Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сбытовая деятельность / сбытовая политика / транспортировка продукции / доработка и хранение / контакты с потребителями / marketing activities / marketing policy / transportation of products / refinement and storage / contacts with consumers

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р.Р. Жумаханова

В работе рассмотрены понятие и значение сбытовой деятельности предприятия, рассмотрены основные элементы сбытовой политики предприятия: транспортировка продукции, доработка продукции, хранение, контакты с потребителями и обозначены проблемы, свойственные для данных элементов, представлены возможные пути решения обозначенных проблем, а также практические примеры улучшения в том числе с помощью применения современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR IMPROVING THE MARKETING ACTIVITIES OF ENTERPRISES

The paper considers the concept and significance of the company's sales activities, considers the main elements of the company's sales policy: transportation of products, product refinement, storage, contacts with consumers and identifies problems inherent in these elements, presents possible solutions to these problems, as well as practical examples of improvement, including through the use of modern information technologies.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ»

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Р.Р. Жумаханова, магистрант Оренбургский государственный университет (Россия, г. Оренбург)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-1-183-186

Аннотация. В работе рассмотрены понятие и значение сбытовой деятельности предприятия, рассмотрены основные элементы сбытовой политики предприятия: транспортировка продукции, доработка продукции, хранение, контакты с потребителями и обозначены проблемы, свойственные для данных элементов, представлены возможные пути решения обозначенных проблем, а также практические примеры улучшения в том числе с помощью применения современных информационных технологий.

Ключевые слова: сбытовая деятельность, сбытовая политика, транспортировка продукции, доработка и хранение, контакты с потребителями.

Сбытовая деятельность играет важную роль в успешном функционировании любого предприятия в современных условиях. Понятие сбытовой деятельности охватывает все процессы, связанные с реализацией продукции или услуг, начиная от поиска клиентов и заключения договоров до доставки товаров, и обслуживания, послепродажного обслуживания.

Эффективное управление сбытом позволяет повысить конкурентоспособность предприятия, увеличить объемы продаж и улучшить финансовые показатели, поэтому совершенствование сбытовой деятельности является одним из главных приоритетов для любого бизнеса в современных условиях конкурентной среды.

Сбытовая деятельность представляет собой комплекс функциональных элементов, принципов и методов организации процесса доведения продукции от стадии

производства до стадии потребления, направленного на достижение согласованности интересов предприятия и потребителей [1].

Сбыт продукции остается одной из основных проблем для многих компаний в современных условиях. С развитием цифровых технологий и возрастанием конкуренции на рынке, стало сложнее привлечь внимание потенциальных покупателей и удержать уже существующих клиентов.

Для целесообразной организации сбыта необходима грамотная сбытовая политика, разработка и реализация которой одновременно с другими политиками является одной из главных задач службы сбыта и маркетинга любого предприятия. Данная политика предприятия состоит из различных элементов, определяющих ее характер (рис. 1).

Основные элементы сбытовой политики предприятия

— Транспортировка (физическое перемещение продукции от производителя до

_ Доработка продукции (подбор, сборка готового изделия, сортировка, упаковка)

Хранение продукции (создание и поддержание необходимого количества

Контакты с потребителями (совокупность мероприятий по доведению товара до посредника и/или конечного потребителя, оформление заказов, проведение платежно-расчетных операций, юридическое сопровождение, информирование потребителя о свойствах товара и производителе, а также сбор, хранение и

Рис. 1. Основные элементы сбытовой политики предприятия [2]

Основные проблемы сбытовой деятельности включают в себя неэффективную работу каналов сбыта, изменение потребительских предпочтений и т.д., что приводит к снижению объема продаж и эффективности сбытовой деятельности. Рассмотрим некоторые проблемы, которые могут возникнуть в том или ином указанном элементе сбытовой политики (рис. 2).

На рисунке 2 указаны далеко не все возможные проблемы, характерные для сбытовой деятельности. В зависимости от специфики деятельности, масштабов предприятия, состояния внешней среды и прочих факторов экономические субъекты сталкиваются с различными трудностями, связанными со сбытом продукции.

7р анспор тир овна продукции

недостаточнее информационное оснащение транспортировки;

- сложность организации БзаимодейстьЕН разного транспорт? между со5ой (процесс стыковкез разных транспортных срелств очень трулоемкое занятие. Нукно продумать весь маршрут и правильно рассчита:ь время на весь путь товара);

- сложность в построении маршрута перевозки;

- недсгр"з отправки (игеаз от рабспы со с^орньш грузом становятся причиной того, что состав vxo-дит в рейс неполным, что является невыгодным самому предприятию. Отправители fia транспор-ТЕзровке сборных грузов тоже могут зкономегтъ);

- недостаточное снабжение логистики программными проектами. На многих пренприятЕзях нет в транспортной логистике программ, которые бы позволили вестЕЗ учет расходов [3].

Доработка продукция

ОпшбкЕЗ при сборке, сортировке. упаковке прод^л:-неш ^частую езз-зэ человеческого фЕктора, низкая скорость Езз-за отсутствия автоматизации и др.

Хранение пролр;-пии

Опш5кез при расчете необходимого количества за пас ое продукции, недочеты прЕЗ планировке складского пространств* (результатом может быть нехватка площели для складирования запасов, потери Bpej.:eHEi при выполнешш операций, высоте расколы на складскую логистику) и др.

Л

J

неправильное определение целевого сегмента рынка е следствие ошибок в маркетинговых исследованиях. неправильный вы5ор средств взаимодеи-с"ВЕ!я; отсутствие ннднкндуальеого позхола: низкая мотивация менеджеров по пропажам и лр.

Рис. 2. Возможные проблемы, характерные для элементов сбытовой политики

В настоящее время решением многих перечисленных проблем является использование современных автоматизированных систем и программного обеспечения, инновационных технологий продаж и т.д.

Сейчас предприятия устанавливают программное обеспечение для создания маршрута транспортировки, используют альтернативные каналы продаж с использованием возможностей информационных технологий. Для эффективной работы складов разработаны различные автоматизированные решения, которые значительно снижают трудозатраты и количество ошибок из-за человеческого фактора. В сфере взаимодействия с потребителями разрабатывается и обновляется все больше программных продуктов, которые широко используются в современном мире.

Российские ритейлеры, в частности, инвестируют в логистические инновации. К примеру, Wildberries начал использовать грузовые беспилотные электромобили. Перевозки на машинах без водителей запущены в распределительном центре марктетплейса в подмосковной Электростали. Машина самостоятельно перемещает заранее погруженные в нее товары

между различными блоками логоцентра компании, где происходит их дальнейшая обработка и сортировка. Проект реализуется совместно с крупной российской компанией Evocargo, оказывающей логистический сервис на базе автономных грузовиков собственного производства. «Ян-декс.Маркет» разработал и внедрил роботов-инвентаризаторов Spectro. Три системы установлены в логистическом центре компании в подмосковном Софь-ине. Роботы инвентаризируют палеты и все крупногабаритные товары. Это сокращает расходы маркетплейса на хранение товаров на складах, улучшает логистику и освобождает людей от монотонных дел -они смогут заняться более сложными и интересными задачами [4].

Таким образом, опыт совершенствования сбытовой деятельности предприятия заключается в улучшении отдельного или каждого ее элемента посредством применения современных информационных технологий, а также других инновационных способов, технологий продаж. Информационные технологии применимы для совершенствования всех элементов сбытовой политики предприятия.

Библиографический список

1. Жумаханова, Р.Р. Содержание понятия сбытовая деятельность предприятия: современная интерпретация различных точек зрения / Р.Р. Жумаханова // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам CCCVI Международной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы». -№ 17(306). - Москва: Изд. «Интернаука», 2023. - С. 313-316.

2. Богомолова, И.П. Совершенствование организации сбытовой деятельности предприятия: теоретические аспекты, научно-прикладные решения / И.П. Богомолова, И.Н. Василенко, Р.И. Ибрагимов // Современная экономика: проблемы и решения. - 2019. - №8. - С. 37-49.

3. Проблемы транспортной логистики в России 2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://4logs.ru/blog/problemy-transportnoy-logistiki-v-rossii-2023. - 15.03.2024.

4. Цифровизация ритейла. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php_TAdviser_2023. - 16.03.2024.

DIRECTIONS FOR IMPROVING THE MARKETING ACTIVITIES

OF ENTERPRISES

R.R. Zhumakhanova, Graduate Student Orenburg State University (Russia, Orenburg)

Abstract. The paper considers the concept and significance of the company's sales activities, considers the main elements of the company's sales policy: transportation of products, product refinement, storage, contacts with consumers and identifies problems inherent in these elements, presents possible solutions to these problems, as well as practical examples of improvement, including through the use of modern information technologies.

Keywords: marketing activities, marketing policy, transportation of products, refinement and storage, contacts with consumers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.