным человеком. Подобный выбор есть не что иное, кроме как нарушение свободы исповедания собственной религии. И, на взгляд авторов, данная проблема может быть решена за счет создания в достаточном количестве финансовых институтов, работающих по нормам Ислама и осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Необходимо отметить, что и богатый опыт зарубежных стран в этом вопросе невозможно применить из-за наличия государственных ограничительных законодательных актов.

Любой коммерческий банк (при желании изменить направление своей деятельности либо желающий внести своего рода новации в собственную деятельность) должен сопоставить предстоящие изменения уже с существующим законодательством.

Если же говорить о зарубежном опыте и применении каких-либо механизмов финансирования, то нужно для начала разобраться, какая именно часть бизнес-сообщества России возьмет на себя эту непростую ношу. Данный вопрос ставится ребром, так как имеющийся отрицательный опыт работы первого в России банка, заявившего о начале работы по нормам Ислама, не оставляет иных позитивных вариантов.

Начать свое исследование, наверное, следует с классического, традиционного и знакомого всем коммерческого банка. И на его модели существования рассмотреть возможность применения зарубежного опыта в области развития исламских финансов.

Как и любой другой финансовый институт, исламский коммерческий банк имеет одну главную цель - получение прибыли, а также несколько сопутствующих целей: осуществление своей деятельности согласно нормам шариата, соблюдение этики ведения бизнеса согласно нормами Ислама, удовлетворение потребностей населения и многие другие. Если рассматривать вопросы прибыльности и рентабельности, то несомненным остается факт более высокого уровня интереса со стороны инвесторов к исламским методам размещения собственных средств. Наглядный пример, доказывающий данную гипотезу, будет рассмотрен далее.

Если же говорить о соответствии деятельности коммерческих банков, которые работают на терри-

тории Российской Федерации, законам Шариата, то точек соприкосновения в этом вопросе, к великому сожалению, гораздо меньше, чем точек расхождения. Подобный диссонанс наблюдается практически во всех направлениях, которые нуждаются в изменении, необходимом для переориентации определенного сегмента банковского рынка в русло дозволенных Исламом методов и механизмов финансирования.

Начать исследование следует с основополагающего Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее -Закон № 395-1). В зарубежных странах одним из самых популярных продуктов, предлагаемых как физическим, так и юридическим лицам со стороны исламских банков, является мурабаха, который представляет собой договор купли-продажи между банком и клиентом выбранного им товара. Следует отметить, что в Российской Федерации альтернативой данному продукту является кредитование физических и юридических лиц. Сюда входит и потребительское кредитование, и автокредитование, и ипотека, и иные формы ссудных взаимоотношений. Все эти методы взаимодействия банков с клиентами реализуются в исламских странах торговыми отношениями. Однако в ст. 5 Закона № 395-1 четко прописано, что «кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью» [3]. Соответственно этому положению один из самых прибыльных, известных, упрощенных для внедрения механизмов финансирования, по нормам Ислама, остается вне рассматриваемых вариантов взаимодействия банков и клиентов, неукоснительно соблюдающих нормы Ислама.

Далее, если говорить о расчетах, проводимых кредитной организацией, то в тексте ст. 31 «Осуществление расчетов кредитной организацией» Закона № 395-1 написано: «В случае несвоевременного или неправильного зачисления на счет или списания со счета клиента денежных средств кредитная организация, Банк России выплачивают проценты на сумму этих средств по ставке рефинансирования Банка России» [3]. Однако данное начисление за несвоевременное зачисление также относится к одной из форм рибы (ростовщичества). Таким образом, указанные несоответствия попросту не дают возможности размещать имеющиеся средства по нормам ислама. Необходимо отметить, что существуют и другие, отличные от мурабаха, формы финансирования, однако именно

этот механизм занимает большую долю в активах исламского банка.

Однако, если бы указанное несоответствие ограничивалось исключительно проблемами с размещением средств, то финансовые институты, желающие работать по нормам ислама и осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, нашли бы иной формат работы в этом направлении. Курьезной для банкиров, исповедующих Ислам, остается и ст. 36 «Банковские вклады физических лиц» Закона № 395-1, в которой дается определение вкладу физического лица, определяемому как «денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов». Причем никаких иных форм размещения вкладов в коммерческих банках попросту не существует. Что касается исламских банков, то они предлагают как инвестиционные счета, так и текущие, без начисления процентов, предназначенные не для хранения, а для осуществления повседневной предпринимательской и финансовой деятельности.

Каждый кредитный или депозитный счет, а вернее, его учет в банке, должен вестись согласно положению Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». В частности, в приложении 1 (в схеме обозначения основных счетов и их нумерации) говорится, что «в обозначении счета следует указывать словами: по кредитным (депозитным) счетам - цель, на которую выдан (получен) кредит (депозит), номер и дату договора, размер процентной ставки...». Однако согласно нормам исламской юриспруденции никакие начисления на денежные вклады, не связанные с реально осуществляемой торговой, инвестиционной, иной деятельностью, приносящей доход, не позволяются.

Далее, в соответствии со ст. 24 Закона № 395-1 банки-кредиторы обязаны создавать резервы на возможные потери по предоставленным (размещенным) денежным средствам в порядке, установленном Банком России. В частности, в п. 3. ст. 24 говорится не просто об обязательстве уплачивать проценты, но еще и указываются методы данного учета [3].

Проблемой (с технической точки зрения) является и внесение изменений в различного рода нормативные документы, согласно которым банкам необходимо предоставлять отчетность, в частности

это касается указания Банка России от 12.11.2009 № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации». Согласно данному документу достаточно широкий спектр форм, необходимых для заполнения, например таких как форма отчетности 0409325 «Процентные ставки по межбанковским кредитам» выходит за правовое поле Ислама. Таким образом, любой банк, зарегистрированный и действующий согласно нормам российского законодательства, является организацией, нарушающей нормы шариата (причем в правилах ведения бухгалтерского учета банками попросту отсутствуют счета, на которые можно отнести доходы, полученные в отличных от кредитования сделках, что в очередной раз свидетельствует о некотором конфликте интересов).

Еще более странная ситуация наблюдается с так называемой «системой оценки экономического положения банков», которая регламентируется указанием Бака России от 30.04.2008 № 2005-У (ред. от 05.08.2009) «Об оценке экономического положения банков». В механизмах оценки любого коммерческого банка согласно данному указанию лежат такие показатели, как оценка капитала, активов, доходности, ликвидности, обязательных нормативов (установленных инструкцией Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями»), качества управления, прозрачности структуры собственности банка. Не вдаваясь во все детали бухгалтерского учета, следует отметить несколько ключевых позиций, которые свидетельствуют о несоответствии системы бухгалтерского учета нормам исламского законодательства: 1) ряд показателей, необходимых для определения экономического положения, носят запрещенный, с точки зрения Ислама, характер. В частности, это относится к показателю чистой процентной маржи (ПД 5), определяемому как процентное отношение чистых процентных и аналогичных доходов к средней величине активов (в процентах годовых) Если же у банка данный показатель будет на низком уровне (даже при том, что финансовый портфель дозволенных вложенных средств будет огромным), то он будет признан менее надежным, чем тот банк, в котором объем задействованных в сделках средств будет ниже в несколько раз;

2) каждая приобретенная банком ценная бумага согласно обязательному отчету, предоставляемому Банку России (покупка которых, с учетом определенных особенностей, дозволена по Исламу), должна содержать информацию о ценных бумагах, отраженных в бухгалтерском учете по цене приобретения, с учетом сумм начисленных процентных (купонных) доходов или начисленного дисконта. Следует отметить, что подобный подход также запрещен шариатом;

3) большинство формул и показателей, связанных с овердрафтами, ссудами (они имеют разнообразные формы, для которых созданы специальные счета), кредитами, вкладами, в отчете исламского банка будут иметь нулевые значения (в этом случае у банка, осуществляющего свою деятельность на территории Российской Федерации, попросту отзовут лицензию на осуществление банковской деятельности). Подобную подборку можно приводить достаточно долго, указывая на статьи, главы, пункты и даже на федеральные законы, которые по большей части противоречат нормам исламского законодательства.

Сам термин «кредит», который используется в большинстве федеральных законов, направленных на регламентирование банковской деятельности, недопустим с точки зрения Ислама. Данный термин имеет альтернативу в исламском банкинге и носит название «финансирование». Причем последний термин по своему содержанию является более всеобъемлющим, чем первый. Если под кредитом понимается сумма денег, передаваемая одним участником договора о такой передаче другому участнику на условиях платности (в качестве цены выступает процент), срочности и безусловной возвратности, то под финансированием понимается целевое вложение денежных средств в дозволенную, с точки зрения Ислама, сделку, к коим относятся (помимо некоторых условий предоставления кредита) беспроцентные займы, финансирование на условиях разделения прибылей и убытков, финансирование с первоначальным взносом и без такового, и многие другие формы финансирования.

Если учесть, что кредитор, вне зависимости от того, кем он представлен, предоставляет средства с абсолютным безразличием, то финансирование носит исключительно целевой характер. Давать деньги ради получения какой-либо выгоды запрещено согласно Исламу (подобных целей добропорядочный мусульманин не должен преследовать).

Очень важным аспектом, который необходимо отметить, который также был выявлен в результате исследования, остается негативный характер отношений традиционного банка и клиента. Выражается он в том, что классический банк, предоставляя кредит клиенту, «будет только рад», если у последнего наступят финансовые трудности, в результате которых он окажется неплатежеспособным. Все дело в том, что штрафы и пени, на сумму которых увеличится общая сумма кредита, признаются дополнительными доходами банка. Если говорить об исламском банке, то ситуация выглядит с точностью до наоборот. Банки, работающие по принципам разделения прибылей и убытков, всячески заинтересованы в наилучшем развитии событий у своих клиентов. Чем больше заработает клиент, тем больше получит и финансовый институт, заключивший такую сделку. Именно этот аспект является основополагающим и кардинальным различием традиционного и исламского банков.

В настоящий момент говорить о применении опыта зарубежных исламских банков для создания исламского банка на территории Российской Федерации не представляется возможным. Подтверждением данного факта может служить отозванная 04.12.2006 лицензия у банка «Бадр-Форте», который впервые (14.08.1992) в России заявил о желании работать в соответствии с нормами Ислама. Бывший председатель правления банка «Бадр-Форте» Адалет Джабиев в настоящий момент возглавляет инвестиционно-финансовую компанию «Аш-Шамс Капитал», которая занимается инвестированием в различные проекты на территории Российской Федерации [8].

Если же перейти к инициативам в этом вопросе со стороны регионов, то в первую очередь следует обратиться к деятельности ОАО АКБ «Экспресс».

Анализируя процесс открытия так называемых «исламских окон» при светских банках, необходимо отметить, что на данный момент единственным банком в России, занимающимся развитием полного продуктового ряда в соответствии с нормами Ислама, является ОАО АКБ «Экспресс», который был образован в 1994 г. и зарегистрирован в Республике Дагестан. Этот банк имеет генеральную лицензию № 3084 Банка России на осуществление банковских операций, лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, свидетельство №114 о включении банка в реестр банков - участников системы обязательного страхования вкладов, а также этот банк является членом Ассоциации региональных

банков России (Ассоциация «Россия») и членом Ассоциации российских банков [8].

В 2008 г. в ОАО АКБ «Экспресс» был создан сектор по развитию исламского банкинга, целью и задачами которого были:

1) оценка возможности создания первого банковского продукта, соответствующего нормам Ислама, на основе международных пластиковых карт класса Visa и Master Card;

2) разработка и внедрение банковских продуктов и услуг, в том числе подразумевающих финансирование физических и юридических лиц совместно с каноническим отделом Духовного управления мусульман Дагестана;

3) оценка целесообразности применения опыта зарубежных стран в направлении развития исламских финансов на территории Российской Федерации на примере ОАО АКБ «Экспресс»;

4) согласование всех нормативно-правовых документов в рамках данного направления с Банком России, а также с иными контрольно-надзорными органами, в чьей компетенции могут оказаться рассматриваемые финансовые взаимоотношения между клиентами и банком.

На начальном этапе своей деятельности указанный сектор отдал приоритет карточным продуктам. Данный шаг был осознанным, так как законодательство, регулирующее данный сегмент рынка, разрешает банкам открывать текущие счета без начисления процентов (данный факт был определен в результате работы).

Если говорить о причинах появления в организационной структуре банка сектора, развивающего исламские банковские продукты и услуги, то это в первую очередь касается спроса на данный вид услуг.

Среди клиентов банка было очень много держателей пластиковых карт, на которые начислялись проценты на минимальный остаток денежных средств в течение месяца. Эти клиенты, узнав (либо вспомнив и переосмыслив) о том, что данные проценты противоречат Исламу, приходили в банк и просили либо прекратить данное начисление, либо вовсе закрыть карточный счет. Клиенты, пожелавшие, чтобы им не начислялись проценты, писали заявление на имя председателя правления, в котором просили исключить из тарифной сетки используемого им продукта всякие безосновательные начисления на их счет. В результате банк ввел данное условие в свое программное обеспечение.

Однако одним или двумя заявлениями данную группу клиентов, неукоснительно соблюдающих нормы Ислама, невозможно было бы удовлетворить, так как это был выбор «меньшего из двух зол». Отметив огромный экономический потенциал на данном сегменте рынка, руководством банка «Экспресс» перед заместителем председателя правления банка, курирующим направление пластиковых карт, была поставлена задача по оценке перспектив развития строго определенного продуктового ряда, удовлетворяющего потребностям данной целевой группы клиентов.

Понимая, что никаких сложностей в техническом плане не возникнет, было составлено письмо на имя муфтия Республики Дагестан А. М. Абдуллаева с просьбой рассмотреть возможность создания первого в Российской Федерации банковского продукта (пластиковой карты без начисления процентов), соответствующего нормам Ислама.

В Духовном управлении мусульман Дагестана (ДУМД) начался кропотливый процесс ознакомления с карточным продуктом в целом, который предлагают клиентам традиционные банки. Чтобы отметить всю серьезность, с которой отнесся канонический отдел при ДУМД к данному вопросу, надо сказать, что в течение почти двух месяцев проходили постоянные встречи исламских ученых, отвечающих за соответствие рассматриваемого вопроса нормам Ислама, и представителей банка, обладающих полной информацией о технических особенностей данного продукта. В результате такого сотрудничества было определено несколько важных условий, при соблюдении которых банк может заявить, что данный продукт соответствует нормам Ислама, а именно:

1) на минимальный остаток по счету на карте в течение месяца не должны начисляться какие-либо проценты;

2) к данной карте должна отсутствовать возможность подключения услуги «овердрафт» (данная услуга очень распространена среди клиентов, так как она очень удобна и привлекательна с экономической точки зрения);

3) необходимо исключить штрафы за выход в технический овердрафт, которые присутствуют в тарифной сетке традиционных карт класса Visa Electron и Master Card;

4) нужно учесть, что название данной карты не должно содержать слов, тесно связанных с шариатом, в целях исключения вероятности ущемления религиозных чувств мусульман;

5) дизайн данной карты не должен включать в себя изображения запрещенных, с точки зрения Ислама, предметов, животных, фотографий обнаженных женщин, иных противоречащих Исламу фотографий [9];

6) проценты, не начисленные на данную категорию карт, не должны оставаться в банке и приносить прибыль, они должны направляться на проведение благотворительных акций в помощь детскому здравоохранению и детскому воспитанию. Далее авторами будет отмечено, насколько данная работа была эффективной;

7) средства, аккумулируемые на счетах данных карт, не должны иметь прямой цели участия в кредитных сделках. Было также отмечено, что полностью исключить вероятность использования данных средств в сделках, связанных с предоставлением кредитов, не удастся. Следует отметить, что за оценку возможности

соблюдения и техническую реализацию всех указанных пунктов взялись несколько структурных подразделений данного банка:

- юридический отдел - занимался правовой оценкой и легитимностью данного договора;

- управление по работе с частными клиентами -занималось консультированием с представителями международных платежных систем относительно создания специального тарифа, а также относительно вопроса нового дизайна карты;

- рекламный отдел - готовил цикл аналитических передач на телевидении, радио, выпуск полиграфической продукции, которая могла бы разъяснить все вопросы, связанные с новым банковским продуктом.

Следует лишь отметить, что ОАО АКБ «Экспресс» впервые в Российской Федерации разработал банковский продукт на основе пластиковых карт класса Visa Electron и Master Card, а также впервые открыл «исламское окно» при светском банке. В настоящий момент этот банк успешно расширяет линейку банковских продуктов и услуг, соответствующих нормам Ислама [9]. Однако на первых порах развитие данного продукта столкнулось с неоднозначной реакцией со стороны жителей Республики Дагестан. Некоторые спешили оформить данную карту себе и своим близким, некоторые с большой долей скептицизма искали информацию обо всех деталях предоставляемого продукта.

Эмиссия данной категории карт была начата в конце лета 2008 г. До конца года держателями карт

стало уже более 5 тыс. клиентов. Пластиковая карта в XXI в. - это не просто электронный кошелек, это и получение зарплаты, и получение всех возможных перечислений. Положительные отзывы клиентов, собранные по результатам года, были истинной оценкой деятельности ОАО АКБ «Экспресс» в этом направлении.

Необходимо отметить, что существуют и иные представители на рынке исламского финансирования в Российской Федерации, к ним относятся: ОАО КБ «Эллипс банк», открывший аналог «исламскому окну», открытому в ОАО АКБ «Экспресс», Товарищество на вере «Юмарт-Финанс и Компания», финансовый дом «Амаль», включающий в себя несколько компаний, предоставляющих своим клиентам услуги, соответствующие нормам Ислама на основе договоров мурабаха, мудараба, иджара и др.

Однако следует еще раз отметить, что опыт зарубежных стран, а точнее формат, его применения в Российской Федерации, невозможен без внесения определенных поправок в существующее законодательство. В частности, должны быть усовершенствованы следующие нормативно-правовые документы:

1) Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 27.12.2009) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2010) [3];

2) положение «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» (утв. Банком России от 31.08.1998 № 54-П) (ред. от 27.07.2001) [4];

3) положение «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (утв. Банком России от 26.03.2007 № 302-П) (ред. от 11.12.2009) [5];

4) положение «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (утв. Банком России от 26.03.2004 № 254-П) (ред. от 04.12.2009);

5) указание Банка России от 12.11.2009 № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» [6];

6) указание Банка России от 30.04.2008 № 2005-У «Об оценке экономического положения банков» (ред. от 05.08.2009) [7];

7) указание Банка России от 16.01.2004 № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях

признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» (ред. от 27.10.2009) [2].

Однако следует отметить, что данные законодательные акты регулируют лишь деятельность коммерческих банков. Если же говорить об иных организационно-правовых формах, то нужно обязательно расширить понятие «смешанный договор» [1]: установить нормы гражданского кодекса в части взаимоотношений между двумя сторонами, заключившими между собой сделку, отличную от традиционных купли-продажи, аренды и др.

Только после этих законодательно реализованных инициатив можно будет говорить о реализации методов и механизмов, применяемых в зарубежных исламских странах, на экономической площадке нашей страны. У авторов нет сомнений в том, что политика создания благоприятных условий для внедрения форм исламских взаимоотношений может послужить серьезным толчком для развития не только экономики, но и духовно-социального аспекта в масштабах страны.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994).

2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ.

3. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 27.12.2009 с изм. и доп.).

4. О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения): положение Банка России от 31.08.1998 № 54-П (ред. от 11.12.2009) (зарегистрировано в Минюсте России от 29.09.1998 № 1619).

5. О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации: положение Банка России от 26.03.2007 № 302-П) (ред. от 11.12.2009).

6. О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации: указание Банка России от 12.11.2009 № 2332-У (зарегистрировано в Минюсте России от 16.12.2009 № 15615).

7. Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов: указание Банка России от 16.01.2004 № 1379-У (ред. от 27.10.2009) (зарегистрировано в Минюсте России от 23.01.2004 № 5485).

8. URL: http://www.bankexpress.ru/about. php.

9. URL: http://www. islam.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.