МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070
негативные последствия. Непосредственным объектом экоцида как преступления против безопасности человечества признаются интересы обеспечения физического существования как человечества в целом, так и неопределенного круга лиц на той или иной территории [3].
Проблемы качественного водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации, а также проблемы качества питьевой воды в регионах России также можно отнести к защите прав потребителей. Вода - это единственный в мире потребляемый ресурс жизнь без неё невозможна для любых живых существ. Так, забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в него регулируются водным законодательством. Требования к качеству и безопасности воды систем водоснабжения устанавливаются законодательством в области обеспечения санэпидблагополучия населения и о техрегулировании. Отношения в сфере горячего водоснабжения (кроме обеспечения качества и безопасности) с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) регулируются Законом о теплоснабжении [4]. Однако, это не исключает, а порой предполагает заботу о потребителях.
Сегодня союзы потребителей многих стран объединены во Всемирную организацию союзов потребителей. Начиная с 1983 г. под эгидой этой организации отмечается День защиты прав потребителей. Список использованной литературы:
1. Греченкова О.Ю., Нелипа В.А. История развития потребительского законодательства в Российской Федерации//Вестник магистратуры. 2014. №12-3(39). С. 139-141
2. Что придет на смену Киотскому протоколу//Газета Зелёный мир, 2014г. № 12.
3. Греченкова О.Ю. Отдаленные последствия экоцида для природы и человечества. Молодой ученый. 2017 № 8(142) с.101-103
4. Шубина Е.А., Греченкова О.Ю. Нормативно-правовое регулирование водоснабжения и водоотведения и проблемы, связанные с качеством питьевой воды в Ростовской области. Журнал «Инновационная наука», АЭТЭРНА (Уфа) № 2-2, 2017. С.146-149.
©Набока Т.В., 2017
УДК 343
О.М. Овчинников
докт. пед. наук, доцент Государственный гуманитарно-технологический университет,
г. Орехово-зуево, РФ e-mail: [email protected] Владимирский юридический институт ФСИН России,
г. Владимир, РФ
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением современной обстановки в сфере противодействия незаконному обороту оружия, выделяются ключевые тенденции, подчеркивается специфика общественной опасности данных преступлений. На основе последовательных рассуждений предлагаются направления по оптимизации работы оперативных подразделений в данном направлении.
Ключевые слова
Незаконный оборот оружия, оперативные подразделения, взаимодействие, общественная безопасность, преступные группы.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_
Сложная криминальная обстановка в России сопровождается существенными негативными изменениями качественных показателей, характеризующих современную преступность. Криминальная агрессия приобретает порой чудовищные формы, характеризующиеся невиданной прежде жестокостью. К числу опаснейших явлений, ставших угрозой общероссийского масштаба, относятся преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Существующий незаконный оборот этих предметов и использование их преступным элементом способствуют обострению криминологической ситуации в стране, создают реальную угрозу государственной и общественной безопасности. При этом нельзя не отметить, что наиболее опасная -организованная форма незаконного оборота оружия чаще всего не попадает в поле зрения правоохранительных органов, поэтому при оценке ситуации и разработке мер борьбы с этим явлением нужно учитывать высокий уровень латентности таких преступлений.
В 2015 году в России зарегистрировано около 11500 убийств и покушений на убийство, 155 фактов бандитизма, 396 фактов похищения человека [1]. Большая часть этих преступлений сопряжена с незаконным оборотом оружия. Анализ современного состояния преступности в сфере незаконного оборота оружия дает достаточные основания прогнозировать дальнейшее осложнение криминологической ситуации. При этом необходимо отметить, что сотрудники оперативных подразделений, выполняющие функцию по борьбе с данной категорией преступлений, сталкиваются с недостаточно изученными до настоящего времени явлениями, которые не нашли адекватного отражения в теории и практике оперативно-розыскной деятельности. Предпринимаемые меры, которые должны противостоять данной сфере криминальной деятельности, не приносят ожидаемых позитивных результатов. В то время как состояние и тенденции, характеризующие современную преступность в сфере незаконного оборота оружия, свидетельствуют о достаточно серьезной угрозе, которую он представляет для стратегических интересов и национальной безопасности России.
В этой связи проблема существенного повышения эффективности деятельности спецслужб и правоохранительных органов по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, приобретает характер одной из важнейших межотраслевых, междисциплинарных научных и практических задач.
Эти обстоятельства диктуют необходимость углубленного изучения соответствующих явлений, которое бы позволило внести необходимые коррективы в правоприменительную практику. Только единая, целенаправленная и скоординированная деятельность всех ведомств и служб, задействованных в борьбе с незаконным оборотом оружия, может обеспечить необходимое предупредительное воздействие на складывающуюся оперативную ситуацию и способствовать ее стабилизации.
Незаконный оборот оружия и боеприпасов занимает особую нишу в структуре преступности России и поэтому является одним из факторов, в значительной степени осложняющих современную криминогенную обстановку. На фоне неуклонного увеличения числа огнестрельного и иного оружия, приобретаемого как физическими, так и юридическими лицами, вопросы юридической ответственности по-прежнему остаются проблемными.
Общественная опасность правонарушений, связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, продолжает оставаться одной из актуальных проблем нашего общества. Это вызвано не только тем, что они и сами по себе представляют серьезную опасность, но и провоцируют увеличение числа различных видов тяжких преступлений, являются одним из источников напряженности в обществе, а также покоя граждан по поводу угрозы для их личной жизни. Во многих случаях насильственным и корыстным преступлениям предшествует незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление и хищение оружия и боеприпасов, которые затем используются в преступных целях. Существуют и обратные взаимосвязи этих видов противозаконного поведения, когда преступление совершается исключительно с целью завладения оружием и боеприпасами.
Как показывает следственно-судебная практика, в последние годы преобладающее большинство разобщенных и ликвидированных правоохранительными органами преступных группировок имели на вооружении огнестрельное оружие и боеприпасы. Это свидетельствует о том, что организованная
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_
преступность в стране проявляет повышенный интерес к оружию и боеприпасам, имеет возможность добыть их по нелегальным каналам и использовать при совершении преступлений. Также выявлены многочисленные факты установления преступных связей региональных групп лиц, занимающихся незаконной торговлей оружием и боеприпасами, с международной преступной сетью по торговле оружием.
Учитывая, что в стране проживает достаточно большое количество лиц, прибывших из ближнего и дальнего зарубежья нелегально, официальные статистические данные о состоянии преступности (в том числе и по линии незаконного оборота оружия) иностранных граждан и лиц без гражданства не отражают действительную криминализацию в их среде.
Изложенное позволяет заключить, что для повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, изъятия из незаконного оборота этих предметов, необходимо организовывать оперативную работу по следующим направлениям:
- совместное изучение, анализ и оценка данных оперативной обстановки;
- изучение и принятие решений по поступающим в органы внутренних дел сообщениям о преступлениях и иных происшествиях;
- разработка совместных планов следственных и оперативно-розыскных мероприятий по конкретным уголовным делам и участие в проведении данных мероприятий;
- организация совместной работы по оперативному внедрению в преступную группу, использование метода контролируемой поставки оружия, проведение других оперативно-розыскных мероприятий с целью изъятия из незаконного оборота оружия, до возбуждения уголовного дела;
- организация и проведение совместных оперативных совещаний по обсуждению проблем раскрытия и расследования конкретных преступлений (в том числе рассмотрение вопросов исполнения поручений следователей (дознавателей) сотрудниками оперативных и других служб);
- информирование заинтересованных сторон о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, связанных с применением огнестрельного оружия и боеприпасов. Обмен оперативной и иной информацией по линии борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов;
- планирование и проведение (в профилактических целях или при наличии конкретной информации) оперативно-розыскных, профилактических и специальных операций по выявлению и изъятию из незаконного оборота оружия и боеприпасов;
- анализ результатов проведенных оперативно-розыскных, профилактических и специальных операций, разработка на этой основе совместных мероприятий по повышению эффективности борьбы с данными видами преступлений и совершенствованию форм взаимодействия служб и подразделений в борьбе с преступностью;
- анализ фактов неправомерного применения оружия, имеющегося у физических и юридических лиц, а также фактов утрат и хищений оружия и боеприпасов у этих лиц: выявление их причин и разработка профилактических мер по устранению недостатков;
- организация и проведение совместных мероприятий, направленных на проверку соблюдения установленных на объектах производства, хранения, реализации и использования оружия и боеприпасов требований пропускного, внутриобъектового и других режимов, функционирования технических средств охраны и т.д.;
- проведение совместных мероприятий по проверке соблюдения требований законодательства при коллекционировании или экспонировании оружия и боеприпасов, использовании оружия при проведении8 охоты, спортивной стрельбы и т.д.;
- обеспечение совместного оперативного прикрытия объектов производства и ремонта, торговли, хранения, использования оружия и боеприпасов (заводы-изготовители оружия, торговые организации, музеи, хранилища оружия и т.д.);
- организация совместных мероприятий по оперативному прикрытию процесса перемещения (перевозки) крупных партий оружия и боеприпасов, проведения работ по списанию и уничтожению (утилизации) партий оружия и боеприпасов.
Таким образом, для эффективной работы по противодействию незаконному обороту оружия и
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070
боеприпасов, требуется тесное взаимодействие и координация деятельности всех имеющих отношение к этой работе министерств и ведомств, в том числе и взаимодействие оперативных служб и подразделений. Список использованной литературы:
1. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 27.03.2017).
2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ.
© Овчинников О.М., 2017
УДК 340.15
Плеханов И.В.
Юридический факультет Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МИРОВЫМ СУДЬЯМ (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ)
Аннотация
Статья посвящена исследованию исторических особенностей требований, предъявляемых к мировым судьям в Великобритании. Автор доказывает зависимость требований, предъявляемых к мировым судьям, от конкретного исторического периода развития общества и государства.
Ключевые слова
Правосудие, судебная власть, мировая юстиция, мировой судья, требования к судьям.
На настоящий момент история мировой юстиции в мире насчитывает несколько столетий. Формируясь в различных регионах мира, мировая юстиция, несомненно, имеет свои особенности. Нельзя не отметить и влияния правовой системы одного государства на правовую систему других государств. В условиях глобализации это влияние проявляется особенно сильно; многие компаративисты отмечают начавшийся процесс конвергенции правовых систем.
В то же время, основополагающее значение имеет вопрос о том, кто может осуществлять судебную власть. Требования к личности судьи, к его уровню знаний, компетенции, жизненному опыту, поведению, напрямую связаны со средой, сформировавшей его. Процесс социализации, заключающийся в развитии формировании социально значимых качеств личности и, как следствие, самой личности, осуществляется с помощью агентов социализации (семья, школа, окружение и проч.). А они, в свою очередь, есть продукт эпохи. По этой причине исторический аспект исследования требований, предъявляемых к мировым судьям, особенно значим. Он позволяет увидеть определённые закономерности в связи требований к судьям с общим путём формирования личности в обществе.
Стоит также учитывать, что российское право и связанные с ним институты власти, в особенности -власти судебной, развиваются вовсе не в условиях культурной изоляции. Наше государство активно впитывает и применяет важнейшие достижения других государств, преломляя их через призму культуры и собственной истории. Не является исключением и мировая юстиция. Этот институт формируется не без влияния английского института мировых судей. Хотя, конечно, рецепция мировой юстиции в нашей стране носит опосредованный характер. По мнению учёных, Россия реципировала французскую модель мировой юстиции, в основе которой, в свою очередь, лежал институт мирового суда Англии [См.: 4].
Таким образом, сравнительно-исторический анализ требований, предъявляемых к мировым судьям