НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
О.Ю. Тарасова
В статье рассматриваются вопросы развития региональной социальной инфраструктуры как фактора конкурентного преимущества региона. Изложен анализ эффективности управления социальной инфраструктурой Тамбовской области, на основе которого вскрыты основные проблемы ее развития и предложены пути их решения, необходимыми условиями которых автор считает применение программно-целевого метода управления и оперативного планового мониторинга результатов, позволяющего вносить своевременные коррективы и перераспределять управленческие и экономические ресурсы региона.
Ключевые слова: регион, управление, инфраструктура, социально-экономическая политика, экономический рост.
Современные экономические характеристики региональной инфраструктуры России несут в себе черты национальных особенностей социально-экономических отношений, сформированных в период транзитарной экономики, что выражается в сохраняющихся диспропорциях регионального развития, недостаточной диверсификации региональных воспроизводственных систем, дифференциации темпов экономического роста субъектов федерации, в медленном развитии интеграционных процессов.
В рамках настоящей статьи мы придерживаемся дефиниции, предложенной в энциклопедическом словаре: «Региональная инфраструктура - организационно-экономи-ческая система, обслуживающая комплексы территориально-хозяйственные и способствующая их адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры, обеспечивающая свободное внутри- и межрегиональное перемещение товарных, сырьевых, трудовых, финансовых, инвестиционных, информационных ресурсов» [1].
Данное определение дает возможность утверждать, что экономико-организационное содержание понятия региональной инфраструктуры включает в себя необходимость комплексного отраслевого соответствия элементов инфраструктуры текущим и перспективным социально-экономическим потребностям той или иной территории. Кроме того, в целях обеспечения оперативности управления региональной инфраструктурой, последняя должна быть управляема на уровнях соответствующих территориальных образований.
Анализ различных публикаций, посвященных вопросам регионального развития,
позволяет выделить следующие базовые элементы инфраструктуры: производственная, социальная, институциональная, рыночная, информационно-инновационная.
В этом ряду необходимо отметить актуализацию вопросов развития региональной социальной инфраструктуры: современный вектор социально-экономической политики государства направлен на решение проблем повышения качества жизни человека и общества, где основным критерием и стратегическим ориентиром результативности проводимой политики выступает достижение целей и задач обеспечения социального благополучия в регионах. Это влечет за собой новые, более высокие требования к оценке качества государственного управления, качества жизни граждан России, ставит новые задачи по совершенствованию управления экономикой, основой которого должны стать не только финансовые, а, в первую очередь, социальные цели, критерии, показатели.
Таким образом, главное конкурентное преимущество региона связано не только с человеческим потенциалом, но и теми факторами, которые непосредственно определяют социальное благополучие человека: состояние общественной инфраструктуры, жилья, образования и здравоохранения. Экономическое направление обеспечения социального благополучия сосредоточено на его материальной стороне. В центре внимания находятся имущественные блага, процессы их производства и распределения в обществе.
Рассмотрим основные показатели, характеризующие эффективность управления со-
циальной инфраструктурой на примере Тамбовской области.
Одним из ключевых направлений социально-экономической политики является
комплекс мероприятий, направленных на развитие социальной инфраструктуры.
В 2007 г. приоритетный национальный проект «Образование» приобрел новые направления, одним из которых стала поддержка регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. Тамбовская область участвовала в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации среди 51 региона Российской Федерации, и вместе с 20 другими регионами вошла в число победителей. Условием успешной реализации проекта является финансирование модернизации материально-технической базы. Основные мероприятия, предусмотренные в рамках национального проекта «Образование», в рамках целевых программ в сфере образования, в конечном итоге, были направлены на обеспечение доступности качественного образования. В основном финансирование мероприятий было направлено на реструктуризацию сети образовательных учреждений, оснащение учебным оборудованием и компьютерной техникой, приобретение школьных автобусов, выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководства, повышение квалификации педагогических работников.
В результате проведенного конкурса на поддержку муниципальных образований Тамбовской области, реализующих комплексные проекты модернизации образования, были определены победители - города Тамбов и Моршанск, Рассказовский, Староюрьевский и Пичаевский районы, которые в 2007 г. в полном объеме получили финансовую помощь из федерального бюджета. Ряд общеобразовательных учреждений (в 21 муниципальных образованиях) стали победителями различных проектов, в результате чего также была получена финансовая поддержка на развитие материально-технической базы. В целом финансовая поддержка оказана 73 общеобразовательным учреждениям области.
Таким образом, муниципальные образования области получили дополнительные средства в рамках регионального комплексного проекта модернизации образования.
Как видно из таблицы 1, в Уваровском районе самая низкая по области наполняе-
мость классов в общеобразовательных учреждениях - 5,9 человек, что в 1,7 раза ниже норматива для сельской местности. Для городской местности самое низкое значение показателя в г. Мичуринске, но это 93 % от норматива.
Данный показатель практически соответствует нормативу (10 человек) лишь в Муч-капском, Рассказовском и Токаревском районах области - 10,46 человек, 9,7 и 10,03 человек соответственно для сельской местности, при этом в р. п. Мучкапский наполняемость классов значительно ниже норматива для городской местности. К примеру, в Рассказовском районе в 2007 г. проведена реорганизация школ в форме объединения - количество школ уменьшилось на 4 единицы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что хотя практически во всех муниципальных образованиях проводились мероприятия, направленные на модернизацию образования, в большинстве районов области в 2007 г. не удалось обеспечить укрупнение классов.
Поэтому в предстоящем периоде возникает необходимость сконцентрировать усилия на оптимизации штатной численности персонала и реструктуризации сети, целью которой является повышение уровня наполняемости классов сельских и городских школ, его выход на нормативные показатели. С учетом того, что образовательные учреждения области на 100 % перешли на нормативно подушевое финансирование, данные меры позволят добиться оздоровления структуры расходов в сторону увеличения доли на обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с учебным процессом, а также в сторону увеличения доли стимулирующих выплат в фонде оплаты труда при сохранении в отрасли средств выявленного резерва.
Проведение активной политики, направленной на формирование эффективного рынка труда и развитие кадрового потенциала области, предполагает комплексный подход к повышению качества человеческих ресурсов. Главным направлением региональной социально-экономической политики в сфере труда и занятости является модернизация региональной инфраструктуры, обеспечивающей рабочие места, соблюдение норм безопасности труда, сохранение и развитие кадрового потенциала, превентивные меры по сдерживанию темпов безработицы.
Таблица 1
Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях муниципальных образований Тамбовской области в 2007 г. (человек)*
Муниципальные образования Тамбовской области Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности (норматив 10) Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности (норматив 23)
Бондарский район 9,53 х
Гвариловский район 7,92 х
Жердевский район 7,98 18,83
Знаменский район 9,54 16,7
Инжавинский район 8,08 19,9
Кирсановский район 8,2 х
Мичуринский район 8,08 х
Мордовский район 8,12 14,5
Моршанский район 7,69 х
Мучкапский район 10,46 17,7
Никифоровский район 8,73 18,2
Первомайский район 12,2 15,25
Петровский район 6,78 х
Пичаевский район 9,52 х
Рассказовский район 9,7 х
Ржаксинский район 7,7 х
Сампурский район 9,48 х
Сосновский район 8,71 8,67
Староюрьевский район 11,02 х
Тамбовский район 13,98 х
Токаревский район 10,03 х
Уваровский район 5,9 х
Уметский район 9,34 х
г. Кирсанов х 22,38
г. Котовск х 23
г. Моршанск х 23,5
г. Мичуринск х 21,37
г. Рассказово х 23,4
г. Тамбов х 24,79
г. Уварово х 22,53
* Составлена на основе данных Управления экономической политики администрации Тамбовской области
К настоящему моменту достаточно эффективным методом развития социальной инфраструктуры области показал себя программно-целевой метод. Так, по данным администрации Тамбовской области, результатом выполнения мероприятий содействия занятости населения стало снижение количества зарегистрированных в центрах занятости безработных и уровня зарегистрированной безработицы. В данном контексте считаем уместным привести официальные данные, размещенные на сайте администрации области: «... Численность официально зарегистрированных безработных на конец декабря 2007 г. по сравнению с концом декабря 2006 г. снизилась на 4367 человек (28,9 %). Коэффициент напряженности (численность не занятых
граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну заявленную вакансию) по сравнению с декабрем
2006 г. уменьшился с 8,2 до 4,1 в декабре
2007 г. Число свободных мест, предложенных работодателями службе занятости, увеличилось по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 824 человека или на 42,8 %, что привело к сокращению нагрузки не занятого населения на 1 вакансию.
Наибольшее снижение числа официально зарегистрированных безработных наблюдается в городах Уварово (на 47,8 %), Котов-ске (42,7 %), Тамбове (38,7 %), Моршанске (30,8 %), и районах: Петровском (на 41,1 %), Никифоровском (40,5 %), Гавриловском
(39,3 %), Бондарском (38,6 %), Староюрьевском (35,0 %), Уметском (31,2 %)» [2].
Анализируя структуру занятости населения, необходимо отметить, что экономическая активность и уровень занятости населения с учетом реального и неформального секторов экономики повышаются.
Тем не менее, ситуация с занятостью населения остается сложной в связи с состоянием трудовых ресурсов. Увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста в общей нагрузке на трудоспособное население является подтверждением дальнейшего старения населения области. На 1 января 2007 г. только в районах Бондарском, Мордовском, Моршанском, Мучкапском, Уваровском, Ржаксинском, Петровском и Сосновском численность населения старше трудоспособного возраста в 2,0-2,4 раза превышала численность детей. Уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте может вызвать в будущем дефицит рабочей силы на рынке труда. Поэтому для восполнения трудовых ресурсов следует предусмотреть дополнительные стимулы для привлечения трудовой миграции населения и, прежде всего, инициатива должна исходить из сельских территорий, где планируется создание новых рабочих мест.
Основные мероприятия, предусмотренные в рамках национального проекта «Здоровье», в рамках целевых программ в сфере здравоохранения, в конечном итоге, направлены на преодоление негативных тенденций демографической ситуации. В основном мероприятия направлены на оснащение диагностическим оборудованием ЛПУ, ФАПов, оплату услуг медицинской помощи беременным женщинам, дополнительные выплаты медицинским работникам (участковым врачам, врачам общей практики, участковым медицинским сестрам, фельдшерам ФАП и скорой помощи), обучение и переподготовку медицинских кадров.
Положительной динамикой характеризуются расходы на здравоохранение из консолидированного бюджета области, которые выросли, по сравнению с 2000 г. почти в 5 раз и в 2007 г. составили 3,05 млрд руб. Выделенные из регионального бюджета средства в размере 100,3 млн руб., направляемые на финансирование областных целевых программ в 2007 г., освоены в полном
объеме (для сравнения - в 2006 г. на аналогичные цели было выделено и освоено -35,4 млн руб.).
Значительный эффект на развитие региональной инфраструктуры оказало вхождение Тамбовской области в федеральную адресную инвестиционную программу, в рамках которой из федерального бюджета получено 92,1 млн руб. (в 2006 г. - 74 млн руб.), из областного бюджета - 181,4 млн руб. В 2007 г. проведены ремонтно-строительные работы на сумму 86,6 млн руб. (2006 г. - 47,3 млн руб.), совершенствование пожарной безопасности лечебных учреждений на сумму 23,6 млн руб.
Увеличение объема финансирования родовспомогательных учреждений на сумму 139,2 млн руб. позволило улучшить материально-техническую базу, лекарственное
обеспечение отделений родовспоможения и детства, повысить заработную плату медицинским работникам и в конечном итоге улучшить качество оказания медицинской помощи беременным, роженицам и новорожденным детям. Не в последнюю очередь это сказалось на повышении рождаемости в целом по области, что можно рассматривать как достижение в выправлении демографической ситуации. В 2007 г. в Тамбовской области было зарегистрировано 10 тыс. новорожденных, что почти на 7 % больше, чем в 2006 г.
Численное пополнение трудовых ресурсов за счет смены поколений не смогло компенсировать потерь в связи с высоким уровнем смертности и оттоком населения в трудоспособном возрасте.
Одной из задач социально-экономического развития области является формирование базовой общественно-значимой транспортной и коммунальной инфраструктуры. В основном это меры по газификации, строительству и реконструкции объектов водоснабжения, автомобильных дорог, а также обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой.
Таким образом, участие региона в федеральных программах является стимулом для значительного увеличения направления областных управленческих и финансовых ресурсов на повышение эффективности региональных целевых программ развития социальной инфраструктуры в целом. Актуализация вопросов развития человеческого потен-
следует отметить, что состояние инфраструктуры автодорог определяет темпы и аппликатуру межрегионального обмена товарами и услугами, улучшает доступность освоения новых территорий и ресурсов, способствует повышению инвестиционной привлекательности регионов.
В Тамбовской области, как и во многих регионах России, состояние дорожно-транспортной инфраструктуры дублирует недостатки федеральной инфраструктуры, близлежащих районных центров или сельских пунктов, поэтому сообщение возможно через региональные и районные центры, что приводит к перегрузке дорожного покрытия и самих дорог, расположенных возле региональных центров (табл. 2).
Как видно из таблицы 2, в Тамбовской области по-прежнему существует проблема связи сельских населенных пунктов с сетью дорог общего пользования. Крупные населенные пункты с численностью более 1000 человек практически все (99 %) связаны с сетью дорог общего пользования. В то же время на конец 2006 г. 540 сельских населенных пунктов области (32,4 % их общего числа) не имели связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования и железнодорожных станций, что на уровне той же даты 2005 г. Это позволяет сделать вывод, что реализация проектов «здравоохранение», «образование» не получает должных темпов достижения целей и задач из-за косвенного влияния состояния дорожно-транспортной инфраструктуры (из-за увеличения транспортного пути возникают проблемы своевременного прибытия машин скорой помощи, их преждевременного износа, то же может относиться к школьным автобусам и т. д.).
Таблица 2
Количество сельских населенных пунктов Тамбовской области, имеющих автотранспортную связь по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования или ближайшей железнодорожной станцией по состоянию на конец 2006 г. [4]
циала привела к практическому воплощению решения задач повышения уровня жизни населения региона (приоритеты акцентированы на сельском населении и молодежи), задач нейтрализации и устранения заболеваний социального характера, модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры области и другие проблемы.
В процессе решения региональных задач развития жилищно-коммунальной инфраструктуры области, среднеобластной уровень газификации региона поднялся до 74 %, а на сельских территориях - до 50 %.
Наиболее острой проблемой развития социальной инфраструктуры для Тамбовской области выступает проблема обеспечения населения питьевой водой, заключающаяся в стагнации неблагоприятного положения с очисткой сточных вод на очистных сооружениях предприятий жилищно-коммунального хозяйства региона вследствие высокой изношенности материально-технической базы.
При этом объем водопотребления, так же как и объем воды оборотного и повторнопоследовательного использования за период 2000-2007 гг. практически не изменился -180,0-185,0 млн куб. метров и, соответственно, 253,6-260,0 млн куб. метров [2; 3].
Автомобильные дороги являются важнейшей составляющей общественной инфраструктуры и активным фактором развития экономики. Обеспечивая локальные и межрегиональные транспортные связи, они оказывают непосредственное влияние на темпы экономического развития региона. Таким образом, от уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития дорожнотранспортной инфраструктуры региона зависит решение общих задач социально-экономического развития, а следовательно, и повышения качества жизни населения. Так же
Сельские населенные пункты
Всего из них с числом жителей, человек
50 и менее 51-100 101-500 501-1000 более 1000
Количество сельских населенных пунктов,всего 1667 603 221 554 176 113
в том числе: имеющие связь по дорогам с твердым покрытием 1127 253 127 465 170 112
Таким образом, управление региональной социальной инфраструктурой невозможно осуществлять в отраслевом разрезе, необходим комплексный подход, который может быть осуществлен посредством программноцелевого метода. При этом необходимой составляющей является регулярный плановый мониторинг результатов, позволяющий оперативно вносить соответствующие коррективы и перераспределять необходимые ресурсы.
1. Энциклопедический словарь. М., 1997. С. 405.
2. Официальный сайт администрации Тамбовской области. Режим доступа: www.gov.tambov.ru. Загл. с экрана.
3. Тамбовская область: статистический ежегодник 2007. Тамбов, 2008.
4. О развитии автодорожной сети в Тамбовской области. Тамбов, 2007.
Поступила в редакцию 10.03.2008 г.
Tarasova O.Yu. Directions of regional infrastructure improvement: social-economic aspect. The article considers the problems of regional social infrastructure development as a factor of competitive benefit of the region. The analysis of management efficiency of social infrastructure of the Tambov region is set forth, on the basis of which the major problems of its development are revealed and ways of their solution are proposed. In the author’s opinion, it is necessary to apply program-target method of management and operative schedule monitoring of the results, which allows making timely correctives and redistributing management and economic resources of the region.
Key words: region, management, infrastructure, social-economic policy, economic growth.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: АНАЛИЗ, ПЕРСПЕКТИВА
А.Ю. Кочергин
В статье показана необходимость мониторинга инновационной деятельности со стороны государства, роль органов статистики в этом процессе и пути улучшения качества собираемой с их помо-
щью информации.
Ключевые слова: инновационная деятельность, спектива инновационной деятельности в регионе.
Условием подъема и стабильного развития экономики является качественное обновление производственной сферы и, в первую очередь, промышленного производства, приоритетное развитие которого в области инновационной деятельности обеспечивает техническое перевооружение и модернизацию всей экономики.
Важнейшим фактором развития, модернизации и укрепления всех секторов экономики региона является интенсификация инновационной деятельности, под которой подразумевается трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической дея-
мониторинг инновационной деятельности, пер-
тельности, либо в новый подход к социальным услугам.
Исследование поэтапной реализации осуществления экономических реформ в регионе, основанных на выборе инновационного пути развития, требует постоянного мониторинга данных процессов, в противном случае закрепление неправильно выбранного пути развития в ходе реформ приведет к необратимым процессам.
В самом общем виде, под мониторингом понимают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Исходя из этого, под мониторингом инновационной деятельности региона понимают систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозированию состояния хозяйствующих субъектов, обусловленного их взаимодейст-