Научная статья на тему 'Направления совершенствования системы межбюджетных отношений'

Направления совершенствования системы межбюджетных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ФИНАНСЫ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / BUDGET / FINANCE / INTERGOVERNMENTAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савельева Юлия Владимировна

обращается внимание на проблему перегруженности региональных и местных бюджетов обязательствами по федеральному законодательству. Доказывается необходимость и определяются основные направления реформирования действующей системы межбюджетных отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования системы межбюджетных отношений»

Направления совершенствования системы межбюджетных отношений

Савельева Ю.В.

Савельева Юлия Владимировна /Saveleva Yuliya Vladimirovna - кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск

Аннотация: обращается внимание на проблему перегруженности региональных и местных бюджетов обязательствами по федеральному законодательству. Доказывается необходимость и определяются основные направления реформирования действующей системы межбюджетных отношений.

Abstract: we call attention to the problem of congestion regional and local budgets obligations under federal law. The necessity and the main directions of reforming the current system of intergovernmental fiscal relations.

Ключевые слова: бюджет, финансы, межбюджетные отношения. Keywords: budget, finance, intergovernmental relations.

Наличие эффективной и реально действующей системы межбюджетных отношений является одним из важнейших условий укрепления территориальной целостности государств с федеративным устройством [1, 5]. Формирование децентрализованной модели бюджетного федерализма предполагает предоставление региональным и муниципальным органам власти самостоятельности в решении актуальных проблем социально-экономического развития территорий [3, 12]. В этой связи основной задачей является выстраивание такого рода взаимоотношений между бюджетами различных уровней, которые одновременно увязывали бы общегосударственные интересы с потребностями регионов и муниципальных образований [2].

Решение данной задачи предполагает определение трех ключевых моментов:

- закрепление доходных источников между отдельными уровнями бюджетной системы [7, 9, 10].

- разграничение полномочий между бюджетами и, как следствие, определение расходных обязательств [4, 11].

- установление необходимого объема финансовых ресурсов, поступающих из бюджетов вышестоящего уровня и обеспечивающих сбалансированность региональных и местных бюджетов [6, 8].

Действующая система межбюджетных отношений в России прошла в своем становлении несколько этапов, обусловленных принятием следующих нормативно-правовых актов:

1. Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах, разграничившей полномочия между органами власти различных уровней, а также определившей принципы распределения межбюджетных трансфертов.

2. Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, направленную на укрепление финансовой самостоятельности регионов РФ, повышение прозрачности региональных и местных бюджетов.

3. Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, обеспечивающую поддержку органам государственной власти и органам местного самоуправления в части устойчивого исполнения бюджетов.

Однако, несмотря на все усилия по модернизации действующей системы управления публичными финансами, явные диспропорции в региональном развитии России требуют разработки новой, более совершенной модели взаимоотношений между федеральным центром и регионами. Это обстоятельство обусловлено целевой направленностью бюджетной политики, заключающейся в централизации налоговых доходов и децентрализации расходных полномочий, результатом которой стал тот факт, что на сегодняшний день региональные и местные бюджеты оказались чрезмерно перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством.

Помимо этого, можно выделить еще ряд проблем в системе межбюджетных отношений, связанных с необходимостью наращивания регионами собственной доходной базы. В этом им препятствуют льготы по налогам, устанавливаемые на федеральном уровне, которые уже давно требуют корректировки, а также медлительность государственного аппарата в части введения новых налогов, закрепленных исключительно за региональными и местными бюджетами. Так, на протяжении нескольких лет обсуждается необходимость введения единого налога на недвижимость взамен земельного налога и налога на имущество. Однако отсутствие сформированной кадастровой базы, методики кадастровой оценки недвижимости, и неурегулированность порядка проведения государственной кадастровой оценки тормозят введение данного налога.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что на данном этапе реформирования межбюджетных отношений целесообразно сосредоточиться на следующих направлениях:

1. Четко разграничить полномочия между уровнями власти с целью ликвидации их дублирования.

2. Устранить узкую направленность межбюджетных трансфертов, не позволяющую субъектам РФ использовать полученные средства на решение наиболее актуальных социально-экономических проблем данной территории.

3. Закрепить за региональными и местными бюджетами дополнительные источники налоговых доходов, адекватные возлагаемым на них обязательствам. Данное положение подразумевает как отмену льгот, установленных на федеральном уровне, так и пересмотр отчислений от федеральных налогов, осуществляемых в соответствии с установленными Бюджетным кодексом нормативами.

4. Скорректировать методику распределения бюджетных трансфертов с целью повышения самостоятельности регионов и активизации наращивания их собственной доходной базы.

5. Совершенствовать механизм мониторинга качества управления региональными финансами с последующим поощрением за достижение высоких результатов по наращиванию налогового и экономического потенциала.

6. Разработать четкие и обоснованные критерии достаточности доходной базы для реализации регионами и муниципальными образованиями своих полномочий.

7. Увеличить неналоговые доходы бюджета за счет предоставления региональным властям и органам местного самоуправления возможности самостоятельно устанавливать штрафы и сборы, перечень которых должен быть утвержден федеральным законодательством.

8. Создать прозрачную систему выдачи межбюджетных трансфертов, предусматривающую оценку их эффективности, используемой при принятии решения о выделение финансовой помощи на последующий период.

Однако помимо изменений проводимых на федеральном уровне для решения обозначенных проблем необходимо заручиться поддержкой региональных властей, деятельность которых должна быть направлена на повышение конкурентоспособности региона, совершенствование управления публичными финансами, создание благоприятного инвестиционного климата.

Таким образом, совместные усилия на всех уровнях власти, несомненно, будут способствовать созданию эффективной системы межбюджетных отношений, направленной на устранение бюджетного неравенства и наращивания экономического потенциала регионов Российской Федерации.

Литература

1. Савельева М.Ю., Савельева Ю.В. Совершенствование процесса ценообразования на основе управления по целевой себестоимости / Перспективы развития теории и практики бухгалтерского учета в инновационной экономике: материалы международной научно-практической конференции. - Новосибирск: НГУЭУ, 2013. - С. 429-437.

2. Савельева М.Ю., Савельева Ю.В. Проблемы и направления совершенствования системы межбюджетных отношений в РФ / Вызовы современного мира: сборник докладов Международной научно-практической конференции (24-25 сентября 2013г.). - Новосибирск: НГУЭУ, 2013.

3. Савельева М.Ю., Савельева Ю.В. Современные проблемы рынка труда молодых специалистов / Экономические и правовые аспекты модернизации современной экономики и образования: материалы международной научно-практической конференции. -Новосибирск: НОУ НИЭМ, 2012.

4. Савельева Ю.В., Савельева М.Ю. Анализ потребления основных продуктов питания в Сибирском федеральном округе / Экономические и правовые аспекты модернизации современной экономики и образования: материалы международной научно-практической конференции. - Новосибирск: НОУ НИЭМ, 2012.

5. Богер И.Б. Северный завоз грузов в районы Северо-Востока России: совершенствование организационно-экономического механизма // Регион: экономика и социология. - 2003. - № 3. - С. 105-121.

6. Богер И.Б., Лексакова О.В. Сравнительная оценка эффективности торговой отрасли России // Вестник СибУПК. - 2013. - № 1 (4).

7. Богер И.Б., Наумова А.В., Шаланов Н.В. Метод оценки объекта нематериальных активов с позиции рыночного подхода // Сибирская финансовая школа. - 2012. - № 2.

8. Богер И.Б., Богер Т.Н. Налоговый механизм и его влияние на потенциал социально-экономической системы // Вестник университета Российской академии образования. - 2006. -№ 4. - С. 130-133.

9. Богер И.Б. На продовольственном рынке Северо-Востока мало перемен // ЭКО. - 2003. -№ 8. - С. 86 -106.

10. Богер И.Б., Богер Т.Н. Сравнительный технико-экономический анализ как основа программно-целевого прогнозирования развития региональной торговли // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 1(49). - С. 189-193.

11. Богер И.Б., Богер Т.Н. Механизм госрегулирования регионального продовольственного рынка // Российское предпринимательство. - 2012. - № 7. - С. 145-150.

12. Богер И.Б., Богер Т.Н. Региональные неравенства как основа формирования экономической и социальной политики государства // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. - 2013. - № 2(5).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.