Научная статья на тему 'Направления совершенствования организации особых экономических зон в Российской Федерации'

Направления совершенствования организации особых экономических зон в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН / РЕЗИДЕНТ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ / ИНВЕСТОР / SPECIAL ECONOMIC ZONES / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / TAX INCENTIVES FOR RESIDENTS OF SPECIAL ECONOMIC ZONES / RESIDENT OF A SPECIAL ECONOMIC ZONE / INVESTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайкова Ксения Викторовна

В статье осуществлен анализ актуальных проблем организации и функционирования особых экономических зон в Российской Федерации на современном этапе. Автор указывает, что упрощение входных барьеров для инвесторов резидентов особых экономических зон России, отвечающих современным вызовам, обеспечит не только реализацию стоящих перед страной задач, но также окажет существенное влияние на конкурентоспособность самого государства. Этот тезис неоднократно служил предметом многочисленных публикаций, что означает понимание обществом и современной наукой необходимости в эффективном функционировании особых экономических зон в Российской Федерации. Новизна подхода, продемонстрированного автором, определяется анализом национальной системы организации и функционирования особых экономических зон в сравнении с лидером в данной области - особыми экономическими зонами Объединенных Арабских Эмиратов. В ходе анализа выявлены современные проблемы организации и функционирования особых экономических зон Российской Федерации, отмечается, что Правительству Российской Федерации прежде всего необходимо определиться в степени необходимости существования и развития особых экономических зон для экономики России. Автор делает вывод о том, что в контексте развития мировой экономики развитие особых экономических зон необходимо для привлечения капитала, создания рабочих мест, обеспечения стабильного экономического роста. С этой целью предлагается: упростить процедуру регистрации резидентов особых экономических зон, снизить минимальный объем инвестиций для открытия бизнеса, расширить перечень видов предпринимательской деятельности, которые могут являться объектом инвестирования, что, в свою очередь, позволит адекватно отвечать на многочисленные современные вызовы и будет способствовать устойчивому развитию экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайкова Ксения Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR IMPROVING THE ORGANIZATION OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the current problems of the organization and functioning of special economic zones in the Russian Federation at the present stage. The author points out that the simplification of entry barriers for investors/residents of special economic zones of Russia, meeting modern challenges, will not only ensure the implementation of the country’s tasks, but also will have a significant impact on the competitiveness of the state itself. This thesis has repeatedly been the subject of numerous publications, which means that society and modern science understand the need for the effective functioning of special economic zones in the Russian Federation. The novelty of the approach demonstrated by the author is determined by the analysis of the national system of organization and functioning of special economic zones in comparison with the leader in this field - the special economic zones of the United Arab Emirates. The analysis reveals the current problems of the organization and functioning of special economic zones of the Russian Federation, it is noted that the Government of the Russian Federation first of all needs to determine the extent of the need for the existence and development of special economic zones for the Russian economy. The author concludes that in the context of the development of the world economy it is necessary to develop special economic zones in the Russian Federation in order to attract capital, create jobs, and ensure stable economic growth. To this end, it is proposed to simplify the procedure of registration of residents of special economic zones, reduce the minimum amount of investment to start a business, expand the list of types of business activities that can be the object of investment, which, in turn, will adequately respond to numerous modern challenges and will contribute to the sustainable development of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования организации особых экономических зон в Российской Федерации»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2019 ТОМ 21 № 2 65

DOI: 10.22394/2070-8378-2019-21-2-65-70

Направления совершенствования организации особых экономических зон в Российской Федерации

КСЕНИЯ ВИКТОРОВНА ЗАЙКОВА, аспирант

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (Российская Федерация, 119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: zaykova-kv@ranepa.ru

Аннотация: В статье осуществлен анализ актуальных проблем организации и функционирования особых экономических зон в Российской Федерации на современном этапе. Автор указывает, что упрощение входных барьеров для инвесторов / резидентов особых экономических зон России, отвечающих современным вызовам, обеспечит не только реализацию стоящих перед страной задач, но также окажет существенное влияние на конкурентоспособность самого государства. Этот тезис неоднократно служил предметом многочисленных публикаций, что означает понимание обществом и современной наукой необходимости в эффективном функционировании особых экономических зон в Российской Федерации. Новизна подхода, продемонстрированного автором, определяется анализом национальной системы организации и функционирования особых экономических зон в сравнении с лидером в данной области - особыми экономическими зонами Объединенных Арабских Эмиратов. В ходе анализа выявлены современные проблемы организации и функционирования особых экономических зон Российской Федерации, отмечается, что Правительству Российской Федерации прежде всего необходимо определиться в степени необходимости существования и развития особых экономических зон для экономики России. Автор делает вывод о том, что в контексте развития мировой экономики развитие особых экономических зон необходимо для привлечения капитала, создания рабочих мест, обеспечения стабильного экономического роста. С этой целью предлагается: упростить процедуру регистрации резидентов особых экономических зон, снизить минимальный объем инвестиций для открытия бизнеса, расширить перечень видов предпринимательской деятельности, которые могут являться объектом инвестирования, что, в свою очередь, позволит адекватно отвечать на многочисленные современные вызовы и будет способствовать устойчивому развитию экономики России.

Ключевые слова: особые экономические зоны, государственно-частное партнерство, налоговые льготы для резидентов особых экономических зон, резидент особой экономической зоны, инвестор

Статья поступила в редакцию 11 апреля 2019 года.

Зайкова К.В. Направления совершенствования организации особых экономических зон в Российской Федерации. Государственная служба. 2019. № 2. С. 65-70.

DIRECTIONS FOR IMPROVING THE ORGANIZATION OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN THE RUSSIAN FEDERATION

KSENIYA V. ZAYKOVA, postgraduate student

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, prospekt Vernadskogo, Moscow, Russian Federation, 119571). E-mail: zaykova-kv@ranepa.ru

Abstract: The article analyzes the current problems of the organization and functioning of special economic zones in the Russian Federation at the present stage. The author points out that the simplification of entry barriers for investors/residents of special economic zones of Russia, meeting modern challenges, will not only ensure the implementation of the country's tasks, but also will have a significant impact on the competitiveness of the state itself. This thesis has repeatedly been the subject of numerous publications, which means that society and modern science understand the need for the effective functioning of special economic zones in the Russian Federation. The novelty of the approach demonstrated by the author is determined by the analysis of the national system of organization and functioning of special economic zones in comparison with the leader in this field - the special economic zones of the United Arab Emirates. The analysis reveals the current problems of the organization and functioning of special economic zones of the Russian Federation, it is noted that the Government of the Russian Federation first of all needs to determine the extent of the need for the existence and development of special economic zones for the Russian economy. The author concludes that in the context of the development of the world economy it is necessary to develop special economic zones in the Russian Federation in order to attract capital, create jobs, and ensure stable economic growth. To this end, it is proposed to simplify the procedure of registration of residents of special economic zones, reduce the minimum amount of investment to start a business, expand the list of types of business activities that can be the object of investment, which, in turn, will adequately respond to numerous modern challenges and will contribute to the sustainable development of the Russian economy. Keywords: special economic zones, public-private partnership, tax incentives for residents of special economic zones, resident of a special economic zone, investor

The article was received on April 11, 2019.

Zaykova K.V. Directions for improving the organization of special economic zones in the Russian Federation. Gosudarstvennaya sluzhba. 2019. № 2. P. 65-70. In Russian

Введение

Численность особых экономических зон в мире по итогам 2018 года превысила 40001. В основном, особые экономические зоны по континентам распределены следующим образом (таблица 1):

Таблица 1. Особые экономические зоны в мире2 Data chart 1. Special economic zones in the world

Страны/континенты Количество ОЭЗ, ед.

Европа Более 501

Азия Более 841

Ближний Восток Более 56

Америка Более 630

Россия 26

Африка Более 145

Австралия Более 10

В особых экономических зонах России в настоящее время насчитывается 603 резидента, объем заявленных инвестиций составляет 807 млрд рублей, а объем осуществленных инвестиций - 244 млрд рублей, количество созданных рабочих мест - 24 595 единиц, объем уплаченных обязательных платежей (налогов, таможенных платежей) - 64 млрд рублей3.

Сегодня в Российской Федерации насчитывается 26 особых экономических зон (далее ОЭЗ), из них две - в форме государственно-частного партнерства (далее ГЧП), одна является частной собственностью, остальные - государственные. Все зоны - типа Greenfield (новый земельный участок промышленного назначения для строительства индустриального парка «под ключ», подразумевается строительство с нуля). Среди 26 особых экономических зон: восемь действующих, остальные - в статусе «создается», «намерения» или «проектируемый»4.

Следует отметить, что особые экономические зоны в форме государственно-частного партнерства находятся в статусе «создается», подобная форма является относительно новой для создания ОЭЗ в России. Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это конструктивное взаимодействие власти и бизнеса в сфере транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, телекоммуникаций, социальной сферы и т.д.

Анализ условий формирования и функционирования особых экономических зон

Государственно-частное партнерство (ГЧП) считается одним из наиболее перспективных направлений совершенствования взаимодействия государства

1 https://iq-offshore.com/news/fri-zony-mira-preimusestva

2 http://uecs.ru/makroekonomika/item/4499-2017-07-21-08-59-21

3 www.russez.ru

4 https://russiaindustrialpark.ru/article/perechen-spisok-osobyh-

ekonomicheskih-zon-rossii-2018-god

и частного сектора в различных сферах экономической деятельности [Оболонкова, 2016. С. 7-12]. Существуя на пересечении государственного и частного секторов экономики и аккумулируя их элементы, ГЧП в действительности представляет собой качественно новое явление, которое рассматривается с теоретической точки зрения как третий сектор экономики, помимо частного и государственного. В аспекте системного подхода можно рассматривать ГЧП как особую форму взаимодействия указанных секторов экономики [Макаров, 2009. С. 22-28]. В то же время это институциональный союз между государством и бизнесом в целях создания и реализации общественно-значимых проектов и программ в различных отраслях промышленности, научной и инновационной сферах [Волкова, Конопкина, 2010. С. 43-47]. Государственно-частное партнерство также предстает как система, в которой общественная услуга или предприятие финансируется и управляется посредством партнерства между правительством и компаниями частного сектора [Шевлякова, 2016. С. 304-307].

На практике эта форма взаимодействия подразумевает, что инициатором осуществления социально значимых проектов и программ является государство, при этом частный бизнес присоединяется к их реализации.

Основная сфера применения ГЧП в мире - постройка автомагистралей, электростанций, портов, новых промышленных зон, индустриальных парков. Большую долю ГЧП занимают проекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

На сегодняшний день в мировых рейтингах особых экономических зон в десятку лидеров входят ОЭЗ Объединенных Арабских Эмиратов, Таиланда, Сербии, Польши, Панамы, Китая, Индии5 [Cheesman, 2012; Douglas, 2016].

Объединенные Арабские Эмираты выступают основным рынком, который может предложить наибольшее число бизнес-возможностей, благодаря принятым моделям государственно-частного партнерства. Компания BMI Research провела исследование, в ходе которого подтвердилось, что рынки ОАЭ, Египта и Кувейта обладают в этом смысле наибольшим потенциалом для международных компаний6. Только в ОАЭ на начало 2019 года насчитывается 38 особых экономических зон.

В ноябре 2015 года в ОАЭ вступил в силу закон Дубая № 22, официально закрепляющий намерение эмирата привлечь инвесторов из частного сектора к участию в реализации стратегии развития региона. Этот закон был принят для привлечения средств частного бизнеса, чтобы стимулировать финансирование стратегически важных проектов в Дубае

5 http://www.russez.ru/userfiles/File/20181008%20fDi.pdf

6 http://arafnews.ru/news/rynok-oae-priznan-odnim-iz-luchshih-

po-potentsialu-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva.html

в рамках подготовки многочисленных проектов по строительству трубопроводов, в том числе в рамках подготовки ко всемирной выставке «Экспо-2020»7.

Закон предусматривает прозрачные способы определения проектов, выбора сторон и реализации договоров и устанавливает обязательство государства по формированию среды, которая в будущем должна привлечь частные инвестиции. В соответствии с документом расширена роль частного сектора при предложении финансирования, устранена необходимость разработки законодательства с учетом особенностей проектов для частных компаний и государства. Новые возможности, открываемые законом, включают создание новых проектов, привлекательных для инвесторов из частного сектора.

Действие упомянутого закона распространяется на все организации, стремящиеся принять участие в тендерах без ограничения по стране регистрации при условии, что такая организация соответствует требованиям, предусмотренным конкретным тендерным проектом; при этом финансирование осуществляется из государственного бюджета правительства Дубая, а потому необходимо его утверждение, а также утверждение со стороны Верховного комитета ^С) Дубая. Однако существуют некоторые ограничения по конкретным секторам, в том числе в отношении сектора водоснабжения и электроснабжения, при этом в дальнейшем SLC может ввести ограничения в отношении иных секторов.

Одно из основных преимуществ, которое предлагает данный закон - это свобода государства в выборе альтернативных схем проектов, которые оно сочтет подходящими, исходя из потребностей конкретного намеченного проекта.

Опыт ОАЭ свидетельствует, что создание особых экономических зон в форме государственно-частного партнерства - это перспективное направление и для инвесторов, и для государства.

В Российской Федерации также в 2015 году был принят аналогичный закон. Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» определяет государственно-частное партнерство как юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов и распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

Однако особых экономических зон, функционирующих в форме государственно-частного партнерства, не появилось. Возможно, проблема содержится

7 https://businessemirates.ae/content/pr/178/11461/

в перечне ограничений, установленных данным федеральным законом и аналогичным нормативным актом об ОЭЗ8. Согласно ФЗ № 116 «Об особых экономических зонах», под особыми экономическими зонами понимается часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: промыш-ленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. В то время, как в ОАЭ правительством определен более широкий спектр видов предпринимательской деятельности для ОЭЗ. Так, только в медиа-зоне twofour54 инвестор может участвовать в следующих видах деятель-ности9:

• создание различных рекламных материалов;

• анимация;

• киноиндустрия;

• производство цифрового контента для кино (например, программы CGI или 3D);

• создание обучающих материалов;

• разработка компьютерных игр;

• графический дизайн;

• создание контента для мобильных устройств (например, контент-услуг);

• создание музыки и песен и их продажа;

• производство музыкальных клипов;

• производства иного электронного контента (например, электронные книги, гиды и т. д.);

• постановка театральных представлений и спектаклей;

• производство печатных изданий (журналы, газеты, бюллетени, справочники, брошюры, и т.д.);

• производство контента для радио;

• разработка программного обеспечения;

• телеиндустрия;

• дизайн и разработка веб-страниц (например, сайты, поисковики, форумы, электронные площадки и электронные библиотеки).

Помимо указанных выше предприниматель может заниматься прочими видами предпринимательской деятельности, например: организация бренд-агентств, проведение мероприятий, фестивалей, выставок, конференций; оказание информационных услуг (например, проведение маркетинговых исследований, анализ публикаций в СМИ); совершенствование маркетинговых коммуникаций; создание и организация медиа-контента; пост-продакшн (для кино и телевидения, например, монтаж); создание профессиональных ассоциаций (в форме некоммерческих

8 Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ (последняя редакция от 18 июля 2017 года № 177-ФЗ).

9 https://www.government.ae/#/

Таблица 2. Ставки налогов для резидентов ОЭЗ в РФ в 2019 г.

Data chart 2. Tax rates for residents of Special Economic Zones in the Russian Federation in 2019

Особые экономиче- Страховые взно- Налог на при- Налог на имущество, Транспортный налог, % Земельный налог, %

ские зоны РФ сы, % быль, % %

Технико- Достигает 28%, 13,5 Первые 10 лет освобо- Устанавливается законом Первые 5 лет освобожда-

внедренческие в 2011 г. состав- ждаются от уплаты; субъекта РФ (Томск - ются от уплаты налога,

(Томск, Дубна, лял 14% данная льгота может первые 10 лет - освобо- данная льгота может

Зеленоград, Санкт- быть продлена зако- ждается от уплаты, быть продлена законом

Петербург, ном субъекта РФ остальные ОЭЗ - первые субъекта РФ

Иннополис) 5 лет - освобождаются от уплаты, по ОЭЗ Иннополис - пока нет закона субъекта)

Промышлен- Освобождаются Устанав- Первые 10 лет освобо- Устанавливается законом Первые 5 лет освобожда-

но-производст- ливается зако- ждаются от уплаты субъекта РФ (Титановая ются от уплаты налога,

венные (Алабуга, ном субъекта долина - льготный пери- данная льгота может

Липецк, Тольятти, РФ, не более од составляет 11 налого- быть продлена законом

Титановая долина, 13,5% вых периодов) субъекта РФ (Алабуга

Моглино) и Титановая долина - 10 лет освобождаются от уплаты налога)

Туристско- Устанав- Первые 10 лет освобо- Устанавливается законом Первые 5 лет освобожда-

рекреационные ливается законом субъекта РФ, не более 13,5% ждаются от уплаты субъекта РФ ются от уплаты налога, данная льгота может быть продлена законом субъекта РФ

Портовые Освобождаются Устанав- Первые 10 лет - осво- Льготный период состав- Льготный период состав-

(Ульяновская об- ливается зако- бождаются от уплаты; ляет 10 лет с момента ре- ляет 5 лет с момента воз-

ласть, Хабаровский ном субъекта данная льгота может гистрации, далее устанав- никновения права соб-

край, Мурманская РФ, не более быть продлена зако- ливается законом субъек- ственности

область) 13,5% ном субъекта РФ (Ульяновская область - первые 15 лет освобождается от уплаты) та РФ (законодательство Мурманской области не сформировано)

организаций); совершенствование PR-процессов; правовое сопровождение деятельности; обучение (в сфере СМИ).

В особых экономических зонах ОАЭ также представлены публикационно-медийные виды деятельности, к которым относят: издание книг, журналов, газет; телетрансляции через ТВ-станции или через спутник; радиовещание через наземные станции или через спутник. Все упомянутые виды деятельности подлежат обязательному лицензированию.

На Дубайской товарно-сырьевой бирже предприниматель может выбрать для инвестирования из 600 видов предпринимательской деятельности, охватывающих 20 секторов экономики: энергетика, сырье, золото, алмазы, технологии, строительство, товары народного потребления, здравоохранение, авиация, образование, средства массовой информации, консалтинг, финансовые услуги и услуги по личностному росту.

Система налогообложения и процедура регистрации свободных экономических зон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо указанных преимуществ значимо привлекательной является система налогообложения резидентов. В особых экономических зонах ОАЭ отсутствуют налоги, т.е. ставка по налогу на прибыль, налогу на

добавленную стоимость, земельному, транспортному налогам, страховым взносам равна 0%. В Российской Федерации применяется льготный режим налогообложения, что, безусловно, является преимуществом для резидентов и привлекает предпринимателей [Федорова, 2015].

Из таблицы 2 видно, что в 2019 году в России действуют пониженные ставки налога на прибыль - не более 13,5% для всех видов особых экономических зон; налог на имущество по ставке 0% взимается 10 лет с момента оформления права собственности, подобный налоговый режим может быть продлен законом субъекта федерации, льготы по транспортному налогу устанавливаются законом субъекта (например, для ОЭЗ Дубна, Зеленоград, СПБ, Алабуга, Липецк и др. - льготный период составляет 5 лет, а для ОЭЗ Томск - 10 лет, Титановая долина - 11 налоговых периодов, для портовых ОЭЗ - 10 лет); льготы по земельному налогу также устанавливаются законом субъекта РФ (по технико-внедренческим, промыш-ленно-производственным, туристско-рекреацион-ным ОЭЗ льготный период составляет, как правило, 5 лет и может быть продлен законом субъекта, для портовых ОЭЗ - 10 лет). Ставка налога на добавленную стоимость для портовых ОЭЗ составляет 0% на работы (услуги), выполненные (оказанные) резиден-

тами ОЭЗ на территории ОЭЗ на срок существования ОЭЗ (49 лет) 10.

Чтобы стать резидентом особой экономической зоны в России, например, «Дубна»,11 необходимо:

Подать в Министерство инвестиций и инноваций Московской области пакет документов, предварительно согласовав с Управляющей компанией ОЭЗ ТВТ «Дубна», который включает:

• заявку на заключение соглашения об осуществлении технико-внедренческой или промыш-ленно-производственной деятельности, которая в обязательном порядке должна содержать: сведения о предполагаемой деятельности заявителя, соответствующей типу особой экономической зоны, сведения о площади земельного участка, необходимой для предполагаемой деятельности заявителя, и сведения о предполагаемых объемах капитальных вложений;

• копию свидетельства о государственной регистрации;

• копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

• копии учредительных документов;

• расчёт электроэнергии, необходимой для ведения технико-внедренческой или промышленно-про-изводственной деятельности в соответствии с РТМ 36.18.32.4-92 (указания по расчёту электрических нагрузок);

• бизнес-план по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2006 года № 75.

Защитить свой проект на Экспертном совете при Правительстве Московской области.

Заключить с Правительством Московской области соглашение о ведении технико-внедренческой или промышленно-производственной деятельности и получить свидетельство резидента ОЭЗ ТВТ «Дубна».

Если же обратиться к процедуре открытия бизнеса в особых экономических зонах в ОАЭ, то можно отметить, что сама процедура также включает несколько этапов12:

Определение вида деятельности: выбор организационно-правовой формы (для юридических и физических лиц). Компании, входящие в список резидентов одной из зон ОАЭ, могут открывать филиалы в других свободных экономических зонах страны.

Соблюдение требований к капиталу. Требования к капиталу в свободных зонах в ОАЭ различны. Например, отсутствует минимальный капитал в ОЭЗ twofour54 Абу-Даби. Для открытия бизнеса в ОЭЗ аэропорт Дубай потребуется не менее одной тысячи дирхамов. В ОЭЗ Kizad минимальный капитал для создания общества с ограниченной ответственно-

10 http://economy.gov.ru/minec/main

11 http://oezdubna.ru/investors

12 https://www.government.ae/#/

стью составляет 150 тысяч дирхамов, так же и в ОЭЗ Хамрия инвестору для открытия бизнеса необходимо иметь капитал не менее 150 тысяч дирхамов.

Выбор названия предприятия/фирмы.

Выбор помещения. В свободных экономических зонах ОАЭ можно купить или арендовать офисные помещения. Например, в Дубайском товарном центре можно арендовать «гибкие офисы» (новая форма оптимизации использования помещений, характеризуется присутствием «общих» рабочих мест, не закрепленных за определенными людьми13) площадью 20-30 кв. метров, 200-265 кв. метров или офисы на нескольких этажах общей площадью 2000 кв. метров каждый.

Получение разрешения на ведение предпринимательской деятельности или лицензии. Чтобы получить необходимые разрешения, необходимо подать заявление в администрацию свободной экономической зоны, включающее: бизнес-план; копию свидетельства о регистрации; цветные копии паспортов собственников и руководителя компании; образцы подписей собственников и руководителя компании; проверенные аудитором финансовые отчеты компании за последние два года или справку из банка о состоянии счета каждого акционера. Регистрация предприятия.

После получения исходно-разрешительной документации, оплачивается регистрационный взнос.

Документы, необходимые для регистрации: приказ о назначении директора компании; учредительный договор и устав компании (нотариально заверенный); образец подписи руководителя / членов правления (нотариально заверенный); фотография директора / членов правления; информация об акционерном капитале.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России понимают необходимость особых экономических зон, их значимость для развития регионов, однако практика их функционирования пока недостаточно эффективна. В этом вопросе целесообразно изучить зарубежный опыт, так как анализ показывает, что, например, в ОАЭ нормативная база способствовала росту инвестиционной привлекательности особых экономических зон [Frick, Icon, Wong, 2019. P. 30-64], а российский федеральный закон о государственно-частном партнерстве пока не послужил толчком к их развитию. Налоговые льготы, безусловно, являются стимулом для инвесторов, но не обеспечивают устойчивого роста инвестиционной привлекательности регионов.

С целью развития особых экономических зон в Российской Федерации целесообразно:

упростить процедуру регистрации резидентов особых экономических зон (сегодня в России про-

13 https://lenta.ru/articles/2015/07/09/flexoffice/

цедура занимает около десяти дней14, в то время как в ОАЭ - два-три дня15);

снизить минимальный объем инвестиций для открытия бизнеса (в Российской Федерации он составляет не менее 150 миллионов рублей, помимо этого предприниматель обязан занять в производстве не менее 10 человек, для малого бизнеса сумма вложений составляет около 20 миллионов рублей; в ОАЭ

14 https://zhazhda.biz

15 https://www.uae-consulting.com

в ряде зон вообще отсутствуют требования к начальному капиталу16);

расширить перечень видов предпринимательской деятельности, которые могут являться объектом инвестирования.

Подобные рекомендации позволят развить особые экономические зоны Российской Федерации, стимулировать экономический рост и вывести экономику России на принципиально новый уровень.

16 https://www.uae-consulting.com

Литература

Cheesman A. Special Economic Zones & Development: Geography and Likages in the Indian EOU Scheme. The Barlett University College London, 2012.

Douglas Z.Z. Special Economic Zones: Lessons from the Global Experience. PEDL Synthesis Paper Series. 2016, No 1. Р. 1-28.

Susanne A. Frick, Andrés Rodríguez-Pose Icon & Michael D. Wong Toward Economically Dynamic Special Economic Zones in Emerging Countries. Economic Geography. 2019. Volume 95. P. 30-64.

Волкова Т.И., Конопкина А.А. Государственно-частное партнерство как инструмент инновационного развития региона // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием. Сборник научных трудов. Тюмень, 2010.

Макаров И.Н. Государственно-частное партнерство сегодня. Современная экономика: регулирование и партнерство. Российское предпринимательство. 2009. № 8-2. С. 22-28.

Оболонкова Е.В. Свободные (особые) экономические зоны: цели и причины создания. Законодательство и экономика. 2016. № 5. С. 7-12.

Шевлякова Н.Ю. Государственно-частное партнерство региона как фактор регионального развития. Электронный научный журнал. 2016. № 12--2 (15). С. 304-307.

Федорова П.В. Исследование предпринимательской деятельности на территории особых экономических зон. М.: ЛитПресс, 2015.

References

Cheesman A. Special Economic Zones & Development: Geography and Likages in the Indian EOU Scheme. The Barlett University College London, 2012. In English Douglas Z.Z. Special Economic Zones: Lessons from the Global Experience. PEDL Synthesis Paper Series. 2016, No 1. P. 1-28. In English Fedorova P. V Research of business activity on the territory of special economic zones. M.: LitPress, 2015. In Russian Makarov I. N. Public-private partnership today. Modern economy: regulation and partnership. Rossijskoe predprinimatelstvo. 2009. № 8-2. P. 22-28. In Russian Obolonkova E. V. Free (special) economic zones: objectives and reasons for establishment. Zakonodatelstvo i economica. 2016. № 5.

P. 7-12. In Russian Shevlyakova N. Y. Public-private partnership of the region as a factor of regional development. Elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2016. № 12-2 (15). P. 304-307. In Russian Susanne A. Frick, Andrés Rodríguez-Pose Icon & Michael D. Wong Toward Economically Dynamic Special Economic Zones in Emerging Countries. Economic Geography. 2019. Volume 95. P. 30-64. In English Volkova T. I., Konopkina A. A. Public-private partnership as a tool of innovative development of the region // Innovations in the management of regional and sectoral development. Collection of scientific papers. Tyumen, 2010. In Russian

ЧТО ЧИТАТЬ

особые экономические зоны. теоретико-методологические аспекты развития. книга 1. Монография. М.: Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 351 с. особые экономические зоны. Зарубежный и отечественный опыт. книга 2. Монография. М.: Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 287 с.

Монография в 2 книгах подготовлена коллективом ведущих отечественных и зарубежных специалистов в сфере экономики для формирования облика новой магистерской дисциплины. Исследованы теоретические основы организации особых экономических зон и возможности их использования как точек экономического роста. Рассмотрены организационные аспекты создания и функционирования особых экономических зон. Сформулированы возможности использования особых экономических зон как инструмента региональной политики. Исследована роль таможенного регулирования в особых экономических зонах. Рассмотрены налоговые режимы особых экономических зон. Исследованы методологические проблемы оценки эффективности особых экономических зон. Для магистрантов, аспирантов, преподавателей экономических специальностей вузов, а также специалистов в сфере региональной экономики и налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.