Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В КОМПАНИИ ООО «ЭЛЬДОРАДО»'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В КОМПАНИИ ООО «ЭЛЬДОРАДО» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ma Сюэши

В статье анализируются системы аналитического обеспечения рационализации расходов ООО «Эльдорадо», которые следует осуществлять с учетом требований системного подхода и комплексного изучения экономических явлений и процессов предприятия, реализуемых в структуре методики экономического анализа. Важными задачами в разработке системы управления материальных издержек производства является построение общей модели анализа и выяснения общих принципов и направлений его проведения. Выделенные задачи анализа материальных потоков следует рассматривать применительно к отношению их к виду анализа, исходя из временного аспекта решения проблемы,- ретроспективный, оперативный и стратегический анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В КОМПАНИИ ООО «ЭЛЬДОРАДО»»

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В КОМПАНИИ ООО «ЭЛЬДОРАДО»

Ma Сюэши

Ма Сюэши - соискатель, магистр по экономическим наукам, Синьянский педагогический университет, г. Синьян, Китайская Народная Республика

Аннотация: в статье анализируются системы аналитического обеспечения рационализации расходов ООО «Эльдорадо», которые следует осуществлять с учетом требований системного подхода и комплексного изучения экономических явлений и процессов предприятия, реализуемых в структуре методики экономического анализа. Важными задачами в разработке системы управления материальных издержек производства является построение общей модели анализа и выяснения общих принципов и направлений его проведения. Выделенные задачи анализа материальных потоков следует рассматривать применительно к отношению их к виду анализа, исходя из временного аспекта решения проблемы,-ретроспективный, оперативный и стратегический анализ.

Ключевые слова: организационная структура, прибыль предприятия, финансовые результаты.

В рамках ретроспективного анализа затрат ООО «Эльдорадо» необходимо решать помимо классических (анализ изменений материальных затрат на прямым и косвенным методами) и дополнительные задачи, которые позволят:

— обосновать степень достигнутой рационализации материальных затрат на предприятии как за счет анализа рассчитанных показателей доходности, так и путем исследований структуры полученного материального потока;

— установить и определить влияние осуществленных предприятием в отчетном периоде изменений в стоимости активов на величину расходов от операционной деятельности;

— выявить внутренние резервы повышения платежеспособности предприятия и наметить конкретные пути по устранению кризиса ликвидности;

— определить прямые и косвенные потери в денежном потоке, полученные предприятием в отчетном периоде.

Основная цель управления затратами в ООО «Эльдорадо» — оптимизация суммы и уровня затрат, обеспечение достаточных темпов развития производственной деятельности предприятия и достижения нормальных объемов прибыли[2, с. 30]. Процесс управления затратами на производстве связан с выявлением и учетом факторов, влияющих на формирование себестоимости продукции. Эти факторы подразделяются на 2 группы:

Внутрипроизводственные факторы:

— повышение технического уровня производства;

— совершенствование организации производства и труда;

— изменение объема производства.

Внепроизводственные факторы:

— рыночные цены на сырье, материалы;

— изменение видов и ставок налоговых платежей, которые включаются в себестоимость продукции;

— курсы валют;

— инфляция;

— амортизационная политика;

— природно-климатические факторы и т.п.

Резервы снижения себестоимости продукции:

— снижение затрат на оплату труда на единицу продукции на основе повышения производительности труда;

— улучшение использования основных фондов путем повышения выпуска продукции на каждый рубль основных фондов;

— рациональное использование сырья, материалов, топлива, энергии при понижении затрат на единицу изделия без понижения качества продукции;

— устранение перерасхода материальных запасов, топлива, энергии;

— снижение потерь от брака и ликвидация непроизводственных расходов;

— снижение расходов, связанных со сбытом продукции;

— снижение расходов на аппарат управления путем рациональной его организации.

С целью обеспечения эффективной реализации стратегии оптимизации затрат в ООО «Эльдорадо» рекомендуется внедрение контроллинга.

На начальной стадии внедрения контроллинга в процессе финансового управления в ООО «Эльдорадо» достаточно будет закрепление функций контроллинга по близким экономическим назначениям отделами предприятия, формирования рабочей группы по выполнению заданий контроллинга из числа сотрудников, наделенных соответствующими должностными полномочиями. Такой подход к внедрению контроллинга позволит перебороть психологический барьер, а также получить достаточное представление о результативности управления денежными потоками на предприятии при минимальных расходах финансовых и трудовых ресурсов[4, с. 25].

Следующий этап предусматривает разработку и утверждение регламента контроллинга финансовых рисков: процедур составления, передачи, обработки и анализа исходной информации, согласования направлений регулирования и оценки результативности контроллинга.

Основное назначение регламента контроллинга заключается в обеспечении возможности контролировать ход выполнения операций контроллинга финансовых рисков по критериям сроков, достоверности и полноты отражения отчетной информации[1, с. 120].

Четкий организационный и часовой регламент контроллинга позволяет создать предпосылки для разграничений ответственности, контроля и стимулирования выполнения процедур контроллинга финансовых рисков предприятия.

Следующим этапом организации контроллинга финансовых рисков предприятия является составление графика документооборота, который предусматривает: определение состава входных и исходных документов; маршрутизацию документооборота; анализ качества организации документооборота. Такая структуризация рассмотренного этапа обусловлена подходом к определению документооборота как к системе нескольких аналитических элементов: маршруту, документопотока и информационного объекта. При этом маршрут являет собой совокупность подразделений и должностных лиц, через которые последовательно проходит документ[8, с. 78].

Состав входных и исходных документов в системе контроллинга определяется информационными потребностями сотрудников предприятия в содержании и формах получения информации.

Маршрутизация документопотока предусматривает разработку графика документооборота в системе контроллинга. Базовыми документами для маршрутизации документопотока разработаны на предыдущих этапах графики выполнения комплекса работ контроллинга, что определяет сроки выполнения работ, и положения о разграничении ответственности за реализацию процедур контроллинга, что определяет маршрут документопотока.

В качестве критериев оценки оптимальности можно выделить: соответствие документопотока поставленному заданию; управляемость документооборота; существование единственного депозитария со структурированной информацией; тематическую направленность каждого документа; соответствие периода потребности в документе периодичности документопотока; соответствие возможностей поиска документа особенностям потребности в нем[6, с. 307].

Перспективная схема документооборота в системе контроллинга финансовыми рисками в ООО «Эльдорадо» изображена на рис. (приложение).

Как видно из графика документооборота, в процессе контроллинга ООО «Эльдорадо» будут активно участвовать сотрудники юридического и финансового отделов, отдела логистики и отдела сбыта.

Основные процедуры контроллинга должны быть распределены между:

— сотрудниками финансового отдела, которые формируют информационный массив контроллинга денежных потоков предприятия;

— аналитиком службы контроллинга, что производит обработку информации и формирование прогноза эффективности управления денежными потоками;

— менеджером по контроллингу, что исследует результаты контроллинга, формирует отчет о существующих и возможных проблемах в управлении финансовыми ресурсами предприятия, а также разработку проектов регулирования движения денежных потоков предприятия;

— начальником службы контроллинга, что осуществляет координацию процесса контроллинга и предоставляет результаты руководству предприятия.

Преодоление психологического сопротивления сотрудников предприятия нововведением из организации контроллинга требует разработки и внедрения системы мотивации выполнения процедур контроллинга на следующем этапе организации контроллинга. В данном аспекте мотивация рассматривается как побуждение ответственных сотрудников к активной трудовой деятельности для достижения целей контроллинга.

Заключительным этапом организации контроллинга является автоматизация данного процесса. Основной целью данного этапа является получение оперативной информации относительно хода реализации операций контроллинга каждым структурным подразделением для оперативного реагирования на непредвиденные ситуации[5, с. 66].

Предприятию предлагаются дополнительные регистры по учету затрат, которые так же необходимо включить в график документооборота.

Для общепроизводственных расходов и сбора информации предлагаются регистры, которые будут заполняться по системе «директ-костинг».

В таблице 3.5 представлен регистр учета затрат, который помогает собирать затраты по видам затрат.

Таблица 1. Регистр учета списания затрат

№ п/п Наименование ТМЦ Ед.изм. Кол-во Цена за ед. продук ции, руб. Общ. сумма, руб. Бух. счет списания Вид затрат Статья расхода

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Источник: Разработано автором.

При заполнении этого регистра основной упор делается на деление продукции по видам затрат. Далее представлена методика заполнения регистра.

В графе 1 ставится номер по порядку.

Во второй графе перечень наименования товарно-материальных ценностей.

В 3 графе проставляется по каждому виду товарно-материальных ценностей единицы измерения.

В 4 графе количество товарно-материальных ценностей, которые относятся к данной статье расходов.

В 5 графе цена за единицу товарно-материальных ценностей.

В 6 графе общая сумма расходов, которая должна относиться на данную статью расходов.

В 7 графе проставляется бухгалтерский счет учета затрат.

В 8 графе ставится вид расходов, по которому ведется детализированный учет товарно-материальных ценностей.

В графе 9 проставляется статья расходов, более детализированный учет в разрезе видов расходов.

На предприятии каждому отделу присвоен свой код бюджетной классификации, в рамках которого они обязаны вести закупку и списание товарно-материальных ценностей. Поэтому в 10 графе проставляется код бюджетной классификации, принадлежащий конкретному отделу.

В данном регистре один вид товарно-материальных ценностей классифицируется на несколько видов затрат, статей расходов и кодов бюджетной классификации.

Таким образом, по трем последним графам формируются коды бюджетной классификации, принятые на предприятии, по которым ведется учет расходов.

Далее представлен пример заполнения регистра.

Таблица 2. Заполнение регистра учета списания затрат

№ п/п Наименова ние продукции Ед.изм. Кол-во Цена за ед проду кции, руб. Общ. сумма, руб. Бух. счет списани я Вид затрат Статья расхода

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 Пиловочник м3 1 2242 2242 25.1 Технологические цели Обслуживание

2 Пиловочник м3 1 2242 2242 25.2 Производственные цели Построение опалубки

Источник: Разработано автором.

Из приведенных данных видно, что один вид материалов в данном регистре группируется по нескольким направлениям. Исходя из полных данных по предприятию в конце месяца, можно сформировать общую картину и сделать группировку, например, по виду расхода, узнать какая сумма ушла на данный вид расхода, для более конкретного деления представлены статьи расходов, по которым тоже можно собрать сумму «вид расходастатья расхода». Если же нужна общая сумма списания по наименованию материальных затрат, то в этой форме так же можно собрать общие данные.

Данные для этой формы можно вести в программе бухгалтерского учета с направлениями управленческого учета, но должна общая форма выгружаться в программу Ехе1, для удобства работы.

Далее на основе представленной формы составляется обобщенная форма по учету затрат, в которой учет по переделам уже не ведется. В этой форме суммируются данные за месяц. Форма регистра представлена в таблице 3.7.

Вид расхода Статья расхода Код бюджетной классификации Бухгалтерский счет Сумма, руб.

1 2 3 4 5

Источник: Разработано автором.

В 1 графе группировка по видам расходов, в разрезе месяца. Во второй графе группировка по статьям расходов в разрезе месяца. В 3 графе группировка по кодам бюджетной классификации. В 4 графе бухгалтерский счет. В 5 Общая сумма по группировкам.

В таблице 3.8 представлены данные по заполнению регистра.

Таблица 4. Регистр учета затрат

Вид расхода Статья расхода Код бюджетной классификации Бухгалтерский счет Сумма, руб.

1 2 3 4 5

Технологические цели Обслуживание 0087 25.1 5428

Технологические цели Обслуживание 0005 25.1 6347

Производственные цели Построение макетов на витрину 0060 25.2 36247

Источник: Разработано автором.

В этом документе можно будет проследить изменение затрат по видам затрат. Таким образом, разработанные регистры учета затрат предназначены для следующих целей:

- для ведения обобщенного учета затрат;

- для оперативного контроля за уровнем затрат;

- служить базой для анализа затрат;

- служить базой для планирования затрат по статьям на следующий год. Определим экономическую эффективность предложенных мероприятий.

Нами был предложен вариант по созданию отдела контролинга - 4 новых должности: Руководитель отдела контроллинга, Менеджер стратегического развития, Менеджер финансист, Менеджер по мониторингу. Затраты на набор персонала составят: Оплата менеджеру по персоналу - 10000р Размещение объявлений и проведение отбора - 10000р Работа в испытательный срок - 50000 р

Итого, сумма на набор персонала в отдел контролинга - 70 тыс. рублей. Чистый дисконтированный доход (ЧДД), или интегральный экономический эффект (Эинт), определяется как сумма текущих экономических эффектов за весь период, приведенная к начальному шагу (начальному году расчетного периода) или как превышение интегральных экономических результатов над интегральными

затратами. Его величина вычисляется по формуле

^

Эинт = ЧДД = Р - К = 2 Р - К )х а, = (95,7-70,0) * 0,85 = 21,84 ТЫС.руб.

t

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р = 95,7 тыс.руб.

К = 70,0 тыс.руб.

где Р - экономические результаты осуществления мероприятий за расчетный период, руб.;

К - затраты на осуществление мероприятий за расчетный период, руб.;

^ - начальный шаг (начальный год расчетного периода);

^ - конечный шаг (конечный год расчетного периода);

Р; - экономические результаты, достигаемые на 1-м шаге (в 1-м году расчетного периода), руб.;

К; - затраты, осуществляемые на t шаге (в t году расчетного периода), руб.;

а1 -коэффициент дисконтирования (коэффициент приведения разновременных

затрат и экономических результатов к расчетному году) = 0,85 (складывается из рисков на валютном рынке, уровня инфляции и риска от внедрения проектных мероприятий).

Срок окупаемости (Ток) - минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный экономический эффект становится положительным и в дальнейшем остается неотрицательным. Срок окупаемости определяется исходя из условия:

Ток = тп ; при кот°р°м £(р; _к;)ха1 = Квл

1=1н

Рассчитывается по формуле = Инвестиции/Денежный приток = 70/95,7 = 0,73 года, или 9 месяцев.

Рентабельность инвестиций (Рн), учитывающая интересы участников или специфику проекта, определяемая как

гк

Рн = £(Рг _К')хаг /Квл = 21,84 / 70,00 = 0,31 или 31%.

г=гн

Проведенные расчеты, позволяют утверждать об эффективности данного проекта совершенствования системы адаптации и профессионального развития персонала организации и необходимости его реализации.

Результатом контроллинга является формирование информации для анализа и принятия управленческих решений, разработки и оценки вариантов регулирования движения денежных потоков, параметров управления денежными потоками и координации принятия управленческих решений.

Обобщение аналитической информации для принятия управленческих решений и их координации осуществляется на основе обратной информационной связи. Исходной информацией контроллинга является: отчет об управлении денежными потоками, справках о существующих и возможных проблемах в результативности предприятия, прогнозном отчете о сценариях влияния факторов среды на результаты финансово-экономической деятельности предприятия[7, с. 45].

На основании проеденного исследования сделаны следующие выводы.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

В ООО «Эльдорадо» прослеживается стабильная тенденция роста прибыли, однако темп роста себестоимости расходов превышает темп роста дохода от реализации, потому уровень рентабельности предприятия уменьшается.

Основными резервами снижения себестоимости продукции в ООО «Эльдорадо» являются:

— снижение затрат на оплату труда на единицу продукции на основе повышения производительности труда;

— улучшение использования основных фондов путем повышения выпуска продукции на каждый рубль основных фондов;

— рациональное использование сырья, материалов, топлива, энергии при понижении затрат на единицу изделия без понижения качества продукции;

— устранение перерасхода материальных запасов, топлива, энергии;

— снижение потерь от брака и ликвидация непроизводственных расходов;

— снижение расходов, связанных со сбытом продукции;

— снижение расходов на аппарат управления путем рациональной его организации.

На основании проведенных расчетов эффективности финансово-хозяйственной деятельности сделан вывод о целесообразности разработки мероприятий, направленных на повышение прибыльности (путем снижения расходов производства и повышения средне реализационных цен, контроля объемов сбыта). С целью обеспечения эффективной реализации финансовой стратегии в ООО «Эльдорадо» рекомендуется внедрение финансового контроллинга.

Список литературы

1. Арутюнов Ю.А. Финансовый менеджмент : учеб. пособие / Ю.А. Арутюнов. М.: ИНФРА-М, 2012. 543 с.

2. Гусева Л.И. Анализ затрат и результатов по центрам ответственности. / Л.И. Гусева. // Экономический анализ, 2012. № 1. С. 29- 32.

3. Гомонко Э.А. Управление затратами на предприятии / Э.А. Гомонко. М.: КноРус, 2012. 232 с.

4. Донцов С.С. Финансовый анализ предприятия / С.С. Донцов // Финансовый менеджмент, 2012. № 2. С. 24-29.

5. Лебедев В.Г. Управление затратами на предприятии / В.Г. Лебедев. М.: Союз, 2012. 181 с.

6. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика : учебное пособие / Е.С. Стоянова. М.: Перспектива, 2012. 652 с.

7. Яблукова Р.З. Финансовый менеджмент в вопросах и ответах / Р.З. Яблукова. М.: Финансы и статистика, 2012. 441 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.