Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СКФО)'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СКФО) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНЫЙ РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дохолян С.В.

Диспропорции в развитии территорий приводят к появлению проблемных зон, что усиливает нагрузку на федеральный и региональные бюджеты, замедляет развитие экономики и обостряет социальное неравенство. Цель работы. Целью исследования стал анализ и систематизация основных направлений развития социально-экономической политики проблемного региона на примере Северо-Кавказского федерального округа. Метод или методология проведения работы. В статье были использованы методы системного анализа, обобщения и сравнения. Статистической базой исследования послужили материалы Федеральной службы государственной статистики России, раскрывающие неравномерность в развитии регионов СКФО. Результаты. Результаты исследования состоят в разработке предложений по совершенствованию социально-экономической политики в проблемных регионах Северного Кавказа. Среди приоритетных направлений совершенствования социально-экономической сферы регионов СКФО автором обозначены: развитие малого предпринимательства, в особенности женского; формирование благоприятной инвестиционной среды; трансформация структуры хозяйственного комплекса на территории СКФО; повышение уровня доступности образовательных услуг, усиление инновационной активности регионов. Область применения результатов. Полученные результаты имеют значительную практическую ценность и могут быть использованы региональными органами власти для усовершенствования социальной и экономической политики региона, направленной на сокращение диспропорций в развитии территорий Северо-Кавказского федерального округа. Выводы. Делается вывод о том, что региональным органам власти необходимо активизировать свои усилия по устранению асимметрии в развитии регионов Северо-Кавказского федерального округа, что является залогом повышения уровня жизни граждан и роста экономики регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дохолян С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR IMPROVING THE SOCIO-ECONOMIC POLICY OF THE DEVELOPMENT OF THE PROBLEM REGION (ON THE EXAMPLE OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT)

Disproportions in the development of territories lead to the emergence of problem areas, which increases the burden on federal and regional budgets, slows down economic development and exacerbates social inequality. The purpose of the work. The purpose of the study was to analyze and systematize the main directions of development of socio-economic policy of the problem region on the example of the North Caucasus Federal District. The method or methodology The methods of system analysis, generalization and comparison were used in the article. The statistical basis of the study was the materials of the Federal State Statistics Service of Russia, revealing the unevenness in the development of the regions of the North Caucasus Federal District. Results. The results of the study consist in the development of proposals for improving socio-economic policy in the problem regions of the North Caucasus. Among the priority areas for improving the socio-economic sphere of the regions of the North Caucasus Federal District, the author identifies: the development of small business, especially women's; the formation of a favorable investment environment; transformation of the structure of the economic complex on the territory of the North Caucasus Federal District; increasing the availability of educational services, strengthening the innovative activity of the regions. The scope of the results. The results obtained are of considerable practical value and can be used by regional authorities to improve the social and economic policy of the region aimed at reducing disparities in the development of the territories of the North Caucasus Federal District. It is concluded that regional authorities need to step up their efforts to eliminate the asymmetry in the development of the regions of the North Caucasus Federal District, which is the key to improving the standard of living of citizens and the growth of the regional economy.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СКФО)»

УДК 332.025:332.1 ДОХОЛЯНСЕРГЕИ ВЛАДИМИРОВИЧ

д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН,

e-mail: sergsvd@mail.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2021-10-115-122 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СКФО)

Аннотация. Диспропорции в развитии территорий приводят к появлению проблемных зон, что усиливает нагрузку на федеральный и региональные бюджеты, замедляет развитие экономики и обостряет социальное неравенство. Цель работы. Целью исследования стал анализ и систематизация основных направлений развития социально-экономической политики проблемного региона на примере Северо-Кавказского федерального округа. Метод или методология проведения работы. В статье были использованы методы системного анализа, обобщения и сравнения. Статистической базой исследования послужили материалы Федеральной службы государственной статистики России, раскрывающие неравномерность в развитии регионов СКФО. Результаты. Результаты исследования состоят в разработке предложений по совершенствованию социально-экономической политики в проблемных регионах Северного Кавказа. Среди приоритетных направлений совершенствования социально-экономической сферы регионов СКФО автором обозначены: развитие малого предпринимательства, в особенности женского; формирование благоприятной инвестиционной среды; трансформация структуры хозяйственного комплекса на территории СКФО; повышение уровня доступности образовательных услуг, усиление инновационной активности регионов. Область применения результатов. Полученные результаты имеют значительную практическую ценность и могут быть использованы региональными органами власти для усовершенствования социальной и экономической политики региона, направленной на сокращение диспропорций в развитии территорий Северо-Кавказского федерального округа. Выводы. Делается вывод о том, что региональным органам власти необходимо активизировать свои усилия по устранению асимметрии в развитии регионов Северо-Кавказского федерального округа, что является залогом повышения уровня жизни граждан и роста экономики регионов.

Ключевые слова: проблемный регион, социально-экономическое развитие, СевероКавказский федеральный округ, малый бизнес, инвестиционная среда.

DOKHOLYANSERGEY VLADIMIROVICH

Dr.Sc of Economics, Professor, Chief Researcher of the Institute of Socio-Economic Research of the Russian Academy of Sciences,

e-mail: sergsvd@mail.ru

DIRECTIONS FOR IMPROVING THE SOCIO-ECONOMIC POLICY

OF THE DEVELOPMENT OF THE PROBLEM REGION (ON THE EXAMPLE OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT)

Abstract. Disproportions in the development of territories lead to the emergence of problem areas, which increases the burden on federal and regional budgets, slows down economic development and exacerbates social inequality. The purpose of the work. The purpose of the study was to analyze and systematize the main directions of development of socio-economic policy of the problem region on the example of the North Caucasus Federal District. The method or methodology of the work. The methods of system analysis, generalization and comparison were used in the article. The statistical basis of the study was the materials of the Federal State Statistics Service of Russia, revealing the unevenness in the development of the regions of the North Caucasus Federal District. Results. The results of the study consist in the development of proposals for improving socio-economic policy in the problem regions of the North Caucasus. Among the priority areas for

improving the socio-economic sphere of the regions of the North Caucasus Federal District, the author identifies: the development of small business, especially women's; the formation of a favorable investment environment; transformation of the structure of the economic complex on the territory of the North Caucasus Federal District; increasing the availability of educational services, strengthening the innovative activity of the regions. The scope of the results. The results obtained are of considerable practical value and can be used by regional authorities to improve the social and economic policy of the region aimed at reducing disparities in the development of the territories of the North Caucasus Federal District. Conclusions. It is concluded that regional authorities need to step up their efforts to eliminate the asymmetry in the development of the regions of the North Caucasus Federal District, which is the key to improving the standard of living of citizens and the growth of the regional economy.

Keywords: problem region, socio-economic development, North Caucasus Federal District, small business, investment environment.

1. Введение. На сегодняшний день одной из ключевых целей глобального сообщества является развитие регионов путем эффективного использования их потенциала и создания конкурентоспособных и инновационно-развитых экономик. Однако, ряд деструктивных явлений, таких, как социально-экономические кризисы, пандемия короновируса, военные конфликты, истощение ресурсов, экологические катастрофы и др., происходящие как в мировой, так и в национальных экономиках, еще больше усиливают территориальные дисбалансы. Следствиями диспропорционального развития региона являются: усиление разрыва в доходах людей, ухудшение качества жизни, снижение доступа к образовательным, медицинским услугам, возникновение конфликтов и другие проблемы, что увеличивает нагрузку на бюджет страны и приводит к конфедеративным процессам. В связи с этим, поиск эффективных методов воздействия на региональное развитие становится одним из необходимых элементов совершенствования политики государственного управления экономикой.

В Российской федерации в силу территориальных, климатических, ресурсных, национальных факторов наблюдаются различия в социально-экономических показателях регионов, что свидетельствует об их ассиметричном развитии. Наиболее проблемным является СевероКавказский федеральный округ, демонстрирующий самую высокую зависимость от бюджета РФ и самый низкий уровень занятости населения. При этом, несмотря на ряд мероприятий в социально-экономической сфере регионов СКФО, по-прежнему, сохраняются множество проблем организационно-управленческого, экономического, политического и социального характера [1]. На этом фоне возникает необходимость усовершенствования стратегии экономического развития региона СКФО (как наиболее проблемного), концептуальных основ и механизмов ее реализации, с учетом проводимых внутригосударственных реформ в стране, а также глоба-лизационных процессов, проходящих в мировой экономике.

Проблемные аспекты равномерного развития территорий стали предметом активного диску-тирования среди отечественных и зарубежных исследователей. Теоретические вопросы, отражающие сущность понятия «проблемный регион» иего классификация представлены в научных трудах: М. Толчинская [2], Ю. Магомадов [3], Н.Нурланова, А. Сатыбалдин и др. [4], и др. Подробный анализ показателей социального и экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, а также сценарныйпрогноз его развития представлен в работе [5].

Существенный вклад в разработку и изучение различных вопросов относительно формирования и совершенствования региональной политикина примере разных регионов СКФО внесли Р. Кутаева[1], В. Петросянц, С. Дохолян, Д. Деневизюк [5], М. Ахмедова[6], А. Амендола, Э. Джоши [7] и др. Тем не менее, учитывая огромный научный интерес к вопросам развития проблемных регионов, а также многогранность и социальную важность проблемы развития СКФО, некоторые аспекты требуют тщательного исследования, обобщения и систематизации.

Целью исследования является анализ и систематизация основных направлений развития социально-экономической политики проблемного региона на примере Северо-Кавказского федерального округа.

2. Основная часть.

2.1 Анализ уровня проблемности регионов СКФО

Ставропольский край Кабардино-Балкарская Республика ркесская Республика

Республика Северная Осетия'Алания Республика Дагестан Чеченская Республика Республика Ингушетия

О ОД 0,2 0,3 О А 0,5 0д6 0,7 0,8 0,9

Рис. 1. Показатель таксономии степени проблемности социально-экономического развития по регионам Северо-Кавказского федерального округа в 2020 г. Источник: [8]

Полученные результаты свидетельствуют о том, что самыми проблемными были Республика Дагестан (0,31), Чеченская Республика (0,24) и Республика Ингушетия (0,13), где был зафиксирован высокий и очень высокий уровень проблем в социально-экономическом развитии. Среднюю позицию по уровню проблем занимали Республика Северная Осетия Алания (0,44) и Карачаево-Черкесская Республика (0,55). В диапазоне низкой и очень низкой степени проблем-ности в развитии социальной и экономической сфер, согласно разработанной методике, оказались Кабардино-Балкарская Республика и Ставропольский край.

Среди основных проблем, негативно отразившихся на рейтинге регионов, были выделены [8]: высокий уровень безработицы (особенно женской), отток рабочей силы, низкая образованность трудовых кадров, зависимость от федерального бюджета России, деиндустриализация регионов и низкий уровень инновационной активности предприятий. В связи с этим, необходимо особое внимание уделить отмеченным проблемам при формировании региональной социально-экономической политики.

2.2. Приоритетные направления социально-экономического развития проблемных регионов СКФО

Опираясь на исследования ученых[1; 5; 6; 8; 9], занимавшихся изучением проблем в развитии регионов Северного Кавказа, а также способов их решения, выделим следующие приоритетные направления совершенствования социально-экономической сферы:

1. Развитие малого предпринимательства, в особенности женского, с целью снижения напряженности на рынке труда, сокращения трудовой миграции населения и уменьшения нагрузки на региональный бюджет, касающейся социальной поддержки безработных и малоимущих граждан.

2. Формирование благоприятной инвестиционной среды для уменьшения зависимости от федерального бюджета.

3. Трансформация структуры хозяйственного комплекса на территории Северо-Кавказского федерального округа.

4. Повышение уровня доступности образовательных услуг, усиление инновационной активности в развитии региональной социально-экономической среды.

Малое предпринимательство является опорой мировой экономики, продуцируя до 50% в глобальном ВВП и обеспечивая порядка 70% рабочих мест [10]. К сожалению, на Северном Кавказе доля малого бизнеса в валовом региональном продукте (ВРП) невысока, максимальный показатель был зафиксирован в Кабардино-Балкарской Республике - 38,7%, а минимальный - в Карачаево-Черкесской Республике - 22% в 2020 г. (рис. 2). Также, доля женщин, владеющих

Рис. 2. Место малого предпринимательства в регионах СКФО в 2020 г. Источник: составлено автором по данным[12;13]

Ключевой причиной столь слабого развития предпринимательства в СКФО является низкий уровень поддержки, как со стороны государства, так и частных инвесторов, и общественных организаций. Более того, даже в разрезе субъектов Северо-Кавказского федерального округа существуют диспропорции в развитии предпринимательства. (рис. 3). Так, лидерами по числу организаций, предоставляющих различные формы поддержки являются Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан. Меньше всего возможностей получить поддержку у предпринимателей из Карачаево-Черкесской Республики, где задействована всего одна организация (Государственный фонд поддержки предпринимательства, Центр коллективного пользования АУ КЧР «ЦПП КЧР»). В целом, в регионах СКФО представлены следующие организации, оказывающие поддержку малому бизнесу, а именно: Региональные центры «Мой бизнес»; микрофинансовые организации финансирования предпринимателей; технопарки; региональные гарантийные фонды содействия кредитованию; бизнес-инкубаторы; центры поддержки народно-художественных промыслов, ремесленников,

РнпубпимДкннн 7

О 1 4 С Я 10

Рис. 3. Число организаций, оказывающих поддержку малому бизнесу в регионах СКФО в 2020 г.

Следует отметить, микрофинансовые организации, занимающиеся финансированием предпринимателей отсутствуют в Ингушетии, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике и Ставропольском крае. А Северной Осетии - Алании, Чеченской Республике, Карачаево-Черкесской Республике и Ставропольском крае не представлены гарантийные организации[9]. В связи с этим возникает необходимость открытия таких организаций для обеспечения финансовыми ресурсами малого бизнеса в данных регионах.

В рамках расширения предпринимательства в регионах СКФО требуют решения вопросы, касающиеся вывода малого бизнеса из тени, предоставления им налоговых льгот и каникул.

Что касается развития женского бизнеса, то на территории Северо-Кавказского федерального округа, основными организациями, оказывающими помощь женщинам, являются Комитет по развитию женского предпринимательства и региональные центры «Мой бизнес». Следует отметить, что представительства Комитета по развитию женского предпринимательства открыты только в Ставропольском крае и Дагестане, что не способствует росту предпринимательской активности со стороны женщин в других регионах СКФО. Замедляет развитие женского предпринимательства и отсутствие центров для предпринимателей «Мой бизнес»в Республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республике. В связи с этим, региональным властям для формирования благоприятного предпринимательского климата целесообразно обеспечить открытие центров «Мой бизнес» и представительств Комитета по развитию женского предпринимательства в указанных регионах. Также способствовать развитию женского бизнеса будет разработка специальных региональных программ, направленных на оказание поддержки женщинам-предпринимательницам (как это уже сделано в Республике Дагестан).

2. Формирование благоприятной инвестиционной среды является важным фактором развития региона в условиях высокой конкуренции и борьбы за ресурсы между субъектами РФ. Для повышения эффективности региональной инвестиционной политики необходимо объединить усилия как государственных и муниципальных органов власти, так и средств массовой информации, бизнеса и общественных организаций.

Улучшить инвестиционный климат в регионах СКФО можно за счет активизации государственно-частного партнерства, что позволит укрепить экономические связи между частным бизнесом и органами государственной власти в процесс привлечения дополнительных ресурсов в экономику территории [6].

Для создания и укрепления положительного имиджа в регионах СКФО, некоторые исследователи рекомендуют основать специальную структуру, что благоприятно отразится на инвестиционной и туристической привлекательности региона, позволит улучшить его социальное и экономическое положение [1].Ключевыми задачами такой структуры должны стать: выявление секторальных возможностей в развитии региональной экономики (производство пищевых продуктов, альтернативной энергетики, поддержка телекоммуникационных технологий, народных промыслов и пр.); представление региона, как территории, имеющей стабильную, гостеприимную и культурную обстановку; формирование отдельных программ инвестиционного развития для каждого отдельного кластера или сообщества; распространение информации в разных местах (сайтах, блогах, социальных сетях); постоянное взаимодействие со всеми органами исполнительной власти, представленными в регионе, а также с подобными структурами других республик СКФО[1]. На примере Республики Дагестан такую структуру предлагается организовать при Министерстве печати и информации Республики Дагестан [1]. В свою очередь, в Чеченской Республике такой орган можно было бы сформировать при Министерстве по национальной политике, внешним связям, печати и информации; в Северной Осетии-Алании - при Комитете по делам печати и массовых коммуникаций; в Кабардино-Балкарии при - Министерстве печати и информации; в Ингушетии - при Министерстве по внешним связям, национальной политике, печати и информации; в Карачаево-Черкессии - Министерстве по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати; в Ставропольском крае -при комитете по массовым коммуникациям.

3. Трансформация структуры хозяйственного комплекса на территории СКФО.

В субъектах Северо-Кавказского федерального округа преобладающим видом экономической деятельности является сельское хозяйство, что свидетельствует о деиндустриализации и неэффективности структуры хозяйственного комплекса. Наименее промышленно-развитыми

являются Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская Республики и Республика Дагестан, где доля аграрного сектора в валовом региональном продукте составляла - 18,0, 17,3 и 16,7%, соответственно (рис. 4). О доминирующей роли сельского хозяйства свидетельствует и преобладание сельских жителей над городским населением в таких регионах как Чеченская Республика, Республика Дагестан и Карачаево-Черкесская республика, где доля горожан была ниже 50% (рис. 4).

Решение указанной проблемы будет зависеть от активизации инвестиционной деятельности и создания новых промышленных производств, а также модернизации и технического пе-

Рис. 4. Доля аграрного сектора в ВРП и уровень урбанизации в регионах СКФО в 2020 г. Источник: составлено автором по данным [12]

4. Повышение доступности образовательных услуг, усиление инновационной активности в развитии региональной социально-экономической среды.

В настоящее время уровень развития образовательного комплекса в СКФО в целом остается низким, что напрямую отражается на инновационном развитии регионов.Так, в 2020 г. Дагестан и Чеченская Республики лидировали по доле трудовых кадров с низким уровнем образования (не имеющих высшего или специально-технического) - 40,9% и 38,7%, соответственно. В Кабардино-Балкарской Республике этот показатель составлял - 32,3%, в Ставропольском крае - 27,5%, в Карачаево-Черкесской Республике - 27,4%, в Ингушетии - 19,4% и в Северной Осетии-Алании - 16,4% [8]. В связи с этим, одной из ключевых задач является повышение доступности и качества при подготовке специалистов для разных сфер экономики.

Среди мероприятий по образовательному и профессиональному развитию на уровне регионов СКФО для местных органов власти можно предложить следующие: участие в планировании рабочей силы в регионе; проведение анализапроблемных аспектовпо подбору, найму и удержанию кадров; инициирование трехсторонних консультаций по кадровому обеспечению; обеспечение охраны здоровья и безопасности сотрудников на рабочем месте; инициирование курсов переподготовки кадров в соответствии с новыми рыночными требованиями.

Для повышения доступности высшего и средне-специального образования одним из возможных вариантов является увеличение числа льготных программ для учащихся, количества бюджетных мест в региональных образовательных учреждениях. Например, частичное субсидирование оплаты образования за счет средств регионального бюджета для студентов из мало-

обеспеченных семей, предоставление льготных кредитов по низким процентным ставкам, оплата обучения за счет бизнеса в рамках подготовки по программам стейхолдеров. С целью обеспечения инновационного развития региона необходимо стимулировать развитие научных кадров, обеспечивать достойные условия труда и оплаты, увеличить число проводимых научно-технических выставок и конференций.

3. Выводы. Таким образом, активизация региональными властями мероприятий по повышению инвестиционного климата и развитию малого предпринимательства, позволит существенно снизить социальную нагрузку на региональный бюджет, а также уменьшить зависимость местных бюджетов от федерального бюджета РФ. Выделенные блоки проблем являются взаимосвязанными, поскольку от наличия образованных кадров зависит скорость создания собственных малых предприятий, которые в свою очередь положительно влияют на инвестиционный климат, что в дальнейшем приводит к трансформации хозяйственного комплекса и

Литература

1. Кутаева Р.А. Совершенствование направлений социально-экономического развития проблемного региона: автореф... дис.кан.экон.наук (08.00.05). УВО «Институт финансов и права». Махачкала, 2015. - 21 с.

2. Толчинская М.Н. Типизация отсталых регионов России и пути преодоления депрессивности. [Электронный ресурс]: http://www.rppe.ru/wp-content/uploads/ 2010/02 tolchinskaja-mn.pdf (дата обращения 10.11.2021).

3. Магомадов Ю.Д. Проблемные регионы в экономическом пространстве России: идентификация и управление развитием // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.[Электронный ресурс]: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11201 (дата обращения 10.11.2021).

4. NurlanovaN. K., Satybaldin A. A., Brimbetova N.Zh., Kireyeva A. A. Reduction of Economic Disparities in the Regions of Kazakhstan Based on Inclusive Development// Journal of Asian Finance. Economics and Business. 2019. Vol. 6. № 2. Р. 299-307.

5. Петросянц В. З., Дохолян С. В., Деневизюк Д. А. Проблемные регионы: экономическая политика в условиях федерализма //Экономика и управление. - 2017. - №. 11 (145). С. 43-52.

6. Ахмедова М.Р. Региональная социально-экономическая политика в стимулировании развития региона (на примере Республики Дагестан): автореф... дис. кан. экон. наук (08.00.05). НОУВПО «Институт финансов и права». Махачкала, 2015. - 22 с.

7. Amendola A., Joshy, E., Antonio S. Inequality in Developing Economies: The Role of Institutional Development//Public Choice. 2013. № 155(1-2). 43-60.

8. Дохолян С.В. Рейтинговая оценка уровня проблемности регионов в разрезе СКФО. // Проблемы рыночной экономики. - 2021. - №. 4.

9. Абдулаева З.З. Направления развития и поддержки женского предпринимательства в регионах СКФО //Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 7. С. 129-136.

10. ММСП: ключ к инклюзивному и устойчивому восстановлению. Организация объединенных наций [Электронныйресурс]: https://www.un.org/ru/observances/micro-small-medium-businesses-day (дата обращения 11.11.2021).

11. ФНС России подсчитала, сколько женщин занято в малом бизнесе. Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс] https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/ activities_fts/10662978/ (дата обращения 11.11.2021).

12. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2020 г. [Электронный ресурс]: https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/ Main.htm (дата обращения 12.11.2021).

13. Единый реестр малого и среднего предпринимательства. Северо-Кавказский Федеральный округ. Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс] https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения 12.11.2021).

References:

1. Kutaeva R.A. Sovershenstvovanie napravlenij social'no-ekonomicheskogo razvitiya problemnogo regiona: avtoref... dis.kan.ekon.nauk (08.00.05). UVO «Institut finansov iprava». Mahachkala, 2015. - 21 s.

2. Tolchinskaya M.N. Tipizaciya otstalyh regionov Rossii i puti preodoleniya depressivnosti. [Elektronnyj resurs]: http://www.rppe.ru/wp-content/uploads/ 2010/02 tolchinskaja-mn.pdf (data obrashcheniya 10.11.2021).

3. Magomadov YU.D. Problemnye regiony v ekonomicheskom prostranstve Rossii: identifikaciya i upravlenie razvitiem // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 6.[Elektronnyj resurs]: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11201 (data obrashcheniya 10.11.2021).

4. NurlanovaN. K., Satybaldin A. A., Brimbetova N.Zh., Kireyeva A. A. Reduction of Economic Disparities in the Regions of Kazakhstan Based on Inclusive Development// Journal of Asian Finance. Economics and Business. 2019. Vol. 6. № 2. R. 299-307.

5. Petrosyanc V. Z., Doholyan S. V., Denevizyuk D. A. Problemnye regiony: ekonomicheskaya politika v uslovi-yah federalizma //Ekonomika i upravlenie. - 2017. - №. 11 (145). S. 43-52.

6. Ahmedova M.R. Regional'naya social'no-ekonomicheskaya politika v stimulirovanii razvitiya regiona (na

primere Respubliki Dagestan): avtoref... dis. kan. ekon. nauk (08.00.05). NOUVPO «Institut finansov i prava». Mahachkala, 2015. - 22 s.

7. Amendola A., Joshy, E., Antonio S. Inequality in Developing Economies: The Role of Institutional Development //Public Choice. 2013. № 155(1-2). 43-60.

8. Doholyan S. V. Rejtingovaya ocenka urovnya problemnosti regionov v razreze SKFO. // Problemy rynochnoj ekonomiki. - 2021. - №. 4.

9. Abdulaeva Z.Z. Napravleniya razvitiya i podderzhki zhenskogo predprinimatel'stva v regionah SKFO //Re-gional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2021. № 7. S. 129-136.

10. MMSP: klyuch k inklyuzivnomu i ustojchivomu vosstanovleniyu. Organizaciya obëdinennyh nacij [Elektronnyj resurs]: https://www.un.org/ru/observances/micro-small-medium-businesses-day (data obrash-cheniya 11.11.2021).

11. FNS Rossii podschitala, skol'ko zhenshchin zanyato v malom biznese. Federal'naya nalogovaya sluzhba. [Elektronnyj resurs] https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/ activities_fts/10662978/ (data obrashcheniya 11.11.2021).

12. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli -2020g. [Elektronnyj resurs]: https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm (data obrashcheniya 12.11.2021).

13. Edinyj reestr malogo i srednego predprinimatel'stva. Severo-Kavkazskij Federal'nyj okrug. Federal'naya nalogovaya sluzhba. [Elektronnyj resurs] https://rmsp.nalog.ru/index.html (data obrashcheniya 12.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.